Смирнов Иоанн Михайлович (1879–1937), магистр богословия (1918). И. д. доцента (с 1912), доцент (с 1916), профессор (с 1918) МДА. Священник в г. Бутурлиновка Воронежской губ. (1919–1923), позже подвергался репрессиям, в 1937 расстрелян; Смирнов Сергей Иванович (1870–1916), историк церкви, магистр богословия (1906), доктор (1914) церковной истории. И. д. доцента (1896–1906), доцент (1906), профессор (1906–1916), лектор французского языка (1906–1907), член правления (1916) МДА. Приват-доцент историко-филологического ф-та М.у. (1907–1916), преподаватель Высших историко-филологических курсов В. А. Полторацкой (1912–1916); Смирнова (урожд. Молоденская) Вера Михайловна, жена С. И. Смирнова ; Смольянинов Владимир Николаевич (1861–1917), историк, генеалог. Инспектор Московского учебного округа (1905–1909), чиновник особых поручений при Финляндском ген.-губернаторе (1910–1913), попечитель Одесского (1913) и Петербургского (1914) учебных округов; Снегирев Владимир Федорович (1847–1916), врач, гинеколог, доктор медицины (1873). Профессор (с 1884), заслуженный профессор (1899) медицинского ф-та, почетный член М. у., директор Гинекологической клиники М. у. Директор Гинекологического Ин-та для врачей им. Шелапутиной; Соболевский Алексей Иванович (1856–1929), филолог-славист, диалектолог, палеограф, этнограф, магистр (1882), доктор (1884) русского языка и словесности, член-корр. (1893), академик (1900) Петербургской АН, почетный член МДА (1914). Приват-доцент (1882–1884), профессор (1884–1888) историко-филологического ф-та ун-та Св. Владимира в Киеве, профессор (1889–1908), заслуженный профессор (1907) историко-филологического ф-та Петербургского ун-та. Профессор Петербургского (1892–1902) и Московского археологических ин-тов, член Попечительского совета последнего, член Государственного совета. Профессор 1-го МГУ (с 1919), преподаватель на Архивных курсах при Московском областном упр-нии архивного дела (в 1920-е). Председатель Орфографической комиссии при Петербургской АН (1904), Петербургского Славянского благотворительного об-ва (1914–1920), Комиссии ОРЯС АН СССР по подготовке Словаря древнерусского языка (с 1925). Несколько раз подвергался арестам (1918, 1929). Брат С.И. Соболевского;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

С 90-х гг. XX в. в К. действует приход прп. Ефрема Сирина Сурожской епархии РПЦ, имеются приходы К-польской и Румынской Православных Церквей. Университет Сохранились свидетельства, что в XII в. в К. и окрестностях действовали школы грамматики, однако город в это время не был сколько-нибудь значительным центром учености и образования. В XIX - нач. XX в. исследователи пытались связать возникновение ун-та в К. с приоратом августинцев в Барнуэлле или расположенными неподалеку крупным бенедиктинским аббатством Кроуленд и кафедральным приоратом Или. В наст. время появление ун-та в К. рассматривается историками в связи с событиями нач. XIII в. вокруг Оксфордского ун-та. В 1208-1209 гг. из-за интердикта , наложенного на Англию папой Римским Иннокентием III (1198-1216), и отлучения от Церкви англ. кор. Иоанна Безземельного мн. преподаватели и студенты стали покидать Оксфорд. Ситуацию усугубил острый конфликт с горожанами (дек. 1209): 2 студента были повешены по обвинению в убийстве. После этого все учебные заведения в Оксфорде были закрыты, большинство преподавателей отправилось в Париж, часть обосновалась в Рединге, а нек-рые (среди них был Джон Грим, магистр школ в Оксфорде в 1201 и, вероятно, уроженец К.) переехали в К. В 1214 г. конфликт в Оксфорде был урегулирован, учебная жизнь там начала восстанавливаться, но часть преподавателей, по-видимому, предпочла остаться в К. Возможно, возникновению ун-та в К. содействовал Эсташ (Юстас), еп. Или (1197-1215). К 1225 г. относится 1-е упоминание о канцлере ун-та, полномочия к-рому делегировал епископ Или. Это означало признание ун-та как самостоятельной корпорации, вне юрисдикции архидиакона или сельского декана. В 1231 г. англ. кор. Генрих III издал ряд документов о финансовых и судебных правах и привилегиях ун-тов в Оксфорде и К. В июне 1233 г. папа Римский Григорий IX индультом подтвердил статус и правовые привилегии (ius non trahi extra) Кембриджского ун-та. В сер. XIII в. был составлен 1-й сборник университетских статутов (вероятно, неофициальный).

http://pravenc.ru/text/1684165.html

Николая и Ариа к Киеву, в следующем рассказе, записанном И.И. Манжурой в селе Алексеевке, Александровского уезда, екатеринославской губернии: «Вызывала печерська Божа Мати Миколая угодника та Ариа свого собору у Кыиви святити. Хто, каже, швидче прибуде, той и посвятить. От Миколай угодник зибравсь та й поихав; в дорози став кони годувать, аж ось и Арий бижить и соби став на тому постояльному. Миколай вже своих выгодував и каже запрягать, a Арий баче, що Миколай рушати збирается, та велив своим слугам позрубувати у Миколаевых коней головы. Ти пошли, та так и зробили. От Миколаеви слуги вертаются, та й кажуть, що щось поодрубовало головы коням. Пидить, каже, поприставляйте. Коли приставили, аж так и е, тильки билому коневи з вороного приставили, а вороному з билого, запрягли та и поихали. Арий и байдуже, все кормив, а дали й соби подавсь. Прибига, аж Миколай уже и святе церкву. Арий до слуг: та мы, кажуть, позрубували. Подививсь той на кони, бачить, у вороного коня била голова, а у билого ворона. Тоди Арий и став вже Миколая за старшого почитать» (из рукоп. Сборника г. Манжуры). Кроме Киева, есть на юге России еще одно место, с которым связываются народные рассказы о св. Николай, – это Святогорский монастырь (изюмского уезда, харьковской губернии), с чудотворным образом святителя, найденным в древности на столбе, на том месте, где ныне храм во имя св. Иоанна Предтечи, называвшийся раньше по имени св. Николая. Обь этом-то храме ходит в народе любопытный рассказ, что он вышел из воды, что три раза показывался под селом Богородичным (в 3-х верстах от Святых Гор) и все переходил с места на место, пока не стал в Святых Горах, что перед страшным судом он снова войдет в воду вместе с людьми, которые на ту пору будут в нем и что тогда, как земля и все на ней сгорит, не сгорит один этот храм с оставшимися в нем людьми (из рукописи. Сборника И.И. Манжуры). По другому рассказу (Основа, 1862 г., т. VI, стр. 44) чудотворец Николай, что в Святых Горах, нередко берет дитя у женщины, пришедшей на богомолье и носить его по-над Донцем и по-над лугом, а потом снова положит на руки той женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

560 . Полный месяцеслов Востока. – 2-е изд., испр., доп. – Владимир, 1901. – Т 1: Восточная агиология архиепископа Сергия с обзором по агиологии и источников. – XXII, 732, IV с. 561 . Поляковская М. А. Освещение фессалоникского восстания 1345 г. в памятниках риторической литературы//ВВ. – 1987. – Т 48. – С. 73–83 [Пер.: Димитрий Кидонис. Монодия на павших в Фессалонике]. 562 . Помяловский И. Житие Григория Синаита //Записки историко-филологического ф-та СПб ун-та. – 1894. 563 . Помяловский И. В. Житие иже во святых отца нашего Феодора, архиепископа Едесского//Записки историко-филологического ф-та СПб. ун-та. – 1892. – Ч. 29. – 147 с. 564 . Помяловский И. В. Житие Кириака Отшельника. – СПб.: Изд-во имп. АН, [Б. г.]. – 15 с. 565 . Помяловский И. В. Житие преп. Афанасия Афонского //Записки историко-филологического ф-та СПб. ун-та. – 1895. – С. 1–112. 566 . Помяловский И. В. Житие преп. Паисия Великого и Тимофея патриарха Александрийского повествование о Чудесах св. муч. Мины//Записки СПб. Ун-та. Истор.-филол. ф-т. – 1900. – Ч. 56. – С. 1–89. 567 . Пономарев А. Собеседования св. Григория Великого о загробной жизни в их церковном и историческом значении. – СПб., 1886. – 223 с. 568 . Попов К. Д. Блаженный Диадох (V в.), епископ Древнего Эпира и его творения. – К., 1903. – Т 1. – XXXIV, 620 с. 569 . Порфирий (Успенский) . Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского, и рассуждения о них архимандрита Порфирия Успенского . – СПб., 1864. – 120 с. 570 . Послание блаженного Макария к монахам//Историческая хрестоматия. Отрывки из источников художественных произведений. Средняя история/Сост. В. В. Нейкирх, Я. С. Кушинский. – Пб.; К., 1912. – С. 26–27. 571 . Поучения Сильвана (Наг Хаммади VII, 4)/Введ., пер., прим. А. Л. Хосроева//Кавказ и Византия. – Ереван, 1987. – Вып. 5. – С. 115–144. 572 . Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. – СПб., 1911. – Т. 1 (репринт 1994). 573 . Правила святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отцов с толкованиями. Изд. 4-е. – М., 1912–1913. – Вып. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергиевский Георгий (Юрий) Владимирович (1886–?), историк, архивист. Преподаватель в московских гимназиях: 1-й мужской и женской классической С.Н. Фишер, приват-доцент, профессор, декан (январь–май 1919) историко-филологического ф-та М. у. Смотритель зданий III отделения I секции МГАМИД, зав. хозяйственным отделом, член коллегии Главархива (1919–1920). В 1920 подвергался аресту. Со 2-й пол. 1920-х ученый секретарь Музея изящных искусств (с 1937–ГМИИ им. А.С. Пушкина), председатель Комиссии полевых исследований, член Комиссии по истории быта Московской секции РАИМК; Сергиевский Максим Владимирович (1892–1946), филолог, доктор филологических наук (1936), член-корр. АН СССР (1946), заслуженный деятель науки РСФСР (1945). Выпускник (1915), затем магистрант историко-филологического ф-та М.у., сотрудник (1919–1925), профессор, зав. кафедрой романо-германского языкознания, зам. декана этнологического ф-та (с 1925), зам. ректора по учебной части (1930–1931) 1-го МГУ, зав. кафедрой древней истории исторического ф-та МГПИ, зав. кафедрой романо-германского языковедения и декан ф-та литературы, искусства и языка МИФЛИ. Член специального К-та по транскрибированию иностранных имен и названий для издания географических карт, атласов и словарей, член Société de linguistique romane (Франция, 1925), Gypsy Lore Society (Англия, 1931); Сергий (в миру Степан Алексеевич Петров) (1864–1935), епископ (с 1899). Выпускник историко-филологического ф-та М. у. (1890), в 1892 пострижен в монашество. Епископ Бийский (1899–1901), Омский и Семипалатинский (1901–1903), Ковенский (1903–1907), Новомиргородский (1907–1913), Сухумский (с 1913), с 1920 временно управлял Новороссийской епархией, затем в эмиграции; Сергий (в миру Георгий Алексеевич Тихомиров) (1871–1945), епископ (с 1905). Ректор Петербургской духовной семинарии (с 1899), ректор Петербургской ДА (с 1905), с ноября того же года епископ Ямбургский, викарий С.-Петербургской епархии. Епископ Киотский и помощник начальника Русской духовной миссии в Японии (с 1908), епископ Японский и Токийский, начальник Русской духовной миссии в Японии (с 1912). Архиепископ (1921), митрополит (1931). 4.09.1940 был вынужден уйти на покой, передав временное упр-ние делами церкви мирянину Арсению Ивасава, пользовавшемуся доверием военных кругов Японии. Выселен из резиденции при токийском соборе, жил в пригороде Токио, где продолжал совершать службы для русских и японских верующих. В мае 1945 арестован по подозрению в шпионаже в пользу СССР, вскоре отпущен, но заболел и скончался;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Вендли. А. Карам создала в рамках организации «Религии за мир» первую глобальную сеть женских межрелигиозных организаций, а также координировала работу ООН по взаимодействию с религиозными общинами.  Представители региональных отделений искренне и тепло благодарили доктора В. Вендли за многолетнюю работу на посту генерального секретаря «Религий за мир», Азза Карам подчеркнула, что будет сохранять и развивать оставленное им наследие. Она заявила об особой важности для «Религий за мир» принципов уважения религиозной свободы, а также милосердия, сострадания и любви как основы для межрелигиозного сотрудничества. По окончании церемонии под руководством д-ра Аззы Карам состоялось заседание высшего руководящего органа организации «Религии за мир» — «Мирового совета». На нем был представлен обновленный состав Исполнительного комитета ВКРМ, в состав которого входят четыре модератора — от христианства, буддизма, ислама и индуизма. В заседании принял участие священник Димитрий Сафонов. 25 августа священник Димитрий Сафонов принял участие в служении Божественной литургии, которая была совершена управляющим Берлинско-Германской епархией архиепископом Подольским Тихоном в храме Воздвижения Креста Господня при южной резиденции правящего архиерея в Мюнхене. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru , , грецька за темою У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в голови мусульман Кавказу у зв " язку з терактом у Красногорську та звернення] Верховного Католикоса II у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] перше у 2024 з Ради з об " при з питань та Ради при РФ з об " Заява ради [Документи] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на юбилейном заседании Межрелигиозного совета России : та звернення] В пройшов круглий Церкви як миру: внесок у У зростання на християн у африканських Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5490365...

Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь. К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Крумица. Среди святынь обители — частица Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Силуана Афонского, частицы мощей святого пророка Иоанна Предтечи, праведного Иосифа Обручника, апостола Фомы, великомученика Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки, святителя Иоанна Златоуста. В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 печатных книг. В 2011 году тогдашний Президент России Д.А.Медведев инициировал создание Попечительского совета Свято-Пантелеимонова монастыря и предложил основать международный фонд по поддержке обители. В состав Попечительского совета вошли представители российской власти и Церкви. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru за темою Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] монастиря м. Санкт-Петербурга з возведення в сан : та звернення] Насельники центри Голова Синодального з чернецтва очолив храму великомученика Микити на московському " Руського на монастиря Патриаршее поздравление по случаю престольного праздника Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря : та звернення] з нагоди престольного свята Руського на монастиря : та звернення] Видано переклад книги «Права Церков Церкви» афонського монастиря Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи : та звернення] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи : та звернення] у Реутова. (Корчукова) на Туранського Слово Кирила при жезла Преосвященному (Корчукову), Туранському, : та звернення] " ю митрополита Волоколамського телеканалу 24» [Ihmepb " ю] У заключний проекту Церкви, присвяченого руського чернецтва на У Православною Церквою проведено низку присвячених руського чернецтва на У Брянську виставка-форум Слова», Видавничою Радою Церкви з ключовими словами життя – Афон – – руського чернецтва на   ihmepb " ю Бацький По-справжньому страшне мовчання постхристиянського Заходу про на Православну Церкву Володимир Диваков: В нам говорили, що з Церквою скоро буде Митрополит Будапештський Домагання Константинополя зростають В.Р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4538049...

10 апр. 1755 г. 1-й директор ун-та А. М. Аргамаков обратился в Святейший Синод с просьбой перевести неск. семинаристов на обучение в ун-т для пополнения количества учащихся. 3 мая Синод постановил: «Для надлежащего в оный университет определения отослать из Московской Академии из обучающихся ныне в риторике и философии студентов жития и состояния доброго, и к наукам понятных и способных шесть, да из семинарий, из таковых же в риторике и философии обучающихся и такого же жития и состояния доброго и понятных и способных... из Новгородской - трех, из Псковской и из Крутицкой по два, из Белгородской - двух, из Нижегородской - двух, из Смоленской - двух, из Вологодской - трех, из Тверской - двух, из Свято-Троицкой Сергиевой лавры - шесть» (ЦГИАМ. Ф. 796. Оп. 24. Д. 150. Л. 9). К авг. 1755 г. собралось ок. 30 студентов (Док-ты. 1960-1963. Т. 2. С. 306); в числе первых, направленных в Московский ун-т, были С. Г. Зыбелин (впосл. профессор медицины Московского ун-та), П. Д. Вениаминов (впосл. профессор медицины, химии и ботаники), Д. С. Аничков (впосл. профессор философии и логики). Среди первых преподавателей ун-та было 3 ученика и последователя Ломоносова: магистры Н. Н. Поповский (философия), А. А. Барсов (математика), Ф. Я. Яремский (рус. и лат. языки). Офиц. церемония открытия ун-та состоялась 26 апр. 1755 г., в память о короновании 25 апр. 1742 г. имп. Елизаветы Петровны. Торжества начались с богослужения в соборе Казанской иконы Божией Матери, продолжались в специально украшенном зале, где магистры произнесли подобающие случаю речи. В марте 1756 г. было принято решение об учреждении университетской типографии, к-рой была передана часть оборудования Синодальной типографии. При новом изд-ве была устроена книжная лавка. Издательская деятельность и продажа книг осуществлялись в здании у Воскресенских ворот. Во главе ун-та стояли 2 куратора, одним из к-рых был Шувалов, занимавший эту должность до кончины в 1797 г. Важное значение в деятельности ун-та имели кураторы (с 1803 попечители ун-та) Л. Л. Блюментрост, Ф. П. Веселовский, В. Е. Адодуров, И. И. Мелиссино , М. М. Херасков, Ф. Н. Голицын, П. И. Голенищев-Кутузов, М. И. Коваленский, М. Н. Муравьёв, А. К. Разумовский.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

И.А. Бунин. Миссия русской эмиграции . Новомученики и исповедники Санкт-Петербургской епархии . Александр Мазырин, свящ. Ленинские, сталинские и хрущевские гонения на Церковь . Церковный ответ на гонения. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , председателя Синодальной комиссии по канонизации святых . Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, о внешней церковной деятельности. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений. ¹ Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской 17 ноября 2015 года. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи наукова «Царське Санкт-Петербурзькою Интервью митрополита Волоколамского Илариона японскому информационному агентству «Киодо Цусин» [Ihmepb " ю] у присвячено круглий фотовиставку Интервью митрополита Волоколамского Илариона «Российской газете» в преддверии Архиерейского Собора [Ihmepb " ю] закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] Голова ВЗЦЗ з представником Церкви з ключовими словами – 1917-2017: Уроки –   Московського та Константинопольського у — на початку 1970-х за церковних зв " Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности» «Верный свидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей Виступ митрополита Волоколамського на у наративи та секулярна Чи православним «наздоганяти» Другий Ватикан Молитвами перших преподобних: чернечих Церкви До питання про благословення «одностатевих у Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!» Виступ митрополита Волоколамського на багатоголосся та богословських призму кризи у   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4878410...

Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Казахстан в Российской Федерации И.Н. Тасмагамбетов приветствовал Святейшего Патриарха и вручил Его Святейшеству государственную награду Республики Казахстан — орден Дружбы («Достык») I степени. Вручая награду, И.Н. Тасмагамбетов огласил указ Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, согласно которому высокая награда вручается «за плодотворную работу по развитию казахстанско-российских отношений, заслуги в укреплении мира, дружбы и сотрудничества между народами Казахстана и России». «В Казахстане наряду с исламом Православие как одна из ведущих конфессий занимает особое место в общественной жизни, сказал И.Н. Тасмагамбетов.  Русская Православная Церковь в нашем государстве ведет очень важную созидательную деятельность, весома ее роль в утверждении духовных ценностей, воспитании любви и уважения к Родине, в укреплении межнационального согласия». «Ваши Патриаршие визиты в Казахстан стали очень важными духовными событиями не только для православной паствы, но и для всей общественности страны. Говоря о духовных событиях, не могу не отметить то, что благодаря вашим добрым инициативам и Первосвятительским трудам состоялось событие, позволившее десяткам тысяч православных христиан приложиться к святым мощам Николая Чудотворца. В этом мы видим продолжение и приумножение добрых традиций Русской Православной Церкви»,  заявил посол. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбоми в день пам " святих Кирила в Христа Спасителя в У день пам " святих й Кирила Кирил звершив в Христа Спасителя в за темою Зеленоградський Сава нагороджений медаллю оборони «За та розширене групи Церкви та МЗС з питань екзархату та МНС пройшов у Державних нагород Предстоятель Церкви Сходу та ряд Церкви Кирил концерт на присвячений Дню слов " та культури Кирил концерт на присвячений Дню слов " й культури Концерт на присвячений Дню слов " та культури У Христа Спасителя прийом з нагоди Дня слов " й культури та Предстоятеля Церкви Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4904372...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010