3.Что такое вера по Библии? Всецелое доверие к Богу, убеждение в Его благости, полагание на Него, вера в спасающую силу Христа (см. вопрос 51 о спасении). ( Аввак. 2:4; 3,17-19 ; Рим. 4.3:5.1 ; 2 Кор. 5.7 ; Гал. 2.16 ). 4. Что такое религия? Религия (от латинского слова “религаре” – связывать) включает в себя формы, в которые облекается вера (догматы) – молитвословия, обряды, каноны) – в этом смысле они являются частью культуры. Для духовной жизни они служат средством богообщения и средствами единения верующих. Примечание: В литературе и обыденной речи под словом “религия” нередко подразумевают “веру”. 5. Что такое “Символ веры”? Греческое слово “символ” (точнее, символон) переводится как условный знак, или образ, воплощающий идею, мысль. “Символ веры” – это краткое изложение основ христианского вероучения (догматов), принятое на первых двух Вселенских соборах (325 и 381 гг.). а) Что такое Вселенский собор? Собрание представителей всей Церкви для решения вероучительных и канонических вопросов. б) Что такое канон? - с греческого – правило. - собрание книг Св. Писания, принятых Церковью, т. е. Библия. - правила относительно культа, практики и служения Церкви. В отличие от канона Св. Писания эти каноны меняются от века к веку. Примечание: Пример изменения канонов: первоначально епископы были женатыми; с V в. установился принцип целибата (безбрачия) для епископов, а в Западной Церкви с XI в. – и для священников. в) Что такое догмат? Слово “догмат” происходит от греческого “догма” (учение, доктрина). Христианскими догматами называются положения, сформулированные на Вселенских соборах и выражающие (преимущественно символическим, а не отвлеченным языком) важнейшие истины, данные в Откровении и осмысленные в Св. Предании (см. 6). За догматическими формулами стоит живой опыт веры, позволяющий углублять и раскрывать с новых сторон смысл догмата. Этим догмат отличается от “догматизма”, который цепляется за мертвые схемы и формулы. Творческая работа по осмыслению догматов веры называется догматическим богословием.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Аминь (Мф. 28, 19–20).Без сомнения, вселенский характер апостольской проповеди никогда не опирался на бюрократическую диаконию. Хозяйственные вопросы, так часто доминирующие в жизни православных приходов сегодня, сводились к минимуму. Для их решения возникает и выделяется даже особый иерархический институт — диаконы. В Деяниях святых апостолов сказано: Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян. 6, 2–4). Проповедь слова Божия выступает на первое место, и ее наиболее полным выражением является сама Трапеза Слова, мессианский пир — Литургия. Христиане провозглашали: Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5, 7). Со стороны, для иудеев, это могло выглядеть как ежедневное празднование пасхи. Такое не могло не шокировать. Порядок ветхозаветной пасхальной агады разрушен.Прекращен даже цикл празднования седмичных суббот. Если иудеи один день недели посвящали Богу, успокаиваясь от житейских дел, то христиане имели дело с субботством уже как с постоянным пребыванием в покое (см.: 2 Пар. 36, 21; 2 Езд. 1, 58). Они уже не имели дел своих: шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои (Исх. 20, 9). Всякие дела свои отсутствовали, и не только дела, но и дни, и поступки. Мораль Нового Завета провозглашала: И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3, 17). Всё, каждый поступок в жизни верующего, наполнялось религиозным содержанием. С таким образом жизни древние христиане и входили в Прославленную Субботу — субботство. Об этом апостол Павел говорил: Посему для народа Божия еще остается субботство (Евр. 4, 9). В этом смысле ни иудеи, ни другие субботствующие не вошли в покой Христа — субботство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1429...

О Господи! Удвой желудок мой! Утрой гортань! Учетвери мой разум! Дай ножницы такие изобресть, Чтоб целый мир остричь вплотную разом (4, 247) Здесь и «жиды-банкиры» (4, 245), исполняющие свою «Еврейскую мелодию». В ней подаются «толковые советы», как избежать ответственности, проворовавшемуся грабителю государственной казны: Денежки есть – нет беды, Денежки есть – нет опасности (Так говорили жиды, Слог я исправил для ясности). Вытрите слёзы свои, Преодолейте истерику. Вы нам продайте паи, Деньги пошлите в Америку. Вы рассчитайте людей, Вы распустите по городу Слух о болезни своей, Выкрасьте голову, бороду, Брови… Оденьтесь тепло. Вы до Кронштадта на катере, Вы на корабль… под крыло К на сей финансовой матери. Денежки – добрый товар, – Вы поселяйтесь на жительство, Где не достанет правительство, И поживайте как – царрр!.. (4, 245) О чужеродном кабальном иге, опутавшем Россию, настоятельно предупреждали Святые отцы – христианские подвижники. «Видимыми бесами» назвал иудеев в V веке святитель Кирилл, патриарх Александрийский; «самые души иудеев есть жилища демонов», – утверждал святитель Иоанн Златоуст. В Евангелии от Иоанна повествуется, как Господь Иисус Христос обличал сатанизм иудеев: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8: 44); «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8: 47) . От общения с подобными безбожниками предостерегал апостол Павел: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14) Современник Некрасова, великий русский писатель Николай Семёнович Лесков в романе «На ножах» разоблачил один из распространённых способов многовековой массовой мимикрии противников Христа, подобных еврею Тихону Кишенскому – экс-нигилисту, жадному и хитрому ростовщику, мошеннику, продажному журналисту, вероломному интригану, шпиону, «полицианту», подлецу и предателю – словом, «деятелю на все руки». Таким, как он, «нужен столбовой дворянин», в том числе и для того, чтобы под прикрытием славянских, особенно знатных, фамилий пробираться на руководящие должности, занимать ключевые посты в государственных, коммерческих, религиозных, общественных учреждениях России с целью кабалить, разлагать и уничтожать коренное население страны, глумясь над его христианскими идеалами и православной верой; маскируясь русскими именованиями и вывесками; снаружи рядясь в овечьи шкуры, будучи изнутри волками; фарисейски прикрываясь благими целями доброделания, безбожно обогащаться, получать свои барыши, выгоды, прибыли и сверхприбыли, служить не Богу, а мамоне.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/09/...

Подвиг этих святых — напоминание нам о том, где мы должны черпать силы для нашей проповеди. «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным», — говорит апостол Павел (1 Кор. 4, 2). От святых благоверных князей как будто не требовалось отречения от веры, но они — мученики за веру, истинные ученики Христовы. Такие, какими показаны они в Евангелии праздника. Речь идет о первых учениках Христовых. И о самых последних. Ученики избраны. Они должны идти и принести плод. Они посланы в мир. Здесь они должны принести плод. Но мир — это тьма, в которой светит свет. По своей природе мир противостоит проповеди, на которую они посланы. Почему так происходит, если эта проповедь — о любви? Любовь, связующая Христа с Отцом Небесным и учеников со Христом, означает совершенное отвержение себя даже до смерти. Вот почему она абсолютно не приемлется миром, для которого полнота жизни — это то, что, оттесняя других, надо своими собственными силами взять. Самоутверждение должно с неизбежностью ненавидеть и отвергать самоотречение, как мы видим на примере окаянного Святополка и его святых братьев. Но еще прежде по этой причине мир возненавидел и отверг Христа, не оставив Ему на земле никакого места, кроме Креста. Поскольку ученики — возлюбленные Господа, которых Он избрал и соединил с Собою, они должны разделить с Ним такое же отвержение. Они должны будут взять свой крест и последовать за Ним. Потому христиане не должны удивляться, когда их отвергают и ненавидят. Скорее у них должно вызывать тревогу, когда мир находит их своими, ибо мир любит свое. «Горе вам, — говорит Христос, — когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26). «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4, 4). Церковь, сливающаяся с миром, не может быть названа Христом обществом Его друзей. Печать Креста — знак, по которому будут узнаваться истинные друзья Господа. Но такая проповедь, несомненно, принесет, рано или поздно, свой плод. Вспомним, как проповедовал апостол Павел в Афинском ареопаге. Когда он начал говорить о Воскресении Христовом, ему ответили с насмешкой: «Об этом послушаем тебя в другой раз». Только двое из многочисленного собрания уверовали тогда. Но пройдет время, и через два поколения все население Афин, этого интеллектуального и философского центра той эпохи, станет христианским. Для нас важно помнить, какой дорогой ценой обретается эта победа.

http://moral.ru/stt_boris-i-gleb/

8:6; Евр. 2:10; Деян. 4:24—27). О творческой деятельности Бога Сына говорится: «Нам ... един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1 Кор. 8:6); «Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1:3); «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое ... — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:16—17). О творческой деятельности Бога Духа Святого говорится: «Дух Божий создал меня» (Иов. 33:4; Пс. 103:30); «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32:6). Описывая сотворение мира, боговидец Моисей повествует: «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Под Духом Божиим в этом стихе, по толкованию святого Василия Великого разумеется Дух Святой; а слово «носился» ( «ношашеся» ) означает, что Дух Святой согревал и оживотворял естество воды, приготовляя ее к произведению живых существ, подобно тому как птица, насиживая яйца и сидя на них, дает им некую животворящую силу. Богооткровенную истину Священного Писания об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в сотворении мира Церковь выразила в своем Вселенском Символе веры, в котором Бога Отца называет Творцом, а о Боге Сыне говорит: «Имже вся быша», тогда как Бога Духа Святого называет Животворящим. Богоглаголивые уста Церкви, Святые Отцы, вдохновенно исповедуют святую истину Откровения о Святой Троице как Творце мира. «Отец через Сына в Духе сотворяет все», — объявляет отец Православия, святой Афанасий Великий. «Ничто не приходит в бытие и не совершается, как только через Сына в Духе Святом», «ибо Святая Троица, нераздельная по естеству и единая по действу, Всецелая участвует в сотворении и произведении». Объясняя слова Апостола Павла (Рим. 11:36), святой Василий Великий пишет: «Один Бог, из Которого все, и один Господь Христос, через Которого все, и один Дух Святой, в Котором все». Говоря о нераздельном действе нераздельной Святой Троицы, святой Кирилл Александрийский говорит: «Бог Отец все делает через Сына в Духе». В различении творческой деятельности Отца, Сына и Святого Духа нельзя путем логики идти до конца, ибо вся она пронизана непроницаемой тайной Троичного Божества, Которое всегда действует неделимо и триипостасно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3460...

Впрочем, говорю все это не для того, чтобы устрашить или смутить тебя, лишив мужества пред ожидающим тебя духовным подвигом. Говорю все это из любви к тебе, желая предупредить о превратностях пути, подготовить и утешить пред долгой и трудной дорогой. Сам Христос призывает тебя поработать в Его уделе и позаботиться об овцах Его словесного стада, и тебе надлежит всем сердцем откликнуться на этот Божественный зов, с готовностью принять волю Владыки всяческих. Не ищи, подобно пророку Иеремии, оправданий для себя, будто ты еще молод и потому говорить не умеешь (Иер. 1:6). Подавший труды непременно подаст и силы для их совершения: ко всем, к кому пошлет тебя Бог, пойдешь, и все, что повелит Он тебе, скажешь , ибо во время благопотребное Он вложит слова Свои в уста твои (Иер. 1:7, 9). Чему подобно служение епископа? Служение епископа подобно маяку, который светит всем кораблям, во тьме блуждающим и стремящимся попасть в тихую и надежную гавань после тяжелого, изнурительного путешествия. Предназначение архиерея не только освящать, но и просвещать мир светом веры Христовой и свидетельствовать о Том, Кто есть Путь и Истина и Жизнь (Ин. 14:6). Неважно, шторм на море или штиль, маяк всегда светит кораблям, в любую погоду указывает, где находится пристань. Так и тебе предстоит проповедовать Евангелие Царствия (Мф. 24:14), невзирая на внешние обстоятельства, благоприятные или не очень, обличая и увещевая со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2). Просвещаемый огнеобразной благодатью Духа Святого, ты призван нести сей Божественный свет ближним и дальним, и горе тебе, если не будешь благовествовать, ибо это необходимая обязанность твоя (1 Кор. 9:16). Но берегись, чтобы, проповедуя, тебе самому не оказаться недостойным и не стать соблазном и претыканием для тех, кто только ищет путь к Богу и еще не окреп в вере. Печально взирать на пастыря, который не живет так, как учит. « Нет ничего бесполезнее учителя, который любомудрствует только на словах , увещевает нас Златоустый святитель. Это свойственно не учителю, а лицемеру » (свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния апостольские. Беседа 1). Такой человек подобен арфе без струн или бесплодной смоковнице: его жизнь не созвучна учению, а за раскидистой кроной красивых фраз нет доброго плода духовного делания. Берегись, чтобы не случилось с тобой такого и не сказали о тебе с укором: врачу, исцелися сам!

http://patriarchia.ru/db/text/4985758.ht...

И это чрез Христа, Который в них обитает» . Святые, по слову священномученика Дионисия Ареопагита, представляют собой «нераздельное, премирное и священное… единство с Богом» . Стяжавши подвигом и усвоивши себе при жизни Божественную благодать, они навсегда «соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4), неразлучно соединились (по душе и по телу) по благодати с Богом. Поклоняясь святым (почитательным поклонением), мы, таким образом, совершаем истинное богопоклонение! Неслучайно во время Божественной Литургии, как на проскомидии, так и во время Евхаристического канона, сразу же после Христа воспоминаются Пресвятая Богородица и другие святые угодники Божии как представляющие собой нераздельное и неразлучное единство с Господом, по слову Христа: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23) и «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12: 26). И вместе со Христом святые будут судить мир: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28); «святые будут судить мир» (1 Кор. 6: 2). В этом смысле только и возможно спасение в православном понимании как онтологическое и непосредственное соединение с Божеством. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20: 6). Святые являются нашими предстателями и молитвенниками пред Богом, и, соединившись со Христом по благодати, «яко в зерцале, видят вся наша нужды и прошения» . Почитание святых освящено и древним Преданием Церкви, закрепленным в соборных определениях . Однако церковное почитание и молитвенное призывание святых не вводит «иного посредничества», кроме Христа. Почитая святых как верных слуг, угодников и друзей Божиих, Церковь призывает их в молитвах не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом, Который является Единым источником и раздаятелем всех благ, даров и милостей (см.: Иак.

http://pravoslavie.ru/91579.html

Самыми ранними греч. текстами И. п. являются рукописи Септуагинты (Ватиканский (IV в.) и Александрийский (V в.) кодексы). Расхождения между ними, а также между др. греч. редакциями (сщмч. Лукиана и гекзапларией Оригена) невелики; незначительны они и в переводах, основанных на LXX (старолатинский, Вульгата, Пешитта, сирийский под ред. Фомы Гарклейского, арабский). Лучшей из греч. рукописей совр. учеными признается текст И. п. в Ватиканском кодексе. В более поздних греч. рукописях и Вульгате, а также в зависимых от них переводах на европ. языки (Библия Лютера, Библия кор. Иакова) И. п. входит в Книгу прор. Варуха как 6-я гл. Несмотря на сходство нек-рых частей И. п. с Книгой прор. Иеремии (а именно Иер 10. 2-15), по мнению блж. Иеронима ( Hieron. In Jerem. Prologus.//PL. 24. Col. 680) и большинства поздних исследователей (отечественных - свт. Филарета Московского, П. А. Юнгерова, А. П. Лопухина и др.; западных - Б. Мецгера, Д. Мендельса, Д. Харрингтона и др.), оно является псевдоэпиграфом. Неизвестный автор И. п. приписал его прор. Иеремии , вероятно, по причине того, что в Иер 29 содержится письмо, направленное пророком иудейским изгнанникам в Вавилоне. Впрочем, ни Книга прор. Иеремии, ни 4-я книга Царств не упоминают И. п. Против подлинности И. п. приводятся следующие аргументы: отсутствие послания в составе евр. канона; сообщение об ином сроке вавилонского плена (Иер 25. 12; 29. 10 - 70 лет; Посл Иер 3 - 7 родов ( Филарет. 1877)); несоответствие между И. п. и письмом в Иер 29, для к-рого характерен призыв к лояльности по отношению к язычникам ( Юнгеров. 2003. Вып. 2. С. 444); несопоставимость глубины религ. чувства (а также лит. качества) И. п. с текстом Книги прор. Иеремии. Помимо того, приверженцы теории, отрицающей единство Книги прор. Исаии ( Moore. 1977), обращают внимание на зависимость И. п. от текстов ВЗ, к-рые, по их мнению, относятся к более позднему времени, чем время жизни прор. Иеремии (Ис 44. 9-20; 46. 5-7). Данные тексты, а также Пс 115. 38; 130. 6-7, 15-17 содержат классические описания идолослужения; их основные образы, идеи и выражения повлияли на бóльшую часть И. п. ( Moore. 1977. P. 327). Оригинальный язык

http://pravenc.ru/text/293618.html

Церковь в лице святых апостолов не только изначально обладала полнотой Божественного Откровения, но и ясно осознавала вверенную ей богооткровенную истину и свидетельствовала о ней. Апостолы, по словам ап. Павла, возвещали «всю волю Божию» (Деян 20. 27). Эта полнота истины и религ. сознания в Церкви сохраняется, ибо в ней «вовек» присутствует Дух истины (Ин 14. 16-17). Полнота предания, воспринятого Церковью от святых апостолов, засвидетельствована ап. Павлом: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор 11. 2). О тождественности церковного учения апостольскому и его полноте свидетельствует древнейшее Предание Церкви: «Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее (Церковь.- Н. Е.) все, что относится к истине...» ( Iren. Adv. haer. III 4. 1). Сохранение Церковью апостольского учения не противоречит развитию догматической науки. Оно мыслится как все более точное словесное выражение учения, к-рое всегда остается неизменным в церковном самосознании. Св. Викентий Леринский так представляет развитие догматической науки: «Предание, говорит (апостол.- Н. Е.), сохрани. Т. е. талант веры кафолической сбереги неповрежденным и неиспорченным. …Следовательно, скажет, может быть, кто-нибудь, в Церкви Христовой не должно быть никакого преуспеяния религии? Всеконечно должно быть, и притом весьма большое... Только преуспеяние это должно быть действительно преуспеянием, а не переменою веры. Преуспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается сам в себе, а перемена - в том, когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть. ...Церковь Христова, рачительная и осторожная блюстительница вверенных ей для хранения догматов, никогда ничего в них не изменяет, ничего от них не убавляет, ничего к ним не прибавляет, необходимого не отсекает, излишнего не прибавляет, своего не теряет, чужого не присвояет...» (Common. I 22, 23). Свящ. Писание настаивает на необходимости строгого сохранения Церковью апостольского учения: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес 2. 15). Ап. Павел предостерегает Тимофея : «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим 6. 20); «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня» (2 Тим 1. 13). Сохранение Церковью апостольского учения является ее существенным признаком. Отступление от него свидетельствует об уклонении в ересь. «Они (еретики.- Н. Е.) своевольно уклоняются от учений, согласных с богодуховными, преданными нам от св. апостолов и наших учителей Писаниями, и впадают в рассуждения весьма странные; преданию Божественному они противопоставляют мысли человеческие и так образуют ересь» ( Clem. Alex. Strom. VII 16).

http://pravenc.ru/text/75762.html

В особенности это касается юношества, которое как никто другой склонно увлекаться всяким ветром учения (см. Еф. 4:14) и подпадать под власть ложных авторитетов, пропагандирующих греховный образ жизни и образ мыслей. Мы знаем, что именно так усвояются самые отвратительные наклонности, такие как как алкоголизм и наркомания, распутство, отказ от родителей, разрыв отношений с обществом. На тебе лежит особая ответственность за молодых людей, ибо от того, насколько твердо они усвоят спасительные евангельские истины, от того, принесет ли плод семя слова Господня, посеянное в их душах, или же, не имея корня, засохнет (см. Мф. 13:3-8), зависит будущее нашей Церкви и нашей страны. Мы занимаемся чем-то чрезвычайно важным, имеющим отношение не только к жизни прихода, не только к жизни верующих людей, но и к жизни всего нашего Отечества. И разве все то, что сегодня происходит вокруг нас и внутри нас, не свидетельствует об этой особой миссии Церкви в современной жизни? Потому не ослабевай в усердном попечении о подрастающем поколении, утверждая его в мысли о том, что основным законом, превосходящим все земные идеалы и человеческие убеждения, является Божий закон, в соответствии с которым необходимо строить свою жизнь. А все другие законы должны быть подчинены этому закону, иначе законы превращаются в медь звенящую и в кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1). К сожалению, нередко случается так, что люди, вняв голосу учителей, льстящих слуху (см. 2 Тим. 4:3), отвергают истину Христову, видя в ней давление на личность и стремление Церкви ограничить их свободу. В будущем тебе не раз придется столкнуться с подобными упреками и обвинениями. Лучшим ответом на них будет твое твердое стояние в правде Божией и неукоснительное исполнение заповедей Господних. Будь непоколебимым в противостоянии греху; следуй своему званию и избранию (см. 2 Пет. 1:10); поступай по духу (см. Гал. 5:16) и научай тому пасомых, дабы злословящие и порицающие Церковь были постыжены добрым житием во Христе (см. 1 Пет. 3:16). Более же всего стремись явить миру веру, действующую любовью (см. Гал. 5:6), зримым свидетельством которой является забота о ближних.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-zhizn-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010