Наречение и хиротония Ректора Московской Духовной Академии архимандрита Арсения [Стадницкого] во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии Источник Государь Император, в 16 день января сего 1899 года Высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии ректору Московской Духовной Академии архимандриту Арсению епископом Волоколамским, третьим викарием Московской митрополии, с оставлением его в должности ректора: а согласно определению Св. Синода от 20–28 января, в 6-й день февраля Высочайше соизволил, чтобы наречение и посвящение его в епископский сан произведено было в Москве. Архимандрит Арсений, в миру Авксений Георгиевич Стадницкий, родился 22 января 1862 года и, следовательно, ко времени назначения его на епископскую кафедру ему только что исполнилось 37 лет. Урожденец Кишиневской епархии, сын священника села Комарова Хотинского уезда. А. Г. Стадницкий в той же епархии получил свое начальное и среднее образование, именно – начальное в Единецком духовном училище, а среднее – в Кишиневской духовной семинарии. В 1880 году, по окончании семинарского курса с отличнымъ успехом и с званием студента, А. Г. назначен был на должность учителя географии, церковного пения и чистописания в родное ему Единецкое духовное училище. Но круг деятельности учителя училиша былъ слишком узок для исполненного высших и более широких стремлений А. Г. Стадницкого 1 . По окончании первого 1880–1881 учебного года А. Г. 15 июня 1881 г., согласно прошению, правлением училища уволен был от занимаемой им учительской должности и поступил, для завершения образования, в Киевскую Духовную Академию. И здесь он учился с отличным успехом, окончив курс наук в 1885 году со степенью кандидата богословия и с правом на магистра без нового устного испытания, по представлению и защите диссертации. По окончании курса А. Г. 18 сентября означенного 1885 года определен был и на преподавательскую должность в родную Кишиневскую духовную семинарию по греческому языку. Кроме того с 15 августа 1886 и по 9 октября 1892 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Имея на руках целые груды копий разнообразных греческих текстов, заготовленных для него даровыми каллиграфами из святогробских клириков, предоставленный полной свободе в выборе и расположении этих текстов, при отсутствии контроля со стороны В.Н. Хитрово , не знавшего этого языка, подогреваемый надеждой через полистовой гонорар иметь солидный заработок в Обществе, Афанасий Иванович работал действительно дни и ночи, не щадя своих слабых физических сил, и даже в ущерб своему некрепкому здоровью. Расчеты его, в смысле получения материальных выгод, можно считать весьма удавшимися, а если работы А.И. Пападопуло-Керамевса сопоставить с аналогичными трудами многих наших известных русских ученых – мы уже не говорим об ученых греческих, где за подобные труды кроме оттисков никакого гонорара не получают – то все преимущества оказываются на стороне покойного греческого византолога и палеографа. Афанасий Иванович вместе с прекрасными во всех отношениях изданиями своих трудов из Палестинского Общества получал и весьма хороший гонорар, в 1891 г. за Каталог он имел 1200 руб., за «Аналекты» 1000 руб., за «Палестинский Сборник» 170 руб. 67 коп., за предполагаемые к выпуску издания 400 руб., а всего 2779 руб. 67 коп. Следует при этом помнить, что гонорар в количестве 170 руб. 67 коп. полученный Афанасием Ивановичем за 29-й выпуск «Палестинского Сборника» содержащий в себе «Описание Св. Земли безымянного (автора) конца XIV в.», взят им из Общества неправильно, так как напечатанный в нем аноним – один из тех четырех памятников, которые были присланы Афанасием Ивановичем еще из Каира в 1889 г., и за которые по постановлению Совета от 10 мая 1899 г., начиная с июня этого года, выдавалось ему по 200 фр. ежемесячно. До 1890 г., когда вышел в свет 26-й выпуск «Палестинского Сборника», Пападопуло-Керамевс уже успел, в счет будущих благ, получить из средств Общества 3804 руб. 34 коп. Так как 26й выпуск заключает в себе всего 4 стр. (предисловие) + 28 стр. (текста греческого), а всего 32 стр., то мы рекомендовали бы интересующимся, а также и уверовавшим в то, что Общество эксплуатировало в свою пользу труды покойного Пападопуло-Керамевса, сделать теперь подсчет, во что обошлись Обществу эти два печатных листа г. Пападопуто-Керамевса, и решить по совести вопрос, вправе ли был Афанасий Иванович получать гонорар за выпуски «Палестинского Сборника» 26-й, 29-й, 31-й и 32-й, материал которых был оплачен двухлетней помесячной платой?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1894 г. 7 июня он назначен был в комиссию по выработке мер против несвоевременной подачи студентами семестровых сочинений по выяснению оснований для распределения стипендий между студентами в начале каждого учебного года. Представление комиссии было принято Советом Академии 6 октября 1894 г. По первому вопросу были выработаны В. В. Болотовым и обстоятельно мотивированы в особой записке правила, до сих пор действующие в Петербургской Духовной академии. По вопросу о распределении казеннокоштных вакансий им также представлена обстоятельная записка о нецелесообразности существовавшего порядка удерживать эти вакансии за студентами в течение всех четырех лет академического курса на основании составленного лишь в первый раз после приемных экзаменов разрядного списка, и прежний порядок был затем отменен. 460 В 1895 г. он был в комиссии, назначенной Советом Академии 30 января и представившей свой доклад 23 марта по вопросу об изменении § 106 Устава академий (о распределении вакансий ординарного профессора). В 1896 г. В. В. Болотов участвовал в комиссии, составленной по поручению высшего начальства для выяснения желательных изменений в строе академической жизни, без радикальных, однако, реформ в постановке учебного дела в Академии. В своей записке он проектировал в целях большей Плодотворности студенческих занятий ограничить срок писания каждого из трех семестровых сочинений одним лишь месяцем, прочее же время употребить на усвоение преподаваемых предметов, и проверку и знаний производить с оценкой баллом не только в конце года, но и в декабре – для пройденной части курсов; кандидатские сочинения писать на III курсе, на IV же, кроме слушания лекций, назначить студентам особые занятия по какомулибо предмету под руководством профессора. Эти предложения, однако, не были осуществлены. 461 В 1898 г. 29 сентября была читана в Совете его докладная записка о приобретении в академическую библиотеку книг на древнесирийском языке и необходимых грамматических и лексических пособий в видах лучшего подготовления слушателей из природных сирийцев к делу перевода наших богослужебных чинов на новосирийский язык после присоединения урмийских несториан к Православию. По ходатайству Совета Синодом была тогда ассигнована на это дело особая сумма. 462 В 1899 г. В. В. Болотовым , состоявшим тогда в комиссии по ревизии академической библиотеки (по назначению Совета от 28 апреля 1898 г.) вместе с В. С. Серебрениковым , ввиду обнаружившегося дефицита и вообще недостаточности ассигнуемых на приобретение необходимых книг в академическую библиотеку, был составлен подробный проект положения о выписке для библиотеки книг; предложенные тогда правила и были приняты Советом в заседании 21 декабря и в окончательной редакции – 24 января 1900 г. 463

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

СПРАВКА При увеличении состава Иерусалимской Духовной Миссии, по ходатайствам в Бозе почивающего Августейшего Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, Великого Князя Сергия Александровича, названное Общество приняло на себя обязательство уплачивать из собственных средств по 17.850 руб. золотом или до 26.775 руб. кредитными в год на содержание Иерусалимской Духовной Миссии в счёт суммы, положенной по Высочайше утверждённым 27 января 1890 г. и 2 декабря 1895 г. штатам Миссии. Ввиду оказавшейся обременительности для Общества расхода на Миссию и почтовые расходы в общем до 30.000 руб., Великий Князь Сергий Александрович просил о ежегодном возмещении Обществу этой суммы из казны. Вследствие этого, Высочайше утверждённым 24 мая 1899 г. мнением Государственного Совета разрешено отпускать из Государственного Казначейства, начиная с 1900 г., по 30.000 р. в пособие Императорскому Православному Палестинскому Обществу; из этого пособия до 26.775 руб. ежегодно передаётся Обществом на содержание Иерусалимской Духовной Миссии. ЗАКОН Св. Зак. т. I, ч. 2 по прод. 1906 г. Учр. Госуд. Думы ст. ст. 31 и 34. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основании изложенного, по поручению Святейшего Синода имею честь представить на уважение Государственной Думы об отпуске из Государственного Казначейства, с 1 января 1913 г., ежегодного пособия Императорскому Православному Палестинскому Обществу по сто тысяч рублей, для обеспечения его дальнейшей деятельности, с отнесением этого расхода в текущем году на возможные сбережения по государственной росписи этого года и с внесением означенной суммы, с будущего 1914 г., в подлежащее подразделение финансовой сметы Святейшего Синода. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/13, д. 204, л. 1–11 131. Отношение канцелярии Православного Палестинского Общества в Ликвидационную Комиссию по делам центральных учреждений Св. Синода 234 Петроград, 15/28 июня 1918 г. Отпуск. Канцелярия Православного Палестинского Общества, не получая до сего времени: 1) пособия на содержание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (в окончательный расчёт за 1917-й год до 30.000 руб.) – 10.000 руб.;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Высочайшая резолюция на доклад Синода, откладывая срок созыва собора до более благоприятного времени, расширяет его цель, помимо вопросов, церковного управления, еще и „для канонического обсуждения предметов веры“ (ibid., стр. 1899). Синодальный обер-прокурор, в своем предложении Св. Синоду от 28 Июня 1905 г., подвергая осторожной критике по пунктам Синодальный доклад, указывает, согласно Высочайшей резолюций, очень важный пробел в перечне Синодом дел, подлежащих ведению собора. „По прямому смыслу, пишет он, Высочайшей резолюций на всеподданнейшем докладе о созвании собора каноническому обсуждению его подлежат и предметы веры, о коих в Синодальном определении не дано никаких указаний. Между тем, и в этой обширнейшей области предметов, относящихся к познанию, утверждению и очищению от разных заблуждений православной христианской веры, также необходима предварительная разработка, при содействии представителей богословской науки. Далее указывается один из таких вопросов... – это вопрос о положении православной Церкви в отношении к старообрядцам, сектантам и иноверцам “... „Посему желательно было бы, заканчивается предложение, предварительно установить, могут ли и в каком порядке быть возбуждаемы подобные вопросы“ (Приб. к Церк. Вед. 45, стр. 1905). Здесь прежде всего нельзя не отметить, что принципиальная сторона церковной жизни, вопросы веры впервые выдвигаются светской властью; между тем как наши иерархи в своем докладе говорят о расширении своих прав и власти, о реформе чисто внешней, юридической, обер-прокурор, то лицо, положение которого в Церкви признается и неканоническим, и тормозящим её жизнь и развитие, он именно выдвигает на вид обширнейшую и важнейшую область предметов веры. При этом предполагается, что здесь немало предстоит дела по части „по- —452— знания“, „утверждения“ и даже „очищения от разных заблуждений православной христианской веры“. Мы не знаем, как отнеслись в Синоде к предложению обер-прокурора, подвергали ли его там обсуждению, только это предложение через месяц разослано было Синодом епархиальным преосвященным в качестве приложения при указе Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из Тоёхаси язычник длиннейше пишет – укоряет меня в недостатке патриотизма, по поводу статьи в «Сейкёо Симпо», где говорится от моего имени, что я люблю Японию, в которой прожил 35 лет, не менее, чем Россию, и что если бы случилась война России с Японией, то я остался бы здесь беречь мое стадо и молился бы – не за победу России и не за победу Японии, а за то, чтобы Господь сотворил Свою волю и Свой правый Суд. Сказал секретарю, чтобы отослал письмо катехизатору Тоёхаси – поговорить с сим язычником и разъяснить ему дело. Христиане из Аомори прислали 15 ен на гробный покров и соберут остальное, сколько следует, после – просят послать им покров, – Уже половина Церквей имеет выписанные из России парчовые (мишурные) гробные покровы. Из этого видно, что христиане, что им под силу, охотно делают; покров стоит всего 20 с небольшим ен, и его заводят, ибо могут. Так же бы, стало быть, приняли на себя и другие церковные расходы, если бы были в состоянии, – содержали бы катехизаторов, священников, – но бедны, вот беда! 16/28 июня 1895. Пятница. На экзамене сегодня в 3-м классе Семинарии по Гражданской Истории у преподавателя Арсения Ивасава отвечали очень хорошо: складно рассказывали по-японски, и потом говорили иные легко, иные с трудом то же самое по-русски. Во 2-м классе – по Церковной Истории у Пантелеймона Сато, плохо: рассказывать не умеют, переводили по-японски по книге, впрочем, порядочно; науку эту еще только начали. Фома Танака, из Вакаяма, пишет, что его христиане, по делам торговым часто бывая в Оосака и слыша плохие отзывы о поведении жены священника Оно, смущаются и расстраиваются в своих религиозных чувствах; упоминают еще про что-то новое нехорошее, что-де всем известно. Но здесь – неизвестно; прибавляет, что прислал бы докладную записку касательно всего этого, но не знает, будет ли она принята. Продиктовано написать ему, чтобы учил христиан не заниматься падением других, тем более не находить в нем причины для собственного падения, или ослабления в христианских чувствах; впрочем, пусть напишет откровенно обо всем, что знает об Оосака.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных: Изд. 1885 г., с вклю­чением статей по Продолжениям 1890 и 1891 годов. – СПб.: Изд. Кодифика­ционного отдела при Гос. совете, 1892. – 683 с. Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей, 1860–1914. – М.: Изд-во Моск. гор. об-ния архивов, 1999. – 510, с.: ил. Устав и штат Православных Духовных академий, Высочайше утвержден­ный 20 апреля 1884 года//ПСЗ. Собр. 3-е. СПб.: Гос. тип., 1887. Т. 4. Кн. 1. С. 232–243. Устав Общества любителей церковного пения//Православное обозрение. 1881. С. 552–555. Устав Православных Духовных академий, Высочайше утвержденный 30 мая 1869 г.//ПСЗ. Собр. 2-е. СПб.: Гос. тип., 1873. Т. 44. Отд-ние 1. С. 515–555; Отд-ние 3. С. 424–426 Устав Православных Духовных академий 1910 г.//ЦВед. 1910. С. 1–145. Устрицкий Д., свящ. Речь при погребении бывшего ректора Новгородской духовной семинарии архимандрита Сергия (Титова), сказанная духовником семинарии свящ. Димитрием Устрицким//Новгородские ЕВ. 1913. С. 228–231. Устьинский А.П., прот. Доклад Всероссийскому Поместному Собору о примирении между христианскими вероисповеданиями//Вешние воды. 1917. Т. 28–29. С. 70–71. Он же. К вопросу о соединении Церквей//Вешние воды. 1918. Т. 30. С. 84–86. [Он же.] О В. Розанове и его религии брака: Два письма редактору/Протоиерей А. У-ский//Русский труд. 1899. 12 июня. С. 11–14. [Он же.] О «незаконнорожденных»: Письмо в редакцию/Прот. А. У-ский//Новое время. 1901. 21 нояб. С. 4. Он же. Основы для соединения и взаимного общения Церквей Восточной и Западной, по взгляду православного священника//Слово истины. 1917. 55–56, июнь. С. 663. Он же. Письмо в редакцию//Вешние воды. 1917. Т. 25–26. С. 118–119. [Он же.] Путь спасения в браке/Прот. А. У-ский//Гражданин. 1900. 13 янв. С. 5–7. Он же. Тезисы для обновления быта религиозной стороны жизни православных христиан. Пг., 1917. Учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения: Справочная книга, сост. по офиц. сведениям к 1-му янв. 1905 г.: Дополне­ние по 1-е янв. 1907 г. – СПб.: Деп. общ. дел М-ва нар. прос., 1907. – 69, 47 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В Житии сообщается, что жители Рем (ныне Реймс) и Лавдуна (ныне Лан), оставшись без пастырей, попросили Л. занять епископские кафедры в этих городах. О. Эвиг и др. исследователи связывали это с близостью Л. к майордому Карлу Мартеллу , к-рый смещал неугодных ему епископов, принадлежавших к местной знати, и назначал на кафедры своих ставленников. Вероятно, Л. поддерживал Карла в борьбе за власть над гос-вом франков и после смещения св. Ригоберта получил от майордома Ремскую кафедру. Однако др. исследователи сомневались в достоверности житийных сведений (напр.: Winheller. 1935. S. 89). Согласно Житию, Л. скончался 29 сент. в Ремах. Его сын Милон, возведенный на Ремскую и Треверскую кафедры, после смерти отца велел перенести его мощи в Медиолак. Последнее упоминание о Л. содержится в грамоте от 24 или 25 июня 715 г. о дарении в пользу мон-ря Апостолов (св. Арнульфа) в Меце, а еп. Милон впервые упоминается в документе от 19 июля 723 г. Св. Бонифаций описывал Милона как приближенного Карла Мартелла, нечестивого прелата, занимавшегося не духовными делами, а войной и охотой (подробнее см.: Ewig. 1954; Anton. 1985. S. 160). Возможно, сыном Л. был также Видон, аббат мон-ря Фонтанелла (ныне Сен-Вандрий-де-Фонтенель) (Gesta abbatum Fontanellensium/Ed. S. Loewenfeld. Hannover, 1886. P. 34. (MGH. Script. Rer. Germ.; 28)). Самые ранние свидетельства почитания Л. в архиеп-стве Трир относятся ко 2-й пол. X в. Имя святого упоминается в литании из Псалтири архиеп. Эгберта (977-993) (см.: Coens M. Litanies du Psautier d " Egbert//AnBoll. 1941. T. 59. P. 285) и в местных литургических книгах начиная с XI в. Наибольшее распространение почитания Л. относится к XIV-XV вв. Мощи святого хранились в аббатстве Метлах, к-рое было местом паломничества; после закрытия мон-ря в кон. XVIII в. они были перенесены в приходскую ц. во имя Л. (освящена в 1847; существующий храм возведен в 1899-1905). Память Л. указана в Римском Мартирологе под 29 сент.; в еп-стве Трир святые Л. и Базин поминаются 27 сент. В Метлахе память Л. отмечается в воскресенье перед Пятидесятницей; в этот день совершается процессия с мощами святого.

http://pravenc.ru/text/2110613.html

Л.Г. Щукиной при М.у. (позднее Ин-т психологии Академии педагогических наук РСФСР). Профессор МВЖК (с 1907). Член ГАХН (1921–1930); Ченцова Антонина Андреевна, врач-офтальмолог; Черепнин Владимир Алексеевич (1880–1945), историк, библиограф. Выпускник историко-филологического ф-та М. у. (1903 по другим данным 1904), затем Петербургского археологического ин-та и юридического ф-та Петербургского ун-та. Член-сотрудник Рязанской Учёной архивной комиссии (1905–1917). В годы советской власти работал библиотекарем, отец историка Л. В. Черепнина; Чернов Виктор Михайлович (1873–1952), политический деятель, публицист, один из основателей партии эсеров, член ЦК, главный теоретик партии. Подвергался арестам и высылкам, в 1899–1905,1908–1917 – в эмиграции, вернулся в Россию после Февральской революции. Член Исполкома и товарищ председателя Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, член ВЦИК (с июня 1917). Министр земледелия (5.05–28.08.1917). После Октябрьской революции один из руководителей К-та спасения родины и революции, в январе 1918 председатель Учредительного собрания, после разгона которого жил в Самаре, Екатеринбурге, Уфе, Москве. С 1920 в эмиграции, жил в Таллине, Берлине, Праге, Париже, Нью-Йорке; Чернявский Николай, историк и краевед, магистр богословия (1916), инспектор Тобольской духовной семинарии; Чехов Антон Павлович (1860–1904), писатель и драматург; Чиж Николай Сигизмундович (1893–?), выпускник историко-филологического ф-та М. у. (1916). Сотрудник Московской секции РАИМК (1920-е), в 1921 подвергался аресту; Чижов Сергей Иванович (1870–1921), нумизмат, секретарь (с 1903), почетный член (1913) Московского Нумизматического об-ва, действ. член МАО, почетный сотрудник Румянцевского музея. С декабря 1919 работал научным сотрудником РАИМК. В конце 1920 арестован, умер еще до суда в Бутырской тюрьме (14.02.1921); Чичагов Константин Дмитриевич (1866–1920), историк искусства, библиограф, заведующий художественными библиотеками при Дирекции императорских театров, профессор Высшего художественного уч-ща в Петрограде; Членов Михаил Александрович (1871–1941), врач-дерматолог, сифилидолог, доктор медицины (1900).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

На заседании членов КОТ 12 июня 1916 г. было заслушано заявление доктора М.М. Хомякова о том, что «он вследствие непосильной работы слагает с себя звание врача Общества Трезвости», в связи с чем было: «Постановлено: в виду того, что Хомяков за последнее время посещал госпиталь 38 при обществе бесплатно, с. 111]Вслед за этим - 3 августа 1916 г. - скончался главный врач и почётный член КОТ профессор И.М. Догель, чей портретрешено было поместить «в зале заседаний с. 126] Вскоре казанские трезвенники окончательно распрощались и с доктором М.М. Хомяковым, который, как отмечалось на заседании членов КОТ 9 октября 1916 г., «почти не посещал госпиталь 38 - 55, а теперь вовсе не посещает, а лечением занимается сестра». В связи с этим было постановлено «озаботиться приисканием врача для больницы Общества Трезвости» и «возобновлением больницы с 1 января 1917 с. 159] Однако следующий - революционный - 1917 г. оказался роковым как для больницы для алкоголиков, так и для всего КОТ. «Исполнительный комитет общественной безопасности, - сообщала 28 апреля 1917 г. газета " Камско-Волжская Речь " , - рассмотрев вопрос о деятельности местного общества трезвости, основанного и руководимого " известным " А.Т. Соловьёвым, постановил: " в виду крайне нежелательного направления этого общества, ликвидировать его, и дела его передать в городское управление " Новой «либеральной» власти не нужен был трезвый народ... Алексеев Игорь Евгеньевич , кандидат исторических наук (г. Казань) Источники и литература: 1. 27 марта//Казанская хроника/Казанский Телеграф. - 1896. - 974 (24 марта). - С. 5. 2. А.В. Труды Комиссии по вопросу об алкоголизме//Деятель. - 1899. - 3 (март). - С. 112 - 128. 3. Алексеев И.Е. «Почти все призреваемые или дети пьяных родителей, или сироты, и почти все вовлечены в разврат путём обмана...» (Из истории взаимодействия «Казанского общества трезвости» с «Обществом защиты несчастных женщин»)//Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии: материалы XXVI Международного форума/Под общей ред.

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010