В дек. 1989 г. КПЛ отделилась от КПСС и была переименована в Демократическую партию труда Литвы, одновременно II съезд народных депутатов СССР признал секретный дополнительный протокол советско-германского договора о ненападении от 23 авг. 1939 г. юридически несостоятельным и недействительным с момента подписания. В февр. 1990 г. на выборах в ВС ЛССР победу одержало движение «Саюдис». 17 февр. того же года ВС ЛССР принял постановление об отмене декларации Народного сейма от 21 июля 1940 г. о вступлении Л. в СССР, 11 марта - Акт о восстановлении независимости гос-ва и выходе из состава СССР. ЛССР была переименована в Литовскую Республику, ВС ЛССР - в Восстановительный сейм. Для соблюдения преемственности формально было восстановлено действие Конституции 1938 г., которая сразу была заменена Временным Основным законом. Первым премьер-министром Литовской Республики стала К. Прунскене, а ее заместителем - Бразаускас. Несмотря на попытки руководства СССР препятствовать выходу Л. из его состава путем экономической блокады и вооруженного давления, в ходе к-рого не обошлось без жертв среди мирного населения (13 янв. 1991 при штурме советскими войсками телевизионной башни в Вильнюсе погибли 13 гражданских и 1 солдат; еще 1 гражданский умер от сердечного приступа), независимость Л. была признана др. гос-вами: 1-й это сделала Исландия (11 февр. 1991), а после Августовского путча за ней последовали Франция, Великобритания, США, СССР и др. Поддержал независимость Л. и председатель ВС РСФСР Б. Н. Ельцин. В 90-х гг. XX в. был подписан ряд договоров с РФ (об основах межгос. отношений, о гос. границе и др.), в 1993 г. завершился вывод российских войск из Л. После выхода из состава СССР Л. избрала курс на евроатлантическую интеграцию: 8 июня 1992 г. был принят конституционный акт «О неприсоединении Литовской Республики к постсоветским восточным союзам», в 2004 г. Л. стала членом ЕС и НАТО. На референдуме 25 окт. 1992 г. была принята Конституция Литовской Республики, которая провозгласила Л. унитарным демократическим гос-вом с республиканской формой правления во главе с президентом. Этот пост занимали Бразаускас (1992-1998), Валдас Адамкус (1998-2003, 2004-2009), Роландас Паксас (2003-2004), Даля Грибаускайте (с 2009).

http://pravenc.ru/text/2110567.html

апостолам Петру и Павлу и отмечался только в Риме. Исследователь полагал, что поминовение апостолов 29 июня имеет более позднее происхождение, а 22 февр. может рассматриваться как исторически достоверная дата казни и погребения Петра ( Erbes. 1899. S. 37-46). Предположение Эрбеса было отвергнуто Х. Лицманом ( Lietzmann. 1927. S. 94-96; о др. версиях происхождения праздника см.: Pietri. 1976. P. 383-385). Наибольшее распространение получила гипотеза, впервые высказанная Дюшеном. По мнению исследователя, праздник К. ап. П. мог быть установлен в память о начале епископского служения апостола, но дата 22 февр. была выбрана для того, чтобы заменить христианским торжеством отмечавшийся в этот день языческий праздник поминовения усопших ( Duchesne. 1898. P. 266-267; см. также: Ruysschaert. 1969. P. 20). 22 февр. в Риме совершались каристии (харистии; лат. Caristia; также Cara cognatio, букв.- любимая родня), праздник семейного согласия и родственных связей. Каристии завершали 9-дневный период паренталий (13-21 февр.), когда поминали умерших родственников, посещали могилы близких и приносили жертвы обожествленным духам покойных (маны). Связанные с паренталиями обряды были частными, семейными, в это время храмы оставались закрытыми, браки не заключались, а магистраты слагали знаки своих полномочий. Наиболее подробные сведения о каристиях приведены Овидием ( Ovid. Fast. II 617-638) и Валерием Максимом ( Valerius Maximus. Facta et dicta memorabilia. II 1. 8// Valeri Maximi Factorum et dictorum memorabilium libri IX/Ed. C. Halm. Lipsiae, 1865. P. 61). Несмотря на то что каристии считались семейным торжеством, на котором присутствовали только родственники, участие в празднике могли принимать также друзья и др. близкие люди ( Raccanelli. 1996). В установлениях рим. коллегии Эскулапа и Гигиеи (153) упоминается о собрании членов коллегии в день каристий (die kare cognationis), когда происходила раздача хлеба и вина (CIL. T. 6. N 10234; Thesaurus cultus. 2004. P. 284). Т. о., праздничная трапеза могла устраиваться не только для родственников и друзей, но и для членов некоторых религ.

http://pravenc.ru/text/1683935.html

В первоначальном варианте (плане Аннана (1)) были предложены конкретные и ясные пути преодоления многолетнего раскола острова: превращение К. в единое гос-во, состоящее из 2 равных федераций, и в единую международную единицу, где всем его жителям предоставляется кипрское гражданство; сокращение зоны проживания тур. общины с 36,2 до 28,5%; возвращение 85 тыс. греков-киприотов в свои дома, находящиеся в сев. части острова; выплата компенсации потерявшим кров во время событий 1974 г.; вступление единого К. в ЕС и дальнейшее развитие особых отношений с Грецией и Турцией; выборы 2-палатного парламента, где будет 48 депутатских мест; создание Президентского совета, состоящего из 6 членов (пропорционально количеству населения 2 общин острова) с 10-месячной ротацией председателя совета; демилитаризация острова, подкрепленная введением эмбарго на поставку вооружений на К.; постоянный мониторинг соблюдения прав человека и национальных меньшинств. 6-9 дек. в Никосии этот план обсуждался специальным советником Генерального секретаря ООН Альваро де Сото с представителями греков-киприотов и турок-киприотов; в текст были внесены незначительные изменения. 10 дек. план Аннана (2) был предложен на рассмотрение Клиридису и Денкташу. Прибывшая в Копенгаген делегация турок-киприотов отвергла план Аннана (2). После этого на заседании Европейского совета, проходившем в Копенгагене 12-13 дек. 2002 г., было принято решение о вступлении К. в ЕС в качестве полноправного члена 1 мая 2004 г. 29 марта 2004 г., после провалившихся из-за нежелания турок-киприотов идти на уступки переговоров в Никосии (19 февр.- 22 марта 2004) и в Бюргенштоке близ Люцерна (24-31 марта 2004), Генеральный секретарь ООН предложил план Аннана (4), а 31 марта, после реакции греч. и тур. сторон,- окончательный вариант (план Аннана(5)), к-рый должен был быть вынесен на референдум 24 апр. 2004 г. Желание добиться согласия тур. стороны заставило ООН сделать этот документ более приемлемым для турок: почти все их требования были включены в план Аннана (4) и план Аннана (5).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

из конгрегации салезианцев. В февр. 1991 г. Аристид приступил к осуществлению программы социальных реформ и чистке гос. аппарата и армии от дювальеристов и коррупционеров. Желая способствовать демократизации религ. жизни, Аристид принял в президентском дворце делегацию вудуистских священников. В апр. специальным постановлением правительства вудуизм был признан полноправной религией. Однако это не нашло понимания у протестант. церквей, к-рые отрицательно относились к культу Вуду и запрещали своим прихожанам посещать вудуистские церемонии. 30 сент. 1991 г. президент был свергнут военными и изгнан из страны. Военная хунта во главе с ген. Р. Седра расправилась со сторонниками Аристида; люди пытались бежать из страны, пересекая море на лодках. Против Г. было введено торговое эмбарго. Только 18 сент. 1994 г. под давлением США военная хунта согласилась вернуть власть президенту Аристиду; 19 сент. началась высадка амер. войск (ок. 20 тыс. чел.), призванных обеспечить порядок в стране в переходный период. 15 окт. Аристид вернулся в страну и приступил к исполнению обязанностей президента. В февр. 1995 г. он отправил в отставку весь офицерский корпус старше майора, затем армия была распущена и заменена гражданской полицией. На парламентских выборах в июне 1995 г. победу одержала пропрезидентская партия «Лавалас». 17 дек. 1995 г., получив 87% голосов, кандидат от «Лаваласа» Рене Преваль стал президентом. Из левого крыла OPL была сформирована партия «Семья Лавалас», к-рая на парламентских выборах в мае 2000 г. получила подавляющее количество голосов. Правая оппозиция не признала результатов выборов и бойкотировала президентские выборы в нояб. 2000 г., где Аристид получил 91,8% голосов. США и ЕС, недовольные возвращением Аристида к власти, заморозили экономическую помощь и предоставление кредитов Г. В кон. 2003 г. оппозиция сорвала проведение парламентских выборов, а в февр. 2004 г. поддержала вооруженный мятеж, организованный криминальными бандами, бывш. офицерами распущенной армии и главарями эскадронов смерти при военных режимах.

http://pravenc.ru/text/161455.html

Напряжение в отношениях с Римско-католической Церковью усилило решение Ватикана (февр. 2002) о повышении статуса католич. апостольских администратур в России до уровня епархий. Оценка происшедшего была выражена в заявлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Свящ. Синода РПЦ от 12 февр. 2002 г. На встрече в марте 2003 г. в Женеве офиц. делегаций РПЦ и Папского совета по содействию христ. единству католич. сторона предложила обсудить вопрос о возможности создания греко-католич. Патриархата на Украине. Во время визита в февр. 2004 г. в Москву кард. Вальтер Каспер признал наличие отдельных случаев «неправильного поведения» католич. священнослужителей. В ходе состоявшихся переговоров правосл. и католич. стороны приняли решение о создании Совместной рабочей группы по рассмотрению проблем, существующих во взаимоотношениях между РПЦ и Римско-католической Церковью. В состав группы вошли представители ОВЦС МП, Папского совета по содействию христианскому единству и российских католич. структур. 5-6 мая того же года в Москве состоялась 1-я встреча Совместной рабочей группы, на к-рой правосл. сторона представила конкретные факты прозелитической деятельности католич. миссионерских монашеских орденов и духовенства на территории России и др. стран СНГ. 2-е заседание Совместной рабочей группы состоялось 22-23 сент. Представители Римско-католической Церкви ответили на нек-рые вопросы, поставленные ранее правосл. стороной, а также было продолжено рассмотрение ряда сложных ситуаций на местах, в т. ч. в детских католич. приютах Москвы и Подмосковья, где живут в основном дети, православные по крещению и семейным корням. Диалог с Церковью Англии (подробнее об этом, а также о диалоге в XVII - 1-й пол. XX в. см. в ст. Англикано-православные связи ). В 1943 г. улучшение отношений между РПЦ и советским правительством сделало возможным визит в СССР делегации Церкви Англии во главе с архиеп. Йоркским Сирилом Гарбеттом (1942-1955). Ответный визит офиц. делегации МП во главе с митр. Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) состоялся в 1945 г., в это же время велась дружеская переписка Предстоятелей Церквей о возможных способах сближения РПЦ и Церкви Англии (ЖМП. 1945. 8. С. 27-55).

http://pravenc.ru/text/171923.html

Темам защиты человеческой жизни, ее достоинства и прав с момента зарождения до естественной смерти были посвящены инструкция Конгрегации вероучения «Donum vitae» от 22 февр. 1987 г. и энциклика папы «Evangelium vitae» от 25 марта 1995 г. В энциклике И. П. особо отметил глубокий нравственный упадок совр. общества, где получила распространение «культура смерти» - стремление к успеху и материальному благополучию за счет избавления от любых проблем, связанных с заботой о детях, о больных, об инвалидах и о стариках, что выражается в распространении абортов, контрацепции, стерилизации, в требованиях законодательного разрешения эвтаназии . Для исследования и этического анализа проблем медицины и биоэтики 11 февр. 1994 г. И. П. основал папскую академию в защиту жизни (см. ст. Академии папские ). В связи с ростом в кон. ХХ в. общественно-политических движений, основывавшихся на идеологии феминизма, в апостольском послании «Mulieris dignitatem» от 15 авг. 1988 г. И. П. счел нужным изложить взгляд на равное достоинство женщин и мужчин. Признав равные с мужчинами права женщин в социальной сфере, папа, основываясь на различии между муж. и жен. природой (особенно в свете материнства), назвал ошибочной совр. тенденцию к «маскулинизации» женщин, присвоению ими характерных муж. черт, противоположных жен. «своеобразию». Об особой роли женщины в жизни и миссии Церкви говорится и в апостольском послании «Ordinatio sacerdotalis» от 22 мая 1994 г., в котором папа подтвердил учение Церкви о предназначении священнического сана только для мужчин. Отдельные аспекты семейных отношений и разнообразного служения мирян в Церкви и в современном мире были затронуты в посланиях «К семьям» (от 2 февр. 1994), «К детям» (от 13 дек. 1994), «К женщинам» (от 29 июня 1995), «К людям искусства» (от 4 апр. 1999), «К пожилым людям» (от 1 окт. 1999). 1 окт. 1986 г. Конгрегация вероучения посланием «Homosexualitatis problema» осудила попытки оправдания гомосексуализма , заявив о его абсолютной недопустимости с нравственной т. зр. (AAS. 1987. Vol. 79. P. 543-554). 31 июля 2003 г. Конгрегация вероучения призвала исключить «всякую несправедливую дискриминацию» лиц, имеющих гомосексуальную направленность, но указала, что юридическое признание гомосексуальных союзов противоречит принципам защиты брака и семьи (AAS. 2004. Vol. 96. P. 41-49).

http://pravenc.ru/text/471418.html

450. Рехачев, В. П. Книга и её судьба [Текст] : к 70-летию первого изд. «Очерков гнойной хирургии» В.Ф. Войно-Ясенецкого/В. П. Рехачев//Экология человека. 2005. 2. С. 58–59. 451. Засухина, В. Н. Роль святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) в формировании современной биоэтики [Текст]/В. Н. Засухина//Святые – покровители земли Сибирской: Седьмые Иннокентьевские чтения: материалы регион. науч.-практ. конф. Чита, 2004. С. 104–109. 452. Милина, Л. Святителю Луке посвящается [Текст]/Л. Милина//Крым. правда. 2004. 8 сент. О выставке книг, научных работ святителя Луки из фондов Крымского государственного медицинского университета. 453. Рехачев, В. П. Профессор и «знахарка» [Текст]/В. П. Рехачев//Правда Севера. 2004. 17 июня. С. 17. О взаимоотношениях В.Ф. Войно-Ясенецкого с архангельской целительницей Верой Михайловной Вальневой в северной ссылке в 1930–1933 гг. 454. Зайцев, Е. И. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877–1961) [Текст]/Е. И. Зайцев//Вестн. хирургии им. И. И. Грекова. 2004. 2. С. 9–11. Библиогр.: 3 назв. 455. Печаткина, Г. А. Благословение владыки Луки [Текст]/Г. А. Печаткина//Печаткина, Г. А. Лики Тавриды. Симферополь, 2003. С. 200–204. О врачебной практике святителя Луки. Воспоминания о встрече с ним. 456. Мирский, М. Б. Выдающийся хирург и клиницист [Текст]/М. Б. Мирский//Военно-мед. журн. 2002. 8. С. 67–71. 457. Мирский, М. В рясе и с крестом [Текст]/М. Мирский//Мед. газ. 2002. 28 июня. С. 15. 458. Илёшин, Б. В поисках истины и духовности [Текст]/Б. Илёшин//Уваров. жизнь. 2002. 29 апр. С. 2. То же. Инжавин. вестн. 2002. 31 янв. С. 7. О хирургической деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого. 459. Диагностика и лечение абсцессов печени: от В.Ф. Войно-Ясенецкого до наших дней [Текст]//Нижегород. мед. журн. 2002. 3. С. 32–35. 460. Профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий (Архиепископ Лука) [Текст]//Нижегород. мед. журн. 2002. 2. С. 163–166. 461. Шиляев, В. С. Архиепископ Лука (профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) [Текст] : к 125-летию со дня рождения/В. С. Шиляев, Л. И. Балашевич//Окулист. 2002. 2 (февр.). С. 20–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

На 11-м съезде произошел окончательный раскол, и Кириллов создал совет старообрядческих соборов и съездов (1929), претендовавший на роль центрального органа старообрядчества Латвии. После гос. переворота 15 мая 1934 г. сейм, политические партии и общественные орг-ции, в т. ч. старообрядческие руководящие органы, были распущены. В февр. 1935 г. был принят закон о старообрядческих общинах, сменивший закон Российской империи от 17 окт. 1906 г. и предоставивший религ. и хозяйственную самостоятельность старообрядческим сообществам. С 1927 г. в Даугавпилсе, затем в Риге выходили поморский церковный календарь, ж. «Наставник» под ред. И. У. Ваконьи , учебники по Закону Божию, в 1928-1933 гг. под ред. И. Н. Заволоко издавался ж. «Родная старина». Внутренний вид храма Гребенщиковской общины. Фотография В. М. Дегтерёва. 2004 г. Внутренний вид храма Гребенщиковской общины. Фотография В. М. Дегтерёва. 2004 г. 5 авг. 1940 г. Латвия была присоединена к СССР. Прокатившаяся волна репрессий затронула и старообрядческие сообщества. Был арестован и в июне 1941 г. расстрелян Каллистратов, Заволоко провел в заключении и ссылке 18 лет. В послевоенное время ведущим центром согласия в Латвии являлась РГСО, к-рая поддерживала тесные связи с общинами Эстонии, Литвы, Польши. Гребенщиковская община совместно с ВСС в Литовской ССР, московской поморской и московской Преображенской общинами с 1954 г. издавала «Старообрядческий поморский церковный календарь». Конец 80-х гг. XX в. ознаменовался активизацией старообрядческих общин. В февр. 1989 г. состоялся съезд старообрядцев Латвии, на к-ром был создан ЦС ДПЦ Латвии (до 2001 его председателем являлся наставник РГСО И. И. Миролюбов, позднее присоединившийся к РПЦ и в 2007 рукоположенный во иерея). По решению съезда в окт. 1989 г. в Риге было открыто 1-е в СССР старообрядческое ДУ с 2-летним сроком обучения. Кроме латв. старообрядцев в нем обучались старообрядцы из Москвы, Ленинграда, а также из Белоруссии, Украины и Литвы. В 1991 г. начал издаваться ж.

http://pravenc.ru/text/180417.html

На выборах 2000 г. Народная партия одержала победу. Однако ряд реформ в сфере образования (введение новых правил сдачи экзаменов, сокращение числа гос. школ) и социальной политики (уменьшение социальных выплат, рост безработицы) вызвал массовое недовольство правительством. С 2000 г. было прекращено гос. финансирование католической Церкви в И. (сохранялось финансирование католических школ и ун-тов, содержание священников в вооруженных силах, тюрьмах и больницах). Присоединение И. к военной коалиции США и Великобритании во время вторжения в Ирак (2003) было негативно воспринято большинством населения страны. После террористического акта на мадридском вокзале Аточа (11 марта 2004), в результате к-рого погибло 198 чел., Народная партия потерпела поражение на выборах (март 2004). Вопреки заявлениям властей, обвинивших в террористическом акте ЭТА, ответственность за его проведение взяла на себя «Аль-Каида» - этот факт общественное мнение связало с участием испан. войск в ирак. войне. 14 марта 2004 г. ИСРП одержала победу на выборах в кортесы и сформировала правительство под рук. Х. Л. Родригеса Сапатеро, который в апр. того же года объявил о выводе испан. войск из Ирака. Продолжая политику европ. интеграции, 20 февр. 2005 г. правительство организовало референдум, на к-ром большинством голосов был одобрен проект общеевропейской конституции. Правительство расширило автономию регионов, в 2006 г. были утверждены статуты Каталонии, Валенсии и Андалусии, увеличившие степень их автономии вплоть до признания суверенитета во внутренней политике. Социальные реформы 2005-2006 гг. привели к резкой конфронтации гос-ва и католич. Церкви в И. В мае 2005 г. правительство Сапатеро представило в кортесы законопроект, разрешавший искусственное оплодотворение, 1 июля того же года в И. были узаконены однополые союзы и усыновление детей лицами, получившими гос. регистрацию однополого сожительства. Однако, несмотря на организованные католич. Церковью массовые демонстрации протеста, в к-рых приняли участие до 1,5 млн чел., кор.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В источниках указываются разные сведения о месте и времени рождения Н., а также о дате его кончины. Преподобные Илия Калабрийский († 903) и Илия Спилеот упоминаются в греч. Житии как уже усопшие подвижники, к к-рым Н. советовал приходившим к нему верующим обращаться с просьбами об исцелении. По мнению Агресты, святой жил между 900 и 990 гг. Арко Магри предположила, что Н. род. между 950 и 955 гг. и умер вскоре после 1020 г., т. к. в греч. Житии говорится, что святой прожил примерно 70 лет и скончался вскоре после нападения сарацин на г. Бизиньяно, к-рое, согласно Анналам Лупа Протоспафария, произошло в 1020 г. ( Lupus Protospatarius. Annales Barenses//MGH. SS. T. 5. P. 57; см.: Vita. 1969. P. 46-47). Однако, по мнению В. Салетты, нападение следует датировать 951 г.; исходя из этого, исследователь отнес время рождения Н. к 1-й четв. X в., а кончину святого - приблизительно к 1010 г. (свидетельство Жития о том, что святой прожил 70 лет, Салетта считал ошибочным; см.: Saletta. 1964. P. 53-56). Учитывая, что в дарственной грамоте 1011/12 г. Н. назван «преподобным отцом нашим», к этому времени он уже скончался ( Follieri, Perria. 1986. P. 121; ср.: D " Agostino. 2004. P. 159-160). Место рождения Н. (сел. Сикро в местности Салины) обычно отождествляется с Чиро (пров. Катандзаро) (эту идентификацию впервые предложил А. Агреста - Agresta. 1677. P. 93). Однако еще Дж. Марафьоти упоминал святого среди знаменитых уроженцев г. Локри ( Marafioti G. Croniche e antichità di Calabria. Padova, 1601. Fol. 108v). По мнению В. Салетты, сел. Сикро находилось в мест. Пьяни-делла-Корона (близ совр. Баньяра-Калабра) ( Saletta. 1964. P. 25-33); по мнению Арко Магри - в районе урочища Сигра близ совр. г. Пальми (Vita. 1969. P. 50-52; D " Agostino. 2004. P. 160-161). Почитание До XVI в. сведения о почитании Н. немногочисленны. Поминовение святого под 12 марта вместе с днем памяти св. Филиппа из Аджиры добавлено более поздним почерком в калабрийский лекционарий XII в. (Vat. gr. 1601. Fol. 179v; см.: Luc à S. Le diocesi di Gerace e Squillace tra manoscritti e marginalia//Calabria bizantina: Civiltà bizantina nei territori di Gerace e Stilo. Soveria Mannelli, 1998. P. 286). Еп. Оттавиано Паскуа (1574-1591) называл Н. местночтимым святым диоцеза Джераче; его поминовение совершалось 11 февр., его мощи почитались в Маммоле ( D " Agostino. 2004. P. 157). В 1638 г. с разрешения папы Римского Урбана VIII Н. был провозглашен покровителем Маммолы ( Agresta. 1677. P. 128). В Римском мартирологе память святого отсутствует. Местное поминовение Н. совершается 12 марта в диоцезе Локри-Джераче.

http://pravenc.ru/text/2565570.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010