Вместе с тем, авторство женщины сыграло для некоторых творений преп. Кассии отрицательную роль. Так, в каноне Великой субботы, преп. Кассией первоначально были написаны тропари первых пяти песен. В позднейшее время было сочтено неудобным оставить в богослужебном употреблении канон, написанный женщиной. В итоге данные тропари были заменены новонаписанными еп. Марком Идрунтским (Отрантским). Вероятно, подобная участь постигла и ряд других сочинений инокини-песнописицы, так как сохранившееся малое число ее творений не соответствует древним свидетельствам о том, что она являлась автором многих литургических сочинений. Несмотря на все это, в богослужении по сей день используются творения преп. Кассии. В частности: ирмосы первых пяти песен канона утрени Великой субботы; знаменитая стихира «Августу единоначальствующу на земли...», на «Слава, и ныне», на «Господи воззвах» вечерни Рождества Христова; стихира «Господи, яже во многие грехи впадшая жена...», на стиховне утрени и на «Господи воззвах» вечерни Великой среды; стихира на стиховне вечерни в день Рождества св. Иоанна Предтечи 24 июня; две стихиры на хвалитех утрени в день памяти пяточисленных мучеников 13 декабря. Кроме того, в греческой минее преп. Кассии приписываются стихиры в день памяти святых мучеников Гурия, Самона и Авива 15 ноября; несколько стихир ей приписываются и в других литургических сборниках. Количество составленных ею стихир, известных в настоящее время, доходит до 25-ти. Помимо богослужебных текстов, преп. Кассия занималась вне богослужебной духовной поэзией. Она является автором ряда поэтических сочинений, где говорится о природе зла, о счастии, благодати, честолюбии, красоте, богатстве, а также поднимается тема женщины. Завершается собрание ее поэтических произведений двумя стихотворениями, посвященными монашеству, где раскрываются величие и высота монашеского подвига. §3. Содержание 1.      Говоря о внешней стороне гимнографии преп. Кассии, следует указать на следующие особенности. Написанные ею стихиры отличаются значительным размером. В связи с этим высказывается предположение, что женщине-гимнографу давалось конкретное ограниченное число песен, принимающихся к церковному употреблению, и она старалась вложить в каждую стихиру как можно больше мыслей и образов. Однако, нам представляется, что жесткое отношение к женской гимнографии имело место в более поздние времена, в то время как при жизни преп. Кассии, напротив, творчество мирян, и в том числе женщин, процветало.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника. Седальны по кафисмам: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: седален праздника. Величание и избранный псалом святого. Седальны по полиелеи: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: седален праздника (если в чинопоследовании службы святому праздничный седален отсутствует, его можно заменить седальном по одной из кафисм или (в попразднство) прочитать седален самого праздника). Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме святого. Канон: праздника на 6 и канон святого (один или два канона) на 8. Катавасия – рядовая по Уставу (в попразднства большинства праздников, кроме Рождества Богородицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы, поются на катавасию те же самые ирмосы канона праздника). По 3-й песни: кондак и икос праздника, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника. По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: светилен праздника. Стихиры на «Хвалите…» на 6: стихиры праздника 227 – 3; стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. §4.3. Особенности в последовании воскресной утрени в отличие от полиелейной утрени, совершаемой в седмичный день Последование воскресной утрени подробно излагается во 2-й главе Типикона и имеет ряд особенностей, присущих только воскресным дням. Полиелей на воскресной утрене поется в следующих случаях (см. Типикон, 17-ю главу): – от Отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова (то есть от 22 сентября до 19 декабря включительно); – в Недели о блудном сыне, мясопустную, сыропустную; – в остальные периоды года полиелей поется, только если в неделю случится полиелейный праздник. 17-я кафисма («Непорочны») поется вместо полиелея на воскресной утрене в следующие периоды (если не случится в неделю полиелейного праздника): – от 1-й Недели Великого поста до Отдания Воздвижения;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Подумаешь, какой ревнитель истины! восемь раз женившийся, предварительно убивая прежнюю жену! Или Василий Темный, услышав, что в Успенском соборе помянули Папу, не вдаваясь в подробности – не хочу Папы! – и готово. Вот какие все обвинители! А про обвинения и говорить нечего, так они вздорны. Что же касается обвинений о якобы неправильных догматах, то обвинителям можно ответит, что в этом деле Католической Церкви лучше знать, чем им. Во-первых, она католическая, то есть вселенская и по месту, и по времени. Во-вторых, этим соборам и ей самой никакая земная власть не может приказать или запретить, так или иначе верить, чему подвержены Господа обвинители. Да, наконец, сами обвинители не знают, что говорят. Ведь они содержат в своих богослужебных книгах как раз все те догматы , в которых обвиняют католиков. Не может быть?!! Давайте посмотрим. Исхождение Святого Духа: посмотрим службу пятидесятницы и прочтем: Приди к нам Душе Святый, из Отца Сыном происходящий. (Песнь 6 на повечерии, 2-й тропарь). Или: Дух Святый Бог , сраслен и сопрестолен Отцу и Слову, познаваетися свет пресовершенный, от Света просиявый от безначального совершенного Отца и Сыном происходящий. (3-я стихира на стиховной среда пятидесятницы, вечерня). Происхождение от Отца чрез Сына. Что и требовалось доказать. Непорочное зачатие. «Чтим и непорочное зачатие Твое». (2 канон, 6 песнь, 2 тропарь Рождества Божьей Матери). «Прежде зачатия чистая освятилася еси Богу». (Стихира Богородичная на Великое Введение). «Днесь… прииде избавление осуждения Евина». (Светилен 9 декабря). «Иже, прежде век неизреченно от Бога земным, проповеданных божественным и страшных таинств, начаток веры явися, чистыя отроковицы зачатие " … (3-я стихира на хвалитех). «Анна славная ныне зачинает чистую». (Канон святой Анне Андрея Критского . 1 песнь, 3 тропарь. Служба 9 декабря). Чистилище – мытарства. «Помилуйте меня Ангелы и избавьте мытарств всех лукавых». Канон на исход души. 7 песнь, 2 тропарь. «Очистив раба твоего от прегрешений, в чине во святынь твоих дворех». Канон по исходе, 9 песнь, 2 тропарь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

По 3-й песни – кондак («Днесь пастырь Кронштадтский...») и икос прав. Иоанна, глас 3-й; ипакои отцов, глас 8-й (единожды); седален прав. Иоанна, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8-й: «Из чрева прежде век...» (см. 20 декабря, в службе сщмч. Игнатия Богоносца, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак («Веселися, Вифлееме...») и икос отцов, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен отцов: «Патриархов избраннии...». «Слава» – светилен прав. Иоанна: «Весь исполнился еси…», «И ныне» – светилен предпразднства: «Украсися, Вифлееме...» (см. в Минее 20 декабря, в службе сщмч. Игнатия Богоносца). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные (Октоиха), глас 3-й – 3, отцов, глас 5-й – 2, и прав. Иоанна, глас 8-й и глас 6-й – 3 (со славником и припевами своими; припевы см. в службе прав. Иоанна на стиховне вечерни). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Законных учений сословие…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Устав допускает также следующий порядок пения стихир на хвалитех на 8 (с отменой воскресных стихир Октоиха): стихиры отцов, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды), и стихиры прав. Иоанна, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в службе прав. Иоанна на стиховне вечерни). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Законных учений сословие…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я. На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов: «Велия веры исправления...». Кондак отцов: «Веселися, Вифлееме...». На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь прав. Иоанна. Кондак прав. Иоанна: «Днесь пастырь Кронштадтский...». На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов: «Велия веры исправления...». Кондак отцов: «Веселися, Вифлееме...». На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь прав. Иоанна. Кондак прав. Иоанна: «Днесь пастырь Кронштадтский...».

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-02/

Итак, рай открыт… А рай не иное что обозначает, как блаженное общение с Богом. Теперь уже путь не затворен к сему: Архангел ушел от врат райских, оставив их свободными. Но чтобы войти через них, нужно было иметь еще соответствующую одежду. А по притче Господней (см.: Мф. 22) сия одежда на браке не своя приносится (ибо что хорошего «своего» мог принести нищий, бродяга из переулков, кроме отрепьев греха и нечистоты?), а дается Царем: это благодать Божия. Сию благодать, как некую действительную силу или (по слову Святых Отцов, от святого Григория Паламы) «энергию», и возвратил Христос Спаситель Своим Воплощением: кончились «гадания (догадки, знамения, прообразы) сеновная (тень Ветхого Завета), Едемова отверзеся дверь, … благодать процветает» (21 декабря, стихира на Хвалитех). И причем благодать большая даже, чем Адамова: «Приобщаешися человеческия Христе плоти и благодать вместо (то есть «над»; сравните пасхальное Евангелие от Иоанна, 1, 16: благодать возблагодать; по-русски благодать на благодать) благодати грядеши подати » (22 декабря, тропарь четвертой песни канона повечерия). Как же так: и еще «идешь подать», и уже «процвела» благодать? Все сливается в цельное единое событие: как если потянут за конец чего-либо, то тянется и вся вещь; так и здесь: хотя фактически благодать дана еще будет после, в день Пятидесятницы, но самая возможность этого дарования открылась с рождением Того, Кто в свое время пошлет «обетование Святаго Духа». Будущее мыслится уже совершившимся, как несомненное. Путь к благодати, или древу райскому, уже открыт. Но «питать … тварь всю … благодатию Господь будет после («хотящаго питати благодатию»; 21 декабря, стихира на «Господи воззвах»). Эта же мысль выражается и другим словом — «священие» (21 декабря, тропарь четвертой песни канона утрени). И поскольку «благодать» не человеческого происхождения и существа, а Божественного, то ее сам человек не может ни достать самовольно, ни восхитить насильно: она отвне в него посылается от Бога и притом, как ни с чем не равнозначная, дается в конце концов «даром», выше «заслуг». Благодать есть благодать, то есть благой дар.

http://pravmir.ru/vesel-li-kto-pust-poet...

108 Архиепископ Сергий. Полный Месяцеслов Востока. Т. I. Изд. 2. Владимир, 1901 (Репринт – М., 1997), с. 82, 635. 112 Марр Н. О начальной истории Армении анонима. К вопросу об источниках истории Моисея Хоренского//Византийский временник. Т. I. СПб., 1894, с. 268. 113 К V в. относится еще такой интересный факт. В грузинском Часослове, напечатанном по повелению Вахтанга в 1710 году в Тифлисе, под 2 декабря назван Петр, епископ Майумский; см. ППС. Т. XVI. Вып 2. СПб., 1896, с. XIII–IV. Петр, или, как его еще называют, Петр Ивер, скончался в 488 г. Когда он при своей кончине «произнес последние слова, как сонм ангелов и множество святых, предводительствуемые святым мучеником Петром Александрийским , прияли его святую душу и с большими почестями и с пением вознесли на небо». – Там же c. 112–113. Так говорится в жизнеописании Петра Ивера. Впрочем, в современном Месяцеслове Грузинской Церкви его памяти нет; см. Веретенников Г. Грузинская православная Церковь . Загорск, 1972, с. 178–191. 114 Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец, с. 108–109. 115 Архиепископ Сергий. Полный Месяцеслов Востока. Т. 1, с. 17–19. В этом труде он описывает много Месяцесловов разного времени. Почти все они имеют память святителя Петра. О Месяцеслове V в. мы уже упоминали. Укажем еще на Коаленев I Месяцеслов (X–XI вв.). Он носит «в себе все признаки глубокой древности, имеет мало празднований и, как правило, по одному святому в день». Одно из исключений – 25 ноября, память двух святителей: Климента Римского и Петра Александрийского . – Там же с. 105. 116 Кроме канона святому Петру в Минее XI в. имеется седален (Ягич И. В. Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–97 гг. СПб., 1886, с. 446) и одна стихира «на стиховне», которые, по-видимому, также принадлежат перу Феофана (там же с. 448). Сейчас этот седален следует за третьей песней канона, а стихира является Славником стихир «на хвалитех». Но в Минеях XI в. нет стихир святому Петру «на хвалитех», нет и кондака, общего со святым Климентом Римским , которые имеются в нынешних Минеях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Типик., гл. 12. Октоих, л. 89 и 387. См., напр., 2, 3, 4 и 11 сентября. Надобно справляться в Типиконе. Напр., 11 сент. в попразднство Рождества пр. Богородицы хвалитных стихир нет. 29 декабря в попразднство Рождества Христова положено: «На хвалитех стихиры младенцев на 4. гл. 1-й, самогласны. Слава, гл. 5-й... И ныне – праздника». 4 января, в предпразднство Богоявления Господня – стихиры. Слава, и ныне – предпразднства. Типик., л. 52 на об., л. 140 на об., л. 146. По прочтении хвалитных псалмов – Слава, и ныне. Тебе слава подобает и т.д. Часосл., Послед. утр., стр. 36. Тип., гл. 12; Окт., л. 89 и 387. Так же; но если были хвалитные стихиры, то непосредственно после них – Слава тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу..., т.е. славословие великое, которое также читается, а не поется. Славословие великое, которое читается, а не поется. Ектения: Исполним утреннюю молитву... и т.д. Там же. Так же. Стихиры на стиховне из Октоиха,– те, которые писаны на хвалитех, именно – три мученична: 1-й без припева; пред 2-м: Исполнихомся заутра...; пред 3-м: И буди светлость... Слава – святому (Слава может быть только в стихирах на стиховне; потому что хвалитных стихир нет). Если Слава есть, то И ныне, богородичен по гласу Славы из числа тех, над которыми в дополнительной части Минеи надписано: «В субботу утра богородичен». Если Славы святому нет, то Слава, и ныне, богородичен из стихир на хвалитех Октоиха. Типик., гл. 12; Окт., л. 89 на об. и 387. Стихиры, припевы к ним, Слава, и ныне – праздника из Минеи. Если святой имеет стихиру с своим припевом, то стихиры праздника с праздничными припевами, стихира святого с особым припевом. Слава – святого. И ныне – праздника. Окт., л. 384 на об. После «Благо есть» 1-жды по трисвятом – Тропарь первого святого. Слава, тропарь второго святого, если оба святые их имеют. Типик., 52 гл., л. 387. Тропарь первого святого. Слава, тропарь второго святого. И ныне – праздника. Типик., 52 гл., л. 387, и Окт., л. 387. И ныне, богородичен утренний по гласу тропаря святого (второго, если два тропаря).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

9. Пятница. Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». Совершается славословная служба Зачатия Пресвятой Богородицы. Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). На вседневной вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры Зачатия, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Зачатия, глас 2-й: «Недоведомое Ангелом...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Зачатия, глас 5-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Зачатия, глас 2-й: «Днесь из корене Давидова...». По Трисвятом – тропарь Зачатия, глас 4-й (единожды; этот тропарь поется без Богородична, см. Типикон, 9 декабря). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Зачатия, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я . Малые ектении. Седальны Зачатия (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: прав. Анны 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – седален Зачатия, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – ин седален, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Зачатия, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Зачатия. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Зачатия, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Зачатия, глас 8-й: «Приидите, радостно днесь...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Зачатия, глас 4-й (единожды; этот тропарь поется без Богородична, см. Типикон, 9 декабря). На часах – тропарь и кондак Зачатия. На Литургии блаженны Зачатия, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь Зачатия. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Зачатия. В храме Богородицы – тропарь Зачатия. «Слава, и ныне» – кондак Зачатия. В храме святого – тропарь Зачатия, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Зачатия. Прокимен, аллилуиарий и причастен – прав. Анны. Апостол и Евангелие – дня и прав. Анны. 1 При славословной службе (без пения Октоиха) третья рядовая кафизма на утрене седмичных дней (с понедельника по четверг включительно) не стихословится, а переносится на вечерню следующего богослужебного дня и читается вместо 18-й кафизмы. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-22/

355 Стихиры праздника в период попразднства следует брать из чинопоследования службы данного дня, а не из службы, совершаемой в самый день праздника. Если в Минее под одним числом имеется несколько различных служб, то стихиры праздника чаще всего находятся в службе малого святого, память которого совершается в данный день. Только в том случае, если стихиры праздника отсутствуют в службе данного дня (как, например, в попразднство Богоявления), стихиры праздника следует петь из службы самого праздника. 356 Кроме предпразднства Рождества Христова и Богоявления, когда на «И ныне» в субботу поется стихира предпразднства (см. 20 декабря). 357 Хотя в 11-й главе Общей Минеи и в последовании 9 мая говорится «стихира храма или праздника», так что можно вместо стихиры храма спеть стихиру праздника со стиховни данного дня. 358 Данный порядок пения приведен на основании последований 21 декабря (святого митрополита Петра, предпразднство Рождества Христова), 16 августа (праздник Нерукотворного Образа, попразднство Успения Пресвятой Богородицы) и 7-й Недели по Пасхе (святых отцов I Вселенского Собора, попразднство Вознесения Господня). Хотя в Общей Минее вместо тропаря праздника указано петь тропарь «Богородице Дево…». 359 Если в службе святого находится два седальна по одной кафисме, то читается 1-й седален (единожды), «Слава»: 2-й седален святого, «И ныне»: седален праздника. Это же замечание относится к чтению седальнов по полиелеи и по 3-й песни канона, а также светильнов по 9-й песни канона. 360 В случае отсутствия на ряду хвалитных стихир праздника поются 3 стихиры со стиховни утрени (соответственно, нужно открыть в Минее в заданный день вседневную службу, отмеченную в Типиконе, где и будут праздничные песнопения). 361 Как мы уже замечали во II части книги, если по Уставу полагается попеременное чтение кондаков на часах, то обычно чередование начинается с того кондака, который на утрене читается по 3-й песни канона. В то же время «главный» кондак, читаемый по 6-й песни на утрене, непременно следует на 3-м часе, так как именно 3-й час открывает дневную группу служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

15 Идеи о содержательной интерпретации гласов, смысловой соотнесенности гласа и текста мы почерпнули из книги: Протоиерей Борис Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. М., 1995. Конкретная проявленность этой соотнесенности — через смыслы, вложенные в попевки, рассмотрена в работе: Голованова О. Славянский Октоих: к вопросу о певческой интерпретации тек­стов. РАМ им. Гне­си­ных. Дипл. работа. 2000. 17 В списке Ф. 299. 484 нет двух строк: О святопомазанная главо, всечестный верх и и преблаженне. 21 В списке Ф. 299. 484 более подробно выписано: Выход. Прокимен дню. Чтения 3 святительские в осенних службы писаны. 25 В списке Ф. 299. 484 этот текст в таком варианте звучит после прокимна на Литургии, здесь же он представлен иначе, а именно: Процвел ecu яко Финиск темже молим тя, помяни всех нас, и от противных напасти всякая, молитвами твоими избави нас. 26 В списке Ф. 299. 484 эта стихира писана после прокимна на Литургии. Имеются изменения в тексте, а именно: нет двух строк — вси земнороднии ликовствуйте и и чудотворца. 28 В списке Ф. 299. 484 непосредственно выписан текст Богородична: Умертви наша плотския страсти и похоти, Богородительнице Чистая. устави и страстей наших бурю, утоли волнение, смысл укрепи Благословенная Пречистая сердца, верно чтущих Тя Заступницу. 30 В списке Ф. 299. 484 подробно выписаны тексты УТРЕНИ, для которых в списке Ф. 98. 903 только указан адрес — служба 6 декабря. Для полноты рассмотрения обоих списков приведём здесь дальнейшее содержание службы по списку Ф. 299. 484: Стихира по 50-м псалме на хвалитех писана в службе месяца декабря в 6 день: Светилен подобен: Жены услыште: Велика чудеса твоя пресвятый Николае. яко явися во сне. богомудрому Константину царю три воины спасл ecu. безвины умирающа тако и нас спаси, Николае святителю Господень. Слава, и ныне, праздника. На Хвалите Господа: стихиры на 4, самогласны, глас 1: Воззрев неуклонно на высоту разума и узрев неявленно премудрости глубину твоими ученьми мир обогатил еси отче о нас присно молися Христу святителю Николае.

http://pravmir.ru/russkie-sluzhbyi-rozhd...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010