Глава 15 1–9. Новый отказ Иеговы на молитву пророка. 10–21. Душевные страдания пророка и ободрение его Богом. Иер.15:1–9 . Господь не хочет простить Своему народу, потому что он не заслуживает этого. Народу остается принять все наказания, определенные ему праведным судом Божиим, и пророк видит уже осуществление этого приговора. Иер.15:1 .  И сказал мне Го­с­по­дь: хотя бы пред­стали пред лице Мое Мо­исей и Самуил, душа Моя не прикло­нит­ся к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут. Моисей и Самуил, как и в Пс 98.6 , выводятся здесь как такие ходатаи за народ, которых ходатайство Иегова принимал ( Исх 32.11 и сл.; Чис 14.13 и сл. 1Цар 7.9 и сл.; 1Цар 12.18 ). Но теперь даже и эти ходатаи не могли бы быть услышаны Богом – до того велика преступность народа иудейского пред Богом! – «Пусть они отойдут». Евреи, очевидно, сами явились в храм умолять о прощении. Иер.15:3 .  И по­шлю на них четыре рода казней, говорит Го­с­по­дь: меч, чтобы уби­вать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей по­левых, чтобы по­жирать и истреблять; Псы, птицы (хищные) и звери являются для того, чтобы пожирать трупы убитых иудеев и, как существа нечистые, осквернить их этим. Иер.15:4 .  и отдам их на озлобле­ние всем царствам земли за Манассию, сына Езекии, царя Иудейского, за то, что он сделал в Иерусалиме. «Отдам их на озлобление» – точнее с евр.: сделаю иудеев такими, что глядя на них и на их судьбу, все народы придут в содрогание. – «За Манассию». Эта мысль представляется повторением мысли писателя 4-й книги Царств ( 4Цар 21.11 и сл.; 4Цар 23.26 ; 4Цар 24.3 ). Иеремия едва ли мог сказать, что за грехи одного царя, который притом раскаялся и был возвращен из плена (см. 4Цар 21.11 и сл.), Бог погубит все-таки все население Иудеи. Если бы он так думал, то к чему служила бы и его проповедь о покаянии, с какою он в течение долгого времени обращался к народу своему?! Очевидно, Манассия здесь является только типом грешника-иудея. И в иудеях, своих современниках, пророк видит подражателей этого нечестивого царя, почему и возвещает им погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее , рядом с патриархами , по христианскому сказанию — на Голгофе . Общечеловеческое значение природы первого человека Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт. 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт. 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah - жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные ( Быт. 5, 1 ; 1 Пар 1 ), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама ( Лк 3, 23 -38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» ( Деян. 17, 26 ). Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» ( 1 Кор. 15, 47 ), но и «образом будущего» ( Рим. 5, 14 ), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком ( 1 Кор. 15, 47 ). «Второй» же Человек - это Иисус Христос ; одновременно Он - и «последний Адам» ( 1 Кор. 15, 47 , 45). Апостол, противопоставляя первого и второго Адама, указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» ( 1 Кор. 15, 48 ) - природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1 Кор. 15, 48 -49). Таким образом, будучи сыном Адама по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым Адамом. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4, 22 , 24).

http://drevo-info.ru/articles/21085.html

Несколько иначе представлены события в Галатам Послании. Согласно воспоминаниям ап. Павла, он с Варнавой и Титом отправился в Иерусалим «по откровению» (Гал 2. 1-2), а не по поручению Антиохийской Церкви. Для ап. Павла не подлежат сомнению ни его апостольский авторитет, ни его миссия среди язычников, ибо и то и другое основано на откровении Божием: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал 1. 11-12). Получив откровение и поручение от Бога, он не нуждался в санкционировании своей апостольской деятельности христ. руководителями в Иерусалиме. «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам» (Гал 1. 15-17). Новое путешествие в Иерусалим ап. Павел предпринял не ради оправдания своей миссионерской деятельности. Он хотел представить Иерусалимской Церкви свое «благовествование» среди язычников и себя как «апостола язычников», основавшего в языческом мире христ. Церкви (Гал 2. 2). Цель ап. Павла - утверждение единства христианства через взаимное признание Церкви в Иудее и основанных им Церквей в Сирии, Киликии (Гал 1. 21) и др. местах. Ап. Павлу важно также признание его апостольской деятельности среди иудеев и его как апостола среди язычников. Он берет с собой в Иерусалим Тита, эллина и необрезанного (Гал 2. 1, 3), как пример обращенного ко Христу язычника. В кн. Деяний св. апостолов о присутствии в Иерусалиме Тита не сообщается. В собрании апостолов и пресвитеров (Деян 15. 6) после длительной дискуссии были представлены мнения 3 сторон. Сначала говорил ап. Петр, который сравнил опыт собственной миссионерской деятельности, описанной в Деян 10. 1 - 11. 18, с результатами миссии ап. Павла и фактически поддержал т. зр. последнего: как иудеи, так и язычники спасаются благодатью по вере, а не за дела закона. «Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (Деян 15. 8-11). Затем собравшиеся выслушали «Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян 15. 12). Последним говорил брат Господень Иаков, обладавший большим авторитетом в Иерусалимской Церкви и являвшийся фактическим главой консервативных христиан из иудеев. Он высказал свое уравновешенное суждение - «не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деян 15. 19), и оно было принято собранием как общее решение.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимском ...

пророка Даниила, нечестивые клеветники этого пророка погибли вместо него, Дан 6.25 ), – составляло скорее благочестивое теократическое верование избранного народа Божия (ср. Ис 43.3 ), чем факт опыта, который (опыт) всегда даст гораздо более примеров противоположного свойства. На почве этого выражения могло создаваться убеждение, что общественное мнение всегда сорадуется счастью праведника и радуется гибели нечестивого (ст. 10–11, ср. Есф 8.15, 3.15 ), хотя действительность, конечно, предоставляет немало явлений и обратных тому. Во всяком случае, присутствие в городе людей праведных есть залог благополучия и общества (ср. Быт 18.24 сл.). Притч.11:12 .  Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. Притч.11:13 .  Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело. Притч.11:14 .  При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует. Притч.11:15 .  Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен. Следует ряд изречений разнородного содержания, частью в отношении к личной нравственной жизни человека, (ст. 12–13), частью в связи с общественными (ст. 15) и государственными (ст. 14) отношениями. Именно, осуждается как горделивое, презрительное отношение к ближнему, обыкновенно служащее признаком глупости гордого (ст. 12а ср. Притч 14.21 ), так и легкомысленное отношение к чести и доброму имени ближнего, выражающееся в распространении слухов и речей, служащих к его опорочению (ст. 13а, ср. Лев.19:16 ; Иер 9.3 ); похваляется, напротив, скромность, молчаливость (12б) и верность в хранении вверенной тайны (13б, ср. Сир 19.10, 27.16–21 ). В отношении народного управления одобряется присутствие при царе многих советников (ст. 14, сн. Притч 15.22, 24.6 ), разумеется, если они люди – глубокого ума и доброй совести. В ст. 15 повторяется, данное уже в Притч 6.1 предостережение против необдуманного поручительства, и одобряется житейская осторожность в этом отношении. Притч.11:16 .  Благонравная жена приобретает славу [мужу, а жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия. Ленивцы бывают скудны], а трудолюбивые приобретают богатство. Притч.11:17 .  Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою. Притч.11:18 .  Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду – награда верная. Притч.11:19 .  Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей. Притч.11:20 .  Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути. Притч.11:21 .  Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется. Притч.11:22 .  Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С другой стороны, Бог радуется, когда верующие в Него творят Его святую волю. «И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею» (Втор. 28: 63). Как видим, есть радость Божиего гнева и радость Божией любви. От нас самих, от нашего свободного выбора за или против закона Божия зависит, какую радость Божию мы вызовем. Если люди встают на путь избавления и очищения от зла, то тем самым они доставляют радость Богу. «Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф. 3: 17). Это прямо соотносится со словами Христа: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 7). В Новом Завете нет свидетельств о том, что Господь когда-либо предавался праздному мирскому смеху, однако неоднократно говорится о том, что Он испытывал радость (см., напр.: Ин. 15: 11 и Лк. 10: 21–24). О Мессии это было предсказано еще святым псалмопевцем Давидом: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44: 8). Показательно, что самое первое чудо Господа – претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской – было совершено Им ради того, чтобы не омрачить радость брачного пира (Ин. 2: 1–11). Не праздный плотский смех, но духовная радость о Господе – одна из важнейших христианских добродетелей Поясняя в притчах обретение человеком Царствия Божиего, Христос говорил о величайшей радости, с этим связанной. Так, в притчах о заблудшей овце (Мф. 18: 12–14; Лк. 15: 3–7), о потерянной драхме (Лк. 15: 8–10) и о блудном сыне (Лк. 15: 11–32) радость является естественной реакцией на обретение потерянного сокровища или заблудшего сына. Царство Христово есть Царство обретения себя, ближнего, Бога, и потому оно есть Царство радости и любви.

http://pravoslavie.ru/153880.html

Обетования Божьи патриархам охватывают следующие сферы: рождение сына, умножение потомства, земля, Божье присутствие, благословение. Некоторые из этих событий могут произойти сами по себе («... и будет сын у Сарры, жены твоей», «потомству твоему отдам Я землю сию» (12:7)), но обычно они не происходят в одиночку. Например, 22:15–18 включает обетование благословения («Я благословляя благословлю тебя»); обетование умножения потомков («умножая умножу семя твое, как звезды небесные»); обетование земли («и овладеет семя твое городами врагов своих»); и второе обетование благословения («и благословятся в семени твоем все народы земли»). Авраам получил больше обещаний, чем его сын или внук. Перечисляя обетования о потомках, Дэвид Клайне приводит девятнадцать отрывков из Книги Бытие. Тринадцать из них обращены к Аврааму, только один – к Агари (21:18), два – к Исааку (26:4:24) и три – к Иакову (28:14; 35:11; 46:3). Клайне указывает тринадцать отрывков из Бытия относительно земли обетованной. Девять из них адресованы Аврааму, один – Исааку (26:3) и три – Иакову (28:13, 15 (также 48:4); 35:12; 46:4) 36 . В связи с обетованием о земле мы замечаем вариации даже в том, как давалось обетование. В 12:7 Бог намеревается дать эту землю «потомству твоему». В 13:15 Бог дает землю «тебе ... и потомству твоему». В 13:17 Бог собирается отдать землю «тебе». Даже время «Я дам» в этих стихах может быть заменено на «Я даю» (15:18, буквально – «Я дал»). Авраам, конечно же, так и не овладел землей, как это сделали израильтяне под руководством Иисуса Навина. Его «обладание» ограничено обозначением вех земли: «Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее», которой его семя однажды овладеет. По крайней мере, именно так мы сейчас понимаем эти слова. Ни в каком раннем тексте нет указания на то, что сам Авраам понимал это таким образом. По-видимому, он предвкушал более быстрое исполнение обетования, когда оно впервые было объявлено ему в 12:7. Только указание Бога на четырехсотлетний пробел (15:12–16) положило конец любым вопросам, которые, возможно, возникали у Авраама. В нескольких случаях он спрашивает у Бога: где мой наследник? Но он никогда не спрашивал у Бога: где моя земля? Он был вполне доволен жизнью в шатрах ( Евр.11:9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова. 30 Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, 31 чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, 32 дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами. 33 Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь. 15:1. Сильные – это те, которые дошли до крепкого убеждения, что спасение основывается на внутреннем подвиге веры, на таком настроении, которое выросло из веры, а немощные те, которые надежду на спасение основывают и еще на чем-либо другом из внешнего. Сильные должны (обязаны), как сильные, быть снисходительными к немощам слабосильных и не себе угождать, не жить исключительно для своих интересов, а для блага ближних. 15:2. Самоугождением расстраивается общественная жизнь, поэтому христиане должны жить для ближних, дабы утвердить взаимообщение. Высочайшим примером здесь является Спаситель, Который жил не для Себя, а для других. 15:3. Спаситель ничего не делал для Себя, а все для устроения нашего спасения. Он, безгрешный, взял на Себя злословия злословящих Бога ( Пс. 68:10 ), грехи грешного мира, и за них умер на кресте. 15:4. От частного текста Писания, приведенного в 3-м стихе, Апостол переходит к общему и говорит, что все Писание имеет целью назидание, научение христиан, чтобы утвердить их в надежде спасения Иисусом Христом, через дарованные им средства. Все это и изображено в Писаниях. Внимательно их читая, мы можем утвердиться в постоянстве (терпении) упования, и в утешении от надежды на спасение при такой вере. 15:5–6. Апостол молит Бога, подателя терпения и утешения, чтобы Он устранил разномыслия между римскими христианами и водворил единомыслие, чтоб они содержали одни и те же истины, понятия, суждения и представления по предмету веры в Иисуса Христа, чтобы, собираясь молиться и славить Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа, славили Его не только одними устами, воспевая одни и те же хвалебные песни, но единою душою, содержа в душе одни и те же мысли и убеждения. Единство убеждений породит единство чувств и расположений, и тогда у всех станет одна душа, которою мы и будем прославлять Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Таким образом, учение слова Божия о сошествии Иисуса Христа во ад утешительно потому, что научает нас не страшиться смерти и ада. Но это же учение должно побуждать также нас к благочестивой жизни. Христос для нас сходил Своею душою во ад, для нас Он разрушил врата ада и соделал его бессильным и нестрашным. Но, со своей стороны, и мы должны при этом быть верными учениками Спасителя нашего, должны слушать Его учение и исполнять заповеди Его. Только тот, кто служит Спасителю исполнением заповедей Его, будет там, где пребывает и Он Сам ( Ин.12:26 ). Напротив, те, которые не исполняют заповедей Спасителя и не служат Ему, сделаются добычею ада, как Сам Он говорил о сем: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают». В какое состояние Иисус Христос вступил после Своей смерти? Что открывает нам слово Божие о сошествии Иисуса Христа во ад? Какое утешение доставляет нам истина сошествия Иисуса Христа во ад? К чему побуждает нас сия истина? 17. Воскресение Иисуса Христа Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Рим.6:9 . Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё. Флп.3:21 . Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Пс.15:10 . А Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. Деян.3:15 . А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. 1Кор.15:17 . Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. 1Кор.15:20 . Поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? 1Кор.15:54 –55. Велик для христиан праздник Рождества Христова, ибо в это время воспоминается величайшее событие в мире, – воплощение Сына Божия нас ради человек и нашего ради спасения. Об этом событии, как о величайшей радости, благовестил Ангел вифлеемским пастырям: «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь». Но еще более велик для нас праздник Пасхи, в который мы торжествуем победу Иисуса Христа над смертью и Его воскресение из мертвых. Это поистине есть праздников праздник и торжество из торжеств. Уже первые христиане называли его царем всех праздников, «великим днем Господа» и, подобно нам, при взаимных встречах в этот праздник, в знак радости приветствовали друг друга словами: «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

(14.1) Авва Феодор Асианус, который был ранее в пустыне святого Иордана, рассказывал нам: (14.2) «Был я на что есть гора в Азии, и пришли в одно селение, которое было в тех местах, и вошли в церковь в день Господень. (14.3) И был весь народ собран в церкви на литургию; совершен уже весь чин литургии, и священник приобщал народ. (14.4) И хотели нечистые прервать таинство Христа Господа нашего, святое и страшное. Священник же истинный воспретил им это, согласно своей власти. (14.5) И сказали ему злые недруги: «Почему ты веришь в это? Это Бог ваш?» Он же сказал им: «Это тело Того, кто распят за нас, Иисуса Христа, Спасителя нашего, Который есть Бог истинный». (14.6) И насмехались над ним нечистые, и сказали: «Не стыдно вам верить в то, что будет потреблено и станет навозом?» Он же сказал им: «Не станет [оно] этим, видит Бог, и не поверю, что это будет так». (14.7) И когда услышали это, заставили его съесть всю жертву. И тотчас ему разрезали быстро живот, и ничего не вышло из него совершенно. (14.8) И когда увидели это, изумление охватило их воистину от необыкновенного чуда. И выступили они из селения, и никого не увели оттуда, но спешно вышли они. (14.9) Пастырь же истинный предал свою душу Господу и воздавал благодарение , кто удостоил его смерти мученика». (15.1) Монах некий был в и вышел в пустыню на жительство в безмолвии. И пребывал в псалмопении и молитвах. (15.2) Он слышал бесов, говорящих друг другу: «Айда, поспешим в это селение – а было это селение по дороге к и ввергнем пресвитера в отчаяние блудом, – ибо это есть отступление от ему заповеданного, – чтобы назавтра во второй час дня он умер». (15.3) И когда услышал это старец, поскольку был весьма милосерд, тотчас направился в селение, где был этот пресвитер, и шел всю ночь. (15.4) И когда было раннее утро, около часу дня 333 , пришел он и нашел пресвитера Церкви сидящим у дверей Церкви. И был он охвачен большой скорбью. (15.5) И когда увидел его, то подумал, случайно ли это, и спросил его и сказал: «Не ты ли пресвитер этого селения?».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нек-рые исследователи выделяют в книге позднейшие вставки: 44. 15 (о Енохе), 48. 9-11 (об Илии) и 49. 16-18 (об Адаме и о др. праотцах) ( Mack. 1985. P. 199). Содержание и основные темы Творец и Премудрость Божия Богословие И., с. С., к. близко во мн. темах к богословию Книги Притчей Соломоновых. Бог - Творец и Промыслитель всего мира (Сир 17. 1-17; 18. 1-14; 42. 15-43) и человеческой жизни (2. 10), каждому Он «по всеведению Своему» назначил свой путь (33. 7-14, особенно ст. 11). Центральное место в богословии И., с. С., к. занимает учение о Премудрости Божией, во многом сходное с учением Книги Притчей Соломоновых (ср.: Притч 1. 20-33; 8-9). Премудрость Божия вечно пребывает с Господом (Сир 1. 1; ст. 4: произошла «прежде всего») и свидетельствует о себе в деяниях Господних. Сама Премудрость говорит о Господе: «Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь вовеки» (24. 10). Господь «излил ее на все дела Свои» (1. 9); она «вышла из уст Всевышнего» (24. 3) и может быть познана в природе (14. 21 - 15. 10; 24). Премудрость открывает человеку закономерности мироздания: «Я показываю тебе учение обдуманное и передаю знание точное. По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он разделил части их. Навек устроил Он дела Свои, и начала их - в роды их» (16. 25-27). Закон и мудрость человека Мудрость человека проявляется в его вере в Бога и покорности Богу. Начало и конец всякой человеческой мудрости есть страх Божий (Сир 1. 11-28). В истории домостроительства Премудрость явлена как данный народу Божию закон (24. 8-9), соблюдение к-рого отождествляется автором со страхом Божиим. Отсюда постоянный призыв автора исполнять заповеди. Явленная в творении Премудрость и данный в синайском Откровении закон - лишь различные выражения единой Божественной воли (24. 3-11). Премудрость, пребывавшая «по всей земле и во всяком народе и племени» (24. 6-7), «укоренилась» в народе Божием и имеет особую власть в Иерусалиме, «в наследственном уделе Господа» (24. 12-13). Если природа подчинена уставам Премудрости, то человек имеет свободу выбора и сам несет ответственность за свои поступки. «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (15. 14-15, 17). Нравственные наставления

http://pravenc.ru/text/293952.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010