и Адальберта, к-рые после кратковременного вооруженного противостояния были вынуждены бежать в Тиволи или, по свидетельству Liber Pontificalis и Бенедикта Сорактского, в Кампанию. 6 нояб. 963 г. имп. Оттон I созвал Собор, на к-ром состоялся суд над И. Папа обвинялся в святотатстве, распутстве, симонии, убийствах и клятвопреступлении. Ему отправили письмо с приглашением присутствовать на Соборе, однако И. ответил отказом, пригрозив участникам Собора отлучением от Церкви. Когда, несмотря на угрозу, Собор принял обвинительное заключение и объявил И. низложенным, папа бежал. Вместо него при поддержке императора 4 дек. 963 г. на Римскую кафедру был избран Лев VIII. Однако в Риме были сильны и антиимперские настроения, что привело к восстанию (3 янв. 964). Восставшие попытались изгнать укрепившегося близ Ватиканской базилики и замка Св. ангела императора, однако их выступление было подавлено войском Оттона I. В сер. янв. император выехал из Рима в Сполето, а в февр. в Рим в сопровождении армии вернулся И. 26 февр. 964 г. в Ватиканской базилике состоялся новый Собор, на к-ром Собор 963 г. был объявлен незаконным, И. восстановлен в сане, а папа Лев VIII низложен (MGH. Const. T. 1. P. 532-536). Лев VIII бежал в Павию, где был почтительно принят имп. Оттоном I, к-рый начал готовиться к новому походу на Рим. Однако 14 мая 964 г. И. при загадочных обстоятельствах скончался. Согласно Лиутпранду Кремонскому, папу на свидании с некой римлянкой за стенами города поразил в висок диавол, и спустя 8 дней И. умер. Судя по обрывочным сведениям, И. поддерживал клюнийское движение и церковную реформу в Западнофранкском королевстве и в Англии. Сохранилось папское послание Бернеру, аббату мон-ря Девы Марии и св. Кунигунды в Омблиере: по просьбе западнофранк. кор. Лотаря папа освободил мон-рь от вассальной зависимости Гильберту Рибмонскому, подчеркнув, что мон-рь никогда не должен быть леном светского правителя, а также даровал обители бенедиктинский устав и право свободно избирать аббата ( Jaffé.

http://pravenc.ru/text/469694.html

вопросов, тем не менее отмечал, что считал бы для себя высшей наградой «священный союз любви и дружбы» (Переписка пап с российскими государями в XVI в. 1834. С. 9-15; с предложениями о вступлении в антитур. коалицию и о «соединении Церквей» на условиях Ферраро-Флорентийского Собора обращался к московскому князю и папа Римский Лев X в бреве от 26 сент. 1519 (Там же. С. 3-6)). Осенью 1525 г. в Рим с богатыми дарами прибыл посол Василия III Дмитрий Герасимов; согласно привезенной им грамоте, князь был заинтересован в переговорах с Римом и заверял в готовности заключить с папой союз («мы по воле Божией, как и прежде сего стояли за христианство, так и ныне стоим, а с вами и с иными государями желаем быть в союзе» - Там же. С. 19-21). В дек. 1525 г. папа отправил к Василию III посольство во главе с Джованни Франческо да Потенцей, еп. Скары (Швеция). 20 июня папское посольство прибыло в Москву. О ходе переговоров с московским князем практически ничего не известно (в инструкции послу указывалось на необходимость держать польск. кор. Сигизмунда I в курсе о ходе переговоров, в т. ч. об обсуждении религ. вопросов - ASVat. Arm. 44. Vol. 9. P. 357). При посредничестве папского посла в Можайске было заключено перемирие на 5 лет между Василием III и кор. Сигизмундом I. В личных беседах князь сообщил о желании пригласить в Москву итал. мастеров, зодчих и ремесленников ( Пирлинг П. Россия и Папский престол. М., 1912. Кн. 1. С. 328). Результатом посольства стало прибытие в Рим 2 рус. послов - Иеронима Матвеева и дьяка Тимофея Семёнова, к-рые представили К. лишь краткую верительную грамоту от дек. 1526 г. (Переписка пап с российскими государями. 1834. С. 25-26). Ответа князя на предложение о заключении союза не последовало. Представитель эпохи Ренессанса, К. покровительствовал гуманистам: Эразму Роттердамскому (особенно после того, как тот выступил с критикой лютеровского учения о свободе воли), историкам Ф. Гвиччардини и П. Джовио и др. Секретарями К. были Дж. Садолето, П. Бембо, Дж. Б.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

37:2. 3. 14). 53. Все сие я привел на память для того, чтобы, рассматривая жития святых, «не влаялись мы всяким ветром учения» (Еф. 4:14), но воодушевлялись на труд, и, житие их имея образцом в предлежащей нам жизни, соделались народом Божиим особенным.— «Не будем оскорблять Духа Святаго, Которым знаменались мы в день избавления» (Еф. 4:30), «ни угашать Его, ни пророчествия уничижать» (1 Сол. 5:19. 20), дабы не оказалось, что, когда Дух Святый благоволит обитать в нас, мы не даем Ему места. Никого другого не будем бояться, кроме Бога, Который есть праведный Воздаятель и Судия дел каждого, и Который с преподобным – преподобен, и с мужем неповинным-неповинен,-как Сам говорит: «Аз любящия Мя люблю, ищущии же Ме­не, обрящут благодать» (Прит. 8:17); и в другом месте: «аще пойдете ко Мне страною, пойду и Аз с вами в ярости страною» (Лев. 26:23. 24). 54. Не будем гневаться друг на друга; а если, когда гневом побеждены будем, сделаем так, чтоб и гневаясь не со­грешать, т. е., будем покаянием предварять захождение солн­ца (Пс. 4:5; Еф. 4:26). Будем помнить, что нам заповедано в Писании, многократно прощать согрешающего против нас (Мф. 18. 21), и даже оставлять пред алтарем дар наш, угрожая, что он не примется, пока чрез примирение не сделаем его угодным Богу, – чтобы можно было нам с дерзновением возглашать в молитве: «о ста в и нам долги наша, якоже и мы оставляем должником на­шим» (Мф. 6:12), и апостол заповедует «прощать, аще кто на кого имать поречение, яко же и Христос простил есть нам» (Кол. 3:13). Будем в кротости учениками всех Святых и особенно пророка Давида, о котором написано: «помяни, Господи, Давида и всю кро­тость его» (Пс. 131:1), и Моисея, о котором читаем, что он был «кроток –зело паче всех человек, сущих на земли» (Числ. 12:3). И Господь в Евангелии о кротких говорит: «блаженни кротцыи, яко тии на­следят землю» (Мф. 5:5); и еще сказано: «бывайте под­ражатели Богу, якоже чада возлюбленная» (Еф. 5, 1); и: «будете вы совершени, акоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5:48); и в другом месте: «будете святи, якоже свят есмь Аз Гос­подь Бог ваш» (Лев. 11:44) 55. Читая сии свидетельства, да сеем и мы семена правды, дабы пожать плод жизни. Потщимся возжечь свет ведения; ибо время уже нам познать Бога, да приидет к нам чрез сие плод правды. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6:2). Искрен­но возлюбим друг друга, согласно с словом Писания: «исполнение закона любы есть» (Рим. 13:10). Что под­тверждает и св. Иоанн, говоря: «заповедь прияхом от Отца... да любим друг друга» (2 Ин. 4; 1 Ин. 3:23); и еще: «да любяй Бога любит и брата своего» (1 Ин. 4, 21); и опять: «не якоже Каин от лукаваго бе, и закла брата своего. И за какую вину закла его? Яко дела его лукава беша, а брата его праведна. Не чудитеся, братия мои, аще ненавидит вас мир. Мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию» (1 Ин. 3:12 –14). –Будем же любить себя взаимно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

Опираясь на поддержку кор. Яна Собеского, Ж. вновь выступил с предложением провести совместный объединительный собор православных и униатов, на к-ром король и еп. Иосиф (Шумлянский) желали обсудить вероучительные разногласия между правосл. и католич. Церквами. 12 авг. 1679 г. в Жировицах униат. епископы во главе с Ж. составили послание в Рим, в к-ром ходатайствовали о разрешении на проведение собора, а также о создании в униат. Церкви собственного Патриархата. Решением Сената Речи Посполитой собор должен был начать работу 24 янв. 1680 г. в Люблине. Для участия в соборе в Люблин с униат. стороны прибыли Ж., Владимирский и Брестский еп. Лев Заленский , Смоленский еп. Митрофан Друцкий-Соколинский, Холмский еп. Иаков Суша, Пинский еп. Маркиан Билозор и Перемышльский еп. Иоанн Малаховский, а также делегация василиан во главе с протоархим. Стефаном Мартишкевичем-Бусинским. Правосл. сторону представляли Луцкий еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский) , еп. Иосиф (Шумлянский), нареченный Перемышльский еп. Иннокентий (Винницкий), ок. 20 архимандритов и игуменов, представители белого духовенства и мирян. Из-за опоздания королевских комиссаров открытие собора перенесли на 26 янв. В этот день Ж. получил от папского нунция в Варшаве послание, в к-ром напоминалось о запрете Рима на любые переговоры, касающиеся вероучения. Одновременно король сообщил униатам, что православные не будут участвовать в переговорах с католиками без согласия К-польского патриарха. Тем не менее представители униатов и православных приняли участие в совместной трапезе, во время к-рой было зачитано послание кор. Яна Собеского, предлагавшего отложить проведение собора, т. к. послы волынской правосл. шляхты из Луцкого братства заявили протест против собора, созванного без участия правосл. Восточных патриархов. После провала Люблинского собора деятельность Ж. гл. обр. была сосредоточена на попытках добиться открытого присоединения к унии еп. Иосифа (Шумлянского) и еп. Иннокентия (Винницкого). 10 янв. 1681 г. по инициативе Ж. на сейме в Варшаве началось обсуждение данного вопроса. К 18 марта епископы оформили условия оглашения их перехода в унию, настаивая на отсрочке церемонии до тех пор, пока в их епархиях не будет завершена работа по привлечению к унии всей паствы, и на предоставлении им мест в Сенате Речи Посполитой. 26 марта в Варшаве состоялась церемония произнесения Львовским и Перемышльским архиереями католич. исповедания веры перед Киевским католич. еп. Станиславом Витвицким в присутствии Ж. и папского нунция, о чем на следующий день новые епископы-униаты сообщили в послании папе Иннокентию XI. Однако процесс вовлечения духовенства и мирян в унию занял в Перемышльской епархии еще ок. 10 лет, а во Львовской - ок. 20 лет.

http://pravenc.ru/text/182341.html

III:524 – 527). 4) Наконец, Лев в послании входит в тщательный разбор самого ученика Евтихиева, и опровергает его. Лев пишет: „Евтихий в единородном Сыне не признает нашего естества ни в уничижении смерти, ни в славе воскресение. Но если он не считает креста Господня за призрак и не сомневается, что страдание, воспринятое для спасение мира, было истинное, то он должен признать и плоть того, смерти Которого он верует. Пусть не говорит он, что не нашего тела был Тот человек, Которого сам признает страдавшим, ибо отрицание истинной плоти есть отрицание и страдание плоти“ (Деян. III:527 – 28). – (Сост. по кн. „История св. вселенских соборов». Вып. 2-й. Профес. Моск. Дух. Академии Алексея Лебедева. Москва, 1870 г., стр. 71 – 74). 131 Отсюда видно, что собор учение о двух волях во Христе Иисусе излагает в тех же самых выражениях, в каких на IV вселенском соборе изложено было учение о двух естествах во Христе (Деян. т. IV, стр. 109). 132 Примеч. Учение Христово нередко называется в Св. Писании законом (Ис. II:3; Мах. IV, 2; 1 Кор. IX:21), в частности – законом веры (Рим. III:27), заповедию или нравственным законом Христовым (Иоан. XIII:34; Гал. VI:2; снес. Мат. VII:12; Иоан. XV:12). Равным образом и разделение этого закона на две части – догматическую и нравственную, известно, как из Св. Писание (Матф. XXVIII, 19 – 20; Иак. II:24 – 26), так и из писаний отеческих (Cyrill. Hieros. Cathech. IV, n. 2; Christos, in Genes. homil. II, т. 5; XIII, n. 4). 133 Примеч. Здесь считаем необходимым сказать несколько слов о нелепости и дикости теории позднейшего времени (наших дней), которая берет а себя объяснять евангельские чудеса, сравнивал их с гипнотическими внушениями при которых мысль или воля одного сильно убежденного или верующего человека воспринимаются душою другого человека, в котором они производят те или другие перемены или которого они наставляют совершать те или другие действие. Ложь этой теории обнаруживается: во 1) из того, что некоторые чудеса совершались без всякого влияние человеческого существа: напр., вспомним явление креста на небе Конст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАЛЕНСКИЙ [Любич-Заленский, Шлюбич-Заленский, Слюбич-Заленский] Лев (ок. 1648, мест. Любич близ Луцка - 21.07(24.08).1708, Владимир-Волынский), униат. митр. Киевский и Галицкий. Род. в католич. семье волынского шляхтича. Под влиянием своего дяди, униат. Владимиро-Волынского еп. Венедикта Корчака-Глинского, З. в молодости принял решение вступить в униат. монашеский орден василиан . Новициат проходил в василианском мон-ре в Бытене, монашество принял в Супрасльском мон-ре. Дальнейшее обучение проходил в католич. ДС Вильно и Оломоуца, по окончании к-рых был рукоположен во пресвитера. В 1673-1676 гг. обучался в Греческой коллегии в Риме, где тяжело заболел и принял решение вернуться на родину. Поселился в василианском Жировицком мон-ре, вскоре став, по нек-рым сведениям, его архимандритом. 30 нояб. 1678 г. по просьбе еп. В. Корчака-Глинского польск. кор. Ян III Собеский утвердил З. в должности коадъютора Владимиро-Волынской и Брестской епархии. В том же году З. принял участие в Гродненском сейме, где в спорах с правосл. представителями проявил себя активным защитником униатства. Со смертью еп. В. Корчака-Глинского (нач. 1679) З. вступил в управление Владимиро-Волынской и Брестской епархией, получив статус прототрония (1-го по чести епископа после митрополита). Епископское рукоположение З., состоявшееся не позднее 12 авг. 1679 г., совершил униат. Киевский и Галицкий митр. Киприан Жоховский . После кончины митр. К. Жоховского (26 окт. 1693), не имевшего коадъютора с правом преемства, 11 нояб. 1693 г. папский нунций в Речи Посполитой Андреа Санта-Кроче назначил З. администратором униат. Киевской митрополии. 15 нояб. того же года польск. кор. Ян Собеский утвердил это назначение и даровал З. право на получение доходов от имений, принадлежащих митрополии. Также З. получил во временное управление Полоцкую епархию, главой к-рой был митр. К. Жоховский, одновременно за ним было сохранено и управление Владимиро-Волынской епархией. Зимой-весной 1694 г. З. на правах администратора совершил визитацию униат. епархий в Речи Посполитой, провел собрания духовенства в Полоцке, Новогрудке и Минске.

http://pravenc.ru/text/182535.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

и богоносный отец наш Иоанн Лествичник приводит об этой священной молитве и истинном безмолвии ума свидетельство Божественного Писания, говоря: «Великий великой и совершенной молитвы делатель сказал: «хощу пять словес умом моим рещи» (1 Кор. 14:19), и опять: «готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. 56:8); также: «аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5:2); также: «воззвах всем сердцем моим» (Пс. 118:145), то есть телом и душою, и проч». отец наш Филофей, игумен обители Купины Пресвятой Богородицы, что на Синае, составивший о мысленном хранении сердца малую книжицу глав — бесценных маргаритов Божественной премудрости, преисполненных неизреченной небесной сладости Святого Духа, полагает в непоколебимое основание своих слов изречения Священного Писания: «воутрия избивах вся грешныя земли» (Пс. 100:8), также: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21); и: «уподобися Царствие Небесное зерну горушичну, »и бисеру, и квасу; и опять: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5); также: «всяким хранением соблюдай твое сердце» (Притч. 4:23); и: «очисти внутреннее сткляницы, да будет и внешнее ее чисто» (ср.: Мф. 23:26); и: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6:12); также: «трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити: емуже противитеся тверди верою» (1 Пет. 5:8—9); также: «соуслаждаюся закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон противу воюющ закону ума моего, и пленяющ мя »(Рим. 7:22, 23). отец наш Диадох, епископ Фотикийский, свидетельствованный в книге вышепомянутого святителя Христова Симеона Фессалони кийского, полагает своим словом, исполненным духовной премудрости, которых в Божественной его книге находится сто глав, об умной Иисусовой, в сердце священнодействуемой молитве, следующее основание из Божественного Писания: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» (1 Кор. 12:3); и из евангельской притчи о купце, ищущем добрые бисеры, приводит следующими словами: это — многоценный бисер, который может приобрести тот, кто продаст имение свое и об обретении его будет иметь неизглаголанную радость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Не имея возможности отправить против свевов военный отряд, Аэций начал с ними переговоры. В 432 г. И. вернулся в Галлецию с легатом Цензорием, к-рый заключил мир с кор. свевов Эрмерихом и добился прекращения насилия над рим. населением провинции. В 40-х гг. V в. И. вместе со св. Турибием оказался в центре борьбы с присциллианской ересью. В 441-445 гг. Турибий направил послания И. и Кепонию, еп. г. Туде (ныне Туй), в к-рых осудил присциллианские апокрифы (PL. 54. Col. 693-695). Вероятно, вследствие мер, принятых папой Львом I против рим. манихеев (по свидетельству Проспера Аквитанского, папа обнаружил в Риме многочисленную манихейскую общину и призвал др. епископов к борьбе с ересью - Prosper. Chron. An. 444), Турибий и И. в 445 г. провели следствие о манихеях, отчет о к-ром они направили Антонину, еп. Эмериты Августы. Поскольку о распространении манихейства в Галлеции сведений нет, можно предположить, что действия И. и Турибия были направлены против присциллиан, учение к-рых в V в. сблизилось с манихейским. В послании к св. Турибию от 21 июля 447 г. папа Лев I, отвечая на вопросы о присциллианах, сопоставлял их с манихеями. Папа призвал Турибия, И. и Кепония созвать провинциальный Собор для искоренения ереси и поручил св. Турибию довести содержание послания до всех испан. епископов ( Leo Magn. Ep. 15//PL. 54. Col. 677-692). Собор, вероятно, созван не был. После гибели рим. имп. Валентиниана III свевы вновь попытались подчинить себе рим. население Галлеции и расширить границы своих владений в др. провинциях. Положение осложнялось внутренней борьбой среди свевов, а также военными столкновениями с вестготами, которые формально считались защитниками интересов императора. 26 июля 460 г. Фрумарий, один из претендентов на королевскую власть, захватил Аквы Флавиевы и пленил И. Через 3 месяца епископ вернулся в город, вероятно совершив побег, поскольку его возвращение состоялось «вопреки желанию и приказанию» Фрумария. После установления власти кор. Ремисмунда (465) сведения о конфликтах И.

http://pravenc.ru/text/293539.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010