1.2. Собеседование Иова с друзьями Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Услышав о несчастии Иова, к нему приходят трое друзей – Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, по-видимому, тоже богатые и знатные, как и он сам. Видя его в таком положении, в течение нескольких дней сидят рядом с ним и ничего произносят: у них не находится ни одного слова, чтобы сказать Иову. Что они при этом думают, можно заключить из того собеседования, которое между ними происходит в дальнейшем. И вот тогда Иов начинает говорить первым и проклинает тот день, в который он родился: «Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя! Ночь та, – да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев! Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? [На что дан свет] человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?» (Иов. 3:3-6, 11, 20-23). Мы знаем и других ветхозаветных праведников, которые тоже так сетовали и стенали относительно своих страданий. Моисей молился и говорил: «для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» (Чис. 11:11, 15). Упомянем и пророка Иеремию, который говорил: «Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен!» (Иер. 20:14). Скорби этих ветхозаветных праведников велики, смерть кажется им избавлением. Здесь неслучайно много раз повторено слово «ветхозаветные», потому что они до благодати. После пришествия благодати апостол Павел хвалится скорбями, и хвалится страданиями, говорит: «в чем похвалюсь? Только в скорбях моих похвалюсь» («собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2 Кор. 12:5), – потому что благодать Божия позволяет это переживать совсем по-другому.

http://sedmitza.ru/lib/text/431303/

А.В. Бугаевский С. А. Черкасова, русская гимнография святителю Николаю: проблемы ее изучения Новую песнь воспеваем ти, священноначальниче Николае, и яко дар многоценный, тебе ю приносим, вемы бо яко капля сия славословия ничто же есть в великом море хваления чудес твоих, их же обильно изливавши всем, верою и любовью тебе зовущим... (Акафист Зарайскому образу свт. Николая. Икос 7) На протяжении всей истории православной России образ свт. Николая вдохновлял и питал духовное творчество нашего народа. «Радуйся, живорасленое ядие негиблющее, воскормивый певцы церковныя...» – поется в одной из русских стихир святителю. Вопросам выявления и изучения русского слоя гимнографии в честь свт. Николая и посвящена настоящая статья. Она состоит из двух частей. В первой части мы выделим русский слой праздников и гимнографии в честь свт. Николая и расскажем о них в целом. Вторая часть статьи посвящена специфическим проблемам изучения русской гимнографии, в том числе вопросам певческого содержания гимнографических текстов. Какие русские праздники в честь свт. Николая существуют? Что такое русская гимнография, и какое место занимает она в ряду церковных песнопений святителю? Современный месяцеслов Русской Православной Церкви содержит в целом шесть праздников свт. Николаю. Каждому из них соответствует своя гимнография. Вот эти праздники: память иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (месяца декабря в 6 – й день); перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в италийский город Бар (месяца мая в 9 – й день); Рождество иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (преимущественно месяца июля в 29 – й день, по разным источникам может быть 20 мая, 23 августа, 24 августа); принесение чудотворной иконы свт. Николая, именуемой «Зарайская», из града Корсуня в Зарайск (месяца июля в 29 – й день); явление чудотворного образа Великорецкого иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (месяца мая в 24 – й день);

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Беседа 44. Евангелие от Матфея, глава 13, 1–23. «Притча о сеятеле» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея и мы приступаем к изучению 13-й главы. Тема сегодняшней беседы называется: «Притча о сеятеле». В целом почти все притчи связаны с темой «О Царстве Небесном». То есть об установлении теократического Божьего Царствия «яко на Небеси и на земли». Во всех проповедях Сына Божия тема о Царствии Небесном занимает центральное место. Суть притч об установлении Царства Бога – есть слова надежды, что однажды рухнут все формы человеческого правления и Земля (наша планета) подчинится всецело воле Создателя. Сказано: «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» ( Ис.2:17 ). Мятеж, вспыхнувший в грехопадении наших прародителей с его печальными и трагическими последствиями, будет подавлен, и на новой Земле возникнет порядок, подобный тому, который царит на Небесах. Грехопадение наших прародителей есть земное продолжение мятежа, устроенного на Небесах дьяволом. И именно в таком смысле и надо рассматривать данный вопрос. Сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). Наступления Дня Господня не сулит ничего хорошего тем, которые не избрали для себя пути Господни. Сказано о таковых: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния» ( Ам.5:18–20 ). Поистине! День Господень для неверующих будет великим потрясением, разочарованием и ужасом. И сегодня мы будем в притче рассуждать о разных группах людей в их реакции на проповедь Святого Евангелия. И мы читаем 1-й стих 13-й главы от Матфея: Мф.13:1–2 . «Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Богослужение от начала Петрова поста до конца церковного года Раздел ещё не заполнен. Апостольский пост и празднования в честь святых апостолов В понедельник второй седмицы по Пятидесятнице начинается Апостольский, или Петров, пост. Продолжительность этого поста в каждом году бывает разная, поскольку начинается он по подвижному пасхальному календарю, а заканчивается всегда в день памяти апостолов Петра и Павла. Максимальная продолжительность Петрова поста – 42 дня, минимальная – 8 дней. Установив Апостольский пост в этот период церковного года, Церковь подчеркнула исключительную роль апостолов в деле распространения христианства. Получив дар Святого Духа в день Пятидесятницы, апостолы разошлись в разные страны для проповеди учения Христа. Церковь является апостольской, поскольку построена на основании апостольской проповеди и поскольку преемство рукоположений, восходящее к апостолам, сохраняется в ней до сего дня. День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня/12 июля, принадлежит к числу великих церковных праздников, хотя и не входит в состав двунадесятых. В этот день Церковью прославляются «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие» 1 , «безбожия заклавшия незатыкаемая уста, страшныя Духа мечи, Рима светлая удобрения, всея вселенныя питатели, Нового Завета богописанныя скрижали мысленныя» 2 , «ученики Христовы, и основания Церкве, истинныя столпы и стены, и трубы Божественныя Христовых учений и страданий» 3 . На следующий день после памяти Петра и Павла совершается богослужение в честь Собора двенадцати апостолов. В число 12-ти входят одиннадцать апостолов, избранных Христом, и Матфий, избранный апостольской общиной на место Иуды-предателя (см.: Деян. 1:23–26 ). Преображение Господне Следующим после Пятидесятницы великим двунадесятым праздником является Преображение Господне, 6/19 августа, выпадающее всегда на период Успенского поста. Дата праздника выбрана, как предполагается, в связи с праздником Воздвижения Креста Господня. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до распятия Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Верим, что по молитвам святой Татианы Господь избавит Отечество от мрака невежества! 23 января, 2009. Священник Константин Кобелев Почему мы, стоящие перед вами бывшие студенты МГУ, отложили свои вузовские дипломы и облачились в церковные ризы? Как это рассматривать: как измену своему призванию? 25 января 1999 года в домовом храме МГУ, освященном в честь святой мученицы Татианы Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные отцы, братия и сестры! Сегодня Православная Церковь вспоминает подвиг святой мученицы Татианы, подвиг, совершенный ею почти 18 веков назад. И одновременно сегодня (в который уже раз!) мы торжественно отмечаем праздник нашего родного Университета. Милость Божия снова явлена нам — и тот праздник, о котором 25 лет назад мы говорили шепотом, сейчас Господь дает нам встречать открыто. Тогда мы об этом и мечтать не могли, а сегодня присутствующие здесь, в храме Божием, преподаватели и студенты могут не бояться, что завтра они будут уволены с работы или исключены из Университета. Мы благодарны Богу за такой светлый праздник нашей отечественной науки, студентов всех вузов, настоящий день знаний. Позвольте обратить ваше внимание на известные в общем-то факты, связанные с историей праздника и поставить вопрос: Почему на студенческий день мы собрались именно в храме? Следует вспомнить, что решение об открытии Московского университета было принято во время пребывания Императрицы Елизаветы Петровны в Первопрестольной еще в сентябре 1754 года. Указ об основании был утвержден в Сенате. Оставалось лишь получить подпись Императрицы. Занимался этим вопросом Иван Иванович Шувалов, тогда еще молодой государственный деятель. И вот он для подачи прошения Императрице избирает сегодняшний январский день. И делает это не случайно, ибо этот день был для него особым — днем именин его матери — Татьяны Шуваловой. Что этот факт открывает нашему сердцу? Нам представляется, что Иван Иванович Шувалов был человеком верующим, церковным, и уже прежде в своей жизни не раз получал помощь от Господа по молитвам той святой, призывать которую научила его мать. Таким образом его поступок связал на века два праздника — церковный и студенческий. И сейчас, в наше время — когда мы часто видим гибельное противопоставление веры и знания — Татьянин день свидетельствует нам, что такое положение было не всегда.

http://pravmir.ru/verim-chto-po-molitvam...

Глава 2 Агг.1:15 . В двадесять четвертый день месяца шестаго, во второе лето, при Дарии царе. С евр: «в двадцать четвертый день шестаго месяца, во второй год царя Дария». Т. е. эти работы по созиданию Иерусалимского храма, о которых выше было сказано, начались во второе лето царствования Дария, в 24 день шестого месяца Элюля 14 ; след. чрез 23 дня спустя после первой речи Св. Аггея ( Агг. 1:1 ). Агг.2:1–2 . В седмый месяц, в двадесять первый месяца, глагола Господь рукою Аггеа пророка, глаголя: рцы ныне к Зоровавелю Салафиилеву от колена Иудова и ко Иисусу сыну Иоседекову, иерею великому, и ко всем прочиим людем, глаголя: кто от вас, иже виде храм сей в славе его преждней? и како вы видите его ныне якоже не суща пред вами? С евр: «в седьмой месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господне чрез прор. Аггея: ( Агг. 2:2 ). Скажи теперь Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и Исусу, сыну Иоседекову, великому иерею, и остатку народа: ( Агг. 2:3 ) Кто остался между вами, который видел этот Дом, в прежней его славе? и каким вы теперь его видите? не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» В 21-й день седьмого месяца (конечно, церковного года), который есть Тисри (или иначе Ефаним), было новое откровение чрез пророка Аггея к Зоровавелю, первосвященнику Иисусу и ко всем Иудеям. Господь Бог повелел Св. Аггею сказать им следующее: кто из вас, оставшихся в живых, видел храм Иерусалимский в прежнем его великолепии и славе? В каком виде вы его находите теперь? Не правда ли, что он как бы не существует; ибо остались одни развалины? Очевидно, что эти вопросы сделаны пророком для того, дабы возбудить наибольшую ревность к построению нового храма. Храм Соломонов, по богатству, великолепию и обширности, был чудом своего рода; великолепное и торжественное служение в нем, при соучастии множества музыкантов и певцов, наполняло сердца иудеев невыразимою радостью и восторгом, возбуждало радостные религиозные чувства, а благосветлые обетования Божии, соединенные с служением в сем храме, делали его единственным, неоценимым сокровищем во всем мире. Не было ничего выше и славнее храма Иерусалимского, где были очи и сердце Божие, где все говорило о беспредельной любви Божией. Напоминая все это и сему подобное, пророк пробуждает прежнюю любовь и привязанность ко храму, а чрез это самое поддерживает и согревает усердие к постройке нового храма; ибо любовь не может видеть разрушенным любимого предмета; по природе своей она желает его видеть целостным.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава XXXI. Последний приезд преосвященного Леонида в Москву; известие о его кончине; обстоятельства оной; погребение Ноября 23 дня 1876 года в 9 часов утра по Ярославской железной дороге прибыл в Москву архиепископ Ярославский преосвященный Леонид, вызванный для совещания в Комитет по построению Храма Христа Спасителя. С железной дороги он проехал прямо в Алексеевский монастырь, где отслушав литургию, зашел к своей сестре, Екатерине Васильевне, там живущей, и, посетив игумению Антонию, отправился на Троицкое подворье, чтобы застать еще в Москве владыку, в тот день отъезжавшего в Петербург на чреду в Святейший Синод. На подворье преосвященный нашел весьма много из Московского духовенства, и собравшиеся для проводов отъезжавшего владыки и для принятия от него благословения, совершенно неожиданно встретили приехавшего преосвященного. В 3 часа все отправились на Николаевскую железную дорогу, куда вскоре прибыл и князь Владимир Андреевич Долгорукий; он поздоровался с преосвященным Ярославским и, проводив владыку, медлил уезжать, чтобы подольше поговорить со вновь прибывшим преосвященным, которого не видал с июля. Преосвященный пригласил меня сесть в его карету, и мы отправились прямо к Иверской часовне, приложились к иконе и поехали в Чудов монастырь. Там мы застали еше совершавшееся молебное пение о бдагополучном путном шествии владыки нашего, приложились к святым мощам святителя и из церкви прошли в настоятельские келии, приготовленные для преосвященного. На следующий день он приглашал меня приехать обедать с ним к его сестре в Алексеевский монастырь, так как этот был день ее именин, но, к сожалению, мне было невозможно и, поздравив поутру Екатерину Васильевну, я поспешил отправиться к себе в монастырь, куда на следующий день ожидал нашего нового викария, преосвященного Никодима: он намеревался 26 числа, в день тезоименитства владыки, служить в домовой церкви Островской богадельни, которая во имя святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца. Преосвященный Никодим прибыл на Угрешу 25 числа часу в пятом вечера. У него сделалась сильная зубная боль, так что он с великим трудом мог дослушать всенощное бдение в Крестовой церкви архиерейских палат, и не знал, возможно ли ему будет наутро совершать литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися»... Размышления о вечернем причастии 23.03.2022 715 Время на чтение 3 минуты Лавра. Морозное утро. Солнечные лучи играют в золотых куполах. Эта картина запомнилась мне навсегда. Как хорошо было взять на работе отгул и поехать сюда. Поисповедоваться, причаститься. На это уходил целый день. Помню, как тогда, в 80-х, меня и моих друзей удивляло, когда кто-то говорил: «Я утром сходил в Церковь, причастился». Для нас это был большой и светлый день, который начинался рано утром и заканчивался к вечеру. День, посвящённый Богу. Сейчас говорят, что надо причащаться чуть ли не на каждой службе, так вроде бы было в древности. Но в древности служили в основном по воскресениям. Да, и в поздние времена святитель Василий Великий отвечает вопрошающим, что хорошо каждый день «принимать божественные тайны», но «мы приобщаемся четыре раза каждую седмицу». То есть считал себя более немощным, чем некоторые наши современники. В любом случае день Причастия должен быть максимально очищен от лишней суеты. Если мы подготовляем свое нутро, свою внутренность постом, то надо готовить тем паче и другие составы для достойного причащения. Сейчас Великий Пост и обычные Литургии не служатся (« во все дни поста святой Четыредесятницы, кроме субботы и недели и святого дня Благовещения, святая Литургия, да бывает не иная как Преждеосвященных Даров», гласит 52 правило 6-го Вселенского собора), только Преждеосвященных Даров, установленные как нисхождение к немощи человеческой, которая не позволяет иногда дождаться субботы или воскресения. Раньше люди брали в особые сосуды частицы в воскресение и причащались ими в другие дни. Потом это оформилось в особые Литургии, когда Причастие заготавливалось заранее и давалось верующим уже во время вечерни, чтобы не нарушать поста в будничные дни. Смысл был тот, что человек в эти дни держал более строгий пост до вечернего времени. Наша Церковь в последние годы установила минимальный пост перед Причастием в 6 часов. В наше время возникла практика служения Литургий в ночное время, такие Литургии могут служиться по несколько раз в год. И если Причастие совершается во втором часу ночи, то пост с 12 часов выглядит странно.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/23/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Праздник победы русского духа День народного единства подчеркивает единение всех слоев населения, которые независимо от статуса и положения в обществе выступили единым фронтом против врагов Родины 03.11.2018 1954 Время на чтение 3 минуты 4 ноября в России отмечается государственный праздник – День народного единства. 22 октября (ст.ст.) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери и, согласно гораздо более позднему свидетельству, поклялся построить храм в память этой победы. 23 октября (ст.ст.) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день, 24 октября (ст. ст.), гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым Царём Михаила Романова, первого правителя из династии Романовых. В 1630-е годы на Красной площади появился Казанский собор, который некоторые историки считают обетным. В 1649 году Царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября (по юлианскому календарю), когда у него родился первенец Дмитрий Алексеевич. «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)» сохраняется в православном и народном календаре доныне. В XX и XXI веках дню 22 октября по юлианскому календарю соответствует в григорианском календаре 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника, который отмечается в России с 2005 г. О значении Дня народного единства рассуждает в интервью «Русской народной линии» советник губернатора Курганской области, генерал-майор, профессор, кандидат педагогических наук Владимир Усманов : День народного единства появился в непростое время. Происходил излом нашей советской цивилизации, которая продолжала русскую цивилизацию. Необходимо было заполнять вакуум праздников, потому что одним махом хотели уничтожить советские праздники, что тоже было скоропалительно. Необходимо было все продумывать.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/03/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сотвори им, Господи, вечную память!» 22 июня. День начала Великой Отечественной войны. День памяти и скорби 22.06.2009 343 Время на чтение 5 минут В этот день панихида и молебен будут совершены у мемориала защитникам Отечества на Воскресенском кладбище города Саратова. Траурный митинг пройдет в парке Победы на Соколовой горе — в нем в рамках молодежно-патриотической акции примут участие выпускники школ нынешнего года. Дню памяти и скорби будут посвящены встречи духовенства Саратовской епархии с ветеранами войны и труда в центрах социального обслуживания населения, которые пройдут накануне этой даты. «Прошу вас, как участник войны, прислать свои наиболее яркие воспоминания о военных событиях и о днях Победы, а также, если знаете, о патриотических действиях духовенства и верующих в 1941-1945 годах». Такое письмо в 1984 году, за год до 40-летия Победы, было направлено Архиепископом Пименом (Хмелевским) на приходы Саратовской епархии. В помощь участникам войны была отпечатана и разослана анкета-вопросник из 16 пунктов. Благодаря Владыке Пимену таких воспоминаний, написанных от руки на листках из школьной тетради, хранится сегодня в архиве Саратовской епархии более сорока. Скупые строчки, и в каждой — живая история… «Я, диакон М.В. Антипов, призывался в 1943 году в ряды армии и был направлен на 4-й Украинс кий фронт, где сражался до Победы. Имею четыре ранения и три контузии. Третье ранение я получил 23 сентября 1944 года. В госпитале меня лечил хирург Вячеслав Федорович Островидов. Священник, он относился к больным очень аккуратно, и многие были ему благодарны за его отеческую заботу. Еще сражался со мной в звании капитана протодиакон Гавриил Александрович Овчаренко, который руководил сложными операциями. День Победы я встретил в городе Штефене в Германии, не доезжая до Берлина около 40 километров. Этот день был вдвойне радостным для нас, верующих,— шла Светлая Седмица, и мы приветствовали друг друга: «Христос Воскресе!» — читаем мы в воспоминаниях участника войны диакона Михаила Антипова, клирика Воскресенской церкви города Пугачева.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010