Муж скорбящий. Я тоже надеюсь на Господа моего, однако, вследствие жестокой скорби, мысль моя говорит мне, что оставил меня Господь за грехи мои, и я смущаюсь. Старец утешающий. На это я отвечу тебе словами не своими, но златоречивых уст: «Да не будем мы считать знаком Божьего оставления и презрения то, что иногда наносятся искушения, но пусть это будет для нас ярким признаком того, что печется о нас Господь, ибо попущением искушений Он очищает грехи». Итак, будь уверен, что не только простил Тебя Господь, но что Он всегда с тобою, очищая твои прегрешения случающимися с тобою скорбями, ибо как оставит Бог верного Своего раба, о котором Он печется больше, нежели мать о своем дитяти? Слушай, что говорит Он устами пророка Исайи: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя», говорит Господь (Ис. 49, 15). Муж скорбящий. (прослезился и сказал): Неужели и я не забыт Господом Богом, несмотря на то, что недостоин я милости Господней? Неужели Он печется и о мне, грешном? Но я верю в Его неизреченную благость и человеколюбие, верю, что и моего спасения Он хочет. Да наградит же тебя, отче, Он Сам за труд твой, которым ты принес мне великую пользу и обрадовал меня, приводя приличные скорбному моему времени писания. Мне только одно теперь очень тяжело, а именно то, что я несправедливо был обижен, не сделав даже никакого зла ненавидящим меня. Старец утешающий. «То угодно Богу, — говорит апостол, — если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1 Петр. 2, 19-20). Подумай, возлюбленный, о Владыке нашем Христе, пострадавшем за нас и оставившем образ, чтобы мы последовали стопам Того, «Кто греха не сотворил и не было лести во устах Его» (1 Петр. 2, 22). Ведь Он не только не сделал никакого зла Своим врагам иудеям, но даже как много благотворил им! Слепцов их просветил, прокаженных очистил, хромых, расслабленных и страждущих исцелил, хлебы умножил и множество народа напитал, а что Он понес за все это? Ты сам знаешь. Вместо благодарности одни кричали: «Распни, распни!» (Лк. 23, 21), другие же: «Э, разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди с Креста» (Мк.15, 29), и, унизив Его бесчисленными оскорблениями, повесили Его на древе и убили Его. А мы не хотим претерпеть и малых скорбей, которые не являются даже и тенью против Владычних страданий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1946...

Ибо оно светильник ногам нашим, как исповедует пророк: «Светильник ногам моим закон Твой, Господи, и свет путям моим» (Пс.118:105). А св. апостол Петр учит: «мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Петр 1:19). «Закон Господень непорочен: обращает души; свидетельство Господне верно: умудряет младенцев; оправдания Господни правы: веселят сердце; заповедь Господня светла: просвещает очи» сердечные (Пс.18:8-9). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16-17). Поэтому благовествование Христово называется и «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим.1:16), так как «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17), посредством которого «веруем» во Христа (Ин.17:20); таким образом, «благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор.1:21). Поэтому всем христианам, которые хотят иметь истинную и живую веру, и ее до конца хранить, и так спастись, необходимо прилежное чтение или слушание Слова Божия. Как идущим по пути или делающим что-либо нужен свет чувственный, так идущим к вечной жизни и пребывающим в подвиге веры и благочестия нужен светильник слова Божия, чтобы не уклониться на путь нечестивых. И как тело каждый день укрепляется пищей, чтобы не ослабеть и, ослабев, не исчезнуть, так подобает каждый день укреплять душу духовной пищей слова Божия, чтобы ей, от голода истаяв, не ослабеть и не погибнуть. Слеп человек сам по себе, и потому требует просвещения; слаб, и потому нужно ему подкрепление; ленив и уныл, и потому потребно ему поощрение и утешение. А все это из слова Божия получается. Слово Божие предостерегает нас от многих козней дьявольских и прелестей мира, которые все стараются совратить душу с пути благочестия. Следовательно, заблуждаются те христиане, которые от этого Божественного правила удаляются и, подобно слепым или во тьме находящимся, ходят, пока, наконец, не впадут в ров погибели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Перевод зависит от смысла, а понимание смысла зависит от субъективного восприятия каждого отдельного переводчика. Слова и другие языковые формы являются носителями, используемыми для общения, и смысл рождается в человеке в процессе взаимодействия с текстом. Но в то же время язык является корпоративным и конвенциональным, что дает людям возможность общаться друг с другом. Сама Библия является общей собственностью человечества. Существуют разногласия относительно того, где найти смысл Писания и как его перевести. Находится ли истинный смысл Писания в головах и намерениях первоначальных авторов? Если это так, то это аргумент в пользу основной идеи школы авторского намерения. Или, возможно, первоначальные авторы не контролировали значения написанных ими текстов? Обратите внимание на то, что апостол Петр написал в своем послании (2-е Петра, 1:20-21): «Знай прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». В человеческом смысле апостолы и пророки были авторами писаний, которые впоследствии были канонизированы как Священное Писание. Всякий раз, когда в связи с переводом Библии используется фраза «первоначальный автор», речь идет о Моисее или Исаии, Иоанне или Павле и т. д. Возможно даже, что авторы не в полной мере осознавали всю значимость того, что Бог побуждал их говорить. Петр сказал в первом послании: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы» (1-е Петра, 1:10-12). Согласно описанию Петра, пророки сами ищут понимания смысла своих пророчеств. Если термин «первоначальные авторы» относится к пророкам и апостолам, то их труды имеют значение, выходящее за рамки их собственного понимания. Во время перевода Писания основным смыслом не обязательно является то, что задумывали записавшие его авторы, или их образ мышления. Сегодня для нас важно написанное ими, и нет иного способа восстановить то, что они задумывали , кроме как изучать их сочинения в свете любой имеющейся информации о контексте, в котором они писали. 

http://bogoslov.ru/article/6025342

20–21). Зная, прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собой. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. «Петр предостерегает, чтобы мы не рассматривали (пророчества), главным образом исходя из места, времени и личности пророков, как если бы это были создания человеческого разума, но чтобы мы полагались на ясность и достаточность Духа» (св. Иларий Арльский). «Дух произнес священное Писание и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, – святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание священного Писания, необходимо чтение святых Отцов. Если Вы ограничитесь чтением одного священного Писания, то по необходимости должны понимать и объяснять его произвольно. По той же необходимости невозможно Вам будет избегнуть заблуждений; потому что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ) (свт. Игнатий (Брянчанинов) . Письма к мирянам, 230). Кроме того, здесь «апостол объясняет… отличие истинного пророчества от бесовского и вымышленного, каковое принимается у еретиков… Пророки получают пророчество от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали ниспосылаемое им пророческое слово, это видно из того, что они подчинялись добровольно и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали. У лжепророков не так. Они во время действия не владели сознанием, но приведенные в неистовство, как пьяные, не знали, что с ними происходило» (блж. Феофилакт). Вторая глава 1–2). Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату и через них путь истины будет в поношении. О том, «какое различие между лжеучителями и лжепророками, этому научил Павел, когда сказал, что никто не называет Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). Затем (апостол Петр) начинает обличать ересь николаитов, говоря, что они вдвойне худы. Ибо в учении они крайне нечестивы, так как хулят Владыку Христа; в жизни они весьма порочны, что и теперь он выражает, упоминая об их разврате» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Понимать покаяние лишь как акт словесного признания своего греха без изменения всей жизни и поступков неверно. В предыдущей главе мы уже приводили пример покаяния мытаря Закхея ( Лк.19:2–10 ). Прощать грехи может лишь Господь, но Он же дарует эту власть апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ); «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). Апостольство не ушло из мира без преемства своего служения, апостолы передали своим преемникам – епископам и священникам через череду рукоположений служение пастырства, включающее в себя власть прощать и разрешать грехи. Необходимо сразу отметить, что существует несколько мифов о таинстве Покаяния, один из них заключается в том, что прощает грехи сам священник. Это не так, грехи прощает только Бог ( Мк.2:7 ), но через священника ( Мф.18:18 , Ин. 20:23 ). Помимо того, священник принимает участие в таинстве как свидетель ( 2Кор.4:5 ; Мф. 20:24–28 ), его роль также связана с тем, чтобы вызвать чувство стыда у человека, священник должен помочь советом, духовным наставлением, он молится, чтобы Господь простил исповедующегося. Но священник может сказать: прощаются тебе грехи твои, Бог, как Единый Истинный Сердцеведец ( Деян. 1:24 ), может не принять покаяние, если оно не искренне 91 . Формальное отношение к исповеди без чувства раскаяния и готовности измениться не принесет благого плода для духовной жизни человека. Прекрасный пример истинного покаяния мы находим в Новом Завете. Апостол Петр, трижды отрекшийся от Иисуса Христа ( Лк.22:57 ), кается и Господь прощает его ( Ин.21:15–17 ). Вся дальнейшая жизни апостола Петра, как мы знаем из Священного Предания Церкви, являет пример христианской жизни, ап. Петр уже никогда до самой смерти не отречется от своего Учителя и во имя Его пойдет на смерть. 10. Вера – самогипноз или «уверенность в невидимом» (Евр.11:1)? Через веру человек приходит к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

При всем разнообразии значений слова «Е.» в раннехрист. текстах уже апостолы употребляли его и в том значении, какое прочно закрепилось за ним впосл. в догматическом сознании Церкви. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси,- предостерегал ап. Петр ,- и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Петр 2. 1). Относя Е. к «делам плоти» (Гал 5. 19-20), ап. Павел дал практическое предписание в отношении еретика: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит 3. 10-11). Это предписание и сама апостольская характеристика еретика впосл. были учтены в соборной практике Церкви. С IV в. слово «Е.» все чаще стало использоваться для обозначения ошибочного учения, хотя в текстах того же периода можно встретить и выражения вроде αρεσις καθολικ (букв.- кафолическая ересь), к-рым Евсевий Кесарийский назвал истинное учение Кафолической Церкви ( Euseb. Hist. eccl. X 5. 21). В дохрист. эпоху на Западе греч. слову αρεσις соответствовало лат. secta. Впосл. эти термины были разведены: слово secta стало использоваться для обозначения отделившейся от Церкви религ. общины или организации, в то время как за словом «Е.» сохранилось его прежнее значение, неортодоксального учения. В рус. богословской лит-ре, испытавшей в XVI-XVIII вв. зап. влияние, слова «Е.» и «секта» часто также использовались как синонимы, однако в слав. и рус. библейских переводах и в рус. переводе творений вост. отцов Церкви термин «секта» не употребляется. Проблемы изучения Е. Исследование еретических учений связано с многочисленными трудностями. Прежде всего к ним относятся большое количество и разнообразие Е. (к VIII в. их было уже ок. 100), а также их непостоянство. «Посмотрим,- замечает в этой связи сщмч. Ириней Лионский,- на непостоянство мнений этих (еретиков), как они, двое или трое, об одном и том же говорят не одно и то же, но противоречат между собой и по сути дела, и в именах» ( Iren.

http://pravenc.ru/text/190129.html

X, 37), раздражительность (Лк. IX, 54); апостол Петр — самомнение (Мк. XIV, 29), неустойчивость (Мк. XIV, 68, 70, 71), маловерие (Мф. XIV, 31); апостол Фома — неверие (Ин. XX, 25); апостол Павел в сознании своей греховности называет себя " извергом " , недостойным назваться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1 Кор. XV, 8–9). Что же можно сказать на основании Священного Писания о всех людях вообще? Помышление сердца человеческого — зло от юности его (Быт. VIII, 21). Нет человека, который не грешил бы (3 Цар. VIII, 46). Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. VII, 20). Кто может сказать: " я очистил мое сердце, я чист от греха моего? " (Притч. XX, 9). Все мы много согрешаем (Иак. III, 2). Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. I, 8). Кто родится чистым от нечистого? Ни один (Иов. XIV, 4). Если природа человека так растленна и грешна, то ясно, что наш Спаситель, не сотворивший никакого греха, не может быть просто человеком, и все приведенные выше свидетельства доказывают с несомненною убедительностью, что Иисус Христос, осужденный еврейским синедрионом как преступник, есть в действительности Богочеловек, воплотившийся Сын Божий. В данном евангельском рассказе мы находим прямое, решительное, устраняющее все сомнения, свидетельство Самого Господа Иисуса Христа о Своей Божественной природе: первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его по винным смерти (ст. 61–64). Глава XIV, ст.66–72 Первосвященника двор тесный Шумит народом. Блеск зари Померк на высоте небесной… Навстречу звездам фонари Зажгли; свет факелов багровых Неясно освещает двор. Свежеет; из ветвей терновых Сложили пламенный костер. В свету дрожат, шатаясь, тени, — И в их изменчивой игре Белеют судьбища ступени, Мелькает стража на дворе. Сверкают шлемы, блещут копья, Вокруг огня сидит народ, И ветер двигает отрепья, И говор сдержанный плывет… И у костра, присев на камень, Взирает сумрачно на пламень Один из тех, кто вслед Христа Бродил, внимал Его ученью, Чьи вдохновенные уста Взывали к правде и терпенью. То рыбарь Петр — Христа сподвижник; Он полн раздумьем роковым. К. Фофанов

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2313...

Итак, крест есть неотъемлемый залог нашего спасения во Христе Иисусе. Кто не несет креста, кто старается сбросить его с себя, убежать от него, - скажу больше: кто не распинается со Христом на кресте, тот не христианин. Христианин есть живой член тела Христова, которое есть Церковь. Если Глава сего таинственного тела - Христос страданиями вошел в славу Свою, Он, Агнец невинный, взявший на Себя грехи мира: то как же членам Его тела, верующим в Него, не сострадать Ему, не соучаствовать Ему в страданиях, хотя бы в той ничтожной мере, какая будет по силам каждому члену Его тела? Ведь только при том условии, " аще с Ним страждем, с Ним и воцаримся " . " Что за похвала,- пишет св. Апостол Петр,- если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если делая добро и страдая терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны: потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его " (1 Петр. 2, 20, 21). " Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете " (4, 13). Видите, как крест неразлучен с истинным христианином? Крест, скорби, страдания - это радость для верного последователя Христова. Читайте Деяния св. Апостолов, читайте их послания: везде они радуются скорбям, какие им приходилось нести за имя Господа Иисуса. Да и как им было не радоваться, когда Сам Господь сказал им: " Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах " (Матф. 6, 12). Они не только с радостью терпели все скорби, но и на смерть шли как на брачный пир. С тою же радостью несли свой крест и все святые Божий. При всей скорбности для немощной плоти, они ликовали духом, когда Божиим попущением приходили скорби. Мне скажут: то были скорби за имя Христова, а наши-то скорби - от нас самих, от грехов наших. Так. Но вот послушайте, что пишет Апостол Павел: " Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам как сынам: " Сын мой, не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2424...

Потом Он в другой раз сказал пм: – «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылал вас». –Сказавши это, дунул, и присовокупил: – «примите «Дух Святый. Кому (действием сего Духа) простите грехи – тому простятся; на ком оставите – на том останутся». – (С этими словами, Иисус Христос простился с учениками). Свидетелям этого явления Христова из Апостолов было только десять: в отсутствии был Фома. Когда потом другие ученики сказали ему, что они видели Господа; он отвечал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в место, пронзенное гвоздями, и не вложу руки моей в бок Его; не поверю». 2. В восьмой день после Воскресения. 6-е явление Иисуса Христа для уверения Фомы (Ин. 20:26–29) Прошло семь дней со дня воскресения; наступил опять первый день недели. Все Апостолы, не исключая и Фомы, находились в одном доме. Двери дома опять были заперты. Вдруг, Иисус Христос стал посреди их, и приветствовал: – «мир вам!» – Потом говорит Фоме: – «поднеси сюда свой перст; посмотри на Мои руки; поднеси свою руку, и вложи в бок Мой; и не оставайся в неверии, но верь». – Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус Христос говорит ему: – «ты поверил, когда уже увидел Меня; блаженны те, которые, не видевши(Меня), уверовали!» 3. В продолжение тридцати одного дня. Явления воскресшего Иисуса Христа в Галилее: 7-е – семи учениками на Тивериадском море; 8-е – на одной горе, одиннадцати ученикам; и 9-е – Апостолу Иакову (Ин. 21:1–33) В следующий раз явился Иисус Христос ученикам Своим на Тивериадском море; и явился таким образом: – Апостолы, согласно данному им повелению, отправились в Галилею. Случилось, что собрались вместе Петр, Фома, Нафанаил, (вероятно, Варфоломей), что из Каны Галилейской, сыновья Зеведеевы и двое других учеников. Симон Петр говорит им: «пойду ловить рыбу». Говорят ему: «пойдем и мы с тобою». Пошли, и, тотчас, вошли в лодку: но в эту ночь ничего не изловили. Когда уже настало утро; Иисус Христос показался на берегу: впрочем, ученики не узнали, что это Он. Тогда Иисус Христос говорит им: – «дети! нет ли у вас чего-нибудь из съестного?» – Отвечают Ему: «нет». Он сказал им: – «закиньте сеть по правую сторону лодки, и изловите». – Они закинули; и уже не могли тащить сети от множества рыбы. Тут Иоанн говорит Петру: «это Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Равным образом «ад» же имеет быть унаследован и всеми теми якобы «христианами», которых Христос «не знает», как не «знает» по имени «богатого человека» притчи. Что касается до вопроса о «временах и сроках» пребывания грешников в «аду», то, повторяем, вопрос этот не имеет принципиального значения относительно существа рассматриваемого нами предмета (См. о сем в конце LXIII гл.), ибо принципиальное значение «ада» остается за самым «адом» для имеющих наследовать оный, а не за «временами и сроками», положенными вообще и абсолютно «во власти Божией» ( Деян.1:7 ); равно как особенные и чрезвычайные «посещения и испытания Божии» человеков, в их земной жизни, не «сроками» или «временами», так сказать, измеряются и получают свою нравственную ценность для человеческой личности и свое значение пред Богом, а тем их содержанием, в котором получает свое осуществление идея служения человека пред Богом, – и той полнотой исполнения, в которой является достигнутою «цель – конец». В сем случае и для «человека Христова» земные чрезвычайные «испытания» суть, с одной стороны, чрезвычайное и особенное его служение пред Богом, – с другой стороны, суть предупреждение и как бы замещение суда Божия после смерти «человека Христова»: «Возлюбленные, – писал Ап. Петр христианам, терпевшим гонение за имя Христово, – огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного; но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия» ( 1Пет.4:12 …17). Если в страданиях «за имя Христово» христиан Ап. Петр видит особенное и чрезвычайное их служение пред Богом, именно – «участие» в Христовых страданиях, в образ Самого Иисуса Христа», как он говорит здесь же, и в «пример шествия по следам Его» ( 1Пет.2:20–21 ): то слово Апостола о «времени начаться суду с дома Божия» относится к чрезвычайным событиям земной жизни христиан, как к таким «испытаниям и посещениям Божиим», в которых явлен «суд Божий» и явлен де просто и не исключительно, так сказать, для земного бытия христиан, а в рассуждении и в соотношении сего «суда Божия» о них на земле с «судом» вечным, почему Апостол и выражает свою мысль словами: «начаться суду Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010