Правило 8. Дух Святой Правило 9. Троица неописуема никаким словом Правило 10. Лицо Сына Правило 11. Человечество Христа Правило 12. Божество Христа Правило 13. О двух природах во Христе Правило 14. Одно Лицо во Христе Правило 15. Единство Слова и плоти Правило 16. Жертвоприношение. Жертва хлебом и вином Правило 17. Человечество Христа Правило 18. Всякая природа — благо Правило 19. Никакая тварь не тождественна с Богом Правило 20. Ангелы были сотворены неизменными Правило 21. Разумные твари Правило 22. Свободная воля Адама Правило 23. Первородный грех Правило 24. Каково наказание некрещеным Правило 25. Суд Правило 26. Воскресение плоти Правило 27. Вера и крещение Правило 28. Благодать Правило 29. Ничего не совершается без благодати Правило 30. Ничто не сокрыто от Бога Правило 31. Предопределение Правило 32. Блаженные по предопределению Правило 33. Крещение Правило 34. Вне Церкви нет спасения Правило 35. Обреченные к осуждению Правило 36. Еретики Правило 37. Дурно живущие христиане Правило 38. О том, что никто не живет без греха Правило 39. Пища и питие. Брак. Дозволение второго брака Правило 40. О том, что в Церкви дурные [люди] смешаны с добрыми Утверждение в вере Правило 1. Божественная природа 45. Итак, крепче всего придерживайся, не сомневаясь никоим образом, что Отец, Сын и Святой Дух суть по природе Единый Бог, во имя Которого мы крещены. Ведь поскольку одно имя — Отец, другое — Сын и третье — Дух Святой, то также есть и одно природное имя всех Троих, которое называется Бог, Который говорит во Второзаконии: Смотрите, смотрите, ибо Я — Бог, и нет другого кроме Меня; и о Котором говорится: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор 6:4); а также: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи (Втор 6:13). Правило 2. Единый Бог 46. Тверже всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что Отец, Сын и Дух Святой, то есть Святая Троица есть по природе истинный Бог. И хотя нам не разрешено почитать трех богов, если только это не Единый истинный Бог, однако как Бог Отец называется истинным, по свидетельству Апостола, который сказал: Как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса (1 Фес 1:9–10); так и Сына апостол Иоанн называет истинным Богом, говоря: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин 5:20). Ибо Он потому есть истинный Бог, что Он есть Истина, как Сам нас учит, говоря: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14:6). И о Духе Святом апостол Иоанн сказал, что Дух есть истина (1 Ин 5:6). И никак не может не быть истинным по природе Бог, Который есть Истина, Которого и апостол Павел исповедует как Бога, говоря: [Не знаете ли, что] тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших (1 Кор 6:19–20).

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Глава 28 (1) Увы, роскошный венок пьяниц ефремлян! Увы, увянувший цвет его богатого украшения На вершине плодоноснейшего холма Отуманенных вином 150 . (2) Вот крепкий и сильный 151 Господом, Как буря с градом и сокрушительный ураган, Как напор большой воды, разлившейся, С силою поверг его на землю. (3) Ногами попирается Роскошный венок пьяниц ефремлян. (4) И с увянувшим цветом его богатого украшения, Которое на верху плодоносного холма, Сделалось тоже, что с ранним плодом: Увидевший его, как скоро увидел, И как только взял в руку свою, тотчас глотает. (5) Теперь Иегова воинств Будет венцом дорогим, Блестящею диадемой Для остального народа своего, (6) Духом правосудия Для сидящих в судилище, И победною силою. Для прогоняющих неприятеля до границ его. (7) Но и сии шатаются от вина, Не держатся на ногах от крепкого напитка, Священник и пророк шатаются от крепкого напитка, От крепкого напитка не держатся на ногах, Обманываются в видении, Мешаются в суждениях. (8) Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною: Нет чистого места. (9) «Кого учить знанию? «Кому давать наставления? «Только что отвыкшим от грудного молока, «Отнятым от сосцов? (10) «Заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, «Правило на правило, правило на правило, «Кое – что здесь, кое – что там 152 . (11) За то, лепечущими устами И чужим языком Он будет говорить к этому народу, – (12) Тот, который говорил к ним: «Вот покой, – дайте отдых утомленному, И вот успокоение»; А они не хотели слышать. (13) И стало для них слово Иеговы – Заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, Правило на правило, правило на правило, Кое – что здесь, кое – что там, – Так что они пошли и попятились назад, Растерялись, Запутались в сеть и были пойманы. (14) Итак, выслушайте слово Иеговы, Вы, пересмешники, Учители сего народа 153 , Который в Иерусалиме. (15) Вот вы говорите: Мы заключили союз со смертью , И с преисподней вошли в дружбу, Губительное бедствие, когда пойдёт, Нас не коснется, Ибо мы устроили себе убежище из обмана И укроемся во лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

ВОПРОС: Батюшка, вы говорили, что молча (про себя) молиться нельзя, а как же тогда Серафим Саровский учил о постоянной Иисусовой молитве? . ОТВЕТ: Иисусова молитва , по четкам, не есть обязательное правило для всех православных христиан. Только для тех, кого благословили на сие их духовные отцы. Без благословения духовника устанавливать для себя подобное правило опасно. В религиозной жизни, особенно в наших молитвенных правилах, мы всегда должны стараться испрашивать благословения у более духовно зрелых людей, так как многие, накладывая на себя строгие молитвенные правила, впадали в уныние и даже совсем прекращали молиться. Нельзя от всех требовать строгого соблюдения всякого молитвенного правила. Сказано: «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям…» ( Мф.23,4 ). И еще сказано: «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены» ( Ис.28,13 ). ВОПРОС: Я много лет как уже хожу в храм, но никак не могу прочитать Библию до конца. Начну читать, наталкиваюсь на непонятные места, и интерес пропадает. Что делать? ОТВЕТ: Блаж. Августин писал: «исследователь божественного Писания – тот, кто изначально должен прочесть все (книги Писания) и ознакомиться с ними, если еще не понимая, однако уже читая… Затем то, что в них рассматривается ясно, нужно исследовать более тонко и тщательно, будь то правила жизни или правила веры». Нам было бы и неполезно все сразу понять из Писания, прп. Макарий Оптинский писал об этом: «А ежели прежде времени узнать весь разум Писания, то, возгордившись, ум пренебрежет о деянии: и все потеряет». Так что все должно происходить постепенно. Непонятно что-то вам из Писания, обращайтесь к Богу. Сказано: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» ( Иак.1,5 ). Прп. Макарий Оптинский писал: «Наши умы и сердца не очищены и не могут чисто зреть таинственного смысла Священного Писания , то понеже да смиримся, и Бог силен послать нам просвещение истинного разума».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ис.28:5 . В тот день Го­с­по­дь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего, Ис.28:6 . и духом правосудия для сидящего в судилище и муже­с­т­вом для отража­ю­щих неприятеля до ворот. «В тот день», т. е. в день погибели Самарии. «Венцом и славною диадемою». Если Самария гордо называла саму себя венком Израильского царства, то для Иудейского царства венком будет сам Всевышний, Который Своею милостью прославит преданный Ему город Иерусалим и будет являть здесь свое особое присутствие. «Духом правосудия», т. е. Сам Господь будет действовать через судей и начальников как Бог правосудия. «Мужеством», т. е. Он будет внушать мужество вождям иудейским. «До ворот». Иудейские вожди подойдут ко вратам своих врагов, ранее осаждавших иудейские города, столицам и крепостям неприятельским ( 1Мак.5:22 ). Ис.28:7 . Но и эти шатают­ся от вина и сбивают­ся с пути от сикеры; священ­ник и про­рок спотыкают­ся от крепких напитков; по­беждены вином, обезумели от сикеры, в виде­нии ошибают­ся, в сужде­нии спотыкают­ся. Ис.28:8 . Ибо все столы наполнены отврати­тель­ною блевотиною, нет чистого места. – «Но и эти шатаются». К сожалению, говорит пророк, в настоящее время и руководители Иерусалима стоят не на высоте своего призвания. Они пьяны и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Выражения, какие здесь употребляет пророк, очень характеристичны для данного случая (schagu – tou, cshagu – tou, schagu – paku): они напоминают о несвязаных речах пьяных людей. «В видении» (roeh), т. е. в такие моменты, когда душа пророка вся должна быть напоена Духом Божиим, пророки иудейские находятся в состоянии опьянения. Конечно, здесь едва ли можно разуметь истинных пророков. Это скорее те, которые ложно называли себя поклонниками Господа. «В суждении», т. е. во время составления судебных решений. Речь идет о судьях. 32 Ис.28:9 . А говорят: «кого хочет он учить веде­нию? и кого вра­зу­млять про­поведью? отнятых от грудного молока, отлучен­ных от сосцов матери? Ис.28:10 . Ибо всё заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Правило 33 Лаодикийского Собора предписывает: «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем». Правило 45 святых Апостолов заповедует: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен». Правило 10: «Аще кто с отлученным от общения церковнаго помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен». Правило 46 святых Апостолов гласит: «Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву (=Евхаристию) еретиков, извергати повелеваем». Святой Василий Великий в Первом Каноническом Послании святому Амфилохию Иконийскому, Правило 1, говорит: «От начала бывшим Отцам угодно было крещение еретиков совсем отметати; крещение раскольников, яко еще не чуждых Церкви, приимати».    Соборность Церкви? — Она всецело зависит от Богочеловеческого апостольства (апостоличности), от Богочеловеческой святости, от Богочеловеческого единства. И еще: от нашей богочеловеческой веры, от нашей богочеловеческой любви, от нашей богочеловеческой жизни, от нашей богочеловеческой молитвенности, от нашего богочеловеческого подвижничества, от нашего богочеловеческого единения со Христом. Одним словом — вся соборность Церкви зависит от Богочеловека, Господа Иисуса Христа: «все и во всем Христос» (Кол.3:11) «все... одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).« Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... Все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви... дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол.1:16-18). «Церковь... есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:23).    В Христовой Церкви, которая есть Тело Христово, всё имеет свое богочеловеческое место; всё согласовано, всё богочеловечески устроено и сочленено. Владыка Христос — Глава Церкви — содержит в Богочеловеческой соборности все миры, видимые и невидимые. И в самом деле, Богочеловек, Господь Иисус Христос — это и есть вся глубина, вся высота, вся широта соборности. Он — всё в нас и всё во всем нашем: всё в вере, всё в любви, всё в любом нашем подвиге, всё в каждом нашем святом таинстве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что касается ухода после молитвы об оглашенных, то нелишне напомнить о 4-ёх степенях покаяния в древней Церкви. Вместе с оглашенными предписано покидать храм также слушающим и припадающим ( плачущие вообще не могли заходить в храм),  а вот на 4-й степени покаяния - вместе стояние - кающиеся стояли с верными до конца, но не причащались . 11-е правило I-ro Вс. Соб.  То есть практика пребывания вместе с верными до конца - и не причащение при этом - есть практика вполне древняя.  Виталий Мигузов, Воронеж 29 августа 2013г. 19:24 //И практика была такой, и такой же и остаётся сегодня у старообрядных христиан-поповцев, - т.е. редкое причащение, в основном в посты//- то что это большая проблема они понимают, и когда читаешь решение их последнего майского собора 2013г.: ( ) возникает четкое понимание, что говорил пророк Исайя: «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены». Ис.28:13 Приятно читать итог - «Собор призывает всех церковных чад не пренебрегать христианским долгом причащения, но со смирением и сокрушением сердечным как можно чаще приступать к Чаше Господней ,…». Но как только это им делать – непонятно совершенно. Вы совершенно правы,  //и не причащение при этом - есть практика вполне древняя//. Это очень плохая практика, и против неё и направлены четкие установления отцов и соборов. Поэтому непричащающиеся 3 недели подряд (живущие в местах наличия храма) – выводятся за границы Церкви. При крещении, когда мы сочетались со Христом, мы не обещали, что сочетаемся только на время поста. А вот какая практика считалась настоящей ещё 250 лет назад: «Примечательно прежде всего то, что наши защитники частого причащения обычно своими оппонентами, не всегда безосновательно, квалифицируются как модернисты и западники. На Афоне все было совершенно наоборот. Коливады (т.е. сторонники частого причащения) всеми признавались и признаются традиционалистами , консерваторами и борцами с европейским духом, а действия их противников выглядят как попытки приспособить Предание Церкви к нуждам времени, хорошо сочетающиеся с желанием сохранить в неприкосновенности все те церковные обычаи текущего исторического момента, которые не мешают спокойной жизни» ( )

http://bogoslov.ru/article/3431779

На обличения Исаии священники, судьи и пророки иудейские отвечают: «Что это? разве мы маленькие дети, которых нужно учить, как говорить? Он обращается с нами, как учитель! Ведь это мать только может учить маленьких детей односложным словам: kav, zav и т. п.». Иудеи, очевидно, насмехались в этом случае над пророком, который, являясь к ним, говорил: kav iehovat! т. е. заповедь Сущего (я возвещаю вам). «Нам надоели эти твои заявления о «заповедях», – говорят они, – ты все указываешь нам на наши отступления от закона» (тут немного и там немного). Таким образом ясно, что они хотели раздражить пророка, бессмысленно повторяя его обращение к ним (kav la kav, zav la sav!). Ис.28:11 . За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. Так как священники, пророки и судьи смеялись над пророком, повторяя без толку неприятные им слова, то и пророк угрожает им тем, что и с ними заговорят – конечно, неприятели – на таком языке, который покажется им непонятным бормотаньем. Однако они с трепетом должны будут внимать этому бормотанью, потому что враги не простят им, если они не станут исполнять их приказаний, отданных даже и на непонятном для иудеев языке. Пророк имеет в виду, очевидно, язык ассирийцев, в котором было только три гласные буквы: а, и, у, – отчего речь ассирийца производила на иудеев впечатление детского лепетанья. Ис.28:12 . Им говорили: «вот – покой, дайте по­кой утружден­ному, и вот – успокое­ние». Но они не хотели слушать. «Вот покой». Исаия указывает, как на первый признак неповиновения закону Господню – на нарушение закона о праздничном покое. Может быть, пророк хотел указать и на то, что Израилю истинные пророки давно уже разъясняли, в чем состоит главное условие успокоения или спокойной жизни Иудейского государства, и что народ, к сожалению, не внимал этим разъяснениям. Ис.28:13 . И стало у них словом Го­с­по­да: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разо­бьют­ся, и по­падут в сеть и будут уловлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Именно для того и женщина в месячном очищении, и совокупляющийся с ней мужчина названы нечистыми, по Феодориту (Theod. Cyr. Quaest. in Lev. 21 //PG 80, 325C.), и прокаженных постановлено изгонять из городов и запрещать им всякое общение с людьми, по Исидору (Isid. Pel. Ep. II, 81//PG 78, 524B.), – чтобы под угрозой нечистоты, проказы и изгнания, которым подвергнутся дети, воспрепятствовать родителям совокупляться в неположенное время. Поэтому и «Апостольские постановления» (кн. 6, гл. 28) определяют то же самое: «Когда у жен бывает естественное очищение, мужья не должны сходиться с ними, заботясь о здоровье будущего потомства» (PG 1, 985A.). Бог же, требуя еще большего, повелевает истреблять и предавать смерти мужчин, которые вступили в половую связь со своими женами, когда у них было месячное очищение. Если кто ляжет с женою во время болезни кровоочищения и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего. ( Лев.20:18 ). Потому и через прор. Иезекииля Бог говорит, что признаком праведного человека служит то, что он не совокупляется со своей женой во время ее месячного очищения: И к жене во время очищения не приближается ( Иез.18:6 ). Итак, Бог, желая по всем этим причинам не только внушить женщинам благоговение и страх, но и, гораздо более, укротить неудержимые стремления мужчин, и раньше, и теперь через Своих святых запрещает женщинам входить в таком состоянии в храм и причащаться Божественных Таинств, как постановляет и это правило божественного отца. Равным образом и правило Тимофея 7 запрещает им причащаться, пока не очистятся. А 6-е его правило запрещает также крестить их прежде очищения. Согласно со священными правилами и 17-я новелла Льва Мудрого определяет, что как роженицы, так и находящиеся в месячном очищении женщины, если они не крещены, не должны принимать крещение, а крещеные – причащаться, пока не очистятся, если только не впадут в смертельную болезнь. Поскольку некоторые ссылаются на 27, 28 и 30-ю гл. 6-й кн. «Апостольских постановлений», где говорится о том, что обряды относительно извержения семени и истечения семени во сне, естественного очищения и т. п. – обряды только иудейские (PG 1, 980А-985А, 988В-992В.), а также приводят другие подобные примеры, противоречащие вышеуказанным правилам, то мы отвечаем им так.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Цитата несомненно взята из Ис.28:11–12 , хотя и не соответствует буквально ни Еврейскому, ни Греческому. В теперешнем еврейском читается так: „потому что (причина того, что у Израиля вместо нравственности царит пустосвятство – заповедь на заповедь, правило на правило) через лепечущих устами (или: устами иностранцев) и через язык иной (чужой) заговорится (заговорят) к народу сему, – им говорилось (говорили): „вот покой: упокойте утруждённого, – и вот отдых“, и (но) не хотели слу– —499— шать“, – LXX: „δι φαυλισμν χειλων δι γλσσης τρας, τι λαλσουσιν λα τοτ, λγοντες ατος τοτο τ νπαυμα τ πεινντι κα τοτο τ σντριμμα, κα οκ θλησαν κοειν: (скорби на скорбь ожидай, надежды к надежде, ещё мало, ещё мало) ради худости уст, через язык другой, – потому что заговорят народу сему, говоря им: вот покой алчущему и вот сокрушение, – и не восхотели слушать“. Не соответствуя по букве ни греческому, ни еврейскому, а по смыслу приближаясь к подлиннику (греческий, по-видимому, испорчен и не имеет ясности), цитата Апостола представляет перифраз или таргум подлинника, применительный к раскрываемой писателем мысли. Возможно впрочем, что Апостол читал иной текст, точно соответствовавший цитате, так как Ориген свидетельствует, что „Он нашёл соответствующее (τ σοδυναμοντα τ λξει τατ) апостольскому чтение в переводе Акилы“, а Иероним, указывая на различие в данном случае чтений еврейского, LXX, Симмаха и Феодотиона, молчит об Акиле, хотя предполагает, что Апостол взял текст с еврейского подлинника в теперешнем его виде, как читал и сам Иероним (см. Field, Orig. Hexapla ad h. c.). Как бы то ни было, Апостол приводит именно это место из 28-й главы пророка Исаии. Между тем как венец гордыни пьяных Ефремлян отдаётся на попрание врагов, „Господь воинств, говорит пророк, в тот день будет великолепным венцом и славной диадемой для остатка народа своего, и духом правосудия для сидящего в судилище и мужеством для отражающих неприятеля до ворот. Но и эти (подобно Ефремлянам) шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются, ибо все столы наполнены отвратительной блевотиной, нет места. А (ещё говорят): „кого хочет Он (Бог) учить ведению? и кого вразумлять проповедью? (Неужели) отнятых от грудного молока, отлучённых от сосцев? Ибо всё (у нас) заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного“; потому что через лепечущих устами (через тех, кои лепечут устами, говорят непонятно, или: устами иност–

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1. Духовное. Ст. 11. За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить этому народу. Ст. 12. Им говорили: «вот покой, дайте покой утружденному и вот успокоение». Но они не хотели слушать Ст. 13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, – так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены. Когда книжники и фарисеи мало ценили спасительное учение Слова Божия; напротив по гордости всю важность своей учености и мудрости поставляли в знании мелочных предметов: то Бог в наказание попускает им более и более уклоняться от здравого, спасительного учения веры, которое одно доставляет истинное утешение совести, и подвергнуться суете своего ума на погибель своих душ. Бог говорил народу Иерусалимскому (как видно из ст. 14): сей есть покой: дайте покой утомленному. Это есть слово благодати и отпущения грехов, есть евангелие Иисуса Христа и Апостолов, которые доказывали, что человек, утомленный под тяжестью Моисеева закона, у которого совесть обременена грехами, ни в чем не может найти спокойствия, утешения и веселия, как только в вере в Мессию, и в оправдании, получаемом чрез Него, с отвержением всех плотских, обрядовых дел, заслуг, и внешних преимуществ, в которых фарисеи полагали надежду спасения. Вы – ложные учители, которые несчастный народ обманываете, питаете бесплодным учением преданий старческих и обрядов, которые составляют только внешность религии, а душу не питают, не доставляют истинного утешения, – дайте говорит Бог, покой утомленному, у которого совесть обременена грехами, дайте успокоение совести, которому я научаю, и доставляю верующим в Меня, как говорил Спаситель: приидите ко мне ecu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. ( Мф.11:28 ; Ин.7:37 ). Но фарисеи – упорные в своих предрассудках, надутые гордостью, не хотели послушать этого евангельского призывания, оставить свои заблуждения. Этот тяжкий грех фарисеев и обратился им в наказание, – Бог по требованию Своего правосудия попустил им запутаться этим грехом, как сетью, впасть в большие заблуждения – на погибель, как говорит Пророк в 11 стихе: за это Бог лепечущими устами и иным языком будет говорить с этим народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010