Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОТЫ термин, использованный в рус. Синодальном переводе ВЗ для передачи смысла евр. слова  , обозначающего преимущественно место для отправления культа. Слово досемитского происхождения, возможно от формы  ; с незначительными вариациями корень найден во всех семитских языках ( Schunk. P. 139, 140). Соответствующие слова др. семит. языков имеют первоначальный смысл «спина», «туловище животного» (в аккад. и угаритском), а также «высокое место» (в аккад.). В ВЗ также встречается   - спина, выя (Втор 33. 29; обратная сторона облака - Ис 14. 14; Иов 9. 8 (в нек-рых евр. ркп.)). Др. значения: «хребет», «возвышенность» (Втор 32. 13; 2 Цар 1. 19, 25; Ам 4. 13 и др.); «возвышенность для богослужения», «святилище», «жертвенник» (1 Цар 9. 12; 3 Цар 14. 23; Иер 48. 35 и др., в этом смысле ок. 80 раз в ВЗ);   как характеристика местности (возвышенность) становится термином, обозначающим место для отправления культа (ср. объяснение имени   в Иез 20. 28, 29); и, наконец, «стела» (камень Меши (KAI 181. 3); в LXX Лев 26. 30; Числ 21. 28; 33. 52). Естественная возвышенность как место расположения  предпочиталась еще в доизраильский период (Числ 21. 28) у ханаанеев, а также у др. народов, живших рядом с Израилем (Иер 48. 35; Ис 15. 2). В. необязательно нужно представлять как холмы или горы (хотя на них восходили и с них спускались - 1 Цар 9. 13, 14, 19 и 9. 25; 1 Цар 10. 5), они встречались и в долинах (Иер 7. 31); согласно Иез 6. 3, Господь обещает лощинам и долинам, так же как горам и холмам, что Он разрушит В. на них. Кроме В., расположенных в окрестностях поселений, существовали В. и в самих поселениях (3 Цар 13. 32; 4 Цар 17. 9, 29 и др.). Суммируя возможные этимологические значения, Р. де Во вывел формулу: «Идея чего-то выступающего на определенном фоне, выдающегося над плоскостью» ( Vaux. P. 284). Однако этимология слова по-прежнему остается неясной. Кроме того, ветхозаветные В. были рукотворными: их строили (3 Цар 11. 7: «...построил Соломон капище... на горе»; 14. 23: «...устроили... высоты и капища»; 4 Цар 21. 3: «...и снова устроил высоты, которые уничтожил отец его»; 2 Пар 21. 11: «...высоты устроил он на горах Иудейских»), уничтожали (4 Цар 23. 8: «...и осквернил высоты», «...и разрушил высоты»; 2 Пар 31. 1: «...и разрушили высоты и жертвенники во всей Иудее») или даже сжигали (4 Цар 23. 15: «...и жертвенник тот и высоту он разрушил, и сжег сию высоту»).

http://pravenc.ru/text/161089.html

3 и 4 книги Царств непосредственно примыкают к первым двум книгам Царств: 3 Цар 1—2 содержит заключение большого повествования о престолонаследии из 2 Цар 9—20. Подробная история царствования Соломона (3 Цар 3—11) детально описывает блеск его мудрости, роскошь предпринятого им строительства, прежде всего — храма в Иерусалиме, размеры его богатства, — блистательная эпоха, но дух завоеваний правления Давида уже позади, на его месте — идеи сохранения, организационного созидания и прежде всего — наживы. Противостояние двух частей народа сохраняется; после смерти Соломона (931 г. до Р. Х.) царство распадается: десять северных колен образуют собственное царство, и это политическое разделение еще углубляется религиозным расколом (3 Цар 12—13). История обоих царств — Израиля и Иудеи — излагается в 3 Цар 14 — 4 Цар 17 параллельно; зачастую это описание войн между двумя братскими государствами, но к тому же и нападений извне: египтян — на южное царство, Иудею, арамеев — на северное, Израиль. Опасность обостряется с вторжением ассирийского войска: впервые — в IX в., затем, в более крупном масштабе — в VIII в. до Р. Х.; в 721 г. под ударами ассирийцев пала столица Израиля, Самария, а Иудея заранее покорилась и обязалась платить дань. Дальнейшая история Иудеи вплоть до разрушения Иерусалима в 587 г. до Р. Х. описывается в 4 Цар 18—25:21. Повествование сосредотачивается прежде всего на двух царствованиях, — правлении Езекии (4 Цар 18—20) и Иосии (4 Цар 22—23), которые характеризовались национальным пробуждением и религиозной реформой. Крупные политические события того времени — это нападение Сеннахирима при Езекии (701 г.) в ответ на отказ от выплаты дани Ассирии, а при Иосии — падение Ассирии и становление халдейского царства. Иудея вынуждена была подчиниться новому восточному властелину, но сразу же восстала. Кара не замедлила: в 597 г. войска Навуходоносора захватили Иерусалим и увели часть его жителей в плен. Десять лет спустя восстание за независимость при-вело к новому вторжению Навуходоносора,  которое завершилось в 587 г. разрушением Иерусалима и второй депортацией. Книги Царств завершаются двумя краткими дополнениями (4 Цар 25:22—30).

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕНИР [евр.  ,   - отец света; отец есть свет], сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула (1 Цар 14. 50). Как высший чиновник А. имел право сидеть рядом с царем и его сыновьями. Участвовал в битве с филистимлянами в Сокхофе (1 Цар 17. 55). Командовал войском Саула во время преследования им Давида и подвергся упрекам последнего, когда дал ему возможность безнаказанно войти ночью в шатер царя Саула (1 Цар 26. 14-16). После гибели Саула А. возвел на престол оставшегося в живых царского сына Иевосфея в Маханаиме, новой столице царства (2 Цар 2. 8-10). Под властью царя Давида осталось только Иудино колено со столицей в Хевроне (2 Цар 2. 1). С целью преодолеть разделение царства Саула и решить вопрос о правах на него в Гаваоне произошло сражение между 12 воинами из войска Иевосфея, к-рым командовал А., и из войска Давида, находившегося под командованием Иоава . Сражение избранных не решило вопроса, тогда развернулась ожесточенная битва между войсками, в к-рой А. был побежден. Тогда же он убил преследовавшего его племянника Давидова Асаила (2 Цар 2. 12-23). Вскоре Иевосфей обвинил А. в притязаниях на царство, т. к. узнал о его связи с Рицпой, одной из наложниц Саула. Разгневавшись на царя, А. послал вестников к Давиду с предложением заключить с ним мир, обещая объединить весь Израиль под властью Давида (2 Цар 3. 7-21). Царь Давид принял его предложение, но Иоав, брат Асаила, не доверял А. Желая отомстить за смерть брата, он тайком от Давида умертвил А. (2 Цар 3. 22-27). Когда Давид узнал об этом, он проклял потомков Иоава. «Когда погребали Авенира в Хевроне, то царь громко плакал над гробом Авенира; плакал и весь народ» (2 Цар 3. 28-39). Лит.: Богородский Я. А. Еврейские цари. Каз., 1884; Van der Kam J. C. Davidic complicity in the deaths of Abner and Eshbaal//JBL. 1980. Vol. 99. P. 521-539; Cryer F. H. David " s rise to power and the death of Abner//VT. 1985. Vol. 35. P. 385-394. Г. В. Рудницкий Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/62696.html

7:19), — т. е. удивился я чрезмерности обетований, обратив взор на себя самого, но и это мало в сравнении с Твоим могуществом. Потом, продолжив хвалебную песнь и умоляя подтвердить обетование, присовокупил: «и ныне, Господи мой, Господи, слово, еже глаголал вси о рабе Твоем и о доме его, увери до века» (2 Цар. 7:25). А что умолял он о подтверждении сказанного обетования, свидетельствует о сем присовокупленное: «яко Ты Господь Вседержитель Бог Израилев, отверзл еси ухо рабу Твоему, глаголя: дом оный созижду тебе» (2 Цар. 7:27), — т. е. Ты открыл неведущему, что созиждешь дом оный, ради которого буду я славен у всех человеков; умоляю же подтвердить сие обетование. Вопрос 23. Почему Давид разрушил большую часть сирийских колесниц (2 Цар. 8:4 )?    Божественный закон повелевает царям не иметь в употреблении многих коней (Втор. 17:16), чтобы надеяться не на них, но на Божию силу. Соблюдая закон сей, Давид разрушил большую часть колесниц. Но можно слышать, как и в псалмах воспевает и говорит он: «не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Лож конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32:16—17). Исполнил же Давид и благословение патриарха Исаака, данное Иакову, когда сказал он: «буди господин брату твоему» (Быт. 27:29). И Давид порази Идумею и постави в ней стражу (2 Цар. 8:13, 14). Сказанное же во всей Идумеи поставил подстерегающих означает, что в каждом городе поставил стражей, ибо воинов, которых иные называют поставленными в засаде, писатель наименовал подстерегающими. Потом присовокупил: «и быша вси идумеане раби Давиду» (2 Цар. 8:14). Так исполнил он праотеческое предречение. Писатель же, намереваясь повествовать, как сей божественный муж впал в беззаконие, почел необходимым показать прежде добродетель мужа, давая нам знать, что это было прегрешением не всегдашнего, но случайного направления воли. Ибо говорит: «бе Давид творяй суд и правду над всеми людьми своими» (2 Цар. 8:15). Потом перечисляет начальников и говорит, что одному вверено было такое, а другому другое начальство. Упомянул и о священниках Садоке и Авиафаре (2 Цар. 7:17). Но думаю, что здесь есть ошибка в письме, потому что не Ахимелех сын Авиафара, но Авиафар сын Ахимелеха. А словами фелефи и херефи называет писатель пращников и стрелков. Человеколюбивый ко врагам Давид мог ли не помнить о друзьях? Почему и спрашивал: «есть ли еще оставшийся в дому Саули, и сотворю с ним милость Ионафана ради?» (2 Цар. 9:1). По расположению к Ионафану не обращал он внимания на неприязнь Саула. Потом удостаивает милостей Мемфиваала:сделав его владетелем всего имущества Саулова и приказав постоянно быть ему при себе и разделять царскую трапезу (2 Цар. 9:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАС [евр.  ,   греч. Ιως], имя 2 ветхозаветных царей эпохи разделенного царства. Иоас (ок. 835-796 гг. до Р. Х.), 9-й иудейский царь, сын царя Охозии от Цивии из Вирсавии (4 Цар 11-12; 2 Пар 22. 10-24. 27). Др. вариант его имени   - «Господь даровал» (4 Цар 12. 1 по МТ). Согласно 4 Цар 12. 1, И. правил 40 лет; существуют разные даты его правления: 837-800 гг. ( Albright. 1945) или 832-793 гг. ( Hayes, Hooker. 1988. P. 38-40). Иоас, иудейский царь. Гравюра из кн. «Promptuarii Iconum Insigniorum». Худож. Г. Руилле. Lion, 1553 г. Иоас, иудейский царь. Гравюра из кн. «Promptuarii Iconum Insigniorum». Худож. Г. Руилле. Lion, 1553 г. После смерти царя Охозии его мать Гофолия приказала предать смерти всех его потомков - законных претендентов на трон и провозгласила себя царицей Иудеи (4 Цар 11. 1). Избежать смерти удалось только И., к-рого младенцем спрятала при храме его тетка Иосавеф, жена первосвященника Иодая (2 Пар 22. 11; Ios. Flav. Antiq. IX 7. 1). По всей видимости, Иодай был регентом при малолетнем царевиче. Возможно, избежать преследования царицы помогло усыновление И. первосвященником ( Gray J. 1 and 2 Kings: A Comment. Phil., 19702. P. 570). И. воспитывался при храме в течение 6 лет; в возрасте 7 лет при поддержке военачальников, придворных телохранителей и левитов Иодай торжественно провозгласил его законным царем (4 Цар 11. 4; 2 Пар 23. 20-21). И. был помазан на царство при ликовании народа, а на его голову был возложен царский венец (4 Цар 11. 12). Он стал одним из немногих царей, к-рые были помазаны на царство (наряду с Саулом, Давидом, Соломоном и Ииуем), что подчеркивало его особую роль в израильской истории. Во время церемонии интронизации был заключен завет «между Господом и между царем и народом… и между царем и народом» (4 Цар 11. 17). Мн. исследователи считают эту формулировку результатом диттографии, поскольку ст. 17b отсутствует как в параллельном повествовании 2 Пар 23. 16, так и в Лукиановской рецензии LXX ( Schearing. 1992. P. 857). После заключения завета народ разрушил жертвенники Ваала в Иерусалиме и убил его жреца (4 Цар 11. 18). Царица Гофолия была убита по приказу Иодая (4 Цар 11. 13-16). В рассказе о воцарении И. священство представляет влиятельную политическую силу в стране; результатом напряженного противостояния священства и дворцовых кругов стал династический переворот, в результате к-рого к власти пришел И. ( Reviv H. The Priesthood as a Political Pressure Group in Judah//Wünschet Jerusalem Frieden/Hrsg. M. Augustin, K.-D. Schunck. Fr./M., 1986. P. 205-210).

http://pravenc.ru/text/578034.html

О том же говорится в Лев 26. Если народ поступает по Божиим предписаниям, Господь «пошлет мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей» (Лев 26. 6); но если нет - земля не принесет положенных плодов (Лев 26. 20), Яхве опустошит ее (Лев 26. 32), народ будет уведен во вражескую землю, «и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших» (Лев 26. 38). В исторических книгах (Иисуса Навина, Судей, Царств) жизнь Израиля в З. о. оценивается по критерию его верности закону Моисееву. Книга Иисуса Навина изображает завоевание земли как быстрое и общее покорение хананеев в священной войне, к-рую ведет Яхве, дарующий эту землю Израилю (главы 1-12). По Его повелению Иисус Навин распределяет землю между всеми коленами, родами и семьями своего народа (главы 13-22). Однако остаются и ханаанские анклавы (Нав 1. 19-35; 3. 1-6). Когда Израиль проявляет непослушание воле Божией, то на землю Израиля нападают враги и само обладание израильтянами ею оказывается под угрозой. По воле Яхве в народе «восстают» освободители («судьи»), к-рые возглавляют Израиль в священной войне с врагами (напр., Нав 3. 7-11). В истории Самсона (главы 13-16) показано, как угнетение со стороны филистимлян усиливается, когда Израиль отступает от закона (главы 17-21). Отступление от закона Господа и как следствие - усиление натиска врагов приводят народ к ситуации, когда становится необходимым введение монархии. Возникает обширная империя Давида и Соломона (2 Цар 2 - 3 Цар 11), разделившаяся позднее на 2 царства, Израильское и Иудейское (3 Цар 12), к-рые в 722 и 587/6 гг. до Р. Х. падают под ударами врагов - ассирийцев и вавилонян соответственно. В исторических книгах дается оценка верности народа Израиля и его царей закону Господа, образцом к-рой становится верность царя Давида. Начиная с Иеровоама I, Израиль вступает на путь отступничества и идолослужения (4 Цар 17). Рассказ о захвате царем Ахавом «наследия» Навуфея (3 Цар 21) показывает, что ханаанские представления о праве земельной собственности несли значительную угрозу для законов о земле, данных Яхве. В истории Иудейского царства периоды верности закону, особенно при царях Езекии (4 Цар 18. 1-8) и Иосии (4 Цар 22. 1 - 23. 28), сменяются временем отпадения, достигшего высшей точки при царе Манассии (4 Цар 21. 1-18; 23. 26-27). Яхве верен Своим обетованиям о даре земли Израилю, поэтому нарушивший закон народ был уведен в плен, как прежде в Египет.

http://pravenc.ru/text/199717.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИАЛ [Велиар; евр.  ,  ], в иудейской и раннехрист. лит-ре демоническое существо, дух небытия, лжи и разрушения. Этимология имени неясна. Раввины понимали его как состоящее из отрицательной частицы  и слова   (иго, ярмо), т. е. тот, кто сбросил «иго Божие» ( Otzen. P. 132; Thomas. P. 15). Однако это объяснение считается устаревшим; широко распространено понимание слова   как «никчемность, бесполезность» (   + корень   - быть полезным) ( Pedersen. P. 539). Др. вариант этимологии: имя В. состоит из  и корня  (восходить) и имеет, т. о., значение либо «тот, кто не восходит», т. е. «неудачник», либо «(место, из к-рого) никто не поднимается» - эвфемистическое обозначение шеола ( Cross, Freedman. P. 22 n. 6) (ср.: Иов 7. 9). Нек-рые исследователи связывают имя В. с евр. корнем   - глотать (параллели существуют в араб., арам., аккад., эфиоп. и др. языках). Представление о В. как о «поглощающей бездне» обнаруживает параллели с представлением о шеоле (ср.: Пс 17. 5-6; Thomas. P. 18-19; Tromp. P. 125-128). В Синодальном переводе ВЗ это имя чаще всего передается описательно. На близость понимания В. как «смерти», «ада» указывает параллелизм выражений «потоки беззакония (  )», «цепи ада», «сети смерти» в Пс 17. 5-6 (ср.: 2 Цар 22. 5). Встречаются и др. примеры такого параллелизма: «человек Велиала» - это «человек нечестивый» (Притч 6. 12), «убийца» (2 Цар 16. 7, Суд 19. 22; 20. 13), «лукавый» (Притч 19. 28), это злые люди (1 Цар 30. 22). Связь В. с представлением о хаосе часто использовалась для отнесения к «сынам Велиала» людей, к-рые разрушают социальный порядок ( Maag. P. 294-295; Otzen. P. 134-135): «негодные люди», лжесвидетельствовавшие против Навуфея (1 Цар 21. 10-13; ср.: Притч 19. 28), разрушители монархии (1 Цар 10. 27; 2 Цар 20. 1; 2 Пар 13. 7); им противопоставляется царь из династии Давида (ср.: 2 Цар 23. 5-7; Пс 100. 3; Otzen. P. 135). «Сыны Велиала» - те, кто сбивают Израиль с истинного пути и учат поклоняться др. богам (Втор 13. 13), как, напр., сыновья Илия, к-рые «не знали Господа» (1 Цар 2. 12).

http://pravenc.ru/text/150051.html

Вся история Израиля, прочитываемая в девторономической перспективе, предстает как послушание или, чаще, как непослушание Моисееву Закону. В частности, неверность Закону стала причиной падения Северного царства, разрушенного ассирийцами (ср. 4 Цар 18:12); напротив, иудейский царь Иосия восхваляется за свою верность Закону (4 Цар 23:25). Между Мал 3:22 и Нав 1 существует тесная связь: как Иисус получил задание призвать народ к верности Моисееву Закону, так же происходит и у Малахии, который в самом конце пророческих писаний вновь призывает Израиль помнить Моисеев Закон – центральный пункт веры и идентичности народа («для всего Израиля»). Когда добавленный к книге Малахии отрывок, со ссылкой на Нав 1 и в определенном смысле на все девтерономическое богословие, был составлен, Моисеев Закон был уже в сердце жизни Израиля.   Возвращение пророка Илии 23-24 стихи вводят вслед за Моисеем фигуру пророка Илии. Он, как помним, герой длинного и прекрасного рассказа, содержащегося в 3 Цар 17-19, 21 и в 4 Цар 1-2. Расположение Моисея и Илии вместе, несомненно, подсказано тем фактом, что в 3 Цар 19 образ Илии намеренно приближен рассказчиком к образу Моисея. Как и Моисей, Илия встречается с Богом на Хориве после сорока дней странствования по пустыне. Однако эта встреча Илии с Богом необычна и очень отличается от того, какой сам он мог ее себе представить: в противоположность Синайскому богоявлению (ср. Исх 19:16-19) Бог является Илии в «голосе легкого молчания» (3 Цар 19:12). Выражение «пророк Илия» встречается, в частности, в 3 Цар 18:36, в повествовании о вызове, брошенном Илией пророкам Ваала на горе Кармель. В следующем стихе пророк просит Господа продемонстрировать то, что Он способен обратить сердце народа: «Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердца их!» (3 Цар 18:37). То есть Илия просит Господа открыть народу истину, что Он – единственный для Израиля Бог. Малахия возвращается к этой идее и развивает ее в свете темы пришествия «вестника», описанного в Мал 3:1. Илия должен вернуться, он – тот вестник, которого ожидает Израиль. Это один из первых моментов развития той традиции, которая в пост-библейском иудаизме станет весьма популярной: учение о возвращении Илии. Цель возвращения Илии – «обратить сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их», то есть примирить новое, вернувшееся из плена поколение, с его собственным прошлым – для того, чтобы Господь не поразил землю проклятием. Здесь Малахия пользуется словами, которые в книгах Второзакония и Иисуса Навина используются для описания уничтожения завоеванных Израилем народов.

http://bogoslov.ru/article/2005166

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИМЕЛЕХ Ахимелех [Евр.  ,   - брат царя], свящ. из Номвы во времена правления царя Саула , сын Ахитува (1 Цар 21-22). Имя А. встречается в пунийской эпиграфике и остраконах из Самарии. Скрываясь от Саула, Давид убежал в Номву и, сказав А., что выполняет тайное поручение царя, попросил у него хлеб и оружие. А. передал ему хлеб, предназначенный только для священников, и меч Голиафа , после чего Давид удалился. Узнав об этом через Доика Идумеянина, Саул вызвал А. и обвинил его в предательстве. Не принимая оправданий А., царь приказал убить его вместе с остальными 85 священниками Номвы. Но люди царя не решились это сделать, и тогда поручение Саула исполнил Доик, к-рый убил священников и разорил Номву (1 Цар 22. 16-19). Спастись удалось только сыну А., буд. первосвященнику Авиафару , к-рый примкнул к Давиду (1 Цар 22. 20-23). При описании окружения царя Давида также упоминается первосвященник А., сын Авиафара (2 Цар 8. 17; 1 Пар 24. 6, 31). Однако далее сообщается, что Авиафар оставался первосвященником одновременно с Садоком на протяжении всего правления Давида (2 Цар 20. 25; 3 Цар 1. 7; 2. 35). Вероятно, в этих стихах по вине переписчика произошла перестановка имен А. и Авиафар, что подкрепляется свидетельством из Пешитты , где Авиафар правильно назван сыном А. (2 Цар 8. 17). Можно предположить, что разночтения в написании имени А. в ВЗ нашли отражение и в Евангелии от Марка (2. 26), где история с предоставлением Давиду «хлебов предложения» связывается не с А., а с Авиафаром. При этом имя священника отсутствует как в параллельных местах Евангелий (Мф 12. 3-4; Лк 6. 3-4), так и в нек-рых греч. рукописях V-VI вв. (Вашингтонский, Безы кодекс) и древнесир. версии НЗ. Существуют также попытки объяснить это разночтение тем, что А. носил двойное имя, а также фактом присутствия Авиафара во время встречи царя Давида с А. ( Euseb. Comment. in Ps. XXXIII//PG. 23. Col. 289-292; см. Лопухин. Толковая Библия. Т. 3. С. 27). Лит.: Moyer J. C. Ahimelech//ABD. Vol. 1. P. 117; Caird C. B. , Little G. The Interpreter " s Bible/Ed. G. A. Butteick. Neshville, 1989. P. 996-1004. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77190.html

Историк Филон Библский (VI в.) отождествляет В. с Зевсом, называя его также Демарус. В «Финикийской истории» Филона есть указание на миф о борьбе Демаруса с Понтом, несомненно связанный с угаритским мифом о борьбе В. с Йамму, богом морской стихии (Д. Дей). В. в Ветхом Завете Прор. Илия закалывает жрецов Ваала. Клеймо иконы «Пророк Илия в житии». 1-я пол. XVII в. (АМИИ) Прор. Илия закалывает жрецов Ваала. Клеймо иконы «Пророк Илия в житии». 1-я пол. XVII в. (АМИИ) Все упоминания о В., сосредоточенные в исторических книгах (от Книги Судей до 4-й кн. Царств, а также в Книгах Паралипоменон) и в Книгах пророков (Иеремии, Осии, Софонии), так или иначе связаны с осуждением его культа как ложного, заимствованного вероотступниками из евреев у ханаанеев. В этих книгах, ключевой идеей к-рых является наказание Богом Израиля за отступничество, вина Израиля непосредственно связывается с культом В. (напр. 4 Цар 17. 16; Иер 9. 13; Ос 2. 15). Для авторов девтерономической истории (Нав - 4 Цар) (см. ст. Исторические книги ) культ В. распространен на севере Ханаана, в Финикии и на территории сев. царства. Один из первых эпизодов борьбы с ваализмом происходит в Офре, в долине Изреель, когда судья Гедеон разрушил жертвенник В. (Суд 6). Царь Израиля Ахав , женившийся на финик. принцессе, устанавливает жертвенник и храм В. (3 Цар 16. 31-32). Указания на культ В. в сев. царстве встречаются в повествованиях о царях Иораме (4 Цар 3. 2) и Ииуе (4 Цар 10. 18-29). Согласно этой же истории, святилище В. появляется в Иудее (11. 17-18), по-видимому, благодаря Гофолии, дочери израильского царя. Ветхозаветные тексты почти ничего не говорят о мифологии В. Он неоднократно упоминается в ВЗ вместе с жен. божеством Ашерой (евр.    ; см. 4 Цар 21. 7; 23. 4, 7), или Ашторет (евр.    Суд 2. 13; 10. 6; 1 Цар 7. 3-4 и др.) (в Синодальном переводе оба имени переводятся как «Астарта»). Иногда евр. термин  понимается как обозначение культового объекта (священного дерева?), сопутствующего жертвеннику В. (Суд 6. 25 и мн. др.). Жен. божество, очевидно, занимает подчиненное положение в данной паре. В нек-рых угаритских источниках и финик. надписях I тыс. до Р. Х. супругой В. названа Ашторет. Однако чаще в Угарите его супругой была Анат. В то же время данные эпиграфики указывают на то, что рядом с Яхве, с культом к-рого ваализм соперничал, появлялось имя Ашеры (надписи из Кунтиллет-Аджруда), к-рая в угаритской мифологии была супругой верховного бога Илу. Вслед. этого нельзя считать ветхозаветные упоминания Ашеры в паре с В. ошибкой или анахронизмом; скорее, речь идет о местных разновидностях культа В. и его супруги. Употребление имени В. во мн. числе, видимо, указывает на то, что ему поклонялись во мн. местах, и, видимо, в каждом культовом центре был свой идол В.

http://pravenc.ru/text/153777.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010