архиепископ Антоний (Амфитеатров) (27.10.1815–20.11.1879) Догматическое богословие Основы православия Пастырское богословие Письма, слова, речи архиепископ Антоний (Амфитеатров) Архиепископ Казанский и Свияжский, миссионер, почётный член Петербургской академии наук. Биография До пострижения Яков Гаврилович Амфитеатров , родился 15-го октября 1815 года в Оренбургской губернии, на Миасском Заводе, где отец его был священником, умер 8-го ноября 1879 года. Первоначальное образование получил в Калужском училище и семинарии, а в 1835 г. поступил в Киевскую духовную академию, где чрез четыре года окончил курс первым магистром и тотчас назначен бакалавром академии по греческому языку. 12-го сентября 1840 года Амфитеатров принял монашество, 18-го сентября рукоположен во иеромонаха, 16-го декабря того же года назначен ректором Киево-Софийских духовных училищ, а в 1841 году, кроме того, инспектором Киевской семинарии. В 1845 году Антоний занял место ректора той же семинарии и возведен в сан архимандрита. С 1848 года он совмещал с ректорством должность настоятеля киевского Николаевского монастыря. 22-го ноября 1848 года за свой учебник по догматическому богословию Антоний получил степень доктора богословия. В 1848 — 1849 годах вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди и состоял членом Санкт-Петербургской консистории, комитета для сооружения Воскресенского женского монастыря и командирован Священным Синодом в Петрозаводск с особым поручением к архиепископу Олонецкому. В январе 1851 года Антоний назначен ректором Киевской академии и настоятелем Киево-Вратского Богоявлевского монастыря. 30-го марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиривского, викария Киевской митрополии, в октябре 1859 года переведен на смоленскую кафедру, 9-го ноября 1866 года назначен епископом Казанским и Свияжским, а 16-го апреля 1867 года возведен в сан архиепископа. Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей, как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам. Как человек он отличался характером ровным, мягким, приветливым. Как администратор он обладал способностью быстро ориентироваться в главных нуждах управляемых им епархий. Так, в Смоленске он тотчас по прибытии обратил особенное внимание на крайне бедственное материальное положение учителей духовно-учебных заведений и изыскал средства к улучшению их содержания, что послужило примером для многих других епархий и за что ему объявлена была Высочайшая благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Болезнь М. Филофея открылась письмом его к К. П. П. в коем он писал, что его на пути в Синод (на мосту) остановил какой-то человек, отворил дверцы кареты и наговорил ему дерзостей, называя его еретиком и негодяем, – и просил К. П. П. доложить Государю о защите… Поручили И. Васильевичу посетить его. Узнал гостя, расцеловал и добивался, как он (И. Вас.) думает о таком-то тексте Св. Писания. Толкуют так-то, а он так-то. И. Васильевич соглашался с больным... Тотчас всё забыто – и началась речь Бог весть о чём. Положили отправить в Киев – и увезли его прямо в Голосеевскую пустынь. Доктора говорят, что он безнадёжен. —507— 1881 г. 30 сентября юбилей М. Изм. Богословского 789 . От нас едет М. И. Херасков 790 и кажется А. И. Сервицкий 791 . Лжеепископ Геннадий 792 , по приезде во Владимир, подносил г. Судиенко 793 денежный пакет в благодарность за ходатайство об освобождении его и др. из крепости. Губернатор не принял, сказав (неумно): „Вы так долго сидели в крепости, что не знаете, что губернаторы очень хорошо обеспечены и денег не принимают“. Желаю Вам в радости встретить день своего Ангела и нас утешить доброю вестью. Многая Вам лета!..“ 30-го ч. послал я в Москву о. протопресвитеру Большого Успенского собора, Михаилу Измаиловичу Богословскому, телеграмму следующего содержания: „Приветствуя с совершившимся пятидесятилетием доблестного служения святой церкви и духовному просвещению, желаю Вам милости Господней в долготу дний“. В ответ на это 2-го октября получена была мною телеграмма: „Сердечно благодарю Ваше Преосвященство за дорогое для меня поздравление и благожелания“. 1-го октября, по случаю дня моего ангела, получено было мною, с разных сторон, 21 телеграмма и 19 писем. Из 19-ти писем, полученных мной 1-го октября, не все заслуживают, по своему содержанию, внимания; но вот наиболее интересные из них. От 27-го сентября писал мне из Харькова Кафедральный Ключарь, протоиерей С. А. Илларионов: „Приимите, милостивейший Владыко, с свойственной Вам отеческой любовью, приветствие с знаменательным днём Вашего ангела и искреннейшее желание Вам здравия, спокойствия и преуспеяния в Ваших пастырских трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Болезнь М. Филофея открылась письмом его к К. П. П. в коем он писал, что его на пути в Синоде (на мосту) остановил, какой-то человек, отворил дверцы кареты и наговорил ему дерзостей называя его еретиком и негодяем, – и просил К. П. П. доложить Государю о защите.. Поручили И. Васильевичу посетить его. Узнал гстя, расцеловал и добивался, как он (И. Вас.) думает о таком-то тексте Св. Писания. Толкуют так то, а он так то И. Васильевич соглашался с больным... Тотчас все забыто – и началась речь Бог весть о чем. Положили отправить в Киев – и увезли его прямо в Голосьевскую пустынь. Доктора говорят, что он безнадежен. 30 сентября юбилей М. Изм. Богословского 608 . От нас едет М. И. Херасков 609 и кажется А. И. Сервицкий 610 . Лжеепископ Геннадий 611 , по приезде во Владимир, подносил г. Судиенко 612 денежный пакет в благодарность ходатайство об освобождении его и др. из крепости. Губернатор не принял, сказав (неумно): «Вы так долго сидели в крепости, что не знаете, что губернаторы очень хорошо обеспечены и денег не принимают». Желаю Вам в радости встретить день своего Ангела и нас утешить доброю вестью Многая Вам лета!» 30-го ч. послал я в Москву о протопресвитеру Большого Успенского собора Михаилу Измаиловичу Богословскому телеграмму следующего содержания: «Приветствуя с совершившимся пятидесятилетием доблестного служения святой церкви и духовному просвещению, желаю Вам милости Господней в долготу дний». В ответ на это 2-го октября получена была мною телеграмма: «Сердечно благодарю Ваше Преосвященство за дорогое для меня поздравлениеи благожелания». 1-го октября по случаю дня моего ангела получено было мною с разных сторон, 21 телеграмма и 19 писем. Из 19-ти писем полученных мною 1-го октября не все заслуживают по своему содержанию внимания; но вот наиболее интересныя из них. От 27-го сентября писал мне из Харькова Кафедральный Ключарь, протоиерей С. А. Илларионов: «Приимите, Милостивейший Владыко, с свойственною Вам отеческою любовью, приветствие с знаменательным днем Вашего ангела и искреннейшее желание Вам здравия, спокойствия и преуспеяния в Ваших пастырских трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

( < < back) святого апостола Варнавы празднуется особо 11 июня. ( < < back) город в южной Палестине, на дороге между Иерусалимом и Газой. В настоящее время здесь расположено селение, лежащее при выходе из равнины Сефельской в нагорную землю Иудину. Недалеко от него лежат развалины древнего Елевферополя. ( < < back) памяти его 30 октября. ( < < back) святого апостола Фаддея совершается Церковью 21 августа. ( < < back) нынешней Бейрут — древний город Финикии, на берегу Средиземного моря; в V веке процветал и славился своей высшей школой риторики, поэзии и права; ныне — главный административный город Азиатско-Турецкой Сирии и важнейший торговый пункт Сирийского побережья, с населением до 180 000 жителей. ( < < back) главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших городов во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде, протекающей чрез него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время г. Дамаск, входящий в состав Турецкой империи, — один из богатейших городов Азии и имеет до 150 тысяч жителей. ( < < back) ап. Анании совершается 1-го октября. ( < < back) святого первомученика Стефана совершается Церковью три раза в год: 27-го декабря, в день мученической кончины святого, 15-го сентября, когда празднуется обретение мощей его, и 2-го августа, в день перенесения мощей святого Стефана из Иерусалима в Константинополь. ( < < back) как страна или область Палестины, занимала средину Палестины, на запад от Иордана. Границы ее к северу — Галилея, к югу — Иудея, к востоку — Иордан, к западу — Средиземное море. Самария, главный город страны Самарийской и некогда столица царства Израильского, находилась в расстоянии почти трех верст на север от Иерусалима. В настоящее время от древнего славного города не осталось камня на камне, — на месте его стоит одна бедная деревенька Сабустье (прежде город Севастия). ( < < back) Лидийский город на северо-западе Малой Азии. ( < < back) апостола Филиппа совершается Церковью 11-го октября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Спустя неделю после расстрела Белого дома один из основателей общества «Мемориал» школьный преподаватель математики Евгений Владимирович Юрченко вместе с Олегом Орловым обошли кладбища Москвы и ближнего Подмосковья. Расследование началось с телефонного звонка в «Мемориал» женщины, которая хоронила сестру на Хованском кладбище. Она утверждала, что слышала разговоры кладбищенских рабочих о том, что на грузовиках доставляли неопознанные трупы. Исследователям удалось установить, что в крематориях Николо-Архангельского и Хованского кладбищ сжигались трупы защитников парламента. В ночь с 5-го на 6-е, с 6-го на 7-е и с 7-го на 8-е октября туда прибывали машины, не принадлежавшие фирмам по ритуальным услугам, и доставляли трупы для кремации. Служащая Хованского кладбища разрешила им переписать из журнала регистрации данные по доставленным для сожжения в крематорий кладбища трупам неизвестных лиц. Например, на машине, номер такой-то, привезли 19 трупов: три женщины, остальные мужчины. В Николо-Архангельский крематорий первую партию погибших привезли в полиэтиленовых мешках, остальные трупы доставлялись в фанерных ящиках. Кремация проводилась без обычного оформления документов. По репликам и в ходе расспросов тех, кто привозил трупы, рабочие смогли понять, что это были тела убитых в Белом Доме. Примечательно, что в 2008 году рабочие Николо-Архангельского кладбища в приватной беседе со своим сослуживцем, защитником Верховного совета, подтвердили факт тайной кремации трупов после расстрела Дома Советов. Трупы кремировали и хоронили, не разбирая. На вопрос, сколько же их было, рабочие давали разные ответы, от просто «много» до числа в 300-400 человек (в Николо-Архангельском крематории). Сотрудница Хованского крематория вела точную статистику: в ночь с 5-го на 6-е - 58 трупов, в ночь с 7-го на 8-е - 27, в ночь с 8-го на 9-е - 9. Нижняя оценка по двум крематориям, учитывая их мощность и внеплановый характер работы, составляла около 200 кремаций, высшая - около 500 . В крематории Митинского кладбища, в котором, как предполагал Юрченко, тоже сжигались трупы из Дома Советов, правозащитникам не удалось получить необходимую информацию. «Уже установили слежку за нашими розысками, - вспоминал он, - и подвергли сильному давлению работников посещаемых нами крематориев. Служащие Митинского кладбища сказали нам: «Начальство строжайше запретило с вами разговаривать». Так наше расследование оказалось незавершённым» . Однако журналистам газеты «Ступени» удалось выяснить, что трупы из Белого дома свозились в Митинский крематорий, который работал несколько суток в три смены .

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/3/z...

29 сентября Казагранди приступил к выполнению поставленной задачи. После боев в районе деревень Луковская и Санкино к 6 октября белые вышли на линию р. Тагил; 7-9 октября вели бой у деревень Сиднево, Махнево и Болотово; 10 октября - у деревни Меркулино; 11-12 октября - у села Красногорское и деревни Пушкарева Гора (23). 14 октября колонна капитана Казагранди с боем овладела городом и железнодорожной станцией Верхотурье (24.) С овладением Верхотурьем белые создали потенциальную угрозу левому флангу 3-й Красной армии, и в частности Кушвинской группировке ее войск. В последующие три недели войска Казагранди занимали оборонительные позиции в районе Верхотурья фронтом по направлению к станции Кушва. Согласно приказу генерала Г. А. Вержбицкого от 26 октября 1918 г. северная группа капитана Казагранди получила задачу: " обеспечив себя со стороны Николо-Павдинского завода, продолжать движение на юго-запад вдоль железной дороги " с тем, чтобы наладить связь с 20-м Тюменским полком полковника Б. М. Черкасова, занимавшего позиции в районе деревни Богомолово (25). С 15 октября по 7 ноября произошел лишь один бой, отмеченный в " перечне боев " Отряда Сибирских правительственных войск - у поселка Мурзинского 1 ноября 1918 г. (26). Приказом по Сибирской армии от 1 ноября 1918 г. за отличия в боях командир 16-го Ишимского полка капитан Н. Н. Казагранди был награжден чином подполковника, штабс-капитаны того же полка К. Цветков, А. Машаров, С. Сиротин и Г. Дементьев были произведены в капитаны, поручики Д. Оскирко, К. Зобнин и П. Фрейтаг - в штабс-капитаны, подпоручики П. Кузнецов, А. Мидлер, И. Плясунов, Н. Кудрин, Н. Касимовский, И. Лоскутов, А. Рудаков, И. Гладков, Я. Бурков, Д. Конев, Г. Андреев, И. Кузьмин и А. Стеклов - в поручики, прапорщики Я. Сурнин, П. Саблин, И. Корчемкин, А. Корчемкин, А. Тутолмин, В. Осинцев, Г. Бруннер, Г. Мникович, В. Кайгородов, Н. Сухомлинов, П. Кузиванов, А. Ляхович, И. Старс, А. Торопов, Г. Бришневич, А. Щепкин, А. Пастак, А. Бровиков, А. Кочегаров, А. Рудомин, А. Болотов, П. Семухин, А. Волынский - в подпоручики, юнкера М. Кошурников, С. Миндель, А. Чирков, И. Таранюк и И. Струпенко, а также добровольцы подпрапорщики И. Гревалов и С. Хлебин, старший унтер-офицер Н.-М. Курбан Галиев и младший унтер-офицер Л. Дерябин - в прапорщики (27).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Ночь со среды на четверг прошла довольно хорошо, и больной чувствовал себя сравнительно удовлетворительно; следующей же ночью опять состояние ухудшилось. В пятницу приглашен был профессор Кудревецкий, который подтвердил поставленный домашним врачом диагноз болезни. В субботу, 29 октября, в 11½ часов дня, после исповеди Владыка причастился Св. Таин. В воскресенье состоялся консилиум врачей, с участием профессора Щербака и доктора Рейхмана, которыми подписан следующий бюллетень: «30 октября 1905 г. В ночь с 25 на 26 октября у Его Высокопреосвященства появились признаки закупорки мозговых артерий; явления эти постепенно усиливались; 27 октября больной находился в почти бессознательном состоянии; параличные явления стали заметны в левой половине тела, особенно в левой верхней конечности. Деятельность сердца удовлетворительна. Температура тела 37°, пульс – 84». 31 октября Владыка был почти без сознания. Консилиум врачей 1 ноября признал положение больного Владыки безнадежным. 1-го же ноября в 6 ч. вечера было совершено над болящим Владыкою таинство Елеосвящения кафедральным прот. П. Каллистовым и свящ. Т. Теодоровичем и А. Квачевским, а в 9½ ч. экономом архиерейского дома Иеромонахом Иннокентием прочитана отходная. Когда распространилось известие о болезни Владыки, в Варшаве, стали возноситься во всех приходских храмах молитвы «о болящем архиепископе Иерониме». 29 октября все священнослужители епархиального, а 31 октября все священнослужители г. Варшавы – епархиального и военного ведомств – собрались в кафедральном соборе и вознесли ко Господу молебствие о недужном архипастыре. Но назначенный Господом предел земной жизни Высокопреосвященного архиепископа наступил. В 1 час 50 минут ночи с 1 на 2 ноября наш архипастырь тихо в Бозе почил. Указанный бюллетень врачей достаточно ясно говорит, чем был болен усопший и как протекала его болезнь. Но этот бюллетень не касается, конечно, внутреннего настроения больного, которое было таково, что его кончину должно назвать истинно христианскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

В приписке: «Возлюбленному Феодору Александровичу мое благословение и заочное целование». Этим кончаются письма деда, умершего 27 октября 1854 года, 76 лет от роду. Чтобы покончить историю деда, сообщу о его кончине и погребении. Своевременно, 699 именно 25 или 26 октября, 700 «ореховый зять» послал отцу моему печальную весть; но 701 сын покойного Сергей Петрович Гиляров собрался уведомить о том отца только 2-го ноября, а младший зять священник Богословский – только 11 ноября, хотя покойный скончался у него в доме. Вот что писал Сергей Петрович: «Ты, может быть, уже и получил от кого-либо из зятьев наших известие о смерти нашего батюшки; но я, несмотря на это, уведомляю с своей стороны тебя, что он, после пятидневной болезни, скончался октября 27-го дня в первом часу пополуночи, а похоронен 30-го дня. Я ожидал, что ты наверное приедешь к похоронам, а потому самому и отложено было погребение до четвертого дня. Я тем более еще был уверен в твоем приезде в Коломну, потому что тебе уже писано было зятем Петром от 25-го дня чрез ямщика письмо и тогда, когда в батюшке заметны уже были признаки близкой смерти». После разных догадок о причине неявки отца Сергей Петрович продолжал: «А между тем и самому покойному батюшке хотелось, чтобы мы все, по возможности, были при его погребении; а это видно из того, что он не раз говорил, чтобы всех известить о его болезни; кроме того, часа за два до смерти даже просил известить всех нас о его смерти. А потому очень жаль мне, что ты не исполнил последнего его желания… Что касается до похорон, то все было сделано так, как должно: к погребению приглашены были мною семь священников и многие из прихожан, но которые, вероятно, и без того пришли бы отдать последний долг прослужившему у них несколько лет священнику; даже некоторые из прихожан, по особенной любви к покойнику, несли его на себе до самого кладбища; и после того все те, которые приглашены были мною, не отказались помянуть его, в числе шестидесяти с лишком человек. Но при такой печали и тогда, когда тело покойного батюшки лежало еще в гробе, открылись было разные неудовольствия от одного человека». Имени этого человека дядя не сообщает; но заявляет, что «эти неудовольствия прекращены были» им, Сергеем Петровичем. 702

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

26-го сентября. Вторник Такой же великолепный день без единого облачка. Долго гулял утром и читал на балконе до завтрака. Днём пилил и играл в городки. После чая разбирали вновь привезённые ковры и украсили ими наши комнаты. Окончил роман Лескова “Некуда”. 27-го сентября. Среда Погода была превосходная, в тени 14°. Начал читать “Ramuntcho” P. Loti. 25-го сентября. Четверг С начала недели у детей пошли по утрам занятия; продолжаю уроки истории и географии с Алексеем. Погода та же восхитительная. Много были на воздухе. 29-го   сентября. Пятница На днях Е. С. Боткин получил от Керенского бумагу, из которой мы узнали, что прогулки за городом нам разрешены. На вопрос Боткина, когда они могут начаться, Панкратов, поганец, ответил, что теперь о них не может быть речи из-за какой-то непонятной боязни за нашу безопасность. Все были этим ответом до крайности возмущены. Погода стала прохладнее. Окончил “Ramuntcho”. 30-го сентября. Суббота День простоял солнечный, хороший. Утром гуляли час, а днём два с половиною часа; играл в городки и пилил. Начал читать пятый том Лескова — длинные рассказы. В 9 час. у нас была отслужена всенощная. Вечером уехал б.[арон] Боде. 1го октября. Покров пр. Богородицы Встали в 7 час. до восхода солнца и в 8 час. пошли к обедне. После вторичного чая долго гуляли; погода стояла отличная, но с ветром от W. Днём усиленно играл в городки. Узнали из телеграмм, что немцы высадили десант на Эзеле и Даго! 2го   октября. Понедельник Тёплый день; около 4 час. прошёл небольшой дождь.  Теперь все наши, желающие погулять, обязаны ходить по городу в сопровождении стрелков. 3го октября. Вторник Погода была совершенно августовская; тихая, при 13° в тени, а на солнце на балконе дошло до 29°. День провели по обыкновению. Вечером читал вслух рассказ Лескова “Грабёж”. 4го   октября. Среда Мы вспоминали сегодня конвойный праздник в прежние годы. Было теплее, чем бывало иногда в Крыму в этот день. Ай да Тобольск! День провели как всегда. После всенощной Алексей получил подарки. Обедали в 71/2 час.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Город Пагул, упоминаемый далее в описании пути Ланге, есть китайский город Пин цюань чжоу, который у Ресина назван Пагоу. Далее местности Quan tschin и Pin sau в названном описании показаны на маршруте Ресина под названиями Куан чэн и Пин дяо. 29 октября Ланге прибыл с караваном в Dsi fen ku (Си фын коу), у Великой стены, и направился в Пекин через города Lan jan (Луань ян), San tain (Сань тунь ин), Zun ниа (Цзунь хуа чжоу), оставив в стороне императорские кладбища, где похоронен император Кан си (умерший в 1723 г.). Далее он следовал на города и местечки Zin dschu (Цзи чжоу, город), Pan dsan (Пань цзюнь), San cho gowan (Сань хэ гуань), где его встретил русский иеромонах Лаврентий из Пекина. 8-го ноября Ланге прибыл в Tun schu (Тун чжоу, город), а 10-го вступил в Пекин, где остановился в русском подворье. Здесь он оставался с караваном до 10-го мая 1737 г. и по продаже товара отправился обратно в Россию, последовав по Кяхтинской дороге. Оставленные Ланге, в передний путь, за Великой стеною (близ Си фын коу) вьючные животные, были заранее доставлены на станцию Шаберту (к С. от Калгана) 13 . После Ланге казённые караваны ещё три раза ходили с товарами через Кяхту в Пекин, а именно в 1741, 1745 и 1754 годах. Они следовали обыкновенно по Гунчжиин цзам’ской дороге и употребляли от двух до трёх месяцев на переход от русской границы до Пекина. Только последний караван 1754 года ходил в оба пути по Керуленской дороге, по примеру Ланге в 1731 г. (См. Баыт.-Камен., стр. 253, 261, 262; также выше примеч. 9). Затем, казна, не находя более для себя выгодным производить торговые операции с Китаем, прекратила посылку караванов в Пекин. Наши духовные миссии в Пекине, которые по установившемуся правилу должны были сменяться через каждые десять лет, отправлялись обыкновенно с караванами, но когда последние перестали ходить в Пекин, тогда для сопровождения миссии назначались особые пристава. С 1743 по 1767 г. Бантыш-Каменский перечисляет семь русских курьеров, которые были отправляемы с правительственными грамотами из Кяхты в китайскую столицу; на курьерские поездки требовалось обыкновенно от одного до двух месяцев. Один из таких курьеров, прапорщик И. Якоби, сын Селенгинского коменданта, отличился чрезвычайно быстрой поездкой; 7-го июля 1753 г. он выехал из Кяхты и 27-го того же месяца уже был в Пекине; получив там ответный лист, он, 21-го августа выехал обратно и 24-го сентября достиг Кяхты 14 (См. Бант.-Кам. стр. 259).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010