В мае 1917 - мае 1918 гг. о. Николай являлся членом временного присутствия Духовного Собора Александро-Невской Лавры, но 17 мая был исключен из членов Духовного Собора ввиду назначения 9 апреля 1918 г. настоятелем церкви Николаевской детской больницы и избрания председателем совета Свято-Николаевского братства. В конце 1918-1922 гг. он также служил преподавателем Петроградского Богословско-Пастырского училища, а в 1918-1919 гг. – настоятелем Петергофского собора. 17 июля 1918 г. о. Николай был назначен председателем лаврской ревизионной комиссии, 15 августа 1919 г. принят в число братии с назначением правителем дел Духовного Собора, но ввиду возвращения к обязанностям настоятеля Петергофского собора в должность не вступил. Наконец, 17 декабря 1919 г. иеромонах Николай был назначен исполняющим должность наместника Лавры, а 28 декабря 1919 г. возведен митр. Петроградским Вениамином в лаврском соборе в сан архимандрита. Указом Патриарха Тихона и Священного Синода от 5 марта 1920 г. архим. Николай был назначен наместником (в возрасте 27 лет!).  22 февраля 1920 г. его избрали председателем приходского совета лаврских храмов. 7 апреля 1922 г. архимандрит был хиротонисан в Лавре митр. Вениамином во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. Владыка Николай оказался арестован 1 июня 1922 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности, но на следующий день его освободили. 26 июня 1922 г. «по болезни» епископ передал управление Лаврой помощнику наместника архим. Иоасафу (Журманову). Как уже говорилось, в октябре 1922 - феврале 1923 гг. Владыка Николай возглавлял " Петроградскую автокефалию " , боров­шуюся с обновленцами, за что был арестован 9 февраля 1923 г. и приговорен 30 марта 1923 г. Комиссией НКВД по административным высылкам к 3 годам ссылки в Коми-Зырянскую автономную область под гласный надзор. Отбывал срок в Усть-Куломе. После освобождения в марте 1926 г. епископ вернулся в Ленинград, служил настоятелем Петергофского собора, с апреля 1927 по февраль 1928 гг. временно управлял Ленинградской епархией, с осени 1928 г. был председателем Временного Ленинградского Епархиального Совета. В 1935 г. Владыку возвели в сан архиепископа, в 1936-1940 гг. он с титулом архиепископа Петергофского управлял Новгородской и Псковской епархиями.

http://bogoslov.ru/article/2518081

ВЕНИАМИН (Федченков) , митрополит Саратовский и Вольский. 1880 г., 2 сентября – родился в Кирсановском уезде Тамбовской губ., в семье конторщика. 1903 г. – окончил Тамбовскую духовную семинарию. 1907 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию; 26 ноября – монашеский постриг, 3 декабря – иеродиакон, 10 декабря – иеромонах. Инспектор семинарии. 1907–1908 гг. – профессорский стипендиат по кафедре библейской истории. 1910–1911 гг. – личный секретарь при архиепископе Финляндском Сергии [Страгородском]. 1911 г., декабрь – ректор Таврической духовной семинарии, архимандрит. 1913–1917 гг. – ректор Тверской духовной семинарии. 1917–1918 гг. – член Собора Российской Православной Церкви (по избранию от младших клириков Тверской епархии). 1919 г., 23 февраля – хиротонисан в епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. 1919–1920 гг. – епископ армии и флота на Юге России. 1919–1920 гг. – член Временного Высшего Церковного управления в г. Новочеркасске и Юго-Восточного Поместного Собора. 1920 г. – назначен от Синода Украинской Автономной Церкви в Совет министров при генерале Врангеле. 1916 г., ноябрь – эвакуировался за границу. 1917 г. – участвовал в подготовке и работе Карловацкого Собора. Член Русского Совета при генерале Врангеле. Жил в Сербском монастыре Петковице (г. Шабац), где собрал 25 человек русской братии. 1922 г. – настаивал на строгом выполнении указа Святейшего Патриарха Тихона от 22 апреля (5 мая) 1922 г. о роспуске Высшего Церковного Управления за границей. 1925–1927 гг. – преподаватель Православного Богословского Института в Париже. 1927 г. – включён в клир Московской Патриархии. 1929–1930 гг. – преподаватель Православного Богословского Института в Париже. Покинул Институт после разрыва митрополита Евлогия [Георгиевского] с Московской Патриархией. 1930–1933 гг. – организовал в Париже и других городах Франции Патриаршую Православную Церковь . 1932 г. – архиепископ. 1933–1947 гг. – архиепископ Алеутский и Североамериканский с титулом Временного Экзарха Патриархии в Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В нач. 1917 г. Б. был назначен священником в 23-ю артиллерийскую бригаду, вскоре возвращен настоятелем в Колпино. 26 апр. (3 мая?) 1917 г. награжден наперсным крестом от Синода. В 1917 г. назначен проповедником в 12-ю армию, затем в 1-ю, в том же году освобожден от обязанностей проповедника. С 23 авг. 1917 г. состоял членом духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства. В 1917 г. редактировал «Вестник военного и морского духовенства». В марте 1917 г. Б. стал товарищем председателя Всероссийского союза демократического духовенства и мирян ; тогда же он организовал при колпинском храме группу «Друзей церковной реформации», состоявшую в основном из социалистически настроенной молодежи. После 1917 г. Б. указывал в анкетах, что по своим политическим взглядам является христ. социалистом: он выступал против единоличной власти, смертной казни, сословного деления общества и частной собственности на землю, был сторонником свободы совести. В брошюре «Церковь и демократия» (1918) характеризовал положение Церкви в дореволюционной России как «порабощение государственной властью». В 1918 г. Б. входил в редакцию духовно-лит. издания для храма, семьи и школы ж. «Божия нива» (сотрудниками редакции также были буд. обновленцы священники А. И. Введенский , Е. Х. Белков и др.). В 1919 г. был членом комиссии «прогрессивного» духовенства при Наркомате юстиции и епархиальных комиссий по передаче церквей Военного и морского ведомства Петроградской епархии и по борьбе с неверием. С 12 авг. 1920 г. преподавал пастырское богословие в петроградском Богословском ин-те. Весной 1921 г. в рамках организованных епархией еженедельных апологетических бесед для народа провел в Казанском соборе одну из первых бесед на тему «Воскресение Иисуса Христа». В публичных диспутах, проводившихся властями в 1922 г. в ходе антирелиг. кампании, выступал с апологией веры. В 1920 г. вместе с протоиереями А. И. Введенским и Н. Чуковым (см. Григорий (Чуков) ), профессорами Н. Егоровым и мч. Юрием Новицким организовал «Правление общества приходских советов», к-рое играло важную роль в церковной жизни Петрограда (закрыто в 1922). Являясь председателем комиссии «Правления» по церковной дисциплине, пропагандировал радикальную реформу богослужения.

http://pravenc.ru/text/153301.html

221 Иконникова Зинаида Владимировна; (ок. 1901 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357 Иларион (Бельский Иван Иванович); (20 марта 1893 – 31 августа 1937). Окончил Олонецкую ДС (1918). Будучи воспитанником VI класса, был допущен к и. о. надзирателя (13 декабря 1917), делопроизводителя (9 мая 1918) и эконома (18 апреля 1918) Петрозаводского Духовного училища. После закрытия ДУ поступил в Александро-Невскую лавру, 25 июля 1919 пострижен в монашество, 26 июля 1919 рукоположен во иеродиакона, 26 декабря 1920 – во иеромонаха. С 5 января 1920 и. о., с 8 июля 1921 – правитель дел Духовного собора лавры. 22 февраля 1920 избран членом приходского совета и помощником секретаря, 31 октября – секретарь совета. С 13 июля 1919 обучал детей Закону Божию в Александро-Невской лавре и в Феодоровском подворье. Был арестован в июне 1922 по делу «организации Братства». 13 сентября 1922 дело прекращено с аннулированием подписки о невыезде. 30 октября 1922 подал прошение об увольнении за штат, на котором наместник лавры архимандрит Иоасаф (Журманов) наложил резолюцию: «Просьбу отклонить. Отчислить из числа братии Лавры и обратиться с ходатайством в ПЕУ о препровождении его в один из монастырей Петроградской епархии». 8 декабря 1922 переведен в Череменецкий монастырь. 14 октября 1924 хиротонисан во епископа Каргопольского. С 1926 – епископ Поречский, управляющий Смоленской епархией. 4 марта 1928 отделился от митрополита Сергия (Страгородского) . Вновь арестован в августе 1928. С 1928 по сентябрь 1931 – на Соловках, затем до 1933 – в Белбалтлаге. После освобождения проживал в Козьмодемьянске Марийской АССР. Арестовывался 25 мая 1934 (13 октября 1934 был освобожден) и 28 августа 1937. Приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Йошкар-Оле. См.: Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15 (ук. имен). 383 Иларион (Троицкий Владимир Алексеевич); (13 сентября 1886 – 28 декабря 1929). Окончил Тульскую ДС (1906) и Московскую ДА (1910), к.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

73 Соколов Димитрий Евгеньевич . Окончил Ярославскую ДС, выпускник Петроградской ДА 1918 года. 191 Соколов Иван Иванович ; (1870 – 3 мая 1939). Окончил Саратовскую ДС (1886)) и Казанскую ДА (1890), к. б. 16 августа 1890 – 15 августа 1891 – профессорский стипендиат. С 26 сентября 1891 – преподаватель философии Саратовской ДС. 15 июля 1894 – магистр богословия («Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века Казань. 1894. [Удостоена Св. Синодом Макарьевской премии.]). С 19 ноября 1894 – преподаватель греческого языка С.-Петербургской ДС, с 11 октября 1903 – доцент С.-Петербургской ДА на вновь учрежденной кафедре грековосточной церкви. 6 октября 1904 – доктор церковной истории («Константинопольская церковь в XIX веке»). С 25 октября 1904 – ординарный профессор кафедры истории Восточной церкви со времени отпадения Западной церкви от Вселенской до настоящего времени. 16 октября 1911 – 1 марта 1913 – редактор Церковного Вестника. Член Предсоборного Присутствия при Св. Синоде (1906), Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора (1917–1918). 8 декабря 1917 – заместитель члена Высшего Церковного Совета. Профессор Петроградского Богословского Института. Член Совета Палестинского общества при Академии наук; член комиссии «Константин Порфирородный». Доцент факультета языка и материальной культуры Петроградского университета. Арестован в декабре 1933 по делу «евлогиевцев». 25 февраля 1934 приговорен к 5 годам ссылки в Башкирию. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. С. 223–224. 243, 255, 260, 263, 266, 345 Соколов Иван Павлович; (16 сентября 1870 – 15 сентября 1921). Окончил Тверскую ДС (1890) и С.-Петербургскую ДА (1894), к. б. 16 августа 1894 – 15 августа 1895 – профессорский стипендиат по кафедре истории и разбора западных исповеданий. С 2 ноября 1895 – преподаватель Священного Писания Ветхого Завета Тверской ДС, с 10 ноября 1897 – помощник инспектора С.-Петербургской ДА. С 2 октября 1901 – и. д. доцента кафедры истории и разбора западных исповеданий. 31 декабря 1907 – магистр богословия («Учение р.-католической церкви о таинстве священства. Историко-догматический очерк». Выпуск I. СПб. 1907), доцент. С 1 сентября 1909 – экстраординарный профессор кафедры истории и обличения западных исповеданий в связи с историей западной церкви от 1054 года до настоящего времени. 30 сентября 1916 – член правления Петроградской ДА. С 13 мая 1917 – член Совета при Св. Синоде по укреплению и распространению православной веры. Член Собора 1917–1918 года. 29 ноября 1918 – 1 сентября 1919 – секретарь правления 2-го Государственного Петроградского университета. С 23 января 1919 зачислен в Публичную библиотеку библиотекарем 1-го отделения (б. библиотека Духовной академии), и. о. заведующего этим отделением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

58 «Программа Православной Свободной Народной церкви», 22 ноября 1920 г. Типографский оттиск (ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 263. Конверт, в котором содержится типографский текст, имеет старую рукописную нумерацию л. 186–189 (л. 245–246 об.). 59 Варнава (Накропин; 1859–1924 гг.), архиепископ Тобольский и Сибирский. 8 марта 1917 г., согласно прошению, уволен на покой с назначением управляющим (на правах настоятеля) Высокогорским Воскресенским монастырем в Нижегородской губернии, уволен от управления 10 декабря 1918 г. 3 июня 1919 г. назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря в Тверской епархии. В 1920 г. определен на Архангельскую кафедру, однако к месту назначения не поехал. Подробнее см.: Крапивин М. Ю. Архиепископ Варнава (Накропин) и религиозная политика ВЧК: 1918–1922 годы//Вестник церковной истории. 2011. 3/4 (23/24). С. 113–156. 60 Антонин (Грановский; 1865–1927 гг.), в марте 1903 г. хиротонисан во епископа Нарвского, третьего викария Санкт-Петербургской епархии, с 1904 г.— второй, а с 1905 г.— первый викарий Санкт-Петербургской епархии. В декабре 1905 г. отказался от произнесения при поминовении государя титула «самодержавнейший». В феврале 1908 г. уволен на покой, согласно прошению, «по болезни». В декабре 1913 г. назначен епископом Владикавказским и Моздокским. В январе 1917 г. вновь уволен на покой по болезни с определением пребывания в московском Богоявленском монастыре. В 1921 г. был запрещен Патриархом Тихоном в священнослужении в связи с вводившимися им в богослужебную практику литургическими новшествами. 13 мая 1922 г. примкнул к группе «прогрессивного духовенства», позднее возглавив обновленческий раскол. 61 РГАСПИ, ф. 2, оп. 1, д. 16341, л. 1–1 об. 62 Там же, л. 1–2 об. Ленин написал вверху листа: «1920 От Красикова 30/ХI»; «в архив». 63 Там же, ф. 76, оп. 3, д. 196, л. 3–3 об., без даты. 64 Речь идет о заседании Политбюро ЦК РКП(б) от 26 октября 1919 г. (Там же, ф. 17, оп. 163, д. 14, л. 3, 4 об.). 65 Серафим (Остроумов; 1880–1937 гг.), с 27 мая 1917 г. по 18/19 августа 1917 г. епископ, временно управляющий Орловской епархии; с 18/19 августа 1917 г. епископ Орловский и Севский.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

Награжденный орденом 1-ой степени, носил звезду ордена и крест на ленте красного цвета. 412 Ежедневная политическая и литературная газета, центральный орган партии кадетов. Выходила в Петербурге с 1906 г. под редакцией П. Н. Милюкова. После октября 1917 г. выходила под разными названиями: «Наша речь», «Свободная речь», «Век», «Новая речь», «Наш век». Закрыта в августе 1918 г. 413 Орден святого равноапостольного князя Владимира был учрежден Екатериной II в 1782 г. Им награждались как военные, так и гражданские лица. Орден имел 4 степени. Награжденный 4-ой степенью ордена носил знак ордена – малый красный эмалевый крест с расширяющимися концами, с черной эмалевой каймой на узкой орденской ленте в петлице. 414 Ежедневная газета. Официальный орган Министерства внутренних дел. Выходила в Петербурге с 1 января 1869 по 26 февраля 1917 г. 415 Марсово поле – площадь в центральной части С.-Петербурга, отделенная от Летнего сада Лебяжьей канавкой. Названа в честь древнеримского бога войны Марса. Под разными названиями существовала со времен Петра I. Законченный облик и свое наименование Марсово поле получило в 1818 г. 416 Мемуары Милютина впервые были опубликованы в 1919 г. в Томске под редакцией Г. Г. Христиани: Воспоминания генерал-фельдмаршала графа Д. А. Милютина. Томск. 1919. Т. 1, Кн. 1–3. Исправленное издание под редакцией и с предисловием Л. Г. Захаровой вышло в 1997 г.: Д. А. Милютин. Воспоминания. 1816–1843. Т. 1. 418 Английский военный министр лорд Китченер вместе со своим штабом выехал 23 мая с визитом в Россию на броненосном крейсере «Хэмпшир». Около Оркнейских островов корабль подорвался на мине, и вся английская миссия погибла. Официальное сообщение об этом было опубликовано 25 мая. 419 Имеется в виду издание: Письма и бумаги императора Петра Великого, выходившее в Петербурге с 1887 г. К 1916 г. было опубликовано 6 томов. В настоящее время издание доведено до 13 тома (в 2-х выпусках). 423 Имеется в виду Акционерное пароходное общество «Самолет», основанное в 1854 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

После завершения срока ограничения прав проживания в 1932 г. прибыл в Москву. Лит.: Отъезд из Владикавказа смотрителя ДУ игум. Никодима//Владикавказские ЕВ. 1902. 19. С. 378-380; П. Новонареченный епископ//Псковские ЕВ. Ч. неофиц. 1907. 20. С. 513-516; Проводы бывш. ректора ДС архим. Никодима//Там же. 1907. 21. С. 535-536; Наречение и хиротония архим. Никодима во еп. Аккерманского, викария Кишиневской епархии. Кишинев, 1907; Шереметевский В. В. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 447; Епарх. хроника//Саратовские ЕВ. 1917. 19/20. С. 655; Новый викарий Саратовской епархии - еп. Никодим Чигиринский//Там же. 16. С. 570; Венок на могилу высокопреосв. митр. Владимира. К., 1918. С. 31, 76-78; Записка «русских кругов» Киева//Монархия перед крушением, 1914-1917: Бумаги Николая II и др. док-ты. М.; Л., 1927. С. 285-293; То же//Дневники и док-ты из личного архива Николая II. Мн., 2003. С. 355-365; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. М., 19942. С. 288, 291, 297-316; Зеньковский В., прот. Пять месяцев у власти (15 мая-19 окт. 1918 г.): Восп. М., 1995. С. 37, 43-44, 62, 64-68, 70, 72, 74, 76, 79, 83, 85, 92-94, 99-100, 105, 113; Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.). М., 1995. С. 77-78, 84, 102. (МИЦ; 8); Скоропадський П. П. Спогади: Kih. 1917 - грудень 1918. К.; Филадельфия, 1995. С. 154, 156, 196, 353; Андрусишин Б. I. Церква в Ykpaïhcьkiй Дepжabi, 1917-1920 рр.: (Доба Дupekmopiï УНР). К., 1997. С. 15-19, 21, 24, 25, 26, 43-44, 56, 168; Зонтиков Н. А. Костромской святой XX в: К 60-летию кончины сщмч. Никодима (Кроткова), архиеп. Костромского и Галичского//Сев. Правда: Газ. Кострома, 1998, 25 авг. С. 5; Доненко Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. С. 97-125, 148, 180-184, 189-200, 243-245; Следственное дело Патр. Тихона: Сб. док-тов по мат-лам ЦА ФСБ РФ. М., 2000. С. 662, 683, 687; Собор, 1918. Деяния. 2000. Т. 10. С. 108, 236-238; Т. 11. С. 163, 178, 181, 184, 185, 186, 189, 190, 226; Александр (Могилёв), архиеп. Сщмч. Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001; Булгаков С., прот. Из памяти сердца. Орёл, 2001. С. 89, 104, 105-106; Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие сшмч. Германа, еп. Вязниковского. М., 2004. С. 160, 255, 271, 278, 286; Митр. Антоний (Храповицкий): Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919-1936 гг. СПб., 2006. С. 70-71; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г.: Мат-лы и арх. док-ты по истории РПЦ. М., 2006. С. 65, 66, 105, 239, 263, 356; Граф Келлер. М., 2007. С. 784-785; Свящ. Собор 1917-1918 гг. и мученическая кончина митр. Киевского и Галицкого Владимира//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ, 2008. Вып. 1(26). С. 108, 109, 111, 113,116, 117, 124; Гетман П. П. Скоропадский: Украина на переломе, 1918 г.: Сб. док-тов. М., 2014. С. 233, 238, 239, 243, 244, 254, 256-263, 265-274, 281-283, 285, 287, 288, 293, 298, 300, 722, 894, 1034-1035; Биогр. словарь выпускников КДА: 1819-1920-е гг. К., 2015. Т. 2. С. 143-144.

http://pravenc.ru/text/2565562.html

Нельзя сказать определенно, кого имел в виду Антонов. Возможно, Виталий (Максименко; 1873–1960 гг.), архимандрит, с 1903 г. редактор «Почаевского листка», и. о. редактора официальной части «Волынских епархиальных ведомостей». С августа 1906 г. возглавлял Почаевский отдел «Союза русского народа». В декабре 1918 г. по распоряжению правительства С. В. Петлюры арестован в Киево-Печерской лавре. Летом 1919 г. освобожден при посредничестве французской военной миссии, выехал на Волынь, где вновь был арестован польскими войсками и затем освобожден при содействии французских военных властей и благодаря ходатайству митрополита Антония (Храповицкого). В 1922 г. эмигрировал в Сербию. Возможно, Антонов имел в виду Вениамина (Казанского; 1874—1922 гг.) или Вениамина (Муратовского; 1856–1930 гг.). Вениамин (Казанский), с 20 марта 1914 г. епископ Гдовский, первый викарий Петроградской епархии, временно управляющий епархией с 6 марта 1917 г. 24 мая 1917 г. избран на Петроградскую кафедру, с 17 июня 1917 г. архиепископ Петроградский и Гдовский, с 13 августа 1917 г. митрополит. Вениамин (Муратовский; 1856—1930 гг.), с 1 мая 1915 г. архиепископ Симбирский и Сызранский. Владимир Игнатьевич Востоков (1868–1957 гг.), иерей, миссионер, настоятель Князь-Владимирской церкви при московском епархиальном доме. В ноябре 1911 г. основал ежемесячный духовно-литературный журнал «Отклики на жизнь», став его редактором и издателем. Упоминание в мае 1913 г. на страницах журнала о нестроениях в Московской епархии стало причиной удаления Востокова из Москвы в Коломну в качестве настоятеля Христорождественской церкви. Восторгов был лишен благословения на выпуск журнала и взят под негласный надзор охранки, однако издание журнала продолжалось. 26 января 1916 г. Востоков был переведен на погост Ильинское, с 1 июня 1916 г. в Клин настоятелем тюремного храма. В конце сентября – начале октября 1916 г. приехал в Уфу, где начал служить и продолжил издание журнала, избран членом Учредительного собрания, делегатом на Поместный собор от мирян Уфимской епархии. 19 ноября 1917 г. возвращен в Москву настоятелем церкви Космы и Дамиана на Таганке. На соборном заседании 22 января 1918 г. произнес речь против безбожного коммунизма, за что был объявлен советской властью вне закона. Вместе с П. Н. Врангелем 30 октября – 1 ноября 1920 г. эмигрировал в Галлиполи.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

Астраханской и Царёвской епархии, названо по г. Енотаевску (ныне с. Енотаевка в Астраханской обл.). 5 сент. 1917 г. епископом Енотаевским был назначен живший на покое с мая 1917 г. в астраханском Покрово-Болдинском мон-ре бывш. еп. Петровский, вик. Саратовской епархии Леонтий (фон Вимпфен) . Обязанностью викария была помощь правящему архиерею в управлении Астраханской епархией, замещение Астраханского архиерея на время его отсутствия в епархии. В период пребывания Астраханского архиеп. сщмч. Митрофана (Краснопольского) на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве еп. Леонтий временно управлял Астраханской епархией. В 1918 г. еп. Леонтий поддержал планы создания в Астрахани Епархиального союза церквей (учрежден в марте 1919), целью которого были ограничение власти архиереев, расширение полномочий приходских общин, всемерное развитие духовного просвещения и благотворительности. Еп. Леонтий видел в деятельности союза единственную возможность для Церкви юридически оформить отношения с советской властью, сохранить духовно-учебные заведения и упрочить организационные формы церковной жизни в новых социально-политических условиях. Архиеп. Митрофан был противником создания союза, недовольство архиеп. Митрофана, выступавшего против к.-л. контактов с советской властью, вызвало также одобрение еп. Леонтием декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Енотаевский епископ видел в этом документе возможность освобождения Церкви от контроля со стороны гос-ва). Архиеп. Митрофан обвинил викария в превышении полномочий и передал дело на рассмотрение Архиерейского Собора в Москве, 26 сент. 1918 г. еп. Леонтий был отстранен от управления Е. в. с оставлением в должности настоятеля астраханского во имя Иоанна Предтечи монастыря . В 1919 г. еп. Леонтий председательствовал на совещании Епархиального союза церквей, на котором было решено обратиться к православному населению с призывом «оказать помощь раненым и больным воинам... старой и советской армии». 7 июня 1919 г. еп. Леонтий был арестован и вместе с архиеп. Митрофаном обвинен в организации белогвардейского заговора, 6 июля архиереи были расстреляны.

http://pravenc.ru/text/189983.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010