Довнар-Запольский Митрофан Викторович (1867–1934), историк, этнограф, фольклорист, общественный деятель, магистр (1901), доктор (1905) русской истории. Сотрудник МАМЮ (1895–1899), приват-доцент историко-филологического ф-та М. у. (1899–1901). Приват-доцент (с 1901), профессор (1902–1920) историко-филологического ф-та ун-та Св. Владимира в Киеве, руководитель Студенческого историко-этнографического кружка (с 1903). Профессор ВЖК в Киеве (с 1906). И. о. директора (1907–1916), директор (1916–1917) Киевского коммерческого ин-та. Основатель и первый директор Киевского археологического ин-та (1918–1920). В 1919–1925 преподаватель и профессор высших учебных заведений в Харькове, Баку, Минске. С 1926 – в Москве, сотрудник Московской губернской плановой комиссии при Президиуме Моссовета, профессор Ин-та народного хозяйства, Тимирязевской сельскохозяйственной академии (с 1927), действ. член Ин-та истории РАНИ ОН (1928–1929); Долгов Семен Осипович (1857–1925), археограф, историк литературы, помощник хранителя (1883–1892), затем старший хранитель отделения рукописей и старопечатных славянских книг Московского Публичного и Румянцевского музеев; Долгоруков Владимир Андреевич (1810–1891), князь, военный и государственный деятель, ген. от кавалерии (1867), адъютант военного министра А. И. Чернышева (с 1833), вице-директор Провиантского департамента Военного Мин-ва (1847–1848), ген.-провиантмейстер (1848–1865), член Военного совета (с 1856), член Государственного совета (с 1881), московский ген.-губернатор (1865–1891); Долгоруков Павел Дмитриевич (1866–1927), князь, общественный и политический деятель, камергер, крупный землевладелец, один из основателей партии кадетов, член ее ЦК (в 1906–1909 председатель ЦК), депутат II Государственной думы, председатель пацифистского Об-ва Мира (с 1909). Предводитель дворянства Рузского уезда Московской губ. (1893–1906), гласный Московского губернского земского собрания. Во время Первой мировой войны начальник передового санитарного отряда Союза городов (декабрь 1914–апрель 1915). В конце ноября 1917 арестован, в феврале 1918 освобожден, уехал в Москву, товарищ председателя антисоветской организации «Национальный центр». В октябре 1918 выехал в Киев, с 1920 в эмиграции в Константинополе, затем в Париже. В 1924 и 1926 предпринял две нелегальные поездки на родину, во время последней арестован, расстрелян в числе заложников, в ответ на убийство в Варшаве советского посла П. Л. Войкова. Реабилитирован в 1991. Брат Петра Дмитриевича Долгорукова;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

(Беседа о раскольником-безпоповцем Аркадия, приснопамятного архиепископа Пермского и Верхотурского 182 ). Православный к добросовестному раскольнику. – Ты хочешь быть христианином не по имени только, но и самым делом; ты ищешь спасения души; знаешь, что без таинств Христовых спастись совершенно нельзя, что таинства Христовы строит и преподавать могут только рукоположенные, благословенные иерархи: – так ли? Добросовестный раскольник к православному. Так; но ныне «время не то... видим... не то, не то... Правосл. Ныне время не то! А какое ныне время по-твоему? – скажи, пожалуй. Раскольн. Ныне время не первое, а последнее; ныне не старое время, а новое... Правосл. Докажи, пожалуйста, яснее, какое, по-твоему, ныне время? Я ничего нового не вижу: как текло прежде, так и теперь течёт время; Соломон поумнее нас, и тот сказал: ничтоже ново под солнцем; иже возглаголет и речет: се сие ново есть: уже бысть в вецех бывших прежде нас ( Еккл.1:10 ). Читал ли ты Соломоновы книги, по крайней мере, книгу Екклесиаста, по крайней мере, первую главу сей книги, первые десять стихов сей первой главы? Раскольн. Премудрый Соломон говорит о делах земных, о устроении мира, а у меня с тобой речь о спасении души или, яснее, о Церкви… Видим, ныне церковь не та... Российская Церковь ныне не та... она отступила... изменила... Если бы она та была, то бы с нами согласна была. Правосл. Вот отчего, по-твоему, Российская Церковь ныне не та, – что с вами она не согласна?!.. Раскольн. Если бы Российская Церковь была согласна с нами, то бы она была согласна и с древней Православной Церковью... не та ныне Российская Церковь ! Правосл. Прошу доказать это, ибо, что Российская Церковь не согласна с вами, потому и не та, – не есть доказательство: этим доказательством могут защищать себя и все еретики; Российская Церковь и с ними не согласна; но потому-то она и та, потому-то она Православная истинная Церковь , что ни с какими еретиками в их ересях не согласна, ни с каким обществом заблуждающимся в заблуждениях его не согласна…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лебедев Иван Алексеевич (1846–1916), историк и общественный деятель, магистр русской истории (1878), преподаватель географии и истории в 5-й московской мужской гимназии, зав. городскими уч-щами, член Московской городской управы (1883), товарищ московского городского головы (1898–1905); Левенсон Александр Александрович, владелец «Тов-ва скоропечатни А. А. Левенсон» в Москве; Леденцовы, знакомые М. М. Богословского ; Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 1716)), немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед, основатель и первый президент (с 1700) Бранденбургского научного об-ва (позднее – Берлинская АН); Лейст Эрнест Егорович (1852–1918), геофизик, доктор философии (Лейпциг, 1889), магистр (1897), доктор (1899) физической географии. Профессор (1899–1918), заслуженный профессор (1918), секретарь (1903–1911), основатель кафедры физической географии и метеорологии (1910–1911) физико-математического ф-та, помощник ректора (1911–1917) М.у., инициатор создания при Московском ун-те Физико-географического ин-та с метеорологической обсерваторией (1910). Профессор МВЖК (с 1902), член и организатор Московского метеорологического об-ва (1918); Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924), деятель российского и международного революционного движения. Вождь большевистской партии. Основатель Советского гос-ва. Теоретик марксизма; Ленсдаун Генри (Петти-Фитцморис) (1845–1927), лорд, английский политический деятель, ген.-губернатор Канады (1883–1888), вице-король Индии (1888–1894). Консерватор, лидер консерваторов в кабинете Асквита (1908–1916); Ленский (наст. фамилия Вервициотти) Александр Павлович (1847–1908), актер и режиссер Малого театра, театральный педагог; Леонов Николай Иванович (1894–1971), в 1915 студент историко-филологического ф-та М. у., позже географ, профессор Ферганского ун-та; Леонтович Федор Иванович (1833–1910), историк русского права, магистр (1863), доктор (1868) государственного права. И. д. адъюнкта Ришельевского лицея в Одессе (1861–1863), преподаватель (1860–1861), приват-доцент (1863–1865) ун-та Св. Владимира в Киеве. Доцент (1865–1868), профессор (с 1868), заслуженный профессор (1888), декан юридического ф-та (1878–1881), проректор (1881–1884), ректор (1869–1877) Новороссийского ун-та. Директор Одесского коммерческого уч-ща (1884–1891), зав. кафедрой истории русского права Варшавского ун-та (1892–1902);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

В 1901 возвратился в свой полк, ротмистр (1902), с 1903 в запасе, с 1906 в отставке. Под влиянием Иоанна Кронштадтского в 1907 уехал на Афон, где принял схиму с именем Антоний, с 1910 иеромонах. На Афоне был вовлечен в спор по вопросу о божественности имени Иисус, стоял во главе «имяславцев». В 1913 вынужден был покинуть Афон, указом Синода назначен на жительство в Покровский мон-рь в Москве. В годы Первой мировой войны священник в 16-м передовом отряде Красного Креста, с 1918 в Покровском м-ре без права священнослужений. Вскоре уехал к своей матери в с. Луциковка, где был убит грабителями; Буткевич Маргарита Николаевна, зубной врач; Быковская Э. К, слушательница историко-философского ф-та МВЖК; Бьюкенен Джордж (1854–1924), английский политический деятель и дипломат, посол Англии в России (1910–1918); Вагина М. М., знакомая Богословских; Вагнер Конрад Эдуардович (1862 – после 1930), терапевт, доктор медицины (1888). Профессор ун-та Св. Владимира в Киеве (1897–1913). Профессор (1913–1917), заслуженный профессор (1916) медицинского ф-та М. у., директор терапевтической факультетской клиники Московского женского медицинского ин-та П. Г. Статкевича и А. Б. Изачика. После Октябрьской революции профессор терапевтической клиники Таврического ун-та в Симферополе, с 1920 в эмиграции (в Каире). Директор поликлиники русских врачей (1920–1922), член правления (1922–1927), вице-председатель (1928–1930) Королевского медицинского об-ва; Вальденберг Владимир Евграфович (1871–1940), историк философии и права, византинист, литературовед, переводчик, магистр государственного права (1900). Приват-доцент (1900–1902, 1904–1907, 1918–1919), профессор (1919–1921), зав. архивом (1918–1924), зав. б-кой юридического ф-та Петербургского ун-та. Преподаватель политэкономии, затем директор частных курсов коммерческих знаний (с 1895), преподаватель законоведения (с 1897) и политэкономии (с 1898) Петровского коммерческого уч-ща, Уч-ща правоведения (1906–1909). Преподаватель кафедры законоведения и политэкономии (1901–1917), зав.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

По изъяснению сих отцов, упоминаемая первыми тремя евангелистами жена помазала Господа, хотя и в разное время, и в двух разных домах, но принадлежавших одному и тому же Симону; а упоминаемая евангелистом Иоанном совершила помазание хотя и пред самой Пасхой, и в Вифании, но не за два дня, как та, что у евангелистов Матфея и Марка, а за шесть дней, и не в доме Симона прокаженного, а в доме Лазаря или сестер его. Притом, «прежде всего необходимо заметить, – говорит святитель Иоанн Златоуст , рассуждая о сестре Лазаревой Марии, помазавшей Господа миром, – что эта не блудница, упоминаемая у Матфея, н не та, которая (упоминается) у Луки; нет, – это другая (женщина). Те действительно были блудницы и преисполнены многих пороков; а та была честная и усердная; ибо она заботилась о принятии Христа. 459 В другом месте святитель Златоуст, беседуя о жене, помазавшей Господа в доме Симона прокаженного, говорит: «жена эта по-видимому есть одна и та же у всех евангелистов, но нет. Три евангелиста, мне кажется, говорят об одной и той же, но Иоанн говорит о другой некоей чудной жене, сестре Лазаря. 460 Такое-то мнение о двух женах, помазавших Господа, в толкованиях восточных отцов Церкви представляется как бы золотой серединой между мнениями тех, которые считают, что было три таких жены, и тех, которые у всех евангелистов подразумевают одну и ту же жену. Так и блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, в одном месте пишет: «Некоторые говорят, что было три жены, помававшие Господа миром, и о которых упомянули все четыре евангелиста. А другие полагают, что их было две: одна, упоминаемая у Иоанна, то есть, Мария, сестра Лазарева: другая та, которая упоминается у Матфея: она одна и та же с упоминаемой у Луки и Марка. 461 А в другом месте: «о мире упоминают все четыре евангелиста, И думают некоторые, что (у всех их разумеется) одна и та же жена. Но несправедливо: это две разные жены, из коих одна упоминается у Иоанна ( Ин. 12:3 ), она же и сестра Лазаря, другая – у трех прочих (евангелистов) “.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

в социуме, как части мира, и исцелить эти раны возможно лишь Тому, Чьими ранами мы исцелились (Ис. 53:4-5). Духовная основа милосердия. Важно, чтобы духовники, окормляющие церковные социальные проекты, неустанно напоминали сотрудникам, а через них свидетельствовали всем обращающимся за помощью людям, что главный смысл церковной социальной деятельности — не в количестве нуждающихся людей, которым будет оказана помощь, а в том, чтобы стяжать в сердце и явить любовь к нуждающимся, предполагающую умение видеть в каждом неповторимую личность, образ Божий. Основой нашей работы должна быть совместная молитва, жизнь в Таинствах Церкви, смиренное принятие трудностей служения, надежда на помощь Божию, трезвенное отношение к социальным проблемам и стремление, по слову апостола Павла, понести тяготы друг друга (Гал. 6:2). Москва, 25 сентября 2013 года Диакония.ru / Патриархия.ru за темою В Ростовской епархии передали помощь в ПВР 180 беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 апреля 2024 года) [Стаття] Волонтеры Ейской и Московской епархий собрали помощь для жителей зоны конфликта и переселенцев. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 апреля 2024 года) [Стаття] Служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь в Каховку. Информационная сводка о помощи беженцам (от 3 апреля 2024 года) [Стаття] В Луганську передали з зведення про допомогу 2 2024 року) [Стаття] У " Фавор " » пройде онлайн-навчання з допомоги залежним та близьким На читаннях пройшла з допомоги наркозалежним Учасники читань обговорили церковну допомогу залежним людям питання допомоги наркозалежним обговорили на XI Загальноцерковному з " В Ростовской епархии передали помощь в ПВР 180 беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 апреля 2024 года) [Стаття] Волонтеры Ейской и Московской епархий собрали помощь для жителей зоны конфликта и переселенцев. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 апреля 2024 года) [Стаття] Служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь в Каховку. Информационная сводка о помощи беженцам (от 3 апреля 2024 года) [Стаття] В Луганську передали з зведення про допомогу 2 2024 року) [Стаття] з ключовими словами – проблема та – синодальний та   документи Наказ XXV руського народного собору «Сьогодення та Руського документ XXXII читань «Православ " я та культура: втрати здобутки минулого, образ майбутнього» документ XI Загальноцерковного з " документ XXXI читань виклики та духовний людини» Соборное слово XXIV Всемирного русского народного собора документ XXX читань «До дня народження Петра I: секулярний мир та Программа IX Международного фестиваля «Вера и слово» (18-22 октября 2021) Звернення Церкви до документ X Загальноцерковного з " документ XXIX читань «Олександр Невський: пам " ять народу»   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3268062...

Значит, в силу рисунка, который есть на доске, и она также получает имя образа. Но в той высшей Троице, несравнимо превосходящей все сущее, нераздельность столь велика, что тогда, как троицу людей невозможно назвать одним человеком, Та Троица как является, так и считается единым Богом, и Та Троица не в едином Боге, но Сам единый Бог. И опять же не так Она есть Троица, как тот образ, которым является человек, имеющий эти три определения, есть одно лицо, но так, что Она есть три Лица: «Отец Сына, Сын Отца и Дух Отца и Сына. Ибо, хотя память человека и в особенности та» (ее часть), которой не имеют животные, т.е. та, посредством каковой содержится умопостигаемое, не входившее в нее через телесные ощущения, имеет в силу своей меры в том образе Троицы хоть какое-то подобие Отцу (которое, правда, несравненно неравно Ему), хотя точно также понимание человека, которое через устремленность мысли воображается из памяти, когда то, что знается, говорится, и возникает слово сердца, не принадлежащее ни одному языку, обнаруживает в своем великом неравенстве некоторое подобие Сыну, (наконец), хотя любовь человека, исходящая от знания и соединяющая память и понимание (словно нечто общее меж родителем и дитем, посредством чего понимается, что она не есть ни родитель, ни дитя), имеет в том образе некоторое, хотя и неравное, подобие святому Духу; все же тогда, как (в человеке) эти три определения не суть один человек, но принадлежат одному человеку, в Самой высшей Троице, образом Которой является тот, эти три определения как принадлежат одному Богу, так и суть единый Бог, и Они суть три Лица, а не одно. Тем более удивительным образом невыразимо, или невыразимым образом удивительно то, что хотя тот образ Троицы есть одно лицо, а Сама высшая Троица — три Лица, все же Та Троица Трех Лиц есть нечто более неразделимое, нежели та, что составляет одно лицо. Ибо Та Троица в природе Божественности, или лучше сказать, Божества есть то же, что и Оно, внутри Себя всегда неизменным образом равна Себе; и такого, чтоб иногда Она не была или была бы иной, не было и не будет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Школа языков и цивилизаций Др. Востока (École des langues et civilisations de l " Orient Ancien) была создана на теологическом фак-те в 1992 г. вместо существовавшей с 1914 г. Школы древних восточных языков. Школа имеет право присваивать степени бакалавра и лиценциата по специальности «философия и история Древнего Востока». В наст. время в школе ведется углубленное изучение древних и восточных языков и культур по секциям «Библейский мир» (евр., греч., лат. и арам. языки), «Христианский Восток» (араб., арм., копт. и сир. языки, а также греч. язык времени патристики) и «Древний Ближний Восток» (угаритский, аккад. и древнеегип. языки и культуры). В 2012 г. введено изучение древнеслав. языка. Среди получивших докторскую степень в Теологикуме - мн. католич. иерархи, богословы и историки, в т. ч. кард. Альфред Бодрийар, кард. Жан Мари Вийо , кард. Ж. Даниелу, Венский архиеп. кард. Кристоф фон Шёнборн , член Французской академии Клод Дажен, еп. Ангулема, и др. Докторантура Теологикума имеет договорные отношения на проведение совместных исследований с нек-рыми высшими учебными заведениями, в т. ч. с докторантурой «Древний и средневековый мир» при Сорбонне (ун-т Napuж-IV), с фак-тами богословских и религиозных знаний Ун-та Лаваля в Квебеке (Канада) и Монреальского ун-та (Канада), с теологическими фак-тами Лёвенского католического ун-та (Бельгия), ун-тов Тулузы и Яунде (Камерун), с Православным богословским ин-том прп. Сергия Радонежского в Париже. В Теологикуме выпускаются научные журналы, в т. ч. ежеквартально - «Recherches de science religieuse» (Религиеведческие исследования), «Revue des sciences philosophiques et theologiques» (Журнал богословских и философских исследований), «La Maison-Dieu» (Дом Божий), и серии книг; периодическая сер. «Theologia» (Теология) и др. В 1895 г. в связи с ликвидацией фак-та канонического права Сорбонны (Faculté de decret; лат. Consultissima decretorum) по распоряжению папы Льва XIII на базе юридического фак-та Парижского католического ун-та был создан фак-т канонического права. В знак преемства он сохранил лат. название «Consultissima iuris canonici». Дипломы фак-та канонического права признаются Папским престолом и Французским гос-вом. 1-й этап обучения рассчитан на 1 год. Диплом гос. образца, который выдается по окончании 2-го этапа обучения, рассчитанного на 3 года, позволяет поступить в докторантуру К. и. по специальности «каноническое право». Фак-т участвует в издании ежегодника «L " année canonique» (Канонический год).

http://pravenc.ru/text/1683913.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Александров Александр Иванович; 16.04.1861, с. Байтеряково Лаишевского у. Казанской губ.- 23.06.1918, Петроград), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии. Сын протоиерея кладбищенской церкви в Казани, в 1879 г. окончил 1-ю казанскую гимназию, в 1883 г.- историко-филологический фак-т Казанского ун-та со степенью канд. историко-филологических наук, защитив дис. «Детская речь». В дек. 1883 г. утвержден профессорским стипендиатом по кафедре сравнительного языковедения и санскрита. В февр. 1884 г. командирован на полтора года в Дерптский ун-т для чтения курса лекций на кафедре сравнительного языковедения. Защитив дис. «Sprachliches aus dem Nationaldichter Litauens Donalitius. Zur Semasiologie», 30 мая 1886 г. получил степень магистра сравнительного языковедения. С 10 сент. 1886 г. приват-доцент Харьковского ун-та. 22 сент. 1888 г. за дис. «Litauische Studien Nominalzusammungen», представленную в Дерптский ун-т, удостоен степени д-ра слав. филологии. С 10 окт. 1888 г. экстраординарный профессор Казанского ун-та по кафедре сравнительного языковедения и санскрита, с 15 февр. 1889 по 31 янв. 1896 г. экстраординарный профессор по кафедре слав. филологии, с 1 февр. 1896 г. ординарный профессор, с 30 мая 1911 г. заслуженный ординарный профессор. В 1897-1905 гг. секретарь историко-филологического фак-та. В 1905 и 1909 гг. избирался деканом историко-филологического фак-та ун-та. С 14 марта 1903 по март 1908 г. редактор «Ученых записок Казанского университета», с 1906 г. председатель Гос. историко-филологической испытательной комиссии. Анастасий (Александров), еп. Ямбургский Анастасий (Александров), еп. Ямбургский По благословению архиеп. Казанского Владимира (Петрова) А. И. Александров организовал муж. воскресную школу и руководил ею в 1896-1905 гг. В школе, существовавшей фактически на его средства, обучалось неск. сот чел., в основном рабочие заводов, занятия вели студенты КазДА.

http://pravenc.ru/text/114834.html

Кроме этого, отметил отец Николай, Русская Церковь будет участвовать в восстановлении святынь, их поддержке и в обеспечении будущего православного присутствия на этой древней земле, которая составляет собой сердце Сербии — исконную Сербию. Засвидетельствовав, что отношения Русской Церкви со Святой Горой Афон также переживают времена интенсивного развития, протоиерей Николай Балашов сказал: «Отец Мефодий впервые посещает Святую Русь, и мы ему очень рады. За последний месяц это уже третий игумен афонской обители, который приезжает в Москву. Мы рады видеть наших братьев со Святой горы; Афон — это особо притягательное место для православных христиан всего мира. Для нас является очень значительным фактом то, что сербский монастырь Хиландар на протяжении многих веков остается одной из важнейших святынь сербского народа и, находясь на Святой горе под духовной юрисдикцией Святейшего Патриарха Константинопольского, вместе с тем сохраняет теснейшие отношения с Церковью Сербской. Именно в том виде, в каком существует Святая гора много веков — как многонациональная монашеская республика, — она должна сохраняться и впредь. И мы готовы поддерживать многонациональный, многоликий характер афонского монашества, который является сокровищницей Вселенского Православия». Со своей стороны дипломатический представитель Сербии в Российской Федерации Елица Курьяк приветствовала инициативу по сбору средств на восстановление Хиландарской обители, в которой приняли участие представители сербской общины в Москве, и выразила надежду, что данная акция получит продолжение. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru за темою Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Звернення Кирила з нагоди початку НАТО проти : та звернення] Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи голови церковних зв " послом Венесуели в Голова ВЗЦЗ з послом в Митрополит Волоколамський взяв участь у Ради Голова ВЗЦЗ з послом Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Сербська Церква – – посли держав –   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1824773...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010