П.В. Долгоруков Князья Репнины-Волконские отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО XVIII: Князь Иван Михайлович Оболенский, по прозванию Репня (см. статью о князьях Одоевских), боярин † 1523 КОЛЕНО XIX: Князь Василий больший Иванович Репнин, во иноках Вассиан Князь Пётр Иванович Репнин, боярин † 1546 Князь Василий меньший Иванович Репнин КОЛЕНО XX: Князь Михайло Петрович, боярин † 1564 Князь Юрий Петрович Князь Андрей Васильевич КОЛЕНО XXI: Княжна Елена Михайловна, за боярином (бывшим в последствии Царём) Василием Иоанновичем Шуйским Князь Александр Андреевич † 3 января 1612 КОЛЕНО XXII: Князь Пётр Александрович, боярин † 27 января 1643; женат 1. на Феодоре Захарьевне NN † 10 мая 1632; 2. на Ксении Ивановне NN † 18 декабря 1696 Князь Борис Александрович, боярин † 17 мая 1670; женат на NN † 2 октября 1680 КОЛЕНО XXIII: Князь Иван Борисович, боярин † 5 июня 1697; женат на Евдокие Никифоровне Плещеевой † 8 апреля 1695 Князь Афанасий Борисович † 25 ноября 1653; женат на княжне Анне Петровой Пожарской (овдовев, вышла за боярина Ивана Андреевича Милославского) КОЛЕНО XXIV: Князь Андрей больший Иванович † 26 мая 1666 Князь Аникита Иванович, фельдмаршал и Святого Андрея кавалер, рождение 1668 † 3 июля 1726; женат 1. на княжне Прасковие Михайловне Лыковой † 7 октября 1685; 2. на Прасковие Дмитриевне Нарышкиной, рождённой княжне Голицыной 4 января 1703; 3. на NN (от 2-го брака 3 сына) Князь Андрей меньший Иванович † 27 января 1699; женат на Татияне NN † 25 декабря 1715 КОЛЕНО XXV: Князь Василий Аникитич, генерал-фельдцейхмейстер и Святого Александра Невского кавалер † 31 июля 1748; женат на графине Марие Ивановне Головиной, рождение 1707 † 12 декабря 1770 Князь Иван Аникитич, полковник, рождение 20 января 1696 17 ноября 1737; женат на княжне Марфе Яковлевой Лобановой-Ростовской Князь Юрий Аникитич, генерал-поручик и Святого Александра Невского кавалер, рождение 17 апреля 1701 † 14 октября 1744 КОЛЕНО XXVI: Князь Николай Васильевич последний князь Репнин, фельдмаршал, кавалер и канцлер всех российских орденов, кавалер прусского ордена чёрного орла; рождение 11 марта 1734 † 12 мая 1801; женат на княжне Наталие Александровне Куракиной, рождение 17 апреля 1737 † 1797

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Указатель к житиям святых за все месяцы Праздники господни Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – 14 сент. Вознесение Господне, переходящ. (в конце мая месяца). Воскресение Христово, переход. – (в конце апреля месяца). Воскрешение Лазаря, переходящ. – (в конце марта месяца). Вход Иисуса Христа в Иерусалим, переходящ. – (в конце марта месяца). Знамение креста Господня – 7 мая. Крещение Господне – 6 января. Обновление храма Воскресения – 13 сентября. Обрезание Господне – 1 января. Перенесение нерукотворенного Образа – 16 августа. Перенесение ризы Господней в Москву – 10 июля. Перенесение части креста в Гатчину – 12 октября. Праздник Всемилостивому Спасу – 1 августа. Преображение Господне – 6 августа. Рождество Христово – 25 декабря. Сретение Господне – 2 февраля. Сошествие Святого Духа – в неделю Пятидесятницы, переходящ. – (в конце мая месяца). День Пресвятой Троицы, переходящ. – (в конце мая месяца). Происхождение древа Честного и Животворящего Креста Господня – 1 августа. Праздники богородичные Зачатие Пресвятой Богородицы – 9 декабря. Рождество Богородицы – 8 сентября. Введение во храм – 21 ноября. Благовещение Пресвятой Девы – 25 марта. Успение Пресвятой Девы – 15 авг. Собор Пресвятой Богородицы – 26 декабря. Покров Пресвятой Богородицы – 1 октября. Положение ризы Пресвятой Богородицы – 2 июля. Положение пояса Пресвятой Богородицы – 31 августа. Праздники в честь икон Пресвятой Богородицы Абалацкой, близ Тобольска – 27-го ноября. Ахтырской – 2 июля. Боголюбской – 18 июня. Братской в Киеве – 10 мая и 6 сентября. Ватопедской – 21 января. Виленской – 14 апреля. Владимирской – 26 августа, 23 июня и 21 мая. Влахернской – 7 июля. Волоколамской – 3 марта. Всех Скорбящих Радости – 24 окт. Всех Скорбящих радость – 24 окт. Галицкой – 20 июля. Гребневской – 28 июля. Грузинской – 22 августа. Далматской – 15 февраля. Донской – 19 августа. Елецкой – 11 января. Елецкой Черниговской – 5 февраля. Ефесской или Корсунской – 9 октября. Жировицкой – 7 мая. Знамения Новгородской – 27 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Раздел 1 При служении с диаконом Петром А. Сафроновым надо мне самому считать после обедни деньги или поручать считать диакону совместно с дьячком по причине неверности диакона. Случай такой был 23 ноября 1874 г. Почти явно взял себе два рубля. От проскомидии было пять рублей да от панихиды три рубля двадцать копеек доходу, а записано было в книгу всего пять рублей с копейками. Зорко глядеть надо за ним. Бывали уже и прежде случаи неверности. Узнать завтра, вернее, у Михайлова, сколько было от проскомидии, чтобы напрасно не сказать и не подумать что. 17 декабря 74 г. Афанасьеву и Иогансону две книги для чтения. Конец 1874, 1875, 1876 г. Три новых рамы нужно сделать в кабинет и в спальню мою – старые негодны: камины натопить нельзя – холодно, простуда постоянная. Января 19-го 1875 года. Зрелову дьячку дано 30 января в долг пятнадцать рублей. Брандмейстеру 1 Балыкину 27 января – двадцать пять рублей на 3 месяца. К И. Мейнарду и (Филовину) написать письма 8-го апреля. К Потапию Корниловичу сходить. С постным маслом не есть ничего, особенно постного пирога на ночь: вредно, изжога вредная, непрестанная, неудобоваримость, крепит. Покушал я постного пирога вечером, и сильно закрепило живот: рожном стал он у меня в боках. Лососину на ночь не есть, молоко не пить [...], во рту дурно, как от смолы. 14 июля 1875 г. Жене директора реального училища Акафисты. 31 января 1876 г. 27 . марта. (Гомеловскому) книга и другому (...). Николай Матвеевич Федоров: две книги – «Духовные Беседы» 1869 г. и Творения Отцов, часть П. Катерине, жене дворника, дано в долг три рубля 16 сентября 1875 до 1-го октября. Начало. Не бойся призраков бесовских. Написать, с Божией помощью, науку о богослужении и отпечатать ее наилучшим образом, с картинками и с великолепною обложкою. Ныне и форма много значит у людей. 26 января 1875 г. Полно есть молоко в постные дни под предлогом немощи: молочная пища увеличивает немощь духа, искушения вражии, страсти укрепляет, преткновения умножает, посмеянием от бесов делает. 14 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Двадцатипятилетие учебно-педагогической и пастырской службы протоиерея Иоанна Хрисанфовича Стрельбицкого Источник Отрадным воспоминанием будет отмечен день 5-го сентября 1910 года в истории Одесской духовной семинарии: в этот день корпорация служащих в семинарии, с разрешения и благословения Высокопреосвященнейшего Архиепископа Херсонского и Одесского Димитрия, скромно, но серьезно и единодушно чествовала одного из старейших деятелей семинарии, преподавателя истории и обличения раскола старообрядчества и русского сектантства протоиерея Иоанна Хрисанфовича Стрельбицкого, по случаю исполнившегося двадцатипятилетия его духовно-учебной при Одесской семинарии службы. Отец Иоанн Стрельбицкий – сын протоиерея села Копыстырина, Ямпольского уезда, Подольской епархии, родился в 1861 году. По окончании курса учения в Холмской духовной семинарии, в 1881 году поступил для продолжения образования в Киевскую духовную академию, из которой, пройдя полный курс учения, вышел в 1885 году, будучи удостоен ученой степени кандидата богословия. Приказом Обер-Прокурора Святейшего Синода 5-го сентября 1885 года определен на должность помощника инспектора в Одесскую духовную семинарию, а затем в 1886 году указом Святейшего Синода от 16 октября перемещен на вновь открытую в той же семинарии должность преподавателя Обличительного Богословия и истории и обличения раскола старообрядчества и сектантства, и с тех пор непрерывно преподает означенные предметы и доныне. Во все это время Иоанн Хрисанфович, кроме того, заведовал семинарской библиотекой (до мая мес. 1909 г.) и состоял и ныне состоит членом Совета Свято-Андреевского Братства при церкви Одесской семинарии (а с октября 1909 г. при церкви Димитриевской Херсоно-Одесского Епархиального Дома), а также разновременно нес, по поручение Епархиального Начальства, и другие служебные обязанности по семинарии: преподавал латинский язык в параллельных классах семинарии, исправлял должность инспектора (с 15 июня по 15 августа 1901 г. и с 28 мая по 27 июня 1905 г.), и ректора семинарии (с 16 июня по 5 июля 1904 г.), состоял членом Епархиальных временно-ревизионных Комитетов, присутствовал в качестве депутата от Правления семинарии на экзаменах в духовных училищах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 2 октября 1997 года 8 2005 р. 12:00 2 октября 1997 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха о состоявшейся 24 сентября 1997 года в Одессе встрече Предстоятеля Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение состоявшейся встречей и духовным общением двух Предстоятелей. 2. Особо отметить важность полного совпадения взглядов и позиций Предстоятелей двух Церквей в вопросах преодоления расколов, нарушающих церковное единство и серьезно препятствующих успешному свидетельству Православия в мире. 3. С удовлетворением отметить поддержку, выраженную Патриархом Константинопольским Варфоломеем, канонической Православной Церкви на Украине во главе с Митрополитом Киевским и всея Украины (Московский Патриархат). 4. Констатировать единую и конструктивную позицию обоих Предстоятелей в вопросах межхристианских отношений и признание необходимости всеправославного рассмотрения в ближайшее время вопросов, связанных с участием Православных Церквей в экуменическом движении, а также назревших проблем в этой области. СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха о его визите в Литву с 25 по 27 июля 1997 г. Справка: С 25 по 27 июля 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II находился в Литве. Цель визита пастырское посещение Литовской епархии Русской Православной Церкви и участие в торжествах, связанных с 650-летием кончины Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и 400-летием основания Виленского Свято-Духова монастыря. Состоялись встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с Президентом Литовской Республики Альгирдасом Бразаускасом и премьер-министром Литвы Гядиминасом Вагнорюсом. В своем выступлении Президент Литвы подчеркнул, что с 1990 года, после восстановления го-сударственной независимости, в стране идет возвращение недвижимого имущества, отобранного в годы советской власти у верующих всех конфессий, в том числе у православных. Отметив выдающийся вклад Его Святейшества в укрепление дружбы между Литвой и Россией, Президент наградил Первосвятителя Русской Церкви высшей наградой республики орденом Великого князя Литовского Гядиминаса I степени.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971866...

П.В. Долгоруков Графы Минихи отцовский КОЛЕНО I: Антон-Гинтер von Münnich, датский тайный советник; рождение 9 июня 1650 † 14 февраля 1721; женат на Софие-Екатерине Эткенс, рождение 13 июня 1659 † 27 мая 1710 КОЛЕНО II: Иоанн-Рудольф, начальник над приморскими плотинами в графстве Ольденбургском Граф Бурхард-Христофор, российский фельдмаршал и святого Андрея кавалер; рождение 9 мая 1683 † 16 октября 1767; женат 1) на Христине-Лукрецие фон-Вицлебен † 1727; 2) на г-же Салтыковой, рождённой фон-Мальцан (все дети от 1-го брака) Барон Христиан-Вильгельм, российский обер-гофмейстер и святого Андрея кавалер; рождение 1688 † 11 апреля 1768 Елена-Елисавета, за фон-Рётберг Шарлотта-Амалия, за фон-Рёль Доротея-Елисавета, за прусским генерал-майором фон-Вильдеман КОЛЕНО III: Граф Иоанн-Эрнест, действительный тайный советник и святого Андрея кавалер; рождение 30 декабря 1707 † 1788; женат на баронессе Анне-Доротее Менгде Графиня NN, за полковником бароном Мальцан Христина-Елисавета, за бароном Иоанном-Генрихом Менгден Графиня Луиза-Доротея, за графом Фридрихом Сольмс-Вильденфельс КОЛЕНО IV: Граф Иоанн-Готлиб, действительный статский советник; рождение 9 мая 1740 † 18.. Граф Эрнест-Густав, генерал-майор † 1812 Граф Христофор Сергеевич, тайный советник и святого Александра Невского кавалер; женат на графине Анне Андреевне Ефимовской, рождение 1 августа 1751 † 22 Граф Антон Сергеевич, гвардии ротмистр 1800; женат на Вере Николаевне Чоглоковой Граф Сергий Сергеевич, генерал-майор † 1817; женат на графине Броун Графиня Анна-Ульрика, рождение 1741 † 18 января 1811; за действительным тайным советником бароном Иваном Андреевичем Фитингофом Графиня Доротея-Христина, за Карлом-Густавом фон-Берг КОЛЕНО V: Граф Фридрих-Франц, ольденбургского двора обер-гофмаршал; рождение 1 октября 1788; женат на Христине-Луизе фон-Плессен Граф Пётр-Христофор, малороссийского кирасирского полка подполковник; женат на баронессе Генриэтте-Каролине Клодт-фон-Юргенсбург Графиня Екатерина, за бароном Нолькен Графиня Анна-Доротея, за полковником Глинкою

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1. Начало основания монастыря 1579 г. и первые деревянные монастырские церкви Казанский Богородицкий девичий монастырь 1-го класса находится внутри города Казани, недалеко от крепости. Монастырь основан царем Иваном Васильевичем IV в 1579 году, по случаю обретения в том году, июля 8 дня, иконы Казанской Божией Матери, на том самом месте, где обретена икона, почему и монастырь наименован Богородицким Казанским. Первоначально церковь и келлии были деревянныя, – церковь во имя Пресвятыя Богородицы. Вскоре после того была поставлена другая также деревянная церковь , теплая с трапезою во имя Рождества Пречистыя Богородицы, а на содержание монастыря дано 100 душ. С самого основания монастыря царь Иван Васильевич повелел быть при этом монастыре священному собору, игуменье и 40 сестрам 1 . В 1594 году 14 апреля, по повелению царя Феодора Иоанновича, при митрополите казанском Гермогене был заложен каменный храм во имя явления чудотворного образа Казанской Божией Матери с двумя приделами: во имя Успения Пресвятыя Богородицы и Св. Благоверного князя Александра Невского, который был кончен и освящен октября 27 дня 1595 года 2 . Храм этот, по его устройству, митрополит Гермоген называет «предивным». Тогда же государь Феодор Иоаннович указал снабдить церковь сию св. иконами, книгами, ризницею и прочими потребами, самую же явленную икону украсить как можно лучше золотом, дорогими каменьями и жемчугом из царских сокровищ. Кроме сей церкви впоследствии в монастыре были храмы: 1) во имя Животворящего Креста; 2) Рождества Пресвятыя Богородицы теплая; 3) во имя священномученика Антипы; 4) собора Пресвятыя Богородицы; 5) Св. Иоанна Богослова на св. воротах 3 . В 1694 году при митрополите Маркелле мая 13 дня случился в Казани большой пожар, в который сгорел и Казанский Богородицкий монастырь 4 . Геодезист Пестриков в 1739 году так описывает монастырь казанский: «Монастырь девичей Пресв. Богородицы Казанския имеет ограду каменную; в нем церковь теплая Рождества Пресвятыя Богородицы, придел священномученика Никиты; на св. воротах церковь Иоанна Богослова, на других воротах церковь св. благоверного князя царевича Димитрия Московского. Сей монастырь для имеющегося тут чудотворного образа Богородицы, называемой Казанской, между знаменитейшими считается» 5 . По ведомости о монастырях казанской епархии за 1741 год в монастыре Богородицком девичьем показано 6 престолов. В 1742 году монастырь погорел‚ снова 6 . В пугачевщину изменник Минеев поставил две пушки на св. вратах девичьего монастыря и стрелял в крепость 7 . Собор Казанского женского монастыря во время приступа к Казани бунтовщика Пугачева в 1774 году сожжен 8 . 2. Холодный собор

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

27-го октября 1900 г. исполнилось столетие со дня воссоединения старообрядцев на правах единоверия. О причине возникновения раскола старообрядчества и о необходимости учреждения у нас на Руси единоверия – Собор российских архипастырей вот что говорит: «Св. Пр. Всероссийский Синод, обращая внимание на причины уклонения так именуемых старообрядцев от священноначалия Церкви, всегда находил начало сему единственно в том, что Россия, приняв от греческой церкви христианство , в кратком времени не могла получить везде исправных с греческого языка переводов церковных кни, тем паче, что наш язык еще не имел никакой грамматики, печати не было, а писцы не все были исправные: от чего церковные книги наполнялись погрешностями. Между тем в некоторых местах вводились по произволу разные молитвы и обряды, а когда с тех рукописных книг началось печатание, то, сколько ни было изданий при Преосвященных Митрополитах и Святейших Патриархах Российских, всегда оные были во многих местах поправляемы, что доказывают приложенные при всех изданиях извинения, если не во всем поправлены. Но от сего самого люди любопретельные, или не понимавшие причин исправления, начинали расколы, что и продолжалось до времен бл. Государя Царя Алексия Михайловича, который, опасаясь дабы разнообразие Российской Церкви с православною греческою не произвело общего соблазна, повелел приобрести на Афонской горе древние греческие книги и древние российские из домов архиерейских и монастырей: некоторые из них писаны за 500 и 700 лет, и по ним не новое, но древнее сделано исправление наших книг, для рассмотрения же правильности исправления был составлен собор, так что книги не иначе отдавались в употребление, как с утверждения собора. Собор не подвергал проклятию ни того, что простотой и неведением вошло в употребление, ни тех людей, которые сие употребляли: но предавал анафеме прекословящих, яко еретиков и непокорников. Хотя же действом возмутителей церковного мира некоторая часть православных оставалась при книгах прежней печати и при тех обрядах, коих почитала древнее, отказалась и от повиновения и подчинения матери своей церкви: однако же, всегда чувствовала тяготу своего отчуждения от оной и от святейших таинств, самим Господом нашим И.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Апрель 27-го апреля 1872 года Четверг Фоминой недели. 21 мая. Воскресение. Неделя о слепом. К славе благодати Божией, обновляющей меня. Спиридон [Недельнович] сказал мне сегодня ( 20 октября 1872 г. ), что я на лицо очень молод, юноша. Это от причащения Святых Таин, от моего всегдашнего покаяния. В горной части милостию Божией собрано мною с крестом животворящим (слава Кресту Господню – кроме бесчисленных благ духовных, еще и пищу с питьем и одежду нам подающему) в день святых апостолов Петра и Павла тридцать пять рублей (исключая нищенских), а протоиереем отцом Павлом в той же части прошлый год собрано только 12 рублей. Ныне в соборной части 75 рублей, а отец Матфей – 58 рублей. 30 июня 72 г. Письма в Рузу. [...]. Сколь должен быть возвышен и велик, чист душею священник, совершающий молитвы о людях пред престолом Божиими и совершающий Страшные Тайны! И сколь бедны и недостаточны мы к такому великому и превысокому делу! Как мы обнищали! Как мы мерзки и бессильны! Где дух святыни? Где дух любви нелицемерной? Где дух кротости и незлобия?.. Где сердце чистое, объемлющее любовию всех как братий, как членов своих? О, как глубоко поругано естество мое сатаною и в моем естестве человечество! И сам я презрен в очах моих, и люди, даже высокие власти, как ту же скверну греховную носящие! Но я паче всех поруган и осквернен во глубине, и люди предо мною – ангелы! Я должен всех почитать, любить, особенно высокие и низкие власти, как благоденствию моему и Отечеству моему установляемые, ибо это орудия благости Божией, и в свое время и в своем месте каждая из них приносит великую пользу мне и Отечеству, – да приношу же и я свою долю пользы по благодати Божией. 25 августа 1872 года. Пятница. При чтении акафиста Покрову Божией Матери я ощутил чрезвычайную грубость и черствость сердца от излишнего ядения мясной телячьей студени и фарша мясного с капустой и жирным соусом. Тысячу раз я ощутил себя дурно после пресыщения! Я был сам не свой и дома, и в церкви, и в гимназии. 30 сентября 1872 года. Одиннадцать с половиной часов ночи. Господи, помилуй!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Бакалавры С.-Петербургской духовной академии иеромонах Серафим (Азбукин) (1822–1854 гг.) и иеромонах Мартирий (Горбачевич) (1831г.) Источник I. Иеромонах Серафим (Азбукин) СЕРАФИМ (Азбукин) скончался 32½ лет, а его недолгий педагогически-профессорский день, занявшись на горизонте Almae Matris в стенах Троице-Сергиевой Лавры, быстро пошел к вечеру в С.-Петербурге и догорел на небосклоне Академии С.-Петербургской грустным закатом. В мире называвшийся Петром, – он был сын диакона Богоявленской церкви села Красного Тульской губернии Крапивенской округи (уезда) Ивана Семенова Азбукина и родился 9 января 1791 года 1 . Согласно аттестату, при отправлении в Московскую Академию, – Петр Азбукин с 1802 года обучался в Тульской Духовной Семинарии российскому и латинскому чистописанию, русской и латинской грамматике, синтаксису, арифметике, географии, всеобщей истории, поэзии, риторике, философии, философской, естественной и российской истории, пасхалии, слушал богословие, толкование Священного Писания , церковную историю, книгу Кормчую и «О должностях пресвитеров церковных», изучал пастырское богословие, греческий и французский языки с успехом превосходным. Это выгодно выдвигало ревностного юношу, и – непосредственно по окончании семинарского курса – Петр Азбукин 12 октября 1814 г. преосвященным Амвросием (Протасовым, 1 июля 1831 г. архиеп. Тверским) определен в родную Семинарию учителем низшего грамматического класса на место М. А. Сахарова (после архим. Моисея), отправленного в сентябре сего года в состав первого курса Московской Академии. При преобразовании училищ он оставлен был в уездном училище учителем низшего отделения, а резолюцией епископа Тульского и Белевского Симеона (Крылова-Платонова, 27 мая 1824 г. архиеп. Ярославским) переведен учителем высшего класса Тульского уездного училища и с 8-го июня состоял в нём инспектором. Служба молодого преподавателя была столь похвальна, что – по требованию Московской Академии от 21 июня 1816 г. о присылке туда воспитанников для II-ro академического курса (1816–1820 г.) – местное семинарское правление, не колеблясь, отправило (в числе 6 человек и) Петра Азбукина, по соглашению с академическим ректором Филаретом (Амфитеатровым , 21 декабря 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010