26 мая 2016 года в конференц-зале Военного университета председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил перед руководством, преподавательским составом и курсантами вуза.      Уважаемый Валерий Иванович, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! Очень рад посетить Военный университет. Насколько мне известно, я первый иерарх Русской Православной Церкви, который посещает это учебное заведение. Для меня это большая честь и ответственность. Мы встречаемся с вами в пасхальный период, когда Церковь по всему миру празднует Воскресение Христово. Это событие имеет особое значение для каждого христианина. Апостол Павел говорил, обращаясь к первым христианам: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15. 14). Это показывает, что Воскресение Христово имеет ключевое значение для духовной жизни человека, верующего во Христа. Есть много людей, которые что-то слышали о Христе и уважают Его как учителя нравственности наряду с другими – например, Буддой, Конфуцием, Магометом. Наш великий писатель Лев Николаевич Толстой придерживался именно такого понимания, полагая, что Иисус Христос был просто одним из учителей нравственности. Он не верил в то, что Господь совершал чудеса, не верил в то, что Христос воскрес, но уважал Иисуса как человека, который оставил полезные для жизни заповеди, установления, законы, интересные притчи. Для христианской Церкви именно факт Воскресения Господа Иисуса Христа имеет ключевое значение, потому что Христос для Церкви – не просто человек, учитель нравственности или пророк, не просто даже чудотворец, а Воплотившийся Бог. Вся сила христианства заключается в вере в то, что Бог однажды, в какой-то период человеческой истории, решил стать человеком, прожить человеческую жизнь, взять на себя грехи людей, искупить их от вечной смерти и открыть им дорогу к вечной жизни. Именной этой верой и этим убеждением христианская Церковь живет уже две тысячи лет. И этой верой она будет жить до скончания века.

http://pravoslavie.ru/93698.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В Польше вице-канцлером королевства был кард. Аугустин Михал Стефан Радзеёвский. Во Франции мн. К. занимали пост канцлера, а в более позднее время возглавляли правительство, в т. ч. Арман Жан дю Плесси де Ришелье , Джулио Мазарини , Гийом Дюбуа, Андре Эркюль де Флёри, Этьен Шарль де Ломени де Бриенн; мн. франц. К. занимали и др. высокие гос. должности. В Свящ. Римской империи кард. Меркурино Альборио ди Гаттинара был канцлером при имп. Карле V . Количество кардиналов Изначально численность К. не регулировалась к.-л. правилами и зависела от количества вакантных субурбикарных епископских кафедр, рим. церквей (титулов) и диаконий. В 1331 г. папа Римский Иоанн XXII отказал франц. кор. Филиппу VI в просьбе о назначении 2 новых франц. К., пояснив этот отказ мнением, по которому число К. не должно превышать 20 чел. В 1352 г. К., собравшиеся на конклав после смерти папы Римского Климента VI , определили, что в дальнейшем папа не должен назначать новых членов коллегии К., если таковая будет насчитывать 20 членов. В эпоху схизмы в католической Церкви каждый из претендентов на Папский престол стремился обеспечить большую численность коллегии поддерживавших его К., по окончании схизмы это привело к увеличению количества К., т. к. большинство К. разных претендентов на Папский престол вошли в единую коллегию К. при папе Римском Мартине V . В XV-XVI вв. число К. было достаточно большим; так, папа Римский Лев Х только на консистории 1 июля 1517 г. возвел в достоинство К. сразу 31 чел. Неудачная попытка реформировать коллегию К. была предпринята на Базельском Соборе , к-рый 26 марта 1436 г. декретом «De numero et qualitate cardinalium» установил, что коллегия должна состоять из 24 К., предписал назначать К. из представителей разных гос-в и наций (при этом нация не могла иметь в коллегии К. более 1/3 представителей), запретил назначать К. ближайших родственников правящего папы и др. кардиналов. Практику постоянного увеличения коллегии К. пытался прекратить папа Римский Павел IV . После ряда консультаций он издал буллу «Compactum» (1555), установившую максимальное число К.- 40 чел.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

   Но так как им желательно привлечь на свою сторону мирным и безболезненным путем возможно-большее число людей, то главное и основное их оружие, по выражению Слова Божия, — «неправедное обольщение»  (2 Солун. 2, 10), при помощи которого они надеются «прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24:24), и действительно нередко успевают в этом.    Все это вполне понятно. Слово Божие учит нас, что не только сам сатана может принимать вид ангела света, но и служители его принимают вид служителей правды (2 Кор. 11:14—15), а потому вполне естественно, что не только сам будущий Mipoboй Правитель, но и «предтечи» его, приготовляющие его пришествие, действуют для достижения своих целей ложью, обманом и обольщениями.    Одним из таких, весьма «ходких» и употребительных в наше время обольщений, является лукавое извращение евангельского учения о любви к ближним, христианском всепрощении и непротивлении злу — все с той же единственной целью — обезоружить христиан в борьбе со злом.    Это лукавое извращение в свое время было особенно облюбовано и в соответствующей литературной обработке формулировано сбившимся с пути талантливым русским писателем Львом Николаевичем Толстым, которого не напрасно поэтому наш великий праведник, молитвенник и чудотворец приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский называл «Львом рыкающим, ищущим кого поглотить» и«предтечей Антихриста», и так горячо предостерегал русских людей, чтобы они береглись его и не поддавались проповедуемой им лжи.    Ведь так понятно, что, сказав: «не противься злому!» (Матф. 5:39), Господь Иисус Христос только отменил существовавший до него закон личной мести врагу, запретив мстить за наносимые нам личные обиды. Но никак нельзя понимать этого изречения в смысле непротивления злу вообще, как это делает Лев Толстой и подобные ему лжеучители.    Наоборот — Господь Иисус Христос весьма ясно учил, что истинный Его последователь должен быть совершенно непримирим ко злу, даже в тех, самых тяжелых для совести нашей, случаях, когда это зло воплощается в наиболее близких и дорогих нам людях. Вспомним, например, хотя бы такое Его изречение, которое особенно смущает всех, представляющих себе христианскую любовь в виде какого-то слащавого, сантиментального «прекраснодушия»: «Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестер, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик»  (Лук. 14:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Как падение коснулось всей человеческой природы, так и восстановление: всецело падший человек всецело и возрожден. Но если скажешь, возражают, что Он возродил совершенного человека, то какая же остается разница между Ним и апостолами? Ведь и в тех был Бог? Но иное — обитать, иное — воспринять на себя, воспринять в единство. О нас сказано: «вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6:16; Лев. 26:12). Здесь указывается чистота души, предполагается добродетельность души, в которой вселяется и обитает Бог, тогда как у Христа самое тело Его, от утробы воспринятое в единство, сделалось храмом, не преуспеянием в добродетели достигло того, что вселился в него Бог, но одновременно и храм был приготовлен, и Бог стал обитать. Итак, храмом было тело единого Христа, поэтому Он и говорит: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Иоан. 2:19). О, безумие людей, не знающих границ своей дерзости и безстыдству! Вот что нужно сказать о тех еретиках, которые говорят о душе, духе и теле и извращают апостольское слово, гласящее: Бог сохранит тело и душу и дух ваш (1Фес.5:23). Прибавим в пояснение, что духом они называют ум. Но если дух есть ум, то почему апостол говорит: «буду петь духом, буду петь и умом» (1Кор. 14:15)? Ведь если дух и ум одно и тоже, то почему их разделяет Павел: «буду петь духом, буду петь и умом»? Если дух есть ум, то почему наряду с умом отдельно упоминает о духе? Впрочем, если ты, говорят, не принимаешь нашего толкования, объясни, как ты сам понимаешь? Что означают слова Павла: Бог сохранит душу и дух ваши? Духом Писание обыкновенно именует дарования Святого Духа. Прошу вас содействовать мне в моем труде: ведь нелегкое дело — посечь еретические терния. Итак, Писание обычно называет духом дарования Святого Духа; говорится, например, что тот или другой принял дух мудрости или дух разума: сам дар Духа называется духом. Так, Павел говорит: «ревнуя о дарах духовных» (1Кор. 14:12), вместо того, чтобы сказать — «духовных дарований». Дух-то ведь один, а не много духов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3972...

   [Глава 1:13. Препоясание чресл взято от обычая Восточных народов, которые, приготовляясь к какому-нибудь делу, должны были подбирать и подпоясывать у чресл свои длинныя и широкия верхния одежды].    Стих 18. От суетного вашего жития отцы преданнаго. Здесь под суетным житием, преданным от отцов, Апостол, очевидно, разумеет прежнюю языческую жизнь обращённых ко Христу своих читателей. Состояние людей до обращения сравни­вается с состоянием рабства. От рабства можно было освободиться выкупом; от рабства суетной жизни искупила нас кровь Непорочного Агнца — Христа.    Образ агнца, служащого средством выкупа, и самого выкупа, взят из Ветхоза­ветных постановлений, которыми требовалось всех первенцев людей и живот­ных мужеского пола посвящать Богу или выкупать посредством агнца (Исх. 13:12-15; Лев. 12:6), а Христиане все есть первенцы (Сравните Иак. 1:18).    Стих 20. Сын Божий ещё прежде создания мира был предназначен Богом Отцом к Искуплению Человека. Святые отцы, согласно учению Апостолов об этом (Срав­ните Еф. 1:4; 2 Тим. 1:9), уже в совете Пресвятыя Троицы, бывшем перед сотворением человека (Быт. 1:26), видят решение Сына Божия принять на Себя и дело возстановления человека, которого падение было предвидено.    Стих 21. Веруете в Бога, воздвигшого Его (Христа) из мертвых. Разумеется воскрешение Иисуса Христа Богом по человечеству (Сравните Деян. 2:24; 5:30; 1 Кор. 15и другия). «Если ты слышишь, — говорит Златоустый, — что Отец воз­двиг Сына, не смущайся тем, будто Сын не мог воздвигнуть Самого Себя. Слушай, как Христос говорит: разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну е (Ин. 2:10); и опять Лука говорит о Нём: явил Себя живым (Деян. 1:3); и опять Христос говорит: имею власть отдать душу Мою, и власть имею паки принять ю» (Ин. 10:18). Яко да вера ваша и упование будет на Бога. Бог воскрешает Иисуса Христа и даёт Ему славу, чтобы утвердить верующих во Христа в уповании на Бога. По тесной связи верующих со Христом, как своим главою, полученная Им от Отца слава переходит и на них, как на живые члены Его тела. Воскресение и прославление Христа служат для верующих доказательством, что пролитая Им кровь принята Отцом, как искупительная Цена за них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Так вот, дети, как вам нужно бежать от злых людей, возбуждающих вас идти против воли родителей ваших! Вы должны сказать им то же, что сказал и добрый сын злому человеку, возмущавшему его против отца и, заградив уши ваши, тотчас же удалиться от него, чтобы чрез это и заповедь Божию о почитании родителей сохранить, и благоволение Божие на себя низвести. Чтый отца, говорит слово Божие... в день мольбы своея услышан будет. Прославляяй отца долгоденствовати будет. Делом и словом чти отца твоего, да найдет ти благословение. Слава бо человеку от чести отца его (Сир. 3, 5-11). Помните это, дети, и от злых людей, повторяю, бегите. Тлят бо обычаи благи беседы злы! (1 Кор. 15, 33). Вместо же, для того, чтобы и навсегда утвердить себя в повиновении родителям, чаще представляйте себе и ту непреложную истину, что лишь только над теми семьями почиет благословение Божие и лишь в тех семьях Ангелы Господни пребывают, где царит это повиновение и где дети не словом только, но и делом чтут отцов и матерей своих. Аминь. Праведникам и звери повинуются (Память преподобного отца нашего Герасима, иже на Иордане. Прол. Мар. 4) Вы знаете, братие, что Господь дал нам власть владычествовать над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею (Быт. 1, 26). И что чрез грех мы утеряли эту власть. Но знаете ли то, что если мы через святую жизнь восстановим в себе образ и подобие Божие, то эта власть к нам снова возвратится? Если не знаете, то мы об этом сейчас скажем вам. Про преподобного Герасима, иже на Иордане, в житии его сказано, что он, сохранив в себе образ и подобие Божии, стал и зверями обладать. Так, однажды, пришел к нему огромный лев и стал ухаживать за монастырским ослом, который доставлял в обитель воду, Лев пас его и приводил и отводил его в монастырь и из монастыря... Однажды, когда, утомленный зноем, лев заснул, в это время проезжавшее мимо Сарацины - купцы увели осла и скрылись. Проснувшись, лев, рыкая от горя, стал искать осла, но конечно безуспешно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

4, 30), «ни угашать Его, ни пророчествия уничижать» (1 Сол. 5, 19. 20), дабы не оказалось, что, когда Дух Святый благоволит обитать в нас, мы не даем Ему места. Никого другого не будем бояться, кроме Бога, Который есть праведный Воздаятель и Судия дел каждого, и Который с преподобным — преподобен, и с мужем неповинным—неповинен,—как Сам говорит: «Аз любящия Мя люблю, ищущии же Мене, обрящут благодать» (Прит. 8, 17); и в другом месте: «аще пойдете ко Мне страною, пойду и Аз с вами в ярости страною» (Лев. 26, 23. 24). 54. Не будем гневаться друг на друга; а если, когда гневом побеждены будем, сделаем так, чтоб и гневаясь не согрешать, т. е., будем покаянием предварять захождение солнца (Пс. 4, 5; Еф. 4, 26). Будем помнить, что нам заповедано в Писании, многократно прощать согрешающего против нас (Мф. 18. 21), и даже оставлять пред алтарем дар наш, угрожая, что он не примется, пока чрез примирение не сделаем его угодным Богу, - чтобы можно было нам с дерзновением возглашать в молитве: «о ста в и нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12), и апостол заповедует «прощать, аще кто на кого имать поречение, яко же и Христос простил есть нам» (Кол. 3, 13). Будем в кротости учениками всех Святых и особенно пророка Давида, о котором написано: «помяни, Господи, Давида и всю кротость его» (Пс. 131, 1), и Моисея, о котором читаем, что он был «кроток —зело паче всех человек, сущих на земли» (Числ. 12, 3). И Господь в Евангелии о кротких говорит: «блаженни кротцыи, яко тии наследят землю» (Мф. 5, 5); и еще сказано: «бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная» (Еф. 5, 1); и: «будете вы совершени, акоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5, 48); и в другом месте: «будете святи, якоже свят есмь Аз Господь Бог ваш» (Лев. 11, 44) 55. Читая сии свидетельства, да сеем и мы семена правды, дабы пожать плод жизни. Потщимся возжечь свет ведения; ибо время уже нам познать Бога, да приидет к нам чрез сие плод правды. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2). Искренно возлюбим друг друга, согласно с словом Писания: «исполнение закона любы есть» (Рим. 13, 10). Что подтверждает и св. Иоанн, говоря: «заповедь прияхом от Отца... да любим друг друга» (2 Ин. 4; 1 Ин. 3, 23); и еще: «да любяй Бога любит и брата своего» (1 Ин. 4, 21); и опять: «не якоже Каин от лукаваго бе, и закла брата своего. И за какую вину закла его? Яко дела его лукава беша, а брата его праведна. Не чудитеся, братия мои, аще ненавидит вас мир. Мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию» (1 Ин. 3, 12 —14). —Будем же любить себя взаимно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

   Итак, наша православно-кафолическая восточная церковь принимает и свято почитает слово Божие, не только сохранившееся в Свящ. Писании, но и в Свящ. Предании. Царское повеление имеет одинаковое значение, будет ли оно написано или передано словами. Тем более слово Божие имеет для нас равную силу, сохранилось ли оно в писании, или в предании, потому что ни от бумаги, ни от пера, ни от чернил оно получает свою силу, но от Бога, от Которого произошло. (Из кн. „Камень веры»). О Священном Писании 1. Молитва св. Иоанна Златоуста пред чтением и слушанием слова Божия    «Господи, Иисусе Христе, отверзи мои очи сердечные услышати слово Твое и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открой очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего: скажи ни безвестная и тайная премудрости Твоей. На тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего, не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словеса прочитаем, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме, и от Тебе есть всякое даяние благо, и всяк дар совершен».   2. Св. Писание    I. Понятие о Св. Писании. Под именем Св. Писания разумеются книги, написанные по вдохновению и откровению от Духа Божия чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Так как они написаны по повелению и слову Божию и вдохновению и откровению от Духа Божия, и содержат в себе законы, постановления и откровения Божии, то иначе называются откровением Божиим, словом Божиим, законом Божиим, книгою Закона (Исх. XXIV:3 – 4. Втор. XXXI:9, 24 – 36. Нав. XXIV:26. Иерем. XXX:2. Марк. VII:13. Иоан. X:34 – 35; XII, 34; XV, 25. Сн. Псал. CXVIII). Названия: завет, книга завета, в. и н. завет, начало и основание свое имеют в завете между Богом и человеками, как, в первобытном (Осии VI, 7), так и в последующие времена неоднократно повторявшемся (Лев. XXVI:42, 45 – 46. Втор. IV:31), особенно во времена Моисея (Исх. XXIV:7 – 8; Втор. IX:9) и наконец в новом вечном завете во Христе (Мф. XXVI:28. Евр. VIII:8 – 10; IX, 1, 11 – 15; X, 14 – 17). Названия эти встречаются и в в. и в н. завете (Псал. XXIV:10, 14; XLIX. 5, 16; Сирах. XXIV:25 – 26; 1 Мак. I:57; 2 Кор. III:14). Название Библия не имеет для себя основания в Св. Писании в том смысле, в каком понимается слово это здесь. Слово это сделалось употребительным на востоке после. По словам св. Златоуста и Епифания, так в их время называли Св. Писание евреи (Злат. на Быт. Бес. 10 и на посл. Колос. IX. Епиф. Haeres. 29. Сн. Злат. Epism. ad. Rufin). Название это усвоено свящ. книгам для означения их превосходства пред другими книгами. У евреев книги в. завета известны под именем закона, пророков и Свящ. Писаний. Книги н. завета с самых первых веков известны в церкви под именем Евангелия и Апостола и к ним присоединяется Апокалипсис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010