Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Шестопсалмие – одна из важнейших частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящая из шести следующих избранных псалмов: Пс.3 , Пс.37 , Пс.62 , Пс.87 , Пс.102 и Пс.142 . О важности этой части утреннего богослужения свидетельствует то, что шестопсалмие во все почти время года читается безотложно на каждом утреннем богослужении, повседневном, субботнем и воскресном (исключение составляет Светлая Пасхальная седмица). Чтобы внимание слушающих ничем не развлекалось при чтении шестопсалмия и они могли углубляться в смысл читаемого, устав Церкви пред началом чтения полагает погашать почти все особенно яркие светильники и оставлять молящихся в полумраке. Особое внимание требуется при чтении и слушании шестопсалмия по его содержанию. «Покаяния псалмы сии исполнены суть и утешения», – говорится в Уставе. О поклонах при чтении Шестопсалмия 1. В Часослове (последование Утрени) в середине Шестопсалмия указано: « Слава, и ныне; Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды, без поклонов», т.е. можно креститься, но без поклонов. 2. В Оптиной существует традиция не накладывать на себя крестное знамение в середине Шестопсалмия. Преподобный  Лев Оптинский писал по этому поводу: «Что вам согласно с истинными преданиями святых отцов заповедала М. во время шестопсалмия не креститься, — сие советую вам хранить, и потому более сей завет должно наблюдать, что всецело согласен с советом божественных богодухновенных отцов наших; пусть кто как хочет, так и мудрствует, о сем и вас зазирает, таковый зазор, по неведению их, не важен, а заповедь — душеспасительна. Если же кто вас спросит, почему вы не подражаете им, то благосклонно можете ответствовать, что сего истина требует: пусть посмотрит в Триоди Постной и в Уставе о сем, а более того заповедала всем старица». Такую же практику рекомендовал прп. Паисий Святогорец : — Геронда, а почему мы не садимся на шестопсалмии? — Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статии мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия. Шестопсалмие. Его содержание, особенности и духовный смысл

http://azbyka.ru/shestopsalmie

Хор поет: Буди Имя Господне благословено от ныне и до века . Это песнопение и следующий за ним 33-й псалом, из которого поется самая его торжественная часть, служат переходом к службе утрени. Церковь , исполняя завет апостола Павла: «Непрестанно молитесь, за все благодарите» ( 1Сол.5:17–18 ), словами 33-го псалма благодарит Господа за прошедший день и преподает своим верным чадам назидание, что все ищущие (взыскующие) Бога получат спасительную помощь (всякое благо) как в земной жизни, так и для стяжания блаженной вечности. Призыванием благословения Господня заканчивается вечерня, но и вовеки продолжается прославление человеком дивных дел Божиих. Утреня – вторая часть всенощного бдения. В ней изображаются события новозаветные. Первая часть утрени возводит молящегося от покаянного настроения к радости о Боге. Своим пришествием в мир Господь Иисус Христос положил начало новому благодатному дню жизни вселенной. Утреннее богослужение начинается песнью, воспетой ангелами при рождении Спасителя: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк2:14 ), воспеваемой трижды – в честь Пресвятой Троицы. К этому славословию присоединяется прошение: Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою 897 ( Пс.50:17 ). После песнопения Слава в вышних Богу ... начинается чтение шестопсалмия ( Пс.3 ; Пс.37 ; Пс.62 ; Пс.87 ; Пс.102 ; Пс.142 ). Псалмы изображают и радостное состояние души человека, с которым милость Господня, и скорбь души, находящейся под тяжестью грехов, осознающей нужду искупления. И днем и ночью взывает праведник к Богу, понимая свою как бы младенческую слабость, страшась множества губительных для души соблазнов. Милостивый и Щедрый Господь очищает человека от греха, исцеляет недуги, утешает в обидах, укрепляет на пути исполнения заповедей. Поставляя себя пред Богом как на Страшном Суде, молит душа о милости и просит Духа Святого преобразить ее смертоносную оземленность. Вера в спасение звучит во всех шести псалмах. Таким образом, шестопсалмие настраивает душу христианина на глубокие духовные переживания, подготавливает ее к утренней службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Утреня Неизменяемые части утрени: шестопсалмие ( Пс 3, 37, 62, 87, 102, 142 ), 50й псалом, библейские песни, хвалитные псалмы ( Пс 148–150 ), утреннее славословие «Слава в вышних Богу», Трисвятое. Шестопсалмие, с которого начинается наследует древней христианской традиции ночной молитвы. Согласно уставу, утреня должна начинаться до рассвета, что предполагает чтение шестопсалмия еще в темноте (поэтому, когда утреню служат вечером, на время чтения шестопсалмия в храме гасят свет). Все псалмы шестопсалмия пронизаны покаянным настроением: человек осознает тяжесть своего положения, вызванного собственными грехами и нападениями врагов, но твердая надежда на помощь Божию укрепляет его дух. Кроме того, в этих псалмах содержатся указания на утро как время их произнесения. 50й псалом продолжает покаянную тему. В нем также говорится о том, что подлинная жертва Богу невозможна без духовного очищения ( Пс 50:18–21 ). Именно в этом состоит предназначение утрени: помочь осмыслить начинающийся день, а следовательно, и всю жизнь христианина как добровольную жертву Богу. Следующая часть утрени представляет собой ряд библейских песней — поэтических отрывков из Ветхого и Нового Завета, не входящих в состав Псалтири, но издревле употребляемых наравне с псалмами в качестве неизменяемых частей суточных богослужений. В серии библейских песней отражены события священной истории. Первая песнь — гимн, воспетый израильтянами после перехода через Красное море во время Исхода ( Исх 15:1–19 ). Вторая — обличительная речь Моисея из книги Второзаконие, предупреждающая о недопустимости нарушения Завета с Богом ( Втор 32:1–43 ). Третья — песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила ( 1Цар 2:1–10 ), который помазал на царство первого израильского царя. Четвертая — пророчество Аввакума ( Авв 3:1–19 ) о рождении Христа Спасителя. В пятой, которая взята из Книги пророка Исаии ( Ис 26:9–19 ), говорится об утреннем времени содержится пророчество о воскресении мертвых. Шестая песнь — молитва Ионы из чрева кита ( Ион 2:3–10 ). Седьмая составлена из двух частей: молитвы Азарии, в которой тот приносит Богу покаяние за грехи своих соплеменников ( Дан 3:26–45 ), и песни трех вавилонских отроков, брошенных в раскаленную печь ( Дан 3:52–56 Восьмая песнь представляет собой продолжение песни трех отроков ( Дан 3:57–88 ). Девятая песнь составлена из двух частей: песни Пресвятой Богородицы, воспетой Ею в ответ на пророческое приветствие Елисаветы, матери Иоанна Предтечи ( Лк 1:46–55 ), и пророчества Захарии, отца Иоанна Предтечи, произнесенного сразу после рождения у него сына ( Лк 1:68–79 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Вход с кадилом. Свете Тихий Прокимен. Закрываются царские врата. Паримии (если есть). Ектения сугубая: Рцем вси… Яко Милостив и Человеколюбец… Сподоби, Господи… Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву… Яко Благ и Человеколюбец… Лития (если есть). Стихиры на стиховне. Ныне отпущаеши…Трисвятое. Отче наш … Яко Твое есть Царство… h3 Звон к Утрене. Отверзаются царские врата. Тропарь. (Каждение хлебов, если была лития). Благословение хлебов (если была лития). Буди Имя Господне… Благословлю Господа…(Псалом 33-й), кончая словами:…не лишатся всякого блага. Благословение Господне на вас… Аминь. Закрываются царские врата. Утреня (с полиелеем). Шестопсалмие (псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142). Утренние молитвы (священник читает тайно). Ектения великая. Яко подобает Тебе всякая слава… Бог Господь, и явися нам… Тропари. Кафизмы. Малая ектения. Отверзаются царские врата. Полиелей. Хвалите Имя Господне… Величание (если есть). Каждение всего храма. На воскресной всенощной тропари: Ангельский собор удивися… Ектения малая. Яко благословися Имя Твое… h3 Звон к Евангелию. Степенны (антифоны). Вынос Евангелия. Прокимен. Чтение Евангелия. На воскресной всенощной: Воскресение Христово видевшее… 50-й псалом. Слава. Молитвами Апостолов… И ныне. Молитвами Богородицы… Помилуй мя, Боже…(1-й стих 50-го псалма) Стихира (праздника или воскресная) Спаси, Боже, люди Твоя… Милостию и щедротами… Закрываются царские врата. Канон. После 3-й песни канона малая ектения. Яко Ты еси Бог наш… После 6-й песни канона малая ектения Ты бо еси Царь мира… По 8-й песни канона: Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим. Каждение всего храма. Величит душа Моя Господа… По 9-й песни канона малая ектения Яко Тя хвалят вся Силы небесныя… Эксапостиларий (светилен). Всякое дыхание… Стихиры на хвалитех. И ныне. Богородичен. Отверзаются царские врата. Слава Тебе, показавшему нам свет. Славословие великое. Тропарь отпустительный и Богородичен. Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже… Яко Милостив и Человеколюбец… Ектения просительная: Исполним утреннюю

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Объяснения церковных и домашних молитв. Шестопсалмие ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ ШЕСТОПСАЛМИЕ Шестопсалмием называется одна из важнейших частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящая из шести следующих избранных псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. О важности этой части утреннего богослужения свидетельствует то, что шестопсалмие во все почти время года читается безотложно на каждом утреннем богослужении, повседневном, субботнем и воскресном (исключение составляет Светлая Пасхальная седмица). Об особом значении шестопсалмия свидетельствует устав церковный; он повелевает читать шестопсалмие " со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо и моляще о гресех наших " (см. Служебник); равным образом указывается уставом и слушать чтение с полным благоговением и тишиною, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков. Чтобы внимание слушающих ничем не развлекалось при чтении шестопсалмия, чтобы они могли удобнее углубляться в смысл читаемого, для этого устав Церкви пред началом чтения полагает погашать почти все особенно яркие светильники и оставлять молящихся в полумраке. Особое внимание требуется при чтении и слушании шестопсалмия по его содержанию. " Покаяния псалмы сии исполнены суть и утешения " , — говорится в уставе. И действительно, все они так трогательно изображают душевные скорби кающегося грешника, страдающего в жизни от своих беззаконий, и твердое упование его на милость Божию, что способны в самом великом грешнике пробудить живое чувство покаяния и вместе надежду на помилование от Бога.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

Утреня (ρθρος, matutina) следует непосредственно после полунощницы. В ней христианин выражает чувства свои к Богу, хранящему и милующему его грешного, затем воспоминает и созерцает благодатные дела Божии, по приличию дня, хвалит Бога от всех созданий и в особенности от церкви и, наконец, просит о святом употреблении, даруемой ему жизни. Первая мысль утрени выражается в шестопсалмии, или в чтении, следуемом непосредственно после возгласа священника: «слава святей...», 6-ти псалмов: 3, 37, 62, 87-го, 102 и 142. Вторая раскрывается: а) в каноне, который содержит 8-мь песней в честь Господа, Божией Матери, или святых, и прославляет события Новозаветный, заимствуя, особенно в ирмосах или начальных образцовых песнях, язык некоторых песней Ветхозаветных; б) – в хвалитных стихирах и стиховных, в которых воспевается с помощью Ветхозаветных песней предмет священных воспоминаний. Стихиры хвалитные поются с известными стихами из хвалитных псалмов: 148, 149 и 150, а стиховные большею частью со стихами псалмов: 89:14, 17 и 91:2, 3, а иногда и с иными стихами, по приличию дня. Славословие Господу от всех созданий церковь воссылает словами хвалитных псалмов, за которыми следует Новозаветное славословие, выражающее благодарение всесвятой Троице, а особенно Агнцу Божию, вземлющему грехи мира. Третья мысль или моление о благом употреблении времени содержится как в самом утреннем славословии – «сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам», так и в ектении: «дне всего совершенна». Порядок этих общих мыслей утрени указывается уставом церкви такой: непосредственно после полунощницы следует возглас священника: «благословен Бог наш», и псалмы: 19 и 20-й, в которых мы утром прежде всего молимся, по заповеди Апостола Павла, 1449 о Царе, продолжаем это моление в тропарях и богородичном. Краткая сугубая ектения заканчивает это моление. Между тем как священник в начале утреннего моления, по обычаю Ветхозаветной церкви, кадит храм. 1450 Далее следует возглас: – «слава святей»..., и шестопсалмие, в котором выражается с одной стороны величие Бога и обилие Его благодеяний, а с другой ничтожество и греховность человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Хор: «Аминь». Чтец становится в храме перед центральным аналоем с храмовой или праздничной иконой и читает малое славословие ( «Слава в вышних Богу...» ) и шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142-й) из Часослова или Следованной Псалтири 211 . Во время второй части Шестопсалмия (после «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» ) священник на амвоне тайно читает утренние молитвы из Служебника 212 . Чтец (по окончании шестопсалмия): «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды). В конце чтения шестопсалмия диакон выходит северной дверью, трижды вместе со священником поклоняется в сторону алтаря, затем один раз кланяется священнику, испрашивая этим разрешение на произнесение ектении у священника. Священник, в свою очередь, поклоном дает это разрешение и уходит южной дверью в алтарь. Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся...». Хор на каждое прошение отвечает: «Господи, помилуй». Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...». Хор: «Аминь». Затем диакон с хором попеременно исполняют «Бог Господь...» со стихами 117-го псалма («Бог Господь…» поется на глас первого тропаря). Всего «Бог Господь…» хор поет 4 раза, по разу после каждого стиха, по следующей схеме: Диакон: «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его». Хор: «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне». Диакон: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им». Хор: «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне». Диакон: «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня». Хор: «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне». Диакон: «Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших». Хор: «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне». Далее хор поет тропари по Уставу. Хор: «Господи, помилуй» (трижды). «Слава». Чтец: «И ныне». Кафисмы по Уставу (в период летнего расписания, а также всегда в предпразднство или попразднство двунадесятого праздника – 2 кафисмы, в период зимнего расписания – 3 кафисмы).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Шестопсалмием называются составляющие начало утреннего богослужения шесть псалмов. (3, 37, 62, 87, 102, 142). За благословением священника после освященной в конце вечернего богослужения трапезы и как бы от лица всего церковного собрания чтец возглашает троекратно славословие – «слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Этой песней приветствовали на земле ангелы рождение Христа Спасителя. Здесь Христова церковь в своем богослужении повторяет ангельское славословие, предваряя им только изображение в ветхозаветном откровении ожидания этого радостного для неба и земли события. По содержанию псалмов можно судить, что славословие, им предшествующее, не к ним непосредственно относится, а к содержанию утреннего богослужения в его целом составе и служит предварительным выражением главной мысли этого богослужения, по порядку исторического развития являющейся в конце его, в великом славословии, как благовестие об исполнении обетования. Шестопсалмие разделяется на две половины; из них каждая заканчивается возглашением славы Богу: «аллилуиа, слава Тебе, Боже». Православная церковь избрала для шестопсалмия псалмы такого характера с очевидной целью дать молящимся прочувствовать с возможной полнотой и живостью падшее состояние человека, пробудить в них чувство греховности и безответности перед судом святости и правды Божией, чувство гнева Божия, страх вечной погибели в отчуждении от любви Божией, живое желание и надежду спасения в Боге, в Божией бесконечной милости, всепрощающей, очищающей от грехов, восстановляющей к жизни из области смерти, возрождающей, облаженствующей своей бесконечною отеческой любовью. Во время чтения второй половины шестопсалмия священник исходит из алтаря, становится перед царскими вратами и читает тайно молитвы. В связи с содержанием шестопсалмия это смиренное положение предстоятеля церкви (особенно когда священнослужащий – инок, отложив священническую фелонь, читает эти молитвы в одежде покаяния – в мантии) перед закрытыми царскими вратами, в полумраке, поразительно напоминает плач Адамов перед вратами рая. Но молитвы, которые читает он, по своему содержанию не имеют непосредственной связи с содержанием шестопсалмия. Это – общехристианские утренние молитвы и по преимуществу радостные, благодарные – священник молится за всех, благодарит Бога за восставление от сна на молитву и славословие, на дела богоугодные при свете дневном, напоминающем свет духовный, радующий, животворный, за подкрепительный безопасный сон, просит Божия благословения, указания пути для богоугодной спасительной жизни, благодатного содействия и покрова на этом пути от врагов видимых и невидимым, и подобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Содержание песнопений и чтений Утрени. Чинопоследование Утрени разделяется на четыре части. Первую часть составляют шестопсалмие, Великая ектения, пение Бог Господь со стихами, тропари. Шестопсалмие представляет собой последование из шести псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142. Их чтение предваряется ангельской песнью Слава в вышних Богу и на земли мир ( Лк.2:14 ), воспеваемой трижды и двукратным обращением к Господу: Господи устне мой отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою ( Пс.50:17 ). По словам М. Скабаллановича «псалмы выбраны должно быть не без намерения из разных мест Псалтири, равномерно этим они представляют ее всю, хотят сказать что собственно следовало бы исполнить ее всю, как делали подвижники по ночам» 199]. В последовании псалмов заключена вся вероучительная основа отношений человека с Богом. На время чтения шестопсалмия гасятся все свечи и светильники. Христиане стоят как бы перед лицом Судьи и просят прощения за свой прегрешения. Пение псаломских стихов Бог Господь и явися нам Благословен грядый во имя Господне ( Пс.117:27–26 ) во глас Недели или тропаря праздника построено наподобие великого прокимна. Вначале диакон торжественно возглашает припев Бог Господь и затем три дополнительных стиха, а два лика попеременно как ответ на возглашения диакона повторяют припев Бог Господь. Это пророческое возглашение прославляет первое и второе пришествие Христа. Затем следуют тропарь воскресный или праздника. Чтением кафисм предваряется вторая часть Утрени, где преобладают тексты из Псалтири. На воскресной или праздничной Утрени стихословятся (или просто читаются) две кафисмы, которые предписываются уставом в тот или иной день седмицы. Так на воскресной Утрене всегда читаются вторая и третья кафисмы. После каждой из кафисм произносится малая ектения и следуют седальны – песнопения по своему содержанию и форме родственные тропарям. Текст седальнов посвящен празднуемому событию. Полиелей – начало самого торжественного раздела утреннего богослужения Само слово полиелей переводится с греческого как «обилие масла, елея», что является символом Божией милости, благоволения и поэтому духовный смысл полиелея выражен в слове «многомилостивый» в соответствии с окончанием стихов 135 псалма «яко в век милость Его». В это время в храме возжжегаются все светальники, отверзаются царские врата, посреди храма поставляется аналой и на нем полагается праздничная икона господского, богородичного праздника или праздника святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Четьи–Минеи ( слав, четьи – читаемые; минеи – от греч. μν, месяц) – сборники житий святых, расположенных в соответствии с днями празднований в календаре. Первые русские Ч.-М. были составлены в XVI веке по инициативе и при участии св. митрополита Макария Московского (так называемые Великие Ч.-М. – сборник почти всех известных в то время произведений церковно–повествовательного и духовно–назидательного характера на русском языке). Наиболее распространены в Русской Церкви Ч.-М., составленные в XVIII веке св. митрополитом Димитрием Ростовским . Чиновник – архиерейский Служебник, богослужебная книга, предназначенная для архиерейского богослужения; кроме последований Литургии Ч. содержит также те обряды и молитвословия, которые бывают только при архиерейских служениях (последования посвящения в различные церковные степени, освящения антиминсов и др.). Чтец – церковнослужитель, во время богослужения читающий богослужебные тексты – шестопсалмие, кафизмы, часы и др. Чудотворец – эпитет, прилагаемый к некоторым святым, прославившимся даром чудотворения; поскольку этим даром в принципе обладают все святые (это является одним из условий канонизации), то именование Ч. связано с определенной традицией и не всегда последовательно: в разных месяцесловах наименование Ч. приписывается разным святым, да и в одном месяцеслове эпитет Ч. может прилагаться к святому не при каждом его упоминании (если святой имеет несколько дней памяти). В современном месяцеслове Русской Церкви этот эпитет имеют около 70-ти святых, причем у одних он прилагается непосредственно к имени (Григорий Ч., еп. Неокесарийский; Николай, архиеп. Мир Ликийских, Ч. и др.), у других же присоединяется к географическому атрибуту: Белевский Ч. (Макарий Жабынский), Валаамские Ч. (Сергий и Герман), Владимирский Ч. (Авраамий Болгарский), Вологодский Ч. (Григорий Пёль- шемский) и т. д.; преп. Сергий Радонежский и московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Ермоген и Киприан имеют эпитет: всея России Ч. Ш Шестопсалмие – шесть псалмов (3,37,62,87,102,142), которые читаются в начале утрени после троекратно воспеваемого песнопения: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк, 2, 14). Во время шестопсалмия священник читает светильничные молитвы. Псалмы изображают и скорбь души человека, сознающего тяжесть своих грехов, и его надежду на милость Господню. При чтении Ш. в храме принято гасить светильники, что настраивает душу христианина на глубокие духовные переживания.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010