Жених — Христос, как сильно любящий и сильно любимый. Вышли навстречу, потому что ожидали этой встречи. Мф.25:2-4. Пять же бе от них мудры и пять юродивы. Юродивыя же, приемшя светилники своя, не взяша с собою елея: мудрыя же прияша елей в сосудех со светилники своими.Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.    Елеем называет добродетель милосердия. Справедливо тех назвал неразумными, потому что они, победив сильную и пылкую телесную страсть и перенеся больше труда, были побеждены скупостью, между тем как та борьба — жестокая и насильственная. Других же назвал мудрыми, потому что они не подверглись тому, чему подверглись неразумные. Григорий Богослов в некоторых из вышеприведенных слов находил повод побуждать к крещению; но то и другое объяснение — хорошо. Мф.25:5. Коснящу же жениху, воздремашася вся и спаху…,И как жених замедлил, то задремали все и уснули.    коснящу по причине замедления Второго Пришествия. Под дреманием здесь нужно разуметь последнее издыхание, а под сном — смерть. Мф.25:6. Полунощи же вопль бысть: се, жених грядет, исходите в сретение его.Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему».    Сказал: в полночь, или опять указывая на внезапность и неожиданность, или показывая, что воскресение мертвых будет ночью. То, что здесь названо воплем, апостол Павел назвал повелением и гласом Архангела (1 Сол. 4:16). «Исходите», т. е. из гробов. Мф.25:7. Тогда восташа вся девы тыя и украсиша светилники своя.Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.    Встали все, но украсили светильники свои мудрые, и украсили их, конечно красотой елея. Мф.25:8. Юродивыя же мудрым реша: дадите нам от елеа вашего, яко светилницы наши угасают.Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут».    Неразумно было также и надеяться получить там для украшения своих светильников елея, который был приобретен другими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

«Злодейственные руки дерзкого не умедлило поразить отсечением правосудие Бога, оградившего божественной славой честь одушевлённого кивота, в котором Слово сделалось плотью» (1 кан. Усп. п. 3, т. 2). Только в одном песнопении ковчег мыслится как прообраз Самого Христа: «Божественный ковчег носивши и скрижали завета, неописанного Сына Твоего Христа, Дево» (гл. 2, Нед. повеч. п. 8, т. 2). Гл. 25, 17 И да сотвориши очистилище покрóв от злáта чиста, двою лáктий и пóл в долготý, лáктя же и пóл в широтý Сделай также крышку из чистого золота: длина её два локтя с половиною, а ширина её полтора локтя и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки Гл. 25, 19 да сотворятся херувими, един от страны сея и другий от страны другия очистилища, и сотвориши двá херувима на обоих странáх сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях её Гл. 25, 20 да бýдут херувими распростирáюще крила верхý, соосеняюще крилами своими над очистилищем, и лица их ко другдрýгу, на очистилище бýдут лица херувимска и будут херувимы с распростёртыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов «И Христос (прообразом Которого было очистилище с херувимами), и воплотившись, – рассуждает св. Кирилл Александрийский , – тем не менее естеством и истинно есть Бог и Господь, имея раболепно стоящими вокруг Его даже самые высочайшие силы (ср. Мф.4, 11 ; Ин.1, 51 )» (тв. ч. 2, стр. 135, 153). А «поставление очистилища наверху кивота, – по его же мнению, – было образом того, что, по апостолу, „Бог Его (Христа) превознесе” ( Флп.2, 8–9 )» (ibid, стр. 154). Гл. 25, 21 и да возложиши очистилище на кивóт верхý, и в кивóт да вложиши свидения, яже дáм тебе И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе Гл. 25, 22 И познáн бýду тебе оттýду, и возглагóлю тебе с верхý очистилища междý двемá херувимы, иже сýть над кивóтом свидения, и по всем, елика áще заповем тебе к сынóм Изрáилевым

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И соберутся пред Ним все народы ( Мф.25:32 ) – и те, кто окажется в то время в числе живых, и те, кто будет воскрешен из мертвых. Есть предание о том, что во время Суда вся поверхность земли превратится в твердь и земля будет наполнена толпой людей, стоящих вплотную друг к другу. Об этом в прикровенной форме и говорит Евангелие. Сказано: «все народы», хотя к настоящему времени многие народы уже вымерли, например, жившие в Италии этруски, а также палестинские народы (филистимляне, аммонитяне) и другие. Но все народы: и живущие ныне, и те, которые будут существовать во время Второго Пришествия Христова, и те, которые уже вымерли, – все они восстанут и увидят это страшное, потрясающее зрелище. И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ( Мф.25:32 ). Обычно пастух пасет всех животных вместе: и овец, и коз, и даже крупный рогатый скот. Но когда пастух вечером загоняет стадо в загон, он отделяет одних животных от других. Используя этот образ, Господь Иисус Христос говорит, что в конце мира истинные служители Божии будут отделены от лицемеров и врагов Божиих. Ведь лицемеры – это те же самые враги Божии, лишь принявшие на себя вид Его служителей. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую ( Мф.25:33 ). Считается, что овцы – животные очень покорные, смирные, послушные, а козлы – упрямые и своевольные, они постоянно разбредаются и оказываются в труднодоступных местах, отчего согнать их в одно стадо бывает нелегко. Так и люди делятся на тех, кто повинуется Богу, и тех, кто Ему противится. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его ( Мф.25:34 ). Конечно же, здесь говорится не о земном царе, а о Царе, обладающем совершенной полнотой власти. На земле царь владеет другими людьми лишь отчасти, а истинный Царь Господь Иисус Христос явит всю полноту Своего владычества, так что даже и враги Его будут вынуждены покориться и признать Его безграничную власть. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф.25:34 ). Эти слова Спасителя открывают нам, что Царство Божие, вечная блаженная жизнь не являются для людей чем-то неожиданным, они предназначались нам изначала. Мы были созданы для того, чтобы блаженствовать, однако из-за грехопадения время вступления в это Царство отодвинулось. Благословенные – это те, кто имеет благословение, помощь, освящение от самого Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

«И узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его» ( Откр.1:7 ). Для всех нас Христос – огромная радость и теперь. Он всегда с нами; мы обращаемся с Ним в молитве в Таинствах, в особенности в Святом Причастии, а тогда увидим Его лицом к лицу. Многие хотят, чтобы Пришествие Господа произошло побыстрее, но Бог один знает, когда наступит этот день. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов так выражает и свою и нашу надежду на Пришествие Господа и просит о том, чтобы Он не замедлил, говоря: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ). Но вместе с радостью при мысли о Втором Пришествии Христовом нас объемлет также страх: Господь придет для того, чтобы совершить Страшный Суд. Он «сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» ( Мф.25:31–32 ). И тогда произойдет страшное разделение людей: одни окажутся по правую сторону от Суди, другие – по левую. Тем, кто по правую, Судия скажет: «Придите, благословенные…» ( Мф.25:34 ); тем, кто по левую: «Идите от Меня, проклятые…» ( Мф.25:41 ). Какой же принцип лежит в основе такого страшного разделения? Судия не взыщет с людей каких-либо особых подвигов, не напомнят им даже о грехах. Нет! По левую сторону попадут те, кто не сделал ничего доброго; по правую же те, кто совершил дела любви. Вот какими простыми словами объяснит это Судия: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф.25:45 ). Стоящие же по левую сторону не сделали ничего такого, Им Судия еще разъяснит: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» ( Мф.25:45 ). Посмотрите не только на власть, но и на смирение Судии: Себя Он приравнивает к каждому из нуждающихся во внимании с нашей стороны. Нам дает возможность услужить Ему, и притом так просто! Поэтому будем внимательны. Оглянемся вокруг себя и посмотрим, кому мы можем оказать помощь; для кого сделать дело любви. Такие обязательно найдутся. И если мы не будем ленивы, то обязательно окажемся в числе тех, кто стоит по правую сторону страшного, но и милосердного Судии. И будем молиться, чтобы нам оказаться на этой, правой, стороне. Еще лучше, если мы в своей молитве станем просить о том, чтобы никто из ближних наших не оказался на левой стороне, но чтобы у каждого из них нашлись дела любви, которые Господь вменит им, как сделанные Ему Самому, и, таким образом, поставит их на правую сторону от Себя, включив в число благословенных Отца Своего, которым надлежит наследовать уготованное им Царство. И так, живя с дерзновением, повторим молитву святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, сказав вместе с ним: «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Иер.25:12–23 . Вавилон, в свою очередь, выпьет также чашу гнева Божия через 70 лет, а потом эта чаша будет поднесена и другим народам. Пророк подробно перечисляет эти народы; начиная с иудеев, он упоминает далее великую южную державу – Египет, а потом маленькие, пограничные с Иудеею государства: Уц, Филистимскую землю, Идумею, затем восточных соседей: Моава и Аммона, потом северо-западное финикийское государство с его колониями, затем жившие на юге и юго-востоке племена арабские, наконец далекие государства – Елам и Мидию и другие северные государства, за которыми наступит очередь и Вавилона. Причиною, по которой Господь заставит все эти народы пить из чаши гнева Его, пророк выставляет то, что даже избранный народ Божий пьет из этой чаши. Как же Господу простить более виновные пред судом Божественной Правды языческие народы! Иер.25:20 .  и весь смешан­ный народ, и всех царей земли Уца, и всех царей земли Филистимской, и Аскалон, и Газу, и Екрон, и остатки Азота, «Смешанный народ» – эти слова относятся к ст. 19-му и обозначают пришельцев из других стран, напр., финикиян и греков, которые стали селиться в Египте со времени Псамметиха, отца Нехао. – «Уц» – тоже почти что Идумея ( Плач 4.21 ), но здесь она в политическом отношении представляется как отдельная область. Из филистимских городов не упомянут Геф, который в то время уже лишился своего значения (ср. Ам 6.2 ; 2Пар 26.6 ). От Азота же оставались только остатки, потому что Псамметих после 29-ти летней осады взял его и разрушил. Иер.25:22 .  и всех царей Тира, и всех царей Сидона, и царей островов, которые за морем, Под островами можно разуметь не только настоящие острова но и все побережье Средиземного моря, особенно же – финикийские колонии. Иер.25:23 .  Дедана, и Фему, и Буза, и всех, стригущих волосы на висках, Ср. Ис 21:13 и сл. «Буз» – см. Иов 32:2 . «Стригущие волосы на висках» – см. Иер.9:26 . Иер.25:24 .  и всех царей Аравии, и всех царей народов раз­ноплемен­ных, живущих в пустыне, Под Аравией здесь разумеется не вся страна, теперь обозначаемая этим именем, а часть ее, с востока и юго-востока примыкающая к Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер.25:25 .  всех царей Зимврии, и всех царей Елама, и всех царей Мидии, «Зимврии» – это, вероятно, потомки Зимрана, сына Авраамова от Хеттуры ( Быт 25.2 ). – «Елам» – ср. Ис 21.2 . Страна за Тигром, по нижнему его течению. «Мидия» – страна, лежащая по верхнему течению той же реки и также на восточной ее стороне с главными городами: Экбатана и Раги. Иер.25:26 .  и всех царей севера, близких друг к другу и дальних, и все царства земные, которые на лице земли, а царь Сесаха выпьет по­сле них. Царь Сесаха – это, очевидно, царь Вавилона. Очень вероятно предположение, что имя Сесах – переделка имени Babel (Вавилон). У древних писателей иногда употреблялась особая азбука, так называемая атбаш. Тут первую букву алфавита заменяли последнею; вторую – предпоследнею и т. д. Таким образом вместо слова Babel могло получиться у пророка выражение Сесах. Полагают, что так прикровенно обозначил пророк Вавилон в виду того, что идущее здесь пророчество о гибели Вавилона могло бы ободряющим образом подействовать на иудеев, которым не хотелось подчиниться вавилонянам. Другие же говорят, что пророк делал это из нежелания раздражить вавилонского царя, который тогда уже был почти действительным владыкою всей Палестины. Иер.25:30–38 . Возмездие от Бога получат все народы, без изъятия. И возмездие это будет полное. Убитые будут лежать не погребенными на земле от одного ее конца до другого. Вся земля станет пустынею. Таким образом, суд над отдельными народами расширяется на степень суда всеобщего, окончательного, которого он представляет только отдельный акт. Иер.25:30 .  Посему про­реки на них все слова сии и скажи им: Го­с­по­дь воз­гремит с высоты и из жилища святыни Своей подаст глас Свой; страшно воз­гремит на селе­ние Свое; как топчущие в точиле, воскликнет на всех живущих на земле. Под высотою здесь лучше разуметь высоту небесную, а не высоту Мориа, которую имеет в виду, напр., пророк Амос ( Ам 1.2 ) или Иоиль ( Иоиль 3.16 ). Здесь гнев Божий простирается и на Иерусалим, след., и на высоту Мориа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер. 36:24–25 24. И не ужасошас, и не растерзаша ризъ своихъ црь, и вси отроцы ег, вс словеса 24. И не убоялись, и не разодрали одежд своих, ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии. 25. Елнаанъ же, и Далеа, и и глаголаша црю, же бы не сожещ свитка, и не послша ихъ. 25. Хотя Елнафан и Делаия и Гемария упрашивали царя, несожигать свитка, но он не послушал их.  – Под «слугами»=отроками, которые « не ужасошас и не растерзаша ризъ своихъ» вместе с царем Иоакимом ( Иер. 36:24 ), нужно разуметь не тех вельмож, которые слушали чтение свитка еще в канцелярии, но тех, которые постоянно служили во дворце и, пользуясь особым доверием царя, были и сами ему преданы. Они не желали сделать неугодного царю и стояли безмолвно и неподвижно, когда царь стал резать и жечь священный свиток. Но вельможи, и прежде со страхом слушавшие чтение свитка ( Иер. 36:16 ), а потом посоветовавшие Иеремии и Варуху скрыться ( Иер. 36:19 ), просят теперь царя не жечь свитка. Значит, они не были чужды убеждения, что свиток содержал в себе слово истины и что к нему нужно отнестись с уважением и даже благоговением. Из пяти вельмож-членов канцелярии – при этом втором случае называются только трое (Нафан стиха Иер. 36:12  =Елнафан стиха Иер. 36:25 29 , ср. примеч.). Иер. 36:26 26. И повел црь сн царев, и Сараеви сн и сн Авдеилев, да изымаютъ Варха и пророка: но сокры Гдь. 26. И приказал царь Иерамеилу, сыну царя, и Сераии, сыну Азриилову, и Селемии, сыну Авдиилову взять Варуха писца и Иеремию пророка; но Господь сокрыл их.  – Иеремеил, один из уполномоченных схватить Иеремию и Варуха, называется «сыном царя» – не потому, что он был сыном Иоакима, царствующего царя (Иоаким вступил на престол 25 лет, 4Цар. 23:36 , и в 5-м году его царствования, ср. Иер. 36:9 , его сыну не могло быть больше 10–11 лет), но в том смысле, что был принц крови. Род Сераии и Селемии, других к томуже уполномоченных, неизвестен; но, судя по принадлежности их старшего товарища к царскому роду, и эти двое были, вероятно, лица знатного происхождения. Посылая лиц знатных схватить Иеремию, царь оказывал тем самым пророку известную долю почтения, которое впрочем могло быть вынуждено у Иоакима заявлениями сочувствия к пророку со стороны некоторых вельмож и народа. Сокры Гдь=Господь сохранил их в том месте, куда они скрылись по совету вельмож ( Иер. 36:19 ); Он не допустил, чтобы они были там найдены искавшими схватить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Известно, что при Синае же, где заключен был этот завет, израильтяне начали покланяться золотому тельцу (см. Исх. 32 гл.). С этого времени началось служение израильтян идолам и с этого же времени начали они страдать за свою непокорность воле Господа, Иер. 3:25 25. Уснухомъ в нашемъ, и покры насъ наше, ко Гду Бг нашем согршихомъ, мы и оцы наши, юности наше даже до сего дне, и не послушахомъ гласа Гда Бга нашего. 25. Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом, Богом нашим, мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались гласа Господа, Бога нашего. 25 . Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас. Лежание на земле было у евреев одним из выражений глубокой печали (ср. 2Цар. 12:16, 13:31 ). В настоящем случае евреи чувствуют глубоко свой позор; они подавлены чувством этого позора; их скорбь ослабляет их силы. «Срам покрыл их», т. е. они ничего не видят кругом себя, кроме своих постыдных деяний на высотах. Значит, они заняты всецело мыслию об этих постыдных деяниях, их внимание поглощено воспоминанием об этих деяниях. Эти деяния вызывают их скорбь потому, что в них выразилось непослушание голосу Господа, истиннаго Бога, грех против Него. – Итак, вот почему Господь готов возвратить прекраснейшую землю Израилю, не смотря на то, что этот Израиль был неверен Ему – Господу (ср. Иер. 3:19, 20 ). Израиль искренно раскаявается, глубоко чувствует вину своего отступничества от Господа. Глава 4 Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 4:1–4 Ст. 1–4 могут быть разсматриваемы, как ответ Господа на слова, в которых Израиль приносит Ему свое раскаяние ( Иер. 3 :22б–25). Господь требует не только отречения от идолов, не только устного исповедания Господа, но и всецелой преданности Его воле, исполнения Его закона делом и истиною (ср. 1Ин. 3:18 ). Иер. 4:1 1. Аще обратишис, глаголетъ Гдь, ко мн обратис: и аще имеши мерзости тво стъ твоихъ, и лица моего боишис, 1. Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Исх.25:26 .  и сделай для него четыре кольца золотых и утверди кольца на четырех углах у четырех ножек его; Исх.25:27 .  при стенках должны быть кольца, чтобы влагать шесты, для ношения на них стола; Исх.25:28 .  а шесты сделай из дерева ситтим и обложи их [чистым] золотом, и будут носить на них сей стол; Четыре кольца должны быть приделаны на четырех углах, у четырех ножек стола, – в тех местах, где ножки стола были соединены связкой: «при стенках должны быть кольца». Шесты, предназначенные для перенесения стола, вдевались в кольца лишь на время ношения. Исх.25:29 .  сделай также для него блюдо, кадильницы, чаши и кружки, чтобы возливать ими: из золота чистого сделай их; К принадлежностям стола относятся «кеарот» – блюда (LXX: τρυβλα), по объяснению талмудического предания – те формы, в которых приготовлялись и приносились в святилище хлебы; «капот» (LXX: θυσκας), по тому же преданию – фимиамники, или чаши, в которые полагался фимиам ( Лев.24:7 , Чис. 7:14 ), и, наконец, «кесот» и «менакийот» – сосуды для вина, как видно из прибавленного к ним выражения: «которыми возливали». «Кесот», греч. « σπονδεα», это большие винные кружки: «менакийот» – меньшие. Исх.25:30 .  и полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно. Хлебов нужно было класть двенадцать ( Лев.24:5 ) по числу двенадцати колен Израилевых, в два ряда ( Лев.24:6 ), по шести в ряд, хлеб на хлеб, как об этом говорит иудейское предание и Иосиф Флавий и указывает изображение стола на арке Тита, представляющее подобие двух возвышающихся цилиндров. Приготовленные из большого количества муки, – в каждом хлебе должно быть 2/10 ефы ( Лев.24:5 ), хлебы каждую субботу заменялись новыми ( Лев.24:8 ). Хлебы называются хлебами лица, потому что находились пред лицом Сущего. Когда скиния снималась с места, то, по указанию Чис. 4:7 , стол для хлебов предложения закрывался голубой одеждой, на которую ставили все принадлежности вместе с хлебами предложения, и затем покрывали ярко-красным покровом и кожаным «тахаш».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.25:31 .  И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; В отличие от других принадлежностей – сосудов скинии – светильник был сделан из чистого золота. Он был «чеканной» работы, т.е. светильник не был отделываем резцом, но был весь вылит из таланта золота ( Исх.25:39 ). Ствол светильника должен быть не гладкой однообразной формы, но должен состоять из цветочных чашечек, шарообразных фигур, подобных яблокам, и из цветков. Чашечки, яблоки и цветки должны составить не украшение, приделанное к стволу светильника, но одно целое со стволом, должны входить в его состав. Исх.25:32 .  шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его; Из ствола светильника выходили шесть побочных ветвей, три с одной стороны и три с другой. Как видно из изображения светильника на арке Тита, они выходили дугообразно, в форме веера. Исх.25:33 .  три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на всех шести ветвях, выходящих из светильника; Существование на каждой боковой ветви трех цветных чашечек, похожих на чашечку миндального цветка, заставляет предполагать, что и яблок, и цветков на каждой ветви было по три. В таком случае каждый боковой стебель светильника состоял из девяти фигур: сначала шла миндалевидная чашечка, затем шарообразная фигура – яблоко и, наконец, цветок. Умолчание о том, что чашечки, яблоки и цветы были различной величины, заставляет думать, что они были одинаковых размеров. В силу же этого нижние ветви должны были оканчиваться в своем верхнем конце не на одной высоте с верхними стеблями, а ниже их, и ниже настолько, сколько занимали пространства три фигуры: чашечка, яблоко и цветок. Исх.25:34 .  а на стебле светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010