Священные книги Ветхого Завета, по их содержанию, разделяются на четыре следующие разряда: 1) книги законоположительные; 2) исторические или повествовательные; 3) учительные и 4) пророческие. Законоположительными называются те книги, которые содержат основание Ветхого Завета. Таких книг пять: книга Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Все эти книги написаны великим пророком Моисеем. Сам Иисус Христос называет их в Евангелии законом Моисеевым ( Лк. 24:44 ). Книги исторические содержат преимущественно историю или повествование о благочестии избранного народа. Таковы следующие: книги – Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, книга Ездры, книги Неемии и Есфирь. Книги учительные Ветхого Завета содержат учение об истинном благочестии, т. е. о том, как надобно веровать в единого истинного Бога, почитать Его или служить Ему добродетельною жизнью или исполнением закона Божия. Таковы следующие книги: книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы, т. е. Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. Пророческие книги так называются потому, что содержат пророчества или предсказания о будущих событиях, особенно об обетованном Спасителе. Пророческие книги суть книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати меньших пророков, которых выше мы наименовали. 2) О священных книгах Нового Завета Священных книг Нового Завета двадцать семь: четыре книги евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна; одна книга Деяний Апостольских, семь Соборных посланий, четырнадцать посланий апостола Павла и Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова. Новозаветные книги, также как ветхозаветные, разделяются на четыре разряда: 1) законоположительные, 2) исторические, 3) учительные и 4) пророческие. Законоположительных книг Нового Завета четыре: книги евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В этих четырех книгах предлагается повествование о рождении Господа нашего Иисуса Христа от Преблагословенныя Девы Марии, о Его Божественном учении, о чудесах, страданиях и крестной смерти, также о воскресении из мертвых и вознесении Его на небо. Или короче скажем: в них содержится повествование о том, как, в исполнение древних Божественных обетований, Господь Иисус Христос совершил на земле спасение рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

3 . Христианские толкователи делят вообще Ветхий Завет другим образом, именно: 1) на книги исторические; 2) дидактические, или учительные и нравственные, и 3) пророческие, или предсказывающие о будущем. – I. Книги исторические. – Пятокнижие: 1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие; 6) Иисуса Навина; 7) Судей, 8) Руфь; 9) две книги Самуила, или первая и вторая книги Царей (Царств); 10) две книги Царей (Царств) или третья и четвертая книги Царей (Царств); 11) две книги Паралипоменон; 12) первая книга Ездры; 13) книга Неемии (или вторая книга Ездры); 14) Есфирь, и из неканонических книг: 15) первая книга Маккавейская; 16) вторая книга Маккавейская; 17) Товит; 18) Иудифь. – II. Книги дидактические, подразделяемые на поэтические и учительные. – Поэтические: 19) Иова; 20) Псалмы; 21) Притчи. 11 – Учительные: 22) Екклезиаст; 23) Песнь Песней и из неканонических: 24) Премудрость Соломона; 25) книга Иисуса сына Сирахова. – III. Книги пророческие. – Четыре великих пророка: 26) Исаия; 27) Иеремия; 28) Плач Иеремии; 29) Иезекииль; 30) Даниил. Двенадцать малых пророков: 31) Осия; 32) Иоиль; 33) Амос; 34) Авдий; 35) Иона; 36) Михей; 37) Наум; 38) Аввакум; 39) Софония; 40) Аггей; 41) Захария; 42) Малахия. Из неканонических книг к разряду пророческих относится лишь одна небольшая книга: 43) пророка Варуха. – Хотя две книги Маккавейские принадлежат к первому разряду, т. е. к историческим книгам, однако они помещаются в Библии после малых пророков, по причине сравнительно поздней даты фактов, в них переданных. 12 4. – Число и деление книг Нового Завета Новый Завет содержит: I. Исторические книги: четыре Евангелия: 1) Матфея; 2) Марка; 3) Луки; 4) Иоанна; 5) Деяния Апостолов. – II. Учительные книги: четырнадцать посланий св. Павла; 6) к римлянам; 7) I-oe коринфянам; 8) II-oe коринфянам; 9) галатам; 10) ефесянам; 11) филйппийцам; 12) колоссянам; 13) I-oe фессалоникийцам; 14) II-oe фессалоникийцам; 15) I-oe Тимофею; 16) II-oe Тимофею; 17) Титу; 18) Филимону; 19) евреям; 20) послание св. Иакова; 21) I-oe послание св. Петра; 22) II-oe Петра; 23) I-oe послание св. Иоанна; 24) II-oe Иоанна; 25) III-e Иоанна; 26) послание св. Иуды. – III. Пророческая книга: 27) Апокалипсис св. Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Какой царский ответ последовал на просьбу Паисия в 1662 г., – мне пока неизвестно; но о том, что Паисий интересовался именно книгами и рукописями, привезенными Сухановым, – свидетельствует тот аакт, что ему в 1671 г. из числа этих именно книг, находившихся тогда на Иверском подворье Воскресенского монастыря, были даны по царскому указу следующие 20 печатных и рукописных книг «для собрания книги о святейших вселенских патриархах «1) книга Феофана, епископа никейского похвальные слова, в полдесть, в досках; 2) книга Никифора Каллиста латинская, печатная, в десть; 3) книга Никифора же Каллиста, в десть, такова ж; 4) книга летописание краткое, в десть, печатная латинская; 5 и 6) две книги Дионисия Ареопагита , печатные, латинския, в десть, 1-й и 2-й том; 7 и 8) две книги Григория Богослова печатные, латинския, в десть; 9) книга Иоанна Зонара печатная, латинская, в десть; 10) книга Иустина Философа печатная, латинская, в десть; 11) книга Исидора пилусийского печатная, латинская, в десть; 12) книга Климента александрийского печатная, латинская, в десть; 13) книга Кормчая письменная, в десть; 14) книга Правильная о церковном чине и о заповедех отеческих, письменная, в полдесть; 15) книга Кормчая письменная, в десть, в досках; 16) книга Евстафия Киртахрана письменная, в полдесть, в коже; 17) книга Фотия патриарха цареградского письменная, в десть, в досках; 18) книга Ипполита папы римского письменная, в полдесть; 19) книга Фомы патриарха иерусалимского о армейской ереси, письменная, в десть; и 20) книга Иякова брата Господня на рождество пресв. Богородицы греческая, письменная, в полдесть». Документ, перечисляющий все эти книги, прямо озаглавлен: «179 г. марта в 23 день. По указу великого государя царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа великия и малыя и белыя России самодержца, взято с Иверского подворья из полаты книг и отдано газскому митрополиту Паисию для собрания книги о святейших вселенских патриархах». – Кроме этих 20 книг Паисием же впоследствии были взяты (только неизвестно когда) еще следующие 4 латинских книги: а) две книги Козмография, одна преложена вкратце, б) книга Анастасия о костельных вещех и о житии пап римских, и в) «книга польская писана против веры благочестивые». 14 июня 1676 (184) г. все эти книги были переписаны в «Товарной полате», причем оказалось среди них 10 греческих (1 печатная, остальные рукописные), 10 греколатинских печатных и 4 латинских и польских печатных же; на другой день 15 июня «те все книги, читаем в документе, по сей росписи к великому государю в хоромы взял кравчей князь Василий княж Федоров сын Одоевской». Впоследствии книги эти были возвращены в Патриаршую библиотеку, потому что большинство их можно указать в ней 458 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

III. Не ослабляется означенное правило бл. Августина и тем, что неканонические книги в некоторых древних переводах Библии (напр. италийском) соединены вместе с каноническими: ибо сего также нельзя почитать за доказательство того, будто одинаковую важность с последними искони усвояла первым Церковь вселенская. В нашей, например, славянской Библии доныне те и другие книги соединены вместе. Между тем, Церковь православная полагает между Ними строгое различие, когда канонические книги почитает по преданию принятыми в канон (κανων, реестр, каталог) богодухновенных писаний от самих посланников Божиих и предлагает их верующим, как неизменное правило истины 24 , а на неканонические смотрит, как на не внесенные в канон богодухновенных писаний, но назначенные отцами для чтения вновь приходящим и желающим огласитися словом благочестия 25 , – как на книги назидательные и добрые, но не входящие в канон писаний богодухновенных 26 . Соединяются же, как и прежде соединялись, неканонические книги с каноническими для того, чтобы в одном сборнике иметь все досточтимые книги, богодухновенные и не богодухновенные, но добрые, назидательные, священные, паче всех других книг уважаемые Церковию. § 100. Основания – из определений соборных Правда, книги Библии, почитаемые в православной Церкви неканоническими, называются каноническими не только у бл. Августина, Иннокентия I и Геласия, но и в правилах соборов: иппонийского 27 и карфагенского 28 . 1 К этим книгам неканоническим относятся еще некоторые места, находящиеся в книгах канонических, как то: 1) молитва Манассии в конце второй книги Паралипоменон, 2) места, не означенные счетом стихов в кодексах греческих и в переводе славянском, в книге Есфирь; 3) песнь трех отроков в 3-й главе книги пророка Даниила, история о Сусанне в 13-й, также о Виле и змие в 14-й главе той же книги. 2 Именно: 1) книгу Варуха, 2) Товита, 3) Иудифь, 4) Премудрости Соломоновой, 5) Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 6) две книги Маккавейские, 7) песнь трех отроков, историю о Сусанне, историю о Виле и змие, и – 8) всю книгу Есфирь, не исключая мест, не означенных счетом стихов. Перрон. Богословск. чтен. т. 1, стр. 176. Брюссель, 1848 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Священныя книги Ветхого Завета сперва хранились в скинии, а потом в Иерусалимском храме ( Bmop. XXXI, 26 ). Собрали их воедино свящ. Ездра (457 г. до Р. X.) и его современник Неемия. Принятый Церковью окончательный перечень Священных Книг Ветхого и Нового Заветов приведен в 85-м Правиле Апостольского Собора (51г. по Р. Хр.) и в 60-м Правиле Лаодикийского Собора (364 г.), а также в 39-м послании св. Афанасия Великого «о праздниках». Этими постановлениями всего утверждено: собрание из 50-ти книг Ветхого Завета и 27-ми – Нового Завета. § 57. Книги Священного Писания 12. Как священный книги Библии разделены по своему содержанию? Книги Заветов Ветхого и Нового разделяются на четыре отдела: 1) Книги законоположительныя, составляющия главное содержание Заветов. 2) Историческия, по ним изучается история благочестия. 3) Учительныя, излагающия нравственное учение. 4) Пророческия, в которых изложены предсказания, и среди них главнейшее – о явлении на землю Господа Иисуса Христа. 13. Перечисление книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов? Ветхий Завет Новый Завет 1 .  Законоположительныя:   Евангелия Святых Апостолов и Евангелистов: 1)    Бытия 2)    Исход 1) Матвея 3) Левит 2) Марка 4) Числ 3) Луки 5) Второзакония 4) Иоанна 2 . Историческая: 1) Иисуса Навина Книга Деяний святых Апостолов 2) Судей 3) Руфь 4) 1-я книга Царств 5) 2-я книга Царств 6) 3-я книга Царств и 7) 4-я книга Царств 8) 1-я Паралипоменон и 9) 2-я Паралипоменон 10) Ездры 1-я книга 11) Неемии 12) Ездры 2-я книга 13) Товита 14) Иудифь 15) Есфирь 16) 1-я Маккавейская 17) 2-я Маккавейская 18) 3-я Маккавейская 19) Ездры 3-я книга 1) Книга Иова Семь соборных посланий: 2) Псалтирь 1) Ап. Иакова 3) Притчи Соломона 2) 1-е Ап. Петра 4) Екклезиаст 2-е Ап. Петра 5) Песнь Песней 3) 1-е Ап. Иоанна 6) Премудрости Соломона 2-е Ап. Иоанна 7) Премудрости Иисуса сына Сирахова 3-е Ап. Иоанна 7) Ап. Иуды Четырнадцать Посланий Ап. Павла: к Римлянам 1-е к Коринфянам 2-е к Коринфянам к Галатам к Ефесянам к Филиппийцам к Колоссянам

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В греч. каноне LXX книги М. п. входят в состав раздела поэтических и пророческих книг. При этом древнейшие рукописи LXX отличаются друг от друга последовательностью, в которой располагаются различные части раздела (см.: Glenny. 2013. P. 4-6). В Ватиканском кодексе пророческие книги идут вслед за поэтическими (Псалмы - Товит), а в Синайском и Александрийском предшествуют им. При этом в Ватиканском и Александрийском кодексах книги М. п. стоят перед книгами великих пророков, а в Синайском кодексе располагаются после них. Полагают, что порядок, согласно которому книги М. п. занимают 1-е место среди пророческих книг, был обусловлен экзегезой Ос 1. 2: 1-я фраза данного стиха: «Начало слова Господня...» понималось как вступление ко всему пророческому корпусу, к к-рому относились не только книги М. п., но и т. н. великих. В изданиях Библии на рус. языке М. п. относятся к разделу пророческих книг и располагаются после книг великих пророков - Исаии, Иеремии, Плача Иеремии, Иезекииля, Даниила. В изданиях, в к-рые включены неканонические книги, за книгами М. п. следуют Маккавейские книги . Последовательность книг М. п. В древнеевр. масоретских рукописях и изданиях масоретского текста (МТ) книги М. п. располагаются в следующей последовательности: Книга Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Этот же порядок книг М. п. сохраняется и в рус. синодальном переводе Библии. Порядок книг М. п. в кумран. свитках, а также в свитке Mur XII из Вади- Мураббаат совпадает с масоретским. Исключением является свиток 4QXIIa, который датируется II в. до Р. Х.: в нем зафиксирована др. последовательность 3 последних книг М. п.: 10-я - Захарии, 11-я - Малахии, 12-я - Ионы. В ином порядке книги М. п. располагаются в большинстве рукописей, а также в изданиях греч. перевода LXX: Книга Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Кроме того, в различных сочинениях начала христ. эры М. п. перечисляются в последовательности, отличающейся и от МТ, и от LXX. В христ. псевдоэпиграфе «Вознесение Исаии» (между I и III вв. по Р. Х.) дан список 10 книг М. п. в следующем порядке: Книга Амоса, Книга Осии, Михея, Иоиля, Наума, Ионы, Авдия, Аввакума, Аггея, Малахии. В псевдоэпиграфе «Жития пророков» (датировка дискуссионная: между I и V вв. по Р. Х.) М. п. перечисляются в последовательности: Книга Осии, Михея, Амоса, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

Даниила Дополнение в книге Иова 151 псалом Заключение   .   Введение Книга профессора Казанской Духовной Академии, доктора богословия Юнгерова Павла Александровича «Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги» является итогом более чем тридцатилетней научно-исследовательской работы автора на кафедре Священного Писания Ветхого Завета (кон. 1880-х гг. – 1910 – год последнего авторского издания «Общего введения»). Объединяя в себе все лучшие достижения современной ему западной библеистики с выверенностью православного подхода, труд П. А. Юнгерова представляет систематическое изложение круга общих исагогических вопросов: о ветхозаветном каноне, священном тексте и переводах ветхозаветных книг. Исторический метод изложения этих вопросов позволяет проследить различные этапы формирования языка священной ветхозаветной письменности, ее канона, историю и взаимовлияние позднейших переводов. Во втором издании (1910 г.) в «Общем введении» автором добавлен раздел по Истории толкования ветхозаветных книг, представляющий особый интерес, ввиду малой разработанности этого вопроса, как вводное и библиографическое пособие к изучению ветхозаветной экзегетики. В данном издании текст приводится по современной орфографии, с незначительными изменениями авторского синтаксиса в нескольких местах, где это требовалось современными правилами. Понятие об Историко-критическом Введении в Священные ветхозаветные книги Предметом науки Историко-критического Введения в Священные ветхозаветные книги, как видно из самого названия ее, служат Священные ветхозаветные книги, более или менее известные и по названию и по содержанию всякому христианину, а тем более православному богослову. А потому в предварительных сведениях о науке нет нужды заниматься обычными вопросами, ознакомляющими с предметом науки. Приведем лишь некоторые нужные богослову цитаты. Так, ветхозаветные книги называются Писанием у Иисуса Христа: никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется писание ( Ин.17 ­­ Пс.108:17 ). Подобным образом ветхозаветные книги называет Иисус Христос очень часто ( Мф.21:42; 22:29; 26:54 ; Мк.12:10, 24; 14:49 ; Лк.4:21 ; Ин.5:39; 7:38; 13:18 ). Апостолы очень часто называют ветхозаветные книги Писанием ( Рим.4, 3; 9, 17; 10, 8 ; Иак.2:23; 4, 5 ; 1Петр.2:6 ...) и Священным Писанием: благовествование о Христе Бог обеща исперва пророки Своими в писаниих святых ( Рим.1:2 ); измлада священная писания умевши ( 2Тим.3:15 ). Писанием или книгой ветхозаветные книги назывались издревле, у самих священных ветхозаветных писателей, начиная с Моисея ( Втор.31:9 ), у Исаии (34:16), Даниила (9:2) и Неемии (8:8); в неканонических книгах ( 1Мак.12:9 ; 2Мак.8:23 ) называются Священными книгами. Из святоотеческой письменности цитат с подобными наименованиями можно привести бесчисленное множество, особенно у свв. Златоуста, Афанасия и Феодорита часто употребляется наименование: Священное Писание .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Афанасий: «есть кроме сих (т. е. 22-х канонических) и другие книги, не введенные в канон ( κανονιζμενα), 182 но назначенные отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь и Товиа» (39-е посл. о праздниках). На Константинопольском соборе (1672 г.) постановлено: «хотя некоторые ветхозаветные книги, писанные свящ. писателями, в исчислениях соборных и отеческих (т. е. в числе 22-х книг) не причисляются к священным книгам, но не должны быть отвергаемы, как естественные и обычные, а должны быть всегда считаемы добрыми и назидательными и отнюдь не презираемы». Наконец, на Иерусалимском соборе (1672 г.) постановлено: «следуя правилу католической церкви называем священным писанием... Премудрость Соломона, книгу Иудифь, Товию, историю дракона и Сусанны ( Дан. 13 14 гл.), Маккавейские и Премудрость Сираха. Их признаем неизменною частью Свящ. Писания». Но признавая «неизменною частью Свящ. Писания», т. е. списков Библии, соборы эти не называют неканонические книги богодухновенными. В Катихизисе митр. Филарета повторяется лишь суждение св. Афанасия о назначении неканонических книг для оглашенных и вступающих в Церковь . Общий вывод из приведенных цитат 183 по вопросу о неканонических книгах должен быть следующий: а) они не богодухновенны, б) полезны и назидательны, в) выше всех обычных произведений естественного разума, г) должны включаться в священно-библейские списки и др.) назначаться в преимущественное чтение для оглашенных. Но последним правилом, конечно, отнюдь не исключается чтение их и верующими, действительными членами Церкви. Из практики греко-русской Православной Церкви известно, что части книги Премудрости Соломона (2 5 и 10 гл.), и книги Варуха (3 4 гл) читаются в паремиях за богослужением; служба на 1 августа составлена по 2 Маккав. книге (7 гл.) и наполнена выдержками из этой книги; песнь трех отроков ( Дан.3:24–90 ) служит основанием 7 и 8 песней канона и разнообразно в последних раскрывается и ежедневно воспевается за утренним богослужением; в паремии великой субботы читается та же песнь, а молитва Манассии ( 2Пар. 36 гл.) читается на великом повечерии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ну какую же нам принесут пользу книги, если мы будем только читать, а на дело не подвигнемся (прп. Макарий, 20). Вы поверяйте свою совесть и руководствуйтесь учением святых отцов, прошедших путь иноческой жизни и житием и учением своим оставивших нам пример. В учении их мы видим, как поступать и проходить путь жизни, иметь борьбу со страстями (прп. Макарий, 20). Пишешь, что некоторых мест из книги Иоанна Лествичника не понимаешь; довольствуйся тем, что понимаешь, и старайся об исполнении, а далее и прочее откроется (прп. Макарий, 20). Книги эти дела требуют. Всеблагой Господь всем хотяй спастися и в разум истины приити, да подаст нам всесильную Свою помощь книги духовного содержания не только читать, но по силе своей и исполнять, что в них говорится, к пользе нашей душевной (прп. Амвросий, 1). Девушке, о которой спрашиваешь, лучше всего можешь читать отеческие книги, а поменьше толковать. Сперва можно дать ей авву Дорофея , а потом Марка Подвижника . Принимать же можешь с условием, только не говори: если будет тебя слушать. А говори так: если хочет принимать отеческое учение, то может приходить, а если учения святых отцов не хочет принимать и если будет продолжать спорить, то чтобы не приходила, потому что такие пустые споры и у тебя отнимают понапрасну время, и тебя расстраивают, и ей самой бесполезны (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Оттого не любишь [свято]отеческих книг, что они обличают тебя (прп. Амвросий, 4). Книги давай читать, хотя и маслом зальют, запачкают – ничего, только по разбору, кто читает (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Какие книги читать тебе? Ты не памятлива? Ну, нечто затверди покрепче, например: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем… и ближнего твоего, как самого себя ( Мф. 22, 37–39 ). И из другой также, но не ради того, что, дескать, мы знаем, но мы исполняем. Сила не в слове, а в деле. Начнем сначала. Приведем на память: как звать Бога! И будем детски звать Его, пока Он Сам не придет и научит всякой истине. Вижу, что ты много читала – и это тебе не помогло. Попробуй – начни читанное, по силе, приводить в дело. Да к этому присовокупи (опять по силе) непрестанную Иисусову (устную) молитву – и узришь милость Божию. Чтоб ты туне не ретилась 145 и не смущалась тем, что читаешь, читаешь, а в остатке нет ничего, скажу тебе секрет, добытый долголетним опытом: приступая к книге, прицеливайся прежде всего улучить ту мету, которой, как ты говоришь, нет у тебя, но которая во всякой добродетели неизбежна, т.е. терпеливо ждать милости Божией в разумении, ибо Бог – разумов Господь (см. 1Цар. 2, 3 ), даяй 146 премудрость и разум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Иностранные книги или рукописи мы встречаем впервые в небольшом количестве в библиотеке царя Алексея Михаиловича; в библиотеке же его сына, предполагавшоегося наследника престола, царевича Алексея Алексеевича, умершего в 1670 году, библиотеке, заключавшей в себе уже значительно больше книг и рукописей вообще, находим большее число и иноязычных книг, и рукописей. В этой библиотеке, находившейся в хоромах царевича, было: 50 рамцов с листами «ряскими, 14 листов описание розных земель, 11 книг описание земель, 128 книг на разных языках «больших и малых» (по другому списку всего 137 книг), 3 книги Нового Завета, Библия, 2 книги меч духовный, апостол толковой, беседы апостольские, 2 книги бесед на деяния, шестоднев Василия великого , 2 книги Ефрема Сирина , 3 книги беседы на евангелие, псалтырь толковая писаная и харатейная в лицах, трефолой киевской, Маргарит в полдесть, патерик печерской, житие Саввы Сторожевского, аввы Дорофея , житие преп. Александра Ошевенского, святцы печатные, летописец вкратце царем и вел. князем, вирши на оказание государя царевича, алексикон печатный, мерило праведное, 2 канонника письменных, псалтирь письменная, 2 славянских грамматики, цветник, собрание патр. Никона, 2 катихизиса один «словенской печатной», другой «большой», 4 лексикона, из коих один «письменной словенский с греческим», другой письменный же латинский с словенским (по другому списку еще один лексикон славянский письменный), «письменная Аристотелева в отласе», часовник, печатанный при царе Иване IV, пролог письменной, о священстве Иоанна Златоустог о, 2 книги Иоанна Дамаскина (по другому списку одна из них Дионисия Ареопагита ), «книга монархия, книга описание соборное», жезл правления, книга ратного строения, книга о вере, Макария (по другому списку Кирилла) Александрийского. (Другой список сей библиотеки присоединяет еще: Никона Черные горы, собрание пророческое, Якова евреина, Григория беседовника, Исака Сирина, книга уложенная, книга розмерная, цыфирная письменная, календарь серебряной и описание о короновании Михаила короля польского). В числе иноязычных рукописей были также два евангелия греческое и арабское, поднесенныя патриархами Паисием александрийским (первое) и Макарием антиохийским (второе) 489 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010