Никитин, Врачебн. сл. – Никитин А. Н. Врачебный словарь, изъясняющий принятые в медицине греческие и латинские термины с прибавлением кратких биографических очерков известных древних врачей. – СПб., 1835. Носович, Сл. белорусск. нареч. – Носович И . И. Словарь белорусского наречия. – СПб., 1870. Ожегов – Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1949. То же. – 2-е – 23-е изд. – М., 1952–1990 Ольминский, Щедринск. словарь – Ольминский М. С. Щедринский словарь. – М., 1937, Опыт обл. влкр. сл. – Опыт областного великорусского словаря. – СПб., 1852. Орлов, Филол. сл. – Орлов А. И. Полный филологический словарь русского языка. Т. 1–2. – М., 1884–1885. Петров, Сл. Фонвизина – Петров К. Словарь к сочинениям и переводам Д. И. Фон-Визина. – СПб., 1904. Погорелов, Сл. к толков. на Псалтырь – Подвысоцкий, Словарь арханг. нареч. – Подвысоцкий А. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. – СПб., 1885. Поликарпов – Поликарпов Ф. Лексикон треязычный. – М., 1704. Полный сл. иностр. слов – Полный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, составленный по образцу немецкого словаря Гейзе. – СПб., 1861. Преображенский – Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. Т. 1–2. – М., 1910–1916. То же. – М., 1958. Рейф Ф. И. Русско французский словарь, в котором русские слова расположены по происхождению, или Этимологический лексикон русского языка. Т. 1–2. – СПб., 1835–1836. Русско-польск. сл – Русско-польский словарь./Под общ, ред. В. Г. Чернобаева. – М., 1940. Свенцицкий, Сл. – Свенцицкий И. Опыт сравнительного словаря русских говоров (Галицко-бойковский говор)//Живая старина. – Вып. 1–2. – СПб., 1900. Севергин, Сл. – Севергин В. М. Подробный словарь минералогический. Т. 1–2. – СПб., 1807. Сл. АР – Словарь Академии Российской. Т. 1–6. – СПб., 1789–1794. Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный. Т. 1–6. – СПб., 1806–1822 Сл. Грота–Шахматова – Словарь русского языка, составл. 2-м отделением имп. Академии наук. Т. 1. – СПб., 1891–1895/Под ред. Я. К. Грота. Т. 2. – СПб., 1897–1907/Под ред. А. А. Шахматова. Т. 3. вып. 1. – Пг., 1922/Под ред. С К. Булича. Т. 3. вып. 2. – Л., 1929/Под ред. Л. В. Щербы. Т. 4. – СПб., 1906–1926/Под ред. Д. К. Зеленина. Т. 5. – Пг, 1915–1928/Под ред. С. П. Обнорского. Т. 6. – Л., 1927–1929/Под ред П. Л. Маштакова. Т. 8. – Л., 1927–1929/Под ред. В. И. Чернышева.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Использование термина «Сибирский» вместо «Соликамский» тракт может быть объяснено тем, что журналист слабо представлял географию города, и точность названий для его «литературных» целей не имела значения. Свидетели, на которых ссылается А.Я. Гутман – действительно реально существовавшие исторические лица – московские и петроградские литературоведы – марксисты, с которыми он был знаком по издательской деятельности в Москве и Санкт-Петербурге (Петрограде): – профессор Петр Семенович Коган (1872-1932), русский и советский историк литературы, литературный критик, литературовед, переводчик, профессор МГУ, Президент Государственной академии художественных наук, сотрудник Литературной энциклопедии. В студенческие годы увлекся марксистскими идеями. Преподавал в Москве, в том числе в училище Московского филармонического общества. В 1909 году переехал в Санкт-Петербург. Приват-доцент кафедры германо-романской филологии Санкт-Петербургского университета в 1911—1918 годах; – академик Владимир Максимович Фриче (1870-1929), российский и советский литературовед-марксист и педагог, академик АН СССР. Профессор этнолого-лингвистического отделения (1921), председатель отделения языка и литературы (1923), профессор кафедры романо-германской филологии (1921—1925) факультета общественных наук. Профессор кафедры исторического материализма этнологического факультета (1925—1929). Действительный член НИИ языковедения и истории литературы при факультете общественных наук (1922—1925). Директор Института языка и литературы АН (1922). Член Комиссии НКП РСФСР («Комиссия Ротштейна») по коренному пересмотру преподавания общественных наук в высших школах республики (1920). Заведующий литературным отделением Института красной профессуры, зав. секцией литературы в Комакадемии. Ответственный редактор журнала «Литература и марксизм» (1928—1929). В период 1905—1907 годов входил в состав литературно-лекторской группы МК РСДРП. 7 декабря 1917 года был назначен комиссаром по охране удельных и дворцовых имуществ в Москве. В марте 1918 года — комиссар по иностранным делам Совета Народных Комиссаров Мосгубсовета (председателем которого был М.Ф. Владимирский) , то есть по роду своей деятельности мог быть ознакомлен с внутренней подоплекой международных отношений, действиями в отношении собственности Дома Романовых в Москве и, следовательно, самих Романовых.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/16/...

Скворцов-Степанов Иван Иванович (наст. фам. Скворцов, лит. псевд. – И. Степанов (1870–1928) – советский государственный и партийный деятель, экономист, историк. Родился в Богородском уезде Московской губ. в семье фабричного служашего. Окончил Московский учительский институт (1890). Член РСДРП с 1898 г. Активный участник революционного движения, неоднократно арестовывался и ссылался. В 1917 г. член Московского комитета РСДРП(б). член Московского ВРК. нарком финансов Российской советской республики. В 1919–1925 гг. зам. председателя Всероссийского совета рабочей кооперации, член правления Центрального союза потребительских обществ СССР, зам. председателя, председатель редколлегии Госиздата. В 1925–1927 гг. отв. редактор газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», с 1927 г. зам. отв. редактора газеты «Правда». Член АРК с октября 1922 г.. один из главных организаторов антирелигиозной работы в стране. С 1925 г. член ЦК ВКП.6). В 1926–1928 тт. отв. редактор газеты «Ленинградская правда», директор института В. И. Ленина при ЦК ВКП (6). Автор многочисленных работ по истории революционного движения, политэкономии, атеистической пропаганде. Умер в Сочи от брюшного тифа. Смидович Петр Гермогенович ( 1874–1935) – советский партийный и государственный деятель. Родился в Могилевской губ. в дворянской семье. Учился на физико-математическом факультете Московского университета (исключен в 1894 г.). окончил Высшую электротехническую школу в Париже (1897). Член РСДРП с 1898 т. Активно участвовал в революционном движении, около 6 лет провел в тюрьме и ссылках. В 1917 г. член Московского комитета РСДРП(б). член Московского ВРК. Одновременно до 1920 г. на хозяйственной работе. В 1918 г. председатель Исполкома Московского городского Совета. В 1921 г. зам. председателя ВЦИК, в 1922–1924 тт. член Президиума ЦИК СССР. В 1921–1923 гг. зам. председателя ЦК Помгода-Последгола при ВЦИК. С октября 1922 г. член АРК. в 1924–1929 гг. возглавлял секретариат по делам культов при Предселателе ВЦИК, затем председатель постоянной Комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК (1929–1934). С 1924 г. председатель Государственного комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КомЗЕТ), председатель Комитета содействия народностям северных окраин (Комитет Севера) при ЦИК СССР. С 1927 г. возглавлял Центральное бюро краеведения. Умер в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЛАДОЖСКАЯ 13.07.1774 01.04.1775 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 01.04.1775 26.10.1798 НИЖЕГОРОДСКАЯ 26.10.1798 17.03.1811 Вениамин Милов САРАТОВСКАЯ 22.01(04.02)1955 20.07(02.08)1955 Вениамин Молчанов АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКАЯ, обн. 15(28)04.1929 15(28)09.1929 ЯЛТИНСКАЯ, обн. 15(28)09.1929 в/у СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ, обн. 16(29)01.1931 ЛОДЕЙНОПОЛЬСКАЯ, обн. 12.1933 НОВГОРОДСКАЯ, обн. 12.1933 21.06(04.07)1936 ЛАДОЖСКАЯ, обн. 07.1936 16(29)08.1936 АЛМА-АТИНСКАЯ, обн. 11(24)11.1936 26.09(09.10)1937 Вениамин Муратовский КИНГИСЕППСКАЯ 26.10.1897 03.12.1897 ГДОВСКАЯ 03.12.1897 10.07.1901 КАЛУЖСКАЯ 10.07.1901 31.12.1910 СИМБИРСКАЯ 31.12.1910 30.06(13.07)1920 в/у ПЕНЗЕНСКАЯ РЯЗАНСКАЯ 13(26)07.1920 РЯЗАНСКАЯ, обн. 24.08(06.09)1923 ЯРОСЛАВСКАЯ, обн. 24.08(06.09)1923 26.12.1923 (08.01.1924) ЛЕНИНГРАДСКАЯ I, обн. 26.12.1923 (08.01.1924) 06(19)05.1927 МОСКОВСКАЯ, обн. 06(19)05.1927 23.04(06.05)1930 Вениамин Новицкий ПИНСКАЯ 02(15)06.1941 08.1942 ПОЛТАВСКАЯ 08.1942 09.1943 в/у ХАРЬКОВСКАЯ 08.1942 09.1943 ОМСКАЯ 09(22)11.1956 08(21)02.1958 ИРКУТСКАЯ 08(21)02.1958 18(31)05.1973 в/у ХАБАРОВСКАЯ 08(21)02.1958 18(31)05.1973 в/у ВЛАДИВОСТОКСКАЯ 08(21)02.1958 18(31)05.1973 ЧЕБОКСАРСКАЯ 18(31)05.1973 01(14)10.1976 Вениамин Павлов БАЛТСКАЯ 08.11.1870 17.02.1879 СУМСКАЯ 30.07.1872 09.04.1883 КИНЕШЕМСКАЯ 09.04.1883 13.06.1905 Вениамин Пуцек-Григорович НИЖЕГОРОДСКАЯ 14.08.1748 28.02.1753 ТВЕРСКАЯ 28.02.1753 02.04.1758 ПСКОВСКАЯ 02.04.1758 15.09.1761 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 15.09.1761 26.07.1762 КАЗАНСКАЯ 25.07.1762 17.03.1782 в/у ВЛАДИВОСТОКСКАЯ 30.07(12.08)1992 08(21)09.1992 ВЛАДИВОСТОКСКАЯ 08(21)09.1992 Вениамин Сахновский Серб КОЛОМЕНСКАЯ 25.07.1731 18.05.1739 в/у МОСКОВСКАЯ 08.04.1735 18.05.1739 ВЯТСКАЯ 18.05.1739 02.12.1742 ВОРОНЕЖСКАЯ 02.12.1742 28.03.1743 Вениамин Смирнов ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 04.03.1879 05.04.1882 ОРЕНБУРГСКАЯ 05.04.1882 01.05.1886 ВОРОНЕЖСКАЯ 01.05.1886 07.05.1890 Вениамин Тихоницкий ВЯТСКАЯ 01(14)12.1942 20.03(02.04)1957 в/у ИЖЕВСКАЯ в/у ИЖЕВСКАЯ, паки в/у ИЖЕВСКАЯ, 3-й раз Вениамин Троицкий (САТКИНСКАЯ БИРСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иногда празднования в честь К. и Мефодия обостряли отношения с османскими властями (11 мая 1862 по приказу берковицкого паши Юсуфа ок. 120 участников праздничных мероприятий в Клисурском мон-ре , были избиты, а обитель разрушена (в 1867 ее восстановили и освятили во имя слав. первоучителей)) или с местным греч. духовенством, напр. в Пловдиве (1859), Силистрии (ныне Силистра, 1860), Тулче (1862), Неврокопе (ныне Гоце-Делчев, 1863), Малко-Тырнове (1870), Черна-Воде (1870). Во многих местах в торжествах участвовали и греки: в Шумене (1859), Смирне (ныне Измир, Турция, 1867), Неврокопе (1868). В городах со смешанным населением в праздниках иногда участвовали и жители др. национальностей: напр., в К-поле в 1867 г. в торжествах приняли участие бошнаки, турки, арабы, а в 1870 г.- и русские (в т. ч. рус. консул), хорваты, сербы, черногорцы и др. Слав. просветители стали символами болг. освободительного движения. Болгарский центральный революционный комитет опубликовал в 1871 г. прокламацию с призывом: «Братья болгары! Молитесь нашим святым, равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, и готовьтесь к бою!» ( Страшимиров Д. Васил Левски. София, 1929. Т. 1. С. 503). Болг. революционер В. Левский переписал тропарь равноапостольным К. и Мефодию в рабочую тетрадь, а Г. С. Раковский и Л. Каравелов опубликовали несколько статей о слав. просветителях. Х. Ботев в статье писал о дне памяти К. и Мефодия: «...праздник нашего исторического возрождения, праздник народный, праздник, который нам напоминает наше прошлое и настоящее, и праздник, который должен нас воодушевить идеей полного духовного и политического освобождения» (Знамя. 1875. Бр. 15 от 9 мая; Колева. 2003. С. 276). В честь св. братьев болгары написали более 90 стихотворений, поэм и песен. Наиболее известны поэма И. Груева «И после тысячи лет» (И след тисяща годин), песни «Кириллу и Мефодию» Каравелова, «Да прославим память» Д. Войникова и всеучилищный гимн, написанный в 1882 г. учителем из г. Русе С. Михайловским, «Востань, народ возрожденный!» (Върви, народе възродени), в к-ром К. и Мефодий названы «отцами болгарского знания, творцами нашего любимого наречия» ( Петкова-Марчевска С. В прослава на св. Кирил и Методий: Сб. с песни и песнопения. Велико Търново, 2013).

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Научной ценности учебник Ряжского не имеет. Но он показателен для того направления в изучении церковного пения, которое ознаменовало своим возникновением начало четвертого периода второй эпохи в истории богослужебного пения Русской Православной Церкви. Действительная музыкальная природа столпового пения оставалась еще не исследованной, и к ней применялись понятия, заимствованные из светской музыки, но уже сознавалась необходимость исследования музыкальной природы знаменного роспева. Метод для этого не был еще найден, хотя и предуказан С.В. Смоленским. В четвертом периоде второй эпохи видное место как ученому в области русского церковного пения принадлежит Антонину Викторовичу Преображенскому (1870–1929). А.В. Преображенский родился 27 февраля 1870 г. в г. Сызрань, происходил из духовного звания. В 1894 г. он окончил Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1898–1902 гг состоял в московском Синодальном училище церковного пения преподавателем дидактики и методики церковного пения, приняв этот предмет от В.М. Металлова. В 1902 г. А.В. Преображенский перешел на службу в Петербург, в Придворную певческую капеллу, управляющим которой в то время был С.В. Смоленский (при котором и начал свою службу А.В. Преображенский в Синодальном училище). В капелле А. В. Преображенский занял место воспитателя малолетних певчих и библиотекаря. С 1920 г. А. В. Преображенский был профессором (тогда еще Петроградской) Ленинградской консерватории и читал там курс о памятниках древнерусского музыкального творчества. Скончался он 17 февраля 1929 г. Важнейшие опубликованные научные работы А.В. Преображенского в области русского церковного пения указаны у нас во 2-й главе 1-го тома нашей книги, под 39–42, 45, 97. Составленный им курс «Очерк истории церковного пения в России», 2-е издание – С.-Петербург (без указания года издания) 924 был принят как учебное руководство в регентских классах Придворной певческой капеллы и в регентском училище, основанном С.В. Смоленским. Это – не ученый исследовательский труд и по объему материала уступает учебнику Металлова, – но это и не было задачей А.В. Преображенского, который равнялся по программе церковного пения, принятой в регентских классах. В отличие от истории Разумовского и Металлова, Преображенский совершенно опускает историю церковного пения христианской Церкви вообще и начинает свой курс прямо началом бытия Русской Церкви и заканчивает вкратце первым десятилетием XX в. Таким образом, он (правда, очень кратко) захватывает и время, которое Металлов в своей истории и в своих публицистических трудах не мог еще охватить 925 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иаков Карп ЕЛГАВСКАЯ 27.09(10.10)1936 13(26)10.1943 Иаков Кротков МУРОМСКАЯ 18.01.1870 28.01.1884 Сщмч. Иаков Маскаев ОРСКАЯ, обн. 06(19)03.1923 18(31)07.1924 в/у ЧКАЛОВСКАЯ, обн. 06(19)03.1923 18(31)07.1924 ОРЕНБУРГСКАЯ 18(31)07.1924 31.12.1925 13.01.1926) в/у ОРЕНБУРГСКАЯ 31.12.1925 13.01.1926) 20.12.1927( 02 .01.1928) КУРГАНСКАЯ 20.12.1927 02.01.1928) ОСТАШКОВСКАЯ 24.01(06.02)1929 БАЛАШОВСКАЯ 24.01(06.02)1929 22.03(04.04)1933 БАРНАУЛЬСКАЯ 22.03(04.04)1933 16(29)10.1936 в/у БИЙСКАЯ 22.03(04.04)1933 16(29)10.1936 Иаков Немоловский СТАРОКОНСТАНТИНОВСКАЯ 19.04(02.05)1922 СТАРОКОНСТАНТИНОВСКАЯ, обн. 03(16)11.1925 ШЕПЕТОВСКАЯ, обн. 03(16)11.1925 1928 (?) Иаков Панчук в/у ПОЧАЕВСКАЯ 14(27)11.1990 30.11(13.12)1990 ПОЧАЕВСКАЯ 01(14)12.1990 29.05(11.06)1992 в/у ТЕРНОПОЛЬСКАЯ 10(23)02.1992 29.05(11.06)1992 Иаков Пятницкий БАЛАХНИНСКАЯ 28.04.1891 29.09.1892 УМАНСКАЯ 29.09.1892 16.01.1893 ЧИГИРИНСКАЯ 16.01.1893 26.01.1898 КИШИНЕВСКАЯ 26.01.1898 12.08.1904 ЯРОСЛАВСКАЯ 12.08.1904 25.01.1907 СИМБИРСКАЯ 25.01.1907 10.12.1910 КАЗАНСКАЯ 10.12.1910 ИРКУТСКАЯ ТОМСКАЯ 03.1920 11.1921 Ианнуарий Попов БРЕСТСКАЯ 05.06.1877 17.02.1879 БАЛТСКАЯ 17.02.1879 05.09.1883 Игнатий КУРСКАЯ 09.1692 Игнатий ЛЬВОВСКАЯ (XIII–XIV вв.) Игнатий ТУРОВСКАЯ /Игнатий I СМОЛЕНСКАЯ (1126)/ Игнатий II СМОЛЕНСКАЯ 29.01.1219 Игнатий III СМОЛЕНСКАЯ Св. Игнатий I в/у ЯРОСЛАВСКАЯ 19.09.1262 ЯРОСЛАВСКАЯ 19.09.1262 28.05.1288 Игнатий II ЯРОСЛАВСКАЯ СТАВРОПОЛЬСКАЯ 13.11.1857 05.08.1861 Игнатий Грек РЯЗАНСКАЯ 30.06.1605 (ВСЕРОССИЙСКАЯ 30.06.1605 17.05.1606) ВСЕРОССИЙСКАЯ, паки 03.1611 Игнатий Демченко КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 21.08(03.09)1961 30.12.1961 12.01.1962) ЧЕРНИГОВСКАЯ 30.12.1961 12.01.1962) 03(16)11.1962 в/у СУМСКАЯ 30.12.1961 12.01.1962) 03(16)11.1962 КИРОВОГРАДСКАЯ 03(16)11.1962 12(25)05.1965 Игнатий Жебровский КЛИНСКАЯ, обн. 02(15)02.1923 06(19)09.1923 КАШИНСКАЯ, обн. 06(19)09.1923 27.09(10.10)1923 КАЛИНИНСКАЯ, обн. 27.09(10.10)1923 Игнатий Железовский БРЕСТСКАЯ 20.05.1848 27.06.1870 Игнатий Жихмонтов в/у МОГИЛЕВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7. А. С. Хомяков — идеолог славянофильства.    Сочинения А. С Хомякова, Посл. издание в 8 томах, — богословские сочинения во ИИ-м томе (5 изд. 1907), письма в VIII томе (1904).    Срв. Russia and the Englisch Church during the last fifty years, I, ed. by J. Birkbeck, L. 1895 (переписка с В. Пальмером).    Из литерату­ры: Вал. Лясковский, А. С. Хомяков, его жизнь и сочинения, Русский Архив 1896, 11, и отдельно 1897, М.;     В. З. Завитневич, А. С. Хомяков, т. I. кн. 1 и 2, К. 1902 (первоначально в ТрКДА с 1897 года), т. II, К. 1913;    о И-м томе отзывы А. И. Кирпичникова и И. С. Пальмова в «Отчете» о 45-м присуждении Уваровских премий (1905);     Α. Владимиров, Хомяков и его этико-социальное учение, Μ. 1904;     Н. А. Бердяев, А. С. Хомяков, М. «Путь» 1911;    Отзыв С. М. Соловьева в его «Записках», В. Е. 1907 и отд., изд «Прометей;”    срв. у Герцена, Былое и Думы, т ИИ, гл. 32-ая;     Б. Н. Чичерин, Воспоминания, Москва сороковых годов, М. 1929, с. 226 сл. «Книги глотал, как пилюли». Чичерин признает за Хомяковым изворотливость ума, и считает это только логической гимнастикой.    Срв. у Ф. И. Бу­слаева Мои воспоминания (М. 1897), с. 293—294, упоминание о диспутах Хомякова с раскольниками, «которые его очень уважали».    О богослов. воззрениях Хомякова см. неподписан. статьи Иванцова-Платонова, Пр. Об. 1869, январь и 1870, февр. (возражения В. Ф. Певницкого, ТрКДА. 1870, февраль);     его же примечания к письмам Хомякова к Пальмеру, Прав. Об. 1872 года;     Н И. Барсов, Новый метод в богословии (1870), в сб. Исторические, критические и полемические статьи, Спб. 1879;     свящ. Е. К. Смирнов, Славянофилы и их учение в отношении к богословск. науке, Странник, 1877. 2 и 3;     Ф. Смирнов, Богословское учение славянофилов, Прав. Обозр. 1883. октябрь;     Π. И. Линицкий, По поводу защиты славянофильства в «Прав Обозр»., ТрКДА. 1884, январь;     Ф. Смирнов, Вопрос о протестантстве в воззрениях Хомякова, Прав. Обозр. 1884, март;     Н. П. Гиляров, Собр. Сочинений, т. II, 34—62;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Драгомиров Абрам Михайлович (1868–1955), военный деятель, ген. от кавалерии (1916). В годы Первой мировой войны начальник 16-й кавалерийской дивизии (с декабря 1914), командир 9-го армейского корпуса (апрель 1915 – август 1916), командующий 5-й армией (август 1916 – апрель 1917), главнокомандующий армиями Северного фронта (апрель–май 1917), затем состоял в распоряжении военного министра. Участник Белого движения, командующий войсками Киевской области (сентябрь–декабрь 1919), в 1920 ген. для поручений в Русской армии ген. П. Н. Врангеля, затем в эмиграции, в Сербии, с 1931 во Франции, активный деятель РОВСа, председатель об-ва офицеров Генерального штаба; Дройзен Иоганн-Густав (1808–1884), немецкий историк, член Королевской Прусской АН (1867), приват-доцент (с 1833), профессор Кильского (с 1840), Йенского (с 1851) и Берлинского (с 1859) ун-тов; Дубовский Николай Никанорович (1859–1918), живописец-пейзажист, график, академик Петербургской АХ (1900), член Тов-ва передвижных выставок (с 1886); Дувакин Дмитрий Дмитриевич (1854–1935), санитарный врач, член Московской городской управы, товарищ городского головы (15.10.1905–13.02.1907, 1911–1912, 1914–1917). Председатель Комиссии по приему, охране и заведыванию дворцовым имуществом (март 1917 – январь 1918), научный сотрудник Музея коммунального хозяйства (1922–1929); Дунаев Борис Иванович (1870–1942), историк литературы и архитектуры, преподаватель женской гимназии кн. Е. В. Енгалычевой, гимназии им. И. и А. Медведниковых, мужской гимназии А. Н. Попова ; Дурново Николай Николаевич (1876–1937), филолог-славист, лингвист, диалектолог, магистр (1916), доктор (1918) русской словесности, член-корр. АН СССР (1924), академик АН БССР (1928, исключен в 1929). Организатор (1901), секретарь, зам. председателя (1915–1918,1923–1924) Кружка по истории и диалектологии русского языка (с 1903 – Московской диалектологической комиссии, существовавшей до 1931). Приват-доцент (1904–1910, 1915–1918) историко-филологического ф-та М. у., профессор ФОН МГУ (с 1921). Приват-доцент историко-филологического ф-та Харьковского ун-та (1910–1915), преподаватель ВЖК в Харькове. Профессор Саратовского ун-та (1918–1921), сотрудник К-та по составлению общедоступного словаря русского языка (1921–1923). В 1924–1927 в заграничной командировке, читал лекции в ун-тах в Брно и Праге. Профессор Белорусского государственного ун-та (1928–1930). С 1930 в Москве, работал по договорам с издательствами. Арестован 28.12.1933, осужден на 10 лет лагерей, находился в Соловецких лагерях. 9.10.1937 осужден повторно, 27.10.1937 расстрелян. Реабилитирован посмертно (1964);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Тесные связи с Институтом поддерживали крупные ученые-католики: Франц Ксавер Краус, который два года провел в Немецком институте (1870–1872), позже – один из основателей боннской школы христианской археологии Франц Йозеф Дёльгер, часто бывавший в Риме, первый ректор Папского института христианской археологии Иоганн Петер Кирш, профессор патрологии и христианской археологии во Фрайбургском университете Йозеф Зауэр (1872–1949), автор программной работы о сущности христианского искусства 1868 . В Немецком институте работали такие видные протестантские ученые, как Ганс Литцманн, профессор кафедры истории Церкви, Нового завета и христианской археологии в Берлинском университете. Действительными членами Немецкого института были известные археологи и историки византийской архитектуры, крупные фигуры христианской и византийской археологии в Греции: Анастасиос Кимонос Орландос (1887–1979) и Георгиос Ангелос Сотириу (1888–1979) 1869 . В работе Немецкого института отразились важные процессы в развитии самой археологии. В 20–30-е гг. XX в. во многих немецких университетах кафедры христианской археологии открываются на философских факультетах, а не на теологических, и археологи все больше занимаются раскопками, а не богословием. Возрастает роль полевой археологии – и в Риме, и на Востоке. Стипендиат Немецкого института в 1926–1927 гг. Альфонс Мария Шнайдер (1896–1952) провел успешные раскопки византийских памятников в Константинополе (св. София, феодосианские стены), в Греции и Палестине; на материале сирийских церквей он первым стал изучать проблему связи между архитектурой и литургией 1870 . С 1929 г. и до начала Второй мировой войны в Институте существовала особая должность «референта по христианской археологии». При директоре Людвиге Курциусе (1924–1944) в Немецком институте возрос интерес к поздней античности. Еще одна новая черта христианской археологии этого периода, и не только в Германии, – поворот от иконографических штудий к изучению технических приемов раннехристианского искусства и особенностей стиля как выражения идей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010