Еп. Гавриил (Воеводин). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) 9 июня 1915 г. назначен епископом Челябинским, 1-м викарием Оренбургской епархии, а 26 янв. 1916 г.- епископом Барнаульским, 2-м викарием Томской епархии. С мая по 1 авг. 1917 г. временно управлял Енисейской епархией в связи с предоставлением отпуска Енисейскому и Красноярскому еп. Никону (Бессонову) , к-рому епархиальный съезд 16 апр. 1917 г. выразил недоверие. Прибыл в Красноярск 26 мая; по частному соглашению с еп. Никоном епархиальные дела отправлял ему, ограничив круг своих обязанностей совершением богослужений. Вступил в конфликт с выборным церковно-епархиальным советом, резолюцией от 31 июля 1917 г. на 1 год его членов в священном сане запретил в священнослужении, а мирян отлучил от Церкви (запрещения и отлучения сняты Свящ. Синодом 14 авг. 1917). В качестве заместителя Томского и Алтайского еп. Анатолия (Каменского) участвовал в работе Поместного Собора 1917-1918 гг.; подпись Г. (еп. Барнаульского) стоит под Деяниями от 18 апр. 1918 г. о канонизации Иркутского еп. Софрония (Кристалевского) и убиенного 1-го Астраханского митр. Иосифа. По окончании 2-й сессии Собора, перед самым свержением в Сибири советской власти, вернулся в епархию. В 1918-1919 гг. находился в юрисдикции Временного высшего церковного управления Сибири. 22 мая 1919 г. возглавил организованный приходскими советами храмов Барнаула «торжественный религиозно-патриотический крестный ход». 1 февр. 1920 г., после реставрации большевистского режима, арестован в Иркутске вместе с епископами, эвакуировавшимися туда из Зап. Сибири. Вскоре освобожден. Будучи назначен епископом Челябинским и Троицким, к месту назначения не выехал (в связи с занятием Челябинска 27 мая 1918 частями выступившего против большевиков Чехословацкого корпуса). В кон. 1918 г. находился в Киеве, принимал участие в работе Всеукраинского Православного Церковного Собора . С 1919 г. епископ Акмолинский. Получив весной 1921 г. назначение епископом Петропавловским, на место убиенного еп. Мефодия (Краснопёрова) , на кафедру не выехал. С 14 сент. 1921 г. на покое в томском Богородице-Алексиевском муж. мон-ре в качестве настоятеля. В сент. 1922 г. отпал в обновленчество; в сент.-окт. вместе с еп. Софронием (Арефьевым) совершил неск. архиерейских хиротоний, положив начало обновленческому епископату Сибири, участвовал в посвящении во епископа председателя самозванного «Временного сибирского церковного управления» женатого священника г. Томска Петра Блинова. Был обновленческим епископом Томским, в 1923 г.- Алтайским. В мае 1923 г. в звании архиеп. Барнаульского принял участие в обновленческом II Поместном Соборе, на к-ром подписал постановление о лишении сана и монашества Патриарха св. Тихона. Летом 1923 г. принес покаяние и принят в лоно правосл. Церкви как епископ, находящийся на покое, в авг. возведен Патриархом в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/161287.html

1918, 16 июля Расстрел императора Николая II и царской семьи в Екатеринбурге     1918, 26 августа Восстановление Собором памяти всех святых, в земле Российской просиявших 1918, ноябрь Сибирское церковное совещание в Томске 1918–1922 Гражданская война 1919, 14 февраля Издание наркоматом юстиции постановления об организованном вскрытии мощей   1920, 20 апреля Постановление Совнаркома о закрытии Троице-Сергиевой лавры   1919, май Юго-Восточный русский церковный Собор в Ставрополе 1919, 8 октября Послание Св. Патриарха Тихона в день памяти прп. Сергия Радонежского 1921, март Введение новой экономической политики 1921–1922 Голод в Поволжье       1922, 26 февраля Декрет об изъятии церковного имущества 1922, 26 апреля – 8 мая Московский процесс против священнослужителей 1922, 9 мая – 1923, 25 июня Св. Патриарх Тихон под арестом     1922, 29 мая – 5 июля Петроградский процесс против священнослужителей во главе с митр. Петроградским Вениамином (Казанским)   1921, 23 октября «Хиротония " в киевском Софийском соборе Василия Липковского – начало самосвятского раскола 1921 Предоставление автономии православным Церквам в Эстонии, Финляндии, Латвии и Польше 1921, август Образование Св. Патриархом Тихоном Всероссийского церковного комитета помощи голодающим 1921, 21 ноября – 2 декабря I Русский Всезаграничный церковный Собор в Сремских Карловцах   1922, 12 мая Назначение Заместителем Патриарха митр. Ярославского Агафангела (Преображенского) 1922, 16 мая Образование обновленческого ВЦУ 1922, 13 августа Расстрел сщмчч. митр. Вениамина, архим. Сергия (Шеина) и мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова 1922, 30 декабря Образование СССР   1923, 29 апреля – 9 мая I «собор» обновленцев 1924, 21 января Смерть В. И. Ленина   1925 У власти в большевистской партии и государстве триумвират Сталина, Бухарина и Рыкова   1925, 10 декабря Арест патриаршего Местоблюстителя митр. Петра 1926, ноябрь – 1927, март Пребывание Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия в заключении   1924, 15 апреля Послание Патриарха Тихона о каноничском осуждении деятелей обновленческого раскола   1925, 7 апреля Кончина Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Антоний (Вадковский) с сохранением титула. 16 янв. 1888 г. епископом Ладожским был определен ректор Курской ДС архим. Митрофан (Невский), хиротония состоялась 14 февр. После его назначения 12 июля 1890 г. епископом Пензенским и Саранским во епископа Ладожского 5 авг. 1890 г. был хиротонисан ректор С.-Петербургской ДС архим. Николай (Налимов). После кончины митр. Исидора его преемникам на столичной кафедре 18 окт. 1892 г. был усвоен титул «митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский», под их омофором осталась только С.-Петербургская губ. Еп. Николай 24 окт. 1892 г. был переименован в епископа Гдовского, 1-го викария С.-Петербургской епархии. После Февральской революции 1917 г. Петроградская кафедра была замещена путем голосования клира и мирян: 25 мая 1917 г. Синод утвердил архиепископом Петроградским и Ладожским получившего подавляющее большинство голосов 1-го викария Петроградской епархии Гдовского еп. сщмч. Вениамина (Казанского) . Определением от 14-17 июня 1917 г. титул столичного архиерея был изменен на: «Петроградский и Гдовский», Кронштадтский еп. Мелхиседек (Паевский) был переименован в епископа Ладожского с утверждением 3-м викарием. 26-29 июля 1917 г. еп. Мелхиседек по прошению был освобожден от должности настоятеля староладожского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря , настоятелем вновь стал возглавлявший мон-рь с 1895 г. архим. Арсений (Усинин), к-рого на рубеже 1916 и 1917 гг. перевели на должность наместника. 23 апр. 1919 г. митр. Вениамин ходатайствовал о закрытии Л. в. «по причине совершенного разорения староладожского Николаевского и Троице-Зеленецкого монастырей, доставлявших средства епископу Ладожскому, и отсутствия надобности в викарии - достаточно викариев Нарвского и Лужского». Однако после назначения 26 июня 1919 г. Ладожского еп. Мелхиседека епископом Слуцким, временно управляющим Минской епархией, Л. в. упразднено не было, но 3 года оставалось незамещенным. 10 апр. 1922 г. митр. Вениамин возглавил хиротонию архим. Александро-Невской лавры Иннокентия (Тихонова) во епископа Ладожского.

http://pravenc.ru/text/2462499.html

В нач. 1917 г. Б. был назначен священником в 23-ю артиллерийскую бригаду, вскоре возвращен настоятелем в Колпино. 26 апр. (3 мая?) 1917 г. награжден наперсным крестом от Синода. В 1917 г. назначен проповедником в 12-ю армию, затем в 1-ю, в том же году освобожден от обязанностей проповедника. С 23 авг. 1917 г. состоял членом духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства. В 1917 г. редактировал «Вестник военного и морского духовенства». В марте 1917 г. Б. стал товарищем председателя Всероссийского союза демократического духовенства и мирян ; тогда же он организовал при колпинском храме группу «Друзей церковной реформации», состоявшую в основном из социалистически настроенной молодежи. После 1917 г. Б. указывал в анкетах, что по своим политическим взглядам является христ. социалистом: он выступал против единоличной власти, смертной казни, сословного деления общества и частной собственности на землю, был сторонником свободы совести. В брошюре «Церковь и демократия» (1918) характеризовал положение Церкви в дореволюционной России как «порабощение государственной властью». В 1918 г. Б. входил в редакцию духовно-лит. издания для храма, семьи и школы ж. «Божия нива» (сотрудниками редакции также были буд. обновленцы священники А. И. Введенский , Е. Х. Белков и др.). В 1919 г. был членом комиссии «прогрессивного» духовенства при Наркомате юстиции и епархиальных комиссий по передаче церквей Военного и морского ведомства Петроградской епархии и по борьбе с неверием. С 12 авг. 1920 г. преподавал пастырское богословие в петроградском Богословском ин-те. Весной 1921 г. в рамках организованных епархией еженедельных апологетических бесед для народа провел в Казанском соборе одну из первых бесед на тему «Воскресение Иисуса Христа». В публичных диспутах, проводившихся властями в 1922 г. в ходе антирелиг. кампании, выступал с апологией веры. В 1920 г. вместе с протоиереями А. И. Введенским и Н. Чуковым (см. Григорий (Чуков) ), профессорами Н. Егоровым и мч. Юрием Новицким организовал «Правление общества приходских советов», к-рое играло важную роль в церковной жизни Петрограда (закрыто в 1922). Являясь председателем комиссии «Правления» по церковной дисциплине, пропагандировал радикальную реформу богослужения.

http://pravenc.ru/text/153301.html

Награжден набедренником (3 нояб. 1886), скуфьей (14 мая 1896), камилавкой (6 мая 1902), наперсным крестом (6 мая 1909), орденом св. Анны 3-й степени (6 мая 1914). Во время гражданской войны, в кон. 1918 г., Юрьев был взят Красной Армией. Распоряжениями властей Эстляндской трудовой коммуны было запрещено совершать богослужения, все церковное имущество реквизировалось, а священнослужителям предписывалось немедленно покинуть город. 4 янв. 1919 г. Н. получил разрешение от властей ввиду его преклонного возраста остаться в Юрьеве, но уже на следующий день он был арестован как заложник вместе с известными общественными и религ. деятелями. Вместе с др. арестованными, в т. ч. священномучениками Ревельским еп. Платоном (Кульбушем) и прот. Михаилом Блейве , содержался в помещении бывш. Дворянского кредитного банка. Вскоре к Юрьеву подошли эст. войска. Перед тем как оставить город, большевики убили ок. 20 заключенных, в т. ч. Н., еп. Платона и прот. Михаила Блейве. Отпевание священномучеников состоялось после занятия Юрьева эст. войсками в кафедральном Успенском соборе, где были затем погребены Н. и прот. Михаил Блейве (еп. Платон был похоронен в Таллине). Могила Н. находилась в правом Никольском приделе собора. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Эстонский ист. архив (Тарту). Ф. 1980. Оп. 1. Д. 10 (EAA.1980.1.10). Соч.: Город Верро//Выборка из сведений, доставленных Имп. МАО правосл. духовенством по распоряжению Рижского архиеп. Арсения. М., 1896. С. 48-51; Свящ. Василий Стефанович Бежаницкий: (Некр.)//Рижские ЕВ. 1917. 3. Отд. неофиц. С. 63-67. Лит.: Польский. Ч. 1. С. 83; Милютина Т. П. Прот. Николай Бежаницкий//Вестн. РХД. 1993. 168. С. 181-196; ЖНИР. Янв. С. 14-17; Кумыш В. Ю., свящ. Священномученики Эстонской Церкви, в Юрьеве пострадавшие. СПб., 2000. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ Степанович Чистосердов (1861-1919), прот., сщмч. (пам. 26 дек.- в Соборе всех святых Эстонской земли и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2565660.html

Патриаршим постановлением от 11 окт. 1919 г. вместо титулярной Коломенской архиепископии были образованы отдельные кафедры уездных викарных полусамостоятельных епископов в Коломне (для Коломенского и Бронницкого уездов) и в Можайске (для Можайского, Верейского и Рузского уездов) под общим руководством патриарха и архиепископа Крутицкого (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 25. Л. 33-34). В окт.-дек. 1919 г. приходы М. в. окормлял еп. бывш. Дмитровский Трифон (Туркестанов ; впосл. митрополит), проживавший на покое в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре . Постановлением патриарха от 26 дек. 1919 г. Дмитровский еп. Димитрий (Добросердов) был переименован во епископа Можайского (Там же. Оп. 1. Д. 12. Л. 146). Он был переведен в Ставрополь не позднее 5 дек. 1920 г., когда во епископа Можайского был хиротонисан архим. Иннокентий (Бобцов). Кафедра викария находилась в можайском Николаевском соборе. В 1922 г. еп. Иннокентий уклонился в обновленческий раскол (см. Обновленчество ), в февр. 1923 г. раскольничьим Высшим церковным управлением был утвержден епископом Можайским, викарием обновленческой Московской епархии. 14 нояб. того же года свт. Тихоном «по возрасту и болезни» уволен на покой (распоряжению не подчинился). В тот же день на его место был назначен архим. Борис (Рукин ; хиротонисан во епископа 17 нояб. 1923). 22 дек. 1925 г. он отпал в григорианский раскол , став одним из организаторов и наиболее активных членов Временного высшего церковного совета . В февр. 1926 г. еп. Борис заявил о вступлении в управление приходами Москвы и Московской епархией, ссылаясь на определение Поместного Собора от 8 дек. 1917 г. Затем Можайскими викариями были еп. Алексий (Палицын ; хиротонисан 28 марта (по др. сведениям, 8 или 10 апр.) 1926, вскоре арестован, после чего викариатством не управлял; впосл. архиепископ), еп. Иоасаф (Шишковский-Дрылевский; 5 дек. 1933 - 5 апр. 1934), архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов; 5 апр. 1934 - 29 сент. 1937 (повторно)). В Москве, а во время Великой Отечественной войны, в окт. 1941 - авг. 1943 г., в эвакуации в Ульяновске непосредственно при патриаршем местоблюстителе Московском и Коломенском митр. Сергии (Страгородском ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) служили Можайские еп. Сергий (Гришин; не ранее апр.-нояб. или дек. 1941; впосл. архиепископ), архиеп. Варфоломей (Городцов ; 31 мая - 17 окт. 1942; до 1 июля 1942 в сане епископа, впосл. митрополит) и еп. Димитрий (Градусов ; 24 янв.- 6 сент. 1943, впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2563934.html

Мастера схематично повторили старую композицию украшения церкви, однако первоначальный облик храма был искажен: штукатурка и побелка уничтожили росписи, верхняя часть строения и первоначальный декор купола были утрачены. В аутентичном виде сохранилась только обходная галерея. Ремонт XIX в. был отрицательно оценен современниками. Груз. писатель и гос. деятель Г. Церетели назвал его варварством. В посл. четв. XIX в. К. и его святыни привлекли внимание груз. историка Д. Бакрадзе и искусствоведа Н. П. Кондакова . Во время секуляризации церковных земель во 2-й пол. XIX в. бóльшая часть имений К. была введена в казну, во владении мон-ря оставалось 10 дес. Обитель пришла в упадок. По сведениям прот. С. Булгакова и Денисова, в нач. XX в. К. имел статус третьеклассного необщежительного монастыря. В 1904 г. еп. Имеретинский Леонид (Окропиридзе , впосл. католикос-патриарх всей Грузии) отправил в Грузино-Имеретинскую синодальную контору ходатайство о закрытии К. и присвоении ему статуса приходской церкви ввиду малого числа насельников и скромного церковного дохода (не было удовлетворено). В 1908 г. здесь подвизались настоятель К. иером. Вениамин (Берекашвили), 2 монаха и послушник ( Денисов. 1908. С. 363). В 1917 г. храм был вновь отреставрирован. В 1923/24 г. мон-рь был закрыт. В 1937 г. Отдел охраны культурных памятников отремонтировал и восстановил колокольню и бóльшую часть ограды К., здание церкви как памятник культуры было взято под охрану гос-ва. В 1990 г. по инициативе митр. Маргветского Константина (Меликидзе) и прот. Амирана Модебадзе (настоятель К. с 1990) в К. было возобновлено богослужение, храм освящен в честь Рождества Христова. В 2001 г. храм был отремонтирован на средства Н. Абашидзе, являющейся потомком И. Абашидзе. В наст. время в К. строится новый монастырский комплекс. Настоятели К. архим. Мелхиседек (Мачавариани) (ок. 1677), архим. Нектарий (Абашидзе) (1-я пол. XVIII в.), католикос-патриарх Вост. Грузии Виссарион (Эристави) (40-е гг. XVIII в.), архим. Симеон (Копадзе) (50-70-е гг. XVIII в.), архим. Тетенос (Чачашвили) (70-90-е гг. XVIII в.), архим. Петр (1797-1823), игум. Порфирий (Церетели) (1823-1825), игум. Евфимий (Цулукидзе) (11 мая 1825 - 6 дек. 1841, впосл. епископ Гурийский), игум. Анфим (Масхарашвили) (24 июля 1846 - 15 окт. 1849), игум. Николай (Нижарадзе) (26 нояб. 1849 - 26 марта 1853, 30 июня 1860 - 20 июня 1865), игум. Иосиф (Бакрадзе) (26 марта 1853 - июнь 1860), иером. Герасим (1865), игум. Серапион (Чикваидзе) (1865 - 25 мая 1872), игум. Никифор (Канделаки) (11 июня 1872 - 7 мая 1892), иером. Иларион (Капанадзе) (май 1892 - июль 1898), игум. Григорий (Чхаидзе) (9 авг. 1898 - 27 нояб. 1903), иером. Вениамин (Берекашвили) (4 дек. 1903 - 23 мая 1909), игум. Лаврентий (Метревели) (27 мая 1909 - окт. 1918), игум. Иларион (Блиадзе) (1919-1921). Архитектурный ансамбль

http://pravenc.ru/text/1683961.html

Татьяна Шустилова , студентка, волонтер движения «Старость в радость» ( http://starikam.ru/ ). Нарушенная дистанция. Несколько слов наших близких . Фото из архива автора//Фома. - – май 2010. – С.22. - (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »). Анжела Буцких . Высота 102,0 и ее настоятель . Об отце Георгии Лазареве , настоятеле храма Всех Святых на Мамаеве кургане, освященного 9 мая 2005 года, и единственном полковом священнике в Волгоградской области, который «каждый день приходит на главную высоту страны, считая свое служение и патриотическое воспитание молодежи самым важным делом жизни». Фото Владимира Аксенова, Анжелы Буцких//Фома. – – май 2010. – С.23-25. - (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »). ВЕРА (раздел). – С.26-43. Сергей Худиев . Чаю воскресения мертвых . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – мая 2010. – С.26-31. – (раздел « Вера »). Марина Журинская . Стоит ли канонизировать глупость ? Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2010. – С.32-35. – (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Благодарность гонителям. Памяти священномученика Николая (Тохтуева) . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2010. – С.36-37. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 17 мая Русская Православная церковь отмечает память священномученика Николая (Тохтуева). Родился в 1903 году в селе Бым Осинского уезда Пермской губернии в благочестивой семье. В 1917 году поступил в училище псаломщиков при Архиерейском доме в Перми. В 1919 году окончил училище и был назначен псаломщиком в Свято-Троицкую церковь в селе Ашапа, а в 1922 году, когда ему исполнилось 19 лет, рукоположен во диакона. В 1925 году возведен в сан протодиакона и награжден двойным орарем. В 1933 году арестован и помещен в кунгурскую тюрьму, затем приговорен к трем годам ссылки на Урал. Впоследствии служил в храмах Подмосковья, а с 1938 года – в храме святых бессребников Космы и Дамиана в Болшеве. В самый скорбный день Страстной седмицы – в Великую пятницу 1940 года протодиакон Николай был вызван в отделение НКВД, где ему предложили выбор: или сотрудничество с «органами», или восемь лет лагерей. После Пасхи, собрав вещи, которые могли понадобиться в тюрьме, отец Николай написал заявление, в котором отказывался от сотрудничества с НКВД и подробно разъяснял свою позицию, свое исповедание веры. 5 июля 1940 года арестован, заключен во внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянке   в Москве и приговорен к 8-ми годам заключения. Умер в заключении 17 мая 1943 года за несколько дней до своего сорокалетия.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-85-m...

В течение года, с декабря 1917 г. по декабрь 1918 г., борьбу с «антисоветской», «враждебной» деятельностью духовенства всех конфессий осуществлял Отдел борьбы (по борьбе) с контрреволюцией Он существовал в структуре центрального аппарата ВЧК с 20 декабря 1917 г. Положение об отделе было принято 1-й Всероссийской конференцией чрезвычайных комиссий 13 июня 1918 Обязанности заведующего отделом последовательно исполняли: до конца февраля 1918 г. Щукин, с 18 марта И. Н. с 20 мая 1918 г. М. Я. Лацис, с 16 июля 1918 г. (после отъезда Лациса на Восточный фронт) Н. А. Отдел среди прочих подразделений включал в себя Секретное (по сути, политическое) отделение, в «ведении» которого находились контрреволюционные организации и политические партии, не стоявшие на советской 8 июля 1918 г. Приказом 2 по Отделу по борьбе с контрреволюцией ВЧК заведующим политическим отделением был назначен А. М. . С 15 ноября 1918 г. на волне массовой критики ВЧК ее руководство начало реформирование структуры ведомства, в том числе перераспределяя функции в самом центральном Новая организационная структура обсуждалась на 2-й Всероссийской конференции ЧК (26–30 ноября 1918 г.). Заседание ВЧК, посвященное реализации организационных решений 2-й конференции, состоялось 9 декабря 1918 г. На нем руководителем организованного на базе Отдела по борьбе с контрреволюцией Секретно-оперативного отдела был избран Н. А. (17 декабря ВЧК утвердила коллегию Отдела с ним во В конце декабря (или в начале января 1919 г.) уехавшего на Украину Скрыпника на посту зав. отделом сменил М. Я. Лацис. В Центральном архиве ФСБ России находится на хранении следственное дело Р–48566 (старый номер Н–21) в 10 томах. Основная масса материалов дела относится к аресту летом 1918 г. проповедника-миссионера, протоиерея Иоанна Вместе с тем в томе 9 (листы 1–80) отложились многочисленные рукописные материалы по вопросам контрреволюционной деятельности православного духовенства, подписанные «Антонов», «А. Антонов», «Аркадий Антонов» (с рукописными пометами неустановленного лица «Просмотрено»), а также газетные вырезки 1917–1918 гг. на те же сюжеты с рукописными комментариями Антонова.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

26 дек. 1916 г. А. был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 20 марта 1917 г. епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии; с 5 сент. 1918 г. епископ Слободской, викарий Вятской епархии, и настоятель Слободского Крестовоздвиженского мон-ря. 11 нояб. 1918 г. назначен временно управляющим Вятской епархии, 20 мая 1919 г.- епископом Сарапульским и Елабужским. В сент. 1919 г. в Сарапуле был арестован, но затем освобожден без предъявления обвинения. В 1924 г. А. вновь арестован и выслан из Сарапула в адм. порядке. В 1925 г. арестован и приговорен к 6 месяцам заключения в ИТЛ. После освобождения в 1927 г. возведен в сан архиепископа. В дек. 1928 г. арестован в Сарапуле, после 1,5 месяцев заключения сумел доказать свою невиновность и был освобожден. В дек. 1931 г. назначен временно управляющим Свердловской епархией. 9 февр. 1932 г. арестован и обвинен в том, что «создал контрреволюционную организацию из священнослужителей, монашествующих и кулаков», приговорен к 3 годам заключения в концлагерь, к-рые отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. В 1933 г. освобожден. По сведениям митр. Мануила (Лемешевского) (не подтвержденным архивными документами), с 22 нояб. 1933 г. А. занимал Пензенскую кафедру, а с 27 марта 1934 г.- Тобольскую. В 1935 г. А. был назначен архиепископом Сарапульским и Елабужским. До своего последнего ареста 18 дек. 1937 г. А. жил и служил в Сарапуле. Будучи арестован, виновным себя не признал и не подписал фальсифицированные протоколы допросов. Расстрелян по приговору тройки НКВД Удмуртской АССР от 15 нояб. 1938 г. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 183 (1902), 364, 5 л.; Оп. 188 (1907-1909), 261, 59 л.; 7810, 28 л.; Архив УФСБ по Удмуртии. Д. 5001. Соч.: Сирийцы Урмии и Индии//Монастырь. 1908. 8. С. 24-26; Тяжелые дни в Урмии: (Корреспонденция)//Там же. С. 65-67; Мечеть Мар-Геваргиз//Там же. 9. С. 57-58; Горе тяргяварцев: (Корреспонденция)//Там же. С. 77-79; Жизнь современных Сирохалдейцев//Там же. 11. С. 21-29. 12. С. 22-30; Адербейджанская революция//Там же. 11. С. 78-79; Несторианство и современное движение его в Урмии среди сирийцев//Там же. 12. С. 30-44; По селам Урмии//Там же. С. 93-96; Статистика и свобода воли//Там же. 1909. 1. С. 4-9; Церковная школа по воззрению С. А. Рачинского//Там же. 1. С. 67-77. 2. С. 149-154; По обителям Вологодской епархии: (Путевые наброски и впечатления)//Там же. 2. С. 103-106. 3. С. 200-205. 4. С. 295-299. 5. С. 362-365. 7-8. С. 542-549. 9-10. С. 627-631; Персидская революция (1907-1908 г.)//Там же. 3. С. 161-169. 4. С. 304-308. 5. С. 373-381; Из записок урмийского миссионера//Там же. 3. С. 181-183; Архимандрит Платон [Мансветов] (Некролог)//Там же. 4. С. 308-309; К съезду монашествующих//Там же. 6. С. 395-404; Сущность монашества//Там же. 6. С. 426-432. 7-8. С. 519-522. 9-10. С. 610-616; Задачи современного пастырства//Там же. 7-8. С. 531-534; Жизнь праведника по Псалтири//Там же. 9-10. С. 622-627. 11-12. С. 683-691; Рождество Иисуса Христа//Там же. 11-12. С. 691-697.

http://pravenc.ru/text/64664.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010