«Каждая страна, – говорится в древнем житии св. Прокопия устюжского, – блажит своих святых: Новгород славит владык своих Иоанна, Евфимия, Никиту, Иону, пр. Варлаама, Савву и Михаила Клопского; Псков блажит Всеволода, Авраамия и Савву; Москва величает Петра, Алексия, Иону; Ростов – Леонтия, Исаию и Игнатия, пр. Авраамия и Исидора; Вологда – Димитрия, Корнилия комельского, Павла и Сергия на Мурме». Разделение России на уделы было главной причиной того, что большинство русских святых чествовались местно. С объединением Руси под властью Москвы местно чтимые святые стали чествоваться повсеместно. Причисление местно чтимых угодников к лику святых и установление в честь их праздников последовало на двух соборах, бывших в 1547 и 1549 гг. в Москве, под председательством московского митрополита Макария. Кроме прославленных чудотворцев русских, наша Церковь освятила празднованием некоторые знаменательные события в жизни нашего отечества. В 1380 году установлено торжественное поминовение всех воинов, за веру и отечество живот свой положивших, в Димитриевскую субботу. Димитрий Донской, возвратясь с Куликовской битвы, отправился в пустыню к преподобному Сергию и, совершив здесь поминовение павших воинов, предложил архипастырям совершать такое поминовение ежегодно пред 26-м октября, днём великомученика Димитрия. В 1395 г. по случаю избавления Москвы от нашествия Тамерлана, установлено праздновать сретение иконы Пресв. Богородицы Владимирской. Когда чудотворная икона, принесённая из Владимира, торжественно была встречена митрополитом, духовенством и жителями столицы на Кучковом поле, Тамерлан внезапно удалился из пределов России. Великий князь Василий Дмитриевич, по совету с митрополитом, положил построить на месте сретения иконы монастырь и праздновать 26-й день августа, день избавления русской земли от грозного завоевателя. Сретению Владимирской иконы Божией Матери установлено праздновать 23-го июня, по случаю избавления России от нашествия хана Ахмата (1480 г.) и 21-го мая, в воспоминание избавления от крымского хана Махмет-Гирея (1521 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

314 Эти пространные записи, очевидно, были бы излишни при лицевых подлинниках, где каждый из самого изображения мог видеть эти подробности. Мы сказали, что наши древнейшие лицевые подлинники известны по рукописям XVII и не ранее конца XVI века. Кроме других признаков на это указывает самый состав их и присутствие в них русских памятей, утвержденных на соборах 1547–1549 годов, а некоторые святые канонизованы и того позже. Без сомнения, основа наших подлинников много старше, и мы по памятникам иконографии можем наблюдать, что святые и праздники в XVI и XV веках изображались точно так, как принято писать их в подлинниках XVI–XVII века. Это значит, что иконные изображения гораздо раньше письменного кодекса отлились в известную типичную форму, которая потом готовой принята в подлинник. Но это обстоятельство не дает еще повода относить происхождение лицевых или толковых подлинников, как систематических кодексов для иконографии, ко времени значительно ранее того, от которого дошли до нас эти памятники. Уже из того обстоятельства, что Стоглав не упоминает о таких руководствах для иконописца, а советует писать с древних образцов и указывает на иконы Андрея Рублева, из этого уже можно заключать, что во времена Стоглава еще не было таких подлинников, иначе собор упомянул бы о них. Стоглав своими правилами дал только сильный толчок к появлению лицевых подлинников, которые примкнули к нему, как к своей основе, и поставили его определение об иконописи и иконописцах во главе своих наставлений. Самая система, в которой является наш подлинник, не допускает возможности более раннего появления этого кодекса. Наш подлинник расположен в порядке церковного года и имеет в своей основе святцы или месяцеслов. Это видно, как из состава их, так отчасти и из заглавий, из которых произведем, например, следующее: «Книга глаголемая Подлинник, сиречь, описание Господским праздникам и всем святым достоверное сказание, како их воображати от месяца септемврия до месяца августа, по уставу лавры отца нашего Саввы Освященнаго». Таким образом в подлиннике мы имеем не что иное, как святцы, только осложненные лицевыми изображениями. Но святцы в строгом смысле слова появились у нас сравнительно не рано и самые древние из них представляют извлечение из синаксарей, помещенное отдельно от устава, в котором эти синаксари записывались. Большинство наших святцев принадлежит XVI–XVII веков, и на основе этих-то последних создались лицевые подлинники.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Слух о богоугодной жизни отшельников Ондрусовой пустыни дошел до Царя и Великого Князя Василия III Иоанновича: (1505–1534). Благочестивый Государь дал им грамотой милостыню из своей казны, повелевая выдавать «переступая через два года на третий без волокитно», и вместе с этим воспрещал наместникам брать пошлины с монастырских ловцов и тоней. Царь Иоанн (IV) Васильевич Грозный (1534–1584), подтвердил грамоту родителя своего, и пожаловал Игумену с братией на Ладожском озере рыбные тони. В 1546 году Царь Иоанн Васильевич особенной грамотой еще отпустил щедрую милостыню. Последнее пожертвование Царя почти обеспечило существование пустыни и вызвало основателя в Москву. Престольный град был тогда в ожидании разрешения от бремени добродетельной Царицы Анастасии Романовны. Предание говорит: чтобы упрочить долгоденствие и здравие ожидаемого младенца, бояре, руководствуясь древним суеверием, советовали Царю взять в восприемники первого попавшегося на встречу путника и во избежание несчастливой, по предрассудку, встречи с монахом, отдан был приказ, чтобы ни один черноризец, под страхом смертной казни, не смел показываться на улицах Московских, пока не будет совершено святое крещение царственного младенца. В ночь на 1 Августа 1549 года Царь Иоанн Васильевич был обрадован рождением дочери. Державный родитель велел немедленно привести с улицы первого встречного. Едва посланный вышел из царских палат с ужасом увидел перед собой престарелого инока! Услышав об этой встрече, Царь потребовал к себе ослушника его приказаний. Черноризец предстал и на угрозы раздраженного Царя отвечал с безмятежным спокойствием: «Великий Государь! повели справиться: еще вчера вечером я был за сто слишком поприщ от престольного твоего града и сам недоумеваю, как теперь очутился здесь»! Посланы гонцы в указанное старцем место. Слова его подтвердились, и Царь уразумел в этом событии волю Божью. В смиренном чернеце он узнал бывшего царедворца: это был Преподобный Адриан, – и, благоговея перед святой его жизнью в иночестве, о которой он уже наслышался, удостоил его чести быть восприемником новорожденной Царевны Анны вместе со старцем Геннадием Сарарайским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

421 Брак Василия III с Соломонией Сабуровой был бездетен. После развода с ней великого князя (1525) Соломонию постригли в Рождественском монастыре. В 1526 г. Василий III женился на Елене Васильевне Глинской, однако и у нее детей не было около четырех лет. Иван Васильевич Грозный родился от этого брака 25 августа 1530 г. 422 Монах Иосифо-Волоколамского монастыря Тихон происходил из боярского рода Зворыкиных, в 1509 г. был монастырским казначеем, входил в число соборных старцев, помогавших игумену управлять монастырем. О Тихоне Зворыкине упоминал Иосиф Волоцкий в своем послании к Василию Андреевичу Челяднину. Из этого источника известно, что Тихон Зворыкин подолгу жил в Москве и был вхож в митрополичьи покои. В августе 1530 г. он ездил из Москвы в Иосифо-Волоколамский монастырь с посланиями Василия III к игумену Нифонту Кормилицыну и соборному старцу Тихону Ленкову, где государь просил отпустить к великокняжескому двору старца Кассиана Босого, которого он выбрал в крестные отцы для сына Ивана. 423 Речь идет о Нифонте Кормилицыне, постриженнике и игумене Иосифо-Волоколамского монастыря (1522–1543), известном писателе и книгописце. Во время его игуменства в монастыре находились в заточении Максим Грек и Вассиан Патрикеев. В 1533 г. Нифонт сопровождал в Москву смертельно больного Василия III и постригал его в схиму. В 1543–1554 гг. Нифонт был архимандритом Ново-Спасского монастыря; на церковном соборе 1549 г. выступал свидетелем обвинения по делу Исаака Собаки; в 1550 г. принимал участие в Казанском походе. В 1554 г. Нифонт был поставлен епископом Крутицким и Сарским. Последние годы жизни провел в Иосифо-Волоколамском монастыре, скончался в 1561 г. Нифонт Кормилицын работал по составлению сводной Кормчей; он был автором послания Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого»; возможно, ему принадлежат два рассказа о походах на Казань в 1550 и 1552 гг.; не исключено, что он мог быть причастен к созданию Жития Иоанна, мученика казанского. Во время игуменства в Иосифо-Волоколамском монастыре Нифонт «стремился не просто увеличить библиотеку, но собрать и сохранить в монастыре репертуар литературы, представляющей интерес для образованного круга иосифлян». После смерти Нифонта его личная библиотека, видимо, согласно желанию владельца, попала в монастырь, откуда начиналась его церковная карьера. См. подробнее: Дмитриева Р.П. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности//Книжные центры Древней Руси... – С. 5, 10–13.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

IV. 1318, стр. 148. 99 Никон. лem. III, 54, Воскресенск. и Софийск. 1-я лет. в Собр. лem. V, 197, u VII. 170, Степени, кн. 1, 384. 100 Татары, не хотя слышать хульных речей от князя на их веру, «отрезаша (ему) язык и заткоша уста его убрусом, и начаша резати его по суставом и метати разно, персты вся обрезаша и у ног и у рук, и устне и уши, и прочая составы разрезаша, и яко остася труп един, они же отдраша кожу от главы его и на копие взоткнуша». – Никон. лет. Писалась иконописцами икона князя Романа, см. у Филарета в Русских святых под 19-м Июля, но известны многие примеры того, что были писаны иконы и не канонизованных формальным образом святых, а только почитаемых усопших. – В 1812-м году в день мученической кончины князя 19-го Июля была одержана знаменитая победа над Французами при селе Витебской губернии, Дрисненского уезда, Клястицах и поэтому написан образ его на стене Московского храма Христа Спасителя, – у Фuлap. ibid. – С недавнего времени, именно с 1854-го года, началось в Рязани местное празднование князю, о чем скажем ниже в своем месте. 102 Мощи св. Петра не были открываемы митр. Феогностом при установлении празднования ему и в первый раз они открыты были спустя 133 года после установления празднования и спустя 146 лет после кончины, именно-митр. Филиппом 1-м в 1472-м году по случаю перестройки Московского Успенского собора. 2-я Софийская летопись дает знать, что мощи представляли из себя кости, – Собр. лет. VI, 196, а летописи Никоновская, -VI 41, и Воскресенская, – в Собр. лет. VIII, 171–172, заимствующие из слова Пахомия Сербина, которое, по приказанию вел. князя и митрополита написано было «неверия ради людского (именно-что «кой толко не в теле лежит, тот у них не свят» -Собр. лет. VI. 196) дают знать, что мощи пострадали от пожара, бывшего в 1382-м году, в нашествие на Москву Тохтамыша. В 1531-м году вел. кн. Василий Иванович, вероятно – в благодарность свв. митрополитам Петру и Алексию за их молитвы к Богу о даровании ему сына Иоанна (который родился 25-го Августа 1530-го года) повелел сделать им новые раки – Петру полузолотую, с золотой верхней доской, на которой был вычеканен и украшен драгоценными камнями образ святителя, и с серебряными боковыми досками, Алексию – серебряную, с позолоченным его образом на верхней доске («Петру чюдотворцу раку злату вычеканити и образ злат Петра чюдотворца камением драгим украсити, а страны у раки сребряны; Алексею чюдотворцу раку сребряну всю и на раке образ его позлатите»); в новую раку, которая не могла быть скоро изготовлена, мощи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

100 . Серапион, архиепископ Новгородский, скончавшийся по низведении с кафедры в Троицком Сергиевом монастыре 16-го марта 1516-го года. Местное празднование, вероятно, установлено после открытия мощей и вторичного их погребения в новом гробе, чт, быв сопровождаемо чудесными знамениями, имело место 1559-м году. 1492 101 . Филипп Иранский, основатель Филиппоиранской Троицкой пустыни, находящейся в Череповецком уезде Новгородской губернии, скончавшийся 14-го Ноября 1527-го года. Служба на обретение мощей читается в рукописи конца XVI века 1493 и, вероятно, около конца этого века и установлено местное ему празднование. 1494 102 . Логгин Коряжемский, основатель Коряжемского Николаевского монастыря, который находится в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии, скончавшийся 10-го Февраля 1540-го года. Об открытии мощей его в 1557-м —228— году говорится, что это было «по некоторому явлению». 1495 Можно поэтому думать, что местное празднование установлено вслед за открытием мощей. 103 . Стефан Озерский или Комельский, основатель упраздненного Николаевского Озерского монастыря, который находился в Грязовецком уезде Вологодской губернии, скончавшийся 12-го Июня 1542-го года. Через год после его смерти, «по некоему видению», написаны были две иконы его, из коих одна была положена на его гробе в устроенной над последним часовне, а другая поставлена в церкви 1496 ; но когда затем установлено было ему местное празднование, остается неизвестным. 104 . Адриан Андрусовский, основатель упраздненной Андрусовой пустыни, которая находилась в Олонецком уезде Олонецкой губернии, скончавшийся 26-го Августа 1549-го года. В одном акте 1659-го года он называется преподобным отцом нашим и чудотворцем 1497 , из чего можно заключать, что тогда уже совершалось ему местное празднование. 105 . Адриан Пошехонский, основатель Адрианова монастыря, который находится близ города Пошехонья Ярославской губернии, скончавшийся 5-го Марта 1550-го года. Быв убит и брошен в поле разграбившими его монастырь разбойниками, он погребен был в пустом месте, у одной пустой или стоявшей без пения и вне жилья церкви; в 1626-м году патр. Филарет, по просьбе игумена Адрианова монастыря, дозволил перенести его мощи в монастырь, причем предписывал: «а привезчи тело его в монастырь, отпети над ним погребение и погресть его в церкве и сделать над ним гробницу дровяную и покровом покрыти; а положити его в старом гробе, будет гроб его не истлел, а будет старой гроб его хотя и потлел, а не развалился, и его в старом гробе погрести, а будет старой гроб развалился, и мощи его переложить в новый гроб, по иноческому чину, как иноков погребают; а как станет над ним отпевати

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По сравнению с сонмом святых, канонизированных собором 1547 г., месяцеслов Син., 336 содержит дополнительные памяти святых, прославление которых обычно относят к 1549 г. Но рукопись Син., 336 написана во всяком случае до августа 1548 г., так как на л. 7 содержит вкладную запись, помеченную 7056 г.: «Лета 7050 шестаго при осподари цари великом князи Иване Васильевичи всея Руси и при митрополите Мокарьи и при свещенном епискупе Феодосии Коломенском и Коширьском положил сию книгу Устав Успению в дом Пречистаи на Коломъне в собор неподвижнои архимандрит Феодосеи Спаскои по своеи души и по своим родителем. И вы бы, отци и братие, в сии Устав смотрили, исправливоя, а мою бы есте душю поминали». Создание рукописи Син., 336 вряд ли можно приписать целиком частной инициативе: богослужебный Устав вложен в главный храм города Коломны, где отправлял службу сам владыка Феодосий, кстати, непременный участник всех архиерейских соборов конца 40-х – начала 50-х годов XVI в. и потому обязанный быть в курсе всех канонизационных мероприятий. Несомненно, вклад был сделан по благословению Коломенского владыки Феодосия (во вкладной записи он назван «священным епископом»). Поэтому более полный перечень памятей святых Устава Син., 336 по сравнению с материалами февральского собора 1547 г. можно объяснить только существованием еще одного канонизационного собора в период между мартом 1547 г. и августом 1548 г. Похоже, что «архимандрит Феодосей Спасский» являлся архимандритом Спасо-Евфимьева монастыря, потому что памяти суздальских святых отличаются особой полнотой записи. Под 25 сентября читаем (л. 106 об.): «В тои же день преподобныя матери нашея Ефросинии, иже бывшеи великои княжне Черниговскои. Положена же бысть в граде Суздале в дивичье манастыре, иже бысть ею създан, исцеление же бывает от гроба ея и до сего дни приходящим с верою». Под 1 апреля записано (л. 209–209 об.): «В тои же день преставление преподобнаго Еуфимия Суздальскаго чюдотворца. Служба его поется, егда разсудит настоятель», и далее приводится текст службы, известной по Нижегородскому списку Жития Евфимия. Среди архимандритов Спасо-Евфимьева монастыря Феодосий не зафиксирован, но в актовом материале возможен пробел, зависевший от частой смены настоятелей в 1548 г.: управлявший монастырем с 1528 г. архимандрит Герман в последний раз зафиксирован 6 июля 1548 г. 654 , следующий архимандрит, Авраамий, отмечен неопределенно в 7057 (1548 49) году 655 , но в том же 7057 г. упоминается еще архимандрит Савва, остававшийся на своем посту до 15 декабря 1550 г. 656 Если наши рассуждения верны, то рукопись Син., 336 датируется июлем-августом 1548 г. и мы получаем свидетельство о существовании в 1548 г. не известного по источникам суздальского архимандрита Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П.В. Долгоруков Веревкины Предок их, Иван Иванович Веревкин упоминается в шведском походе 1549 года. Андрей Иванович, воевода, 15 августа 1576 года взял приступом крепость Ислам -Кермень. Двое Веревкиных, дворяне деревской пятины, упоминаются при осаде Смоленска в 1634 году: Игнатий Никитич и Фёдор Постникович; последний был тут убит. Никифор Логинович находился, при Царе Алексее Михайловиче, в 1648 году и следующих годах, степепным ключником сытного дворца. Двадцать Веревкиных владели населёнными имениями в 1699 году, и трое из них были стольниками Петра Великого: Александр Васильевич , Степан Кирилович и Григорий Иванович. Иван Иванович († 1739) был деньщиком (т. е. флигель-адъютантом) Петра Великого; потом капитаном в семёновском полку. Сын его, действительный статский советник Михайло Иванович (рождение 1732 † 19 марта 1795), один из самых учёных и самых благонамеренных людей своего времени, был, при учреждении московского университета, и вместе с Иваном Ивановичем Мелиссино, товарищем куратора, знаменитого Ивана Ивановича Шувалова; потом находился товарищем губернатора в Казани, где открыл гимназию. Оба сына его кончили жизнь на Кавказе: Михайло Михайлович в чине генерал- майора; Никифор Михайлович, полковник, убит в сражении с горцами. Никита Борисович, орловский помещик, имел сына Николая Никитича (рождение 30 апреля 1766 † 27 октября 1830), человека почтенного благородством души и бескорыстием своим; он был комендантом в Москве с 1821 по 1830 год, генерал-лейтенантом и кавалер Святого Александра Невского. Из сыновей его, Николай Николаевич скончался в 1835 году; Михаил Николаевич убит на поединке в Бадене, в 1843 году; Александр Николаевич († в январе 1854) был генерал-майором; Владимир Николаевич ныне полковник и командир екатеринбургского пехотного полка; Сергий Николаевич капитан измайловского полка. Герб (Общий Российский Гербовник, часть III, 101): в голубом поле ключ и стрела золотые, крестообразно положенные. На гербе дворянские: шлем и корона; намет голубой, подложенный золотом. Щит держат: справа белый единорог, слева лев. Литовская фамилия Веревкин-Шелюта происходит от смоленского помещика Евстафия Веревкина, который, в эпоху завоевания Смоленска поляками, в начале семнадцатого века, вступил в польскую службу, и получил от Короля Сигизмунда III вотчину Шелюта (Szeluta). Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

3. Печатные святцы и месяцесловы (не лицевые). Святцы славянской печати краткие     Самые древнейшие славянские печатные святцы относятся к 1571 году и изданы в Венеции сербскими или боснийскими буквами и находятся в венской библиотеке, но состав их нам неизвестен. Древнейшие славянские печатные святцы известны при Иевлевском служебнике 1601—1602 г. В них довольно русских святых. В отношении русских святых они описаны Е. Голубинским (Истор. канфнизац. стр. 232). Из славянорусских отдельных печатных святцев древнейшие относятся к 1628 году. Святцы сего года значатся в каталоге синод. типографии в Москве, но самая книга утрачена. Затем древнейшие из святцев, изданные в 1639 году в Москве, находятся в импер. публичной библиотеке в Петербурге. Это тот же синаксарь, который находится в иерусалимском уставе св. Саввы и заглавие их такое же: последование церковного пеними собрания вселетного; но тропарей и кондаков нет. Итак сии святцы не отличаются полнотою имен. Августа 16 есть в них Иоаким сардипольский из южных святых. Русских святых в них не мало, впрочем известнейшие, такие коим праздновали издревле и коим установлено праздновать на соборах 1547 и 1549 годов при митрополите Макарие. Памяти их помещены были еще ранее сих святцев в уставе 1610 г. и следованной псалтири 1625 года, с которыми показанные святцы согласны и в других памятях. Затем дошли до нас святцы, изданные в 1646 году. Они также озаглавливаются: последование церковного пения и вселетного собрания по уставу св. Саввы и проч. По объему это обширнейшие из всех виденных нами святцев, но не по количеству святых: они содержат не только тропари и кондаки святым, но и историческую летопись, т. е. краткие сказания о святых: о происхождении, роде, месте и времени жизни святых. Восточные святые в них те же, что и в иерусалимском уставе, с ничтожными разностями, но русских святых и праздников в них довольно прибавлено против святцев 1639 г., таковы: 15 сен. Киприан митр. киевский, 22 окт. Казанские иконы Божией Матери, 28 ноября св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

27 Так они напр. были назначены для переговоров: а) ст. литовскими послами в 1563, 1566, 1570, 1576, 1578, 1579, 1582, 1586, 1590, 1591, 1598, 1607, 1608 годах; б) с папским послом Антонием Поссевином в 1561–1582 годах; в) ст. цесарскими послами в 1576, 1593, 1595 и 1597 годах; г) с датскими послами в 1608 г.; д) с английскими послами в 1615, 1617 и 1621 годах; е) с голландским послом в 1617 г.: ж) шведскими послами в 1626 г., з) французским послом в 1629 г.; и) турецкими посланниками в 1585 и 1593 годах; й) крымскими послами в 1578 г. и к) персидскими послами в. 1622 и 1692 годах и др. 28 В записях о царском приеме 1 ноября 1548 г. не говорится, кто принял грамоту; а записей после сего и до 7 апреля 1549 г. не имеется. В древнейшем Титулярнике 1) говорится, что в июле 1548 г. (7056) у царя был посол крымского хана Дивей мурза; встречали его окольничей Ф. Адашев «да дьяк Иван Михайлов». Вероятно, тут описка в годе: надо читать: 7057, когда царь (в июле) отпустил Дивея мурау, а с ним И. В. Полева в Крым. Статейного списка и документов, касающихся сего посольства, не сохранилось, и за 1549–1561 гг. в крымских статейных списках пробел. 29 Записи об этом встречаются: 1549 г. июля 20, октября 16. 1550 г. апреля 9, 1551 г. Мая 22, июля 23, августа 24, октября 18, 24, 28. 1552 г. мая 6, 23, 31; ноября 8. 1553 г. сентября 10, декабря 17, 28. 1554 г. февраля 10. 1555 г. января 23, февраля 20, мая 30, декабря 5, 11. 1556 г. июля 5, декабря 9. 1557 г. июля 14, ноября 7. 1558 г. февраля 20, июня 24, сентября 9, октября 9, ноября 23. 1559 г. января 14. июня 14, октября 3. 1560 г. мая 28, ноября 18. 1561 г. июня 23, декабря 2. 1562 г. января 15. Впрочем 28 сентября 1551 г. при приеме царем в Александровой слободе ногайских послов и 15 ноября 1562 г. в Москве крымского гонца грамоты у них взяты были дьяком Никитою Фуниковым (во втором случае, в 1562 г., Висковатого не было в Москве: он уехал в Англию послом. См. ниже стр. 28, примеч.). 30 7 октября 1556 г. бывшему у царя литовскому посланнику после аудиенции велено было «итти в дьячью избу Ивана Михайлова дожидатися стола».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010