1908. С. 15). Стоящие в начале 3-й гл. примеры, иллюстрирующие утверждение Екклесиаста о том, что «всему свое время» (Еккл 3. 1), являются, «возможно, наиболее известными и чаще всего цитируемыми словами» из Е. к. ( Seow. 1997. P. 169). Традиц. букв. понимание этого отрывка заключается в том, что для любого человеческого дела и для любого события есть подходящее, назначенное Богом время; даже недопустимые или спорные сами по себе, но исполненные, когда следует, поступки людей могут становиться уместными: «время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить» (Еккл 3. 3). В результате рассмотрения этих примеров в более широком контексте Е. к. нек-рые исследователи приходят к выводу, что речь здесь идет не о временном аспекте деятельности человека, но скорее о том, что все в мире подчинено воле Божией; именно с ней человек должен согласовывать все, что он делает, в каждый момент своей жизни ( Seow. 1997. P. 169). Завершается отрывок риторическим вопросом, утверждающим бесцельность и суетность человеческой деятельности: «Что пользы работающему от того, над чем он трудится?» (Еккл 3. 9; ср.: Еккл 1. 3). Продолжая тему бесплодности человеческих усилий, Екклесиаст говорит о том, что «человек не может постигнуть дел, которые Бог делает» (Еккл 3. 11). «Божественный миропорядок остается непостижимым для человека» ( Мышцын. 1908. С. 15), поэтому лучшим выходом будет «делать доброе в жизни своей» и осознавать, что это «дар Божий». В отличие от временного характера человеческой деятельности «всё, что делает Бог, пребывает вовек» (Еккл 3. 12-14). После примеров, убеждающих читателя в том, что все в мире делается по воле Божией, Екклесиаст обращается к обсуждению несправедливости, к-рую он «видел... под солнцем» (Еккл 3. 16); на первый взгляд, само существование несправедливости противоречит тому, что Бог «всё соделал... прекрасным» (Еккл 3. 11). Ответ Екклесиаста на это кажущееся противоречие состоит в утверждении суверенности Бога и в этом случае: «...праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там» (Еккл 3. 17). Исследователи расходятся в толкованиях этого стиха: вопрос состоит в том, идет ли речь о всеобщем эсхатологическом суде, когда всякая неправда будет осуждена ( Michel. 1989. S. 250-251), или же автор книги имеет в виду то, что Бог правит миром, хотя люди не всегда видят это ( Seow. 1997. P. 175). Пример благодеяния Бога к людям: Он отделил (  ; в синодальном переводе - испытал) их от животных, несмотря на то что в телесном отношении человек ничем не отличается от др. живых существ: «Как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом» (Еккл 3. 18-19). Поскольку, превратившись в прах, как все живое (Еккл 3. 20), человек уже не увидит того, что будет после него, то для него «нет ничего лучше (    ,    ), как наслаждаться... делами своими» при жизни (Еккл 3. 22).

http://pravenc.ru/text/189649.html

Сектанты говорят: Деян.17:11 : «ежедневно разбирая Писания». Православный ответ: Здесь говорится о ветхозаветных Писаниях, потому что новозаветных тогда еще не было. Сектанты говорят: 2Пет.1:19 ; Ин.5:39 ; 2Тим.3:15 говорится о чтении Священного Писания . Православный ответ: Ветхозаветного, которое пророчествовало о Христе и Церкви Его. Сектанты говорят: Откр.22:18 ... «слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы». Православный ответ: Нельзя прилагать к книге «пророчества», т.е. к Откровению. В Православии никто и не прибавляет. А после Апокалипсиса еще появлялись книги, например, Евангелие Иоанна, книга Правил свв. Апостолов и др., относящиеся к Священному Писанию и к Священному Преданию. Да и сектанты завели у себя «Гусли», «кимволы», «любимые стихи» и множество других подобных книг, сверх Писания. Значит, по их понятию, им и нужно ждать «язвы» от Бога. Сектанты говорят: 1Тим.1:4 : «басни и родословия». Православный ответ: Басни – это мифы, сказки о языческих богах. Этого в Священном Предании нет. Сектанты говорят: 1Тим.6:3–4 : «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает»... Православный ответ: Сектанты учат иному и не следуют «учению о благочестии», которое требует Священное Предание: 2Фес.2:15 : «стойте и держите предания». Сектанты говорят: Мф.15:6 ... «заповедь Божию устранили преданием человеческим». Православный ответ: Какую заповедь? ( Мф.15:4–6 ). О непочтении к родителям. Но она у нас никогда никем не отменяется. Нет у нас и предания человеческого, а есть Священное Предание, которое не противно Священному Писанию . О предании человеческом см. Мк.7:3–4 . Сектанты говорят: Мк.7 : Православный ответ: Тот же. Сектанты говорят: 1Кор.4:6 : «чтоб вы научились от нас не мудрствовать сверх написанного». Православный ответ: Чего написанного? Написанного о превозношении друг пред другом, из-за чего бывают споры ( 1Кор.3:4–12, 21–23; 4:1 ). Что касается устного Священного Предания, то его требует ап. Павел: 2Фес.2:15 и не описывает подробно того, что устно передал.: Евр.6:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Исх.9:12 , ср. 10:1 . «Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею». Объясн. По свойству ветхозаветного языка, эти слова означают то, что Бог предвидел состояние тех людей, допустил оное для Своих целей и назначил последствия их; само же состояние людей зависело от воли тех людей: Исх.7:15:22–23:8:15:19 ; 1Цар.6:6 ; 2Пар.36:13 ; Евр.3:8 ; Рим.2:5 . 3Цар.12:15 . «И не послушал царь народа; ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось Слово Его, которое изрёк Господь...». Объясн. Опять-таки эти слова означают, что Бог предвидел ожесточение тех людей, попустил оное по упорству и нераскаянному состоянию их, каково, например, было ожесточение Фараона: Исх.7:15 , или Навуходоносора: 2Пар.36:13 ; ср. Евр.3:8 ; Рим.2:5 . 21) О труждающихся и обремененных Мф.11:28–30 . «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». Объясн. Найдут покой душам своим те, которые подвергаются бедствиям не за преступления заповедей, а за любовь к Господу: 1Кор.15:30–31 ; Рим.8:35–39 ; и для всех людей не всегда бывает легка земная жизнь: Еккл.1:13–14 , но пользу от тяжёлых условий жизни приобретают взявшие на себя «иго Христово», последователи за Христом: Мф.19:28 . 22) О сохранении христианского звания Тит.3:8 . «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам». Объясн. Здесь указывается, что однажды получивши (в крещении) избавление и очищение от всякого беззакония, т.е. получивши возрождение и обновление, мы должны затем с помощью данной нам благодати, путём подвигов и добрых дел: Иак.2:22–24 , показать себя достойными своего звания: Еф.4:1–3 , чтобы в противном случае не отпасть от Него: Евр.6:4–6 . 23) О хождении прямым путём Евр.12:13 . «И ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

6 . Итак, ты теперь понимаешь, что все это сказано (297) о Сыне Божием. Ведь и поскольку пророк сказал, что Бог будет явлен на земле, и никто другой, кроме Сына, не был явлен, – все это сказано пророком ни о ком другом, кроме как о Том, сказанное о Ком позднее было доказано делом. Ведь поскольку он сказал, что Бог будет явлен на земле, ни о ком другом не мог сказать, кроме как о Том, Кто затем в действительности был явлен. Но теперь об этом достаточно, и мы перейдем к следующему. Сказал пророк Исаия: «Труд Египта и торговля Ефиопии и Савейцы – мужи рослые, к тебе придут и будут твоими, и вслед за тобою пойдут, связанные ручными оковами, и поклонятся тебе и у тебя помолятся, ибо в тебе Бог и нет другого Бога [кроме как у тебя], ибо Ты – Бог наш, а мы не знали, Бог Израилев Спаситель» ( Ис.45:14–15 ; Вульг.). 7 . Сколь точно всегда соответствуют друг другу Божественные Писания! Ведь предыдущий пророк говорил: Сей есть Бог наш ( Варух.3:36 ), и сей говорит: ибо Ты – Бог наш ( Ис.45:15 ; Вар.3:6 ). Первый 41 изрекает учение божественное, второй – человеческое исповедание. Один изобразил как бы личность учащего Учителя, другой – лицо народа, исповедующего веру. Представь теперь, что пророк Иеремия учительствует каждый день в Церкви, [Col. 89] как он и делает, и что говорит он о Господе Иисусе Христе: Сей Бог наш ( Варух.3:36 ), и что другое ответит вся Церковь , как она и делает, как не то, что другой пророк сказал к Господу Иисусу Христу: ибо Ты – Бог наш ( Ис.45:15 ; Вар.3:6 ). Равно как к настоящему исповеданию может быть прибавлено и прошлое неведение, ибо народ говорит: ибо Ты – Бог наш, а мы не знали ( Ис.45:15 ), ведь, действительно, те, которые ранее были преданы диавольским суевериям, не знали Бога, обратившись к вере, могут сказать: ибо Ты – Бог наш, а мы не знали. Глава 10. Доказывает божество Христа как из неверия иудеев, так и из исповедания тех из них, которые обратились ко Христу 1 . Если ты желаешь более удостовериться в этом от лица иудеев, представь, как иудейский народ, после такового злосчастного неверия и нечестивого гонения, обратившись повсеместно к Богу, не с полным ли правом скажет: ибо Ты – Бог наш, а мы не знали ( Ис.45:15 )? Но прибавлю и еще нечто, чтобы доказать это на примере не только исповедующих Христа иудеев, но и отвергающих Его. Спроси тех иудеев, которые до сих пор упорствуют в святотатстве, знают ли они Бога и веруют ли в Него. Они признают, что знают и исповедуют. А затем, напротив, спроси, веруют ли в Сына Божиего, – они тотчас отвергнут Его и будут богохульствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Христос говорил о новом рождении ( Ин.33:7 ) и ап. Павел – о возрождения и обновлении Святым Духом ( Тит.3:5 ). Кто во Христе, тот новая тварь – καιν κτσις ( 2Кор.5:17 . Ср. Гал.6:15 ). Но новое творение во многих отношениях повторяет творение первое. Бог создал человека, взявши персть от земли ( Быт.2:7 ). Первый человек из земли перстный; каков перстный, таковы и перстные, и мы носили образ перстного ( 1Кор.15:47–49 ). От перстного естества человеческого, хотя и от чистейшей Девы, Божие Слово, воплощаясь, заимствует плоть и созидает нового человека в Себе Самом ( Еф.2:15 ), – «не в том смысле, что Христос представил пример этого нового человека, а в том, что Он – второй Адам, Глава и Родоначальник нового человечества» 65 . Исповедавший истину воплощения ап. Пётр говорит, что люди сделались причастниками Божеского естества, в чём и заключаются великие драгоценные обетования ( 2Пет.1:4 ). При первом творении Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни и стал человек душой живою ( Быт.2:7 ). В новом творении Логос не ограничился восприятием в единство ипостаси перстного естества человеческого, но тоже дунул, говоря: примите Духа Святого ( Ин.20:22 ), и при дыхании бурном исполнились все Духа Святого ( Деян.2:2–4 ), так что новый Адам есть Дух животворящий ( 1Кор.15:45 ). Древнее прошло, теперь всё новое ( 2Кор.5:17 ). Дух Божий живёт в новой твари ( Рим.8:9–11 ; 1Кор.3:16 ); Им мы живём и движемся и существуем ( Деян.17:28 ). Духом христиане устрояются (συνοικοδομεσϑαι) в жилище Божие ( Еф.2:22 ). Мы должны носить образ Адама небесного ( 1Кор.15:49 ), и в этот образ мы преображаемся от славы в славу от Духа Господня ( 2Кор.3:18 ). Отлагается прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и совершается облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф.4:22–24 ). Ещё устами древнего пророка говорил Господь: будет новое небо и новая земля ( Ис.65:17 ), и мы ожидаем нового неба и новой земли ( 2Пет.3:13 ), а пророк Нового Завета это небо и эту землю уже видел ( Откр.21:1 ). С воплощения Сына Божия начался процесс обновления естества человеческого. Этот процесс совершается в Церкви, постепенно, но неуклонно. Врата ада не одолеют её – ατς ( Мф.16:18 ). Ατς – может относиться и к πτρα, и к κκλησα. Ещё Ориген считал за лучшее относить и к тому, и к другому 66 . Врата ада, сколько бы ни усиливались (κατισχσουσι), не могут остановить процесса обновления твари, начало которому положено в воплощении и которое на основе воплощения продолжается в Церкви. Обновление твари будет совершаться последовательно и неизменно до тех пор, пока скажет Сидящий на престоле: се, творю все новое! Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец! ( Откр.21:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Призывая дом Иакова «ходить в свете Господнем», который некогда воссияет на горе дома Господня (5 ст.), пророк от славы «последних дней» обращается к противоположной им современной действительности (6 ст. и дал.). Израиль увлекся внешним величием царств языческих и вошел «в общение с сынами чужих», «многое переняли от востока», и «земля наполнилась идолами» (ст. 6, 8). Усилились воинственные стремления: «земля наполнилась конями и колесницами» (7 ст.), устроили много «высоких башней» и «укрепленных стен» (15 ст.), умножили войско и «храбрых вождей,... пятидесятников и вельмож» (3:2–3, ср. 2:7). Затем «земля наполнилась серебром и золотом» (2:7), а вместе с тем развилось, с одной стороны, притеснение бедных на суде (3:14–15), с другой, чрезмерная роскошь богатых и сильных, соединенная с кровопролитием (4:4), превозношением и надменностью (3:16 и дал.). Так «преклонился человек, и унизился муж», и Господь «не простит их» (2:9). Господь «отринул народ Свой» (2:6): вот, грядет «день Господа Саваофа на все гордое и превознесенное», и «все высокое людское унизится» и «падет», и «один Господь будет высок в тот день» (9:11–17 стихи), «и идолы совсем исчезнут» (18). Люди бросят кротам и летучим мышам золотых и серебряных своих идолов, и войдут в расселины скал и ущелья гор «от страха Господня, когда Он восстанет сокрушить землю» (10:19–21 стихи). Напрасна надежда на человека, ничего не значащего (22). – Господь отнимет у Иерусалима всякое «подкрепление» и всю военную силу (3:1–3, ср. 2:15), поставит «отроков в начальники» над народом, и каждый будет угнетать ближнего своего (4–5). Сам Иерусалим «рушится», останутся на месте его одни «развалины», так что никто не пожелает даже начальствовать над ними (6–8). Отнимется всякая роскошь у надменных женщин иерусалимских, господствующих над народом, и столица «опустеет» (3:12, 16–4:1); так как жители Иерусалима даже не стыдятся, совершая зло, и о грехе своем «рассказывают открыто, как Содомляне». Вожди сами вводят народ в заблуждение: старейшины и князья грабят бедных и притесняют народ (1:9, 12–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

1Ин.4:7–8 . «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Объясн. Любовь бывает разная, а требуется от нас только истинная: 1Ин.3:18 ; несомненно, что тот, кто истинно любит, истинно знает Бога, Который есть любовь (ст.8), но удостовериться в истинности любви не легко, потому что любовь так часто переплетена в нашей душе с самолюбием, тщеславием, с самомнением, даже с ненавистью, что делом великой духовной опытности является различие её от этих примесей, от которых она перестаёт быть истинной: Мф.15:8 . Рим.15:13 . «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силой Духа Святого, обогатились надеждой». Объясн. «Бог же надежды» – какой надежды? А такой, при которой христианин в скорби терпелив, в молитве постоянен... благословляет гонителей: Рим.12:12–14 ; только при таком настроении люди могут исполниться радости и мира в вере: Рим.14:17–18 ; но если такого настроения в людях нет, и вместо его существуют споры, разногласия, то такие люди называются плотскими: 1Кор.3:3–4 , и служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву: Рим.16:18 . Рим.15:33 . «Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь». Объясн. Бог мира есть Христос Господь, который сказал ученикам Своим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: Ин.14:27 ; а раньше, когда Господь посылал учеников Своих на проповедь, то говорил: «идите! Я посылаю вас как агнцев среди волков... В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему, и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш»: Лк.10:3–6 . Отсюда такой вывод: Бог мира может быть только с теми, кто принимает и слушает посланников Божиих и их преемников: Лк.10:16 . 1Кор.2:15 . «Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может». Объясн. В Евангелии духовными называются те, которые помышляют о духовном и живут по духу, т.е. помышляют и делают только то, что спасительно для души: Рим.8:4–5 . Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение... кротость, воздержание: Гал.5:22–23 ; придерживающиеся своего особого способа толкования Евангелия по духу и отрицающие таинства, обряды и вообще видимую сторону Православной Церкви, называются апостолом не духовными, а плотскими: 1Кор.3:3–4 , и не могущими дойти до познания истины: 2Тим.3:7 ; 1Кор.8:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Рим 9:4–5 ср. Еф 2:11–12 ), но как отдельные лица они будут судимы на последнем суде Божием без отношения к этим национальным преимуществам: судиться будет не нация, а отдельные ее члены. Там последние им не помогут. Они имели значение для земной, исторической жизни народа еврейского, и благо тем отдельным членам еврейской нации, какие воспользовались этими преимуществами для личного своего усовершенствования! – «Ибо мы уже доказали». К сожалению, большинство иудеев, как показал Апостол во II-oй гл. (ст. 17 и сл.), не воспользовались своим особым положением избранного Богом народа и вели такую же греховную жизнь, как и язычники. Рим.3:10 .  как написано: нет праведного ни одного; Рим.3:11 .  нет разумевающего; никто не ищет Бога; Рим.3:12 .  все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Рим.3:13 .  Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Рим.3:14 .  Уста их полны злословия и горечи. Рим.3:15 .  Ноги их быстры на пролитие крови; Рим.3:16 .  разрушение и пагуба на путях их; Рим.3:17 .  они не знают пути мира. Рим.3:18 .  Нет страха Божия перед глазами их. Обличения, какие высказаны против иудеев Апостолом, согласны с теми отзывами, какие еще ранее сделаны были об иудеях их собственными пророками. Сначала Апостол приводит обличения из псалмов ( Пс.13:1–3, 5:10, 139:3, 9:28 ), потом из кн. Притчей и Исаии ( Притч 1:16 ; Ис 59:7, 8 ) и потом опять из псалмов ( Пс 35:2 ). Заметно, что сначала он рисует развращение человеческое в самых общих чертах (ст. 10–12), а потом упоминает о двух особых проявлениях этого развращения – в области слова (13–14) и в области дела (15–17). Заключает он все изображение указанием на источник развращения – отсутствие в людях страха Божия (18). Рим.3:19 .  Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, Рим.3:20 .  потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Стих Откр.15:1 представляет собою заголовок к главам 15 и 16. В видении появляются «семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божья». Они выйдут из небесного храма ( Откр.15:5 ). Здесь же они просто упоминаются в заголовке о великом и чудном видении Последнего суда – кульминации эсхатологической драмы. Но прежде чем приступить к описаниям этих событий, Иоанн говорит о видении победителей над зверем-антихристом, которые не поклонились образу зверя и не приняли его начертания, то есть отказались стать его рабами. Это они стали мучениками и свидетелями. Это они носят на себе имя истинного Бога. Победители стоят на небесном стеклянном море, смешанном с огнем. Это море мы уже видели в Откр.4:6 . Теперь стеклянное море озарено огнем. В Писании огонь часто является символом суда. Вся сцена мрачно освещена огнем суда, который опустится с неба на землю. Победившие мученики обрели небесную жизнь. Они поют песнь Моисея ( Откр.15:3 ). Это песнь, которую пел Моисей, когда дети Израиля победоносно ушли из египетского рабства и, пройдя сквозь Чермное море, вышли на сушу, на свободу. Вот так же и верные христиане прошли сквозь море мученичества и достигли небесных берегов, где море уже не представляет опасности, не символизирует бездну и погибель. Оно – стеклянное. Итак, мученики победоносно выдержали борьбу с силами антихриста. Они умирали самой жестокой и ужасной смертью, но при этом становились победителями. Их смерть сделала их победителями; если бы они сохранили свою жизнь, изменив своей вере, они потерпели бы поражение. В ранней Церкви день мученической смерти считался днем победы. Так, в истории о смерти одной мученицы читаем: «День их победы подходил к концу, и они шли от тюрьмы к амфитеатру, как будто они шли на небеса, счастливые и со спокойствием на лице». Господь Иисус сказал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ( Мф.16:25 ). б) песнь Моисея ( Откр.15:3–4 ) и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, 3 и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

ОБ АНГЕЛАХ. В связи с главной проблемой в книге Иова раскрывается и подчеркивается великая истина, что все происходящее на земле совершается по воле Божией, исполнителями которой на небе и на земле являются ангелы, причем по попущению Божию действует и злой дух. Собеседники Иова говорят о природе добрых ангелов, что они святы, и название «святой» усвояется им как собственное имя (5:1; 15:15); но в природе ангелов, по сравнению с божественной чистотой, находится нечто «стропотное и нечистое» (4:18; 15:15). Добрые ангелы охраняют жизнь человека, руководят им на пути добродетели, являются заступниками за него перед Богом (33:23–24) и иногда являются ему (4:13; 15:16). Из речи Господа к Иову видно, что ангелы сотворены прежде человека и прежде видимого мира (38:6–7); наконец, в прологе книги ангелы изображаются служителями Божиими («сынами Божиими»), предстоящими перед Богом и готовыми дать отчет Ему и исполнять Его волю (1:6; 2:1). Злой же дух (евр. «сатан» – противник; греч. «диаволос») изображается в книге как дух противления, враг человека, который клевещет на него, старается умалить нравственное достоинство человека и употребляет различные коварные средства, чтобы вызвать в человеке ропот против Бога. Но он ограничен в своей власти и может действовать только по попущению Божию. О ЧЕЛОВЕКЕ. Согласно книге Иова, человек по природе двухсоставен: сотворен из тела и души (10:9–10; 27:3; 32:8), но по самому рождению своему грешен (14:4–5; др.), т.е. появляется на свет с первородным грехом. Жизнь человеческая кратковременна, наполнена постоянной борьбой, тяжелым трудом и многими бедствиями (7:1–3 и др.). В книге обсуждается вопрос, почему Бог дает жизнь тому, кто рождается на страдания? «Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек» – говорит страждущий Иов (3:2). Какой смысл кратковременного существования человека на земле, которое оканчивается шеолом? О ШЕОЛЕ. По ветхозаветному представлению о загробной жизни шеол – посмертное место, куда сходят души всех умерших и в котором они влачат призрачное существование. «Прежде нежели отойду, – и уже не возвращусь, – в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма.» (10:21–22). Различия людей по состоянию там нет; в шеоле все уравниваются и находятся как бы во сне (3:13–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010