Толстого. Соч., т. II, стр. 82. Ibid., стр. 89. Ibid., стр. 90. Ibid., стр. 91. Ibid., стр. 94. Соч., Т. II, стр. 104. Ibid., стр. 51. Ibid., стр. 299. Ibid., стр. 298. Ibid., стр. 298. Ср. стр. 319—320. Кн. Е.Н. Трубецкой. Из прошлого. «Русь» (Вена), стр. 82. Это очень близко к построениям Флоренского (см. ч. IV, гл. VI). С. Трубецкой. Соч., т. II, стр. 317. Ibid., стр. 318. Соч., т. II, стр. 164. Ibid., стр. 163. Ibid., стр. 163. Ibid., стр. 164. Ibid., стр. 180. Ibid., стр. 190—1. Ibid., стр. 193. Ibid., стр. 195. Ibid., стр. 215. Ibid., стр. 209. Ibid., стр. 217. Соч., т. II, стр. 225. Ibid., стр. 228-32. Ibid., стр. 225, 233. Ibid., стр. 237. Ibid., стр. 262, ff. Ibid., стр. 264. Закон «универсальной соотносительности» помогает Трубецкому отбросить теорию психофизического параллелизма (ibid., стр 269 слл.) и тем обойти труднейший вопрос онтологии о связи духа и материи. Ibid., стр. 274. Ibid., стр. 274. Здесь Трубецкой по существу близок к «супранатуральному монизму» Кудрявцева (см. ч. III, гл. III), которого он, по-видимому, не знал. Ibid., стр. 276. Благодаря закону «универсальной относительности» снимаются трудности в проблеме пространства и времени: «время и пространство есть чувственная форма внутренней соотносительности вещей», и это связано с организацией универсальной чувственности. Космология Трубецкого им самим характеризуется, как «метафизический социализм», что означает единство природного многообразия: Трубецкому чужда монадология, чужд метафизический плюрализм, от которого он отделяется своим законом «универсальной соотносительности». Мы уже знаем, что у Трубецкого есть учение о субъекте «универсальной чувственности» – это Мировая Душа («космическое Существо»). Но нотки трансцендентализма постоянно дают себя знать у Трубецкого – и это от его близости к Вл. Соловьеву, а через него к Шеллингу (что мы увидим и у брата его Е. Трубецкого). Для него бесспорна, но в чисто рациональном порядке, реальность Абсолюта – обосновывающего все бытие – это «абсолютный Дух, заключающий в себе основание своего Однако странным образом у Трубецкого в его анализах нигде нет идеи творения, – мало этого: «в существенном бытии для другого заключается внутреннее положительное основание безусловности Абсолюта», по мысли Ни богословски, ни философски такое понятие Абсолюта не может быть защищаемо, – для Трубецкого же Абсолютное есть предельное понятие, и в этом лишь смысле – перворе-альность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И в других местах автор обращается к обличению «драпежников» 261 , а в качестве «позитивной программы» автор предлагает наследование Христу, «забвение себя» 262 , настаивает на необходимости молитв, поста, веры в чудеса 263 . При этом, как и в случае с иконопочитанием, проповедь его содержит много новаций, некоторые из которых восходят скорее к католической, чем к православной традиции. Так, отречение от самого себя, своего тела, мирских «речей» связывается с представлением о «врожоном запсовании» как следствии первородного греха, что чуждо и Заблудовскому ЕУ, и православной проповеднической традиции в целом («А мы также маемо волю его святую чинити, а маемо сами себе отречися, то ест забытное наше розмышление от себе изложити, самых себе упокоритися, врожоное запсование за грех первородный познати (курсив мой. – М.Д.) и умертвити власное тело и з его похотми... а обновитис в духу правом, понехати нас, не дбати о том свете и о всех речех, который на свете сут» 264 ). Это очень существенная перемена, которая свидетельствует о начавшейся во второй половине XVI в. мутации православной украинско-белорусской культуры. Сохранившийся отрывок ЕУ конца 1580 – начала 1590-х гг. 265  содержит открытую полемику с «паном Лютром», который доказывает, что «Бог отпустил грехи за веру, а не за покуту» 266 . Характерно, что в изложении автора принципу оправдания верой противостоит принцип оправдания покаянием (а не «добрыми делами»), что лишний раз напоминает об особенностях православного понимания спасения. В тексте ЕУ 1588 г. 267 , которое является, видимо, копией другого львовского ЕУ 268 , также содержится прямая полемика с «паном Лютром». Протестантскому учению об оправдании противопоставлено напоминание, что «страшно впасти в руки Бога живого» 269 . Наш памятник предостерегает против тех, кто «зводит» людей «от пути правого вывертаючи правдивыи слова Божии» 270 . Учению Лютера противопоставлено учение ап. Павла, которому и должно следовать: «чинемо ведлуг приказаниа его, не даючися изводити новым учителем, которыи ведле апостола Павла суть сами пасучися, по своих похотях ходячи, которых брюхо Богом их» 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

О том, каким должен быть настоятель, говорится во многих пунктах Устава: «благоустроенный во всем поведении» (§ 2) 264 , «отличаюшийся пред всеми благоразумием, постоянством и строгостью жизни, чтоб доброе в нем сделалось общим для всех ему подражающим» (§ 3) 265 , чтобы он «представлял в жизни своей ясный пример всякой заповеди Господней так, чтобы поучаемый не оставлял никакого повода почитать заповедь Господню невозможною для исполнения, или удобно пренебрегаемою» (§ 4) 266 . Святитель Василий особо обращает внимание на то, что даже когда настоятель молчит, то пример его дел должен служить уроком, «поучающим сильнее всякого слова» (§ 5) 267 . По своему положению настоятель выполняет также и административные функции. Святитель Василий Великий подробно перечисляет те качества, которые необходимы настоятелю для руководства иноками – прежде всего – «кротость нрава и смирение сердца» (§ 5) 268 . Настоятель «должен быть мягкосерд, великодушно переносить, если кто, по неопытности, не выполняет какой-либо своей обязанности, не молчать о грехах, но с кротостью терпеть непослушных, и со всем мягкосердием и с умеренностью давать им врачевства, быть способным отыскивать способ врачевания, свойственный немощи, не с высокомерием делать выговор, – но с кротостью увещевать и наказывать..., быть рассудительным в делах настоящих, предусмотрительным в рассуждении будущего, иметь силу подвизаться вместе с крепкими, носить немощи немощных, быть в состоянии все делать и говорить к усовершенствованию живущих с ним» (§ 6) 269 . По отношению к подчиненным настоятель должен быть не как властитель, а как отец, «поддерживать с любовью и свойственным отцу доброжелательством» каждого брата (§ 8) 270 . Настоятель несет ответственность за духовное преуспеяние братьев, он «обязан братии бдеть о душах их, и иметь попечение о спасении каждого, как повинный дать о них отчет» (§ 10) 271 . Настоятель не должен надмеваться своим саном, ибо «попечение о многих есть служение многим». Иметь негодование не против самого брата, а против проступка, совершенного им. Выговоры делать «без страсти», «потому что обличать брата с раздражением и гневом значит не его освобождать от греха, но самого себя ввергать в погрешности» (§ 11а) 272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

262 . Четыре стихаря черных сукна манетейного, оплечье у трех бархат зеленой, а у четвертого бархат таусинной, и по сказке Ризничего из тех стихарей один утерялся. Орари: 263 . Три ораря бархат золотной по червчатой земле, кисти шелк с золотом, у одного пуговицы серебряные, подложены два дорогами двоеличными, третий камкою алою чешуйчатою. 264 Орарь бархат Персидской золотной, обложен рытым бархатом, по краям и крест бархат червчатой, вместо кистей бахрама серебряная с обоих концов, подложен киндяком. 265 . Пять орарей бархат Виницейской по серебряной земле, осушка атлас зеленой с кистьми, подложены киндяком. 266 . Орарь бархат золотной. 267 . Орарь бархату рытого по червчатой земле, окладины атлас вишневой, подложен киндяком лазоревым. 268 . Три ораря бархатные полосатые лимонные по вишневой земле, ветхи. 269 . Три ораря камчатных белых, два опушены тафтою желтою, а третий камкою мелко-травною лазоревою, с кистьми. 270 . Два ораря атлас золотной, один по червчатой земле, другой по лазоревой земле, с кистьми, ветхи. 271 . Семь орарей дорогильных двоеличных, и в том числе у четырех кисти. 272 . Три ораря черного сукна манатейных. Патрахели: 273 . Патрахель бархат золотной по червчатой земле, окладины атлас зеленой, девять пуговиц серебряных, и из того числа шесть пуговок, кисти золотые, шесть крестов кружева серебряного, подложена дорогами желтыми. 274 . Патрахель бархат золотной по червчатой земле мелко- травной, десять кистей серебряных. 275 . Патрахель атлас золотной, на ней в шести местах пришиты Спасовы образа тканые, пятнадцать пуговиц золоченых, пять кистей шелк с золотом, подложена вишневою камкою. 276 . Патрахель атлас золотной, на ней тканы Спасовы образа промеж ими кресты, тринадцать пуговиц серебряных золоченых, кисти шелк с золотом, подложена дорогами двоеличными. 277 . Патрахель, на ней нашито одиннадцать Святых золотом и серебром по червчатому атласу, двенадцать пуговиц канительных, и в том числе в одиннадцати пуговицах по жемчужине, одиннадцать кистей шелк с золотом, подложена атласом зеленым.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Таким образом, вопреки гностическому детерминизму, разделявшему людей на иликов, психиков и пневматиков по природе 264 , Климент провозглашает, что все могут быть равно пневматиками у Господа 265 , потому что все к тому способны от природы. Еретический же взгляд, признающий нравственное совершенство не делом свободы, а природным свойством, упраздняет нравственную ответственность, а с нею и веру, и покаяние, и крещение, и миропомазание и всё домостроительство спасения 266 . Способность человека к добродетели врождена ему в форме положительной как способность любвеобильного благотворения и отрицательной – как способность обуздания и подавления неразумных и греховных движений души, – способность властвования 267 . Эту последнюю способность человек обнаруживает не в отношении только внешних предметов как царь создания, но и в применении к своим внутренним состояниям, чрез что достигает истинной свободы 268 . Мы, говорит Климент, поставлены властвовать не над одними только теми зверями, которые вне нас, но и над находящимися в нас дикими страстями 269 . Благодаря способности властвования в уме восстановляется ещё одно свойство его природы, по которому также отражается в нём образ Божий. Это – бесстрастие ума, простота его и тождество с самим собою: в этом, собственно, выражается состояние ума, как ума, его отличие от неразумной части души и его подобие с Богом. Как Бог совершенно бесстрастен и тожествен с Самим Собою, так и в уме восстановляется образ Божий, если он не смущается страстными движениями плотского духа, производящими в нём изменчивое настроение, если он чист от всяких похотей и вожделений 270 . Эта мысль, несомненно, близко стоящая к философской психологии и философскому (филоновскому) представлению о Боге, как Существе совершенно бесстрастном и простом 271 , будет иметь большое значение в дальнейшем раскрытии нравоучения Климента. Таково отражение образа Божия в человеке: оно состоит в умственных и нравственных силах владычественной части, а также, в её простоте, тожестве и бесстрастии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Античная письменная традиция сосредоточена преимущественно на Г. Днестро-Дунайского региона, где они чаще всего контактировали с римлянами. Предполагают, что переселение даков в 180 г. в пределы Римской империи было вызвано натиском появившихся в Подунавье Г. ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXII 3). У вост. границ Дакии имп. Каракалла (211–217) одержал над ними победу (Scr. hist. Aug. Caracall. 10. 5–6). Известна легенда о рождении имп. Максимина Фракийца (235–238) от отца-гота и матери-аланки (Scr. hist. Aug. Maxim. duo. 1. 5–6; Iord. Get. 83). Первые достоверные сведения о Г. на границе Римской империи относятся к 238 г. ( Petrus Patricius. Fragmenta. 7; Dexippus. Fragmenta. 13). В III в. Г. в союзе с др. племенами многократно нападали на придунайские и малоазийские провинции империи. Нек-рые походы возглавляли гот. вожди, но сами Г. в это время не составляли монолитного политического образования. В 248 г. войско под предводительством Остроготы (218–250) опустошило Н. Мёзию и Фракию ( Dexippus.Fragmenta. 16, 18; Zosim.Hist. I 23; Iord. Get. 90–93). В битве под Авриттом (совр. Разград, Болгария) в 251 г. погибла рим. армия во главе с имп. Децием (249–251) и его старшим сыном Гереннием Этруском. 1-я (255–256) и 2-я (257) морские экспедиции Г. и их союзников по вост. побережью Понта Эвксинского сопровождались грабежами городов Питиунт (совр. Пицунда), Фасис (совр. Поти), Трапезунд (совр. Трабзон) ( Zosim. Hist. I 32–33). В 258 г. Г. разграбили Никомидию (совр. Измит), Никею (совр. Изник) и ряд др. городов М. Азии (Ibid. I 34–35). В 263 г. отряды Г. опустошили Халкидон, Трою, Анхиал, Эфес, разрушив храм Дианы (Scr. hist. Aug. Gallien. 6. 2; Iord. Get. 107). В ходе военной экспедиции в Вифинию, Каппадокию и Галатию(264) Г. захватили множество пленных, в т. ч. предков еп. Вульфилы (Philost. Hist. eccl. II 5). Самый крупный поход с участием Г. состоялся в 267–268 гг. Флот северопонтийских племен, возглавляемых Г. и герулами, в составе 500 судов прошел через Боспор Фракийский и Пропонтиду, достигнув о-вов Скирос и Лемнос (Scr. hist. Aug. Gallien. 13. 6–8; 18. 8; Georg. Sync. Chron. P. 717). В 269 г. племена грейтунгов и тервингов в союзе с певкинами, гепидами, герулами, кельтами вторглись на рим. земли, произведя там большие опустошения (Scr. hist. Aug. Claud. 6. 2). Решающее сражение произошло у Наисса (совр. Ниш, Сербия), где имп. Клавдий II (268–270) нанес им сокрушительный удар, за что получил титул Gotthicus ( Zosim. Hist. I 45. 1). В 275 г. произошло одно из последних вторжений в М. Азию. Победы императоров Тацита (275–276) и Проба (276–282) отразились в легендах рим. монет: «victoria Gotthica». Экспедиции в пределы империи объединяли разноэтнические племена. Организация коалиций выводила в лидеры гот. вождей. Придунайские Г. в IV в.

http://pravenc.ru/text/531505.html

259 Так нужно понимать выражение «quadragesimo autem et quinquaqesimo anno declinat jam in aetatem seniorem, quam habens Dominus noster docebat» (y bAignen Col.784–785; русск. перев. С. 175). См. у нас о смысле всего этого места выше (при разборе второго основания). 264 Ср. наш разбор Contra haereses. III, 3,4 и отрывка из письма к Флорину выше; см. также и далее у нас (во 2-й главе). 269 Гностики Птолемей и Марк, например, обличаемые в Contra haereses, действовали во второй половине II в. (см. о них у нас далее). 270 Отрывок из послания к Флорину в «Церковной истории» Евсевия (V, 20, 6) (у Schwarmz’a S. 207; русск. перев. С. 276–277; у Mignéя Col. 1228; русск. перев. творений св. Иринея. С 529). 271 Евсевий. Церковная история. V, 20,6 (у Schwartz’ а S. 207–208; русск. перев. С. 276–277; у Migne’я Col. 1228; русск. перев. творений св. Иринея. С. 529). 272 См. вообще этот отрывок в «Церковной истории» Евсевия (V, 20,4–8) (у Schwarmz’a S. 207–208; русск. перев. С. 276–277; у Mignéя Col, 1225–1228; русск. перев. творений св. Иринея. С. 529–530). 273 У Mignéя Col. 851–852; русск. перев. С. 224; греческий текст сохранился в «Церковной истории» Евсевия (IV, 14,3–8) (у Schwarmz’a S. 139– 140; русск. перев. С. 187–188). О знакомстве Иринея с Поликарпом подробнее см. у нас далее. 275 О мученичестве Поликарпа см. у Евсевия в «Церковной истории», гл. XV и в изданиях творений мужей апостольских. 276 Малую Азию и, по всей вероятности, Смирну признают местом жительства Иринея в ранние годы, насколько нам известно, все исследователи, даже такие, как Гарвей (Т. I. P. CLIV), считающий св. отца сирийцем по рождению. 277 Страбон. география. B XVII книгах. Перевод Ф.Г.Мищенко.М., 1879. Кн. XIV. Гл: 1,3–4. С. 647–648. 278 Шеффер Д., проф. История колоний. Перевод М. В. Издание «Библиотеки знания». СПб., 1913. С. 12–13. 279 Григорий, иером. Третье благовестническое путешествие св. ап. Павла, Сергиев Посад, 1892. С. 308. 283 Там же. С. 647; XII, 4,21. С. 560. Ср. также свидетельство Плиния, см.: Терновский С, проф. Очерки из церковно-исторической географии. Казань. Вып. I. С. 289; Солярский П. Опыт библейского словаря. СПб., 1884. Т. IV. С. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Первая посылка, от которой отправляется Цан, что св. отец слушал кроме Поликарпа других учеников апостольских, вполне соответствует действительности (вопреки Гарнаку), 262 как мы покажем ниже. 263 Точно также верны соображения его о долголетии Поликарпа по сравнению с остальными представителями второй генерации верующих и о том, что Ириней во время обучения у последних не мог быть совсем ребенком. 264 Но из всех этих посылок мы имеем законное право вывести только отрицательное заключение. Именно, по всем соображениям дату рождения св. отца нельзя относить ни к 142, ни к 147 или 150 г., 265 так как тогда не остается времени для слушания им «пресвитеров». Это первое. Далее, так как более или менее сознательное время в жизни человека наступает, как признают и Гарнак, 266 и Цан, 267 и как мы показали при разборе письма к Флорину, не ранее 10 лет, то на основе данной ссылки и вообще должно признать 130 г. как самую крайнюю дату, ниже которой едва ли можно отодвигать рождение Иринея. Естественнее же всего установить ее опять-таки в середине 20-х гг. II в. Тогда Ириней около 134–135 г. оказывается уже 10–15-летним мальчиком, почему и мог в течение также 10–15 лет слушать мужей апостольских. Впрочем, с точки зрения этого основания допустимы и все другие даты выше 120 г., но не входящие в век самих апостолов, так как о знакомстве с последними Ириней ничего не говорит. VII. Додвель, желая доказать истинность своего мнения о годе рождения Иринея (97 г.), ссылается на то, что еретики, против которых направлено главное сочинение св. отца и современником которых он был, жили еще во времена Адриана. 268 Но неверное в историческом отношении, 269 это основание может служить только для определения времени появления в свет сочинения Иринея. Что же касается года его рождения, то даже у самого Додвеля оно служит не столько для доказательства истинности его даты, сколько для оправдания возможности (только) отнести ее к началу II в. Но в таком виде основание это совместимо, конечно, со всеми другими раннейшими датами (Грабе, Цана и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

940 Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1877, III, 163 «Материалов для истории русской Церкви». 943 При сем в рукописи беседа было добавлено и об А. Н. Муравьеве чрез которого она перешла в Россию. 945 Это было в декабре 1817 года, а с 1818 года и устроена была на месте исстари существовавшей церкви святого апостола Филиппа и при сей самой церкви Иерусалимское подворье. См. Душеполезное Чтение, 1888, II, 356. 956 При этом не можем не отметить того обстоятельства, что граф Протасов, действовавший, как мы раньше говорили, под влиянием лиц латинствовавших в своих убеждениях, далеко не так искренно, как бы следовало обер-прокурору Святейшего Синода Российской Церкви, относился к воссоединению униатов. О сем см. Записки Иосифа, III, 161 и другие. 961 По Евреиновскому сборнику к сему добавлено еще: «и предатель видимо приобщался трапезы Господней». 964 По евреиновскому сборнику: «дух человеческий, воскрыляемый верою и любовью, в самом средоточии существа своего, или в самой высшей силе и способности, которою...» 966 См., например, еще проповеди, говоренные в 1832, 1842, 1847, 1853 и 1854 годы, и особенно некоторые места в иных из них. Сочинения Филарета, III, 222, IV, 164, 166 и далее, 494; V, 202, 264 и другие. 969 Подробнее о сем см. в Русской Старине 1886, 51, 300 и далее. Срав. также статью отца Т. И Буткевича в журнале Вера и разум, 1886, II, 240 и далее, отд. церк. 970 В Д. Олсуфьев пред тем временем был Московским гражданским губернатором, а потом назначен был гофмейстером при Дворе. 972 Сушков, Записки о жизни и времени Филарета, стр. 65–68 приложение. Срав. Русская Старина, 1886, 51, 301–303. 981 См., например, Собрание мнений и отзывов Филарета, II, 369–372; 396–402; III, 387, IV, 146–267, 269–270 и многие другие. Душеполезное Чтение, 1872, III. 469–472 и многие другие. 983 Издано в Москве к 1874 году Срав. также исследования того же почтенного автора, писанные частью в сокращенное повторение, изложенного в сем сочинении, сделавшемся теперь библиографическою редкостью, частью же в продолжение его, в издаваемом им же Братском Слове за 1885 (начиная с 13) и в последующие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Также были кассированы приговоры суда, которые постановили чиновники, не имевшие права носить этот титул 261 . Изъяты были только те дела, которые были свободны от хитрости и принуждения и совершены по взаимному соглашению 262 . Особенное свое внимание Феодосий обратил на Галлию – арену деятельности тирана. Алчность и жестокость чиновников, ставленников Максима, вконец разорили страну: хищения во всех своих разнообразных видах преследовали, как страшные призраки, бедный народ. Феодосий постарался многое исправить, а во всяком случае, не дал чиновникам возможности почивать на лаврах разбойнически добытого ими золота. Он их наказал денежным штрафом, что послужило поводом для Амвросия ходатайствовать за несчастных 263 . Милость Феодосия простерлась до того, что он оказал помощь Галлии даже собственными средствами 264 . Но среди этих актов деятельности Феодосия, бесспорно, самым замечательным по своему бескорыстию и гуманности является его отношение к Валентиниану. Во власти Феодосия было остаться единодержавным правителем западной и восточной империи, но, благодарный к памяти Грациана, Феодосий предоставил во владение Валентиниану области, некогда принадлежавшие Грациану: Италию, Африку, Испанию, Галлию, Британию и западную Иллирию 265 . 13 июня 389 г. 266 Феодосий вместе с Валентинианом и Гонорием, которого он вызвал специально после победы над Максимом, совершил триумфальный въезд в Рим 267 . Сенат и народ встретили с криками радости победителя. В курии было выражено официальное приветствие Феодосию, а на площади «Rostra» император представил народу Гонория – будущего правителя Запада. Блестящие игры, раздача денег народу еще более повысили тон радости. Феодосий был большой политик и скоро своим поведением приобрел всеобщее расположение. Не в пример гордым императорам, он спустился с высоты трона к будничной жизни, присутствовал на играх граждан, шутил с ними, старался облегчить жалобы. Мало того, посещал безразлично и богатые дворцы вельмож, и скромные жилища бедных. Народ полюбил своего господина, когда увидел его непритязательность и способность спускаться до уровня простых смертных 268 . Все кругом жило и ликовало. Провинция Галлия прислала своего оратора Дрепания Паката, который в своей блестящей речи, в присутствии самого императора, постарался ярко обрисовать деятельность императора и особенно оттенить его редкий государственный ум и человечность, столь редкую в сильных мира. Как бы в награду за искусную речь, Дрепаний Пакат получил проконсульство над Африкой 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010