Георгий Сириец – логофет геникона 121 Герман – византийский полководец 76–78 Германарих – король остготов (I в.) 72 Геродот – греческий историк (V в. до н. э.) 9, 42, 68, 87, 88, 93, 208, 213, 257 Гиаци – архонт пачинакитов (печенегов) 170 Гильельм (Вильгельм) – король Сицилии (1154–1189) 263, 264 Гифард – военачальник, возглавивший скифский отряд 259 Гияс ад-Дин Кай-Хосров II – см. Ятатин Гоар – аланский вождь в 410–412 гг. 60 Гогенштауфены – см Штауфены Годила – византийский полководец 110 Голубовский П. В. 255 Гонорий – римский император (395–423) 58–61, 63, 109 Горда – царь крымских гуннов 110 Грациан – римский император (375–383) 61 Грациан – консул 39 Греку В. 148 Григорий – священник 146 Григорий Назианзин – святитель, отец и учитель Церкви, архиепископ Константинопольский (IV в.) 36,141 Григорий Просветитель – архиепископ Великой Армении 80 Грот К. Я. 270, 271 Гудуин – ипостратиг 105 Гундикарий (Гунтиарий) – король бургундов (436–423) 60 Гюзелев В. 152 Гюрята Семкович – киевский посол 266 Далмаций – трибун 110 Даниил – евнух 48 Данишмендийя – см. Шаме ад-Дин Тавташ Дардан – префект претория Галлии 61 Дексипп – византийский историк 19, 27 Деций – римский император (249–251) 19 Димитрий Солунский – святой, великомученик 304 Диоклетиан – римский император (284–305) 107 Дионис – древнегреческий бог 33 Дир – легендарный киевский князь (864–882) 159 Дитен Й., ван 267 Донат – предводитель одного из гуннских племен 61 Дувий – гот, приближенный Атаульфа 62 Евгений – узурпатор 61 Евдокия Макремволитисса – византийская императрица (1021–1096) 245 Евдоксия – византийская императрица, супруга императора Аркадия 26 Евнапий Сардский – византийский историк (ум. ок. 420) 26–28, 32, 36, 139 Евномий – еретик, приверженец радикального направления арианства (IV в.) 21 Евплутий – магистриан 63 Евпсихий Тианский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Еврипид – греческий трагик (480–406 до н. э.) 275, 282 Евсевий Кесарийский – первый историк Церкви (260-е–339) 13–16, 18, 20, 23, 36

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996. С.33–40.  Жильсон Э. Избранное: Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999.   Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   Зяблицев Георгий. Богословие святого Дионисия Ареопагита и античная философия//Журнал Московской патриархии.  – 1991. – 4. Иванников С. Следуя за святым Дионисием Ареопагитом: Новоевропейский рационализм и апофатический метод понимания//Покров. – М., 1999. – Вып. 4. Иванов В. Христианская символика в богословии " Корпуса Ареопагитикум " . – Загорск, 1975. Иванов В.Г. История этики средних веков. – Л.: ЛГУ, 1984. Иванов С. Мистика Ареопагитик//Вера и разум. – 1914. – 6, 7. Иларион (Алфеев). Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. – СПб.: Алетейя, 2002. – С. 118 – 134. Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). С.263–276. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.286–296. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.53–57. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. – СПб.: Византинороссика, 1997. С.257–260, 276–278. Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном предании. – М.: Издательство Свято–Тихоновского Богословского института, 2000. – Гл. 5.  История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962. История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века/Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .   Йонайтис О.Б. " Слово " в концепции Дионисия Ареопагита//Византийское богословие и традиции религиозно–философской мысли в России. – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).

http://bogoslov.ru/person/2714657

Еще «благоволите обратить внимание на всестарообрядческое всеподданнейшее письмо... Вот отзыв о государственном правительстве: «К сожалению самодержавие вот уже 200 лет до днесь не уяснило себе своих обязанностей к народу». Вот еще о духовном начальстве: «Архипастырство разрывало священнейшие отношения, связующие государей с их подданными». – Такими красотами, – заключает Святитель, – исполнено сочинение революционера, написанное от имени раскольников. Посему паки прошу внимания к единоверцам» (19–2:260–261). Просьбу свою о единоверцах Святитель выражает настоятельно. «Угодно Вам знать, что думаю я по вопросу о развитии единоверия... Скажу вкратце. Единоверие не есть начало. Начало есть Православие; а единоверие – отрасль, или движение сего начала к стороне раскола, для приближения отчужденных к единству Церкви и иерархии. При сем оказано всевозможное снисхождение; и продолжить сие движение далее значило бы погружать Церковь в раскол. Прибавить к единоверческим священникам единоверческого епископа в настоящее время было бы бесполезно или даже вредно» (14:257). Устами благонамеренных раскольников он говорит, что после Высочайшего благоволения к единоверцам «им не останется ничего более желать, как присоединиться к нему, бросив безобразных лжеепископов австрийских и русских» (19–2:267). Но принимать в единоверческое общество требуется после тщательного испытания. – «Отец Аркадий, просящий присоединиться к единоверческой церкви, возбуждает недоумение то, что он имел прежде слишком своеобразное мудрование. Спросите инока Пафнутия, почитает ли он Аркадия благонадежным. Будет ли он признавать, что обряды общеправославной Церкви древнее и совершеннее тех, которые опираются на Стоглавом соборе, и не будет ли ставить единоверческую церковь выше общеправославной. Прошу брата Пафнутия откровенно сказать, что знает и что думает» (13:76). Так же о приеме иного: призовите его «и побеседуйте с ним, чтобы видеть по чистым ли и разумным побуждениям оставляет неправый путь, и показать ему правый, и утвердить его на сем. Вообще не оставляйте Вашим вниманием сих новых единоверцев, дабы они знали, что истинное Православие приемлет их объятиями сердца. – Иноку Пафнутию, думаю, было бы не трудно и было бы не бесполезно, если бы он кратко записывал, кто из бывшего общества приходит к ним, и какие изъявляет расположения и мнения» (13:74). К священству следует призывать иноков из среды самого единоверия. «Всех вдруг неудобно. Справедливо начать с инока Пафнутия, потому что он первый собственными идеями проложил путь к Православной Церкви и споспешествовал на сей путь других. Но и инок Онуфрий почетное вне Церкви положение принес в жертву истине и Церкви. И, как старейший, он требует внимания прежде остальных. Призовите ( – просит епископа Дмитровского Леонида. – К. С.) инока Пафнутия и переговорите с ним о сем... Что он скажет, скажите мне, и употребите Ваше благорассуждение и предусмотрительность» (13:67).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Зряше Тя, тварь вся, в Вифлееме плотию раждаема, Создателя и Зиждителя всех, новотворится паки и обновляется, ибо пришел еси, Христе, ради мирскаго спасения и обновления» 253 . Христос Спаситель обновляет человека и «спасает восприятием, крепостию Божества срастворився человеком, единением неслитным, плоти в подобии» 254 . Он принимает все существо человека, его природу – и оделяет, одаривает его существованием новым, обоженным, воссозданным 255 . Такое воссоздание человеческого естества есть как бы второе, новое творение человека. Всемилостивый Господь Божественными благословениями венчает человеческое естество, обновляет, воссоздает, «новотворит то обветшавшее прежде» 256 , «обессмертствует» 257 и возвращает к первой красоте. Итак, Христос Господь спасает мир потому и тем, что Он есть Богочеловек. Все спасение от греха и его следствий, воссоздание, обновление человеческой природы совершаются в Нем и через Него. В Его Лице Бог воплотился, а человек обожился. Богочеловеческая личность Христа представляет двоякое чудо: Воплощение Бога и обожение человека. Это есть основная благая весть всего Нового Завета и ею живет Богочеловеческое Тело Христово – Церковь . Все Христово Богочеловеческое домостроительство спасения имеет целью спасти человека и весь мир (космос) через обожение. Христос принес нам «богатство обожения, в надежде на которое мы с высоты пришли в преисподний мрак» 258 . Обожение падшего человека или – что то же – спасение его, уготовляется Боговоплощением, понимаемым в широком смысле, то есть Христом Господом через Его зачатие от Святого Духа и рождение Его от Пречистой Девы, Его спасительным подвигом земной жизни и научением Царствию Божию, Его страданиями, смертию, Воскресением и прославлением человеческого естества и одесную Бога Отца седением. Такое понимание Боговоплощения (в широком смысле) отражено в многочисленных песнопениях: «Да обожиши нас, воплотился еси за милость и человек был еси, Преблагий Христе, и распялся еси» 259 . «На Кресте пригвождаемь, Христе Боже, яко человек, – человеческое естество обожил еси» 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

...Кого ни начнет оно одолевать с какой-либо стороны, заставит его пребывать в келье ленивым, беспечным, без всякого успеха духовного, или, выгнав отсюда, сделает потом непостоянным во всем, праздношатающимся, нерадивым ко всякому делу... (прп. Иоанн Кассиан , 56, 121). ...От уныния праздность, сонливость, безвременность, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, говорливость, любопытство... (прп. авва Серапион, 56, 254). Как скоро упадешь духом, размысли, сколько благ уготовано верным, и удобно приобретается тобою духовный плод (прп. Нил Синайский , 72, 240). Источник. ...Душа, когда отовсюду окружило ее уныние, скоро бывает подавлена, если не найдет, кто простер бы к ней руку, и утешил ее (прп. Нил Синайский , 72, 361). Источник. Хороню утвердившееся дерево не преклоняется от напора ветров, и уныние не поражает окрепшие души (прп. Нил Синайский , 90, 257). Источник. Терпение, благодушие и любовь благодарны и в скорбях; а уныние, льготность и самолюбие радуются покойной жизни (прп. Нил Синайский , 90, 260). ...Уныние есть изнеможение души, а душа в изнеможении, не имея того, что ей свойственно по естеству, не устаивает мужественно и против искушений (прп. Нил Синайский , 90, 274). Безводное облако уносится ветром, а не имеющий терпения ум – духом уныния (прп. Нил Синайский , 90, 274). Источник. Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божии дела, ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не стало сил душевных (прп. Нил Синайский , 90, 275). Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, – и дух уныния бежит от тебя (прп. Нил Синайский , 90, 275). Во всяких трудах твоих да предводительствует всем мужественное терпение; тугому что против тебя всею злобою ополченным стоит уныние и, наблюдая за твоими трудами, пытает их все, – и если найдет, что какой-нибудь из них не укреплен терпением, то делает его несносно тяжелым (прп. Нил Синайский , 90, 276). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Маркион, (еретик): 81. 82. 104. 113. 116. 125. 145. 151. Марк, Иоанн, Евангелист: 3. 86. LXXXVI. Мартин (Мартиниан), епископ Медиоланский: 112. 170. Масхалас, местечко: 221. Матфей, диакон Долихийский: 131. Матфей, Евангелист: 146. 161. Мекима, пресвитер и архимандрит: 125. Мелетий, епископ Антиохийский: 112. 145. 157. Мелетий, епископ: 149. Мелетий, епископ Кесарие-Палестинский: 268. Мемнон, епископ Ефесский: 112. 152. 153. 154. 155. 156. 157. 159. 161. 165. 166. 169. 170. 264. 267. 268. Менандр (еретик): 145. Мессалиане, еретики: 161. Мефодий (мученик, епископ Патарский): 151. Мизия: 170. Мининги, местечко: 221. Моисей, ветхоз. законодатель: 3 . 72. 127. 162. Монтан (еретик): 81. Мусей, епископ Арада и Антарада: 268. Мусей, языч. божество: 194. Навкратиан, трибун: 196. Навуфей: 4. 125. Назианз: 231. Немврод: 180. Неон, архонт: 215. 216. Несторий, епископ Константинопольский: 83. 112. CXIII. 148. 163. 165. 169. 173. 174. 175. 176. 177. 178. 179. 229. 234. 235. 236. 237. 238. 242. 244. 248. 250. 252. 254. 256. 257. 260. 263. Никея, город: 82. 83. 86. LXXXVI. 88. 89. 90. 94. 112. CXIII. 121. 151. 154. 155. 156. 164. 167. 168. 169. 170. 178. 233. 234. 235. 263. 264. 266. 267. 268. Нил, река: 225. Ной, ветхоз. патриарх: 181. 229. Одиссей: 207 Озей, пресвитер: 132. Ор: 128. Павел, Апостол: 3. 77. 78. 81. 113. 161. 235. Павел, епископ: 149. 182. Павел, епископ Самосатский (еретик): 104. 151. Павел, епископ Емесский: 112. 163. 165. 243. 246. 248. 266. 268. Палестинские церкви: 80. 110. 162. Палладий, магистриан: 160. 167. Палладий, философ: 192. Памфилия: 161. Папп, диакон: 222. Патрикий: 97. Патроин, драконарий: 59. Пафлагоняне: 170. Пелагий: 170. Персия, Персы: 157. 166. 189. Перикл, сын Ксантиппа: 73. Петр, Апостол: 3. 77. 86. LXXXVI. 113. CXIII. 145. 146. 151. 161. 229. Петр, епископ: 232. Петр, пресвитер Александрийский, врач: 114. 115. Пилат: 130. 144. Писидия: 170. Пифагор, философ: 191. Платон, философ: 226. Поликарп, епископ Смирнский: 145. 151. Понтийский диоцез: 110. 132. 167.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Невидимое в св. евхаристии: а) присутствие тела и крови Христовых, по учению Спасителя. § 257. По учению ап. Павла § 258. б) Действия евхаристии на приобщающихся ее § 259. Учение церкви о невидимой стороне евхаристии. § 260. Видимая сторона евхаристии – по учению откровения § 261. По учению церкви. § 262. Кто и как, может приобщаться евхаристии: а) по учению св. писания? § 263. 6) По учению церкви § 264. Евхаристия имеет ли значение жертвы духовной? § 265. Понятие о евхаристии и взор разума на евхаристию. § 266. Установление власти прощать или не прощать грехи, по учению св. писания. § 267. По учению церкви § 268. Видимые действия таинственного суда над совестью: а) исповедь. § 269. 6) Разрешение или неразрешение грешника. § 270. По учению церкви § 271. Таинственное действие власти разрешающей грехи § 272. Кто и как должен приступать к духовному врачу? § 273 Понятие о таинстве решения грехов § 274 Божественное происхождение елеосвящения, по учению слова Божия § 275. По свидетельству церкви. § 276 Благодатное действие елеопомазания и видимая сторона его, по учению слова Божия § 277 По учению церкви § 278 Над кем должно совершаться елеопомазание? § 279 Понятие о елеосвящении § 280. Говорит ли св. ·писание, что при посвящении служителя тайн преподается ему благодатная сила? § 281. О том же учении церкви § 282 Видимая сторона таинства священства § 283 О том же учении церкви § 284 Божественное происхождение рукоположения в священство § 285 Посвящающие и посвящаемые; три степени священства. § 286. Понятие о священстве. § 287. Установление брачного союза. § 288. Таинственная сила брака а) по учению слова Божия § 289. б) По учению церкви § 290. Видимые принадлежности брачного союза; понятие о браке § 291 Предмет исследования § 292. Понятие о церкви Христовой и ее составе. § 293. Основание церкви Господом. § 294 Христос – глава церкви § 295 Назначение церкви Христовой § 296. Свойства истинной церкви Христовой: § 297 б) Святость церкви Христовой § 298. Церковь Христова есть в) церковь вселенская аа) по месту § 299 бб) По времени § 300 Точное значение всеобщности церкви по времени § 301 Отношение церкви к освящению человека; значение иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Образ этой страсти, которой необходимо подчиняется даже духовной и высокой жизни монах, довольно верно обозначается подобием орла. Хотя он возвышенным полетом поднимается выше облаков и скрывается от глаз всех смертных и от лица всей земли, но по требованию чрева принужден бывает опять спускаться на низменности долин, сходить на землю и питаться... трупами. Этим ясно доказывается, что чревоугодия никак нельзя пресечь, как прочие пороки, или совершенно истребить, а только излишние возбуждения и пожелания его силою души можно ограничить, обуздать (прп. авва Серапион, 56, 257). Источник. ...Если побежденный дух чревоугодия своим смирением начнет улещать тебя, упрашивая, чтобы ты несколько послабил ему, уменьшил ревность в воздержании и меру строгости, то ты не сдавайся на его покорность; видя, что ты немного стал спокойнее от плотского разжигания, не думай, что ты безопасен от нападения, не возвращайся к прежней невоздержности или прихотям чревоугодия. Ибо этим побежденный тобою дух говорит как бы так: возвращусь в дом мой, откуда вышел ( Лк. 11, 24 ). Тогда тотчас происходящие от него семь духов пороков будут для тебя злее, нежели та страсть, которая в начале была побеждена тобою, и они скоро увлекут тебя к худшим грехам. Источник. ...Посему нам надобно стараться, чтобы, воздержанием и постом победив страсть чревоугодия, не оставлять душу нашу пустою от необходимых добродетелей, но рачительно занимать ими все изгибы нашего сердца, чтобы дух чревоугодия, возвратившись, не нашел нас пустыми, незанятыми ими и, не довольствуясь открытием входа для себя одного, не ввел с собою в нашу душу семь страстей, и не сделал наше последнее худшим прежнего. Ибо после этого будет гнуснее, нечистее та душа, которая хвалится, что отверглась этого мира, тогда как господствуют в ней все восемь страстей, и подвергнется более тяжкому наказанию, нежели когда была в мире, когда еще не обязывалась ни благочинием, ни именем монашеским. Ибо эти семь духов потому называются злейшими прежде вышедшего духа, что пожелание чрева само по себе не было бы вредно, если бы не вводило за собою других более важных страстей, т. е. блуда, сребролюбия, гнева, печали или гордости, которые сами по себе, без сомнения, вредны и гибельны душе. И потому никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобресть ее одним воздержанием, т. е. телесным постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы, по усмирении плоти постом, легче мог вступить в брань с прочими страстями (прп. авва Серапион, 56, 260).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Одновременно с сим видим, что за антиминсы, печатанные на холсте, брали по два рубля, а за печатанные на атласе по пяти рублей. И такая плата не была почитаема незаконною. Это видно из дела 254 следственной комиссии Белоградскнх дел об антиминсах, разосланных Архиепископом Белоградским Досифеем в церкви его епархии 255 . Он, по поступлении на епархию, пожелал, чтобы на всех престолах ея находились антиминсы с его собственноручною подписью 256 . Для этого приказал – в тех церквах, в которых находились на престолах старые антиминсы, переменить их на новые, им освященные; а из церквей, где антиминсы были еще новы, потребовал к себе прежде освященные антиминсы, для подписи своего имени на них 257 , хотя бы там и была подпись Архиерея, освятившего антиминс (Дела, стр. 153). Когда им было разослано в епархии большое число вновь освященных антиминсов 258 , а также много подписано прежде освященных 259 и собрана была значительная сумма денег; тогда назначена была следственная комиссия по делу об этих антиминсах. Для нас, при указании платы за антиминсы, важно в этом деле то, что следственная комиссия не обвиняла Архиепископа Досифея ни в требовании им большой, неумеренной платы за антиминсы, ни во взимании им денег за собственноручную подпись на них, но поставила в вину то, что он без крайней нужды переменял антиминсы. При этом сама следственная комиссия сделала оговорку, касательно случаев перемены антиминсов, что об том не находится точных правил 260 . Когда же до сведении Св. Синода дошло 261 , что Иларионом Архиепископом Черниговским плата за каждый антиминс возвышена до 8-ми рублей, и было приказано им, не смотря на такую цену, переменить антиминсы на каждом престоле Черниговской епархии, и что потом бывший, после Архиепископа Илариона, Черниговский Митрополит Антоний переменил снова антиминсы 262 ; тогда, в 1742 году декабря 13-го, последовало определение Св. Синода, чтобы за антиминсы отнюдь чинено не было излишняго и неумеренного взятия денег, и без нужды, т. е. дóндеже антиминс не обветшает, или без прошения, Архиереи самоизвольно, для своей корысти, антиминсов не переменяли-б. (Дело архива Св. Синода, 1742 г. июля 23-го, 205)

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Одноэтажный, кирпичный, в плане прямоугольный, со сложной системой внутренней планировки. Отдельные помещения отводились под кабинет митрополита, столовую, опочивальню, гостиную, гардероб и тому подобное. В юго-восточной части дома была размещена домовая церковь во имя св. Иоанна Многострадального. Главный западный фасад фланкируют ризалиты с треугольными фронтонами, центральная часть фасада декорирована фронтоном килевидной формы. В конце 19 в. с севера к дому сделана прямоугольная в плане пристройка. Сооружение является оригинальным образцом гражданской архитектуры 19 в. В советское время дом был передан сельскохозяйственному институту, в 1993 г. возвращен церковной общине, которая осуществила ремонтно-восстановительные работы, возродила домовую церковь. Литература: ЦДИАУ, Ф. 128, оп. 1 (общ.), спр. 487, 966, 1146, 1539, 1764-1767, 1794, 1950, 1991, 1993, 2050, 2072, 2084, 2097, 2144, 2189, 2223, 2224, 2550, 2614, 2646, 2995, 2996. 3115; оп. 2 (общ.), спр. 134, 257, 260, 280, 373; оп. 3 (общ.), спр. 781; оп.1 (благочин.), спр. 3467; РГИА (Санкт-Петербург), ф. 799, оп. 33, спр. 609; Болховитинов Е. «Киево-Печерская лавра с присовокуплением разных грамот». – К., 1847 г.; Закревский Н.В. «Описание Киева». - М., 1868 г. – Т. 1 – 2; Иконников В.С. «Киев в 1654-1855 г.г.» – К., 1904 г.; Лебединцев П. «Киево-Печерская лавра в её прошедшем и нынешнем состоянии». – К., 1894 г.; Муравьев А.Н. «Путешествие по святым местам русским». - СПб., 1846 г. «Свод памятников истории и культуры Украины». - К.: 1999 г., т. 1 (Киев), перевод с украинского. В период возрождения монастыря (после 1996 г.) на месте бывшего митрополичьего дома построена новая церковь. Скит Киево-Печерской Лавры, расположенный в лесу на южной окраине Киева, - Голосеевская Пустынь. Удивительная обитель с удивительной судьбой - место монашеских подвигов киевских подвижников благочестия XVIII-XIX веков, а со второй половины XIX столетия - дача Киевских митрополитов. С именем Голосеевской Пустыни связаны имена многих Божьих угодников, просиявших на Киевской земле: Святителей Петра Могилы и Филарета (Амфитеатрова), Митрополитов Киевских и Галицких; преподобных Парфения Киевского (Краснопевцева) и Алексия Голосеевского; блаженных Христа ради юродивых Феофила Китаевского (Горенковского) и Паисия (Яроцкого), а также имена малоизвестных подвижников благочестия. Все они нашли для себя в многолюдном Киеве «сокровенную пустыню спасения» и прожили в ней сокровенную жизнь, освятив своими молитвами и слезами каждую пядь Голосеевской земли. «Здесь носится дух Преподобных Печерских», - говорил о Голосеевской Пустыни преподобный Парфений Киевский. «Она по духу очень напоминает Афон», - сказали об обители и современные паломники-греки.

http://sobory.ru/article/?object=02896

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010