Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед...»). Библейские песни «Поем Господеви...» . Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален блж. Матроны, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак блж. Матроны, глас 7-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блж. Матроны (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры блж. Матроны, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – блж. Матроны, глас тот же: «О, преславнаго чудесе! О, таинства...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блж. Матроны, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». На часах – тропарь и кондак блж. Матроны. На Литургии блаженны блж. Матроны, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь блж. Матроны. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь блж. Матроны; кондак храма. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – блж. Матроны. Апостол и Евангелие – дня и блж. Матроны. 1 Празднование установлено в память обретения мощей блж. Матроны Московской 23 февраля ст. ст. (8 марта н. ст.) 1998 года и внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года. 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобному Поликарпу Брянскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5731469.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/552 ).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-07/

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17) . «Ангельский собор...». Ипакои гласа (Октоиха). Степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный (Октоиха) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), предпразднства (глас 1-й; см. в службе отцов) на 4 и отцов на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – ипакои отцов, глас 8-й (единожды). По 6-й песни – кондак («Веселися, Вифлееме...») и икос отцов, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й. «Слава» – светилен отцов: «Патриархов избраннии...», «И ныне» – светилен предпразднства: «Агница Нескверная...» (см. в службе отцов). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные (Октоиха), глас 3-й – 4, и отцов, глас 5-й – 4 (со своими припевами; первая стихира – дважды). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Законных учений сословие...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропари отцов: «Велия веры исправления...», и предпразднства: «Готовися, Вифлееме...» (см. в Минее 23 декабря, в службе Десяти мучеников, иже в Крите), читаются попеременно. Кондаки отцов: «Веселися, Вифлееме...», и предпразднства: «Дева днесь Превечное Слово...» (см. в Минее 23 декабря, на утрене по 3-й песни канона), читаются попеременно. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны гласа – 4, отцов, песнь 3-я – 4, и предпразднства (см. в службе отцов), песнь 6-я – 4. На входе: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропарь воскресный, тропарь отцов, глас 2-й: «Велия веры исправления...», тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Вифлееме...» (см. в Минее 23 декабря, в службе Десяти мучеников, иже в Крите). «Слава» – кондак отцов, глас 1-й: «Веселися, Вифлееме...», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово...» (см. в Минее 23 декабря, на утрене по 3-й песни канона).

http://patriarchia.ru/bu/2025-01-05/

Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и блж. Матроны на 8. Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8й: «Воду прошед…»). Библейские песни «Поем Господеви…» . Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – седален блж. Матроны, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак блж. Матроны, глас 7й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блж. Матроны (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры блж. Матроны, глас 8й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – блж. Матроны, глас тот же: «О, преславнаго чудесе! О, таинства…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блж. Матроны, глас 2й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». На часах – тропарь и кондак блж. Матроны. На Литургии блаженны блж. Матроны, песнь 3я – 4 (со ирмосом) и песнь 6я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь блж. Матроны. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь блж. Матроны; кондак храма. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – блж. Матроны. Апостол и Евангелие – дня и блж. Матроны. 1 Празднование установлено в память обретения мощей блж. Матроны Московской 23 февраля ст. ст. (8 марта н. ст.) 1998 года и внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года. 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобному Поликарпу Брянскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5731469.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/552).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры святителя, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «О Филарете славный...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Все упование мое...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...». На часах – тропарь и кондак святителя. На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя. Апостол и Евангелие – дня и святителя. Б. Порядок аллилуйной службы (прор. Авдия и мч. Варлаама) см. 18 июня. На вечерне кафизмы нет. На утрене кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Кондаки на изобразительных в следующем порядке: В храме Господском – кондак храма, кондак дневной: «Архистратизи Божии...», кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». В храме Богородицы – кондак дневной: «Архистратизи Божии...», кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дневной: «Архистратизи Божии...», кондак храма, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 23–24 сентября 2021 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобномученикам Гуслицким Серафиму, Иоасафу и Петру. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5846642.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/583 ).

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-02/

По 6-й песни – кондак и икос св. Димитрия, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен св. Димитрия (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры св. Димитрия, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – св. Димитрия, глас тот же: «Радуйся паки и веселися...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Владычице, приими молитвы раб Твоих...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь св. Димитрия (по выбору). «Слава» – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Лукиллиан...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...». На часах – тропарь св. Димитрия. «Слава» – тропарь мученика. Кондаки мученика и св. Димитрия читаются попеременно. На Литургии блаженны св. Димитрия, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь св. Димитрия, тропарь мученика; кондак св. Димитрия. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь св. Димитрия, тропарь мученика; кондак храма, кондак св. Димитрия. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и св. Димитрия. Апостол и Евангелие – дня и св. Димитрия. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2016 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы Божией Матери в честь иконы Ее «Табынская». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4727083.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/381 ). Ср.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 477–478. 2 См.: Минея-Ноябрь. М., 2002. Ч. 1. С. 131–147. 3 Кондак мученика (общий), глас 2-й: «Звезда светлая...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 83) в богослужении данного дня (при соединении со службой св. блгв. царевича Димитрия) может быть опущен (ср.: Типикон, 23 июля, служба мчч. Трофима, Феофила и иже с ними). В таком случае на часах должен произноситься только кондак св. Димитрия, и в порядке пения тропарей и кондаков по входе на Литургии на «Славу» должен петься кондак св. Димитрия.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-16/

18. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской . Служба святых мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 4, мч. Платона, глас 8-й – 3, и мч. Романа, глас 4-й – 3. «Слава» – мч. Платона, глас 6-й: «Страшныя и преславныя...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 3-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 6-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Множество согрешений...». На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, мч. Платона на 4 и мч. Романа на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос мч. Платона, глас 3-й; седален мч. Платона, глас 8-й. «Слава» – седален мч. Романа, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен мч. Платона, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-01/

248 Минея 23 декабря, Предпразднство Рождества Христова, вечерня, стихиры на «Господи, воззвах». 249 Рождество Богородицы, великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на литии. 250 Сретение, канон, п. 3, 2 — русский перевод Е. Ловягина (Ловягин Е.И. Богослужебные каноны на славянском и русском языках. СПб., 1861). 251 Предпразднство Рождества Христова, 24 декабря, утреня, канон, икос по 6 песне и канон, п. 4, 1. 252 Минея, 23 декабря, утреня, канон предпразднства Рождества Христова, п. 6, 3. 253 Минея, 29 декабря. Попразднство Рождества Христова, утреня, стихиры на «Слава, и ныне» на хвалитех. 254 Предпразднство Рождества Христова, 24 декабря, повечерие, канон, п. 4, 2. 255 Рождество Христово, утреня, 1-й канон, п. 1, 2. 256 Октоих. 6 гл., среда, утреня, канон Богородицы, п. 7, 3. 257 22 декабря, Предпразднство Рождества Христова, утреня, седален по 1 -и кафизме. 258 Рождество Христово, утреня, 2-й канон, п. 7, 2 — русский перевод Е. Ловягина. 259 Октоих, 2 глас, вторник, утреня, 1-й канон, п. 8, 1 и п. 8, 5. 260 Октоих, 1 глас, утреня, 2-й канон воскресный, п. 1, 1. Раскрытие сотериологической идеи обожения находит свое отражение в учении об Евхаристии. Обоженная плоть Христа является источником нетления и бессмертия — источником обожения для приобщающихся ея с верою. 261 Триодь Цветная, среда 4-й седмица по Пасхе, утреня, 1-й канон, п. 1, 1. 262 29 декабря, утреня, канон Маркеллу, п. 5, 1. 263 «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем селящего присно со Отцем, днесь Ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Рождество Христово, утреня, стихира по 50 псалме; ср. Минея 26 декабря, вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах». 264 Богоявление, великое повечерие, 3-я стихира на стиховне. 265 Тропарь на «Славу» на 1 -м часе навечерия и на на водоосвящении. 266 Минея 2 января, повечерие, трипеснец, п. 1, 1. 267 Минея, 5 января, повечерие, канон п. 8, 1. 268 «Голос Слова, светильник Света, заря — Предтеча Солнца (Иоанн Креститель) восклицает в пустыне всем людям: покайтесь, и заблаговременно очиститесь, ибо вот предстоит Христос, избавляющий мир от погибели». Канон, ирмос 6-й песни (русский перевод).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Рождество Христово с сочельником (л. 111 оборот). Месяца того же (Декабря) в 24 день на вечерни в навечерие (в) 23 день на Господи воззвах уставляют стихов 6 и поются стихиры самогласны 3, глас 4, по дважды: Исаия ликуй, Христос приходяй, Вифлееме готовися: на Слава, И ныне, глас 5: Не скорби, Иосифе; прокимен; на стиховне стихира, глас 5, самогласна: Приидите христоноснии, другая, глас 6: Вертепе, уготовися, иная, глас 2, подобен Егда на кресте пригво...: Егда Иосиф, Девице; на Слава того же гласа, подобен Доме Ефрафов: Всем пророком; И иыне: Доме Ефр...; тропарь, глас 4: Готовися, Вифлееме... (в подлиннике тропарь написан сполна); тот же (тропарь) на Бог Господь и на конце утрени. На утрени чтется слово Богослова, «чьтоху (sic) учащее» и святого Афанасия слово «написание» (на писание?); поются же 3 канона: препразднства («предпраздьника») два: глас 1, Христос раждается, и другой, глас 2: Поим Господеви, и святой Евгении того же гласа: В глубине потоп...; седален же на пении двух кафисм препразднства и святой; по 3 песни ипакои, глас 8: Сопль пастырский, уставляя песнь... (в подлиннике ипакои написано сполна); по 6 песни кондак, глас 3, подобен Дева днесь; поются же ирмосы святых Богоявлений «последь»: Глубины открыл; светилен: Свят Господь: на Хвалите Господа «стихира святые... (слово полуизглажено; нужно: мученицы?) глас 2, подобен: Егда от древа, поются (sic) по однажды; на Слава, И ныне самогласен препразднства; на стиховне поются стихиры, глас 2: Се время и другие две, подобен: Доме Ефраф...,– поются по однажды; на Слава, И ныне (поют) первую стихиру часовную, глас 8: Вифлееме, готовися; «имеють порознь чясом и кланянию разве дел...». В тот же день, в навечерие Рождества Христова, если есть пост, поётся вечерня при девятом часе дня; на Господи воззвах уставляют стихов 6 и поются три стихиры «самогласно», глас 2, по дважды: Приидите, возрадуйся Господеви, Господу Иисусу рождшуся, Царствие Твое, Христе Боже; на Слава: Что Ти принесем, на И ныне: Августу единовластвующу; по сем вход, на Свете тихий, от иереев с евангелием и с кадилом и со свечами «и бывшю долеседанию» поётся прокимен дневной и чтутся чтения по обычаю, также и тропари по чину своему, и по окончании их бывает ектенья от диакона, и тотчас: Святый Боже; прокимен, глас 7: Господь рече ко мне; стих... (в рукописи полстроки оставлено не записанной); апостол: Многочастне; аллилуия. глас 5; Рече Господь Господеви моему,– и поётся весь псалом «на три стихы»; евангелие от Луки: Во время оно изыде повеление, и прочее. Литургия святого Василия; причастен: Хвалите Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Самоподобен – песнопение, которое не только имеет свои собственные способы метрики и мелодии, но также является метрическим и мелодическим образцом для иных песнопений. Примером такого «самоподобна» является хвалитная стихира 20 декабря «Ангельские предыдите…». Подобен – песнопение, которое поется по образцу другого (самоподобна). Например, 23 декабря на утрене на «Хвалите…» назначаются стихиры 6-го гласа, которые обозначены словами: «подобен: Ангельские предыдите». Это значит, что данные сти­хиры надлежит петь по метрическому и мелодическому образцу самоподобна «Ангельские предыдите…» (стихира с утрени 20 декабря). Глава 5. Богослужебные книги Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам. От священнослужителя и церковнослужителя требуется близкое к совершенству знание содержания богослужебных книг. Это значит, что необходимо не только знать, какие именно молитвословия находятся в данной книге, но и уметь довольно скоро найти в них нужную молитву или указание относительно совершения служб. Церковный устав без книг не разрешает совершать богослужение (Служебник, «Известие учительное»). Потому даже если священнослужитель или церковнослужитель полагает, что он знает наизусть определенные тексты, все равно необходимо иметь перед собой книгу во избежание путаницы, пропусков или пауз, могущих возникнуть в случае проблем с чтением наизусть. Конечно, не следует понимать слишком буквально это замечание, простые песнопения можно и нужно читать или петь по памяти (например, тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых…»), но уже при чтении более пространных, пусть даже известных молитв (50-й, 90-й пс.) и последований (часы) желательно в поле зрения держать их текст в книге. Как богослужение бывает общественным и частным, так и книги делятся на две соответствующие группы: книги, относящиеся к общественному богослужению (Минея, Октоих, Триодь, Часослов и другие, см. далее), и книги, относящиеся к частному богослужению (Требник, Книга молебных пений). При рассмотрении книг, относящихся к общественному богослужению, можно обратить внимание на то, что во многих из них содержатся песнопения для одних и тех же служб, например песнопения вечерни и утрени. С другой стороны, ни в одной книге нет полного последования всех служб на конкретный день года, непременно придется пользоваться несколькими книгами 74 . Такое положение дел связано с наличием различных кругов богослужения. Каждая книга содержит службы только одного из трех кругов богослужения. Соответственно, книги, относящиеся к общественному богослужению, можно разделить на три группы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи 344 . По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два светильна, то 1-й светилен, «Слава»: 2-й светилен, «И ныне»: Богородичен Минеи; см. 29 августа). Стихиры на «Хвалите…»: стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (во всех трех случаях это одно и то же песнопение: «Богородице, Ты еси Лоза истинная…» 345 ). По славословии: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны» на 8: 3-я песнь 1-го канона святого на 4 и 6-я песнь 2-го канона на 4. По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропарь храма, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен – святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий или грядущий 346 день). Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого. §2. Праздники со бдением В Типиконе всего 11 праздников в честь святых имеют статус бденных: 26 сентября, 13 ноября, 5 и 6 декабря, 17, 20 и 30 января, 23 апреля, 9 и 11 мая, 15 июля 347 . Все они обозначаются в Месяцеслове красным крестом, вписанным в полукружие, – . Также к этой категории относятся праздники в честь храмовых святых, то есть святых, в честь которых освящен данный храм, или святых, мощи которых покоятся в данном храме и обители. Наконец, Типикон дает право настоятелям в случае некоторых полиелейных праздников «повышать» службу до всенощного бдения («Аще хощет настоятель, творим бдение»; см., например, 26 октября). Как можно догадаться из самого названия, на бденные праздники непременно полагается совершать всенощное бдение. В целом богослужение на бденные праздники сходно по своим особенностям с богослужением на великие праздники святых. Принципиальная особенность этих праздников в том, что в седмичные дни на утрене праздников бденным святым поется канон Богородице. Кроме того, на литии добавляется стихира храма. §2.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в седмичный день (кроме периода пред- или попразднства)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010