Видишь ли, что мы избегаем ваших ухищрений, как ни хотелось вам одолеть нас? Но поскольку мы узнали уже, сколь непреоборимы твои умозаключения и ухищренные доводы, то посмотрим, какова крепость твоих доказательств из слова Божия, если станешь убеждать нас и ими.    Ибо мы и познали, и проповедуем Божество Сына, руководствуясь великими и высокими словами. Какими же? Следующими: Бог, Слово, в начале, с началом начало («В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). И: «с Тобой начало» (Пс.103:4). И еще: «Кто от начала (Ис.41:2-4). вызывает роды» (Ис.41:4). А также наименования: Сын единородный («Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18); Путь, истина, Жизнь, Свет («Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6); и еще: «Я свет миру» (Ин.8:12)), Премудрость, Сила («Христос Божия сила и Божия премудрость» (1Кор.1:24)), Сияние, Образ (χαρακτηρ, εικν), Печать («Сей будучи сияние славы и образ (χαρακτηρ) ипостаси Его» (Евр.1:3); и еще: «Образ (εικν) благости» (Прем.27:6); и еще: «Отец на нем положил печать свою, Бог» (Ин.6:27)); Господь, Царь, Сущий, Вседержитель («и Господь полил дождем огонь от Господа» (Быт.19:24); и еще: «жезл правоты, жезл царства Твоего» (Пс.44:7); и еще: «который есть и был и грядет, Вседержитель» (Апок.1:8)) ясно приписываются Сыну, равно как и другие имеющие с этими одинаковую силу и принадлежащие к числу тех, из которых ни одно не есть приобретенное и впоследствии присвоенное Сыну или Духу, так же как и самому Отцу, потому что Он совершен не через приращение, и не было, когда бы Он был без Слова, не было, когда бы Он был не Отец, не было, когда бы Он был не истинен, или не премудр, или не всемогущ, или лишен жизни, или светлости, или благости.    Перечисли же и ты в противоположность этим словам те, которые отыскивает твоя неблагодарность! Таковы суть: «Бог мой и Бог ваш» (Ин.20:17), «бо­лее» (Ин.14:28), «создал» (Прит.8:22), «сотворил» (Деян.2:36), «освя­тил» (Ин.10:36). А если угодно, и следующие: «раб» (Ис.49:3), «послу­шен» (Фил.3:7), «отдал» (Ин.5:22, 10:29), «навык» (Евр.5:8), «запове­дал» (Ин.14:31), «послал» (Ин.10:36, 17:3), «не может от себя ничего тво­рить» (Ин.5:30), или говорить (Ин.12:49), или судить (Ин.12:47), или даровать (Мф.20:23), или хотеть (Мф.26:39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

   Во-вторых, крещаемый присоединяется к обществу истинных исповедников Христовых, т.е. к Церкви Православной.    Так и говорит св. Писание о последствиях проповеди Ап. Петра: «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:41—47). Поэтому и Ап. Павел объясняет, что «все мы одним Духом крестились в одно тело, которое есть Церковь» (Кол. 1:24). «Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13) Как дикое дерево привитое к дереву хорошему, питается добрыми семенами этого последнего, так и крестившиеся прививаются к доброй маслине (Церкви), у которой корень и ствол — Христос, получают возможность питаться соками от Христа и приносить добрые плоды (ср. Ин. 15:1, 4—7; Рим. 11:24). Крестившемуся даруется все «потребное для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3). В каком порядке происходит священнодействие крещения?   Сначала совершается оглашение крещаемого; о нем молятся, чтобы Господь расположил его душу к христианству, молитвой запрещается диавольской силе отвращать его от спасения, и оглашаемый или принесшие его восприемники отрекаются от сатаны и его действий, а также исповедуют веру св. Церкви, читая Символ Веры. После этого совершается самое крещение. Молятся об освящении воды крещения, молитвенно благославляют елей, помазуют им части тела и крещают в освященной воде, трижды погружая в нее с произношением слов: «крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святого Духа, Аминь». После прочтения 31-го псалма не крещенного надевается белая одежда, в знак непорочности, чистоты его, а залог того, что крещаемого Господь убелил своей благодатью. Вслед за священнодействием крещения совершается таинство миропомазания. Зачем при крещении освящают елей и помазуют им крестообразно крещаемого?   Самое крещение предзнаменовалось некогда потопом: как от всемирного потопа спасся только Ной с семьей в ковчеге, так и ныне от гибели во власти диавола может освободить одно крещение, которым человек приходит из тьмы в чудный свет, от власти сатаны к Богу, в Его Церковь. И как некогда предвестником конца потопа и начала спасения для Ноя была масличная ветвь, которую принес выпущенный из ковчега голубь (Быт. 8:11), так и для крещаемого предвестником спасения от власти диавола является помазание освященным елеем. Поэтому и масло это называется «елеем радования», т.е. вестником доброй, спасительной радости..

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     В землю зарывается тело человеческое, и оно перестает существовать как тело. Но из элементов, на которые оно разложится, как из клетки зерна пшеницы, силой Божией воскреснет новое тело, не уничтоженный, немощный и бессильный труп, а новое духовное тело, полное сил, нетления и славы.       Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, тако вы и перстные; и каков небесный, таковы и не бесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 47-49).      При жизни наше тело - перстное, душевное, как те ло Адама. По воскресении оно станет иным, духовным, подобным телу небесного второго Адама Иисуса Христа, какое Он имел после славного Воскресения Своего.      Мы не знаем всех свойств тела воскресшего Господа Иисуса Христа. Знаем только, что оно проходило сквозь запертые двери, могло внезапно исчезать из виду (Лк. 24, 36; Ин. 20, 19).      Его не сразу узнавали апостолы и мироносицы. В этом славном теле Господь вознесся на небо. Но оно было истинным телом, которое могли осязать апосто лы, для которого возможны были и обычные функ ции человеческого тела (Лк. 24,43). Подобными этому телу Христову будут и наши тела по воскресении в жизнь вечную.      Но только ли человек наследует бессмертие? Великое слово: Се, творю все новое относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всей твари. Мы говорили уже, что дух животных, - хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит и апостол Павел в 8 главе послания к Римлянам (19-22): Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, по по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

    5:22 Гневается на брата своего  — ряд рукописей добавляет «напрасно». «Рака» — арамейское бранное слово («пустой человек»). «Безумный» — в иудейской среде чрезвычайно резкое ругательство, имеющее в виду не только и не столько интеллектуальный недостаток, сколько нечестие и развращение (ср. Пс 13:1: «Сказал безумец в сердце своем: " нет Бога " »). Геенна  — первоначально название долины (евр. Хинном или Бен-Хинном) к югу от Иерусалима. Дурную репутацию этой долине принесло то, что она бывала местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей (Иер 7:31). После того, как эти обряды были прекращены, место подверглось проклятию и превращено в свалку для мусора и непогребенных трупов; там постоянно горели и тлели огни, уничтожавшие гниение. Уже в ВЗ эта непрекращающаяся работа червей и огня стала символом конечной погибели грешников: «…И увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис 66:24). Отсюда метафорическое употребление этого топонима в Евангелиях.   5:26 Кодрант (лат. quadrans — «четвертушка») — очень мелкая римская монета в четверть асса стоимостью.     5:31 Ср. Втор 24:1: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…»     5:37 Да, да, нет, нет: возможно, двукратное повторение утверждения и отрицания употреблялось как формула заверения вместо запрещенной клятвы. От Лукавого — или «от лукавого», т. е. «от зла».     5:47 Со своими  — буквально «с братьями вашими»; имеется в виду любой, хотя бы весьма широкий, но замкнутый круг — родичи, свояки, друзья, соплеменники и т. д.     6:2 Лицедеи  — греч. ιποκριτα, слово, нормально означавшее актеров. Традиционный перевод — «лицемеры». Однако слово «лицемер» со временем несколько огрубело в своем значении; скажем, герой комедии Мольера «Тартюф, или Лицемер» — это тривиальный мерзавец, который начинает вести себя как скот, едва его покровитель на минуту отвернется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

А где Сын и Дух Святой, там и Бог Отец. И в храмах христианских явлено много знамений и чудес, свидетельствующих о действительном, преимущественном присутствии в них Божества.Противны врагу Божию, злому духу и святые храмы Божии. Некогда он искушал самого Иисуса Христа словом Божиим; поставив Его на кровле ерусалимского храма, он сказал: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам своим заповедает о Тебе и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Пс. 90, 11-12). Но Господь отразил его также словом Божиим, сказав: написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 6-7; Второз. 6, 16). Так и ныне злобный дух искушает и успел соблазнить некоторых из христиан ложным толкованием слова Божия; между прочим он вложил в них и ту мысль, что храмы Божии для них не нужны и, хотя в ветхозаветное время и был храм в Иерусалиме, но будто Христос отменил храмы, сказав жене самарянке: наступает время, когда и не на горе сей (на Гаризине, где был храм Самарянский) и не в Иерусалиме будете кланяться Отцу. Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему должны покланяться в Духе и истине (Иоан. 4,21,24).Враги св. храмов приводят еще в свою защиту слова архидиакона Стефана и св. апостола Павла, Св. архидиакон Стефан перед мученическою кончиною своею сказал в речи иудеям: Соломон построил Ему (Богу) дом, но Всевышний в нерукотворенных храмах живет, как говорит пророк: небо престол Мой и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего (Деян. 7, 47-49)? И св. апостол Павел в речи своей афинянам сказал тоже самое: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, не в рукотворенных храмах живет и истребует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все (Деян. 17, 24-25). Обратим сперва внимание на места, которые противниками храмов отрывочно берутся из речей св. архидиакона Стефана и св. апостола Павла. Почему тот и другой сказали вышеприведенные слова? Потому что иудеи и язычники имели неправильное понятие о своих храмах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

А Книга Судей природу правды полагает в том, что она может посрамлять словом; по-русски: никто не имел власти, по-славянски: не было посрамляющего словом ( Суд.18:7 ). Стыдиться наказания и слова — таково отношение ко всякой власти семейной (Ев.12:9), как и Книга Чисел говорит о власти отца усрамить дочь ( Числ.12:14 ), ко всякой власти общественной, гражданской ( Суд.18:7 ) и духовной. От слова пророка Елисея Азаил дошел до посрамления и смятения ( 4Цар.8:11 ). Поэтому осуждаются те, кто не устыдились слов пророка Иеремии (2Ез.1:47). Апостол говорит о духовной власти, как не знающей стыда при наказании, т. е. при посрамлении ( 2Кор.10:6 ). И то же говорит Иисус сын Сирахов о судье, который не должен заслужить стыда при защите правды ( Сир.7:6 ). Стыд относится к власти человеческой и божественной. «Меня ли не боитесь и не стыдитесь» Творца и Вседержителя, [повеление] Которого не могут переступить волны моря ( Иер.5:22 ). И Евангелие под образом стыда перед сыном царя говорит о стыде перед Сыном Божиим ( Мф.21:37 ; Мк.12:6 ; Лк.20:13 ). Далее Иисус сын Сирахов говорит о стыде пред собранием и народом ( Сир.41:22 и 42:11), как и Иов говорит о стыде пред народным множеством ( Иов. 31:34 ). И наконец, Иисус сын Сирахов говорит о стыде пред товарищем, и другом, и соседом ( Сир.41:24 ). И все, что Господь делает для наказания стыдом и избавления от стыда, связано с правдой Божией. И только при познании этой карающей и наказанием спасающей правды возможен покаянный стыд. Иеремия говорит: «Иерусалим сделался мерзостью», т. е. сделался предметом стыда. «праведен в этом наказании Господь, ибо я был непокорен Слову Его» (Плач Иер.1:17–18 ). Те, которые не были покорны, т. е. не имели стыда перед словом правды Его, наказаны стыдом перед врагами, и этим наказанием приводятся к стыду перед правдой Божией. И еще говорит Исаия: «Когда судьбы Божии совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде», и это названо далее стыдом грешника в наказании «Увидят ненавидящие народ Твой высокую руку Твою и устыдятся» ( Ис.26:9–11 ), т. е. посрамление неправды правдой Божией есть путь к торжеству правды на земле. Отсюда и Псалмопевец прославляет правду Божию, когда постыдятся злые и гордые ( Пс.34:26–28 ) и когда «постыдятся и посрамятся ищущие зла мне» (70:24), когда те, которые радовались несчастию праведника, устыдятся, видя, что возрадуется праведник, желающий правды рабу Божию ( Пс.34:26–27 ). И еще: «Когда Я помогу тебе и поддержу тебя десницей правды, тогда будут в стыде и посрамлены все раздраженные против тебя» ( Ис.41:10–11 ). И то же в псалме: «Ненавидящие меня устыдятся, потому что Ты, Господи, помог и утешил меня» (85:17), и третий пророк говорит: Когда «Господь выведет меня на свет, увижу правду Его. Увидит это неприятельница моя, и стыд покроет ее, говорившую мне: «где Господь Бог твой?» ( Мих.7:9–10 ) 85 .

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

В доме Божием, как Теле Христовом, всякому члену предоставлено дело. Подобие возьмите от нашего тела. Оно имеет много различных членов. И только в том случае тело будет здорово, когда все члены делают свое, предназначенное им дело. Так и в доме Божием все члены трудятся в повиновении, смирении, покорности, братолюбии, всепрощении, с усердием исполняя то, к чему призваны. И тогда все Тело Христово, «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:16 ). Так, братие, помните, что домоправители дома Божия, т. е. Церкви святой суть святые апостолы и их преемники, пастыри Церкви. Но в доме Божием и каждый из челяди получил обязанность, которую и должен исполнять с усердием. Придет Владыка Господь и будет, требовать от всех отчета, как всякий раб Его исполнял возложенные на него обязанности. Конечно, домоправители будут первыми в ответе, а за ними уже и челядь пойдут на суд. Блажен раб той, егоже пришед господъ его обрящет творяща тако: воистину глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его (–43 и 44; Мф.24:46–47 ). «Блажен раб тот, которого господин, его пришед найдет поступающим так: истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его». Счастливым, блаженным будет тот раб, которого Господь найдет добре трудившимся в доме Его. Как праведный Судия, Он воздаст сторицею ему. Божие имение есть весь мир. Но сей мир прейдет. Со вторым пришествием Сына Божия откроется новое царство славы, и верные рабы будут наследниками Его, ибо они воцарятся со Христом. Так и исполнится слово Господа, что рабы те будут поставлены над всем имением Его. И так будут награждены не одни домоправители только, но и все. верные рабы, благоразумно трудившиеся в доме Божием. Не архиереи, иереи и диаконы, верно и благоразумно исполнявшие свое служение, но и миряне, трудившиеся так же верно и благоразумно, всяк в своем чине, будут наследниками царства славы. Аще же речет раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити: и начнет бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися: приидет господин раба того в день, в он же не чает, и в час, в он же не вест: и растешет его, и частъ его с неверными положит ( Лк.12:45–46 ), ту будет плачъ и скрежет зубов ( Мф.24:48–51 ), добавляет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В изумительном поэтическом плане с очевидностью раскрывается аллегория, которая, однако, является только первой, потому что за ней, естественно, следует второй и высший слой её. На верном и твердом фундаменте первой аллегории и восстают новые образы, которые дорисовываются с совершенной ясностью при свете Новозаветного Писания. Какой иной образ можно видеть в царе Соломоне, особенно в отношении к Суламите, символизирующей народ Божий, как не образ Мессии – Христа? Когда родился Соломон, «Господь возлюбил его, и послал пророка Нафана, и он нарек имя ему: Иедидиа, по слову Господа» ( 2Цар.12:24–25 ), что значит – «возлюбленный Богом». Пророки ожидали, что когда народ взыщет царя своего, Господь восстановит им пастырем «Давида князем вечным» ( Иер.30:9 ; Иез.34:23, 37:24–25 ; Ос.3:5 ). На Соломоне, непосредственном сыне Давидове, на первом могло осуществиться пророчество о Мессии. Но пришел последний Потомок Давида, о Котором ангел возвестил: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» ( Лк.1:32–33 ). Он в евангельской истории исповедуется Сыном Давидовым ( Мф.1:1, 21:9 ; Мк.10:47 ; Лк.20:41 ; Ин.7:42 и пр.) называется новым Царем Израилевым ( Лк.19:38 ; Ин.1:49 ) нового вечного царства. Он-то и есть Сын Божий, возлюбленный Отцом ( Мф.3:17 и пр.), и Сын Человеческий, Мессия ( Дан.7:13–14 ). Если в дни Соломона «не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его (Бога), которые Он изрек через раба Своего Моисея» ( 3Цар.8:56 ), то в дни Мессии-Христа исполнилось все Писание, закон и пророки, и совершилось дело спасения, которое Бог поручил Ему исполнить. ( Ин.17:4 ; Лк.4:21 ). Из пророчески-прообразовательного смысла аллегорических образов книги Песнь Песней укажем кое-что. Знакомство – первый момент истории святой любви. Подобно Суламите, ветхозаветная церковь нашла Царя своего Мессию в самой простой пастушеской обстановке, если не в саду под яблоней, то в поле и в пещере, в уничижении бедных людей. Христос явился пред народом Божиим, как Соломон пред Суламитой, не в царском величии, а в смирении. И не мы пришли к Нему, а Он – к нам. Как Суламита не увидела сразу в Соломоне царя, а предположила пастуха, так и избранные люди народа Божия не сразу узнали в Иисусе своего Мессию, а разве только Пророка и Учителя ( Лк.7:16 ; Мф.7:28 ). И только в самом конце Его пребывания на земле познали в Нем Сына Божия и Царя Небесного Царства. Соломон приходил в свой сад в сокрытии своего царского звания, и Сын Божий явился, как человек, в сокрытии Своего Божественного достоинства..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В Новом Завете греховность человеческой природы изображается в чертах еще более ярких. Господь проповедь Свою начал призывом людей к покаянию ( Мф.4:17 ; Мр.1:5 ). Раньше И. Христа, о покаянии же во грехах учил Иоанн Предтеча ( Мф.3:5–10 ). Он говорил людям, что все «неверующие в Сына» уже осуждены и «гнев Божий» пребывает на них ( Ин.3:36 ср. Еф.2:3 ; Рим.2:5 ). Почему это? – Потому что люди все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3:9–23 ), все под клятвою закона ( Гал. 3:10 ). Они «проданы греху» и делают лишь то, к чему влечет их порочное сердце ( Рим. 7:14, 19, 20, 23 ). По этой причине Апостолы, ходя в мире, прежде всего благовестили всем народам покаяние и прощение грехов ради крестных заслуг Сына Божия ( Лк. 24:47 ; Ин. 20:23 ср. Деян. 2:38 ; Рим. 6:6 ; Гал. 5:24 и др.). Нам скажут, что после смерти Христовой мы – уже не рабы греха ( Рим. 6:19 ; Тит.3:3 ) и живем под благодатью ( Рим. 6:14 ). – Верно. Однако послушайте, что пишут Апостолы облагодатствованным христианам. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что... все мы много согрешаем» ( Иак. 3:1–2 ). Ап. Иоанн еще сильнее выражает ту же мысль: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (Христа) лживым, и Слова Его нет в нас» ( 1Ин. 1:8,10 ). – Смотрите: кто настаивает на своей непорочности пред Богом, тот забывает «слово» самого Господа. А «слово» это гласит, что «никто не благ, как только один Бог» ( Мк. 10:18 ). И в Откровении написано: » кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит Имени Твоего? Ибо Ты един Свят» ( Откр.15:4 ср. Мф. 27:24 ; Иов. 8:46 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 4:15 ; 1Петр. 2:22 ). Если же Господь «един свят», значит – люди все с недостатками и пороками (Ср. Иов. 9: 30,31; 15:14–16 ). Но откуда же в нас эта страшная сила греха, которая, по учению Ап. Павла, постоянно противится добрым желаниям нашим и делает необлагодатствованных людей «пленниками закона греховнаго?» ( Рим.7:15–23 ). Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно , путем плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, – пишет апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ср. 1Кор. 15:21, 22, 48, 49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вскоре в Кесарии появились и ожидаемые там жалобщики на апостола: Анания и другие старейшины, приведшие, конечно, целый легион бесов с собою... Агнец Христов – Павел был; под стражей в Иродовой претории. На первом рассмотрении дела ничего не было решено, но: «Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женой своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя. Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним» (24, 24–26). Примечательно здесь сочетание некоего, несомненно религиозного, страха Феликса во время слов апостола о правде, воздержании и суде, с его явным желанием получить с апостола взятку. Этот тип религиозности человеческой не чужд и нашей эпохе: в делах, в жизни и психологии – прочное служение своим эгоистическим интересам, а где-то в глубине души – «трещинка в вечность», смутное, но уже святое беспокойство от соприкосновения с миром таинственным, с областью непостижимой, но как-то реальной... «Может быть, реальной»... Непросветленная вера в иное могущественное бытие правды и суда, страх от начала осознания этого бытия и суда и в то же время, – хладная отдаленности разума, сердца и воли от Истины. 47. Ритор Тертул Тертул произносит обвинительную речь против апостола. Речь эта напоминает речи обычных наемников, говорящих не от сердца, а то, что надо тем, которые наняли их. Это был ходатай по делам, адвокат, без коего не обходились государственно-судебные дела и в апостольское время. Кратко, но обстоятельно, выразил Тертул точку зрения первых преследователей христиан. Христианство им представлялось «назарейской ересью». Представители христианства – «язвой общества». Польстив Фесту и его государственной мудрости, апеллируя к нему, как к блюстителю мира, иудеи чрез своего адвоката приносят косвенную жалобу и на Клавдия Лисия, вырвавшего у апостола Павла из рук их. Этим свидетельствуют они о несомненно благом намерении и поступке иерусалимского тысяченачальника, который стал, сам того не зная, архистратигом-ангелом в отношении апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010