Вторую часть составляют кафизмы с полиелеем и Евангелием. Святая Церковь в обеих частях утрени постепенно возводит молящихся от грустно-покаянного настроения к радости, благодарению и восхвалению Господа за Его неизреченные милости, явленные роду человеческому. В третьей части – каноне – вспоминаются или прославляются священные события или угодники Божии, чествуемые в данный день. В четвертой части, состоящей из хвалитных псалмов и великого славословия с ектениями и заканчивающейся отпустом, возносится особое славословие Самому Господу Иисусу Христу. Начало утреннего богослужения обычно возвещается звоном колокола (так называемый 2-й звон; 1-й призывает к вечерне; 3-й – звучит пред чтением Евангелия). Чтец глаголет шестопсалмие (3, 37, 62, 87, 102 и 142-й псалмы) со всяким вниманием и страхом Божиим. Как предначинательный псалом на вечерне, шестопсалмие на утрене пробуждает в верующей душе глубокие религиозные чувства и подготавливает молящегося к великой ектении. Первый из шести псалмов – 3-й – имеет надписание: Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего, указывающее, при каких обстоятельствах псалом был написан. Второй псалом шестопсалмия – 37-йПсалом Давиду – в воспоминание о субботе. Святой Афанасий Александрийский это надписание разъясняет как просьбу Давида о даровании ему Богом субботства, то есть успокоения от тяготевшего над ним бедствия. Псалом выражает чувства глубокого раскаяния Давида в действиях, причинивших множество бедствий ему самому и его народу. Третий псалом62-йПсалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей, был написан Давидом в Иудейской пустыне, где псалмопевец спасался от преследований Саула. Четвертый псалом87-й – Песнь. Псалом сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита. Составителем этого псалма считают Емана, одного из трех знаменитых певцов-левитов, живших во времена Давида. Псалом выражает состояние человека, находящегося в крайнем уничижении и изнеможении. Пятый псалом102-йПсалом Давиду Псалмопевец посвящает благости, неистощимому милосердию и долготерпению Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Своей поэтической красотой и глубиной религиозного чувства псалмы Давида вдохновляли к подражанию многих последующих составителей псалмов. Поэтому, хотя далеко не все псалмы написаны Давидом, но все же справедливо наименование, которое часто дается книге псалмов: «Псалтырь царя Давида». Значение Псалтыри для Богослужений В Псалтыри есть много размышлений, обращений к своей душе, много наставлений и слов утешения. Не удивительно поэтому исключительно широкое применение Псалтыри при молитве. Ни одно богослужение, еще с ветхозаветных времен, не обходится без псалмов. Псалмы начали употреблять при принесении ежедневных жертв, в субботы и праздники. Давид ввел употребление при пении псалмов музыкальных инструментов: струнных, духовых и ударных – гуслей, тимпанов, псалтыри, кимвалов, труб и других. Господь Иисус Христос молился словами псалмов, например: после Тайной Вечери Он, «воспевши, пошел на гору Елеонскую» ( Мф. 26:30 ). По примеру Иисуса Христа и апостолов в Церкви первых веков христианства Псалтырь часто употреблялась для молитвы ( Еф. 5:19 ; Кол. 3:16 ; 1Кор. 14:26 ). В 4-м веке для удобства чтения Псалтыри на богослужениях она была разделена на 20 частей – «кафизм» (слово «кафизо» на греческом значит «сидеть»). В наше время Псалтырь в полном смысле слова христианизирована . Это значит, что Церковь вкладывает во все выражения христианский смысл, а ветхозаветный элемент, имеющийся в ней, отходит на задний план. Слова в псалмах: «восстани», «воскресни, Господи» возводят нашу мысль к воскресению Христову; слова о пленении понимаются в смысле пленения греховного; названия народов, враждебных Израилю – в смысле духовных врагов, а имя Израиля – в смысле церковного народа; призыв к избиению врагов – как призыв к борьбе со страстями; спасение из Египта и из Вавилона – как спасение во Христе. Вот перечень псалмов, употребляемых на богослужениях: На Утрени : в начале: 19-й, 20-й, шестопсалмие:3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й, 142-й. Перед каноном: 50-й. Хвалительные псалмы: 148-й, 149-й, 150-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Потом, Господи помилуй (40 раз); молитва: «иже на всякое время»; воздается славословие Пр. Троице и Пр. Деве, – и чтец испрашивает благословение. Во второй части полунощницы предлагаются молитвы за усопших. Здесь читаются псалмы 120 и 133; Трисвятое; молитва Господня; тропари покойны, в которых содержится моление за умерших, и особая молитва за усопших. Заканчивается полунощница, как повечерие. Утреня по содержанию разделяется на три части, из коих в первой мы испрашиваем милостей Божиих на предлежащий день, во второй – прославляем лица, или события, сообразно с воспоминаниями дня, а в третьей славословим Господа. После начальных молитв читаются псалмы: 19 и 20, которые состоят из молений о царе. Эти моления, после Трисвятого и молитвы Господней, продолжаются в тропарях и Богородичне и заканчиваются в сокращенной сугубой ектении. Затем возглас: Слава Святей и читается шестопсалмие, предваряемое песнею, воспетою ангелами при рождении Спасителя. В состав шестопсалмия входят псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142-ой. В нем изображается бедственное состояние человека грешника, окруженного врагами спасения, и радостное состояние его души, возлагающей надежду на милосердие Божие. По шестопсалмии произносится великая ектения и поется: Бог Господь и явися нам и тропари, в которых прославляется святой или событие из истории веры. Далее стихословятся кафизмы, сопровождаемые седальными, или малыми ектениями. Потом читается пс. 50. Теперь начинается вторая часть, посвященная прославлению события, или святого дня. Этой цели служит канон. После прославления события, или святого в каноне, служба переходит к прославлению Господа в псалмах: 148, 149 и 150-м. Прославление это продолжается в славословии, переходящем потом в прошение к Господу – сохраниться нам в предлежащий день без греха. Потом произносится ектения: исполним утреннюю молитву нашу Господеви. Далее следует главопреклонение, во время которого священник тайно молит Господа простить нам согрешения и даровать Свои блага. Потом в стихирах на стиховне прославляются святые, или события из истории веры.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

1 Свт. Афанасий Великий. Послание к Маркеллину об истолковании псалмов, 11, 30//Творения. Т. 4. М., 1994, сс. 11, 32. 3 В начале вечерни поются псалмы 103, 1, 140, 141; вторая половина всенощного бдения — утреня — открывается “шестопсалмием” (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142), Божественная Литургия (в большинстве случаев) — псалмами 102, 145. — Ред. 4 Например, молитва перед принятием пищи (“Очи всех на Тя, Господи, уповают…”) заимствована из псалма 144 (стт. 15,16), а в архиерейском возгласе “Призри с небесе, Боже, и виждь и посети виноград сей…” цитируется псалом 79 (стт. 15–16). 5 Приводим этот псалом в славянском переводе: 1 Воскликните Богови вся земля, 2 работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости. 3 Уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы, мы же людие Его и овцы пажити Его. 4 Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его. 5 Яко благ Господь, в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его. 8 В 313 г. христианство стало равноправной религией, в течение последующего десятилетия клир и епископат получили ряд льгот (освобождение от казенных повинностей, право вершить судопроизводство и освобождать рабов, право получать имущество по завещаниям). См. Поснов М. Э. История христианской Церкви. Брюссель, 1964, сс. 253–259. 9 См. Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха), изъясненная по святоотеческим толкованиям. Изд. 2. Киев, 1898, сс. 777–779. 10 “Яко благ Господь; в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его” (Пс 99:5). См. Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена, с. 779. 12 См. там же, с. 322. О воссоединении “раздробленного” человека в молитве см. также Архим. Иерофей (Влахос). Одна ночь в пустыне Святой Горы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, сс. 48–49. Молитва как возношение ума и сердца к Богу в понимании православной аскетики есть самая высокая и самая трудная деятельность человека, “художество из художеств”, как называют ее Св. Отцы. Для того, чтобы молитва была реальным Богообщением, сердце должно очиститься от пороков и страстей, а ум — отказаться от мечтательности, забот о чувственном и вещественном и от привязанности к предметам недуховным, и тогда молитва может стать подлинно внимательной, “непарительной”, то есть всецело устремленной к Богу, глубоко трезвенной, далекой от игры воображения и эмоционального экстаза. См. сб. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении, или внимании в сердце к Богу. Изд. 2. М., 1899; Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений святых отцов и опытных делателей молитвы Иисусовой, составленный игуменом Харитоном. М., 1994.

http://pravmir.ru/svyatootecheskie-tolko...

Тест: Последование ко Святому Причащению 1. Какие псалмы следуют один за другим в начале Последования ко Святому Причащению? 1 33, 50, 90 2 22, 23, 115 3 102, 103 4 3, 37, 62, 87, 102, 142 Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Последование ко Святому Причащению Комментарий: Правильный ответ: В начале Последования ко Святому Причащению, после предначинательных молитв, следуют... Тест: История русского церковного пения 1. Кто из указанных святых является гимнографом? 1 Преподобный Серафим Саровский 2 Преподобный Сергий Радонежский 3 Святитель Андрей Критский Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Святитель Андрей Критский Комментарий: Одним из самых известных гимнографов является святитель Андрей Критский. Профессор И. А. Карабинов в своем основательном исследовании Постной Триоди считает, что всех канонов пастыря Критского... Тест: Благодарственные молитвы по Святом Причащении 1. Благодарю Тя о всех, яже ми еси подал благих. Вопрос без списка ответов, с самопроверкой После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку " Правильный ответ " и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку " Ответил правильно " или " Ответил неправильно " . Правильный ответ: Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне. Ответил правильно Ответил неправильно Ответить... Тест: Три канона перед Причастием 1. Припев покаянного канона. 1 Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. 2 Помилуй мя, Боже, помилуй мя. 3 Господи, помилуй. 4 Боже, милостив буди мне грешному. Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу Комментарий: Припев покаянного канона – «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Ответить Пройти весь тест 2.... Тест: Таинство Миропомазания 1. Какие слова произносит священник или архиерей при помазании миром? 1 «Свет Христов просвещает всех» 2 «Святая святым» 3 «Господь воцарися, в лепоту облечеся» 4 «Печать дара Духа Святого. Аминь» Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Таинство Миропомазания Комментарий: Миропомазание совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, уст, ушей, груди, рук...

http://azbyka.ru/test/page/13

Псалом 3 Шестопсалмие Шестопсалмие составляют следующие шесть псалмов: 3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й и 142-й. Они читаются в начале утрени, вслед за возглашением славословия Пресвятой Троицы. По содержанию своему они исполнены умиления и располагают к покаянию, живописуя состояние грешника, видящего свою грешность и желающего очиститься от грехов и присвоиться к Господу, наперекор многочисленным врагам, окружающим его и полагающим препоны зарождению в нас всяких добрых расположений и начинаний. – При чтении их в церкви погашаются свечи, исключая немногих. Примрачность с одной стороны помогает размышлению о читаемом, с другой напоминает о мрачности греховного состояния, изображаемого псалмами, и о том, что грешнику не к лицу внешняя светлость. – Обставляя так это чтение, св. Церковь хочет расположить нас к самоугублению, чтоб, вошедши в себя, мы вступили в собеседование с милостивым Господом, не хотящим смерти грешника, а само-нужнейшем деле нашем – спасении души, чрез введение ее в должные к Нему, Спасителю нашему, отношения, нарушенные грехом. Посему в Уставе (гл. 9) пишитеся: «Егда глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежать: покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сии псалмы с благоговением и страхом Божиим, яко самому Господу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших». Внимательные в церкви молитвенники больше или меньше исполняют это правило, и, углубляясь в смысл стихов, входят с помощью их в область духовных предметов, созерцанием которых и питают в себе дух покаяния, умиления и благоговения пред Богом. Настоящее краткое толкование псалмов, входящих в шестопсалмие, предлагается в пособие им. Говорим – в пособие; потому что оно никак не может и не должно заменять собственного размышления, а только помогать ему, отчасти расширением его кругозора, отчасти руководством в направлении мыслей, отчасти возбуждением вопросов, раздражающих энергию ума. Толкование не должно ставить оковами собственному размышлению. Оно только определяет смысл стихов; но что на основание его всякий может надумать в свое назидание, в это оно не входит и входить не может. – И один стих иному может подать повод породить столько мыслей, что их станет на целый том.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Шестопсалмие, называемое иногда в богослужебных книгах по-гречески εξαψαλμος «экзапсалмы», состоит из шести псалмов: 3-го, 37-го, 62-го, 87-го, 102-го и 142-го и начинается чтением троекратного ангельского славословия: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лук. 2, 14 ) и двукратного молитвенного воззвания чтеца: «Господи, устне моя отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою». При начале чтения шестопсалмия в храме тушится большинство светильников, без сомнения для того, чтобы со вниманием слушать псалмы, не развлекаясь ничем внешним. Вместе с тем, церковь , погруженная во мрак, должна напоминать молящимся Вифлеемскую ночь, в которую родился Христос. С рождением и явлением в мир Христа Спасителя началось наше спасение. Шестопсалмие есть как бы размышление человека с самим собой, услышавшего о рождении Спасителя. В псалмах его выражается сознание своего греховного состояния, изображается множество врагов (демонов), ищущих погубить душу и тело, и надежда на беспредельное милосердие Божие, на то, что Господь услышит всех уповающих на Него и ущедрит всех боящихся Его. Из целого ряда замечаний относительно чтения и слушания Шестопсалмия, которые мы находим в Типиконе и в богослужебных книгах наряду, видно, что Церковь придает Шестопсалмию особое значение, а потому весьма грешат те современные богомольцы, которые позволяют себе сидеть во время чтения Шестопсалмия или даже вовсе выходить из церкви, считая это чтение второстепенным, маловажным. Так, в 9-ой главе Типикона говорится: «Глаголется шестопсалмие тихим гласом и легким, косно (не спеша), и во услышание всех. Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу невидимо, и не имать кто власти шепоты творити, ниже плюнути или хракнути, но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Утреня в Составе Всенощного бдения начинается без возгласа, сразу с шестопсалмия. Свой возглас «Слава Святей» утреня в этом случае «отдает» великой вечерне, и Всенощное бдение предстает перед нами как единая, цельная служба. (3, с. 115). Если же утреня служится отдельно, то у нее обязательно будет своего рода «заставка» —двупсалмие, которое начинается с возгласа «Благословен Бог». После двупсалмия звучит возглас утрени «Слава Святей», и тогда уже начинается чтение Шестопсалмия (3, с. 83, 115). Шестопсалмие состоит из псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Перед ними читается ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ) и молитва «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою». Во время Шестопсалмия в храме тушатся светильники, чтобы мы могли со вниманием, не развлекаясь ничем внешним, слушать чтение. Темнота в храме напоминает ночь Рождества Христова. Шестопсалмие – это как бы разговор человека с самим собой в тот момент, когда он услышал о приходе Спасителя в мир. Церковь придает шестопсалмию особое значение, по Уставу его должен читать настоятель. В это время нельзя сидеть или выходить из храма. В 9 главе Типикона говорится: «Глаголется шестопсалмие тихим гласом и легким, косно (не спеша), и во услышание всех. Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу невидимо, и не имать кто власти шепоты творити, ниже плюнути или хракнути, но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (2, с. 68). Шестопсалмие разделяется на две части. По прочтении первых трех псалмов, иерей в одной епитрахили и с откровенною главою выходит из алтаря, становится перед царскими вратами и тихо читает по служебнику 12 утренних молитв, в которых приносит Господу благодарение за дарование нам дневного света и испрашивает себе и своей пастве различных духовных благ (2, с. 68–69).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Как вечерня преимущественно указывает на времена ветхозаветныя, кои были сению грядущих благ, так утреня изображает начало и зарю христианства. Утреня начинается молением о Царе, его семействе и всех христианах. По утру, призвав верующих на поклонение «Христу Цареви и Богу нашему», Прав. Церковь , подобно ветхозаветной ( Исх. 30:7 ), наполняет храм кадильным фимиамом, произнося утренние псалмы (19 и 20), руководствующие к усердному молению наипаче о земном Царе. Ибо Слово Божие внушает прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки: за Царя и за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом ( 1Тим. 2:1–3 ). Итак, начиная день, с разсветом коего пробуждается общество граждан, охраняемое священною властию Царя, Церковь прежде всего, согласно внушению Слова Божия, приносит Богу молитвы о Помазаннике Божием, прося ниспослать Ему благословение свыше на многотрудное дело управления людьми. После молений о Царе и возгласа: «слава святей, единосущней и нераздельней Троице», отличающего утреню от вечерни и указующего на высшую благодать Нового Завета, Церковь собственно начинает утреню. Изображая начало христианства, Церковь произносит шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142 ), коим вводит нас в ближайшее собеседование с Богом, явившимся на земле. Ибо шестопсалмие предваряется славословием Ангелов родшемуся Спасу: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Во время чтения шестопсалмия Церковь постановила угашать некоторые светильники и оставлять молящихся в сумраке, подобно вифлеемским пастырям, которые после светлого явления им Ангела во мраке ночи текли в пещеру к Богомладенцу и в сумраке беседовали при яслях Его ( Лк. 2:15–18 ). Во время шестопсалмия священнослужащий тайно глаголет пред царскими дверьми молитвы утренния, подобно вечерним, от лица верных благодаря Господа, возставившего нас от ложей наших и прося отгнать греховный мрак от сердец наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В начале утрени, св. Церковь , по заповеди апостола ( 1Тим.11, 12 ), прежде всего воссылает моление за Царя, которое выражается в 19 и 20 псалмах, следующих потом тропарях: спаси, Господи, люди твоя ... и краткой ектении сугубой. На возглас священника, слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице ... чтец, или хор, от лица всех присутствующих во храме, ответствует славословием ангельским, которое воспел хор Ангелов при рождении Христа Спасителя, во мраке ночи в виду Вифлеемских пастырей: слава в вышних Богу... В следующих, потом, шести избранных псалмах (3, 37, 62, 87, 102 и 142), с сокрушенным и умиленным чувством, исповедуем грехи свои пред Богом и возлагаем всю надежду на милосердие Божие. «Егда глаголется шестопсалмие» говорится в Уставе, «тогда подобает со вниманием слушанию прилежати, покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем сии псалмы с благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу невидимо беседующе и молящеся о гресех наших». Для удобнейшего пробуждения в душе грешников покаянного чувства во время чтения шестопсалмия погашаются некоторые светильники; потому что во мраке беспрепятственнее можно углубляться в самого себя и производить самоиспытание в совести. При чтении шестопсалмия священник, соединяя свои молитвы с нашими, пред царскими вратами тайно читает утренние молитвы (12-ть), в которых от лица всех верных, как ходатай наш пред Богом, благодарит Его за воздвижение нас от ложей наших, просит отогнать от сердец наших всякий мрак, показать нас сынами Света и наследниками вечных благ, молится за всю братию на земле, на море и на всяком месте и просит даровать мир миру и всем людям и проч. Для успокоения и ободрения души кающегося грешника, выражающего молитвенные свои воздыхания в шестопсалмии и великой ектении, за ним следующей, поется стих по гласу тропаря дневного: Бог Господь и явися нам..., – указывающий на явление в мир Иисуса Христа, пришедшего на землю грешных спасти, – и самый тропарь святому, как ходатаю нашему пред Богом. Потом, для поддержания в душе молитвенного расположения, читаются три, а иногда две рядовые кафизмы, руководствующие к молению и славословию. Каждая кафизма разделяется на три славы, то есть славословия в честь Пресвятой Троицы. После каждой кафизмы читается в честь праздника, или празднуемого святого песнь, называемая седальным, потому что во время чтения его, и последующих за ним поучений, позволено сидеть и, сидя, слушать их 177 . § 86. Канон. Понятие о нем и состав его

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010