Пророк Исайя прямо говорит, что между разумом человеческим и разумом Божественным, существует огромное различие (Ис. 55, 9): " Как небо выше земли,... так и мысли Его выше мыслей наших " . Чем собственно Божественный разум от человеческого отличается, и в чем превосходство Божественных мыслей над нашими заключено, во всей полноте мы сказать не можем, но одно существеннейшее отличие между человеческим разумом и разумом Божественным необходимо назвать. В человеке существует определенная дистанция между собственно разумом, т.е. способностью познания и разумения, и самим разумением или ведением. Иметь способность познавать и иметь знание — вещи разные. А в Боге способность разумения и само разумение, или ведение совпадают. Именно этим обусловлено такое свойство Божие, как всеведение. Смысл этого свойства заключен в этимологии слова: Бог знает все. Что же именно? Во-первых, Бог обладает совершенным самосознанием, Он совершенно знает Свою триединую природу. Мф. 11, 27: " ...никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына " . I Кор. 2, 10-11: " ...Дух все проницает (имеется в виду Дух Святой), и глубины Божий... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия " . Кроме того, Бог имеет совершенное ведение о своих делах. Деян. 15, 18: " Ведомы Богу от вечности все дела Его " . I Ин. 3, 20: " Бог больше сердца нашего и знает все " . О ведении Богом будущего говорится в Дан. 13, 42 и Сир. 23, 29. Евр. 4, 13: " Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его " . Нужно иметь в виду, что Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание мира есть внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении существующих вещей не нуждается, но знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования. Премудрость по отношению к разуму и всеведению является более узким свойством. Фактически оно означает совершенное знание целей и средств их достижения, т. е. премудрость — это всеведение по отношению к действиям, или разум в его обращенности к миру и человеку. Пс. 103, 24: " Все соделал Ты премудро " ... — говорит псалмопевец.

http://sedmitza.ru/lib/text/431685/

15:5);Даждь в наказание сердце твое, ушеса же твоя уготовай словесем чувственным (Притч. 23:12). И еще: Не преставай младенца наказовати, аще со жезлом биеши его, не умрет. Ты же душу же его избавиши (Притч. 23:13-14). И опять: Наказуй сына твоего, и упокоит тя и даст лепоту души твоей (Притч. 29:17). И опять: Благо еже слышати прещение премудра, паче мужа слышащаго песнь безумных (Еккл. 7:6). [Col. 1684] И продолжает: Послушайте, дети, наказания отча и внемлите разумети помышление, дар бо благий дарю вам: моего закона не оставляйте (Притч. 4:1-2); Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото (Притч. 8:5, 10). И через пророка Софонию говорит Бог: обаче убойтеся Мене и примите наказание, и не имате потребитися, работайте Господеви под игом единем (Соф. 3:7, 9). И Михей говорит: Паси люди твоя жезлом (Мих. 7:14). Апостол же, когда пишет к евреям, говорит: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает… Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12:5-8). И коринфянам: Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? (2 Кор. 2:2). И прибавляет: Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12:11). И Давид говорит: Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его (Пс. 93:12) и: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117:18). И опять-таки:Накажет мя праведник милостию и обличит мя (Пс. 140:5). И: наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит(Пс. 17:36). И Иов: Не искушение ли житие человеку на земли, и якоже наемника повседневнаго жизнь его? (Иов. 7:1), — то как же, будучи в этом месте искушения, ему не искушаться? Ибо Спасителем сказано: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

В законоположительных и исторических книгах отношения человека и Бога предстают как договорные, регулируемые некоторыми взаимными обязательствами. Отсюда и представление о грехе, отпадении от Бога приобретает юридический оттенок. Грех есть нарушение договора, за которое Бог пытается взыскать с человека бесконечно большую неустойку. Эта схема крайне ограничена, она не дает адекватного изображения реальности. Оказывается, что наиболее подходящими образами в человеческом языке для описания отношений человека и Бога оказываются образы любви и брака: жених и невеста, брачный пир, отношения любящего и любящего, и всякое отступление от этих отношений есть попрание любви, что делает их крайне тяжелыми. Эти образы широко используются в пророческих книгах. В Евангелии Иоанн Предтеча говорит о себе: я «друг Жениха» (Ин. 3:29), женихом называя Христа. И Сам Христос говорит: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» (Мар. 2:19), – называя Себя Женихом; а Царство Небесное уподобляя брачному пиру сына царя (Мф. 22:2-14). Апостол Павел пишет к коринфянам: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11:2) – так он описал результат своей миссионерской деятельности у них. Основной смысл книги Песнь Песней – это союз Христа и Церкви. На протяжении всей книги жених совершенен, притом, что в возлюбленной сначала усматриваются недостатки. «Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня» (Песн. 1:5). Но уже в середине о ней говорится: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песн. 4:7). Эти слова явно перекликаются со сказанным апостолом Павлом: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27). Второе толкование, которое с первым неразрывно сопряжено, – аскетическое. Это об отношении Христа с отдельной человеческой душой, по другому выражению — Слова и плоти при воплощении, как с частью Церкви, как с малой Церковью, как с храмом Божиим, отдельно взятым. В аскетической литературе эта тема часто присутствует: в искании невестой своего Жениха и в томлении по Нему.

http://sedmitza.ru/lib/text/431360/

О, какое явное бесстыдство! О, сколь открытая разбойничья языковредность! Когда Ирод «расспрашивал их, где надлежит родиться Христу» (Мф. 2:4), то они еще более дерзновенно говорили: «В Вифлееме Иудейском» (Мф. 2:5) и указывали на пророческое предсказание и приводили слова священноявителя, свидетельствовавшего: «Пророк великий восстал» во Израиле. И ныне с прикровенным лицом (2 Кор. 4:15–16) до сих пор восклицают: «Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а Сего не знаем, откуда Он есть» (Ин. 9:29). Воистину «не познали и не уразумели, во тьме ходят» (Пс. 81:6). Воистину сей «народ глупый, а не мудрый» (Втор. 32:6). Справедливо Христос вопиял к ним: «Мы играли вам на свирелях, и вы не плясали. Мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мф. 11:17). Кто сможет по достоинству представить их неблагодарное мнение? Кто обличит их злобную враждебность? Столькие для них почерпал Христос чудотворения, укрепляя расслабленных, очищая прокаженных, даруя здравие болящим, исцеляя бесноватых, открывая зеницы очей, восставляя их мертвых из гробов, превращая воду в вино и даруя им тысячи других чудес, о которых трудно и рассказать. И веры в них не было никакой, пусть и на краткое время. Пусть ты не веришь нам, о иудей, прочти священноявителей . Открой страницы, лежащие пред тобою. Не принимай ни Петра, ни Павла. Не считай святыми Евангелистов. Послушай хотя бы Моисея. Что он написал в законе? «Пророка вам воздвигнет Господь Бог из братьев ваших, как меня, Его послушаете» (Втор. 18:18). Смотри, что восклицает Исаия, пророчествуя: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7:14). Послушай Иеремию, вопиющего о великом: «Сей Бог наш, не сравнится иной с Ним» (Вар. 3:36). И немного ниже: «После сего Он на земле явился и обращался с людьми» (Вар. 3:38). Смотри, что знаменовал Захария: «Се Муж, восток имя Ему» (Зах. 6:12). И Малахия: «Воссияет вам, боящимся имени Моего, Солнце Правды и исцеление на крыльях Его» (Мал. 4:2). И это слово с другими удостоверила и запечатлела кровоточивая жена, исцелившаяся через много лет, принявшая исцеление, коснувшись крыла Его одежды.

http://pravoslavie.ru/80678.html

Для размышления. То значит и еврейское слово и греческое αδολεσχειν у семидесяти ( Nc. LXXVI. 4. 7. 13 ). Другие переводят прогуляться или посмотреть.Покрывало возлагает на себя Ревекка по тому всеобщему в Аравии обыкновению, по которому женский пол является в обществе не иначе как под покрывалом и, может быть, в особенности по причине присутствия жениха. Тертуллиан обращает сей пример к наставлению и обличению жен христианских 29 . И утешился Исаак в смерти матери своей. Следственно, время сетования продолжалось три года ( Быm. XVII. 17. XXIII. 1. XXV. 20 ). Если Исаак есть образ Христа, то обручение Исаака с Ревеккою может быть образом обручения Христа с Церковью . Апостол сближает образ с образуемым, когда называет Христа единым мужем, Церковь – девою чистою, а себя представляет обручителем (2 Кор. XI. 2). Сей образ можно приложить и к Церкви иудейской, которая чрез раба Божия, вернейшего в дому Божием, Моисея взыскана в Египте и возведена в землю обетованную; и к Церкви христианской, которая чрез апостолов воззвана из язычества на место скончавшейся Церкви иудейской. Последние приключения Авраама Быm. XXV. 1–18 Историю Авраама Моисей оканчивает такими сказаниями, которые бы, доставляя ей последнюю полноту, в то же время служили введением в историю Исаака и обращали бы на него все внимание читателя. Для сего сказуется о многих сынах Авраама, но так, что Исаак поставляется высшим всех и единственным его наследником; показывается преимущество Измаила, который участвовал с Исааком в священном труде погребения родительского, который соответственно с обетованием произвел двенадцать сынов родоначальников; но между тем примечается, что благословение Божие пребывало на бездетном в течение двадцати лет супружества Исааке. Таков общий дух трех кратких сказаний: о супружестве Авраама с Хетгурою (1–6), кончине Авраама (7–11), о жизни Измаила (12–18). Супружество Авраама с Хеттурою XXIV.1. И взял Авраам еще жену, именем Хеттура. 2. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мидиана, Ишбака и Шуаха. 3. У Иокшана родились Шева и Дедан. Сыны Дедана были Ашурим, Летушим иЛеюмим. 4. Сыны Мидиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдаа. Все сии суть сыны Хеттуры. 5. Впрочем, Авраам отдал все имение свое Исааку. 6. А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам дары и отпустил их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей к востоку, в землю Восточную.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Итак, крест для первых христиан вмещает в себя понятия “печать Бога живого” (Откр 7:2) тав — “знак Иезекииля” (Иез 9:4), то есть “личный знак Бога” и знак Мессии, имя Бога Отца и Его Агнца (Откр 14:1), славу Яхве (Иез 43:2), (Мессию) Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор 1:23–24), Который имеет имя написанное и которого никто не [знает], кроме Его Самого (см. Откр 19:12). Имя Ему Слово Божие ( Ð lÒgoj toà Qeoà, Verbum Dei) (Откр 19:13). И человеческое явление имени Мессии (Иисуса Христа), Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (какое имя выше всякого другого? — только имя Божие), дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп 2:8–11). То есть Слава имени Бога Отца дарована Иисусу Христу (Мессии) через крест. Здесь крест — не только форма, но и образ. Не случайно в самом крещении при освящении воды священник говорит: “Да сокрушатся под знамением образа креста Твоего вся сопротивныя силы” 29 . Не под знаком креста Твоего, а под знаком образа креста Твоего, так как крест — образ славы Божией и образ имени Яхве, явленный в Сыне Его, образ Бога. Это особенно видно в молитвах Кресту Господню, где идёт прямое обращение: “Радуйся Живоносный Кресте…” 30 или “Радуйся Пречестный и Животворящий Кресте Господень” 31 , где через образ креста христиане обращаются к Богу. Обращение ко кресту как существу одушевлённому объясняется тем, что он — печать Яхве и Его Мессии. Эта традиция весьма древняя. Автор Апологии в защиту христианства, направленной около 170 года императору Марку Аврелию, святитель Мелитон Сардийский, известный своими изысканиями в области подлинности книг Ветхого Завета, в проповеди “О Страстях Господних”, возможно одним из первых среди сохранившихся до нас авторов, прямо говорит о “живом кресте”: “иногда не верят живому кресту и Слову распятому на нём но Он воскрес из мёртвых, потому что Он Бог. И потому, что Он был Богом и есть Бог этот человек, Который был послан Отцом в мир, ибо Он Бог и Человек на земле и Бог на небесах” 32 .

http://pravmir.ru/pechat-dara-duha-svyat...

Потом, чтобы не показаться тяжелым и суровым, и пресекая наклонность к шуткам, присовокупил и причину, говоря: " Не приличны вам " , т. е. они нисколько (неприличны) для нас, " а, напротив, благодарение " . 2. Что пользы сказать шутку? Только возбудишь ею смех. Скажи мне, сапожник возьмется ли за какое-нибудь дело, непринадлежащее к ремеслу его, или станет ли приобретать какой-нибудь (ненадлежащий) инструмент? Никак, – потому что чего мы не употребляем, то ничего для нас не стоить. Пусть не будет ни одного слова праздного, так как от празднословия можно перейти к неприличному (разговору). Теперь время не увеселения, но плача, скорбен и рыданий. А ты шутишь? Какой боец, вышедши на арену, оставляет борьбу с противником и произносить шутки? Близ тебя дьявол ходить вокруг, рыкая, чтобы поглотить тебя, все воздвигает и все обращает на твою голову, замышляет, как бы выгнать тебя из твоего убежища, скрежещет зубами, воет, раздувает огонь против твоего спасения, – а ты сидишь и произносишь шутки, пустословишь и говоришь неприличные речи? Можешь ли же ты успешно одолеть его? Мы забавляемся по-детски, возлюбленные! Хочешь узнать образ жизни святых? Послушай, что говорить Павел: " Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас " (Деян. 20:31). Если же он употреблял такое попечение о милетянах и ефесянах, – не шутки говорил, а со слезами преподавал учение, – то что ты скажешь о других? Послушай, что он говорить и к Коринфянам: " От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами " (2 Кор. 2:4); и еще: " Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? " (11:29). Послушай, что он говорить еще в другом месте, ежедневно, так сказать, желая переселиться из мира: " Ибо мы, находясь " в храмине, " воздыхае м " (5:4). А ты смеешься и забавляешься? Время войны, – а ты занимаешься тем, что свойственно плясунам? Не видишь ли ты лиц людей воюющих, как они суровы, как строги, как брови их страшны и полны ужаса? У них ты видишь лице суровое, сердце бодрое, ум отважный, быстрый, сдержанный, осторожный и беспокойный, большое благочиние, большую стройность и великое молчание в рядах; не говорю уже, что они не произносят постыдного слова; они вовсе ничего не говорят.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Пусть и христиане подражают своим властям и примерами царей вдохновляются на милосердие, ибо частные обыкновения должны сообразоваться с общественными установлениями. Пусть простятся обиды, снимутся оковы, прекратятся оскорбления, иссякнет мщение, чтобы священное празднество Божественной милостью и человеческим милосердием всех освободило от грехов и даровало радость с помощью Господа нашего Иисуса Христа, Который как превечный Бог с Отцем и Святым Духом пребывает и царствует во веки веков. Аминь. Перевод с латинского А. Короля 1 Ср. с Гал 5:17: …плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся. 2 См. Рим 6:12: …да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его. 3 Fili… accedens ad servitutem Dei, praepara animam tuam ad tentationem. Слова, приписываемые святителем Львом царю Соломону, являются цитатой из Сир 2:1 (Синод. перевод: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению. — Ред.). В этой редакции цитируемый текст не соответствует латинскому тексту книги. Ср. с текстом Вульгаты: Fili accedens servitutem Dei, sta in justitia et timore et praepara animam tuam ad temptationem ‘Сыне, приступая к служению Богу, восстань в праведности и страхе и приготовь душу твою к искушению’. 5 Еф 6:14–17. Начальные слова текста: State… succincti lumbos mentis vestrae in veritate несколько изменены. Ср. с текстом Вульгаты: state ergo succincti lumbos vestros in veritate et induti loricam justitiae… ‘Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности…’ (Синод. перевод). 9 Ср. 1 Кор 5:8: …станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. 11 …innumera illi captivitatis vasa rapiuntur. См. Мф 12:29: Quomodo potest quisquamintrare in domum fortis et vasa ejus diripere, nisi prius alligaverit fortem ‘как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его’. — Синод. перевод. Аллюзии на этот библейский текст встречаются и в других проповедях святителя Льва. In Nativitate Domini II, 4: После того как был связан князь мира, изымаются и сосуды пленения (captivitatis vasa rapiuntur). — PL 54, 197. De Quadragesima II, 2: “Ныне во всём мире упраздняется власть древнего владычества и изымаются те бесчисленные сосуды пленения” (innumera illi captivitatis vasa rapiuntur). — PL 54, 269.

http://pravmir.ru/propovedi-na-svyatuyu-...

1, 7) – получается, что христианство – это дело, ребята, сугубо личное, с себя начните, а всё остальное оставьте на усмотрение Бога… – В том-то и дело, в том-то и дело: стать христианином, стать своим Христу можно только через личность, а не через стадо. Невозможно стадо заставить кого-то уважать, стадо всегда будет стадом. А христианство – только через личность. Возьмите Священное Писание: Послание к Тимофею, Послание к Филимону… – А к Римлянам, Евреям, Колоссянам, Эфесянам, Коринфянам? – Эти послания именуются в церкви «Соборные». То есть адресованы они всей церковной общине. Поместной Церкви. Но тот факт, что до нас дошли апостольские послания, адресованные отдельным людям, говорит о том, что апостолам была дорога каждая душа. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2 Кор. 11, 28–29), – пишет апостол Павел. Конечно, на личном общении с Христом строится все Православие. Как Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен в своем сердце, и вокруг тебя спасутся тысячи». – Начинай с себя спасение. И спасение в том числе народа, кого угодно. А намечать какие-то снова пятилетки, планы по спасению – это бесполезно. – Сейчас это «проекты» называется. – Проекты, да. Это уже всё было, мы на эти грабли уже наступали. Ну, давайте, снова все пойдем дружно – лоб не треснет, как кажется. А может и треснуть. Евангелие-то о чем говорит: Тесны врата и узок путь, ведущий к жизни. И немногие находят их. Но широки врата, ведущие в погибель, и многие идут ими (Мф. 7, 14). – Но утешают слова: В доме Отца Моего обители многи суть (Ин. 14, 2). – Тут вы неверно, на мой взгляд, понимаете Священное Писание. Обителей много, да. Но эти слова Господа говорят не столько о том, что обителей много, а о том, что они различны, что в Царствии Небесном много степеней, наград. Но как раз в отличие от западного богословия Православие особое внимание уделяет покаянию, изменению своей жизни, своей души в направлении Небесного отечества.

http://pravoslavie.ru/111006.html

     MP3 (MP3 файл. Продолжительность 3:17 мин. Размер 2.4 Mb Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Свобода — это вожделенное слово и состояние, к которому всегда стремится человек. Многие народы боролись за свободу, за то, чтобы быть свободными от чужого ига, от порабощения. Люди погибали за свободу, и многие страны празднуют День освобождения, День свободы. Сегодня Церковь и все мы празднуем день свободы в Духе Святом. Апостол Павел говорит: где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17). Люди борются за свободу политическую, экономическую, личную свободу, но очень часто в этой борьбе они движимы совсем неправильными желаниями и часто становятся участниками дел тьмы, сами того не понимая, думая, что они борются за что-то светлое, стремятся к чему-то хорошему, что облегчит им жизнь, сделает их лучше. Но ничто не сделает их лучше, чем благодать Святого Духа, которую Бог Отец ниспосылает по обетованию Сына всем нам. Дух Святой — вот источник истинной свободы. Свобода в Духе Святом — это то, ради чего можно пожертвовать любой свободой, и любым достоянием, и любым богатством в этом мире. Нам Творец совершенно безвозмездно дает эту свободу в Духе Святом. Благодать Святого Духа очищает и освобождает нас от рабства греху. Часто мы, христиане, получив эту благодать забываем о том, с каким благоговением надо относиться к этой свободе и оскверняем ее, оскорбляем ее и сами добровольно возвращаемся в рабство греху. Об этом апостол Павел сегодня говорит: Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5, 8). Благость, праведность и истина — вот лицо истинной свободы в Духе Святом, к которой призывает нас Господь наш Иисус Христос и Бог Отец и Божественный Дух. Аминь. скрыть способы оплаты Комментарии Лариса 29 мая 2018, 15:34 Дух Святой, пошли мне, грешной Ларисе, благодать Твою. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Благодарю. тамара 19 июня 2015, 15:27 Батюшка,многая и долгая Вам лета.Храни Вас Господи. Валерий 13 июня 2015, 11:38 БОГ ЕСТЬ ДУХ. АМИНЬ. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/79687.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010