С течением времени, чем больше человечество развращалось, тем яснее и резче обозначались объединенные одной общей идеей спасения группы людей, желавших уйти подальше от мирского разврата и организованно противостать ему. Но поскольку без благодати Христовой невозможно было этим группам удержаться часто даже и в исполнении ветхозаветного богооткровенного закона, постольку мы видим большие или незначительные уклонения у них в сторону от истинного пути, при соблюдении, однако, бытовой организации довольно высокого порядка. Оставляя в стороне загадочных рехавитов ( Иер. 35, 1–11 ) 261 можно указать на подобные попытки посильного препобеждения грубочувственных жизненных интересов у терапевтов 262 и ессеев 263 Нечестивцы первобытного послепотопного человечества, уклонившись в язычество, не могли тем самым совершенно стереть со своей души образ Божий и уничтожить окончательно религиозные запросы своего богоподобного духа. К тому же, уходя из-под родного крова общечеловеческой семьи, сохранившей истинное богопочитание, они, конечно, унесли с собою в уме и сердце обрывки истинных преданий и вероучительных истин. Таким образом, у них должно было сохраниться непременно и аскетическое начало в жизни, но, как и все другое, в искаженном, изуродованном виде. Действительно, это мы и наблюдаем в истории. Душа язычника, в которую Бог , как и у всякого другого человека, вложил непреодолимое влечение к Нему 264 em> за счет подавления чувственности и отречения от всех привязанностей, постоянно порывается удовлетворить коренным запросам своего существа 265 – во все времена, во всех странах, у всех народов, – но, лишенная непосредственной помощи Божией, делает это слепо, ложно, иногда в чудовищно грубом виде. Таким образом, тело, которое христианство имеет целью обожить, сделать святым, здесь считается врагом, которого надо уничтожить как злое начало какими бы то ни было средствами, хотя бы посредством страшнейшего разврата или, наоборот, насильственного скопческого целомудрия. При этом дух попадал в другую ловушку. Желая войти в общение с божеством, после подобного «презрения» плоти он встречался неминуемо со злыми духами и обольщался ими. В таком состоянии он тоже уходил в мистику, но в сатанинскую. Творил чудеса, но ложные, имел созерцания, но прелестные, пророчествовал, но прорицанием бесовским. Так образовались аскетизм жрецов египетского культа Сераписа 266 жрецов Кибелы и Астарты 267 служительниц Весты и Доброй богини (Bona dea) 268 подвижничество у неоплатоников и пифагорейцев 269 у индусов и прочее и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Чернышевский H. Г. Полн. собр. соч.: В 16 т. M., 1947. T. 3. С. 63. 264 В доцензурных гранках «Современника», с учетом которых статья Щедрина печатается в современных изданиях его сочинений, «Русский листок» назывался «Смрадным» и «Поганым листком». 265 Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. M. Достоевского. СПб., 1883. С. 249. 266 См. также статью А. С. Долинина «К цензурной истории первых двух журналов Достоевского» (Ф. M. Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1976. T. 2. С. 559–577). 267 Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. M. Достоевского. С. 256. 268 Эта книжка «Русского вестника» вышла в свет 24 февраля 1863 г. На то, что название статьи Страхова «Роковой вопрос» полемически переосмысляет формулу, выдвинутую Катковым, комментатору указал Г. M. Фридлендер. 269 Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. M. Достоевского. С. 247. 270 О полемике «Современника» с «Русским словом» и об участии в ней Салтыкова-Щедрина см.: Борщевский С. Щедрин и Достоевский. С. 359–390, Покусаев E Салтыков-Щедрин в шестидесятые годы. Саратов, 1957. С. 159–201; Кузнецов Ф. Журнал «Русское слово». M., 1965. С. 276–321. 271 См. комментарий А. И. Батюто к роману «Отцы и дети»: Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч. M., 1981. T. 7. С. 436–442. 272 См.: Салтыков-Щедрин M. E. Собр. соч.: В 20 т. M., 1968. T. 6.С. 682 (примеч. В. А. Мыслякова). 273 Об этих разногласиях, и в частности о своих разногласиях с Салтыковым-Щедриным, в очевидно смягченной форме упоминает сам Антонович в своих «Воспоминаниях» (см.: Шестидесятые годы M.; Л., 1933. С. 202–203). Об Антоновиче как о «заправиле» «Современника» в последние годы его существования пишет и входивший тогда в состав редакции журнала Г. З. Елисеев (там же. С. 278–279). Об обостренных отношениях Салтыкова с Антоновичем в этот период свидетельствует в своих литературных воспоминаниях и H. H. Мазуренко (см.: M. E. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников M., 1957. С. 67). 274 В июньской книге «Эпохи», вышедшей в конце августа, была допущена опечатка в дате кончины M. M. Достоевского: «июня» вместо «июля» — см. сообщение об его смерти 10 июля 1864 г.: Рус. инвалид. 1864. 12 июля. 275

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

См.  Theissen G. P. 11-2. 264 Theissen G. P. 3. 265 Об истории слов «канон» (изначально «мерило», «уровень», затем «правило», «эталон», «норма», так что в результате слово использовалось и используется в самых разных областях — от архитектуры и искусства до нравственности и дисциплинарных вопросов жизни Церкви) подробно см.  Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение. Пер. с англ. ББИ. М. 1998. С. 282-7. 266 См.  Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение. Пер. с англ. ББИ. М. 1998. С. 39-74. 267 Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение. Пер. с англ. ББИ. М. 1998. С. 56. 268 Мецгер Б.М. Канон... С. 74. 269 Мецгер Б.М. Канон... С. 41-2. 270 См.  Мецгер Б.М. Канон... С. 43, 45, 62. 271 Мецгер Б.М. Канон... С. 62, 64. 272 Traduction Oeumenique de la Bible (TOB). Paris. 1988. P. 2291. См. также: Brown R.E., S.S., Collins R.F. Canonicity.//NJBC. P. 1047; Лезов С. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М. 1996. С. 28. 273 «В Новом Завете есть несколько указаний на то, что атака гностицизма на христианство уже началась. Настоящее сражение между ними развернулось с середины II века. К этому времени получили развитие несколько систем гностической мысли, которые называли себя христианскими, поскольку отводили Христу более или менее очевидное центральное место. Такой синкретичный гностицизм в случае успеха скрадывал основные специфические черты христианства. Неудивительно, что Ириней, Ипполит и другие Отцы Церкви энергично противодействовали подобным тенденциям, чтобы защитить христианство от внутреннего разрушения. В целом роль гностиков в развитии канона заключалась главным образом в том, чтобы сповоцировать реакцию Вселенской Церкви, стремившейся яснее определить, какие книги и послания передают истинное евангельское учение». — Мецгер Б.М. Канон... С. 76, 90-1. 274 Монтанизм — апокалиптическое движение, вспыхнувшее во второй половине II века, «религия Святого Духа», характеризовавшаяся экстатическими всплесками (см.  Мецгер Б.М. Канон... С. 100-7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Т. е. христианской Церкви. 1486 Сл. 18, 6; 992=1.264–265. 1487 Леонтию Каппадокийскому. 1488 Сл. 18, 13; 1001=1.269. 1489 Сл. 18, 18; 1005–1008=1.271–272. 1490 Сл. 18, 19–24; 1008–1013=1.272–275. 1491 Сл. 18, 27; 1017=1.277. 1492 Пс. 57:5 (по LXX). 1493 Сл. 18, 25–26; 1013–1016=1.275–276. 1494 Сл. 18, 28–29; 1017–1021=1.277–279. 1495 Сл. 18, 30; 1021–1024=1.279–280. 1496 Сл. 18, 31; 1024–1025=1.280. 1497 Ср. Иов 42:17. 1498 Сл. 18, 38; 1036–1037=1.286. 1499 Термин plasma обычно указывает на скульптурное изображение. 1500 Сл. 18, 39; 1037=1.286–287. 1501 Ср. Hauser-Meury. Prosopographie, 134–135. 1502 " В духе " " , т. е. в христианской вере; " на престоле " " — в сане епископа. В другом месте Григорий говорит, что его отец был епископом в течение сорока пяти лет (см. Сл. 18, 38; PG 35, 1036=1.286). Если Григорий–старший принял Крещение около 325 г., он провел в христианской вере около 50 лет. 1503 PG 38, 38–39=2.327. 1504 PG 38, 43=2.328. Эпитафия написана от лица Григория–отца и обращена к Григорию–сыну. Этот текст лег в основу тропаря св. Григория Богослова в Православной Церкви: " Пастырская свирель богословия твоего риторов победи трубы; якоже бо глубины духа изыскавшу и доброты вещания приложишася тебе… " . 1505 PG 38, 54=2.332. 1506 Т. е. подняв другую руку в молитвенном жесте. 1507 PG 38, 56=2.333. 1508 Т. е. астрологии. 1509 Сл.7,7,11–27; SC 405,194–196=1.162–163. 1510 Термин kalokagathia происходит от прилагательных kalos (красивый, прекрасный) и agathos (добрый, благой): он заимствован из античной философии и встречается в сочинениях Климента Александрийского и Оригена, где обозначает благородство христианина в сравнении с язычником. Ср. Lampe. Lexicon, 698. 1511 Сл. 7, 9, 22; 200–206=1.164–166. 1512 Сл. 7, 12, 1–13, 22; 208–212=1.166–167. 1513 Сл. 7, 14, 1–5; 212=1.167. 1514 Сл. 7, 15, 18–23; 216=1.168. 1515 Сл. 7, 20, 28–40; 232=1.172–173. 1516 PG 38, 16=2.325. Эта эпитафия написана от лица Григория–старшего. 1517 PG 38, 17=2.326. 1518 PG 38, 18=2.326. 1519

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Это умиление, трезвение, бодрость, покаянное чувство. Человеческая душа во время поста должна испытывать покаянное чувство, потому что «настоящий пост созывает нас на покаяние». 259 «Время нам постное совершити в покаянии и всякой чистоте». 260 Душа постящегося должна пребывать в состоянии трезвения и бодрости: «Трезвися, борствуй, воздохни, послезися, постом все бремя греха душе отвергни, теплым покаянием отбегни огня». 261 Человек должен постоянно следить за состоянием своей души, неусыпно оберегая ее от впадения во грех. В Постной Триоди находим мысли гимнографов о том, каким образом надо поститься, как совершать постный подвиг, что для этого делать. Во-первых, не лениться, «отгоняюще тьму глубочайшую лености». 262 Во-вторых, усердно: «…Приступим любочестно». 263 В-третьих, ласково, приветливо, дружелюбно, почтительно: «Пост освятим любомудренно». 264 В-четвертых, тщательно: «Приимите дарования поста, и сие соделаим трудолюбно». 265 Постное время совершается во «всякой чистоте». 266 Песнотворец по- ясняет, что поститься в чистоте, это значит – очищать сердце, тело и весь дух посвящать Богу: «Постимся и мы чистым сердцем, и очистим тело, и весь всяко дух Богу посвятим» 267 . Поститься в чистоте – значит поститься и в отложении «дела тьмы» 268 , и во «всяком отложении греха». 269 Причем Триодь учит отлагать не только сам грех , но главное – причину греха: «Входное время поста нам будет всякаго греха отложение виновное». 270 С какими грехами необходимо бороться во время поста, говорит в своей молитве св. Ефрем Сирин . Эта великопостная молитва читается дважды в конце каждой службы от понедельника до пятницы. В ней перечисляются все отрицательные элементы покаяния: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Основной недуг – праздность, лень, нерадение, небрежность, – пишет протопресвитер Александр Шмеман . Он же поясняет, в чем состоит важность борьбы с каждым из этих грехов, и какова взаимосвязь между ними. Праздность – корень всех грехов. Плод праздности – уныние.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

264 С этого времени Арнульф еще более начал подыскивать под императором и стремиться сам к неограниченной власти. 265 В Святополке он мог иметь хорошего союзника при осуществлении своих видов на корону. И действительно, помощь Славян была ему полезна, когда в 877 г. он открыто решился идти с войском Славян и Нориков в Трир, где находился тогда Карл Толстый. 266 В начале 888 г. он признан был пятью немецкими народами королем их, и принял в Регенсбурге присягу в верности от всех чинов. Теперь во главе немецкого и славянского мира стояли равные по личным достоинствам люди. Как Святополк, так и Арнульф достигли власти не совсем чистыми средствами. Святополк изменил своему прежнему союзнику, императору Карлу, чтобы угодить другому, более важному союзнику. Тот и другой не задумывались в средствах, когда нужно было склонить врага к уступке. Пройденное Святополком и Арнульфом поприще богато было приключениями. Понимая и зная друг друга, они едва ли способны были даром делать обязательные взаимные услуги. Оба были слишком беспокойны, сильны и энергичны и, располагая большими военными силами, оба были опасны один для другого. В первое время отношения между ними были весьма прочные, Арнульф как будто избегал случая оскорблять своего союзника: Арибо, 267 недавний враг Арнульфа, оставлен в прежнем достоинстве; дети Вильгельма и Энгильскалька вознаграждены графствами в других местах. 268 Как высоко ценил Арнульф обязательную услугу Святополка, и какое влияние на него имел моравский князь, показывает и тот случай, что папа Стефан VI обращался в 890 г. к Святополку с просьбою побудить Арнульфа посетить Рим и защитить Италию от злых христиан и угрожающих язычников. 269 Вероятно, требования с той и другой стороны были сложные, потому что попытки к переговорам безуспешно повторялись и в следующем, и в 892 году, после чего Арнульф уже начинает искать себе союзников. 271 В 892 г., возвратившись из счастливого похода против Норманнов, Арнульф двинулся к востоку, надеясь еще уладить дело со Святополком; но Святополк не явился к нему для переговоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

256. Денисова, Н. «Я, Епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий» [Текст]/Н. Денисова//На грани возможного. 1997. 7. С. 3. 257. Кадышева, Н. Юбилей архиепископа Луки и праздник доктора Владыкина [Текст]/Н. Кадышева//Город на Цне. 1997. 15 мая. С. 4. 258. 27 апреля 120 лет назад в 1877 году в Керчи родился архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) [Текст]//Город на Цне. 1997. 24 апр. С. 7: фот. 259. Павленко, А. Два лика В. Ф Войно-Ясенецкого: архиепископа и хирурга (1877–1961) [Текст]/А. Павленко, Е. Попович //Тамб. хроники: ист.– краеведч. бюл. Тамбов, 1997. 4–5. С. 24–25. 260. Логинов, Л. Обессмертивший имя своё [Текст]/Л. Логинов//Наедине. 1997. 19 февр. С. 3. 261. Денисова, Н. «Я, Епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий» [Текст]/Н. Денисова//Рабочая трибуна. 1997. 21 марта. С. 2. 262. Фарбер, Я. Ниточка Тамбов – Сан-Франциско [Текст]/Я Фарбер//Новая тамб. газ. 1995. 17 февр. О встрече главного врача тамбовской городской больницы Я. И. Фарбера с автором книги об архиепископе Луке М. А. Поповск им и внучкой В.Ф. Войно-Ясенецкого в США. 263. Никифоров, Н. Чудо-творец [Текст]/Н. Никифоров//Послесловие. 1994. Нояб. 15). С. 4. Воспоминания тамбовского журналиста, краеведа и собирателя Н. Никифорова о В.Ф. Войно-Ясенецком. 264. Постернак, Л. О. Любовь к Богу, любовь к ближнему [Текст]/Л. О. Постернак//Новая тамб. газ. 1994. 3 июня. С. 5. 265. Кулин, И. Скальпель и крест [Текст]/И. Кулин//Тамб. жизнь. 1994. 14 окт. 266. Домогатская, А. Светоч благочестия [Текст]/А. Домогатская//Экспресс-Репортёр. 1994. 13 июля. С. 2. 267. Постернак, Л. О душе, уме и Боге в жизни Войно-Ясенецкого [Текст]/Л. Постернак//Новая тамб. газ. 1994. 3 июня. С. 5. Отклики тамбовчан Д. В. Дьяконовой и Н. А. Никифорова на статью о Войно-Ясенецком в газете «Город на Цне» от 23 апр. 18) за 1994 г. 268. Войно-Ясенецкий: всегда старался вылечить [Текст]/подгот. Л. Постернак//Город на Цне. 1994. 23 апр. С. 5: фот. 269. Попов, В. А. Светя другим. Архиепископ Лука и профессор хирургии Войно-Ясенецкий [Текст]/В. А. Попов //Кредо. 1993. 9–11; 10. С. 3–13; 11. С. 15–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

234. предприниматели. (фр.) 235. Точность – вежливость поваров. (фр.) 236. Слова действующих лиц созвучны названию букв французского алфавита. 237. «Злословец». (фр.) 238. Вальтера Скотта. 239. напыщенностью. (фр.) 240. достоинством. (фр.) 241. То, что мне противно… (фр.) 242. Что нас очаровывает в историческом романе – это то, что историческое в них есть подлинно то, что мы видим. (фр.) 243. Шекспир, Вальтер Скотт… достоинство и благородство. 244. Барнав, Исповедь. Обезглавленная женщина. Евгений Сю. Де Виньи. Гюго. Бальзак. Сцены из частной жизни. Шагреневая кожа. Мрачные рассказы. Озорные (рассказы). Мюссе. Ночной столик. (фр.) 245. Байрон. 246. Послания патриархов и царей не принадлежат к чистой литературе, так как имеют иное назначение. (фр.) 247. «Вудстоке». (англ.) 248. Аббат Шапп. (фр.) 249. Противоядие. (фр.) 250. Трагические повести. (фр.) 251. Авантюристы и т. п. (фр.) 252. Предупреждение читателю. (фр.) 253. Жизнью жертвовать истине. (лат.) 254. высший свет. (Англ. и франц.) 255. Была Троя. (лат.) 256. обозрения. (англ.) 257. Жюль Жанен. 258. по заблуждению или резонно. (фр.) 259. поведения. (фр.) 260. супружеская неверность. (англ.) 261. в их потребности к низости. (фр.) 262. я это восстанавливаю. (фр.) 263. Маро, вскоре затем, вызвал расцвет баллады, слагал триолеты, рифмовал маскарады. (фр.) 264. Кокетка, недотрога. (фр.) 265. «Сельский человек». (фр.) 266. Корова мирно наполняет повисшее вымя. (фр.) 267. «ученых» вместо «небожителей». (лат.) 268. Оправдательные документы. (фр.) 269. Господин Удар, быть может вам поверят, но к несчастию у вас нет хвоста. (фр.) 270. Последний том Карамзина. (фр.) 271. Кузина Любомирской. (фр.) 272. Рассчитываю вернуться к Шуйскому. (фр.) 273. Вот добросовестная книга, читатель. (фр.) 274. В том же положении, как и до войны. (лат.) 275. «Шесть месяцев в России». (фр.) 276. отвращенный. (фр.) 277. шло своим ходом. (фр.) 278. захватывает все. (фр.) 279. Вольтер. 280. Стерн. 281. Раули. (англ.) 282. «Хорек». (фр.) 283. Точность – вежливость королей. (фр.)

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

263 См. похожие идеи в 15-й книге (De Inst. Coen. 12.15 где Кассиан подчеркивает, что добродетельные монахи приписывают свои добродетели не своим собственным усилиям, а Божьей милости; также De Inst. Coen. 12.19 где он указывает, что действия монаха являются свидетельством его веры, а не средством для союза с Богом. 264 В русском издании Собеседований (стр. 220–1) эта глава в корне отличается от цитируемого источника, поскольку она предложена в редакции Добротолюбия. – Прим. пер. 266 Пассивная форма перфектного причастия adscitus применяется для описания человека, допущенного на службу царя (De Inst. Coen. 12.21 на служение апостола (Conlat. 3.5 или епископа (Conlat. 11.2 То же самое слово в форме причастия применяется для описания человека, привлеченного к монашескому подвигу (Conlat. 3.3 3.4 и для человека, принятого Богом из рабства в приемные сыновья (Conlat. 4.I8 Последний отрывок, в частности, представляет собой прямую параллель к ныне обсуждаемому мною отрывку. 267 Несколько озадачивает выражение quot occasiones salutis tribuit adoptandis. Оно может означать либо то, что христиане еще не усыновлены, но зато имеют возможность достичь усыновления и спасения, либо то, что неверующие, которые лишь должны были бы стать христианами, а значит, и быть усыновленными, имеют возможность уверовать (в том смысле, в котором я попытался отразить это в своем переводе данного отрывка). Учитывая тот факт, что Кассиан всегда употребляет adscisco в форме перфекта, более правдоподобным кажется последний вариант, и в разд. 5.3.3 я покажу, что Кассиан рассматривал усыновление в сочетании с началом веры, а не с ее завершением. 268 Это также одно из любимых утверждений Августина. Среди многих отрывков в поздних творениях Августина, где подчеркивается, что Бог спасает нас помимо каких-либо предшествующих заслуг, см., напр., Ер. 194.7, 32 201–2]; Ер. 215.4 De Grat. Lib.Arb. 10 De Praed. Sanct. 6 269 К числу других отрывков, которые показывают ту же самую закономерность, относятся De Inst. Coen. 3.3 Conlat. 10.7 11.7 13.18 17.9 23.17

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/uche...

Σρξ перестает быть послушной духовным требованиям, при немощи падшего человечества всецело подчиняется греху и бывает греховной по его влиянию и через него, поскольку насыщена им и исполняет только греховный закон. Сама по себе она не менее пассивна и инертна, и вся метаморфоза заключается в том, что из орудия духа она обращается в орган греховности помимо всяких своих естественных расположений. Между ними рождается тесная связь взаимопроникновения, причем плотяность реально бывает греховной, а грех преимущественно обнаруживается в плотяности 262 . Однако при всей их солидарности они не сливаются до тождества по своей природе и скорее различны эссенциально, как злая духовность и бренная косность 263 . Часть 3 264 Мы видели, что амартология св. Павла принципиально чужда натуралистической окраски. В этом ее коренная диспаратность от иудейской теологии с чисто физиологическими предпосылками для рассматриваемого учения. Апостол языков держится библейской почвы и созидается на ней 265 . Правда, и там первичное понятие плотяного греха приближается к идее слабости 266 , но последняя, будучи натурально-абсолютным διφορον, является греховной лишь при этической оценке. Поэтому и антропологические воззрения эллинского благовестника всегда и во всем носят этический колорит. Они заслуживают нашего разбора по мере своего соприкосновения с амартологическими и для выяснения их по психологическому масштабу 267 . В известной степени верно, что «Павел есть психолог между Апостолами» 268 ; тем не менее, было бы несправедливо трактовать библейскую терминологию по шаблону, пригодному для учебника психологии 269 . Напротив, основа тут всецело ветхозаветно-религиозная 270 , и в ней все прочее имеет свой истинный смысл. А здесь, прежде всего, бесспорна тварность человека при его безусловной несамобытности. Посему и ближайшим определением всякой личности будет ее полная несамостоятельность в контраст Богу-Создателю 271 . При рассмотрении твари самое неизбежное и естественное ее обозначение, что она сотворена и – по одинаковой зависимости от воли Всевышнего – бывает равным членом в цепи тварного бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010