Высочайшее предназначение каждого из нас наглядно раскрываются в словах апостола Петра, когда он говорит о человеке: «дом духовный», «священство святое», «род избранный», «царственное священство», «народ святой», «народ Божий» (1 Петр. 2: 5, 9, 10). Кто может быть выше этого?! Только Бог, Который зовет нас к Себе. И возглас на Литургии: «Святая – святым!» также не оставляет сомнений в том, кто есть по своему предназначению человек. Свобода человека в принятии на себя «рабства» Богу или в отвержении Творца во имя собственного «я» настолько абсолютна, что Господь допускает любые наши заблуждения и ошибки, всякий грех, за исключением хулы на Духа Святого (Мф. 12: 32). «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11: 19)», – говорит вслед Спасителю апостол Павел. Пусть в человеке будет и прекословие, лишь бы затем наступило покаяние, и любовь победила гордыню собственного тщеславия. Сын, исполняющий волю Отца, не тот, кто сказал, что пойдет работать в виноградник, и не пошел. А другой, который вначале отказался, а затем, раскаявшись, пошел (Мф. 21: 28-31). Тяжел и невероятно сложен для человека путь преодоления греха и собственной гордыни. Но на нём нашим страстям, ошибкам и соблазнам противостоит Церковь, «дом Божий», «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15), залог нашего спасения. Ведь «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5: 26, 27). Есть, однако, одно непременное условие: человек должен свободно прийти в Церковь для спасения души и по любви к Богу, а не в поисках какой-либо выгоды. Любой иной мотив не имеет ценности, гибелен для духовного состояния человека. Поэтому апостол Пётр и сказал бывшему волхву Симону, который хотел купить дар чудотворения: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги, сердце твое неправо перед Богом» (Деян. 8: 19-21).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/22/sv...

Если люди милуют милостивого, хотя бы он  сделал множество грехов, то тем более - Бог. Послушай пророка, который говорит: " А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием … " (Пс. 51:10). Будем подобны маслине; оградимся со всех сторон заповедями, потому что не­достаточно быть только маслиною, но (надобно быть) и плодови­тою. Есть люди, которые подают милостыню мало, или во весь год однажды, или один раз в каждую неделю, или только при случае; они - маслины, но не плодовитые, и даже сухие; как подающие милостыню, они - маслины, а как подающие не щедро, они - маслины неплодовитые. Будем же плодовитыми. Я часто говорил и теперь повторяю: важность милостыни измеряется не количеством подаваемого, но расположением подающего. Вы знаете (евангельское сказание) о вдовице; хорошо - всегда приво­дить на память этот пример, чтобы и бедный не отчаивался, представляя её, положившую две лепты. При построении скинии некоторые принесли волну (Исх. 35:26); но и они не были отвергнуты. Если бы имевшие золото принесли волну, то были бы прокляты; но так как у принесших её только это и было, то они не отвергнуты. Так и Каин был осуждён не за то, что принёс в жертву малоценное, но за то, что принёс самое малоценное из всего, что имел: " Проклят лживый " , - говорит (пророк), - " у которого в стаде есть неиспорченный самец … , а приносит в жертву Господу поврежденное " (Мал. 1:14). Не просто так сказал, но: если имеет и бережёт. Сле­довательно, кто не имеет, тот не подлежит осуждению, или лучше, тот даже достоин награды. Что маловажнее двух лепт и ничтожнее волны? Что малоценнее меры муки? Но (Бог) благоволил принять и это наравне с тельцами и золотом. " Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет " (2 Кор. 8:12); и ещё: " Не отказывай в благодеянии нуждающемуся " , - говорит (Премудрый), - " когда рука твоя в силе сделать его " (Притч. 3:27). Потому, увещеваю вас, будем охотно раздавать имущество своё бедным; хотя бы оно было и мало, мы получим награду равную с подающими много, и даже большую, нежели раздающие тысячи талантов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Затем он сказал: «Поэтому я бегу так, а не как будто в неуверенности; таким образом я сражаюсь, не так чтобы бить воздух: но я наказываю свое тело и подчиняю его рабству; чтобы, если я проповедовал другим, сам не оказался бы отверженным (1 Кор. 9:26, 27). И он сказал эти вещи, зная, что это было от Бога сказано Иезекиилем: Когда праведный человек отступит от своей праведности, и совершит преступление, и умрет; за преступление свое, которое он совершил, он умрет (Иез. 18:24). Кто не устоит в заповедях Господних до конца настоящей жизни своей, или кто не отступит от худших путей до конца настоящей жизни, тот напрасно мечтает об прощении своих грехов. Ибо необходимо, чтобы всякий праведник со страхом и трепетом совершал свое спасение (Флп. 2:12); и пусть всякий неправедный человек перестанет представлять члены свои орудиями беззакония для греха; но пусть представит себя живым из мертвых, а члены свои - орудием праведности Богу (Рим. 6:13), и перестанет делать такие дела, которым плата - смерть, сказав апостолу Павлу: «Ибо возмездие греха есть смерть» (Там же, 23). Эту смерть называют еще будущим гневом Божьим, который будет обрушен на неправедных и упорствующих во зле. Поэтому и Иоанн Креститель упрекает фарисеев и саддукеев так, что он упрекает и христиан, живущих дурно. Ибо говорит: змеиное отродье, кто показал тебе бежать от будущего гнева? Поэтому принесите плоды, достойные покаяния, и не думайте сказать: «Отец у нас Авраам». Ибо говорю вам, что Бог силен из камней сих воздвигнуть детей Авраама. Ибо топор уже положен у корней деревьев. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, будет срублено и брошено в огонь (Лк. 3:7 и далее). Когда Господний Предтеча говорил это, он, несомненно, говорил с нечестивыми и злыми, которых он называл также порождениями ехидны за их подражание змеям, то есть дело диавольское. Однако он показал им, что они делают в этом мире, и чего они также боятся в будущем суде. Ибо, повелевая им приносить плоды, достойные покаяния, он показывает здесь, что люди могут изменяться, и перейти от заслуги наказания к заслугам Царства с покаянным обращением ума.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Итак, если у нас возрастает любовь ко Христу, то возрастает единение с Ним, возрастает подчинение нашей воли Его воле, а также взаимно возрастает и исполнение Им прошений христианина. «Кто возлюбил, — говорит св. Григорий Богослов, — тот будет возлюблен, а кто возлюблен, в том обитает Бог. А в ком Бог, тому невозможно не сподобиться света; первое же преимущество света: познавать самый свет. Так любовь доставляет ведение». Путь единения и слияния души с Богом и ближними наглядно представлен св. аввой Дорофеем в его знаменитой геометрической схеме. Она представляет центр с концентрически описанными вокруг него окружностями, состоящими из точек. Центр — это Бог, а точки на окружности — люди. Как можно душой сближаться с людьми? Только идя к центру — к Богу. Тогда окружности становятся все теснее, и все точки на них сливаются друг с другом. Итак, сердце человека будет тогда сердцем истинного христианина, когда, обладаемое Христовой любовью, оно вместит в себя Бога и ближних. Для этого оно должно быть «расширено». К этому призывал коринфских христиан апостол Павел, упрекая их, что в их сердцах «тесно», т. е. нет в них Христовой любви (2 Кор. 6, 11-12). Лишь при подобном расширении сердца христианина оно поистине вмещает в себя своих близких и в полной мере способно и сострадать им. Об этом так пишет архиеп. Гурий (Степанов): «Любовь переводит содержание страждущей души в сердце сострадающей. Совершается великое таинство восприятия другой души. Душа эта воспринимается со всей ее немощью, и ее страдания становятся страданием души состраждущей».  Глава 34. ЛЮБОВЬ ХРИСТОВА И ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ ПО ПЛОТИ И К СЕБЕ В каких язвах наша любовь естественная. Свт. Игнатий (Брянчанинов) Господь сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39). И кроме того: «Любите врагов ваших» (Мф. 5, 44). Вместе с тем Господь говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26-27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Любить всех пастырю необходимо ежеминутно и ежемгновенно, молится ли он в храме и дома, совершает ли Таинства, вступает ли в общение с прихожанами, трудящимися, учащимися, со взрослыми или детьми. Настроение любви должно быть у него неотступным, особенно при совершении Божественной Литургии, которая вся есть Таинство бесконечной любви Божией к роду человеческому. «Истинного пастыря,— внушает преподобный Иоанн Лествичник,— укажет любовь, ибо из любви предал Себя на распятие Великий Пастырь».    Быть любвеобильным пастырем — значит жить всецело для своей паствы, ставить ее всегда на первое место, а свою пастырскую личность забывать и считать себя лишь слугою и попечителем паствы. Кто из вас больше,— учил Господь святых Апостолов,— будь как меньший, и начальствующий — как служащий (Лк. 22:26; ср.: Мф. 20:26—27). Добрый пастырь, по притче Господней, о том только и печется, как бы напитать своих овец (см.: Ин. 10:10—11). Таким Добрым Пастырем был, прежде всего, Сам Спаситель, сказавший о Себе: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28; ср.: Мк. 10:45). Все пастырское Христово служение, в сущности, было пасением овец, завершенным положением души за други (ср.: Ин. 15:13) на Кресте.    Истинные преемники Господа Спасителя подобно Ему всю свою жизнь отдавали пастве. Для образца стоит вспомнить любовь к духовным чадам апостола Павла. Чувством любви он руководится во всех отношениях к пастве, обличает ли ее в проступках, убеждает ли к добру, одобряет ли в подвигах веры. Перечитывая его послания, можно видеть, как сильно он любил руководи-мых своих верующих. Дабы выразить силу своей привязанности к ним, он не только говорит о любви в превосходной степени: Излишне вас любя (ср.: 2 Кор. 12:15), но сравнивает ее с родительскою любовию, выше которой естественный человек ничего не знает. Вы знаете,— пишет он к фессалоникийцам,— как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли (1 Фес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Надежда же, когда видит, не есть надежда; " (Рим. 8:24); и опять: " … кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно " (2 Кор. 4:17,18). Выйдя из отчизны и поставив на чужбине свой шатёр, блаженный этот Авраам опять выразил апостольские повеления своими делами. Когда он воздвиг тот блестящий трофей - одержал неожиданную победу, преодолел иноземцев не крепостью тела, но силою веры, и ему предлагалось спасенными взять награду за те труды и бедствия, - когда иноземец ему говорил: " … отдай мне людей, а имение возьми себе " (Быт. 14:21), - тогда что он говорит? " … Поднимаю руку мою к Господу Богу всевышнему, Владыке неба и земли,  что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего … " (ст. 22,23). Видишь ли, как он исполнил то евангельское повеление, которое говорит: " … даром получили, даром давайте " ( Мат. 10:8)? И Моисей был воспитан и выращен в иноземном доме, однако не получал отсюда никакого для себя вреда, но и он любомудрствовал не меньше патриарха, осмеи­вая сибаритскую трапезу , будучи выше той роскоши, не ценя богатство, царство и скипетр Египта, но сам перешёл к глине и приготовлению кирпича. Потому именно и Павел, уди­вляясь ему, говорил: " … поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища … " (Евр. 11:26). Потом показывая также учителя этих благ, присоединил, говоря: " … он, как бы видя Невидимого, был тверд " (ст. 27), - что было делом величайшей веры. Итак, не будем считать стыдом, что в Церкви есть иноземцы, но -  даже большим украшением, потому что и сам Господь наш Иисус Христос, пришедши во вселенную, первыми призвал иноземцев. Когда Он был рождён и положен в ясли, волхвы, придя из Персиды, покланялись Ему. О, неслыханные и странные дела! Когда имеет входить в город царь, - занавесы и светильники (устраиваются) , встречают все санов­ники и власти со светлым видом, (бывают) флейты, свирели, кифары и всякий род музыки, блестящие одежды и венки и много великолепия; а когда имел входить во вселенную Царь небес, - ничего такого, но всё противное: шатёр; палатка и ясли, мать по-видимому простая, большая нищета и гнетущая бедность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино; да уверует мир, что Ты послал Меня... и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 16, 27, 17:20—23).    Безмерно велико дерзание наше по вере во Христа. Недаром блаженный Павел говорит, что «безумие Божие сильнее человеческой мудрости». Что плотскому рассудку кажется совершенным безумием — то для верующих есть премудрость и сила, жизнь и свет (ср.: 1 Кор. 1:18—30; Кол. 2:14; Кол.3:18—19).    Но если для всякого человека дерзание быть христианином есть акт, превосходящий меру человека, то что скажу я о себе? Мне от детских лет усвоилось сознание моего ничтожества; я даже пред людьми бездерзновенен. И все же: посетил меня малый Свет, и я поверил во Христа-Бога. Затем последовало более обильное излияние Света в связи с моей в Него верой, и вера моя углубилась новым познанием.    Как бы ни был я воистину «ничто», но Нетварный Свет являлся мне именно за веру во Христа. Мой ум преодолел стену рассудка, недоумевавшего, бессильного понять, что Персона-Ипостась обладает всеобъемлющим познанием настолько, что от Него не скрывается ничто во всем космическом бытии: «ни один воробей не упадет на землю без (воли) Отца нашего... у нас же и волосы на голове все сочтены... и нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10:26, 29—30)... «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4:13).    Мои отношения с Богом носят исключительно личный характер. Вне личных отношений нет понятия о грехе; вне сего нет любви между человеком и Богом; вне сего нет и не может наличествовать бытийное познание Бога; вне сего все поглощено смертью, все утопает в самом настоящем не-бытии.    То, о чем я собираюсь сейчас писать, происходило более полвека тому назад. Период напряженный: весьма многое, вернее, все мне было неясным. А жизнь так коротка! И Бог так безмерно велик и далек! Кто научит меня идти к Нему прямым путем, не теряя времени на блуждания по чужим дорогам? Я, конечно, искал такого человека или таких людей, которые могли бы мне быть помощью, наставниками.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не питаешь ли подозрительности к ближним, считая их недостойными твоей любви и " предполагая в них способность вредить тебе? «В братолюбии изнемогаешь ты от того, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу. Это случается с тобой и потому, что не хочешь ничего потерпеть против твоей воли. Итак, прежде всего должен ты, с помощью Божией, отнюдь не веровать своим мнениям. Исцели, Господи, душу нашу от всякого недуга, да будет способна к служению Тебе и здесь и там!» 174 170. Беседа о пророке Илии. 171 . Слово о любви к бедным. 172. Из писем свт. Феофана Затворника. Душеполезное чтение. 1894. Т. I. 173 . Святой праведный Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. Т. I. 174. Авва Дорофей.  Шестая заповедь блаженства Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). держал ли в сердце своем ненависти к кому-нибудь? Не завидовал ли богатству, красоте, успехам ближних? Не услаждался ли в сердце какими-либо нечистыми пожеланиями? Не останавливался ли мыслью на каких-либо постыдных предметах? Заботился ли о чистоте твоего сердца? Помни, что худые желания и помышления делают душу нечистой пред Богом, Который, как Всеведущий знает все. Мерзость пред Господом — помышления злых (Прит. 15, 26). Господь Иисус Христос сказал: Царствие Божие внутри вас (Лк. 17, 21). И для спасения нашего недостаточно исправления одного внешнего поведения, а необходимо очищение сердца. Только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8), и в небесный Иерусалим не войдет ничего нечистого (Апок. 21, 27). Итак,— говорит апостол,— имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7, 1). Худые помышления и желания запрещаются потому, что от них, как от семени, рождаются дела греховные. Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19). Поэтому бойся греха похотей, и если возникают, то тотчас, в самом начале, подавляй их. Вот главные средства к обретению чистоты сердца:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

«Небесное отечество», о котором говорит писатель, определяется далее, в главе 12. Это – небесный Иерусалим: 22 Но вы приступили к горе Сиону и к граду Бога Живого, небесному Иерусалиму, и к тьмам ангелов в торжествующем собрании, 23 и к Церкви первородных, вписанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведных, достигших совершенства, 24 и к Посреднику Нового Завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, чем кровь Авеля. Это опять на вид «духовная», «небесная» и всецело «неотмирная» цель. Так на самом деле и есть. «Духи праведных, достигших совершенства», – вероятно, святые и мученики, пребывающие в ожидании нового тела при новом творении 1433 . Даже это, похоже, только промежуточная стадия на пути к новому творению, в котором небо и земля «потрясутся», чтобы настало то, что Бог хочет сделать вечным: 26 Тогда Его голос поколебал землю, теперь же Он обещал, говоря: еще раз Я потрясу не только землю, но и небо [ Агг 2:6, 21 ]. 27 А слова «еще раз» указывают на изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло не колеблемое. 28 Поэтому, принимая Царство непоколебимое, будем держаться благодати… И эта будущая надежда, на мир непреходящий, мир более надежный, более реальный, чем теперешний, вновь подтверждается в последней главе: здесь у нас преходящий город, но мы взыскуем того, который грядет (13:14), думая о «небесном Иерусалиме» из 11:16 и 12:22 1434 . Будущая надежда, которая таким образом появляется в кульминации книги, очевидно, связывает воедино веру в то, что будущий Божий мир готов и ждет нас на небесах, и веру в то, что это предполагает воскресение мертвых. Как в Посланиях к Коринфянам, два образа тут действуют вместе: то, что «ожидает на небесах», – это то же самое, что лежит в замысле Творца. И все это зиждется, во всей книге, на победе над смертью, которая одержана Иисусом, что подводит его к воцарению, в соответствии с Пс 8 и 109, в качестве Мессии, который правит миром в повиновении Богу. Эти тексты, – что весьма интересно, подобны тому, что мы находим в Кор 15:25–28 и Флп 3:20–21 , – здесь явно не связаны с провозглашением воскресения Иисуса и результатами этого, но скорее с тем, что Иисус превыше ангелов (1:13) и что он царит надо «всем» (2:5–9).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Но он видит, что мы совсем оскудели благими помыслами и, более того, сами себя подстрекаем на зло. Посему он берет наши склонности, прибавляет к ним что-то от себя — и превращает нас из людей в бесов.    Постоянно смущаться самим и смущать людей — дело бесов, а с добродетелью все бывает иначе. Если увидит Господь, что душа жаждет спастись, что она возделывает или стремится возделывать благие помыслы, что она выказывает благое произволение, — Он дает ей Свою благодать. И через благодать она понемногу достигает величайшего преуспеяния, как написано: «Любящим благо Бог содействует во благо» (Ср. Рим.8. 28). Глава 47. О том, что не следует искать почестей или первенства, ибо то, что почетно в глазах людей, мерзко пред Богом    Брат! К чему ты обманываешь сам себя? Диавол толкает тебя искать чинов — а тебе в них не будет пользы, даже если окружишь себя почестями. Послушай, что говорит апостол: «Не тот достоин, кто себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2 Кор 10. 18). А Господь говорит: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете» (Ин 5. 44)? Приди в себя, дорогой брат! Вспомни, ради чего ты отрекся от суеты жизни, от диавола и его гордости, и перестань думать о мирском. Разве не знаешь ты, что, унижая своего ближнего, ты совершаешь грех самолюбия и тщеславия? Подумай, что, если у тебя больше почестей, чем у брата, и ты первенствуешь над ним, это только по твоему честолюбию и тщеславию и потому, что ты не хочешь перед своим братом смириться. Неужели это тщеславие будет твоим ходатаем пред Богом и там тебе тоже окажут предпочтение? Никогда! Ибо Он Сам сказал: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф 20. 26-27).    Так что смотри, брат: от жажды быть первым над братом не оказаться бы тебе последним в будущем веке. Не услышал бы ты того, что услышал тщеславный богач, когда горел в неугасимом пламени: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк 16. 25). Ибо сказано в Писании: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Ак 16. 15). Подумай, брат, что ты умер для мира и твоя жизнь погребена со Христом в Боге. «Когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3. 4). А в этом веке не люби человеческую славу, она не останется с тобою навечно. Как сказано: «Всякая плоть — трава, и вся красота ее — цвет полевой», — и прочее (Ис 40. 6). Свергни, дорогой брат, иго врага и его гордость, подклони свою выю под сладчайшее иго нашего Владыки. Потому что Он Сам сказал: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 14. 11). А еще в другом месте Он говорит: «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет 5. 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010