273, 351, 357, 359, 366 Загоскин Михаил Николаевич; (14 июля 1789 – 23 июня 1852) – русский исторический романист и комедиограф. Роман «Брянский лес», написан в 1845. 30 Замараев Анатолий Александрович – см. Алексий (Замараев) Заозерский Владимир Иванович – комиссар зданий Олонецкой ДС. 154 Западалов Алексей Иосифович; (5 февраля 1870 – 10 июля 1938). Родился в дер. Клюкино Бежецкого у. Тверской губ. Окончил Вифанскую ДС (1891) и Московскую ДА (1895), к. б. С 10 августа 1895 причислен к канцелярии обер-прокурора Св. Синода. Счетный чиновник Контроля при Св. Синоде, титулярный советник, 16 мая 1900 определен вторым священником Казанской ц. Тосно, с 20 февраля 1904 – священник гатчинского Павловского собора, где основал братство. С 18 декабря 1910 – С.-Петербургский епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ, с 6 мая 1913 – протоиерей. С 30 ноября 1917 приписан к ц. Волкова кладбища. 4 апреля (22 марта) 1918 – протоиерей Смоленского кладбища Алексий Западалов освобожден от обязанностей помощника наблюдателя за преподаванием Закона Божия в начальных школах Министерства Народного Просвещения. В 1917–1925 служил в Смоленской кладбищенской церкви, в 1929–1932 – в нижней церкви Михаила Архангела (Малоколоменской). Подвергался арестам 3 февраля 1924 и 4 октября 1932. Приговорен 8 декабря 1932, как иосифлянин, к заключению в лагерь сроком на 10 лет. Отбывал срок в Свирлаге, где был расстрелян. См.: Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15. С. 606; Осипова И. И. Сквозь огнь мучений и воды слез. М. 1998. С. 308; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб. 1999. С. 307. 197, 217 Запольский Евгений Иванович; (1872 – ?). Окончил Кишиневскую ДС (1894) и вольнослушателем Киевскую ДА, к. б. С 20 сентября 1894 – священник 36 драгунского Ахтырского полка, с 5 октября 1896 – 130 Херсонского полка; с 20 января 1903 – второй священник варшавского крепостного собора и благочинный неподвижных церквей 1-го района Варшавского военного округа, с 10 сентября или 3 октября 1903 – священник Казанского пехотного юнкерского училища, с 14 января 1904 – священник Казанской кремлевской военной церкви и с 9 декабря 1903 – благочинный казанских военных церквей, с 6 мая 1909 – протоиерей, с 9 июля 1910 – протоиерей Уланского императрицы Александры Федоровны полка, с 1 сентября 1911 – протоиерей Александро-Невской домовой ц. протопресвитера военного и морского духовенства, с 1911 – благочинный С.-Петербургских и Новгородских армейских церквей, с 21 января 1914 – третий протоиерей Сергиевского всей артиллерии собора. С 1911 – редактор «Вестника военного и морского духовенства». Уклонился в обновленчество, с 1924 – преподаватель патрологии обновленческого Ленинградского Богословского института.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Викторова, сотрудница лагерной администрации Виталий (Введенский Владимир Федорович; 1870 – 25 марта 1950), архиепископ Дмитровский Владимир (f 28 июля 1015), святой равноапостольный князь Владимир (Богоявленский Василий Никифорович; 1848 – 7 февраля 1917), священномученик, митрополит Киевский и Галицкий. Убит Владимир (Шимкович Василий; 1841 – 7 января 1926), митрополит Воронежский и Задонский Войков Петр Лазаревич (1888 – 7 июня 1927), один из организаторов расстрела царской семьи. Убит в результате покушения Волагурин Владимир Иванович (1877–?), священник. Арестован в январе 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Волков Всеволод Васильевич (1900–1942), брат О.В. Волкова Волков Олег Васильевич (1900 – 10 февраля 1996), писатель. В Соловецком лагере был дважды: с 1928 по 1929 гг., затем – с 1931 по 1933 гг. Автор воспоминаний о Соловках Вольтер (1694–1778), французский мыслитель Воробьев Алексей Константинович (1888 – 20 августа 1937), священномученик, протоирей. Арестован в сентябре 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Воронин, заключенный Враская Ольга Борисовна (1905 – 16 сентября 1985), библиограф, хранитель архива Η. П. Анциферова Второва-Яфа Ольга Викторовна (1876–1964), педагог. Автор воспоминаний о Соловках Вуль Леонид Давыдович (1899 – 28 июля 1937), сотрудник ВЧК-ОГПУ-НКВД, начальник Московского уголовного розыска (1931–1933). Расстрелян Вундт Вильгельм (1832 – 31 августа 1920), немецкий психолог, физиолог, философ Г Гавриил (Абалымов Николай Николаевич; 1881 – 31 июля 1958), епископ Осташковский. Арестован в 1926 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Гавриил, архангел Гагарина, заключенная княжна 69 Гамалюк, заключенный повар Ганьковский Михаил Дмитриевич (1971 – 14 декабря 1937), заключенный сотрудник лагерной администрации Гарелина София Александровна (по мужу – Анциферова; 1899–1967), вторая жена Η. П. Анциферова Гвидон, литературный персонаж Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770– 1831), немецкий философ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в Рязанской епархии: архиепископа Рязанского Иувеналия (Масловского, 1878–1937, память 11/24 октября, священномученик) блаженной Матроны Анемнясевской (Беляковой, 1864–1936, память 16/29 июля, исповедница) в Тверской епархии: архимандрита Сергия (Сребрянского, 1870 — 1948, память 23 марта/5 апреля, преподобноисповедник) протоиерея Феодора Колерова (1882–1929, память 16/29 ноября, священномученик) и иже с ним убиенных Ананию Бойкова и Михаила Болдакова (мученики) протоиерея Владимира Мощанского (1866–1938, память 25 августа/7 сентября, священномученик) протоиерея Илии Громогласова (1869–1937, память 22 ноября/5 декабря, священномученик) протоиерея Алексия Бенеманского (1881–1937, память 22 ноября/5 декабря, священномученик) протоиерея Дмитрия Беневоленского (1883–1937, память 14/27 ноября, священномученик) протоиерея Григория Раевского (1888–1937, память 16/29 сентября, священномученик) протоиерея Николая Дмитрова (1878–1938, память 23 февраля/8 марта, священномученик) в Уфимской епархии: епископа Уфимского Симона (Шлеева, 1873–1921, память 5/18 августа, священномученик) протоиерея Евграфа Еварестова (1857–1919, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Аверкия Северовостокова (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Алексия Канцерова (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Тимофея Петропавловского (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) игумении Маргариты (Гунаронуло, †1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) в Украинской Православной Церкви: митрополита Одесского Анатолия (Грисюка, 1880–1938, память 10/23 января, священномученик) архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка, 1885–1938, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Харьковского Александра (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Елецкого Сергия (Зверева, 1872–1937, память 31 октября/13 ноября, священномученик)

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

130 Краснов Сергий Иосифович (1862 или 1864–1933), прот. – родился в семье священника, иерей в Знаменском храме с. Черкасское Вольского у. Саратовской губ. (1890-е), настоятель храмов в хуторах Ельшанка (5 вёрст от Царицына) и Ново-Никольское (1900-е), храма Воздвижения Креста Господня в Туапсе, благочинный Иверско-Алексеевской женской общины (1913); его дочь Евгения летом 1917 г. стала женой Свенцицкого. Отличался смелостью, твёрдостью принципов и веры: во время эпидемии причащал в холерном бараке умирающих; выйдя с крестом против разъярённой толпы, остановил самосуд над конокрадами; преставился от скоротечной простуды, полученной на похоронах прихожанина; похоронен в приделе храма. 131 Пьяных Иван Емельянович (1863–1929) – крестьянин, член партии социалистов-революционеров (1903), депутат II Государственной думы, организатор и руководитель самого активного отдела Всероссийского крестьянского союза; его называли «президентом Щигровской республики» в Курской губ. (1905–1907). В 1908 г. вместе с сыном Иваном (?–1919) приговорён к повешению, сын Дмитрий (1883–1940) и дочь Ольга (1892-?) – к вечной ссылке в Сибирь. Под давлением общественности смертный приговор был заменён пожизненной каторгой. Отбывал срок в Тобольской каторжной тюрьме (до 1914) и Шлиссельбургской крепости (до 1917). Депутат Учредительного собрания, член Всесоюзного общества политкаторжан; в советское время подвергался арестам. 132 Музей основан в 1870 г., ныне в этом здании филиал Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. 133 Краснов Александр Сергеевич (1888–1919) – окончил 4 класса семинарии, поступил на юридический факультет Казанского университета, в октябре 1907 г. возглавил местную организацию эсеров, 1 ноября арестован и осуждён на 20 лет каторги за подготовку экспроприации, 1 мая 1913 г. выпущен на поселение. В 1918 г. усыновил беспризорника. Расстрелян большевистским патрулём после проверки документов в поезде («за фамилию» и новую каракулевую папаху). 134 Крестный ход с Абалакской иконой «Знамение» Божьей Матери ежегодно совершался из Абалака в Тобольск 8 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Заместителем проректора в сентябре 1922 г. был избран и ранее являвшейся ближайшим помощником И. П. Щербова профессор Ф. К. Андреев (1887–1929 гг.), вскоре рукоположенный во диакона, а 19 декабря 1922 г. – во иерея епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем). Первым местом служения о. Феодора стал собор Казанской иконы Божией Матери на Невском проспекте . В феврале–марте 1923 г. боровшаяся с обновленцами Петроградская автокефалия была разгромлена, а ее руководители, в том числе епископ Николай (Ярушевич), арестованы и осуждены. Это предопределило закрытие церкви Троицкого подворья, состоявшееся в апреле, хотя официальное решение Президиум Петроградского губисполкома принял только 7 июля 1923 г.: «Принимая во внимание, что церковь б[ывшего] Троицкого подворья является домовой церковью и составляет одно целое с жилыми помещениями, утвердить постановление Центрального райисполкома о ее закрытии и обязать губернский отдел управления срочно ее ликвидировать, передав помещение в Губоткомхоз» . Целый год обновленцы вели борьбу за подчинение себе Богословского института, преподаватели которого во главе с И. П. Щербовым категорически отказывались признать власть обновленческого Епархиального управления, ссылаясь на принятое в мае 1922 г. новое положение об институте, где говорилось, что он является совершенно автономным учреждением, не подчиняющимся высшему и местному церковному управлению. Осенью 1922 г. несколько профессоров института были высланы за границу (в Германию) на так называемых философских пароходах, в частности исполнявший около месяца обязанности ректора Л. П. Карсавин (1882–1952 гг.), позднее преподававший в Каунасском и Вильнюсском университетах, но погибший в исправительно-трудовом лагере в Коми АССР; Н. О. Лосский (1870–1965 гг.), в дальнейшем – профессор Пражского, Братиславского университетов и Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке; С. С. Безобразов (1892–1965 гг.), впоследствии епископ Катанский Кассиан (с 1947 г. – ректор Свято-Сергиевского православного Богословского института в Париже).

http://sedmitza.ru/lib/text/10312287/

блаженной Матроны Анемнясевской (Беляковой, 1864-1936, память 16/29 июля, исповедница) в Тверской епархии: архимандрита Сергия (Сребрянского, 1870 – 1948, память 23 марта/5 апреля, преподобноисповедник) протоиерея Феодора Колерова (1882-1929, память 16/29 ноября, священномученик) и иже с ним убиенных Ананию Бойкова и Михаила Болдакова (мученики) протоиерея Владимира Мощанского (1866-1938, память 25 августа/7 сентября, священномученик) протоиерея Илии Громогласова (1869-1937, память 22 ноября/5 декабря, священномученик) протоиерея Алексия Бенеманского (1881-1937, память 22 ноября/5 декабря, священномученик) протоиерея Дмитрия Беневоленского (1883-1937, память 14/27 ноября, священномученик) протоиерея Григория Раевского (1888-1937, память 16/29 сентября, священномученик) протоиерея Николая Дмитрова (1878-1938, память 23 февраля/8 марта, священномученик) в Уфимской епархии: епископа Уфимского Симона (Шлеева, 1873-1921, память 5/18 августа, священномученик) протоиерея Евграфа Еварестова (1857-1919, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Аверкия Северовостокова († 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Алексия Канцерова († 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Тимофея Петропавловского († 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) игумении Маргариты (Гунаронуло, † 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) в Украинской Православной Церкви митрополита Одесского Анатолия (Грисюка, 1880-1938, память 10/23 января, священномученик) архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка, 1885-1938, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Харьковского Александра (Петровского, 1851-1940, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Елецкого Сергия (Зверева, 1872-1937, память 31 октября/13 ноября, священномученик) архиепископа Херсонского Прокопия (Титова, 1877-1937, память 10/23 ноября, священномученик)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

С 1870 по 1899 год он обучал детей Закону Божьему, и за свои труды в деле народного образования был награжден серебряной медалью. Также при храме находилась библиотека, которая располагалась в здании школы. Она была доступна для всех жителей села. В комплекс, помимо вышеперечисленных зданий, входили дома священника и дьякона, а позже был построен дом псаломщика. Церковной общине принадлежала также баня и два сарая. Завершала церковный комплекс кованая ограда искусной работы. В Красново существовало несколько памятных дней, в которые совершались крестные ходы. Они проводились 1 июня, 20 июля и 22 октября. В период с 1900 по 1910 гг. храм был украшен росписями. Причем, храм был расписан не полностью, а по клеймам. На северной и южной стене клейма располагались в два яруса: 3 прямоугольных клейма, изображающих земную жизнь Иисуса Христа, а на месте центрального клейма на южной стене располагалась храмовая икона. Второй ряд клейм представлял 3 овальных изо бражения святых. На западной стене расположены 2 клейма: «Явление ангела пророку Илье» и «Проповедь Иоанна Крестителя». В алтаре располагались ростовые изображения святых. В храме было много утвари. В 1909 году правящий архиерей, архиепископ Ионафан, приезжал в село и посещал церковь. До 1914 года в храме шла размеренная церковная жизнь: новорожденных крестили, новобрачных венчали, умерших отпевали. Жители села посещали Богоявленский храм, дети ходили в церковно-приходскую школу, их родители посещали библиотеку и душеполезные беседы, проводимые священниками. Но в 1914 году началась первая Мировая война. По примеру других церквей, Богоявленская церковь собирала деньги на нужды фронта. А в 1918 году, вследствие декрета об аннулировании процентных бумаг, проценты с причтового капитала в размере 20 050 р. перестали перечисляться. Прекращается и содержание самого храмового комплекса. В 1929 г. Богоявленский храм был закрыт. Вскоре колокольня над трапезной была разобрана, а также за ложена дверь из трапезной части в четверик. В трапезной части разместился Красновский сельский ДК, где он существует до сих пор, а четверик храма был оборудован под склад зерна».

http://sobory.ru/article/?object=23484

1907. Кн. 7–8. С. 87–90 (с портретом и библиографией трудов); Сергей Иринеевич Миропольский//Церковные ведомости. 1907. 29. С. 1193–1195. 50 Миртов Димитрий Павлович; (1 августа 1867 – 1941). Окончил Рязанскую ДС (1887) и С.-Петербургскую ДА (1891), к. б. С 21 ноября 1891 – преподаватель логики, начальных основ и краткой истории философии, психологии и дидактики Волынской ДС. С ноября 1893 избран, с 9 декабря 1894 – и. д. доцента С.-Петербургской ДА по кафедре истории философии. 5 июня (утв. 13 июня) 1900 – магистр богословия («Нравственное учение Климента Александрийского » СПб. 1900), доцент, с 3 сентября 1902 – экстраординарный профессор. 30 сентября 1914 – доктор богословия, с 27 октября 1914 – ординарный профессор. С 1 октября 1899 – 1 января 1903 – секретарь С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. 1 января 1906–31 декабря 1908 – редактор «Церковного Вестника». С августа 1919 – преподаватель, октябрь 1919 – сентябрь 1921 – профессор кафедры западноевропейской философии факультета общественных наук Петроградского университета. С 15 августа 1919 по 16 июня 1929 работал в Публичной библиотеке, в 1919–1921 занимался описанием поступившей в Публичную библиотеку библиотеки епископа Анастасия (Александрова) . В 1921–1922 преподавал в Педагогической академии. Арестован в декабре 1934, выслан в Казань. См.: Шилов Л. А. Миртов Дмитрий Павлович //Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 447–448. 256, 356 Мисаил (Крылов Михаил Иванович); (2 июля 1837 – ?). Сын причетника с. Чудовского Череповского уезда Новгородской епархии. Окончил Новгородскую ДС (1859). С 1859 – послушник Юрьева монастыря. 1 ноября 1861 пострижен в монашество, с 8 ноября 1861 – иеродиакон, с 2 ноября 1864 – иеромонах. В 1867 окончил С.-Петербургскую ДА, 19 марта 1870 – кандидат богословия. Со 2 октября 1868 – преподаватель греческого языка, догматического, основного и нравственного богословия и учения о расколе в Саратовской ДС.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Виталий (Введенский Владимир Федорович); (8 июля 1870 – 25 марта 1950). Окончил Тульскую ДС (1890). В сентябре 1891 года был священником женского монастыря в Белеве, Тульской губернии. 1 февраля 1900 – 1 августа 1902 – инспектор классов Белевского Епархиального женского училища, в 1907 назначен председателем его Совета. Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. В 1919 пострижен в монашество, затем – настоятель Белевского монастыря. С 15 августа 1920 – епископ Епифанский, викарий Тульской епархии. В 1922 году уклонился в обновленчество. 18 июня избран на Тульскую кафедру. С 16 августа 1922 – архиепископ Тульский и Епифанский. Участник обновленческого Собора 1923 года. В 1924 награжден правом ношения креста на клобуке. В январе 1925 избран членом пленума Св. Синода. С 15 апреля 1925 – митрополит. В сентябре 1929 Учебным Комитетом при Св. Синоде за представленные печатные труды удостоен степени кандидата богословия. В этом же году награжден преднесением креста при богослужении. 10 мая 1930 избран председателем Св. Синода с титулом митрополита Московского и Тульского. 1 апреля 1931 награжден правом ношения двух панагий. С 5 мая 1933 – первоиерарх обновленческих православных церквей в СССР. В апреле 1941 возглавил вновь созданное ВЦУ. 10 мая 1941 ушел на покой. 10 октября 1941 в новом заявлении В. уточнил свой уход, назвав свой отпуск бессрочным; все свои полномочия и прерогативы он передал Александру Введенскому . 13 октября 1941 вместе с митрополитом Александром Введенским выехал в эвакуацию в Ульяновск. Осенью 1943 вернулся в Москву. 2 марта 1944 принес покаяние Патриарху Сергию и был принят в сане епископа. В 1944 возведен в сан архиепископа и назначен Тульским и Белевским. В 1945 награжден правом ношения креста на клобуке и назначен председателем Миссионерского Совета при Священном Синоде. С 1946 – архиепископ Дмитровский, викарий Московской епархии, с оставлением обязанности председателя Миссионерского Совета при Св. Синоде. Был почетным настоятелем Воскресенского храма в Сокольниках в Москве. Духовный писатель и поэт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1849 г. принимал участие в военных действиях Венгерской кампании. За отличие, оказанное в сражении при Дебричине 21 июля 1849 г., князь Орлов был произведен в ротмистры. Награждённый орденом св. Владимира 4-й степени, князь вновь был причислен к Свите Государя и в течение 1850-1852 гг. сопровождал Императора в его путешествиях по России и за границей. В 1854 г. уже в чине полковника князь был командирован в распоряжение генерал-фельдмаршала Паскевича на Дунай, для участия в действиях против турок. При штурме форта Араб-Табии, взятием которого он руководил, при осаде Силистрии, в 1854 г. князь Орлов получил девять тяжёлых ран и лишился глаза. Он был награждён орденом св. Георгия 4-й степени и получил золотое оружие с надписью «За храбрость». В 1869 г. генерал-лейтенант князь Орлов был назначен чрезвычайным посланником в Австрию, в мае 1870 г. перемещён на ту же должность в Великобританию и в декабре 1871 г. во Францию. В 1878 г. князь Орлов был произведён в генералы от кавалерии и в этом чине шесть лет спустя перемещён на должность полномочного посла в Берлин. Князь Н.А.Орлов известен также как автор исторического очерка франко-прусской войны 1806 г. В 1858 г. князь Орлов написал «Мысли о расколе» с заметкой «о евреях в России», где проводил мысль о необходимости большей веротерпимости. Почетную известность снискала Орлову и поданная им в 1861 г. Императору записка «Об отмене телесных наказаний в России и в Царстве Польском», в которой он вооружается против телесных наказаний, как против зла «в христианском, нравственном и общественном отношениях». В результате были внесены некоторые изменения в системе уголовных и исправительных наказаний. Расстроенное здоровье заставило князя Н.А.Орлова в последнее время его жизни жить в Фонтенбло, где он и скончался. Сегодня день памяти выдающегося иерарха начала ХХ века, духовного лидера гродненских монархистов, митрополита Киевского, Экзарха Украины Михаила (Ермакова), отошедшего ко Господу 30 марта 1929 года. Он родился 31 июля 1862 г. в Петербурге, в миру звался Василием Федоровичем. Образование получил в Киеве сначала в семинарии, затем в Духовной академии, по окончании которой принял постриг. В революционные годы он возглавлял Гродненскую кафедру, т.е. оказался на передовой борьбы за русские национальные интересы. В Западной Руси было очень сильно польское и еврейское влияние, и владыка активно поддерживал православно-русское национальное движение. Он был почетным председателем Гродненского православного братства, которое по своему составу было сугубо монархическим.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/30/de...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010