1 Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред. 2 От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред. 3 Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред. 4 1 Ин. 2:8; 2 Кор. 4:6; Откр. 22:16; Откр. 2:26—28. 5 В рукописи — „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред. 6 Деян. 7:55—60, 8:1—4, 9:1—28 7 С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17). 8 1 Фес. 5:23. 9 Пс. 7:10, 16:3, 138:23, 24; Лк. 2:35. 10 В духе верующих (Еф. 1:13, 14; 1 Ин. 5:10, 12; Гал. 4:6, 7; Рим. 8:16; Евр. 11:27; Гал. 3:1). 11 Еф.4:15—16. 12 Евр. 1:3; 2 Кор. 4:6; Ис. 6 13 Еф. 3:17; 2 Пет. 1:19; Еф. 4 14 1 Пет. 3:4; Еф. 4:22—24. 15 Еф. 3:8, 9, 1:8—10, 2:7, 21, 22, 4:13; Откр. 21:16; Ин. 3:16; Рим. 5:1—5. 16 Пс. 146:4. 17 Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17. 18 И Отец духов (Евр. 12:9). 19 Пс. 144:18; Мф. 15:8; Рим. 1:9; Флп. 3:3; Ин. 17:17, 19; Еф. 6:18; Ин. 14:6; 15:5. 20 Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры. 21 Тук (церковносл.) — жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. — символ изобилия. Прим. ред. 22 В рукописи — Иегова. «Иегова» — искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13—15; 6:2—3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения — «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта — Κριος ; Вульгата — Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

Псалом 145 Блажен, кто надеется на Господа, как Царя, Судию и Защитника своего народа. Аллилуиа, Аггеа и Захарии. По указанию этого надписания, – вероятно, на основании предания Иудейской церкви, – псалом этот был в употреблении у пророков Аггея и Захарии, живших по возвращении Иудеев из плена Вавилонского и проходивших свое служение во время построения второго храма в Иерусалиме, при Зоровавеле и первосвященнике Иисусе, сыне Иоседека (в период около 450–420 г. до Р. Х.). 1–2. Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь. При созерцании благости и милости Господа к людям страждущим разного рода, псалмопевец проникается глубоким чувством благодарности и восторженно возносит Господу свою хвалу. – Хвали, душа моя, Господа! Восклицает восторженный псалмопевец. Буду восхвалять Господа в течение всей моей жизни, буду пет Богу моему все время, доколе существую. 3–4. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Не надейтесь на князей, как на сынов человеческих, – в них нет спасения: ибо, надеясь на князей, на их войска, оружие и боевые колесницы, можно забыть Бога, а только Он есть истинный Помощник и Защитник своего народа. Изыдет дух его, – душа из такого князя выйдет, в тот день, – в день его смерти, – погибнут и все помышления его, – останутся без исполнения его замыслы относительно самозащиты и обороны царства, как-то: укрепления стен, вооружения войск, переговоры с соседями о союзе и т.п. Именно, подобные помышления никогда волновали маловерного царя Иудейского Ахаза: почему его и народ Иудейский подобным образом обличал в маловерии великий пророк Исаия. Так, он говорил, между прочим: «грядет день Господень – день суда Божия – на все гордое и высокомерное... И падет величие человеческое и высокое людское унизится. И один Господь будет высок в тот день... Он восстанет сокрушить землю. Перестаньте вы надеяться на человека (– царя Ахаза), которого дыхание в ноздрях его, ибо, что он значит?» ( Ис.2:12,17,21,22 , ср. 7). Также обличали других царей другие пророки. Особенно эта беспомощность князя очевидна была во время плена Вавилонского, когда Хранителем и Защитником своего народа был только Бог ( Дан.3:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Слово о Кресте Как часто в наше время приходится православному христианину слышать хулу на Крест Христов! Сектанты называют православных неразумными и идолопоклонниками за почитание священных изображений — икон и святого Креста. «Креста нельзя почитать, — говорят они, — потому что крест Богом проклят: «Проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3:13). Кто из нас стал бы почитать дерево, на котором повесили нашего отца? — А православные почитают именно такое дерево». Но нам есть, что ответить на эти сектантские возражения. Православные не идолопоклонники: идолопоклонниками называются люди, которые сами изображения признают за божество. Например, сделают изображение наподобие человека и верят, что это изображение и есть всемогущий, все создавший бог. Но православные никогда не верили и не верят, что икона или Крест есть Бог. Почитают они святые изображения как память о Боге, как образы Бога, напоминающие нам Самого Бога. Ведь и сектанты почитают Святое Евангелие, но от этого себя идолопоклонниками не называют. В словах проклят всяк висящий на древе проклинается не самое древо креста, а висящий на нем. Если мы захотим эти слова последовательно истолковать в сектантском смысле, то получится страшное кощунство, а именно: окажется, что «проклят висящий на древе» Иисус Христос. Но, задумавшись, этого не решатся сказать даже сектанты. На самом же деле, если на древе висит человек, проклинаемый за свои преступления, то и древо из-за него проклинается, а когда на нем висит безгрешный Сын Божий, то к нему относятся другие слова: «Благословенно древо, чрез которое бывает правда» (Прем. 14:7). Об этом и апостол Петр говорит: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24). Сравнивать Крест с древом, на котором повесили бы нашего отца, неразумно, ибо Христос для того и сошел на землю, чтобы пострадать на Кресте. От Крестных страданий Он не бежит, но смотрит на них как на средство своего прославления: «Отче, пришел час, прославь Сына Твоего» (Ин. 17и след.). Именно ко Кресту Он обещает всех привлечь, говоря: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Ин.12:32—33).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2735...

Сотрудники ГИБДД осуществляли функции по организации дорожного движения, а священник Димитрий Гераськин напоминал водителям об ответственности перед Богом и ближними за свою жизнь, жизнь и здоровье пассажиров и пешеходов. 25 апреля. ПРАВМИР. 24 апреля прошло мероприятие «Вежливый водитель», организованное Отделом пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по Республике Коми при участии представителя Сыктывкарской и Воркутинской епархии. Акция была направлена на профилактику безопасности, а также внимательного и бережного отношения участников дорожного движения друг к другу, сообщает сайт Воркутинской епархии. Сотрудники ГИБДД осуществляли функции по организации дорожного движения, а священник Димитрий Гераськин напоминал водителям об ответственности перед Богом и ближними за свою жизнь, жизнь и здоровье пассажиров и пешеходов. Верующим водителям отец Димитрий раздавал буклеты с молитвой перед путешествием и заповедями верующего водителя: 1. Начинай поездку с краткой молитвы, испросив у Бога помощи, так как сказано: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21,22). 2. Жизнь — это бесценный дар Божий. Дорожи ею и помни, что ты ответственен за свою жизнь, жизнь пешеходов и пассажиров. 3. Не допускай никогда в своей езде лихачества, так как это выражение человеческой гордости, а «гордым противится Бог» (1 Пет. 5,5). 4. Не будь рассеянным и не отвлекайся во время движения, так как рассеянность проявление греха, а собранность — залог добродетели. 5. Никогда не садись за руль в нетрезвом виде, чтобы не сделаться убийцей или самоубийцей. 6. Окажи посильную помощь тому, кто нуждается в ней, чтобы и самому не остаться без помощи на дороге, если случится беда. 7. Уступай дорогу участникам движения, ведущим себя агрессивно или неумело, ибо «кто уступает, тот больше приобретает» (прп. Амвросий Оптинский). 8. Не раздражайся и не отвечай злым словом или поступком, досадившему тебе водителю или пешеходу, помни слова Священного Писания: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12,21).

http://pravmir.ru/syktyvkarskaya-eparxiy...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Игнатию (Григорьеву), епископу Чистопольскому и Нижнекамскому 7 июля 2019 г. 20:53 7 июля 2019 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Коневском Рождество-Богородичном мужском монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Игнатия (Григорьева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Игнатия на служение. Преосвященный епископ Игнатий! Днесь, когда Церковь чествует величайшего из пророков — Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, исполнилась о тебе воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:2), избравшая тебя к высшему иерархическому служению и Духом Святым поставившая блюстителем стада Христова (Деян. 20:28). По молитвам верных и чрез возложение на главу твою рук архипастырей ты сподобился принять Небесного Утешителя, Который соделал тебя епископом Церкви Православной и преемником служения апостолов. Ты приступаешь с дерзновением к престолу благодати (Евр. 4:16), будучи наделенным особыми дарами Духа. Выслушай же со вниманием сие наставление, которое по долгу отеческой любви преподаю тебе ныне. С благословения Божия облачился ты в священные архиерейские ризы. Саккос надел во образ страданий Господа, ибо и тебе надлежит полагать душу свою за пасомых, доколе не изобразится в них Христос (Гал. 4:19). С омофором воспринял сугубую ответственность за спасение овец словесного стада, дабы ничто из наследия Божия не погибло для жизни вечной. Панагия же возложена на грудь твою как печать и свидетельство веры (свт. Симеон Солунский. Премудрость нашего спасения, 48). Ты вступаешь на новое поприще трудов. Путь этот непрост и таит в себе немало опасностей, главные из которых — это человеческие слабости, и в первую очередь — тщеславие и гордость, потому что, достигнув значимого положения, люди нередко начинают думать о себе высоко и ищут от других славы и почета. Гордость не только ослепляет духовно, являясь корнем остальных греховных страстей, но и затуманивает разум, лишает способности правильно воспринимать себя и окружающую действительность. Поэтому призываю тебя к тому, чтобы ты берегся этого огненного искушения и всегда помнил о том, что истинная сила Божия совершается в немощи (2 Кор. 12:9), ибо гордым Бог противится, а смиренным подает благодать (1 Пет. 5:5).

http://patriarchia.ru/db/text/5466107.ht...

Слово архимандрита Фомы (Демчука) при наречении во епископа Гдовского, викария Псковской епархии 3 червня 2017 р. 21:30 3 июня 2017 года в Тронном зале Патриарших покоев  Троице-Сергиевой лавры  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил чин наречения архимандрита Фомы (Демчука) , насельника Донского ставропигиального мужского монастыря , во епископа Гдовского, викария Псковской епархии . При наречении архимандрит Фома обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые архипастыри! Призываемый ныне к служению епископскому, исполняюсь множеством волнений и тревог. По слову святителя Иоанна Златоуста, «углубляясь в себя самого, я не нахожу в себе ничего достойного такой чести» 1 . Собственная немощь кажется мне бременем неудобоносимым. Хватит ли мне сил стать «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12)? Смогу ли приблизиться к сонму святителей, совершавших и совершающих свое высокое служение, буду ли достоин без укорения совести когда-нибудь назвать себя их собратом и соработником? «Хиротония архиерейския благодати» не только облекает новопоставленного епископа особой честью, но и возлагает на него немалую ответственность. Как викарному архиерею, по мере обязанностей, которые будут на меня возлагаться епархиальным архиереем, мне предстоит заботиться и о священниках, совершающих в алтаре таинство Евхаристии, и о тех, кто, обуреваемый житейскими тревогами, впервые зашел в храм Божий. По-новому теперь воспринимаются мною слова преподобного Исидора Пелусиота, о том, что епископ «уподобляется благому и великому Пастырю, поставляемому нести на себе немощи паствы» 2 . Размышляя об этом, возлагаю свои заботы на Господа, пекущегося о каждом из нас (см. 1 Пет. 5:7). Только в Нем, в Его помощи и поддержке, я вижу исходную точку своего будущего служения. Промысл Божий особенно ясно открывается мне теперь и в минувших днях моей жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4921939...

Архив О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи. Поминовение усопших ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УМЕРШИХ Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших (усопших). Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа, что Бог не есть Бог мертвых, но живых; у Него все живы (Лк. 20, 28). Умершие не перестают жить за гробом и иметь общение с живыми в Боге. Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия (Ин. 5, 14—15). И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия (1 Пет. 3, 19). На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на литургии. ДРЕВНОСТЬ ОБРЯДА ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38—46; 12, 45). В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших. В древних литургиях (Иакова и Марка), дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенной ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления апостольские. Здесь мы находим как молитвы за усопших при совершении Евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой и годовой в том же значении, какое усвояет им Церковь в настоящее время. Отцы и учители Церкви последующего времени (Тертуллиан, свв. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Августин, Иоанн Дамаскин и др.), изъясняя смысл поминовения усопших и указывая, что истинный смысл его состоит в молитвах, совершении бескровной Жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление и что оно соблюдается во всей Церкви.

http://pravoslavie.ru/put/060530115056.h...

Исцеление кровоточивой Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:14 мин. Размер 6.7 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний воскресный день, как и многие другие, посвящает Евангелие теме спасения человека. Из Евангельского чтения мы узнаем сразу о двух лицах, которые были спасены: некая кровоточивая жена была спасена от болезни, двенадцатилетняя дочь начальника синагоги – от смерти. Спасение – это всегда двустороннее действие. Это осознание человеком, плывущим по безбрежному морю, что сам он не доплывет до райской земли. И это – спасательный круг Божий, который может подтянуть человека к земле Обетованной, рука, протянутая Христом, которая дает человеку возможность вкусить от древа жизни. Как богословское понятие, спасение – это проявление любви Бога по отношению к людям через избавление человека от греха и его последствий – смерти и ада. Ключевые слова Евангелия о спасении следующие: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Как видно, спасение требует от человека определенного направления воли. Спасается не всякий, но – кто верует и крестился. При этом и крещение – не просто обряд погружения в воду, но – «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3: 21). И вера – это не только причисление себя к определенной конфессии. Вера – это принятие религиозного мировоззрения как своего, это знание о Боге, упование на помощь свыше, это такой вектор жизни, который направляет свободу воли к самореализации в обществе себя как христианина или христианки. Сам себя человек не может спасти, но «всё возможно Богу» (Мф. 19: 26). Поэтому апостол Павел в своей проповеди делает акцент на вере как средстве спасения: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2: 8). Воскресший Христос – это краеугольный камень нашей веры и нашего спасения, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). Спасение начинается с проповеди о Христе, но при этом душа принимающего проповедь должна быть чиста (см.: Иак. 1: 21), чтобы семя, посеянное на почву сердца человека, проросло и дало плод.

http://pravoslavie.ru/65828.html

Содержание    Как часто в наше время приходится православному христианину слышать хулу на Крест Христов!    Сектанты называют православных неразумными и идолопоклонниками за почитание священных изображений — икон и святого Креста. «Креста нельзя почитать, — говорят они, — потому что крест Богом проклят: «Проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3:13). Кто из нас стал бы почитать дерево, на котором повесили нашего отца? — А православные почитают именно такое дерево».    Но нам есть, что ответить на эти сектантские возражения. Православные не идолопоклонники: идолопоклонниками называются люди, которые сами изображения признают за божество. Например, сделают изображение наподобие человека и верят, что это изображение и есть всемогущий, все создавший бог.    Но православные никогда не верили и не верят, что икона или Крест есть Бог. Почитают они святые изображения как память о Боге, как образы Бога, напоминающие нам Самого Бога. Ведь и сектанты почитают Святое Евангелие, но от этого себя идолопоклонниками не называют.    В словах проклят всяк висящий на древе проклинается не самое древо креста, а висящий на нем. Если мы захотим эти слова последовательно истолковать в сектантском смысле, то получится страшное кощунство, а именно: окажется, что «проклят висящий на древе»    Иисус Христос. Но, задумавшись, этого не решатся сказать даже сектанты.    На самом же деле, если на древе висит человек, проклинаемый за свои преступления, то и древо из-за него проклинается, а когда на нем висит безгрешный Сын Божий, то к нему относятся другие слова: «Благословенно древо, чрез которое бывает правда» (Прем. 14:7). Об этом и апостол Петр говорит: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24).    Сравнивать Крест с древом, на котором повесили бы нашего отца, неразумно, ибо Христос для того и сошел на землю, чтобы пострадать на Кресте. От Крестных страданий Он не бежит, но смотрит на них как на средство своего прославления: «Отче, пришел час, прославь Сына Твоего» (Ин. 17и след.). Именно ко Кресту Он обещает всех привлечь, говоря: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Ин.12:32—33).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пн Церкви з утвердження та 25 липня 2014 р. 21:21 Документ принят на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года ( журнал 80 ). Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, является злоупотребление алкогольными напитками. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни. I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой. В Ветхом Завете содержатся положительные высказывания об употреблении вина (Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), строгие предупреждения злоупотребления им (Ис. 5:22), а также примеры абсолютной трезвости (Суд. 13:6-7; 1 Цар. 1:11; Лук. 1:14-15; Иер. 35). Обет назорейства предполагал абсолютную трезвость и принимался добровольно (Чис. 6:1-21), священникам предписывалось сохранение трезвости на время исполнения служения (Лев. 10:8-11). В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов упоминаются лечебные свойства вина (1 Тим. 5:23), указывается на пагубность злоупотребления им (Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10), а также содержатся призывы к трезвости (1 Пет. 5:8; Рим. 14:21; 1 Тим. 3:2). Библейская традиция отношения к вину сохранялась Церковью и в дальнейшем. Не запрещая употребления вина, она всегда говорила о пользе воздержания, а Святые Отцы часто являли пример абсолютной трезвости в своей жизни и призывали к ней. Законодательная традиция Церкви, осуждая гнушение винопитием (см. правила святых апостолов 51 и 53), запрещает пьянство (см. правила святых апостолов 42 и 43). Эта позиция получила дальнейшее развитие в постановлениях Соборов Русской Православной Церкви (Стоглавый собор 1551 г., гл. 49 и 52; и Московский Собор 1681 г., определения 3 и 12).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3696049...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010