У многих и многих столкновения с блудными осквернениями души и тела начинаются достаточно рано. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета ( Еккл. 11, 10). Хотя Церковь традиционно более сострадательно относиться к подобным падениям неопытных юных и молодых, различая степень виновности, исходя и из возраста согрешившего . Впрочем, Ориген пытался оспорить и такое смягчение словами: «Никто да не оправдывается: я был молод, был безбрачен, поэтому до брака согрешал блудом. Почему же ты не женился?» В духовной жиз­ни «мелочей» нет Апостол Павел наставлял молодого слу­жителя Церкви Тимофея словами: Юношеских похотей убе­гай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призы­ваю­щими Господа от чистого сердца ( 2 Тим. 2, 22). Юношеские же по­хоти есть всякие похоти безрассудные и вредные (1 Тим. 6, 9). В молодости человек еще не распознал пагубность греха и творит его играючи; только с годами, как следствие посто­ян­ства в исповеди, приходит глубокое понимание содеянного, истинное сокрушение о падениях. Юно­шеских похотей убегай – означает со всей серьезностью отно­ситься к проблеме подобного греха. Не бывает «больших» и «малых» гре­хов. Сказано в Писании: Кто соблюдает весь закон и со­гре­шит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; по­сему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты так­же преступник закона ( Иак. 2, 10 – 11). То есть в духовной жиз­ни «мелочей» нет. Поэтому, говоря о юношеских соблазнах, свя­ти­тель Иоанн Златоуст видит в них и те блудные пороки, ко­то­рые сопутствуют определенному возрасту. Назовем лишь на­ибо­лее распространенные из них. Рукоблудие (мастурбация) – серьезное испытание для юно­ше­ства! О подобном типе блудного осквернения в Писании говорится: Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести (1 Фес. 4, 3–4). Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пусть каждый знает себя и обладает своим сосудом (т. е. в соответствии с его предназначением: для отправления нужды и чадородия – О.С.), чтобы ожидать должных плодов только от такого (т. е. законного акта – О.С .), который возделан его телом, и пусть ему земля не принесет терния и волчцы (Быт. 3, 18), но да скажет и он: Земля дала плод свой ( Пс. 84, 13). И пусть некогда земля (т. е. плоть – О.С .), тернистая в немощи страстей, расцветет в насаждении добродетелей (т. е. брачной жизни – О.С .)» .

http://pravoslavie.ru/104634.html

«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1), свидетельствует апостол Павел. Однако не забывай, что «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5:4). Мы знаем, как нередко кто-то из монашествующего духовенства до боли мечтает стать архиереем — и никогда им не становится, ибо каждый должен помнить и знать, что никто сам собой не приемлет этой чести, но только призываемый Богом, как учит нас апостол Павел. Знаю, ты с детства возрастал в вере. Потому, достигнув юности, не колебался в выборе жизненного пути, поступил в Московские духовные школы и по успешном их окончании был направлен на преподавательское служение в Саратовскую семинарию. Вняв гласу Божию, призвавшему тебя отвергнуть заботы мира сего, ты принес монашеские обеты и был затем рукоположен в священный сан. Господу, глубины сердца испытующему, прежде бытия предведущему вся наша (канон в Неделю на утрени 5-й седмицы Великого поста), было угодно, чтобы ты со тщанием потрудился на ниве духовного образования и воспитания будущих пастырей, обрел ценный опыт, в том числе в области церковного управления. Являемая тобою ревность о славе имени Христова обрела милость в очах Спасителя, Который ныне доверил тебе высшее иерархическое служение — архипастырство. В чем же состоят труды архипастыря и как возгревать дар епископской благодати? Святитель Феофан Затворник, раскрывая суть сего славного служения, пишет, что дело епископа — «просвещать истиною, исправлять нравы, руководить к высшему совершенству в духовной жизни, отражать лжеучения и лжеучителей, утешать скорбных, помогать бедным и немощным — быть отцом многопопечительным и благоустроительным» (Толкование на 1-е Послание апостола Павла к Тимофею). Итак, как следует из слов Затворника Вышенского, первый и главный труд епископа — это наставлять людей в вере, отстаивать Божию правду и заботиться о нравственном возрастании пасомых. Проповедуй же с дерзновением Евангелие Царствия, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2).

http://patriarchia.ru/db/text/5917654.ht...

Всем сердцем первоверховный апостол любил Тимофея и перед казнью надеялся увидеть возлюбленного духовного сына. А ведь рядом с Павлом были близкие по духу люди – из Римской Церкви, из духовных чад апостола. Что и говорить, сам евангелист Лука помогал своему наставнику в тяготах подконвойной жизни. Но, видимо, отношения с апостолом Тимофеем складывались какие-то совсем особые. К Тимофею апостол Павел обращался как к своему любимому чаду . Глубокий знаток Писания владыка Кассиан (Безобразов) видел в святом Тимофее преемника апостола Павла по пастырскому служению . Так слагалась золотая цепь апостольского преемства. Апостол обращается к Тимофею: «Молю убо прежде всех творити молитвы... за вся человеки... и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте (греч. семнотити)» (1 Тим. 2: 1-2). Эту просьбу апостола Павла, переданную через Тимофея, мы буквально исполняем как священное поручение на каждой сугубой ектенье. Церковь понимает семнотис (достоинство, уважение, сдержанность) как образ жизни всесторонне воздержный, вызывающий по причине чистоты уважение даже со стороны язычников ( Феофан Затворник, святитель.Толкования посланий апостола Павла// Феофан Затворник , святитель. Творения. Издание Успенского Псково-Печерского монастыря, 1995. С. 240). Святой Павел наставляет Тимофея дать верующим образцовый пример жизни: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (греч. ен агниа)» (1 Тим. 4: 12). Теперь православные пастыри носят наперсные кресты, на которых с обратной стороны выбиты эти слова из пастырского послания к Тимофею. Греч. спендоме – возливаюсь; на библейском языке: становлюсь жертвой возлияния. Ветхозаветная жертва возлияния (Числ. 28: 4-7) была завершающей частью обряда жертвоприношения. Таким образом, слова апостола означают, что его служение, требующее от него жертвенной любви к Христу, скоро закончится. Церковь воспевает самоотверженное усердие первоверховного Павла: «Величаем тя, Апостоле Христов Павле, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове».

http://pravoslavie.ru/51389.html

Больше четверти века ты трудишься на ниве Господней. Ты нес послушания певчего и старшего иподиакона у Преосвященных архиереев в Черновицкой епархии; приняв пострижение в обители Преподобного Сергия Радонежского, там же ты исполнял диаконское служение, приобщался к монашескому деланию. Уже почти десять лет на восточном порубежье России, во Владивостокской епархии, ты, подобно доброму пастырю, полагаешь душу свою за овец (ср.: Ин. 10, 11) словесных. Теперь ты встал на путь апостолов Христовых. Епископам требуется безусловная покорность, совершенное послушание и всецелая преданность воле Божией — качества, которые Сам Господь дарует испытуемым. Помни о том, что мир, в котором нам надлежит нести свой крест, не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор. 2, 14). Но ты не бойся в мире иметь скорбь, мужайся, ибо с тобой Христос, победивший этот мир (ср.: Ин. 16, 33). Уповай на помощь Господа, будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2 Тим. 4, 5). Слово Божие ясно возвещает, что епископы Духом Святым поставлены пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28), что они несут ответственность за каждую вверенную им душу и обязаны говорить, увещевать и обличать со всякой властью (ср.: Тит. 2, 15). Но в наше время голос святителей приглушается пропагандой цивилизации потребления — цивилизации, столь чуждой высоким христианским идеалам и традиционным нравственным ценностям. Современный дух, враждебный Церкви, настолько силен, что епископы вынуждены непрестанно вести многостороннюю духовную борьбу и претерпевать глубокую душевную скорбь. Поэтому и тебе необходимо быть мужественным и осторожным, по слову псалмопевца Давида, удерживать язык свой от зла и уста свои от коварных слов, уклоняться от зла и делать добро (ср.: Пс. 33, 14–15). Взыщи мира и обрети его. Пекись о стяжании Царства Небесного и помни, что архиерей призван к тому, чтобы собственным примером являть образец здравого учения (ср.: 2 Тим. 1, 13).

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_nikolay...

Однако в крае, где тебе предстоит совершать архипастырские труды, ты не будешь, подобно многим из тех первых епископов, первым провозвестником силы и пришествия Господа нашего Иисуса (см. 2 Пет. 1:16). Как тебе известно, семена слова Божия были насаждены там еще преподобным священномучеником Кукшей Печерским, чью память мы творим ныне, отмечая 900-летие со дня его блаженной кончины. Церковная жизнь в последние столетия созидалась здесь под управлением архипастырей Орловских. Твоя же задача заключается в том, чтобы всесторонне развивать епархиальную и приходскую деятельность на Ливенской земле, заботиться об усилении и дальнейшем распространении православной миссии во вверенном тебе уделе. Дабы активно влиять на духовно-нравственное состояние общества, тебе необходимо на должном уровне организовывать катехизаторскую, просветительскую, молодежную работу, заниматься различными образовательными и благотворительными делами, возведением и восстановлением храмов и монастырей и многим другим, к чему призывает нас сегодня Церковь Своим соборным голосом. Простирая мысленный взор на открывающееся пред тобою поприще, не смущайся множеством дел, которые надлежит тебе совершить. Тем более, не унывай и не отчаивайся, ибо так делают те, кто надеется на самих себя, а не на Господа. Совершай свое служение со смиренным упованием на неизреченную милость Божию, черпая силы в приобщении Святых Христовых Таин и в усердной молитве. Как призывает апостол Павел своего ученика Тимофея, возгревай тот дар, который ты ныне получил от Бога через наше рукоположение (см. 2 Тим. 1:6). Предстательством Пречистой Девы Марии и преподобного священномученика Кукши, крестителя вятичей, да поможет тебе Щедрый Господь представить себя Ему достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (см. 2 Тим. 2:15). С таким напутствием прими сей жезл и благослови народ Божий, молитвенно соучаствовавший в твоей хиротонии. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3731902.ht...

«Господь судил мне в моей жизни видеть и Церковь гонимую и молчащую, и Церковь, обретшую свободу и в силе благовествующую слово Божие, - продолжил он. - По окончании Ленинградской духовной академии, Господь меня призвал к служению в родной город Санкт-Петербург. Это было время возрождения, когда Церковь восставала из руин. Во Всехсвятской церкви города Приозерска, а затем Свято-Троицком Зеленецком монастыре сподобил и меня Господь потрудиться на восстановлении церковных святынь. Но возрождение поруганных храмов душ человеческих виделось мне более насущной задачей. По приглашению архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека я прибыл во вновь образованную Брянскую епархию для устроения монашеской жизни. В течение почти 20 лет, неся послушание на Брянской земле в должности настоятеля Казанской Площанской пустыни и духовника монашествующих Брянской епархии, я видел, как возрастает и крепнет живая церковь человеческих душ. Мне приходилось по послушанию ездить на вновь открываемые приходы, готовить ставленников для священнослужения и принимать в монастырь для исправления оступившихся священников, совершать постриги в мужских и женских монастырях». «И вот теперь, - отмечает отец Сергий, - когда Священноначалие призывает меня к высшему служению в епископском достоинстве, разумею, что это служение основано прежде всего не на власти и силе, а на делах благих, труде и подвиге. Действительно, легко ли «для всех сделаться всем» (1 Кор. 9:22)? Легко ли быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12)? Легко ли суметь одного обличить, другому запретить, третьего умолить со всяким долготерпением (2 Тим. 4:2)? Легко ли нести ответственность и за себя, и за паству, и за пастырей? И истинная жизнь епископа есть постоянный труд в заботе и попечении о вверенной ему Богом пастве. Епископ должен хранить веру православную, соблюдать каноны Церкви и установления Священноначалия, быть образцом благочестия. Первейшей заботой епископа является воспитание молодежи - будущего нашей Церкви, с тем чтобы помочь молодым людям найти верный путь в жизни, показать непреходящие моральные ценности, преподать знания о вере в церковноприходских школах и православных гимназиях.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/12/mn...

Велика власть архиерея, но во всякий день памятуй, что еще более велика его ответственность за доверенный ему народ Божий. Радей о созидании жизни Церкви, решении административных вопросов, катехизации и миссионерстве. Все это должно быть в центре твоего внимания. Заботься об умножении числа добрых пастырей и усердном исполнении ими своих обязанностей, наставляй их подвизаться добрым подвигом веры и держаться вечной жизни (см. 1 Тим. 6:12). Опекай стадо Христово, «надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно» , по слову апостола Петра (1 Пет. 5:2), будь для него милосердным и любвеобильным отцом. Призывай людей как можно чаще приступать со страхом и трепетом к Таинству Таинств — Святой Евхаристии, ибо причащение Тела и Крови Христовых укрепляет в вере и дарует великую силу в борьбе с грехом. Стремись к плодотворному соработничеству с государственными и общественными организациями, направленному на осуществление социального служения Церкви, на сохранение традиционных моральных устоев, исторического и культурного наследия нашего народа и на поддержание в сердцах людей любви к своему великому Отечеству. Сегодня общество существует в условиях информационного шума, подмены ценностей и смешения понятий. Поэтому весьма нелегко свидетельствовать ему об Истине, увещевать наших современников жить по заповедям Божиим и следовать Евангелию. Многие живут, не зная Бога или даже вовсе не желая Его знать, потому что Бог затмевается мишурой повседневной жизни, теми целями и ценностями, к которым привлекают людей реклама и многое другое, чем перенасыщен современный информационный поток, в котором не остается места для Бога. Однако, какими бы сложными ни были обстоятельства твоего служения, а они не будут простыми, стремись простирать свою заботу и к ближним, и к дальним. Особое внимание уделяй работе с молодыми людьми, ибо они, будучи еще нравственно не окрепшими и «внимая духам обольстителям и учениям бесовским» , по слову апостола (1 Тим. 4:1), легко сбиваются с верной дороги, сами себя губят и зачастую даже не осознают этого. Помогай же всякому человеку возрастать в благодати и следовать за Господом нашим Иисусом Христом, ведь Он, по слову апостола Петра, «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

http://patriarchia.ru/db/text/4299554.ht...

Однако как теперь, так и в дальнейшем не уклоняйся от глубокого христианского осознания своего недостоинства, ибо и с архиерейским жезлом в руке твоей ты продолжаешь оставаться монахом, чей жизненный подвиг определяют молитва и труд, любовь и самоотвержение, ревность по Бозе и непамятозлобие. Во всецелом согласии с научением Апостола, всегда «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), пребывай «святым, непричастным злу, непорочным, отделённым от грешников» (Евр. 7:26), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Ныне Господь призвал тебя к архиерейскому служению словно бы в увенчание твоих предшествующих трудов в ограде церковной, без перерыва продолжающихся на протяжении последних сорока лет, начиная с твоего первого послушания псаломщика в московском храме и позже корректора в «Журнале Московской Патриархии». Будучи впоследствии наместником монастыря и благочинным ряда монастырей и монастырских подворий, руководителем епархиального Отдела благоустройства и социального служения и преподавателем кафедры теологии Тверского государственного университета, ты приобрел на столь различных поприщах церковного служения необходимый опыт, который будет насущно необходим тебе в новом архиерейском делании. Почитай же главным своим делом заботу о спасении и о нравственном преображении народа Божия. Памятуй о том, что повседневная жизнь многих людей в российской глубинке продолжает быть трудной и горестной, так что для обездоленных, немощных, болящих и одиноких наших братьев и сестер поддержка со стороны Православной Церкви подчас остается последней и единственной реальной надеждой. Не забывай и о том, что наша нынешняя юная паства есть завтрашний день Русского Православия, и потому от успеха молодежной работы в Церкви напрямую зависят и грядущий образ отеческой веры, и будущее Отечества. Наконец, архипастырь Церкви во все времена призывался к тому, чтобы быть готовым «в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6:7) твердо противостать всем разрушительным и душевредным поветриям, всем ложным учениям и соблазнительным обманам своей эпохи, губящим овец стада Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/1628324.ht...

Призванный к предстоянию в собрании верных, как можно чаще совершай Таинство Евхаристии, дабы, приобщаясь от Единой Чаши и составляя мистическое Тело Христово, вместе с пасомыми хранить единство духа в союзе мира (Еф. 4:3) и возрастать в благодати и познании Господа (2 Пет. 3:18). Архипастырское попечение о народе Божием сопрягай с поиском достойных и надежных помощников на ниве благовествования. Тщательно и с большой ответственностью подходи к выбору кандидатов в священство и, по слову апостола Павла, «рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5:22). И не стремись к статистике, которая показала бы положительное измерение твоего служения. Недостойный священник перекрывает в негативном плане десяток добрых священников, ибо может увлечь в соблазн верующих людей. Испытывая желающих послужить Господу, обращай их внимание на необходимость получения ими качественного и полного духовного образования, деятельного послушания Матери-Церкви. Не нужно рукополагать поспешно: «мол, церковный, псаломщиком был, в храм ходил, все знает, рукоположу-ка его в священники». Ставленник должен получить настоящее богословское образование; а если по каким-то причинам надо рукоположить не закончившего обучение, то нужно вменить ему в обязанность получение полного богословского образования. С дерзновением проповедуя Евангелие Царствия, говори с людьми от сердца к сердцу и стремись найти для каждого человека слова поддержки и ободрения. «Утешайте, утешайте народ Мой» (Ис. 40:1), взывал Исаия, и этому призыву великого пророка должно и нам внимать. И ты внимай сим Божественным словам, будь добрым и заботливым отцом для клира и паствы, но доброту никогда не надо смешивать со слабостью. Это разные явления. Слабость — это горе для епископа, а доброта — это великое счастье и обретение благодати. Необходимо являть милосердие и снисхождение к людским немощам, но не потакать человеческим ошибкам, а с любовью исправлять жизнь духовенства и верующего народа; к тому же призывай, конечно, и пастырей. Свидетельствуй окружающим о Воскресшем Спасителе и особенно о важности пребывания в Церкви, Которая есть не только столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), по слову апостола, но и «соль, осоляющая всю землю и предохраняющая ее от гнилости» (прп. Ефрем Сирин. Слово о рае). Такие слова надо написать и над кроватью повесить. Еще раз повторю: Церковь должна быть солью, которая осоляет всю землю и предохраняет ее от гнилости, но только в том случае, если Церковь исполняет полностью тот долг и то служение, которое Господь на нее возложил.

http://patriarchia.ru/db/text/5974341.ht...

С волнением и трепетом принимаю сегодня, Ваше Святейшество, из Ваших рук попечение о воссозданной на Саратовской земле Балашовской кафедре. И с особым чувством вспоминаю о великих пастырских трудах тех предшественников, коим по Божьему произволению была вверена эта кафедра. Их подвиг, жертвенная любовь к пастве, самоотверженное послушание и умение быть верными Богу во всем до самого смертного часа побуждают меня снова спросить себя: смогу ли и я до конца дней моих быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), чтобы, выражаясь языком апостола Павла, представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15). Сегодня, призванный к высокому архиерейскому служению, молю Господа об укреплении сил, о возможности внести хотя бы малую часть в то дело духовного окормления паствы, ради которого жертвенно трудились священномученик Иаков (Маскаев), епископ Балашовский, и митрополит Саратовский и Балашовский Вениамин (Федченков). Их служение пришлось на страшные годы гонений Церкви Христовой. Они, жертвуя земной жизнью ради жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем, подвигом засвидетельствовали свою веру во Христа как Спасителя мира, явили высшую свободу в добровольном сораспятии Предвечному Архиерею. И не только мученичество, но и твердость, и решимость в стоянии за правду Христову в иных различных обстоятельствах указывают мне сегодня на необходимость неукоснительно следовать их примеру, идя тернистым, но единственно верным путем, дабы неосужденно предстать перед престолом Божиим. Господь судил нам жить в иное время, когда нет видимых гонений, когда есть возможность свободно трудиться на ниве Христовой, во благо Его Церкви, и то, насколько благодарно и плодотворно воспользуемся мы этим драгоценным даром, станет истинной мерой и судом для нас. Действительно, исторические условия изменились, появились новые возможности, однако возникли и новые трудности. Сегодня вокруг нас много людей, не вошедших в ограду Церкви, а есть и такие, кто, приняв крещение, по сути отдалился от Церкви, кто живет законами мира сего, законами потребления и бездуховности, не чувствуя и не понимая того, что есть иная, истинная жизнь.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_tarasiy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010