Израиль несомненно должен вернуться из плена и, поэтому, должен уже определить путь, каким он пойдет домой. Кто должен расставлять указывающие путь камни – не сказано. Иер.31:22 .  Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Го­с­по­дь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа. «Отпадшая дочь» – ср. Иер 3.6, 14 . Так называется царство 10-ти колен, отпавшее от Давидовой династии и вместе от истинной религии. – «На земле», т. е. в царстве Израильском, куда должны вернуться израильтяне. – «Жена спасет мужа». – Точнее: женщина будет охранять мужчину (или, человека сильного). Здесь пророк разумеет новую теократическую общину, слабую по внешности, как слаба женщина, но имеющую в себе достаточно силы для того, чтобы защитить, сохранить страну Израильскую, которая представляется под образом сильного мужа. Это и будет новое, неожиданное, что сотворит Господь. Новая, духовная мощь народа будет основою крепости государства. Иер.31:23 .  Так говорит Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я воз­вращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово: «да благо­словит тебя Го­с­по­дь, жилище правды, гора святая!» Здесь начинается речь о возвращении пленных иудеев. Иудейская семья вся будет как святая гора Сионская – повсюду на ней будет Бог близок к людям. Иер.31:24 .  И по­селит­ся на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. Счастливы будут города или горожане, счастливы будут земледельцы и скотоводы. Иер.31:26 .  При этом я про­будил­ся и по­смотрел, и сон мой был при­ятен мне. Заключение речи. Едва ли предшествующее откровение Иеремия получил во сне: он вовсе не был сновидцем ( Иер 23.25 и сл.). Вероятно, он хочет здесь сказать, что картина, какую он увидел пред собою в откровении, походила на сладостное сновидение. Отдаленное будущее, которое раскрылось перед ним, подействовало на его душу как укрепляющий сон. Иер.31:27–40 . Господь Бог, доселе посылавший на иудеев в их страну такие ужасные бедствия, теперь будет заботиться непрестанно об умножении населения Иудеи и о благополучии ее обитателей. Проклятие за грехи предков, которое до сих пор тяготеет над иудеями, будет снято с них. Никто не будет страдать за чужие грехи. Но полное и окончательное блаженство для иудеев наступит тогда, когда Господь заключит с ними Новый Завет . Божественный Закон будет тогда начертан не на каменных скрижалях, но неизгладимо утвержден в сердцах людей. Самое же важное отличие этого будущего Завета состоит в том, что тогда народу будет даровано полное прощение грехов. Это все так же несомненно совершится, как несомненно тверд порядок в движении светил небесных. С топографической точностью пророк изображает далее дело восстановления Иерусалима, причем отмечается и то обстоятельство, что в новом Иерусалиме не будет более никакого скверного, нечистого места.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сон Иакова. Иаков совершает возлияние на камень в Вефиле. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия. 1143-1150 гг. Сон Иакова. Иаков совершает возлияние на камень в Вефиле. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия. 1143-1150 гг. Разд. 7 (29. 31 - 30. 24) начинается словами: «Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна». Потом рассказывается о рождении 4 сыновей у Лии - Рувима, Симеона, Левия, Иуды, после чего она «перестала рождать». Рахиль, видя свое бесплодие, отдает И. свою служанку Валлу, «чтобы и я имела детей от нее». Валла рожает 2 сыновей - Дана и Неффалима. Лия также перестала рожать и дала И. свою служанку Зелфу, от к-рой появились на свет Гад и Асир. Выменяв за мандрагоровые яблоки у Рахили ночь с И., Лия зачала и родила 5-го сына - Иссахара, а затем 6-го - Завулона и дочь Дину. В завершение говорится, что «вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее». Рахиль родила Иосифа. Разд. 8. 30. 25 - центральный стих с кульминацией в повествовании об И.: «После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место и в свою землю». Однако Лаван упрашивает И. остаться служить ему и предлагает, чтобы тот назначил себе вознаграждение. И. соглашается при условии, что всякий скот с крапинами и пятнами, а также овцы черного цвета будут составлять его имущество. Используя прутья с вырезанными на них белыми полосками, к-рые И. клал в корыта, «куда скот приходил пить, и где... зачинал перед прутьями» (30. 38), И. удается сделать так, что в стаде Лавана стал рождаться скот пестрой окраски. Разд. 9 (31. 1-55; MT: 31. 1 - 32. 1). И. вновь решает вернуться домой. Несмотря на то что его мать обещала послать за ним (27. 45), в повествовании об этом не говорится. Вместо этого приводится 3 причины, повлиявшие на решение И.: враждебность сыновей Лавана, «которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего...» (31. 1), ухудшение отношения к нему Лавана, а также непосредственное повеление от Господа (31.

http://pravenc.ru/text/200151.html

Однако и мы спасаемся не иначе, как терпением страданий и другого пути для нас нет. Разве мы не любим крест Христов, а ведь он - знак страдания? Или любим знак, а то, что он обозначает считаем неприятным? Вадим К. 1 ноября 2017, 10:22 Владыка Лонгин один из уважаемых архиереев нашей Церкви. Но что-то внутри не соглашается с его словами: " страдания печальное свойство нашей жизни; на самом деле ничего хорошего в них нет, это последствие грехопадения " . Ап. Павел учит, что нам даровано не только веровать в Бога, но и страдать за Него. Ап. Петр тоже пишет христианам, чтобы они не удивлялись, что подвергаются страданиям. Распятый на кресте Христос изменил в корне отношение к страданию, и теперь учение о нем краеугольный камень истинной веры в Бога, о который претыкаются до конца не понявшие Его. Вспомним, ап. Иоанн говорит об Агнце, закланном от создания мира, когда греха еще не было. Светлана 31 октября 2017, 23:43 Спаси Господь за статью! И многая и благая лета Владыке! олег 31 октября 2017, 11:27 очень точное и деликатное назидание. Крепкого здоровья Владыке! Андрей 31 октября 2017, 11:01 Здравствуйте.Прочитал статью и захотелось расказать свою историю.У меня три сына.Одно время я постоянно посещал Храм и соблюдал все правила,и вот однажды я захотел привести старшего сына в Храм.После нескольких посещений он сказал мне,что больше в Храм непойдет.Я не стал настаивать.Прошло время и как то беседуя с ним он сказал ,что не верит в Бога.У меня до сих пор чувство вины,что я не смог объяснить ему про любовь Бога.Щас растут два младших сына ,я боюсь вести их в Храм.Пусть вырастут и сами найдут дорогу к Богу. Andrey 31 октября 2017, 08:57 Замечательная статья. Спасибо, особенно вот за это: " К такому сравнению прибегал сам апостол Павел: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного (1 Кор. 9: 24–25 " . Михаил 31 октября 2017, 00:55 Всегда с удовольствием читаю владыку.

http://pravoslavie.ru/107580.html

О продаже и выкупе домов 1 . В книге Левит мы встречаем три различных, данным Моисеем установления о продаже и выкупе домов; сначала мы рассмотрим их буквальный смысл, чтобы затем взойти к их духовному пониманию. Одни дома находились «в городе, огражденном стеною», иные – «в селениях, вокруг которых нет стены» (ср. Лев.25:29,31 ). Поэтому сказано: «Если кто продаст жилой дом в городе, огражденном стеною, то выкупить его можно до истечения года от продажи его: в течение года выкупить его можно; если же не будет он выкуплен до истечения целого года, то дом, который в городе, имеющем стену, останется навсегда у купившего его в роды его, и в юбилей не отойдет от него» ( Лев.25:29–30 ). Второй закон гласит: «А домы в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли: выкупать их всегда можно, и в юбилей они отходят» ( Лев.25:31 ). В третьем законе сказано: «А домы священников или левитов, в городах они или в селениях, всегда можно выкупать» ( Лев.25:32 ). И Божьи законы не позволяют, чтобы имущество левитов или священников переходило к другим людям не из их рода. Вот законы, которые использовал прежний народ, и даже их буквальное значение делало их благочестивыми для рода священников или левитов. 2 . Но поспешим приложить к себе то, что закон Христов, если мы соблюдаем его, не разрешает нам иметь ни имущества на земле, ни домов в городах. И что я говорю о домах? Нам не позволено иметь ни «двух одежд» (ср. Мк.6:9 ), ни много денег, ибо сказано: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим.6:8 ). Как же тогда мы можем соблюсти закон о домах, будь то «в городе, огражденном стеною», или «в селениях, вокруг которых нет стены»? В других местах Писания мы находим, что в Божественных речениях слово «дом» используется в более возвышенном и священном смысле: когда рассказывается об Иакове, то говорится о нем как бы в похвалу: «Иаков же был человек непритворный, живущий в доме 82 » ( Быт.25:27 ). И еще нахожу я сказанное о еврейских повивальных бабках: «И так как повивальные бабки боялись Бога, то они устрояли себе домы 83 » ( Исх.1:21 ). Мы видим, что причиной, по которой повитухи устраивали себе дома, определенно был страх Божий, а для Иакова причиной того, что он жил в доме, были его простота и кротость. про Исава не сказано, что он жил в доме, ибо он был злым; не написано и о других, не имевших страха Божьего, что они построили себе дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Пилат, выйдя (к ним), спросил, в чем (они) обвиняют Иисуса, и поскольку не нашел ничего достойного обвинения, то послал Его к Ироду, а последний — снова к Пилату. Иудеи же стремились убить Иисуса. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и распните, и по закону вашему судите Его (ср.: Ин. 18, 31; 19, 6). Они отвечали ему: нам не позволено предавать смерти никого (Ин. 18, 31), побуждая Пилата распять (Его). Пилат спросил Христа, Царь ли Он Иудейский. Он признал Себя Царем, но Вечным, говоря: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36). Пилат, желая Его освободить, сначала сказал, что не находит в Нем никакой благовидной вины, а потом предложил, по обычаю, ради праздника отпустить им одного узника, — но они выбрали Варавву, а не Христа (см.: Ин. 18, 38—40). Тогда Пилат, предавая им Иисуса, прежде велел бить Его, потом вывел к ним под стражей, одетого в багряницу, увенчанного терновым венцом, со вложенной в правую руку тростью, осмеянного воинами, говорившими: радуйся, Царь Иудейский! (см.: Ин. 19, 1—5; Мф. 27, 29; Мк. 15, 16—19). Однако, надругавшись так, чтобы утолить их гнев, Пилат вновь сказал: я ничего достойного смерти не нашел в Нем (Лк. 23, 22). Но они отвечали: Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19, 7). Когда они так говорили, Иисус молчал, а народ кричал Пилату: распни, распни Его! (Лк. 23, 21). Ибо через позорную смерть (какой предавали разбойников) иудеи хотели опорочить Его, чтобы истребить добрую память о Нем. Пилат же, как бы пристыжая их, говорит: Царя ли вашего распну? Они отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин. 19, 15). Поскольку обвинением в богохульстве они ничего не добились, то наводят на Пилата страх от кесаря, чтобы хоть таким способом исполнить свой безумный замысел, для чего говорят: всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Ин. 19, 12). Между тем жена Пилата, устрашенная снами, послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф. 27, 19); и Пилат, умыв руки, отрицал свою виновность в (пролитии) крови Его (см.: Мф. 27, 24). Иудеи же кричали: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25); если отпустишь Его, ты не друг кесарю (Ин. 19, 12). Тогда Пилат, испугавшись, отпустил им Варавву, а Иисуса предал на распятие (ср.: Мф. 27, 26), хотя втайне и знал, что Тот неповинен. Увидев это, Иуда, бросив сребреники (в храме), вышел, пошел и удавился (см.: Мф. 27, 3-5), повесившись на дереве, а после, сильно вздувшись, лопнул.

http://pravoslavie.ru/1867.html

«Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф.16:27 ). «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Мф.25:31–32 ). Здесь Господь ясно указал, что последний суд будет всеобщим, что он есть цель Его пришествия и что находится в непосредственной связи с Его парусиею придет Сын Человеческий и тогда воздаст каждому; когда придет, тогда сядет на престоле. Вообще, всякий раз, когда говорил Он о Своем будущем пришествии, всегда соединял с ним мысль о воздаянии каждому по делам, т.е. о суде (ср. Мф.7:21–23, 13:40–43, 47–50; 25:14–30 ; Лк.19:12–26 и др.). Для целей всеобщего суда произойдет в момент парусии Иисуса Христа воскресение мертвых праведников и грешников ( Ин.5:28–29 ). Господь изобразил и сам суд со всеми последствиями, какой Он произведет над всеми людьми праведными и грешными (Μф.25:31–46). «Писание представляет сие (суд) олицетворенно, – говорит святой Василий Великий , – не потому что Судия каждому из нас будет предлагать вопросы или давать ответы судимому, но чтобы внушить нам заботливость и чтобы мы не забыли подумать о своем оправдании. Вероятно же, что какою-то несказанною силою во мгновение времени все дела нашей жизни, как на картине, запечатлеются в памяти нашей души... И книги, упоминаемые у Даниила ( Дан.7:10 ), что иное означают, как не возбуждение Господом в памяти человеческой образов всего соделанного, чтобы каждый вспомнил свои дела, и чтобы мы видели, за что подвергаемся наказанию?” 873 Апостолы также учили, что последний суд будет всеобщим ( Деян.17:31 ; Иуд.1:14–15 ; Рим.2:5–6; 14:10 ; 2Кор.5:10 ; ср. Еф.6:8 ; Кол.3:23–25 ); предстанут на суд не только все люди, но и падшие духи ( 2Пет.2:4 ; Иуд..1:6), что суд неразрывно связан с пришествием Христа ( 1Кор.4:5 ; 2Фес.1:6–10 ; 2Тим.4:1 ). Предметом суда будут не только дела ( Рим.2:6 ; 2Кор.5:10 ), но и слова ( Мф.12:36 ), и самые сокровенные помышления ( 1Кор.4:5 ). Опровержение возражений

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Вознесшись на небо и воссевши одесную Бога Отца, Хисус Христос, однако, еще раз самолично придет на землю судить живых и мертвых. Этому, второму, пришествию Его будут предшествовать невыносимо тяжелая скорбь (Мф. 24:21) и бедствия: войны, голод, эпидемические болезни и т. п. (– ст.ст. 6,7); Лк. 21:11 ; Мк. 13:8 ); придет антихрист, последний, жесточайший враг Христа и Его Церкви, который всеми силами и способами будет стараться разрушить дело Христово, выдавать себя за Бога и Христа и требовать божеского поклонения и служения ( 2Фес. 2:3–4, 8–9 ) и которого «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (–ст.8). В довершение бедствий солнце померкнет, луна не даст света, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются ( Мф. 24:29 ), нынешние «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ). Явится на небе знамение Сына Человеческого ( Мф. 24:30 ). Его святый крест, и так как к тому времени Евангелие будет уже проповедано всему миру, то все люди поймут его значение, причем верующие во Христа будут радоваться этому знамению как символу скорого пришествия Спасителя и избавления от невыносимо тяжелой скорби и бедствий последнего времени, а неверующие восплачутся о своем неверии ( Мф. 24:30 : сн. Откр. 1:7 ). Придет Христос на облаках во славе Отца Своего, окруженный ангелами, с силой и славой великой (Me. 24:27,30), причем «пошлет ангелов Своих с трубой громогласной» (–31); «вострубить, и мертвые воскреснут нетлеынными» ( 1Кор. 15:52 ), а «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе» ( 1Фес 4:17 ). «Тогда сядет Сын Человеческий на престол славы Своей и соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25:31–32), «избранные Его от четырех ветров, от края небес до края их» (–24:31) и «делающие беззаконие» (–13:41) предстанут на суд Христов ( Рим. 14:10 ), и в назначенный ден Он «будет праведно судить вселенную» ( Деян. 17:31 ), воздавая каждому по делам его ( Рим. 1:6–8 ; 2Кор. 5:10 ). Поэтому скопцы совершенно напрасно говорят, что Христос пришел уже вторично на землю в виде императора Петра Федоровича или Селиванова. Что же касается доказательств, приводимых ими в защиту этого учения, напр., что антихрист явился в виде Наполеона I и т. п., то они настолько натянуты и даже нелепы, что не заслуживают опровержения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

1Фес.1:10 ; Дан.7:13 ). Тогда Богочеловеческая реальность Личности Спасителя будет явной для всех людей, включая и тех, которые на земле осудили Его на смерть и распяли ( Откр.1:7 ). И все земнородные ясно узрят, что Бог возвысил Иисуса и дал Ему имя выше всякого имени, и преклонится пред Ним всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедует, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2:9–11 ). Божественную славу Спасителя при Втором Его Пришествии нельзя описать никаким языком: ни человеческим, ни ангельским. Вся слава неба и небес над небесами явится тогда на земле. С Ним придут все святые Ангелы, ибо Сам Господь обещал: Приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним ( Мф.25:31 ; ср. Мк.8:38 ; Лк.9:26 ; Мф.16:27, 24:30 ; Иуд.14 ; Ис.66:18 ). Неотступно верные слуги Спасителя, Ангелы, будут сопровождать Его и при Его Втором Пришествии (см. Мф.13:41, 24:31, 25:31 ; Мк.8:38 ; Лк.9:26 ), которое воссияет, подобно молнии, и потому будет видимо всеми и всюду. А кто может сопровождать молнию, если не Ангелы? Кто может служить такому Богу и Господу, приходящему, как молния, если не Ангелы? Посему святой Апостол благовествует: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба ( 1Фес.4:16 ). Первому Архангелу, святому Архистратигу Михаилу, этому хранителю народа Божия ( Дан.10:5, 13, 21, 12:1 ), Господь даст заповедь о воскресении мертвых и о Суде; он объявит ее прочему небесному воинству, которое Божиими трубами возвестит ее всем существам неба и земли, от одного до другого края небес ( Мф.24:31 ). И все, живые и мертвые, выйдут в сретение Господу: и Сам Господь при последней трубе сойдет с неба ( 1Кор.15:52 ; 1Фес.4:16 ). Эта Богооткровенная истина о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа составляет один из главных догматов Богочеловеческой, Христовой веры, который Церковь испокон веков вводила в свои символы и его необходимость для нашего спасения возвела в догмат на все времена, внеся его во вселенский, Никео-Цареградский, Символ веры , благовествуя о воскресшем и вознесшемся Господе Иисусе Христе, что Он паки придет со славою судить живых и мертвых и Его Царствию не будет конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Христиане убеждены, что только Христос может быть такой необычной личностью. Только Иисус Христос, – Богочеловек, – мог прийти от корня Иесеева и одновременно быть Богом крепким и Отцом вечности со сверхъестественным постижением всего и чудотворными силами. 5) Можно подумать, что все мессианские пророчества говорят о сильном политическом Мессии. Это так выходит, когда читаешь и знакомишься с одной линией предсказаний. Другая линия показывает, что многие пророки, как Иеремия и Иезекииль, пришли к сознанию, что недостаточно особе, принадлежащей к родословной линии Давида, явиться и восстановить Израиль. Суть вести о Мессии заключается в том, что люди должны стать новыми изнутри для того, чтобы пришло спасение к ним. Бог должен заключить новый завет с домом Израиля, – и не так, как было сделано в отношении завета Моисеева ( Иер.31:31–34 ). Иегова должен дать Своему народу «новое сердце» и «новый дух», чтобы он стал соблюдать закон ( Иез.36:26–27 ). Этот новый завет не будут преподавать так, чтобы зазубрить его, но чтобы научиться ему сердцем и чувствами. Значит, послушание станет делом внутреннего человека. Люди уже более не будут учить друг друга, как «познать Господа», ибо все будут знать Его. Бог более не будет вспоминать грех, но это не потому, что люди будут приносить больше жертв, но потому, что все жертвоприношения в тот день прекратятся ( Мал.1:10–11 ). Люди более не будут вспоминать об изделиях, относящихся к эпохе Моисея, как ковчег завета ( Иер.3:16 ). Эти пророчества были исполнены. Иудейские жертвоприношения прекратились и Иисус установил новый завет посредством Своей крови ( 1Кор.11:25 ). Автор Послания к евреям цитирует Иеремию 31:31–34 в подтверждение серьезно обдуманного утверждения, что Посредником нового завета является Христос ( Евр.8:9 ). 6) Другая линия пророчеств подчеркивает всеобщую миссию Израиля и Мессии. Михей и Исайя представляют ее яркой образностью речи: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима...» ( Ис.2:2–3 , Мих.4:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Что Иисус Христос приходил для того, чтобы разрушить дела дьявола, свидетельствует вся евангельская история. «Ваш отец дьявол, – говорит Иисус Христос иудеям, – и вы хотите исполнить похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо... лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Затем Христос и в положительном учении, и в притчах, – в объяснительной их части, часто упоминает о дьяволе и о ангелах его, и везде учит о них, как о существах действительных, как о злых духах, старающихся вредить людям, губить их, и блюдомых для вечного огня. Изображая последний, Страшный Суд, Христос говорит: «Сын Человеческий скажет тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его»( Мф.25:41 ). Осуждение Свое Господь изрекает грешникам – существам действительным; не ясно ли из этого, что дьявол и ангелы его – тоже существа действительные, ибо для них прежде всех уготован огонь вечный, ожидающий и их последователей – грешников? По утверждению Христа Спасителя, сатана в течение 18 лет мучил несчастную скорченную женщину ( Лк.13:11–16 ); он же просил Господа сеять апостолов – как пшеницу ( Лк.22:31 ). В других местах св. Евангелия приводятся слова Иисуса Христа о том, что существует целое царство злых духов, что дьявол – злобный князь сего царства, имеет слуг своих и называется поэтому князем бесовским ( Мф.12:25–27 ; Лк.11:17–20 ), что дьявол – князь бесовский – есть «князь мира сего» ( Ин.12:31 ), что дьявол и ангелы его действуют совместно, не препятствуя, а поддерживая друг друга ко вреду людей ( Мф.12:25–27 ; Мк.3:24–28 ; Лк.11:17–20 ). Не сомневались в бытии дьявола и святые апостолы. Подобно Иисусу Христу, они учили о душевредной деятельности злых духов, о пагубном влиянии их на род человеческий. Говоря о Христе, что Он исцелял всех, одержимых дьяволом ( Деян.10:38 ), апостолы и сами, по примеру своего Божественного Учителя, исцеляли бесноватых ( Деян.5:15–16, 16:18 ) и, проповедуя людям Христа, смотрели на переход из язычества в христианство , как на переход от власти сатаны к Богу ( Деян.16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010