Арнобий Древнехристианский писатель Арнобий и его апология христианства (Adversus nationes). Историко-литературный очерк I. Биографические сведения об Арнобии, по блаженному Иерониму Арнобий принадлежит к числу первых христианских апологетов на Западе. Он вступил на литературное поприще с защитой христианства против язычества вслед за Минуцием Феликсом , Тертуллианом и Киприаном. Был он, судя по его имени, греческого происхождения 1 . Но о жизни и деятельности его мы не имеем никаких сведений, кроме кратких сообщений бл. Иеронима. По его свидетельству, Арнобий пользовался в царствование Диоклетиана (284–305) известностью в Африке как блестящий преподаватель риторики в городе Сикке 2 и имел в числе своих учеников Лактанция . Будучи язычником, он постоянно вел борьбу против христианства; но когда, πобуждаемый сновидениями, решился принять христианство, то должен был, для того чтобы убедить епископа в искренности своего обращения, написать сочинение в опровержение прежней своей религии. Он написал превосходные (luculentissimos) книги против язычников (adversus gentes), таким образом как бы представив некоторого рода залог своей искренности, и был, наконец, принят в общение с Христианской церковью. Бл. Иероним указывает и число книг этого сочинения – именно семь 3 . Сообщаемые бл. Иеронимом сведения об Арнобии имеют вид полной достоверности. До нас, действительно, дошли с именем Арнобия семь книг против язычников, и хотя в единственной древней рукописи (в cod. Paris, IX в.) они называются Adversus nationes, а не Adversus gentes (именно в подписи под второй книгой), это не имеет особого значения, потому что два названия, различаясь по форме, тождественны по смыслу 4 , и последнее могло быть приведено бл. Иеронимом без буквальной точности. По-видимому, в выражении septem libros adversus gentes Arnobius edidit totidemque discipulus ejus Lactantius 5 он имел в виду даже не обозначение самого названия произведения Арнобия, а лишь указание на общий характер или предмет его, как следует заключить из того, что те же слова adversus gentes относятся здесь также к произведению Лактанция Divinae Institutiones, хотя подлинное название его было хорошо известно бл.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Во II веке император Траян запретил существование тайных обществ, имевших свои собственные законы, отличные от общегосударственных: в числе таковых оказались христиане. При Траяне христиан специально не разыскивали, но если судебная власть обвиняла человека в принадлежности к христианской Церкви, его приговаривали к смерти. При Марке Аврелии (161–180), одном из самых просвещенных римских императоров, христиан стали разыскивать, была введена система пыток и истязаний, чтобы принудить их к отречению от веры. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, привязывали к конским хвостам и волочили по земле, бросали в тюрьмы, оставляли тела их без погребения. Император Деций (249–251) решил уничтожить христианство, однако его правление было слишком кратким для осуществления этой цели. Император Диоклетиан (284–305) издал несколько эдиктов, в которых предписывалось, в частности, уничтожать христианские храмы, лишать христиан имущества и гражданских прав, подвергать христиан пыткам во время суда, заключать в тюрьму всех священнослужителей, требовать от христиан принесения жертвы языческим богам. Гонения на христиан со стороны язычников в I-III веках имели разные причины. Прежде всего между христианами и язычниками существовала стена взаимного неприятия. Ненависть язычников к христианам, выразившаяся в приведенных выше словах Тацита, а также у Светония, Плиния, Цельса и других римских авторов, отражала широко распространенное мнение о христианстве как вредной для общества тайной секте, основанной на суевериях. Закрытый характер евхаристических собраний способствовал распространению мифов о том, что на этих собраниях христиане занимаются всякими «мерзостями», вплоть до каннибализма. Отказ христиан приносить жертвы богам воспринимался как «безбожие» (атеизм), а отказ от поклонения императору – как прямой вызов религиозно-общественному устройству империи. Эпоха мученичества, закончившаяся в Римской империи в 313 году, оставила глубокий след в истории христианской Церкви .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Самолюбие есть путь широкий (2:57, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 47). Самолюбие есть тьма душевная (4:379, см. ДОБРОДЕТЕЛЬ , 305). Самолюбие ослепляет человека (4:410, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 109). Самолюбие рождает злобу (1:131, см, ЗЛОБА , 392). Самолюбие безмерное раждает гнев и злобу (2:178, см. ГНЕВ , 218). Самолюбие есть диавольская кознь (2:51, см. ТЩЕСЛАВИЕ, 1050). Грех есть первый плод самолюбия (1:167, см. ГРЕХ, 237). Самолюбие есть благоприятный дом плоти нашей (2:35, см. ГРЕХИ, 278). От самолюбия – ложная радость (2:283, см. РАДОСТЬ , 786). Самолюбие присуще плотской мудрости (2:19, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ , 568). Самолюбивый человек подобен скоту и зверю Какое в скоте и в звере примечается злонравие, таковое имеется и в человеке, благодатию Божиею не отрожденном и не обновленном. В скоте видим самолюбие; видим, како сам един пищу хощет пожирать, со скоростию хватает ее и пожирает, прочий скот не допущает и отгоняет, и проч.: тоже есть и в человеке. Сам обиды не терпит, но прочих обижает: сам презрения не терпит, но прочих презирает; сам о себе клеветы слышать не хощет, но на других клевещет; не хощет, чтобы имение его похищено было, но сам чужое похищает... Словом: хощет сам во всяком благополучии быть, и злополучия убегает; но о других подобных себе человеках небрежет. Се есть скотское и премерзкое самолюбие! (4:153). Самолюбец более испытывает СКОРБЕЙ, чем любящий Бога Сие истинно есть, что много бед и скорбей благочестивыя души терпят; но тыя скорби извне только их ударяют, а душ их боголюбивых не касаются: напротив того, самолюбцев вне и внутрь скорби смущают и погружают. Почему далеко более скорбей самолюбцам, нежели боголюбцам бывает. Боголюбцев, хотя и окружают скорби и беды, но не погружат; бодут, как терние розу, но не прободут; покрывают, как мгла солнце, но не помрачают; биют, как волны морския камень, но не разбивают: понеже духовное сокровище и царствие Божие «внутрь их есть» ( Лк. 17, 21 ), которое, как котва волнующийся корабль, души их содержит и благонадежными во всем делает. Не тако самолюбцы, но, как трость, и малым неблагополучия ветром колеблются и сокрушаются: понеже, хотя вне и показуются нечто быти, как пузырь на воде, но внутрь никакой крепости не имеют; и ради того, как пузырь, изчезают, когда ветр противности повеет на них (2:284).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Эти виды непотребства Арменопул дополняет еще одним –непотребством ремесловым (проституцией), за что виновная каралась χου χα πομπ, а участвующий с ней в непотребстве мужчина штрафом в пользу казны 284 . 2 . Мужеложство. (Nefanda tabido) Хотя педерастия явилась в Риме довольно рано 285 , но законодательство о ней появляется сравнительно поздно. Первый закон относительно ея –это Lex Scantiniana или Lex Scatiniana, о котором упоминают как языческие, так и христианские писатели 286 . По этому закону за педерастию полагался штраф – aecem millia aeris 287 . С появлением Lex Iulia de adulteriis педерастию стали рассматривать, как stuprum 288 , и виновного наказывать ссылкой 289 . Насильственное мужеложство наказывалось смертью 290 , причем оно подводилось под Lex Cornelia de sicariis 291 . Склонение к педерастии несовершеннолетняго мальчика (puer praetextatus) посредством подарков или денег наказывается наравне с обольщением, т. е. оконченное – смертью, не оконченное – deportatio in insulam 292 . Христианские императоры за педерастию назначили смертную казнь в двух формах: 1) усекновения мечом 293 и 2) сожжения 294 . Юстиниан мужеложству посвятил Νοv. 141, хотя н не дал определенной санкции на это преступление. В позднейших памятниках Византийского права мужеложство каралось усекновением мечем 295 , а скотоложство (σλγεια) отрезанием детородного уда 296 . В. Кровосмешение (Incestus). Кровосмешение, incestus, в римском праве было двух родов: incestus jurisgentium и incestos juris civilis. Первое означает кровосмешение между родственниками восходящих и нисходящих линий 297 и ближайших боковых, напр. между братьями и сестрами 298 , между дядей и племянницей 299 . Второе относится к родству, вытекающему из matrimonium juris civilis. Это различие двух видов кровосмешений не было санкционировано законом, а лишь было усвоено юристами 300 . В праве республиканского Рима incestus наказывалось смертной казнью: incestus pontifices supremo supplicio sanciunto 301 . Формою этой казни была praecipitatio de saxo Tarpejo 302 . После появления Lex Iulia de adulteriis кровосмешение стали делить на три вида: 1) кровосмесительный брак. Он законным не признавался, и дети, рожденные в этом браке, считались незаконными. Виновные в этом оба лица карались levius, если брак был совершен palam, gravius, если – clam 303 . 2) кровосмесительное прелюбодеяние, когда кто-нибудь имел сношение с замужней родственницей. В таком случае для мужчины наказанием была ссылка, а женщина судилась, как adulmera 304 . 3) кровосмесительное непотребство, т. е. сношение с незамужней родственницей. Для виновного в этом преступлении полагалась частию deportatio in insulam 305 , частию – relegatio 306 . Эта схема деления кровосмешения не была сохранена в последующее время. Дальнейшия узаконения касаются преимущественно брачных видов кровосмешения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

и обществ.-полит. борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII в. М., 1996. Ч. 1: Брестская уния 1596 г.: Ист. причины. С. 135, 179; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 5. С. 281, 286, 293, 322-323; Кн. 6. С. 149, 164, 201, 205, 223, 494; Nabywaniec S., ks. Diecezja przemyska obrzadku wschodniego w okresie sporów prawoslawno-unickich//Polska-Ukraina: 1000 lat sasiedztwa. Przemyl, 1996. T. 3. S. 39-40; Halecki O. Od unii florenckiej do unii brzeskiej/Prze. A. Niklewicz. Lublin, 1997. T. 2. S. 62, 63, 67, 101, 111, 139, 148, 156, 173, 182, 235, 244, 248, 253, 254, 262, 275, 299; Krochmal J. Unia koscielna w eparchii przemyskiej w latach 1596-1679//Premislia Christiana. Przemyl, 1997. T. 7. S. 91-95; Юрчишин О. Ahmuмihcu XVII ст. nepeмucьkix, caмбipcьkux та nobimy Cяhiцьkoro зi збipku Нац. музею у Льbobi//Sztuka cerkiewna w diecezji przemyskiej. acut, 1999; Гудзяк Б. Криза i реформа: Киïвська мumponoлiя, Царгородський nampiapxam i Берестейськоï yhiï/Переклад. з англ.: М. Габлевич. Льbib, 2000. С. 188, 284, 285, 289, 296, 305, 306, 339, 341, 342, 345; Тимошенко Л. В. Справа про фальшування дok-mib Берестейськоï yhiï: Hobi джepeльhi мат-ли//Дрогобицький зб. 2000. Вип. 4. С. 337-347; он же. Перемишльський Михайло Копистенський: (Життя та дiяльhicmь)//Там же. 2002. Вип. 6. С. 175-196; он же. та дiяльhicmь Перемишльського Михайла Копистенського//Киïвська старовина. К., 2003. 1. С. 132-156; он же. Ihmpuru i kohфлikmu в icmopiï укладення Берестейськоï yhiï у cbimлi документ. джерел та noлeмiчhoï лim-pu//Coцiyм: Альм. соц. icmopiï. К., 2015. Вип. 11-12. С. 185-209; Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом: Генезис Брестской церк. унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 125, 127, 150-154, 164, 172, 175, 179, 191, 192, 196, 232; Lorens B. Bractwa cerkiewne w eparchii przemyskiej w XVII-XVIII w. Rzeszów, 2005. S. 8, 19, 42-44, 51, 52, 83, 104, 106, 229, 241, 255-257; Kempa T. Wobec kontrreformacji: Protestanci i prawosawni w obronie swobód wyznaniowych w Rzeczpospolitej w kocu XVI i w 1-j polowie XVII w.

http://pravenc.ru/text/2563638.html

Детям же своим скажи так: есть Бог Отец всего, Который не стал быть и не сотворен в творении, и все в воле Его. И он сотворил светила, чтобы творения могли видеть друг друга, и утаил Себя в силе Своей от всех творений Своих. Ибо не властен никто изменчивый видеть Того, Кто не изменяется, но те, которые помнят и суть в том чине (q e ym), что не изменяется, видят Бога, насколько могут видеть Его. А могут те, кто не сгорит, когда придет потоп огненный на весь мир. Ибо однажды пришел потоп и ветер, и истребились мужи избранные в буре сильной, и остались праведники для доказательства истины. Также и в другое время был потоп водный, и погибли все люди и животные во множестве вод, и сохранены были праведные в деревянном ковчеге по повелению Божию. И так будет в последнее время, сделается потоп огня, и сгорит земля вместе с горами ее. И сгорят люди вместе с идолами, которых они сделали, и вместе с изваяниями, которым поклонялись, и море сгорит вместе с островами. И соблюдены будут праведные от гнева, как и собратья их в ковчеге от наводнения. И тогда восстенают не ведающие Бога и те, кто делал себе идолов, когда будут видеть, как идолы их горят вместе с ними и ничем не могут помочь им. Научившись же этому, о Антони[н] кесарь, завещай и детям своим наследие вечное, которое не ветшает, и спаси душу твою и детей твоих от того, что будет со всею землею на суде истинном и праведном. Ибо как ты познал Его здесь, так Он узнает тебя там, и если ты почтешь Его великим здесь, Он не почтит тебя больше, чем тех, кто познал Его и исповедал Его. И этого пусть будет довольно твоей царственности. Если же много – то как ты желаешь. А. В. Вдовиченко. Евсевий Кесарийский против Иерокла «Против Иерокла» Евсевия Кесарийского – ранняя работа, занимающая скромное место среди сочинений «отца церковной истории» (и тем более скромное вообще в святоотеческой литературе). Она берет на себя право произнести окончательное суждение по вопросу, воздвигнутому сочинениями Филострата и Иерокла. Непосредственным оппонентом Евсевия является Соссиан Иерокл 417 , один из высокопоставленных государственных сановников Римской империи времени императора Диоклетиана (284305 гг.) и Максимина Дайи (309 – 313 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Диоклетианом (284-305) оружейных «фабриках» в Антиохии, Эдессе и Дамаске. Из посвятительных и весовых надписей на сосудах следует, что мастерские торевтики существовали в Фессалонике, Севастии Палестинской, Карополе, Феле и Бенемсине (в Сирии). Визант. мастера широко пользовались чеканом, при к-ром силуэты изображений выбивались с оборота, а детали наносились с лицевой стороны и иногда дополнялись гравировкой, позолотой и чернью. Блюдо с изображением креста. 629 - 641 гг. (ГЭ) Блюдо с изображением креста. 629 - 641 гг. (ГЭ) Сосуды из золота и серебра часто служили дипломатическими подарками. Каждый год предводителям варварских дружин, в помощи и поддержке к-рых Византия была заинтересована, отсылались богатые дары, куда непременно входили и сосуды из драгоценных металлов. Предметы, посылавшиеся в подарок, не были в прямом смысле слова чашами или блюдами, но являлись своего рода богато украшенными щитами (миссориями), на к-рые было принято насыпать золотые монеты (напр., блюдо, дарованное правителю Боспора Рескупориду III, блюда из керченских склепов с портретами имп. Констанция II (337-361)). Миссории IV-V вв. сменили сосуды с медальонами в центре, где помещались выполненные чернью кресты в венках из листьев плюща или виноградных лоз. Изображения - сцены из античных мифов, орнаментальные композиции или сюжеты, взятые из Свящ. Писания,- выполнялись с помощью одних стилистических приемов. Этот ранневизант. стиль («койне») сложился к IV в. в результате взаимовлияний, шедших из крупнейших центров, что, однако, не исключало творческой инициативы и ориентации на самобытное местное художественное наследие. Со времени основания К-поля там работали мастера - выходцы из различных областей, поэтому созданные в столице империи памятники имеют черты искусства разных провинций. К специфически малоазийским образцам торевтики относятся блюда с изображением дионисийских шествий, сопровождавшихся кормлением священных змей, и иллюстрациями Одиссеи в изложении Квинта Смирнского (IV в.), автора поэмы «После Гомера».

http://pravenc.ru/text/387113.html

Хира и являлся вассалом Нарсе. Амр прислал шаху письмо, в к-ром ходатайствовал перед ним о прекращении гонений; Иннай лично передал письмо Нарсе. Покровительство, оказываемое манихеям со стороны Амра ибн Ади, свидетельствует о широком распространении М. в Хирте. Тем не менее предположение об обращении в М. сына Амра, Имру аль-Кайса, пока не доказано. О проникновении М. на территорию Римской империи свидетельствует эдикт имп. Диоклетиана (284-305) «De maleficiis et Manichaeis» (О магах и манихеях; изд.: Mosaicorum et Romanorum Legum Collectio/Ed. M. Hyamson. L., 1913. P. 131-133); некоторые исследователи полагали, что эдикт был издан 31 марта 297 г. ( Lof L. J., van der. Mani as the Danger from Persia in the Roman Empire//Augustiniana. R., 1974. Vol. 24. P. 75, 83-84; Beskow P. The Theodosian Laws against Manichaeism//Manichaean Studies: Proc. of the I Intern. Conf. on Manichaeism. Aug. 5-9, 1987/Ed. P. Bryder. Lund, 1988. P. 6), однако в последнее время наблюдается тенденция к его передатировке 302 г. ( Decret. 1978. P. 162-164; Lieu S. The Self-Identity of the Manichaeans in the Roman East//Mediterranean Archaeology. Sydney, 1998. Vol. 11. P. 205; Idem. 1999. P. 55). В эдикте, представлявшем собой ответ на донесение проконсула Африки Юлиана, говорится о М. как об опасном религ. новшестве и как о вере, к-рая появилась во враждебной Персии. Император предписывал предавать сторонников М. вместе «с их презренными книгами» сожжению. В кон. III-VI в. М. было широко распространено практически на всей территории Ирана и Римской империи, в т. ч. в Египте, Сирии, М. Азии, Испании, Сев. Африке. После захвата Карфагена вандалами (439) мн. сторонники М. бежали в Рим, а также в др. города Италии, где основали новые общины. Уже свт. Льву Великому приходилось активно бороться с М., привлекая для этого светскую власть. О серьезной опасности, к-рую М. представляло для Восточной Церкви, свидетельствуют не только многочисленные антиманихейские полемические сочинения этого периода, но и законодательные памятники.

http://pravenc.ru/text/2561840.html

283 Под таким именем в древних народных сказаниях известен жрец бога Аполлона, в жизни которого внесено много разных легендарных похождений чудодейственного свойства Даты жизни Авариса неизвестны. 284 Гермотим из Клазомен в Малой Азии. 285 У греков, египтян и римлян трупы умерших людей почитались нечистыми и прикосновение к ним признавалось осквернением. Это верование сохранилось и до сих пор у иудеев (Деллингер ludenthum, S. 198:379, 431:540). 286 т. е. в храме Антинополя. 287 ακολοθως τ ν τ λγειν (по варианту у Гюйэ — ν τ λγω ) τεραστις πιστικ διναμει . 288 т. е. просвещенные христиане, могущие возвышаться до степени разумного постижения истины веры. 289 π τν εδτα θεν τας ατας τν καστω μεμερισμνων πιδημοντ τ βω τν ανθρπων . 290 φλτρον , собственно, средство, возбуждающее любовь. 291 т. е. учение о любви как основе религиозных отношений человека к Богу. 292 т. е. ранее ее данные Творцом. 293 τν απ το ταφου , человека от гроба, т. е. положенного в гроб. 294 Callimachus, Hymn, in lovem V, 8. 9. 295 Ibid, V, 10. 296 Ibid, V, 6—8. 297 νπιος , юноша, в данном случае — человек, одаренный юношеским умом, мало развитый в умственном и нравственном отношениях. 298 Совершенно такое же возражение против христиан делает Лукиан в соч. «Смерть Перегрина» (12 и сл.); ср. у Минуция Феликса «Октавий». 299 Сава, или Шеба — страна на юге Аравии. 300 т. е. даров — мудрости ( σοφας ) и знания ( γνσεως ). 301 имеются в виду проповедники христианства и вообще христиане. 302 Киническая школа была основана Антисфеном Афинянином (жил около 400 г. до Р. X.), вначале учеником Георгиаса, а позднее Сократа, после смерти которого он и основал особую школу-гимназию в Киносаргосе (местность около Афин с храмом Иракла) для обучения незаконнорожденных детей афинян. Отсюда и самое название школы — киническая. 303 т. е. таинства крещения. 304 т. е. испытуемых первого и второго разрядов. 305 απελανουσι το κοινο , собственно: изгонять из общины. 306 κατ αρχας — сначала, первоначально. Имеются в виду верующие, с самого начального момента своего вступления в общину обнаружившие непреклонность веры и устойчивость нравственной жизни, в противоположность людям слабым, колеблющимся, неустойчивым в вере и жизни по заветам Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3777...

Но фанатическая партия в язычестве была еще очень сильна; более чем когда-либо, она понимала, что теперь, при быстром распространении христианства, возникает уже вопрос о том, что должно существовать – христианство или язычество? А за этим вопросом, по представлению язычников, следовал другой – о существовании самой Римской империи, которая тесно была связана с языческой религией. Поэтому она употребляла все усилия к тому, чтобы решить этот вопрос в пользу язычества совершенным истреблением христиан. § 22. Гонение на христиан в начале IV столетия при Диоклетиане и других императорах (до 313 г.) В 284 году вступил на императорский престол Диоклетиан (до 305 г.), именем которого обозначается последнее жестокое гонение на христиан, хотя лично он принимал в нем не особенно большое участие. Это был государь благоразумный, справедливый, поставивший задачею своего правления восстановить блеск Римской империи. Сознавая, как трудно одному управлять таким обширным государством, какова была тогдашняя империя, на окраины которой производили постоянные набеги варварские народы (германцы), он в 285 году выбрал себе соправителем одного из своих полководцев, храброго Максимиана Геркула, которому поручил западную половину империи, с титулом августа. В 292 году он избрал еще двух помощников в управлении, с титулом кесарей: Констанция Хлора для Британии, Галлии и Испании, и Галерия для Иллирии. С последним Диоклетиан вступил в родственную связь, отдавши ему в замужество свою дочь Валерию. При таких переменах в управлении империей спокойствие христиан зависело от личных взглядов на них правителей и отношения последних к языческой фанатической партии. Что касается самого Диоклетиана, то в продолжение почти двадцати лет своего правления он не преследовал христиан, хотя лично был привержен к языческой религии. Как благоразумный политик, стремившийся успокоить свое государство, постоянно волнуемое внутренними смутами, и, может быть, еще по чувству человеколюбия, признаки которого были заметны в нем, он страшился начать кровопролитие христиан, тем более что их было слишком много и общество их в недавнее еще время правительством признано законно существующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010