Решением Архиерейского Собора РПЦ 29 нояб.- 2 дек. 1994 г. назначен членом Рабочей группы по планированию возрождения правосл. миссии на канонической территории РПЦ, а с февр. 1995 г.- ее председателем. 17 июля 1995 г. определением Свящ. Синода в связи с преобразованием Белгородского вик-ства Курской епархии в Белгородскую и Старооскольскую епархию назначен ее правящим архиереем. В дек. 1995 г. создал Миссионерский правосл. благотворительный фонд РПЦ. 26 дек. 1995 г. решением Свящ. Синода назначен председателем новообразованного Миссионерского отдела РПЦ и освобожден от должности ректора Курской ДС. Осенью 1996 г. И. был назначен ректором новооткрытой Белгородской ДС миссионерской направленности. С 1996 г. главный редактор ж. «Миссионерское обозрение». В епархии под рук. И. ведется работа по восстановлению и строительству церквей, осуществляется духовное окормление детей и молодежи, поддержка и социальная реабилитация заключенных, проходят ежегодные Иоасафовские чтения. 18 февр. 1999 г. возведен в сан архиепископа. И. является действительным членом-академиком Петровской академии наук и искусств, Международной Кирилло-Мефодиевской академии слав. просвещения, а также почетным профессором Белгородского гос. ун-та. С дек. 2004 г. возглавляет комиссию по духовной безопасности при полномочном представителе Президента РФ по Центральному федеральному округу. Награжден орденами РПЦ св. кн. Даниила Московского 2-й степени (2008), прп. Сергия Радонежского 2-й степени, свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского; гос. орденом Дружбы, медалью «За заслуги перед землей Белгородской» 1-й степени. Решением Свящ. Синода от 7 июня 2012 г. назначен главой новообразованной Белгородской митрополии . 18 июля 2012 г. возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря пос. Чернянка Белгородской обл. Временно управлял Валуйской епархией с июня 2012 по ноябрь 2015.

http://pravenc.ru/text/469528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя св. Царственных страстотерпцев. 2000-2004 гг. Фотография. 2008 г. Церковь во имя св. Царственных страстотерпцев. 2000-2004 гг. Фотография. 2008 г. (Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии), в г. Иваново. Основан решением Свящ. Синода РПЦ от 9 апр. 1998 г. при Успенском кладбищенском храме. Кладбище находилось на юго-вост. окраине с. Иванова с кон. XVIII в. В 1815 г. из бывш. Покровского мон-ря с. Иванова (упразднен в 1764) на кладбище перенесли деревянную ц. во имя Св. Троицы, к-рую на новом месте 25-26 нояб. 1817 г. освятили в честь Успения Пресв. Богородицы. С 1883 г. богослужения в обветшавшем деревянном храме не совершались. В 1819-1820 гг. близ Успенской ц. по проекту владимирского губ. архит. Е. Я. Петрова выстроили каменную колокольню. В 1834-1843 гг. по его же проекту на средства фабрикантов Н. С. Шодчина и К. И. Бугримова возвели каменный 5-главый Успенский храм с приделами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и во имя вмц. Варвары. Освящение храма состоялось 19-21 сент. 1843 г. После 1917 г. местные власти заключили с общиной верующих договор о пользовании храмом, к-рый в 1924 г. был расторгнут, а церковь передана обновленцам. К нач. 30-х гг. XX в. на месте Успенского кладбища был открыт парк культуры и отдыха «Меланжист» (Меланжевого комбината им. К. И. Фролова). В связи с этим президиум Ивановского облисполкома 11 нояб. 1933 г. принял решение о закрытии Успенского храма. В последующие годы на месте кладбища был разбит парк «Меланж» с большой танцплощадкой и кинотеатром «Балаган». В 30-х гг. церковные здания подверглись разрушениям: уничтожена до 1-го яруса колокольня, сбиты главы храма. Впосл. здесь размещалась администрация Ивгорэлектросети. 15 февр. 1995 г. в возвращенной РПЦ Успенской ц. состоялось малое освящение. 9 апр. 1998 г. при храме был открыт мон-рь, настоятелем стал архим. Зосима (Шевчук). В 2000 г. в мон-ре был заложен храм во имя св. Царственных страстотерпцев, его освящение 17 июля 2004 г. совершил архиеп. Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров) . Реставрируется Успенский храм, восстановлено его пятиглавие. С 2008 г. настоятелем мон-ря с числом братии 7 чел. является игум. Варфоломей (Коновалов). На территории мон-ря находится Иваново-Вознесенское ЕУ.

http://pravenc.ru/text/200513.html

В 1926 г. еп. Вязниковским был сщмч. Василий (Преображенский) , бывш. еп. Кинешемский. О своем пребывании в Вязниках он писал: «Чувствую себя здесь пока спокойно: духовных детей пока не завожу, так как не уверен в долговременности своего пребывания здесь. Административных хлопот также очень мало». В Вязниках святитель закончил работу над «Беседами на Евангелие от Марка» (М., 1996), весной 1927 г. он был выслан в Кинешму. В мае-сент. 1927 г. Вязниковскую кафедру занимал еп. Нифонт (Фомин) , с сент. 1927 по 5 апр. 1928 г.- еп. Николай (Никольский) . 26 июня 1928 г. В. в. возглавил сщмч. еп. Герман (Ряшенцев) . Осенью этого года власти города развернули антицерковную кампанию, целью к-рой было закрытие городского собора в честь Казанской иконы Божией Матери. Верующие пытались протестовать. 14 дек. были арестованы еп. Герман, настоятель Казанского собора прот. Александр Вознесенский, соборные клирики свящ. Иоанн Орфанов и сщмч. Константин Твердислов , соборный староста И. Е. Онахриенко, член церковного совета Ф. Г. Устинов, а также свящ. Введенской ц. Пимен Сеноедов. 8 февр. 1929 г. собор был закрыт. После осуждения 17 мая 1929 г. еп. Германа, приговоренного к 3 годам ИТЛ, В. в. прекратило существование. Арх.: ГА Владимирской обл. Ф. Р-24, Р-357. Ист.: Иконы в общественных местах//РиЦ. 1922. 1-3. С. 45; Постановление ВЦУ от 02.11.1922//Церковь и жизнь. Владимир, 1922. 2. С. 7; Вязниковцы - голодающим//Трудящаяся беднота. Ковров, 1922. 50. С. 2; 70. С. 3-4; 82. С. 3; Сергия мон. Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. Серг. П., 2003. С. 72; Письма владыки Германа. Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Германа, еп. Вязниковского. М., 2004. С. 52-56. (Мат-лы по новейшей истории РПЦ). Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 311-312, 619; Васищев Ю. Страницы горького века: Еп. Вязниковский Герман. Еп. Вязниковский Василий. Архиеп. Вязниковский Корнилий. Еп. Вязниковский Николай//Маяк. Вязники, 1999. 26, 69, 85; 2000. 11; он же. За Христа пострадавшие в земле Вязниковской: Синодик и биогр. справ. Вязники, 2001; Минин С. , свящ. Очерки по истории Владимирской епархии X-XX вв. Владимир, 2004. С. 137.

http://pravenc.ru/text/161161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Леонид (Филь), еп. Туровский и Мозырский. Фотография. 2015 г. (Филь Феодосий Митрофанович; род. 2.09.1960, с. Нестеровцы Дунаевецкого р-на Хмельницкой обл.), еп. Туровский и Мозырский. Из крестьянской семьи. В 1977 г. окончил среднюю школу в Нестеровцах. В 1978-1980 гг. проходил воинскую службу. В 1981 г. поступил в Московскую ДС, по ее окончании в 1985 г.- в МДА. 8 марта 1987 г., во время учебы, пострижен с именем Леонид , 12 июля рукоположен во иерея. В 1989 г. окончил МДА, утвержден в должности помощника инспектора академии и преподавателя регентской школы при МДА. В 1990 г. назначен старшим помощником инспектора и преподавателем вновь открывшейся Минской ДС. 1 сент. 1992 г. возведен Минским и Слуцким митр. Филаретом (Вахромеевым) в сан игумена, назначен на должность инспектора Минской ДС. 14 июня 1996 г. возведен митр. Филаретом в сан архимандрита. 3 авг. того же года назначен ректором Минской ДС. В 1997 г. постановлением Совета МДАиС Л. была присуждена ученая степень кандидата богословия за соч. «Пастырство в Русской Православной Церкви в XIV-XV вв.». Решением Синода Белорусской Православной Церкви от 14 дек. 1997 г. и Синода РПЦ от 26 дек. того же года назначен 1-м ректором новоучрежденной Минской ДА (был во главе академии до 4 февр. 2008). С 2001 г. входит в состав редколлегии сб. «Богословские труды» МП. Участвовал в работе Богословской комиссии при Синоде РПЦ. Регулярно принимал участие в международных Рождественских образовательных чтениях в Москве и Кирилло-Мефодиевских чтениях в Минске; участвовал в международных конференциях «Православная экклезиология» в Белостоке (Польша, 2003) и «Православное учение о церковных таинствах» в Москве (2007), в V (Белград, 2001) и VI (София, 2004) Мировых конгрессах высших правосл. школ. 12 февр. 2008 г. хиротонисан во епископа Речицкого. Хиротонию в Свято-Успенском соборе Жировицкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря возглавил Минский и Слуцкий митр. Филарет. Л. стал викарием Гомельской епархии. 7 июня 2012 г. назначен правящим архиереем Туровской и Мозырской епархии. 11 нояб. 2013 г. утвержден в должности настоятеля Юровичского Рождество-Богородицкого мужского монастыря Туровской епархии. Награжден медалями прп. Сергия Радонежского 2-й (1987) и 1-й (1989) степени, медалью свт. Кирилла Туровского (2006), орденом св. кн. Даниила Московского 3-й степени (1999), орденами прп. Сергия Радонежского 3-й (2000) и 2-й (2010) степени. Лит.: Наречение и хиротония архим. Леонида (Филя) во еп. Речицкого, викария Гомельской епархии//ЖМП. 2008. 6. С. 30-35. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463449.html

После примирения с РПЦЗ ранее отделившегося от Зарубежной Церкви главы «Русской Истинно-православной Церкви» (РИПЦ) Одесского и Тамбовского архиеп. Лазаря (Журбенко) Архиерейский Синод РПЦЗ в окт. 1996 г. направил М. в Россию как координатора и члена возглавляемого архиеп. Лазарем Архиерейского совещания российских преосвященных РПЦЗ. М. также был назначен временно управляющим Московской, С.-Петербургской и Суздальской епархиями РПЦЗ с сохранением титула епископа Торонтского. 17 окт. 2000 г. освобожден от управления С.-Петербургской епархией. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 14-16 мая 2002 г. М. был назначен представителем Архиерейского Синода в России, наделен полномочиями архипастырского окормления приходов в Москве, С.-Петербурге, Воронеже и Курске с титулом епископа Бостонского, викария Восточноамериканской епархии. В 2003-2004 гг. окормлял общину храма св. Царственных мучеников в Подольске Московской обл. С 25 июля 2004 по 28 февр. 2005 г. сопровождал по России мощи преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой) . Не поддерживал практику создания на канонической территории РПЦ приходов РПЦЗ. Являлся активным сторонником примирения и сближения РПЦЗ и Московской Патриархии. 21 мая 2006 г. назначен епископом Женевским и Западноевропейским. Был в составе делегации РПЦЗ, прибывшей в Россию в мае 2007 г. для торжественного подписания Акта о каноническом общении и восстановлении евхаристического общения Русской Церкви за рубежом и в Отечестве. 13 мая 2008 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ избран запасным членом Архиерейского Синода. С 2009 г. член Ассамблеи православных епископов Франции. 9 дек. 2011 г. возведен в сан архиепископа. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 13 сент. 2017 г. временно освобожден (с 28 сент.) от управления Западно-Европейской епархией. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ, который проходил в Москве в начале дек. 2017 г., назначен викарием Западно-Европейской епархии с титулом «Мёдонский». Весной 2018 г. почислен на покой. Награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2008), прп. Серафима Саровского 2-й и 3-й степени (2013, 2018), Международной премией Андрея Первозванного «За веру и верность» (2009), памятной панагией (2016), серебряной медалью более чем за 25 лет служения в госпиталях (1995). Соч.: Выступление на круглом столе «Догмат искупления в русской богословской науке»//Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. М., 2009. Вып. 25. С. 139-148. Лит.: Свет веры/Бесед.: Л. Б. Токарева//Рус. история. М., 2013. 3(26). С. 60-62; «Мы жили не в своей стране, но жили с Преподобным»/Бесед.: Д. Анохин//ЖМП. 2014. 6. С. 46-47. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2563634.html

2003. 1. С. 75). Разработанный позднее документ - «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», предложенный «для добровольного принятия руководителям предприятий и коммерческих структур, предпринимателям и их сообществам, работникам, профсоюзам и всем другим участникам экономических процессов, в том числе государственным органам и общественным объединениям, вовлеченным в хозяйствование», был принят на VIII Соборе. Еще раз к теме труда и экономического развития ВРНС обратился в 2007 г., когда его темой стало осмысление бедности и экономического неравенства как исторического вызова: «Преодоление вопиющего неравенства в России - это в первую очередь вопрос выживания нашей страны» (Богатство и бедность: Исторические вызовы России//ЦиВр. 2007. 2(39). С. 7). В работе VIII ВРНС (февр. 2004), посвященного теме «Россия и православный мир», приняли участие делегации всех 15 автокефальных Церквей, представленные архиереями и ведущими богословами. К., выступая с основным докладом, обратился к теме «русского мира», «цивилизационной индивидуальности России», основой которой является правосл. традиция. «Сегодня,- заявил он,- появились признаки того, что Россия осознает важность реализации своего духовного и культурного потенциала в отношениях с внешним миром». Для выполнения этой миссии необходимо консолидировать русскую диаспору по всему миру: «Российское государство ищет примирения с представителями эмиграции, оказавшимися за границей в результате Гражданской войны. До сих пор их ценности и идеалы во многом остаются непонятыми в России, не интегрированными в ее историческую память». И в этом отношении особо важны усилия по восстановлению единства РПЦЗ с Московским Патриархатом: «Некоторые прагматики в нашем обществе говорят, что Зарубежная Церковь - это всего три сотни приходов, что по сравнению с Московским Патриархатом кажется почти не заметным. В данном случае статистические мерки неприемлемы. Мы должны понимать, что речь идет о восстановлении целостности национального сознания, о возвращении русского народа на дорогу его исконных ценностей. Взаимное примирение и покаяние с помощью Божией несут мощный заряд для будущего развития России» (Россия и православный мир//ЦиВр. 2004. 1(26). С. 8-11).

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

католиков визант. обряда (см. в ст. Русская католическая Церковь ), формально существующий с 1921 г., Папский престол принял к рассмотрению вопрос о каноническом структурировании греко-католич. иерархии в РФ. Решение о возрождении экзархата было объявлено неканоническим. В дек. 2004 г. еп. Иосиф Верт, ординарий католич. Преображенской епархии с центром в Новосибирске, был назначен также главой всех греко-католиков в РФ. Греко-католич. общины на территории РФ были распределены по деканатам, соответствующим католич. диоцезам в РФ, в т. ч. католич. архиепархии Божией Матери с центром в М. Должность декана в М. в 2004-2007 гг. занимал свящ. Евгений Юрченко из ордена салезианцев ; он окормлял московскую общину сщмч. Игнатия Богоносца, утвержденную в качестве греко-католич. прихода декретом еп. И. Верта от 26 февр. 2006 г. В апр. 2007 г. новым деканом стал свящ. А. Удовенко, настоятель греко-католич. прихода святых Петра и Андрея. Кроме 2 греко-католич. приходов в М. имеется пастырский пункт во имя св. Лазаря, к-рый с 2007 г. окормляет свящ. Сергий Николенко. Греко-католич. приходы в М. не имеют своих храмов, богослужения совершаются в крипте католич. собора Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии и в часовне сестер матери Терезы. К 1575-1576 гг. (по др. данным, в 1560) в Немецкой слободе была возведена 1-я деревянная лютеран. церковь. От нее ведется отсчет истории общины св. Михаила Архангела («старой», «купеческой церкви», «старой обедни»). Церковь была сооружена по ходатайству герц. Магнуса, провозглашенного королем Ливонии под верховной властью рус. царя. Придворный пастор герцога X. Бокгорн стал 1-м настоятелем кирхи. В 1573 г. в М. состоялся 1-й в рус. истории обряд венчания лютеранина герц. Магнуса и двоюродной племянницы царя Иоанна Грозного кнж. Марии Старицкой, проведенный одновременно правосл. священниками и лютеран. пасторами из Ливонии и Немецкой слободы (смешанные в религиозном отношении браки законодательно не разрешались до 1721, позже позволялись при условии крещения и воспитания детей в правосл.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

(Куценко Леонид Сергеевич; род. 8.04.1965, с. Белка Ивановского р-на Одесской обл.), архиеп. Благовещенский и Тындинский. Из крестьянской семьи. В 1978 г. поступил в вечернюю школу г. Одессы при профессионально-техническом уч-ще 3. Во время учебы служил псаломщиком в Свято-Покровской ц. с. Дачного Беляевского р-на Одесской обл. В 1984 г. стал секретарем и келейником Ростовского и Новочеркасского архиеп. Владимира (Сабодана ; впосл. митрополит Киевский и всея Украины). В 1986-1990 гг. обучался в Ленинградской ДС. 26 апр. 1989 г. Ленинградским и Новгородским митр. Алексием (Ридигером; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II ) пострижен в монашество с именем Лукиан. 3 сент. того же года рукоположен во диакона, а 24 мая 1990 г.- во иерея митр. Алексием в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. 1 окт. 1990 г. назначен настоятелем ц. Воскресения Христова у Варшавского вокзала С.-Петербурга. В 1991 г. Л. занялся восстановлением здания заброшенного флигеля усадьбы Воронцовых в С.-Петербурге, где был открыт храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 11 февр. того же года назначен настоятелем этого храма. 1 июня 1992 г. по благословению С.-Петербургского и Ладожского митр. Иоанна (Снычёва) при храме было организовано Свято-Покровское сестричество, преобразованное в апр. 1997 г. в Тервенический Покрова Пресвятой Богородицы жен. монастырь , в Лодейнопольском р-не Ленинградской обл. Л. был назначен духовником новой обители. В февр. того же года основал монастырский скит в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в дер. Пирозеро Ленинградской обл. С 2000 г. в скиту действует реабилитационный центр для молодежи, страдающей алкогольной и наркотической зависимостями. 23 дек. 1997 г. был назначен исполняющим обязанности настоятеля Александрова Свирского в честь Св. Троицы мужского монастыря . 8 апр. 1998 г. возведен в сан игумена. В том же году Л. основал подворье Александро-Свирского монастыря в пос. Свирьстрой Лодейнопольского р-на. Его усилиями здесь был построен храм во имя свт. Николая. В авг. 1999 г. утвержден в должности настоятеля Александро-Свирского монастыря. В 2000 г. трудами Л. было открыто еще одно подворье мон-ря в С.-Петербурге. 10 дек. 2002 г. Л. был назначен духовником Оятского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря в Лодейнопольском р-не. 14 окт. 2004 г. возведен в сан архимандрита. С 2002 г. руководил строительством храма Св. Троицы в своем родном с. Белка. В 2007 г. выступил с инициативой возведения храма во имя сщмч. Павла (Гайдая) в том же селе. Храм впосл. стал подворьем Покрово-Тервенического мон-ря, а затем здесь была создана жен. обитель в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://pravenc.ru/text/2110851.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕКАТЕРИНА (Декалина Екатерина Дмитриевна; 1875, с. Панская Слобода Симбирского у. и губ.- 17.02.1938), прмц. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Из крестьянской семьи. 20 нояб. 1890 г. поступила в Спасский мон-рь г. Симбирска (ныне Ульяновск). 28 окт. 1913 г. определена в число рясофорных послушниц. С 1920 г., после закрытия мон-ря, жила в Симбирске. 18 дек. 1937 г. была арестована по групповому делу «контрреволюционной церковно-монархической фашистско-повстанческой организации», заключена в тюрьму г. Ульяновска. Виновной себя не признала. 29 дек. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Куйбышевской обл. приговорена к расстрелу. Погребена в общей безвестной могиле. Имя Е. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 17 авг. 2004 г. Арх.: УФСБ России по Ульяновской обл. Д. П-1621. Лит.: Симбирская Голгофа (1917-1938)/Сост. свящ. В. Дмитриев. Ульяновск, 1996. С. 49-50, 71. ЖНИР. Февр. С. 55-56. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ (Игошкин Иван Иванович; 1888-1959), архимандрит, прписп. (пам. 5 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Архипова Евдокия Сергеевна; 1886-1938), мон., прмц. (пам. 1 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/189601.html

В 1913 г. вышел указ о назначении настоятелем собора др. священника; прихожане, недовольные решением священноначалия, в окт. 1913 г. направили Пермскому и Соликамскому еп. Палладию (Добронравову) 2 прошения об оставлении Н. настоятелем, под одним подписались 105 прихожан, под другим - 85. Также 9 нояб. 1913 г. прихожане отправили такое же прошение обер-прокурору Синода А. Д. Самарину. 13 мая 1914 г. указом Пермской духовной консистории Н. был оставлен в должности настоятеля Воскресенского собора, в к-ром прослужил до своей мученической кончины. Во время первой мировой войны Воскресенский собор жертвовал в пользу семей солдат, призванных на фронт. Н. вместе с деятелями земской и городской управы входил в комитет для оказания помощи беженцам, к-рые начали прибывать в Чердынь с 17 сент. 1915 г. Н. был награжден набедренником (1890), скуфьей (1895), камилавкой (1900), золотым наперсным крестом, выдаваемым Синодом (1906). В дек. 1918 г. войска армии адмирала А. В. Колчака после взятия Перми вступили на территорию Соликамского и Чердынского уездов. В это время началась эвакуация из Чердыни советских учреждений. Н., оставшийся в городе, был взят в заложники в числе др. граждан. Он был расстрелян около кладбища с. Юрла, куда отступили в янв. 1919 г. под натиском белых отряды красноармейцев, ведя за собой арестованных. Тело священника с пулевым ранением в голову нашли в февр. того же года, он лежал в снегу со скрещенными на груди руками. Н. был торжественно погребен в Чердыни у алтаря Воскресенского собора. Н. прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Память празднуется в день смерти 1-го мученика-архиерея Пермской епархии архиеп. сщмч. Андроника (Никольского) . Арх.: ГАПК. Ф. 37. Оп. 1. Д. 229; Ф. 258. Оп. 1. Д. 2; ГАНИПО. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 1490. Т. 1; Архив Чердынского краевед. музея им. А. С. Пушкина. Д. 125. Лит.: Поправка//Освобождение России. 1919. 46, 26 февр. С. 4; Пермские ЕВ. 1919. 1. С. 14; Проезжий Н. В. Вести из Чердынского края//Свободная Пермь. 1919. 56, 25 марта. С. 4; Агафонов П. Н. Духовенство Пермской епархии, 1918-1928 гг. Пермь, 1997; Королёв. Исповедники; Дамаскин. Кн. 2. С. 114; Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. Пермь, 2004. С. 80; ЖНИР. Июнь. С. 175-177.

http://pravenc.ru/text/2565740.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010