Григорий, просветитель Великой Армении Биография: Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (239-325/6, память 30 сентября), в армянской традиции Григорий Просветитель (арм. Григор Лусаворич, память в Армянской Церкви — 4 раза в год) — первый Предстоятель Армянской Апостольской Церкви . Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.). Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел. Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду — ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова, за что был умерщвлен вместе со всей своей семьей. Лишь младшего сына спасла кормилица-христианка, которая бежала с ним к себе на родину — в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Возмужав, Григорий женился на христианке Марии и имел двух сыновей. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном. Григорий отправился в Рим, где поступил на службу к сыну Хосрова — Трдату (Тиридату) III. Прибыв в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, Трдат велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»). Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу.

http://patriarchia.ru/db/text/1115591.ht...

152). Выше мы нарочито целиком провели описания служб на Воздвижение и в Неделю крестопоклонную. Ни в одном из них даже намека не делается на воздвижение креста 18 . Если же ссылаться на пение «Господи помилуй» как на доказательство присутствия в студийском монастыре обычая воздвигать крест, то мы должны будем допустить, что этот же обычай имел место в Неделю крестопоклонную, так как в данном случай не только говорится о пении «Господи помилуй», но еще прибавляется, что при сем «поминается игумен и братия», что бывает тоже только при воздвижении креста (рукоп. 330, л. 14 об.). На самом же деле об обряде воздвижения не знали в Константинополе не только в студийском монастыре, но даже и в Великой церкви ( А. Попов . Перв. приб. к Опис. рукоп. библ. А. И. Хлудова, стр. 16, 17). В этой последней, правда, был обычай, но которому «иждет епископ в фелони и омофоре посреди катихумен, выше церковных дверни и перекрестив 3 тьд, видящем доле людем и славящем Бога, и положит пакы в крестильници и по сем вносит в притворы» (ibid), но в своем настоящем виде обряд воздвижения перешел туда лишь с уставом иерусалимским, по которому прежде этот обряд составлял принадлежность храма Воскресения в Иерусалиме. Весьма интересно описывается пост навечерия Рождества Христова. «Подобает ведати, – читаем мы в памятниках, – аще будет праздник Рождества Христова в субботу или неделю, бывает литургия Златоустца в 3 час. Отпевше, едять хлеб и сочиво и по единой чаши испьют, а вечер вся служба до скончания Евангелия, по Евангелии бывает октенья, и отпущение обаче дьяконьки на “Святый Боже” не бывает, зане не быти совершенне литургии. Таж вечери не поется тропарь глас I “Рожьство Твое”. По сем совокупляют ся на трапезе и едять правый обед рыбы и пьют по 3 чаши, и едущим им чтется слово святаго Феодора. И по встании от обеда поют “Святый Боже”, и бывши молитва от игумена. Павечерница вкупе не поется, но кождо в своей келии по обычаю» (рукоп. Типогр. библ. 287, л. 48; рукоп. Моск. синод. библ. 330, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

588 Пережившие эпоху т. н. литургической креативности и спонтанности помнят, конечно, что многие молящиеся, повторяя ранее слышанные формулы, в свободном литургическом творчестве напоминали этих детей. 591 Коннолли (Connolly. P. xivff) считает гомилию аутентичной, как и Жаммо Jammo. P. 13–25), основательно изучивший вопрос. В любом слу- чае все согласны, что гомилия очень древняя. Но Брок (Brock S. «Diachro- nie Aspects of Syriac Word Formation: An Aid for Dating Anonymous Texts/Lavenant R. (ed.)//V Symposium Syriacum, 1988. OCA. Rome, 1990. 236. P. 321–330) доказывает, что гомилия происходит из более поздней эпохи, вероятно, из VI века (ibid. 327–328). Л. Абрамовски (Abramowski L. Die liturgische Homilie des Ps. Narses mit dem Messkenntnis und einem Theodor- Zitat//Bulletin of the John Rylands University Library of Manchester. 1996. 78/3. P. 87–100) соглашается с Броком, см. ibid. 87 и приводит различные мнения по этому поводу (A, 17:35). 596 Connolly R. H. A Homily of Mar Jacob of Sarugh on the Reception of the Holy Mysteries//The Downside Review. 27. 1908. P. 278–287, здесь 284. 598 CIC I: Institutiones/Krueger P. (ed.); Digesta/Mommsen Th. (ed.) Berlin, 1902, II: Codex Iustinianus/Krueger P. (ed.) (Berlin 1929), III: Novellae/Schoell R., Kroll G. (edd.) Berlin, 1928; III, 695–699. 602 Bishop E. Silent Recitals in the Mass of the Faithful//Appendix V in Connolly R. Narsai. P. 122. 603 Somnium de Anastasiae ecclesia 23=Carmina de seipso 16//PG 37,1256A (=CPG §3036). Хотя позже домовая церковь стала считаться храмом св. Анастасии, изначально слово Анастасия подразумевало восстановление – т.е., ναστασα [воскресение] – церкви новациан, после того как святилище находилось в их владении: ср. Socrates Historia ecclesiastica II, 38.23–25, V, 7.1//Sokrates Kirchengeschichte/Hansen G. Ch. (ed.)//GCSNF. Berlin, 1995. S. 166.15–22, 278.12–14=PG 67, 328, 573D (=CPG §6028); Sozomen Historia ecclesiastica VII, 5.3//Sozomenus Kirchengeschichte//GCS. Bd. 50. Berlin, 1960. S. 10–15=PG, 1425A (=CPG § 6030); Dagron G. Naissance d " une capitale. Constantinople et ses institutions de 330 a 451//Bibliothèque byzantine. Etudes 7. Paris, 1974. P. 448. О церкви и портике см. Janin. P. 22–25; Janin R. ’ μβολοι το Δομννου. Τ Μαυριανο//Echos d " Orient. 36. 1937. P. 129–156; id. Constantinople byzantine. Développement urbain et répertoire topographique//Archives de l " Orient chrétien. Tome 4A. Paris, 1964. P. 89–90.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Тертуллиан в труде «Против иудеев» (197 г.), перечисляя народы, принявшие христианство, называет парфян, лидийцев, фригийцев, каппадокийцев и армян. На это же указывает и блж. Августин в сочинении «Против манихеев». На рубеже II–III вв. армянские цари Вагарш II (186–196), Хосров I (196–216) и их преемники получили известность как гонители христианства; их деяния описал епископ Кессарии Каппадокийской Фирмилиан (230–269) в «Истории гонений на Церковь ». У Евсевия Кесарийского имеется упоминание о датируемом 251–255 гг. письме Дионисия, епископа Александрийского, «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан». Из него следует, что в Армении в середине III в. существовала организованная и признанная церковью христианская община. 2. Принятие христианства Принятие христианства в 301 г. – важнейшее в истории армянского народа событие, главную роль в котором сыграли Григор Лусаворич (Просветитель), ставший первым католикосом (патриархом) Армянской церкви (302–326), и царь Армении Трдат III (287–330). Из сочинений армянских историков V в. следует, что в 287 г. Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов, чтобы вернуть отцовский престол. В поместье Ериза, гавара Екегеац, он совершил обряд жертвоприношения в капище языческой богини Анаит. Один из сподвижников царя, Григор, будучи христианином, отказался участвовать в этом жертвоприношении. Когда Трдату стало известно, что Григор – сын Анака, убийцы отца Трдата царя Хосрова II, он повелел за эти «преступления» поместить Григора в темницу в Хор Вирапе 33 , предназначенную для смертников. В тот же год царь издал два указа, в одном из которых приказал арестовывать всех находящихся в пределах Армении христиан и лишать их имущества, а во втором – предавать смертной казни укрывающих христиан. Согласно Преданию, принятие христианства в Армении теснейшим образом связано с деятельностью и мученической смертью свв. девушек-христианок или «дев-рипсимеянок», которые, скрываясь от преследований императора Диоклетиана, бежали из Рима на Восток. Посетив Иерусалим и поклонившись святыням, девы, минуя Эдессу, достигли пределов Армении и обосновались в виноградных давильнях близ Вагаршапата. Трдат, очарованный красотой девы Рипсиме, пожелал взять ее в жены, но, встретив отчаянное сопротивление и неповиновение, приказал предать всех девушек мучительной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основным типом церковного здания была 3-нефная 3-апсидная базилика с 3, реже 4 парами столбов из блоков известняка. Иногда предалтарные травеи имели высоту, равную центральному нефу, а над средокрестием располагался купол. Это пространство не было классическим трансептом, т. к. концы поперечного нефа не выступали за пределы боковых стен храма, как это было принято в европ. романской традиции. Если «рукава» этих трансептов не были перекрыты крестовыми сводами, то такую композицию церкви можно было бы сопоставить с крестово-купольными храмами восточнохрист. традиции. Однако все ячейки, за исключением средокрестия, в лат. церквах И. перекрывались крестовыми сводами, как правило оформленными изящными гуртами. Самой крупной, выходящей из ряда стандартных была ц. св. Марии на Сионе, или ц. Св. Сиона, существовавшая с ранневизант. времени в виде большой 5-нефной базилики. Обветшавшую к кон. XI в. базилику начали было восстанавливать, но затем решили перестроить. Пятинефная структура и форма алтаря были сохранены, но в зап. направлении она вышла далеко за пределы зап. стены ранневизант. базилики. Остальные базилики И. почти в 2 раза короче Сионской (ц. Успения Марии - в 1,5 раза) и имеют лишь 3 нефа. Общая длина базилики крестоносцев 67 м, наос был разделен на 11 травей и не имел ни трансепта, ни купола. Над юж. пастофорием и над 3 травеями юж. нефов находились соответственно часовня Св. Духа и Сионская горница (Coenaculum). Последняя сохранилась; она представляет собой прямоугольный зал с 2 колоннами (поставлены над колоннами, разделяющими юж. нефы базилики), несущими крестовые своды с профилированными арками и гуртами готического стиля. Работы над базиликой начались, вероятно, в 1-й пол. XII в. с алтарной части и продолжались во 2-й пол. века в зап. части (Ibid. P. 261-287); что касается горницы, то она возведена в готических формах, но точное время ее возведения неизвестно. Ш. М. де Вогюэ ( Vog üé . 1860. P. 329-330) полагает, что эту работу исполнили кипрские архитекторы в 1342 г.; К. Анлар ( Enlart. 1925-1928), исходя из стилистики, допускает строительство во 2-й период владения И. крестоносцами (1229-1244). Х. Пломмер исследовал то, что осталось от базилики, и пришел к выводу, что ее архитектурные формы близки к тем, к-рые применялись во Франции и в Англии в 70-80-х гг. XII в. По его оценке, возведение базилики началось лишь к концу 1-го периода владения городом крестоносцами и аркады нефа оставались открытыми до 1219-1220 гг. ( Plommer. 1982; Pringle. 2007. 261-287). Церковь Успения Богородицы с Ее Гробницей (ц. Гроба Богоматери) близ Гефсиманского сада (см. Гефсимания ) была также заново отстроена крестоносцами.

http://pravenc.ru/text/293782.html

1799 «Собор отлучил от церкви мертвых. Так диакон Кураев в своем болезненном раже оболгал собственную Церковь. – пишет Л. Шапошникова (Шапошникова Л. Клевета поощряемая.//Подмосковье. 25 февраля 1995), полагая, что отлучение мертвых есть нечто настолько постыдное, что лучше в этом не признаваться. 1800 Цит. по: Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981, сс. 329-330. 1801 Цит. по: Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. сс. 327-329. 1802 Рожицын В. С. Джордано Бруно и инквизиция. – М., 1955, сс. 372-374. 1803 Церемония проклятия – по крайней мере в позднее Средневековье – включала в себя чтение текста анафемы епископом в храме в окружении 12 священников, которые держали в руках зажженные свечи. По прочтении формулы они бросали свечи на пол и затаптывали их ногами, что символизировало лишение отлученного света спасения (см. Гуревич А. Я. Цит. по: соч., с. 330). 1804 Costeni M. Tabula Naufrasii seu tractatus speculativus. 1626, p. 457. 1805 У католического духовенства выбривалась макушка, что было признаком принадлежности к клиру. 1806 Цит. Розанов В. В. Вынос кумиров.//Розанов В. В. В темных религиозных лучах. – М., «Республика», 1994, с. 90. 1807 По поводу отпадения от Православной Церкви графа Льва Николаевича Толстого. Сборник статей «Миссионерского обозрения». – СПб., 1903, сс. 63-65. 1808 Шифман А. Рецензия на книгу Г. И. Петрова «Отлучение Льва Толстого от церкви» (М., 1978).//Новый мир. 1978. с. 287. 1809 «Я понял бы „суд Церкви, высказанный о Толстом“, если бы разъяренная улица, оскорбленная его учением и тезисами, разорвала портрет его, запретила произносить его имя, выгнала бы его из пределов земли своей. Это – „суд церкви“, judicium Ecclesiae (=„собрания народного“). Но бумага Синода о Толстом, вот уж „молния“, которая не жжет и не поражает» (Розанов В. В. Об отлучении от Церкви гр. Л. Толстого.//Розанов В. В. В темных религиозных лучах. – М., 1994, с. 37). 1810 Духовный Регламент, тщанием и повелением всепресветлейшаго, державнейшаго Государя Петра Перваго, императора и самодержца Всероссийского по соизволению и приговору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующаго Сената, в царствующем Санктпетербурге, в лето от Рождества Христова 1721, сочиненный. – М., 1883, сс. 33-35.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

438 Флавий Валерий Констанций по прозванию Хлор ( " бледно-зеленый») был цезарем с 294, а августом с 305 г. Умер 25 июля 306 г. 441 Максенций, сын Максимиана, в 306 г. узурпировавший власть в Риме, погиб в битве с Константином у Мильвиева моста 28 октября 312 г.; племянник и приемный сын Галерия Максимин Дайя, с 309 г. правивший как август в Египте и Сирии, потерпел поражение от Лициния в апреле 313 г. и вскоре умер в Тарсе. 445 Β византийской средневековой традиции укоренилась легенда о крещении Константина в Риме папой Сильвестром, хотя из достоверных источников (Евсевий, Феодорит) известно, что он был крещен на смертном одре Евсевием Никомидийским. См. хрестоматийный анализ этого вопроса: Болотов Β. В. Лекции по истории древней Церкви. M., 1994. Τ. I. С. 23–26. 453 PHKSl 1 . – Константинополь–Новый Рим был торжественно освящен 11 мая 330 г., на 25-м году правления Константина и 6-м году его пребывания на Востоке, в 5838 г. по византийской эре. 457 Внутренней Индией в античной географической традиции назывался район совр. Эфиопии, где в I–IX вв. существовало Аксумское царство; его христианизация произошла при царе Эзане (около 320–360). 459 Армения стала христианским государством около 303 г., в правление царя Трдата III (287/298–330) из парфянской династии Аршакидов. 460 Симеон бар Саббаэ, епископ Ктесифона и первоиерарх Церкви Востока (329–341), был казнен по приказу Шапура II в 341 г. за приверженность «религии римлян»; после этого в Персии разразилось большое гонение на христиан. 465 Констанций Галл, сын сводного брата Константина и муж его дочери Констанций, был цезарем в 351–354 гг., но не на Западе, а на Востоке, в Антиохии. 466 Магненций был побежден самим Констанцием в нескольких сражениях 351–353 гг.; цезарь Галл был казнен Констанцием в 354 г. 469 Речь идет о резне родственников Константина Великого (Далмация, Аннибаллиана и др.), устроенной солдатами в 337 г. после его смерти во избежание гражданских войн. После нее выжили только трое сыновей покойного императора, а также Галл с Юлианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вмч. Георгия о змии (л. 77 – 85 об.); повествование о чудотворной иконе Богородицы Смоленской из Новодевичьего монастыря, составленное Карионом Истоминым (л. 86 – 136 об.); слово «Да будет воля Твоя...» (л. 137 – 141 об.); поучения учителя Августина (л. 142 – 275 об.); грамота патриарха Никона к константинопольскому патриарху Дионисию(л. 276 – 313 об.); дело о приезде в Воскресенский монастырь чудовского архимандрита Иоакима и думного дьяка Дементия Башмакова (л. 314 – 330). Ркп. подробно опис. и датирована: Авдеев 2005в, 286 – 287. Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – X 13.ГИМ, Синодальное собр., 1068. «Видение» патриарха Никона . Столбец, писанный с обеих сторон. Последняя четверть XVII в. Полуустав двух почерков (основной и правка). Филигрань «Голова шута» (видны только зубцы, длинные, тонкие, без литерного сопровождения); нижняя часть знака напоминает: Дианова 1993, 881 (1678); Дианова 1997, 324 (1684), 330 (1683). «Видение» патриарха Никона – А 14.ГИМ, собр. П. И. Щукина, 667. Сборник конца XVII в. – первого десятилетия XVIII в. Полуустав трех почерков: первый, основной на л. 1 – 236; второй, каким сделана владельческая запись, на л. 236 об. – 238; третий на л. 238 об. Переплет: доски в коже. 238 л. (л. I – II+I от переплета). 4°. Имеется владельческая запись по нижнему полю на л. 1 – 199: «Сия (л. 1)//книга (л. 9)//моя (л. 53)//келей (л. 59) II духовника (л. 82)//иеромо (л. 98 об.)//ха (л. 137) II Макария(л. 148)//что (л. 159)//в Онеж(л. 178)//ском (л. 195)//монастыре» (л. 199). Филиграни: 1) «Герб города Амстердама» двух видов: первый типа – Дианова 1998, (1702); второй типа – Дианова 1998, 379 (1707, контрамарка «MARCHAIX»); 2) герб «Семь провинций» типа – Дианова, Костюхина 1980, (1691). Содержит: список с грамоты царя Алексея Михайловича от 30 апреля 1654 г. (л. 1 – 8 об.); список с грамоты царя Алексея Михайловича о наименовании Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом (л. 9 – 9 об.); видение патриарха Никона (л. 10 – 13); дело о приезде к патриарху Никону в Воскресенский монастырь дьяка Дементия Башмакова и архимандрита Чудова монастыря Иоакима (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

467 Деяния вселенских соборов I, стр. 827–830; 2-е изд., стр. 328–330. Перевод пересмотрен и исправлен по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. Другая версия в Synodicon " е сар. XXX, col. 626–628. Письмо везде сохранилось только в латинском переводе. 470 В Synodicon " е так: «восстановить Кирилла и Мемнона в епископском сан» (как уже низложенных). 471 В Synodicon " е так: «и пред консисториею императора». См. письма 164 (стр. 278,4), 167 (стр. 288) и 169 (стр. 292). 472 Specimen enim semel ipse dedit. В Synodicon " е (col. 627) яснее: «Пусть никто не говорит мне прямо что-либо о нем. Ведь они раз уже приняли формулу (typum) относительно того, что его касается». 473 В предместье города Халкидона, где находились постройки Руфиниана. См. письмо 163-е на стр. 276,3. 474 Contra nos – чтение, конечно, неправильное. Следует предпочесть чтение Synodicon " а, col. 627: ad nos («к нам»). 475 Agere, а в Synodicon " е точнее: «еретикам и отлученным отправлять церковные служения» (ecclesiastica ministeria poragant). 476 magister tuus comes largitionum, а в Synodicon " е, col. 627, более точно: is qui nunc magister est, quaudo erat comes largitionum tuus. Разумеется здесь Иоанн. См. письмо 167-е на стр. 287. 477 Деяния вселенских соборов I, стр. 838–845; 2-e изд., стр. 333–335. Письмо сохранилось в греческом подлиннике; перевод пересмотрен и исправлен по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. 479 См. 4-е правило Антиохийского собора в издании Правила св. поместных соборов с толкованиями, вып. I (Москва 1880), стр. 151. 482 Из этого письма, сохранившегося по-гречески, часть заключенная в кавычках, переведена в V-м томе Деяний вселенских соборов (стр. 226 227; 3-е изд., стр. 117), Древняя латинская версия сохранилась в Synodicon " e. сар. XCV: Migne, gr. ser. t, LXXXIV, col. 709–711 и см. ниже 212. 483 Деяния вселенских соборов V, стр. 225–226 и ср. стр. 448; 3-е изд., стр. 116–117 и ер стр. 226. Это-перевод версии, помещенной в пятом собрании пятого вселенского собора с надписанием: «Его же к Нестории после происшедшего соединения между восточными и святейшим Кириллом». Перевод этого нисьма, везде сохранившегося по латыни, пересмотрен и исправлен по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. Другая версия, не представляющая важных особенностей, принадлежит Марию Меркатору (Migne, gr. ser. t LXXXIII, col. 1486. 1487 и lat. ser. t. XLVIII, col. 1086: Excerpta ex epistolis Theodoreti. Verba Marn Mercatoris). Есть еще редакция в Synodicon " e, сар. СХХ (Migne. gr. ser. t LXXXIV, col. 733–734). По Марию Меркатору, это письмо написано в то время, когда Несторий находился «в изгнании», т. е по Гарнье – в монастыре св. Евпрения, а по Балюзу – уже сослан был в оазис (см. Migne, lat. ser t. XLVIII, col. 1076–1077, not. a).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1 дес., пахотн. 21 дес. 1,805 саж. и сенок. 5 десятин. На эту землю имеется план, a также эрекция, данная в 1850 г. 10 декабря помещицею Стемпковской. Земля эта в 1855 г. обозначена межевыми знаками и ею причт пользуется спокойно. На церк. земле имеется дом с хоз. постройками для пономаря. Дворов – 101¾, прихожан – 797 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Красноволоки в 5 вёрстах. 383. с. Новаки 330 (при рч. Кремной) волости Красноволокской. Церковь во имя Преображения Господня. Построена в 1804 г. на средства прихожан. Кладбищенская. Деревянная, крыта жестью, прочна. При ней дерев. колокольня. Земли, домов и хозпостроек для причта нет. Дворов – 37¼, прихожан – 287 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу в с. Красноволоки в 2 вёрстах. 384. с. Лопатичи (при р. Уборти) волости Олевской, от Житомира 160 вер., от Овруча 110 вер., от ближ. почт. ст. Новоград-Волынск 90 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Сарны и Волчьей 90 вер., от ближ. приход. м. Олевска 12 вер. и с. Журжевич – 12 вёрст. Приход 6-го кл. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 1780 г., но кем – неизвестно. Деревянная, непрочна и не вместительна. В 1862 г. покрыта жестью и покрашена. При ней дерев. колокольня, починенная в 1852 году. Церкви принадлежит часовня в деревне Долгоселье, построенная прихожанами для покойников. Опись церковному имуществу сделана в 1806 г. Копии метрич. книг хранятся с 1783 г., а исповедные ведомости с 1802 года. Земли: усад. 3 дес. пахотн. 30 дес. и сенок. 10 дес. 819 саж. – всего 43 дес. 810 саженей. Из этого количества земли посаломщ. имеет 9 дес., a просф. – 4 дес., остальная же часть в пользовании священника. Плана и межевой книги нет, а есть генеральная визита, учинённая деканом Левицким в 1784 г. и данная помещиком Прушинским в 1784 г. 23 января. Причт владеет землёю спокойно. Причт: 1 свящ. – 300 p., псаломщ. – 50 p. и просф. – 24 р. Причтовые дома и хозпостройки весьма ветхи. Есть водяная мельница в селе. Деревни прихода: Зольна, Долгоселье, Камянка и Слобода-Лопатчиская.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010