В XVII веке в Новгороде совершался крестный ход в Сырков монастырь, за которым следовали каноны – причем на 4 статии – преподобному Александру Свирскому (30, ч. I, с. 608; 31, с. 26). В прошлом веке Преподобному был составлен акафист, автором которого является А. Ф. Ковалевский (33, с. 740–741; 48, с. 442–443), основатель Казанского Высочинского монастыря (18, с. 890) 21 . Память преподобного Александра празднуется 30 августа в день его кончины, 17 апреля – в день обретения его мощей и во вторую неделю по Пятидесятнице, Всех русских святых. В каноне этой службы читаем: «Радуйся, пустыне, прежде бесплодна и необитаема, послежде яко крин цветущая и инок множеством исполненная: взыграйте, горы Валаама и вся древа дубравная, хваляща с нами Сергия и Германа, вкупе же и Арсения с Александром Свирским , отцы всехвальныя» (59, с. 12). Финляндская Автономная Православная Церковь в начале ноября отмечает память карельских святых, в лик которых входит и Александр Свирский (55, с. 21). В Свирском монастыре с особым торжеством праздновался день Святой Троицы, когда совершалось перенесение мощей Преподобного, и в часовне, на месте Ее явления Преподобному, перед мощами читался акафист Живоначальной Троице (17, с. 442–443; 6, с. 15–16) 22 . За богослужением читалось и Житие, подробнее, чем в службе, повествующее о подвигах святого. Таким образом, гимнография, иконография и агиография – тесно взаимосвязанные формы православного почитания святых, особенно проявившиеся в русском обществе в середине XVI века. Митрополита Макария, управлявшего Русской Церковью в это время, исследователь И. Мысливец называет «первым распространителем и поборником почитания русских святых, о чем лучше всего свидетельствует целый ряд святых, канонизованных на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. и образующих две группы: святых местных и святых, почитание которых было признано общерусским. Канонизация имела своим естественным последствием популяризацию почитания русских святых и распространение их изображений» (37, с. 424). Далее автор продолжает: «Изображения недавно живших святых писались по воспоминаниям. Давно жившие святые писались по выработанным типам: монах, епископ, князь, юродивый» (37, с. 425). К числу последних он относит и преподобного Александра, с чем нельзя согласиться, так как современники Соборов были очевидцами подвигов Преподобного, например тот же митрополит Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Во 2 главе, озаглавленной: История канонизации русских святых до Макарьевских соборов 1547–1549 гг., допускаются разные произвольные, неосновательные предположения. Вот некоторые примеры подобных предположений: 1) Известно, что мощи преподобного Феодосия Печерского открыты 14 Августа 1091 года. Затем в 1108 году, по просьбе Игумена Печерского Феоктиста, князь Святополк повелел Митрополиту вписать Феодосия в синодик в Киеве и по всем епископиям. Все епископы с ра- —73— достью вписали и стали поминать преподобного на всех соборах. Очевидно, что всеобщая канонизация преподобного Феодосия совершалась в 1108 году. Но автор не признает этой канонизации на основании одного сказания первой Псковской летописи, которое можно понимать совсем не так, как понимает автор, и предполагает, что празднование памяти Преподобного Феодосия ввелось само собою постепенно, в период домонгольский. Нельзя при этом не заметить, что автор, говоря о сокрытии мощей преподобного Феодосия при нашествии Батыя, не благочестно выражается о раке Преподобного. В настоящее время, говорит он, в соборной или главной церкви Печерского монастыря находится только его Кенотаф, одна ничего не содержащая в себе рака, составляющая только как бы памятник. Нет, рака Преподобного Феодосия есть не просто памятник, а святыня, чтимая русским народом, как содержавшая в себе мощи особенного избранного сосуда благодати Св. Духа. 2) На основании разных своих соображений, из которых с некоторыми трудно согласиться, автор утверждает, что во весь домонгольский период не было установлено не только общего, но и даже местного празднования в честь св. Равноапостольного Князя Владимира, и приходит к заключению, что празднование Просветителю установлено не в Киеве, а в Новгороде св. Александром Невским совместно с Архиепископом Спиридоном в 1240 году. Одержав Невскую победу 15 Июля сего года, сопровождавшуюся сильным религиозным одушевлением, Александр Невский мог приписать её заступничеству пред Богом св. Владимира, скончавшегося 15 Июля, и в память славной своей победы и в ознаменование заступничества св. Владимира пред Богом, установил в Новгороде празднование св. Владимиру в 15 день Июля. Таким образом автор отнес начало празд-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

24 Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 93. 25 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 29. О князе Симеоне известно, что его чудесным образом в 1512 году во время битвы с татарами защитил Лаврентий Калужский (†1515; память 10 августа). 26 Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV — начало XVII веков. М., 1998. С. 293. 124; Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 1. С. 416. 31 Протоиерей Александр Горский, Невоструев К. Описание славянских рукописей (Патриаршей) Синодальной библиотеки. Отд. 3. Ч. 1. М., 1869. С. 302. 38 Протоиерей Александр Горский, Невоструев К. Описание славянских рукописей (Патриаршей) Синодальной библиотеки. Отд. 3. Ч. 1. С. 302. 40 Архимандрит Макарий (Веретенников). Церковный Собор 1549 года//Альфа и Омега. 1998. 2(16). С. 141–145. 41 Зимин А. А. Россия на пороге нового времени (Очерки политической истории России первой трети XVI века). М., 1972. С. 216. 42 Архимандрит Леонид. Сведение о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в библиотеку Троицкой Духовной Семинарии в 1747 году… Вып. 2. М., 1887. С. 1. В другом случае он подтвердил жалованную грамоту своего предшественника, Митрополита Симона (Дополнения к актам историческим. Т. 1. СПб., 1846. С. 362). 43 Акты Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря: 1506–1608 годов. М., 1998. С. 24–25. 7; РИБ. Т. 32. 83. С. 139–140. Митрополит Варлаам подтверждал грамоты, данные ранее его предшественниками (Акты социально-исторической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI веков. Т. 3. М., 1964. С. 266. 246). 46 Каталог древнерусских грамот, хранящихся в отделе рукописей Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Вып. 1–2. Изд. 2. СПб., 1992. С. 36. 49 Архимандрит Макарий (Веретенников). Повести, написанные по благословению святителя Макария, Митрополита Московского//Альфа и Омега. 2001. 2(28). С. 124. 53 Герберштейн С. Записки о московитских делах. Новокомский П. И. Книга о московитском посольстве/Введение, перевод и примечания А. И. Малеина. СПб., 1908. С. 41.

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-mitropol...

Мощи преподобного Герасима были извлечены с места захоронения, положены в специально изготовленный гроб и помещены во Введенском трапезном храме. В чуде обретения мощей преподобного Герасима Болдинского вижу знак Божия благоволения, данный народу Смоленщины, который послужит к возрождению веры и благочестия, к процветанию и нашего древнего края, и всей Русской земли. Ходатайствую о признании дня обретения мощей преподобного Герасима Болдинского - 7/20 июля - праздником Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Возблагодарив Господа за явленную милость, выразившуюся в обретении честных мощей преподобного Герасима Болдинского, внести в Месяцеслов Русской Православной Церкви под 7/20 июля празднование памяти обретения честных мощей преподобного Герасима Болдинского. СЛУШАЛИ: Ходатайство митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла об открытии Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря в Смоленске и о назначении игумена Аркадия (Недосекова) настоятелем указанного монастыря. Справка. Смоленский Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь основан в XIII веке преподобным Авраамием (память 21 августа/3 сентября), прославленным на Московском Соборе в 1549 году. В 1610 году монастырь был разорен. Монашеская жизнь возобновилась лишь в 1658 году. В 1728 году при монастыре была учреждена семинария, монастырь получил название училищного и настоятелями его стали назначаться ректоры семинарии. В 1918 году монастырь был закрыт. В предвоенные годы территория монастыря принадлежала Белорусскому военному округу. Во время Великой Отечественной войны монастырь понес существенные потери: были разрушены трапезная Введенская церковь, святые врата, часть ограды и хозяйственных построек. В 1972-1974 годах Спасо-Преображенский собор монастыря был отреставрирован и передан под книгохранилище областной библиотеки. В остальных помещениях ныне располагаются медицинские учреждения. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в Смоленске. 2. Утвердить игумена Аркадия (Недосекова) настоятелем Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в Смоленске.

http://sedmitza.ru/lib/text/429499/

Дом Пречистой Богородицы, Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи XVI-XVII вв. сразу получил высокий статус Царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян. 28 июля/10 августа 1525 г. сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. С тех пор на протяжении 400 лет совершался 28 июля/10 августа Крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли русские Цари (вплоть до Петра I) и Московские Первосвятители (до 1917г.), а сам праздник — один из главных и любимых москвичами – сопровождался знаменитыми народными гуляниями на Девичьем поле. Первой игуменией Новодевичей обители по повелению Василия III стала известная подвижница своего времени, старица Суздальского Покровского монастыря, прп. Елена (Девочкина, †1547, память 18 нояб./1 дек.) – «благоговейная и благочинная схимонахиня», «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко спасению известный» («Похвала Русским святым»). Вместе с прп. Еленой из Суздаля прибыли 18 монахинь. Их молитвами и трудами в Новодевичей обители было положено начало монашеской жизни на основах строгого общежития. После прп. Елены осталась «Духовная грамота с наставлением о монастырском уставе» — уникальный документ, представляющий собой на сегодняшний день единственный известный рукописный Устав женского монастыря перв.пол. XVI в. Со вт. пол. XVI до кон. XVII вв. история Новодевичьего монастыря теснейшим образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 г. Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь-первенца Анну. В 1564 г. здесь была пострижена княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (в инокинях Александра), вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата царя Ивана, а в 1582 — Елена Ивановна Шереметева (в инокинях Леонида), вдова его убиенного сына, царевича Ивана.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Смо...

Блаженные памяти великий государь царь и великий князь Феодоръ Ивановичъ всеа Русин посл тово вскоре, оставя земное царство,//(л. 7об.) преселился въ вечные обители. А посл, де, государь, тово стояло Смутное время многие годы. Тот 1543 де, острожокъ 1544 , избы, и анбары 1545 , и всякой заводъ нын знаютъ, и останокъ еще есть, и старожиловъ 1546 еще мочно сыскать. А какъ, государь, мн, богомольцу твоему, хать будтъ нын с мощми святаго чудотворца Филиппа митрополита с Соловковъ рекою Онгою, а приехавъ на усть Онжское под порогъ, покамста изъ судовъ перекладыватца, и порогъ поднимаючи, будтъ дни с три и съ четыре мешкать 1547 . А та Золотая, государь 1548 , гора, ис которой длано бывало 1549 золото, будтъ отъ устья реки Онги верстъ за шестьдесятъ. Мн 1550 , государь, богомольцу твоему, до то Золотые горы, гд преж сего длано золото, будть ты, государь, на то изволишь послати, и то горы и заводу старыхъ, гд было 1551 копана золотая руда, напередъ досмотрети, послать для подлинново вдома можно и чмъ 1552 золотая руда отъвдать мастера сурмы и виннова 1553 камени, и селитры, и что къ тому золотому длу годно. Вли, государь, ко мн, богомольцу своему, свой, государевъ, указъ учинити. Сия 1554 отписка послана ко государю къ Москв с нарочным гонцомъ, с московским стрельцом приказу Леонтия Романова Озарьева, с Михалком Яковлвым, съ новгородцомъ, и память ему дана о подвод къ прикащику, къ Давыду Каменеву. Примечания Л. 6об. ...Романъ Неплюевъ... – В московских боярских книгах Роман Иванович Неплюев упоминается как дворянин московский с 1636 г. – Указатель 1853, 290. В 1648–1650 гг. он был воеводой в Ольшанске – Барсуков 1902, 161. ...былъ игуменомъ в Кожеозерскомъ монастыр... – Как сообщает И. Шушерин в «Известии» о патриархе Никоне , в Кожеозерский монастырь Никон пришёл в 1639 г., когда лодка, на которой он покинул Анзерский скит, после бури на Белом море пристала к берегу Онеги. На следующий год по благословению настоятеля обители Никон удалился на остров возле речки Виленги в 40 поприщах от монастыря, построил себе келью и начал жить по распорядку Анзерского скита. А в августе 1643 г. новгородский митрополит Аффоний поставил Никона игуменом Кожеозерского монастыря – Шушерин 1997, 29–30. Имя игумена Никона впервые встречается в грамоте 13 августа 7151 (1643) г. – Кр. описание, 480. При вступлении в должность Никон дал в монастырь вклад «двадцать рублев денег, да херувими и серафими в церковь он же дал ризы кутняные брусничной цвет оплечье бархат черной подложены крашениною червчатою за пять рублев» и «киндяк лимонной» – Кр. описание, 480; Лобачёв 1995, 64; Рягузова 2002, 44. В 1646 г. патриарх Иосиф поставил Никона архимандритом московского Ново-Спасского монастыря – Шушерин 1997, 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

граждан, а некоторые остались жить с ним. Тогда святитель-изгнанник построил деревянные келлии для братии и деревянную церковь в честь зачатия св. Анны. Так положено было основание Иоаковлевскому монастырю. Ростовцы почувствовали свой грех , раскаялись пред святителем, безрассудно оскорбленным и просили его возвратиться на кафедру; но праведник, отягченный старостию, не захотел оставить тихой обители своей. Он мирно почил здесь 27 ноября 1391 г. Память св. епископа Иакова празднуется в день преставления. Мощи его почивают под спудом, в соборной церкви основанного им Иаковлевского монастыря. Празднование памяти в день преставления установлено соборным определением 1549 года (Макарий, Ист. Русск. Церкви, VIII). Рукописное сказание о житии св. Иакова хранится в Иаковлевском Ростовском монастыре. («Описание Рост. Иаковл. монастыря» С.-Петербург 1849 г., стр. 3–5). 224. Святый Прохор епископ преставися в лето 6000 месяца сентября во 2 день Посвящен из архимандритов Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Рукоположение его совершал в 1311 г. св. Петр митрополит. В 1314 г., епископ Прохор, во время путешествия своего с Бела-озера в Ростов, не доезжая 8 верст до Ярославля, остановился ночевать на правом берегу Волги, 8 августа и в полночь сподобился увидеть на другом берегу, при речке Толге или Толгоболи, икону Божией Матери в лучезарном свете. Там же на другой день нашли икону спутники его, что и послужило поводом к основанию, в том же году обители Толгской, на месте явления св. иконы. Чувствуя приближение кончины, блаженный Прохор местом покоя, после шестнадцатилетнего служения Ростовской церкви, избрал Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, где принял схиму с именем Трифона и переселился в вечность 7 сентября 1328 года. Место могильного покоя его обозначает каменная часовня, устроенная вблизи олтаря Преображенского храма. Не канонизирован. 225. Святый Ефрем епископ преставися в лето 6000 Современник в. кн. Владимира Мономаха (Карамзин III, прим. 27). По свидетельству св. Симона, в послании его к Поликарпу, Ефрем был постриженником Печерским и назывался епископом Суздальским. Время кончины и место погребения неизвестны. Не канонизирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Как говорит церковный историк Е. Голубинский , о деятельности Митрополита Варлаама сохранилось мало исторических сведений. Он относит ко времени святителя Варлаама Собор, на котором был осужден «Исак Жидовин», но это неверно, так как данный Собор был позднее, в 1549 году при святителе Макарии 329 . По благословению Митрополита Варлаама были выданы антиминсы для храмов обители, основанной преподобным Ионой Климецким (†1534; память 6 июня). «По распоряжению Митрополита Варлаама Корнилий Комельский в 1514–1515 годах строит большую Введенскую церковь , а затем церковь Антония Египетского с трапезной» 330 . Митрополит Варлаам дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь кодекс Библейских книг 331 . 27 января 1512 года Митрополит Варлаам дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Кириллу на церковь святителя Василия Кесарийского в Гороховецкой волости Нижегородского уезда 332 . Митрополит Варлаам подписал ряд духовных грамот: «иноки» Аграфены, жены Семена Гаврилова. «Сия духовна грамота господину Варламу Митрополиту всеа Русии явлена лета 7000 дватцать перваго (1513), марта 2 день» 333 . 5 августа 1513 года была подписана духовная грамота княгини- " инокини» Евдокии, вдовы князя Федора Ивановича Стригина Оболенского. У грамоты подпись Митрополита Варлаама, которую скрепил также митрополии дьяк Данила Карпов 334 . В декабре того же года Митрополит Варлаам подписал духовную грамоту князя И. И. Кривоборского 335 . Когда в 1519 году была явлена духовная Захарьи Федорова сына Катунина Митрополиту Варлааму, «и господин Варлаам, Митрополит всеа Руси, выслушав сию духовную грамоту и велел к сей духовной в подписи своей место печать свою приложите». Подписал митрополии дьяк Данило Карпов 336 . Таким образом, из приведенного актового материала известны имена из окружения Митрополита Варлаама: дворецкий Федор Федорович Сурмин, митрополии дьяк Леваш Иванов сын Коншина, митрополии дьяк Стрига «Кипреянов сын», митрополии дьяк Данило Карпов. Служил Митрополиту Варлааму Богдан Федорович Плещеев 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Епископ Алексий упоминается в 1225 году на Юрьевской кафедре. Святитель Симон, епископ Владимирский, в своём письме-наставлении упоминает епископа Алексия на Юрьевской кафедре. В 1231 году, он упоминается как епископ Полоцкий, Белгородский и Юрьевский. В первом томе данного издания этот владыка проходит как Полоцкий, без упоминания его на Юрьевской кафедре. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 2, стр. 371, 498 (приложение). Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 34. Арсений, епископ Луцкий Арсений, епископ Луцкий, упоминается в 1366 году. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 643 (приложение). Варлаам, епископ Пинский и Туровский (Василий) Владыка Варлаам был хиротонисан на Пинскую кафедру из архимандритов Лещинского монастыря в 1545 году. Находился на кафедре до 1549 года. Дата смерти неизвестна. Погребён в Пинском Лещинском монастыре. Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 129. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 156, 167, 520 (приложение). Варсонофий, епископ Сарский и Подонский Варсонофий, епископ Сарский и Подонский, рукоположен в 1312 году (в Пр. Эн. зимой 1313/14). Хиротонию возглавлял митрополит Московский, святитель Пётр († 1326, память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября, 21 декабря/3 января). Упоминается в 1330 году в Никоновской летописи как Сарский владыка без имени. Занимал кафедру не позже июня 1334 года. С другой стороны, возможно, владыка Варсонофий в 1316 году мог быть переведён на Тверскую кафедру, так как там появляется владыка с тем же именем. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 199, 646 (приложение). Православная энциклопедия, – М. 2002, т. 6, стр. 676. Гавриил, епископ (митрополит) Галицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Как говорит церковный историк Е. Голубинский, о деятельности Митрополита Варлаама сохранилось мало исторических сведений. Он относит ко времени святителя Варлаама Собор, на котором был осужден “Исак Жидовин”, но это неверно, так как данный Собор был позднее, в 1549 году при святителе Макарии 40 . По благословению Митрополита Варлаама были выданы антиминсы для храмов обители, основанной преподобным Ионой Климецким (†1534; память 6 июня). “По распоряжению Митрополита Варлаама Корнилий Комельский в 1514–1515 годах строит большую Введенскую церковь, а затем церковь Антония Египетского с трапезной” 41 . Митрополит Варлаам дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь кодекс Библейских книг 42 . 27 января 1512 года Митрополит Варлаам дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Кириллу на церковь святителя Василия Кесарийского в Гороховецкой волости Нижегородского уезда 43 . Митрополит Варлаам подписал ряд духовных грамот: “ино­ки” Аграфены, жены Семена Гаврилова. “Сия духовна грамота господину Варламу Митрополиту всеа Русии явлена лета 7000 дватцать перваго (1513), марта 2 день” 44 . 5 августа 1513 года была подписана духовная грамота княгини-“инокини” Евдокии, вдовы князя Федора Ивановича Стригина Оболенского. У грамоты подпись Митрополита Варлаама, которую скрепил также митрополич дьяк Данила Карпов 45 . В декабре того же года Митрополит Варлаам подписал духовную грамоту князя И. И. Кри­во­борского 46 . Когда в 1519 году была явлена духовная Захарьи Федорова сына Катунина Митрополиту Варлааму, “и господин Варлаам, Митрополит всеа Руси, выслушав сию духовную грамоту и велел к сей духовной в подписи своей место печать свою приложити”. Подписал митрополич дьяк Данило Карпов 47 . Таким образом, из приведенного актового материала известны имена из окружения Митрополита Варлаама: дворецкий Федор Федорович Сурмин, митрополич дьяк Леваш Иванов сын Коншина, митрополич дьяк Стрига “Кипреянов сын”, митрополич дьяк Данило Карпов. Служил Митрополиту Варлааму Богдан Федорович Плещеев 48 .

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-mitropol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010