Во всяком случае замечателен факт, что у индейцев миссионеры не находили слова, которыми бы можно было выразить идею Бога и потому они прибегали к описательной форме: «Великий Начальник людей», «Тот, Кто живет на небе» и т. п. Но в тоже время склад индейского миросозерцания, по которому каждая группа существ имела своего главу или начальника, давала возможность миссионерам доводить сознание дикарей до понятия о Боге, как Великом Начальнике всех вещей 78 , так что у них легко могло выработаться понятие о том Великом Духе, под которым они и до сих пор понимают идею Бога. В области других религиозных вопросов мысль индейца также как бы ощупью бродила во тьме. Сотворение мира хотя и приписывалось Великому Зайцу, но оно не было сотворением в абсолютном смысле, а скорее преобразованием неустроенного, или даже погубленного потопом мира. Свое собственное существование индейцы производили не от общего Творца мира, а от животных, разной породы которых различные племена считали своими предками. Так, одни производили себя от медведя, другие от рыбы карпа или сазана и т. д. 79 , и находили в себе доблести и качества, характеризующие этих животных предков. Они верили в бессмертие души, в будущую жизнь – с наградой и наказанием, причем первая назначалась лучшему охотнику и воину, убившему наибольшее количество животных и враждебных людей, а второе ожидало ленивцев, и между людьми и духами было непосредственным. каждый сам поклонялся своему духу-покровителю и приносил ему жертву. Организованного класса посредников или жречества ещё не существовало; но уже замечались зачатки этого класса в виде знахарей которые выступали в качестве людей, наиболее близких к духам, и благодаря этой близкой связи с высшим миром владели особенными средствами для избавления людей от различных зол, болезней. Знахари эти очень часто оказывались злейшими врагами миссионеров, тем более что и последние при своей проповеди прежде всего старались подорвать доверие к этим самозваным посредникам между ними и духами 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

В таком положении находились дела до 1346 г., когда великим магистром Ордена был избран Генрих фон-Арфберг. Новый магистр начал действовать решительнее своих предшественников, и борьба началась с обеих сторон с большими усилиями, с большим ожесточением. Арфберг проник до Трок, страшно опустошил их окрестности, потом встретился с литовскими и русскими полками Олгерда и поразил их в злой сече, какой еще не было до сих пор между рыцарями и Литвою. Следствием победы было новое опустошение литовских областей. Но Олгерд недолго заставил ждать мести: он вторгнулся с братьями в пределы орденских владений и с лихвою отплатил за недавнее опустошение Литвы; войско Олгердово возвращалось уже домой, обремененное добычею, как было настигнуто великим магистром: произошла новая злая битва, и опять литовцы потерпели поражение. С таким-то опасным врагом должен был бороться Олгерд на западе. Прекращение внутренней борьбы дало возможность Ливонскому ордену возобновить свои нападения на Псков. В 1341 году без объявления войны немцы убили псковских послов; псковичи отомстили им опустошением ливонских областей и, видя, что скоро должно ожидать сильного нападения, начали кланяться новгородцам, чтоб те дали им наместника и помощь; новгородцы не дали ни того, ни другого, а между тем немцы пришли со всею силою, поставили городок на Псковской земле. Псковичи начали мелкую войну, ездили воевать немецкие села. Как производилась эта война, можно видеть из следующего рассказа летописца: двое удальцов – Филипп Ледович и Олферий Селкович, подговоривши 60 человек поречан, послали спросить островичей: «Хотите ли ехать воевать Латыгору?» Островичи согласились и назначили срок, когда собраться всем вместе на княжем селе – Изгоях. Поречане выехали в назначенное место и время; но островичи замедлили, а между тем немецкий отряд, состоявший более чем из 200 человек, явился опустошать Псковскую область; 60 человек псковичей, не дожидаясь товарищей, схватились биться с немцами, бились с солнечного восхода до полудня, потеряли Ледовича и Селковича и еще семь человек своих, утомились и отступили: очень было им тогда притужно, говорит летописец. Немцы не преследовали их, а начали переправлять трупы своих убитых за реку Великую; в это время явились островичи с посадником своим Васильем Онисимовичем, ударили с свежими силами на немцев, одних убили, другие потонули в реке, а те, которые переплыли ее с трупами, бросились бежать, покинувши мертвых. Потом 50 молодых псковичей сговорились идти на немцев под начальством Калеки Карпа Даниловича, и в то же самое время немцы переехали Нарову-реку и стали воевать псковские села по берегу; Карпова дружина встретилась с ними на Кушели, у села на болоте, схватились биться крепко и убили на припоре 20 немцев, а остальные побежали прочь со стыдом, бросивши все, что пограбили. Зимою 1342 года Володша Строилович поднял псковичей воевать немецкие села; поехали по озеру, по льду, и, услыхав, что немцы воюют село псковское Ремду, отправились туда и поразили их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

76 Представление относительно сущности этого Великого Зайца у разных племен разнообразилось: то он является действительным зайцем огромных размеров, то каким то необыкновенным человеком. По одному преданию он по сотворении мира улетел на небо, откуда и влияет на судьбы людей. 77 Тут уже с большею определенностью проглядывает теистическая идея, хотя для иезуитов она казалась такою смутною, что они отрицали у индейцев всякое понятие о Боге. 78 Во всяком случае замечателен факт, что у индейцев миссионеры не находили слова, которым бы можно было выразить идею Бога и потому они прибегали к описательной форме: «Великий Начальник людей», «Тот, Кто живет на небе» и т. п. Но в тоже время склад индейского миросозерцания, по которому каждая группа существ имела своего главу или начальника, давала возможность миссионерам доводить сознание дикарей до понятия о Боге, как Великом Начальнике всех вещей, 79 так что у них легко могло выработаться понятие о том Великом Духе, под которым они и до сих пор понимают идею Бога. В области других религиозных вопросов мысль индейца также как бы ощупью бродила во тьме. Сотворение мира хотя и приписывалось Великому Зайцу, но оно не было сотворенным в абсолютной смысле, а скорее преобразованием неустроенного, или даже погубленного потопом мира. Свое собственное существование индейцы производили не от общего Творца мира, а от животных, разные породы которых различные племена считали своими предками. Так, одни производили себя от медведя, другие от рыбы карпа или сазана и т. д., 80 и находили в себе доблести и качества, характеризующие этих животных предков. Они верили в бессмертие души, в будущую жизнь – с наградою и наказанием, причем первая назначалась лучшему охотнику и воину, убившему наибольшее количество животных и враждебных людей, а второе ожидало ленивцев и трусов. Отношение между людьми и духами было непосредственным. Каждый сам поклонялся своему духу-покровителю и приносил ему жертву. Организованного класса посредников или жречества еще не существовало; но уже замечались зачатки этого класса в виде знахарей, которые выступали в качестве людей, наиболее близких к духам, и благодаря этой близкой связи с высшим миром владели особенными средствами для избавления людей от различных зол, болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Особенно ярким примером, необъяснимым в рамках теории эволюции, является так называемый «кембрийский взрыв», когда геологически внезапно «возникают» десятки тысяч видов беспозвоночных, которые без изменений сохранились до нашего времени. Не существует до сих пор ни одного свидетельства наличия у этих животных эволюционных предков. И таких примеров тысячи. Нет предков у позвоночных, насекомых, динозавров, да и практически у всех современных видов. Эволюционисты утверждают, что у них не хватает материалов для анализа, и что не все осадочные породы обследованы, но это лишь попытка утопающего ухватиться за соломинку. Т. Н. Джордж (геолог) утверждает, например: «Больше нет смысла жаловаться на бедность материала раскопок. Число найденных остатков огромно, мы обнаруживаем их больше, чем можем исследовать». 6 . Изучение различных белков животных и сравнение их между собою показало, что эволюция не шла так, как ей советуют идти ученые, думавшие, что смогут по биохимическим часам определить возраст ответвления данного вида от эволюционного дерева. Более того, оказалось, что разница в строении белков между абсолютно различными видами совершенно одинакова. Например, цитохром С (белок, отвечающий за клеточное дыхание). Бактерии отличается от аналогичного белка лошади на 64%, голубя – на 64%, шелкопряда – на 65%, пшеницы – на 66%, дрожжей – на 69%, а шелкопряда от лошади – на 27%, голубя – на 25%, черепахи – на 26%, карпа – на 25%, миноги – на 20%. Таким образом (если верить теории «молекулярных часов»), эволюция не шла ни через рыб, ни через птиц, ни через млекопитающих. Очевидно, что ее просто не было. По крайней мере, она почему-то не затрагивала живые существа на молекулярном уровне. 7 . Эволюционная теория не может дать хоть какого-то объяснения тому, как появились, например, глаз или крыло, устройство которых и связь со всем остальным организмом делает невозможной жизнь «недоделанного предка». Например, если бы у некоего животного случайно появился бы глаз, то он был бы просто бессмыслен без соответствующего изменения головного мозга и всей системы поведения животного, и все это должно было произойти тотчас. Причем мутация должна «постигнуть» сразу не менее двух особей, ибо иначе признак тотчас исчез бы. Это явно невозможно!

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Эта теория, что со смертью жены, которая составляет с мужем одно тело, вдовый священник представляет из себя полумертвеца, которому не должно оставаться в миру, если она принадлежит самому Фотию, свидетельствует о его способности к изобретению благовидных, хотя и несостоятельных, теорий. В правление Фотия и при его участии и содействии прекратила свое существование в Пскове явившаяся там секта Стригольников. Стригольники, представлявшие из себя раскольническое общество, отделились от церкви вследствие того, что не хотели признавать истинными пастырями современных им епископов и священников, как поставляющих и поставляемых на мзде, и как ведущих жизнь, недостойную пастырей. Под 1375 годом летопись сообщает, что в Новгороде предали казни трех развратников христианской веры: Никиту диакона, Карпа – по одним летописям – простца, по другим летописям – тоже диакона и третьего – не известного по имени, и простца. По Никоновской летописи казнь состояла в том, что еретики брошены были в воду (с моста в Волхов, что у новгородцев соответствовало римскому сбрасыванию с Тарпейской скалы). Это были основатели секты, главным между которыми был Карп, имевший ремесло стригольника, т. е. цирюльника, от чего и получила свое название секта. В старое время не брили у нас бород, за исключением некоторых людей, служивших разврату – педерастии, но цирюльники нужны были для подстригания волос на голове и для подбривания затылков. В Москве в XVII веке был в торговых рядах особый стригольничий (стригачий) ряд. Название Вшивых горок, существующих у нас по городам, как дает знать Олеарий, происходит от того, что летом цирюльники занимались на них своим ремеслом, и что они устилались толстым слоем волос, в которых скрывались, давшие названия горкам, насекомые. Стригольники представляли собою не еретиков, а раскольников. Они отпали от церкви, ибо не хотели быть в общении с современными им русскими епископами и священниками. Стригольники утверждали, что все епископы и все священники поставляются на мзде, т. е. обвиняются в симонии, и что от последних напрасно принимать христианам таинства. Стригольники представляют весьма близкое сходство с нынешними раскольниками-беспоповцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Так мы забавлялись. Но в то же время мы вполне серьезно наслаждались своей новой квартирой. Остро, чувственно, можно сказать, плотоядно смаковали наконец-то обретенное освобождение от Страха. Смело и спокойно запирали дверь на ночь и засыпали, не ожидая ночных звонков и стуков. Частная квартира… Одним словом, мой дом – моя крепость. К Новому году я получила одну за другой две обнадеживающие бумаги из Москвы. В одной сообщалось, что мое заявление о реабилитации, адресованное Ворошилову, переслано в Прокуратуру СССР, в другом – что из прокуратуры оно ушло в Верховный суд. Понимающие люди утверждали, что это – замечательный признак. Волновало то, что Антон все еще не получал никакого ответа. К празднику Тоня положила ему на ночной столик открытку с картинкой, в которой желала ему «здоровья, счастья и получить скорее чистый паспорт». В свои тогдашние восемь лет она уже отлично понимала, что значит для человека «чистый паспорт». И вот весна пятьдесят пятого. Мои сослуживцы по школе взрослых оживленно толкуют в учительской о каникулах. Высчитывают, сколько им причитается за долгий колымский отпуск, спорят о сравнительных преимуществах Крыма и Кавказа, показывают друг другу купленные в дорогу обновки. Давно ли я умела усилием воли отключаться от той горечи, которую ощущала, присутствуя при подобных разговорах! Теперь больше не могу. Теперь эти прибои житейских волн отдаются у меня в голове гулким шумом. И вот наступает наконец тот немыслимый момент, когда директорша школы задает мне мимоходом совсем простой вопрос: – А вы чего же не подаете заявление насчет отпуска на материк? – Я? На материк? – А почему бы и нет? – скучным голосом говорит директорша. – С отделом кадров согласовано. Ссылка у вас снята. Можете ехать. Директорша добрая женщина. Во всяком случае, вкуса к злу у нее нет. Только вот похожа она очерком лица и фигуры на крупного зеркального карпа. Да и вялой флегматичной душой тоже. Она таращится на меня с глубоким удивлением, когда я обнимаю ее за плечи и шепотом читаю ей из Пушкина: «Я стал доступен утешенью, за что на Бога мне роптать, когда хоть одному творенью я мог свободу даровать?»

http://azbyka.ru/fiction/krutoj-marshrut...

Эти неудобства создала жизнь. До Отечественной войны православные собрали деньги на строительство большого храма, но война нарушила все планы, и храм остался только в проекте. Православные вынуждены были приютиться в небольшой деревянной церковке, а тут и лютеране на «квартиру» попросились, и им в регистрации и благословении не отказали. Так вот и молятся более пятидесяти лет в одних стенах христиане двух конфессий. И не тесно им, и не питают они вражды друг к другу — благодаря заботам и внимательности отца Карпа, который жил любовью, дорожил миром и согласием двух народов. В юности своей отец Карп, получив богословское образование, был учителем Закона Божия в школе на юге Эстонии. Батюшка был строгим к ленивым и шалунам, но милостивым и добрым к тем, кто учил Закон Божий и старался исполнять его. За это его боялись и любили. Худой, невысокого роста, с узкими прищуренными глазами, с редкой седой острой бородой, он запомнился мне после необычной встречи. Однажды его храм посетила беда — случился пожар. Расстроенный отец Карп приехал в Пюхтицу и стал просить помощи в восстановлении закопченного и частично обгоревшего иконостаса. Староста с прихожанами помыли стены храма, покрасили их белой масляной краской; с иконостасом дело было сложнее. Так я впервые встретился с отцом Карпом. По благословению священноначалия и матушки игумении я поехал к нему на квартиру, взяв все необходимое для работы. Мудрым, рассудительным, практичным и глубоковерующим был отец Карп. Неделю жил я с ним в одной комнате, с утра до вечера трудились мы в храме. Несмотря на преклонные годы, он проявлял удивительную работоспособность. К концу недели все было восстановлено. Заодно я обновил и лютеранский образ «Моление о чаше», за что получил сердечную благодарность и конверт с вложенными в нем десятью рублями. Отец Карп хранил церковный мир, жил любовью ко всем людям и твердо верил в Таинства Православной Церкви. Как-то за ужином он рассказал: однажды при совершении таинства Крещения крестная мать, молодая еще девица, начала смеяться над словами отречения от сатаны. Заметив это, отец Карп возмутился духом и сказал ей: «Ты смеялась не надо мной, а над Таинством, которое установлено Богом, а Бог поругаем не бывает», — и пошел в алтарь за миро. Вдруг позади раздался шум. Выходит батюшка из врат и видит: крестная мать лежит на полу без чувств…

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-ierodi...

Выше мы уже отчасти отвечали на это возражение, показывая, что Богу вовсе не угодны эти традиционные религии, и Он Сам разрушает их, давая возможность людям найти Себя. В то же время, пока Всевышний попускает им существовать (а происходит это по причине уважения Богом свободной воли людей), и использует их последователей для исполнения Своих замыслов. Но стоит еще разобрать аргумент «от традиционности». Это представление было свойственно еще древним язычникам, которые утверждали, что «старое значит истинное». В житиях святых приводятся образцы такой аргументации, которую язычники использовали против мучеников. Вот пример из жития св. Карпа (13 октября). Правитель Валерий, уже после пыток обращается к святым, и говорит им так: – «Если бы я не считал вас благоразумными, то никогда не стал бы подавать вам доброго совета, а склонил бы вас к нашей вере мучениями, против вашей воли. Но так как ваше благоразумие и благонравие указывают на ваше, свойственное великим людям, уменье здраво судить о деле, то я вознамерился быть для вас добрым советником. Не безызвестно, я думаю, вам, что слава и честь воздаются бессмертным богам с древних времен, и это остается так до сего времени не только у нас, знающих греческий и римский языки, но и у варваров ; ибо чрез такое усердие к богам города управляются добрыми законами, одерживаются победы над врагами и укрепляется мир. Почему же цари и князья Римские достигли такой славы, что ниспровергли города и народы и подчинили своей власти всех врагов? – не потому ли, что почитали богов и покланялись им? – Почтите же их и вы. И если, через слова невежественных людей, вы  прельстились неразумной и только недавно появившейся христианской верой , то образумьтесь ныне и возвратитесь к тому, что лучше. Тогда и боги помилуют вас, и вы насладитесь многими благами, имеющимися у нас; от царя же ожидают вас великие милости. Но если вы останетесь при прежнем упорстве, то и блага эти утратите и нас заставите поступить с вами с крайнею жестокостью». В этом выступлении тирана мы видим все выдвигаемые доныне аргументы в пользу традиционности.

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

Сильное гонение началось на секту жидовствующих в Москве и Новгороде. Последователи её должны были погибнуть или отказаться от своего учения. Новгородский архиепископ Геннадий истребил последователей секты в своей епархии. Посадив их верхом на лошадей, лицом к хвосту, в вывороченной вверх изнанкой одежде, в берестяных шлемах и в венцах из сена и соломы, – архиепископ выставил их в этом виде на показ народу. На шлемах было написано «чернилом»: «сие есть сатанино воинство». Венцы из сена и соломы потом зажгли, и сектанты погибли мучительной смертью 18 . Более опасных врагов новгородский епископ встретил себе в секте стригольников, явившейся в Пскове и перенесенной в Новгород. Основателем секты был расстриженный диакон Карп, отсюда производят и самое название стригольников. Это было при московском митрополите Алексее, но еще при предшественнике его Петре зародыш стригольнических мнений явился в учении протопопа Сеита. Другим распространителем стригольничества, кроме диакона Карпа, был диакон Никита. Таким образом, стригольнический протест против злоупотреблений духовенства явился в среде того же духовенства. Учение стригольников было чисто рационалистическое. Стригольники сами толковали св. писание; не признавали священников и архиереев на том основании, что те поставляются за подарки; говорили про священников, что они пьяницы, едят и пьют с пьяницами, берут с живых и мертвых 19 . Стригольники проповедовали, что можно каяться в грехах земле скорее, чем попам. Они учили, что отпевать и поминать умерших и приносить милостыню за душу не нужно. Они не верили в воскресение из мертвых. Стригольники были враги иноческих обетов и монастырей 20 . Архиепископ Геннадий не мог не встретить в стригольниках тем более опасных противников, что они были люди преимущественно образованные, «изучали словеса книжные» и сладко говорили к народу 21 . Стригольник Захар четыре года рассылал грамоты против архиепископа, и Геннадий ничего не мог против него сделать 22 . Архиепископ писал наконец, московскому митрополиту Зосиме, что надобно было принять решительные меры и поступить с еретиками, как поступали в то время «франки в Испании».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

784 Своё дозволение епископу ставить священников и диаконов в новгородскую епархию Фотий даёт спустя 8 с половиной месяцев после того как избран был новгородцами преемник Евфимию (Евфимий 2-й, избран 13 Ноября 1429 года): ясно, что он не торопился ставить этого преемника (которого и не поставил до своей смерти, случившейся 1 или 2 Июля 1431 года). 785 Событие относят к 1375 году все летописи, за исключением 3 Новгородской, которая относит его к 1376 году. Карпа называют простцом летописи 3 Новгородская, 1 Софийская и Воскресенская, диаконом – 4 Новгородская летопись и списание на Стригольников св. Стефана Пермского, о котором ниже. По Никоновской летописи, казнь состояла в том, что еретики брошены были в воду (с моста в Волхов, что у новгородцев соответствовало римскому сбрасыванию с Тарпейской скалы). 787 В старое время не брили у нас бород (за исключением некоторых людей, служивших разврату педерастии, т. е собственно андрорастии, мужеложства), но цирюльники нужны были для подстригания волос на голове и для подбривания затылков (как у щёголей в простом народе это делается и до настоящего времени). В Москве в XVII веке был в торговых рядах особый стригольничий (стригый) ряд, – Забелина Домашний быт русских царей, I, 434 и 496. В конце XVI века упоминается придворный стригольник, – Дополнение к Актам Истории т. I стр. 195 col. 1 (В Азбуковнике, помещённом у Калайдовича в Ио. Экзархе, стр. 193: жидовское слово «бритва» по-русски значит «стригольник».– Название Вшивых горок, существующих у нас по городам, как даёт знать Олеарий, происходит от того, что летом цирюльники занимались на них своим ремеслом и что они устилались толстым слоем волос, в которых скрывались давшие название горкам насекомые, – Чтения Общества Истории и Древностей 1868 года 1868 года книга 3, стр. 111). Как мы сказали, Карп мог заниматься ремеслом стригольничества и будучи диаконом, ибо в то время взгляд на занятия приличные и неприличные для лиц духовных был иной, чем теперь, и далеко не столько строгий. А могло быть и так, что он поставлен был в диаконы из стригольников и что после того он удержал название стригольника, как прозвание. (А, наконец, могло быть, как это принимается иными за вероятнейшее, что он был стригольником или цирюльником только духовным, для выстрижки у лиц духовных темени, о чём см. 1т. 1 половина, стр. 476. Электронная версия – абзац сноски прим. корр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010