Лит.: Schnith K. Otto IV. und Gervasius von Tilbury: Gedanken zu den Otia imperialia//Historisches Jb. Münch., 1963. Bd. 82. S. 50-69; Kronenberg K. Kaiser Otto IV. im Werk Walthers von der Vogelweide//Braunschweigische Heimat. 1986. Bd. 72. S. 9-14; Ahlers J. Die Welfen und die englischen Könige, 1165-1235. Hildesheim, 1987; Schaller H.-M. Das geistige Leben am Hofe Kaiser Ottos IV. von Braunschweig//DA. 1989. Bd. 45. S. 54-82; Дюби Ж. Битва при Бувине (27 июля 1214 г., воскресенье). М., 1999; Huffman J. P. The Social Politics of Medieval Diplomacy: Anglo-German Relations (1066-1307). Ann Arbor, 2000; Krieb S. Vermitteln und Versöhnen: Konfliktregelung im deutschen Thronstreit, 1198-1208. Köln, 2000; Hucker B.-U. Otto IV.: Der wiederentdeckte Kaiser: Eine Biographie. Fr./M., 2003; Oldfield P. Otto IV and Southern Italy//Archivio Normanno-Svevo. R., 2008. Vol. 1. P. 9-30; Althoff G. Otto IV.: Woran scheiterte der welfische Traum vom Kaisertum?//FMSt. 2009. Bd. 43. S. 199-214; Otto IV.- Kaiser und Landesherr: Burgen und Kirchenbauten, 1198-1218: Vorträge vom 6. und 7. März 2009 auf Burg Lichtenberg in Salzgitter/Hrsg. B.-U. Hucker. Salzgitter, 2009; Otto IV.: Traum vom welfischen Kaisertum. Petersberg, 2009; Seibert H. Fidelis et dilectus noster: Kaiser Otto IV. und der Südosten des Reiches (1198-1212)//MIÖG. 2010. Bd. 118. S. 82-102; Peters E. M. Another Canonist Heard From: Gervase of Tilbury " s «Kaiserspiegel» for Otto IV//Canon Law, Religion, and Politics: «Liber amicorum» Robert Somerville. Wash., 2012. P. 215-227; Lyon J. R. Princely Brothers and Sisters: The Sibling Bond in German Politics, 1100-1250. Ithaca, 2013; Renzi F. The Crisis of Power: Emperor Otto IV, Kings of León, the Cistercian Order//Life and Religion in Middle Ages/Ed. F. Sabaté Curull. Camb., 2015. P. 103-124; Weller T. «In prima fronte belli»: Philipp II. u. Otto IV. auf dem Schlachtfeld von Bouvines//Der König als Krieger: Zum Verhältnis von Känigtum und Krieg im Mittelalter: Beiträge d. Tagung d. Zentrums f. Mittelalterstudien der Otto-Friedrich-Universität Bamberg (13.-15. März 2013). Bamberg, 2015. P. 185-222.

http://pravenc.ru/text/2581745.html

L., 1908. 2 vol.; Retowski O. Die Münzen der Komnenen von Trapezunt. Moskau, 1910. Braunschweig, 1974r; Толстой И. И. Визант. монеты. СПб., 1912-1914. Вып. 1-9; Барнаул, 1991. Вып. 10; Bellinger A. R., e. a., ed. Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Coll. and in the Whittemore Coll. Wash., 1966-1999. 5 vol.; Morrisson C. Catalogue des monnaies byzantines de la Biblioth. Nationale: P., 1970. 2 t.; eadem. Byzantine Money: Its production and Circulation//The Economic History of Byzantium. Wash., 2002. Vol. 3. P. 909-966; Hahn W. Moneta Imperii Byzantini: W., 1973-1981. 3 Bde; Sear D. R. Byzantine Coins and their Values. L., 1974, 19872; Metcalf D. M. Coinage in South-Eastern Europe, 820-1396. L., 19792; Соколова И. В. Монеты и печати визант. Херсона. Л., 1983; Hendy M. F. Studies in the Byzantine Monetary Economy c. 300-1450. Camb., 1985; Bendall S. A Private Coll. of Palaeologan Coins. Wolverhampton, 1988; idem. An Introduction to the Coinage of the Empere of Trebizond. L., 2015; Grierson Ph. Byzantine Coinage. Wash., 19992; Hahn W., Metlich M. Money of the Incipient Byzantine Empire: (Anastastius I - Justinian I). W., 2000, 20132; iidem. Idem, Continued: (Justin II - Revolt of the Heraclii). W., 2009; Sommer A. U. Katalog der byzantinischen münzen. Gött., 2003; F ü eg F. Corpus of the Nomismata from Anastasius II to John I in Constantinople, 713-976. Lancaster, 2007; idem. Corpus of the Nomismata from Basil II to Eudocia, 976-1067, with Addenda from Anastasius II to John I. Lancaster, 2014; Lianta E. Late Byzantine Coins 1204-1453, in the Ashmolean Museum Univ. of Oxford. L., 2009; Пономарёв А. Л. Эволюция денежных систем Причерноморья и Балкан в XIII-XV вв. М., 2012; Morrisson С., Schaaf G.-D. Byzance et sa monnaie (IVe-XVe siècle): Précis de numismatique byzantine. P., 2015. Европейская нумизматика. Лит.: Wroth W. Catalogue of the Coins of the Vandals, Ostrogoths, and Lombards, and of the Empires of Thessalonika, Nicaea, and Trebizond in the British Museum.

http://pravenc.ru/text/2577987.html

Часть этих преданий обследована и в русской богословской литературе. Сюда, например, относятся курсы апологетики См. также Дьяченко «Приготовление рода человеческого к принятию христианства». Москва. 1884 г., стр. 91 и далее Лопухин «Библейская история при свете новейших исследованиях и открытий». Петербург. 1889 г., т I. Стр. 165–185. Проф. С. Глаголев «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого». Москва. 1894 г., стр. 556–576. Богородский «Начало истории мира и человека по первым страницам Библии». Казань. 1906 г., стр. 365–371. Из переводных соч. по вопросу о преданиях, относящихся к истории всемирного потопа, можно указать, например, на Вигуру. Руководство к чтению и изучению Библии. Перев. В. Воронцова. Москва. 1897 г., т. I, стр. 433–436. В немецкой богословской литературе кроме известного собрания преданий Lüken’a (Die Traditionen des menschengeschlechts. Münster. 1856), сочинений Usener’a (Die Sintflutssagen untersucht. Bonn. 1899), Andree (Die Flutsagen ethnographisch betrachtet, Braunschweig 1891) и др. обстоятельное исследование народных преданий о потопе, со ссылкой на авторитетных исследователей их, можно читать у Urquharm’a Die neueren Entdeckungen und die Bibel. 5 Aufl. B. 1. Stuttgart 1904. s. 141–164. Известные речи Делича о Библии и Вавилоне, где, между прочим, затронуть вопрос и о библейском потопе, вызвали целую серию исследований и кратких заметок. Сам Делнч в конце своей речи о Библии и Вавилоне делает значительный, по количеству, перечень откликнувшихся на его речь друзей и противников. У нас в русской литературе разбор данных о потопе, приводимых Деличем, сделан, между прочим, в апологетическом очерке «Библия и Вавилон». Петербург. 1904 г. Прилож. к журн. Странник. См. стр. 75–85. Здесь, как и у самого Делича, делаются ссылки на западных, преимущественно германских, ученых, которые так старательно силятся «воскресить Вавилон». Общее указание на вавилонское сказание о потопе можно найти у проф. С. Глаголева в очерках по истории религий. Сергиев Посад. 1902 г., стр. 58. Из переводных брошюр по вопросу о библейском потопе, поскольку он затронут Деличем, можно, напр., указать на Барта, Библия и Вавилон. I, речь Делича, II, Вавилон и еврейская религия. Перев. с нем. д-ра философии А. Б. Нурока. Петербург. 1904 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1586 Хороший обзор перемен, происшедших в самом дарвинизме и в отношениях к нему можно найти у R. H. France. Der heutige Stand der Darwinschen Fragen. (2 Aufl. von Die Weiterentwickluug des Darwinismus) Leipzig, 1907; G. Wolff. Der gegenwärtige Stand des Darwinismus, Leipzig, 1896. M. Kassovitz, Die Krisis des Darwinismus в Zukunft, 1902, Februar; H. Meyer. Der gegenwärtige Stand der Entwicklungslehre. Bonn. 1908. А. А. Тихомиров. Судьба дарвинизма. СПБ. 1907; E. v. Hartmann, Der Darwinismus seit Darwin в Annalen der Naturphilosophie, hrsg. v. Ostvald. Il B., 285 ff. (Leipzig, 1903); в его же Das Problem des Lebens. 1906, 1–77. Reincke Die Welt als That. 5 Aufl 1908, 391 ff. – С консервативно-дарвинистической точки зрения ср. статью А. Р. Уоллеса, Современное состояние дарвинизма – в прибавлении к его книге – Дарвинизм 2 русс. издание, Москва, 1911, 546 и слл. 1587 Самый видный пример этой предубежденности – неуспех крупного труда Альберта Виганда. Der Darwinismus und die Naturforschung Newtons und Cuviers. Braunschweig, 1874–77, глубокое значение которого позднее признали сами, отрезвившиеся от своего увлечения, дарвинисты. Столь же маловероятными оказались при своем опубликовании возражения против Дарвинова учения Карла фон Бэра (1886), Нэгели и других солидных биологов. Еще менее, разумеется, считались с несочуствием представителей других естественных наук, хотя бы даже и таких знаменитостей, как физик Кельвин (W. Thomson-Kelvin. Popular Lectures and Addresses. London, 1894. II, 204) и астроном Гершель, иронически называвший теорию естественного подбора «таинственнейшею из тайн». 1589 Список «уцелевших» основных положений теории развития у France, op. cit. 156 ff., с точки зрения иначе-мыслящих, мог бы, разумеется, оказаться еще короче. 1591 Hartmann. Problem des Lebens, 74. О надеждах, возлагавшихся на Дарвинову теорию сторонниками механического мировоззрения и о последующем разочаровании в ней в этом смысле, при соответствующем повороте в сторону витализма, см. Braeunig, Mechanismus und Vitalismus in der Biologie des XIX Jahrhunderts. Leipzig, 1907, 85 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1116 Cp., напр., Астерий A. T. XL, col. 441.. Равно и моменты πα’θοςсчитаются моментами и α%μαρτι’α. Максим И. Т, ХС, col. 812. Вот почему и термин α%μαρτι’α в аскетической письменности встречается сравнительно редко, тогда как πα’θος[, наоборот, – очень часто. 1117 Общее и широкое значение слова – πα’θος– страдание вообще. См., напр., Griechisch–Deutsches Handwörterbuch von Dr. W. Pape. II. Baud. (Braunschweig. 1857), S. 428–429. У греческих классиков πα’θοςимело смысл очень широкий и означало «всякое приключение, страдание, всякое дурное происшествие с человеком». Schmidt. В. I. S. 439–440. Ср. Немезий, c. XXXIV, col. 673А, col. 516C–517A, 524В (телу приписывается σθε’νεια κα πολιπαθεια); col. 532A, 533A, col. 536AB.. Ср. Григорий Н. Or. catech. C. V, col. 24В. «О страсти говорят в двояком смысле. Говорят и о телесной страсти, напр. о болезнях и ранах; говорят, с другой стороны, и о душевной страсти, – о похоти, о гневе. И. Дамаскин. De fide orthodoxa L. II, c. XXII. T. XCIV, col. 940CD. Таким обр., в отличие от порочных душевных страстей, покоящихся на свободе воли, могут быть и действительно бывают «естественные и беспорочные страсти». Здесь разумеются такие состояния человеческой природы, которые не зависят от самого человека, но вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения за преступление, как, напр., голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление и т. п. Он же. Ibid., L. III. c. XX, col. 1081В. Ср. Григорий Н. De pauperibus amandis. Or. I. T. XLVI, col. 457C. В этом последнем смысле, конечно, говорится и о «страстях» πα’θηХристовых. См., напр., И. Дамаскин. Ibid. c. XV, col. 1060В. Исаак C. L. II s. 14 Ср. Е. Ф. Толков. Посл. Галат. ( Гал.6:8 ), стр. 401: «если каждую страсть назовем раною души или болезнью, что и значит греческое их наименование – πα’θος– то изгнание страсти и внедрение вместо ее доброго расположения –плода Духа, будет залечение раны, исцеление болезни». Если понимать «страсти» в этом смысле, то целью «аскетизма» является не уничтожение их, а только господство над ниши и управление ими. Климент A. T. VIII. col. 1040. Cp. И. Лествичник. col 785.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

635       Bauselien P. Grundriß der Patrologie. Freiburg, 1903 (франц. пер.: Eléments de Patrologie et d’Histoire des Dogmes. P., 1906; 2-е изд. – 1911). 637       Из ero работ см. : Die Bedeutung der antiochenischen Schule auf dem exegetischen Gebiet. Weißenburg, 1867; Weg zur Weisheit. Ein Andachtsbuch für Studierende und Gebildete. 7. Aufl. Köln, 1902; Theodor von Mopsuestia und Junilius Africanus als Exegeten: Nebst einer kritisch Text-Ausgabe von des letzteren Instituta regularia divinae legis. Freiburg i. Br., 1880; Der Ursprung des Briefes an Diognet. Freiburg i. Br., 1882. 638       Tixeront J. Histoire des dogmes dans l’antiquité chrétienne. Vol. I–III. P., 1906–1913 (7-е изд. – 1924; имеется также изд. 1931 г.); Idem. Précis de patrologie. P., 1819 (13me éd. P., 1942). См. также его: Mélanges de patrologie et d’histoire des dogmes. P., 1921. 639       Cayre F. Précis de patrologie et l’histoire de théologie. 3 vols. P., 1927–1930 (см. также изд. 1945–1955 гг. в 3 т.). 640       См., например: Bethune-Baker J.F. Tertullian’s use of substantia, natura, and persona//Journal of Theological Studies. 1903. No. 4; Idem. Nestorius and his teaching. Cambridge, 1908 (переизд.: Wipf & Stock, 1998); Idem. Early traditions about Jesus. L., 1929 (переизд.: N.Y.; Cambridge, 1930; abridged and ed. W.N. Pittenger. Greenwich (CT), 1956); Idem. The Faith of the Apostle’s Creed: An essay in adjustment of belief and faith. L., 1918 (переизд.: abridged and ed. W.N. Pittenger. S.I., 1955; S.I., 2007). 641       Bethune-Baker J.F. An introduction to the early history of Christian doctrine to the time of the Council of Chalcedon. L., 1903 (переизд. – 1933). 642       Tischendorf C. von. De evangeliorum apocryphorum origine et usu. Hagae Comitum, 1851; Zahn Th. Geschichte des neutestamentlichen Kanons. Erlangen, 1888–1892 (отдельные главы во II томе); Lipsius R.A. Die apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden. 3 Bde. Braunschweig, 1883–1890 (репр. в 2 т.: Amsterdam, 1976); Duchesne L. M. O., msgnr. Les anciens recueils des légendes apostoliques//Compte rendu du III Congrès scientifique des Catholiques. V. Bruxelles, 1895; Gutschmid A. von. Die Königsnamen in den apokryphen Apostelgeschichten//Kleine Schriften. Bd. II. Lpz., 1890 (первая публикация: Rheinische Museum. N.F. 1869. Bd. XIX).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ряд лат. памятников, восходящих к греч. оригиналу: Breviarium apostolorum (по мнению Б. де Геффье, ок. 600 г., древнейший список - VIII в.), соч. «О жизни и смерти отцов» Исидора Севильского († 636) сообщают, что Иуда Иаковлев кроме Месопотамии проповедовал в Понте и был похоронен в «Берите Армянском» ( Schermann. 1907. P. 211; Isid. Hisp. De ortu et obitu patrum. 78//PL. 83. Col. 155; Виноградов. 2005. С. 145). Во 2-й редакции Жития ап. Андрея, написанного между 815 и 843 гг. Епифанием Монахом (BHG, N 102), зафиксировано предание об участии ап. Фаддея (не указано, от 12 или от 70) в миссионерских путешествиях ап. Андрея Первозванного . Во время 1-го путешествия при описании событий в Амисе (Понт) Фаддей назван 1-м среди 8 учеников ап. Андрея ( Виноградов А. Ю. Греч. предания о св. ап. Андрее. СПб., 2005. С. 292). В начале 3-го путешествия ап. Фаддей вместе с ап. Андреем отправился из Иерусалима в Эдессу, где остался у Авгаря, а Андрей последовал в Иберию (Там же. С. 311). Ребек Апостольские списки 2-го сир. типа сообщают о том, что ап. Иуда Иаковлев был убит в Ребеке кочевым племенем блеммиев (т. н. Греко-сирийский аноним в ркп. XII-XIV вв.- Schermann. 1907. P. 172; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. Р. 468; Maten. Cod. 871 - Esbroeck. 1994. P. 113). По мнению Р. А. Липсиуса, Ребек - это Рафака на Синае ( Lipsius R. A. Die Apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden. Braunschweig, 1883. Bd. 1. S. 29; 1884. Bd. 2/2. S. 160). Р. Бёрнет локализует Ребек в Нубии ( Burnet. 2009. P. 203). В «Хронике» Псевдо-Симеона Логофета (кон. Х в.) говорится, что ап. Иуда-Фаддей-Леввей, сын Иосифа Обручника, был повешен и застрелен из лука блеммиями в г. Ребекка (ν Ρεβκκ τ πλει - Schermann. 1907. P. 178). Береника В поэме Павлина Ноланского, написанной в 405 г., местом мученической кончины ап. Леввея названа Ливия ( Dolbeau. 1994. P. 100). Раньше считали, что привязка Леввея к Ливии вызвана лишь сходным звучанием имени апостола и топонима (The Poems of St. Paulinus of Nola/Transl., annot. P. G. Walsh. N. Y., 1975. P. 378), но после введения в научный оборот соч. «О рождении и кончине пророков и апостолов», где говорится о смерти Фаддея-Леввея в Беренике Ливийской (ныне Бенгази, Ливия) ( Dolbeau. 1994. P. 106; Виноградов. 2005. С. 145-146), Ф. Дольбо сделал вывод, что речь идет о «реальной традиции, быть может ошибочной, но, конечно, древней» ( Dolbeau. 1994. P. 101).

http://pravenc.ru/text/1237747.html

е. тот путь, которым ап. Андрей в эти места пришел. Этот путь был таким же оживленным и известным, как и путь в Италию и на Балканы. В конце тома указана обширная литература. После приведенных выше данных вряд ли покажутся убедительными доводы против реальности маршрута, которые приводит Е. Е. Голубинский: «Посылать апостола из Корсуни в Рим нашим путем есть одно и то же, что посылать кого-нибудь из Москвы в Петербург путем на Одессу, но представлять возможным совершенно неестественное и невероятное есть одна из привилегий составителей народных легенд. При том, сочиняя этот неожиданный и слишком оригинальный путь, составитель повести, по всей вероятности, не считал его таким невозможно странным, каким он был на самом деле: имея недостаточные географические сведения, он, вероятно, только находил его несколько более длинным, чем прямой путь по морю Средиземному» (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1901. Т. 1. С. 24). Васильевский В. Г. Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян//Васильевский В. Г. Труды. Т. 2. Вып. 1. Гл. 1. С. 214–227. Tischendorf. Acta apostolorum apocrypha. Lipsae, 1851; Lipsius R. A. Die apokryphen Apostelgeschichte und Apostellegenden: Ein Beitrag zur altchristlichen Literaturgeschichte. Bd. 1–2 und Ergдnzunghefm. Braunschweig, 1883–1890. Славянские переводы апокрифов см.: Сперанский М. Н. Апокрифические деяния апостола Андрея в славянорусских списках//Древности: Труды Имп. Моск. археол. общества. М., 1894. Т. 15. Вып. 2. С. 35–75. Васильевский В. Г. Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян//Васильевский В. Г. Труды. Т. 2. Вып. 1. С. 291. Там же. С. 293–295. Там же. С. 213–214. Петровский С. П. Сказание об апостольской проповеди по северо-восточному Черноморскому побережью//Зап. Имп. Одес. общества истории и древностей. 1897. Т. 20. Ч. 1. С. 147. Там же. 1898. Т. 21. Ч. 2. С. 82–85. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1910. Т. 2. С. 241–246. См. примеч. 2 на с. 39. См.: Barnea J. Les monuments palйochrйmiens de Roumanie.

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

Переводы с греческого и латинского. Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. Москва 1910. Стр. 59 – 62, где напечатано „Утешительное послание Феодо­рита, епископа Киррского”, (к трибуну Еврикиану) из издания Сакеллиона с большими сокращениями по сравнению с переводом Н. Н. Глубоков­ского 223 (XLIII), стр. 354 – 359. Проф. В. А. Погорелов, Чудовская Псалтырь XI века, отрывок толкования Феодорита Киррского на Псалтырь в древне-болгарском переводе, с приложением двух фототипических снимков; издание отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук в „Памятниках старославянскаго языка”, т. III, вып. 1 (Спб. 1910). См. и ниже стр. 25. II. Литература о блаж. Феодорите 27 ). Rev. John M " Cinltock and James Strong, Cyclopedia of Biblical, Theological and Ecclesiastical Literature, vol. X (New York 1881), p. 320 – 321. J. Moshakis у F. Lichtenberger, Encyclopedie des sciences religieuses, t. XII (Paris 1882), p. 71 – 72. † Philip Schaff, A Religious Encyclopaedia, or Dictionary of Biblical, Historical, Doctrinal and Practical Theology, vol. HI (New York 1883), p. 2326. Rev. Edmund Venables в A Dictionary of Christian Brography, Litera­ture, Sects and Doctrines by William Smith and Henry Wace, vol. IV (London 1887), p. 904b –919a. Proff. H. Holtzmann und R. Zopffel, Lexikon fur Theologie und Kirchenwesen, zweite Auflage, II Band (Braunschweig 1891), S. 1008 – 1009 (краткая заметка). Prof. Dr. Heinrich Kihn в Wetzer und Wejlté " s Kirchenlexikon, zw. Aufl., XI Band (Freiburg im Breisgau 1899), Sp. 1526 – 1536. Prof. Dr. G. Nathanael Bonwetsch в Realencyklopadie fur protestantische Theologie und Kirche begrundet von J. J. Herzog, in dritter Auflage herausgegeben von Prof. D. Albert Hauck, XIX Band (Leipzig 1007), Sp. 609 – 615, а упоминания в других томах по разным случаям см. XII Band (Leipzig 1909): Register von Hermann Caselmann, S. 442a. Ожидаются в свое время соответствующие статьи и заметки о блаж. Феодорите у Prof Michael Buchberger, Kirchliches Handlexikon (Munchen, Allgemeine Verlags – Gesellschaft m.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

† Прот. Петр Алексеевич Смирнов (после председатель Учебного Комитета) в редактируемых им „Прибавлениях к Церковным Ведомостям” 47 за 17 ноября 1890 г., стр. 1601 – 1603. Н. К. († проф. Николай Фомич Красносельцев ) в „Летописи историко-филологического общества при Императорском Новороссийском Университете. II. Византийское отделение 1” (Одесса 1892), стр. 120 – 122. „Byzansinische Zeitschrift” II (1893), 1, S. 171, где К. К. (rumbacher) только отмечает отзывы Гарнака и Красносельцева. Проф. В. В. Болотов см. выше на стр. 24. † Проф. прот. Михаил Иванович Горчаков в рецензии на книгу † проф. И. А. Чистовича „Спб. Дух. Академия за последние 30 лет” (Спб. 1889) в „Отчете о тридцати третьем присуждении наград графа Уварова” в приложении к LXX тому „Записок Академии Наук”, Спб. 1892, стр. 361, прим. 3, и по оттиску на стр. 37, 3 (где ошибочно на­печатано „Н. Голубковским” вместо „ Н. Глубоковским ”). † Проф. Николай Семенович Суворов в своем „Учебнике церковнаго права”, Ярославль 1899, стр. 46 прим. † Проф. Борис Михайлович Мелиоранский в „Византийском Временнике”, т. VII (Спб. 1900), вып. 3, стр. 620, откуда и у и. д. доцента иеромонаха Анатолия (Грисюка) в „Журналах Совета Киевской Духовной Академии” при ее „Трудах” 1908 г., 12, и отдельно (Киев 1908), стр. 486. Сочинение отмечено в числе пособий при преподавании Общей Церков­ной Истории в Семинариях при (проектах) новых программ(ах) (1906 г. ?), стр. 18; (1911 г.), стр. 30 (ср. Материалы к программам по Общей Церковной и Русской Церковной Истории, стр. 64 – 65). Theologischer Jahresbericht, XI. Band, enthaltend die Literatur des Jahres 1891; zweite Abtheilung (Braunschweig 1892), S. 177 – 178 (или по пагинации Отдела 43 – 44) в обзоре: „Kirchengeschichte yon Nicaenum bis zumMittelalter”, bearbeitet von Prof. Gustav Kruger. Prof. Dr. Otto Bardenhewer, Patrologie. 1-te Aufl. (Freiburg im Breisgau 1894), S. 350; 2-te Aufl. (ibid. 1901), S. 351; 3-te Aufl. (ibid. 1910), S. 327. Prof. Dr. Albert Ehrhard, Die altchristliche Litteratur und ihre Erforschung seit 1880: Allgeineine Uebersicht und erster Literaturbericht (1880 – 1884) в „Strassburger Theologische Studien” herausg. von A. Ehrhard und Prof. Dr. Eugen Mtiller, 1. Band, 4 u. 5 Heft (Freiburg im Breisgau 1894), S. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010