203 Комарецкий Николай Ананьевич; (4 мая 1877 – 25 июня 1931). Окончил Полтавскую ДС (1898), с 1898 – учитель Жолновской церковно-приходской школы. 21 июля определен и 28 июля 1899 рукоположен во священника к Георгиевской церкви с. Сакунова Слобода, затем переведен в мест. Константинов Роменского у. Полтавской губ. С 1912 – благочинный, в 1907 – 1912 – депутат III Государственной Думы. В эти же годы являлся слушателем Археологического института. 20 мая 1912 назначен полковым священником церкви 145 Новочеркасского полка. С 19 декабря 1912 служил священником ц. военной тюрьмы в С.-Петербурге, с 19 июля 1914 – церкви лейб-гвардии Конного полка. С начала Первой мировой войны до 12 ноября 1917 находился на фронте вместе со своим полком, за что получил боевые награды. С 1917 – протоиерей. В марте 1917 – марте 1919 – за штатом, затем вновь служил в Благовещенской церкви. Арестован 28 марта 1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Оправдан по суду. После закрытия Благовещенской церкви продолжал служить в 1928–1931 на Коневском подворье на Охте и в храме Большеохтинского кладбища. Епископ Петергофский Николай (Ярушевич) , служа архиерейскую всенощную в храме Коневского подворья и зная, что о. Николай уже отходит, прочел всенародно молитву на исход души. Погребен на Большеохтинском кладбище. См.: Средняя Рогатка. 4-й спец, выпуск «Московский проспект». 1998. 128. С.4. 222 Комаров – представитель от приходов в Совете Высших Богословских курсов. 350 Кондратьев Евгений Михайлович; (20 января 1868 – не ранее 1937). Окончил С.-Петербургские ДС (1888) и ДА (1892), к. б. С 1892 – священник церкви Громовского приюта, с 1894 – священник Успенской церкви на Сенной площади, с 6 мая 1909 – протоиерей, с 13 октября 1909 – протоиерей церкви Волкова кладбища, затем настоятель(?). Арестован в 1921, вскоре освобожден. В 1937 вышел за штат. 183, 197 Коновалов Николай Александрович. Окончил Вологодскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1911), к. б., 16 августа 1911 – 15 августа 1912 – профессорский стипендиат, с 30 октября 1912 – и. о. доцента кафедры пастырского богословия С.-Петербургской ДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Причина такого скопидомного поведения, как нам представляется, коренилась в немецкой натуре Ионы 1-го, склонной к законности, да еще подкованной воинской службой. Кто же был игумен Иона 1 -й, ставший персоной non grata для Посада, по мнению его Комиссара? Из его послужного списка за 1917 год, приложенного к обнаруженному нами судебному делу «Самарина-Кузнецова» (см. ЦГАМО, ф. 5062, оп. 3, д. 7, лл. 103–106) следует, что он в миру звался Иваном Федоровичем Фиргуфом (был из обрусевших немцев), и родился, вероятно, в 1866 году (в 1917 г. ему, по документам, 51 год, на 16-е июня 1919 года – 52 года), обучался в Московском Кадетском корпусе и в 3-м Александровском училище, был офицером лейб-гвардии Кексгольмского полка, затем вышел в отставку. С 13 ноября 1892 года был на послушании в хлебной, трапезной и в канцелярии Гефсиманского скита. 1 мая 1896 г. переведен в указное братство этого скита, а 23 июня того же года был пострижен в монашество. По ходатайству Строителя иеромонаха Германа монах Иона переведен 6 октября 1897 г. к нему в Зосимову пустынь. 11 ноября рукоположен в сан иеродиакона, а 7 июня 1898 г. – в сан иеромонаха. С 28 июня 1903 г. утвержден в должности казначея. По воле Великой княгини Елизаветы Федоровны 24 мая 1904 г. командирован на Дальний Восток для священнослужения при Преображенском храме для плавучих лазаретов. Возвратился в Зосимову пустынь в ноябре 1905 года и вступил в должность казначея в январе 1906-го. За труды во время войны награжден орденом св. Анны III степени. 2-го декабря 1909 г. о. Иону перевели обратно в Лавру из-за несогласия с о. Германом по вопросу ведения отчетности (там же, л. 91); в чем было несогласие – не сказано, но из других источников известно, что он подал рапорт в Синод на о. Германа за нарушение последним правил ведения отчетности, так что тот даже был отстранен на время от своей должности. 16 августа 1910 года Иона был назначен помощником эконома Лавры, 9 июля 1912 г. награжден наперсным крестом из кабинета Его Императорского Величества, 20 мая 1913 г. на Романовских торжествах в Костроме был награжден золотым наперсным крестом с украшениями из кабинета Е. И. В., а 24-го мая при посещении·Государем Лавры – еще и золотыми часами. 21-го августа 1914 г. утвержден в должности эконома и члена Духовного Собора Лавры; возведен в сан игумена 29-го мая 1916 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 Попов Иван Аникитич; (30 мая 1871 – 1934). Окончил Архангельскую ДС (1891) и С.-Петербургскую ДА (1895). С 21 марта 1895 – преподаватель русского языка в 3-м и 4-м классах, дидактики в 4-м и 5-м классах Архангельского ЕЖУ. Учитель Архангельской псаломщической учительской школы. С 3 июля 1897 – преподаватель философии Архангельской ДС. 25 июля 1901 определен священником Госпитальной церкви Архангельска с оставлением в должности преподавателя ДС и ЕЖУ С 1898 – член Архангельского уездного отделения Архангельского Епархиального Училищного Совета. Служил в военном лазарете Архангельска. 3 августа 1920 арестован по групповому делу «Союза духовенства и мирян». С 7 сентября 1920 – в заключении в Бутырской тюрьме. Протоиерей. Вновь арестован в 1923 в Архангельске, приговорен к 3(?) годам тюремного заключения. С 1923 – в заключении в Орловской тюрьме, в 1925 отправлен в ссылку на 3 года. В 1929 переехал в Ленинградскую обл., служил в храмах Лужского района. 68 Попов Иван Васильевич; (17 января 1867 – 8 февраля 1938). Окончил Смоленскую ДС (1888) и Московскую ДА (1892), магистрант. С 16 августа 1892 – профессорский стипендиат, с 1 июня 1897 – и. д. доцента, с 20 октября 1897 – доцент, с 7 августа 1898 – экстраординарный профессор кафедры патрологии Московской ДА. 3 сентября 1897 утв. магистром богословия («Естественный нравственный закон». Сергиев Посад, 1897). Май 1917 – доктор церковной истории («Личность и учение бл. Августина. Т. 1.4. 1. Личность бл. Августина. Ч. 2. Гносеология и онтология бл. Августина. СПб. 1916.). С 15 мая 1917 (утв. 29 июня) – ординарный профессор 1-й кафедры патрологии Московской ДА. 1903 – 30 ноября 1906 – редактор журнала «Богословский вестник». С 30 марта 1906 – приват-доцент кафедры истории церкви историко-филологического факультета Московского университета, затем профессор, читал до 1919. 20 марта 1921 избран в Правление Психологического общества при Московском университете. В декабре 1924 арестован, отправлен на 3 года на Соловки, после чего почти без перерыва находился в ссылках. Расстрелян в Енисейске.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Временное правительство при своём вступлении отменило смертную казнь вовсе. В июле 1917 оно возвратило её для Действующей армии и фронтовых областей — за воинские преступления, убийства, изнасилования, разбой и грабёж (чем те районы весьма тогда изобиловали). Это была — из самых непопулярных мер, погубивших Временное правительство. Лозунг большевиков к перевороту был: “Долой смертную казнь, восстановленную Керенским!” Сохранился рассказ, что в Смольном в самую ночь с 25 на 26 октября возникла дискуссия: одним из первых декретов не отменить ли навечно смертную казнь? — и Ленин тогда высмеял утопизм своих товарищей, он-то знал, что без смертной казни нисколько не продвинуться в сторону нового общества. Однако, составляя коалиционное правительство с левыми эсерами, уступили их ложным понятиям, и с 28 октября 1917 казнь была всё-таки отменена. Ничего хорошего от этой «добренькой» позиции выйти, конечно, не могло. (Да и как отменяли? В начале 1918 велел Троцкий судить Алексея Щастного, новопроизведенного адмирала за то, что он отказался потопить Балтфлот. Председатель Верхтриба Карклин ломаным русским языком приговорил быстро: “расстрелять в 24 часа”. В зале заволновались: отменена! Обвинитель Крыленко разъяснил: “Что вы волнуетесь? Отменена — смертная казнь. А Щастного мы не казним — расстреливаем.” И расстреляли.) Если судить по официальным документам, смертная казнь была восстановлена во всех правах с июня 1918 — нет, не «восстановлена», а — установлена как новая эра казней. Если считать, что Лацис не приуменьшает, а лишь только не имеет полных сведений, и что ревтрибуналы выполнили по крайней мере такую же судейскую работу, как ЧК бессудную, мы найдём, что по двадцати центральным губерниям России за 16 месяцев (июнь 1918 — октябрь 1919) было расстреляно более 16 тысяч человек, то есть более тысячи в месяц . (Кстати, тут были расстреляны и председатель первого русского (Петербургского, 1905 год) совдепа Хрусталёв-Носарь и тот художник, который создал для всей гражданской войны эскиз былинного красноармейского костюма.)

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Г. Чернышевском, Д. И. Писареве, М. И. Михайлове, С. Г. Нечаеве, о работе отделений в составе фондов. 17 января – 26 декабря 1919 г. 77 л.; д. 68, л. 25–26). Из ЧСК материалы по Сухомлинову и Бутович были переданы в Уголовный кассационный департамент Правительствующего Сената (где и остаются по сегодняшний день), который с 10 августа по 12 сентября 1917 г. рассматривал в судебном присутствии (в качестве суда первой инстанции) дело военного министра В. А. Сухомлинова по обвинению в государственной измене (РГИА, ф. 1363, оп. 7, д. 1945 – Письма и прошения В. Н. и Е. В. Бутович в Канцелярию по принятию прошений, 5 июля 1908 г.– 3 августа 1912 г.; ф. 1363, оп. 7, д. 1946 – Дело Святейшего Правительствующего Синода по прошению жены потомственного дворянина Екатерины Бутович о производстве ее бракоразводного дела в Санкт-Петербурской духовной консистории, 26 апреля – 12 июня 1909 г.; ф. 1363, оп. 7, д. 1947 – Дело Санкт-Петербургской духовной консистории 2-й экспедиции по 1 столу о расторжении брака жены потомственного дворянина Екатерины Викторовой Бутович с Владимиром Николаевым Бутович по его прелюбодеянию, 30 апреля – 3 августа 1909 г., ч. I; ф. 1363, оп. 7, д. 1948. То же. 6 ноября 1909 – 8 октября 1912 г., ч. II). Так в тексте. См.: документ 13. Так в тексте. Так в тексте. Так в тексте, правильно: Гиляровского. Далее одно слово неразборчиво. Владимир Николаевич Бенешевич (1874–1938 гг.), д октор церковного права, автор более 100 работ по различным отраслям византиноведения, с 1905 г. приват-доцент, с 1909 г. экстраординарный профессор, затем ординарный профессор Петербургского/Петроградского университета. В 1903–1904 гг. преподавал историю церковного права в Александровском лицее, в 1906–1909 гг. в ПДА, в 1909–1912 гг. в Военно-юридической академии и др. Член Предсоборного Совета (1917 г.), членВсероссийского Поместного собора 1917–1918 г. , член Соборного совета, помощник секретаря Собора. В 1922 г.арестован, проходил по «делу митрополита Вениамина (Казанского)» , оправдан.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

В 1900 г. произведён в генерал-майоры. В 1904 году в качестве начальника артиллерии 3-го Сибирского армейского корпуса принимал участие в русско-японской войне. Оказался отрезанным от корпуса в Порт-Артуре, в ходе осады которого остался в распоряжении генерала Стесселя. После падения крепости отправился в японский плен. После окончания войны командовал артиллерией 1-го армейского корпуса (1906—1908), затем всем корпусом. В 1910 году получил звание генерала от артиллерии. Командовал Иркутским (1911—1912) и Одесским (1912—1914) военными округами. После начала Первой мировой войны командовал 7-й армией (17 августа 1914 г. — 19 октября 1915 г.), которая в боях участия не принимала. С июня 1916 года по 1 марта 1917 года — комендант Петропавловской крепости. После Октябрьской революции 1917 года эмигрировал. Сегодня мы также вспоминаем Александра Николаевича Вертинского (1889-1957). Вертинский - артист эстрады, поэт, композитор, певец. Артистическую деятельность начал в 1915 г., выступая в костюме и гриме Пьеро и исполняя песни собственные сочинения. Утонченная пластика, мягкий тембр голоса, богатство интонаций, неповторимый облик принесли ему популярность. Тогда же Вертинский начал сниматься в кино. В 1919 г. эмигрировал, выступал с концертами в Румынии, Польше, Англии, Германии, Франции, Италии, США, Китае, снимался в кино. Тоска по России, звучащая и в его песнях («Чужие города» и др.), заставила Вертинского вернуться на родину в 1943 г. Постоянно выступал с концертами. Огромным успехом пользовались его песни «Пани Ирена», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Маленькая балерина», «Прощальный ужин», «Доченьки», «Лиловый негр», «Мадам, уже падают листья» и др. Вертинский создал своеобразный жанр интимной музыкальной новеллы. Каждая его песня — лирическая миниатюра, зачастую окрашенная легкой иронией. Писал песни также на слова Блока, Есенина, Сологуба, Северянина, Ахматовой и других русских поэтов. Снимался в кино «Заговор обреченных», «Великий воин Албании Скандербег», «Анна на шее» и др.

http://ruskline.ru/history/2015/05/21/et...

По мнению доктора педагогических наук А. П. Беликовой, миссионеры принесли свет «истинного просвещения народам, населявшим Горный Алтай», и сущность их деятельности была благородной. Вышеизложенные факты с полным основанием позволяют говорить о положительном воздействии Алтайской духовной миссии на культурно-просветительскую жизнь региона. После ликвидации монархии в России, 20 июня 1917 г., был принят закон о передаче церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения. В архиве миссии сохранилось несколько актов о передаче школьных зданий и имущества. Например, акт от 18 октября 1917 г., по которому, в соответствии с «предложением» Бийской земской управы, описано имущество улаганской школы на сумму 1154 руб., которое должно было перейти из церковного ведомства в «министерское». Таким образом, у Церкви были «изъяты» образовательные функции. Послесловие В Горном Алтае за несколько десятилетий деятельности Алтайской миссии православие укоренилось настолько, что стало неотъемлемой частью жизни местного населения, в том числе и коренных национальностей. В этом несомненная и основная заслуга алтайских миссионеров как христианских благовестников. Оценку деятельности миссионеров можно давать по различным признакам. Таковыми обычно являются статистические данные крещений и география распространения. Однако достаточно существенным критерием успешности деятельности миссии является структура миссионерских учреждений, которую удалось создать миссионерам, количество храмовых, образовательных, благотворительных построек. И если по количеству крещений в год Алтайская миссия не являлась рекордсменом, то в части организации разносторонней системы миссионерских учреждений она стала образцовой. Поэтому не случайно в 1910 г. на состоявшемся в Иркутске миссионерском съезде среди многочисленных миссий, действовавших внутри страны, Алтайская духовная миссия получила наибольшее признание, была названа «образцом и руководителем» для других миссий. В отчете начальника Алтайской духовной миссии за 1914 г. сказано, что миссия «завершила свое внешнее развитие… разрослась в многоветвленное дерево, под сенью которого ютится много учреждений». Сеть приходских и школьных учреждений распространилась практически на всю территорию Горного Алтая, а средняя плотность храмов и школ достигла среднероссийских показателей.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

С. 272-273. Список церквей г.г. Ростова и Нахичевани-на-Дону, составленный благочинным прот. Молчановым, 19 сентября 1921 г.//ГАРО. Ф. Р-97. Оп. 4. Д. 53. Л. 61. Циркуляр Наркомюста и НКВД от 18 мая 1920 г. [в дополнение к циркуляру от 18 сентября 1919 г.] (1 октября 1920 г.)//ГАРО. Ф. Р-3758. Оп. 1. Д. 1. Л. 32. Распоряжение Новочеркасского Временного исполнительного комитета, 12 июня 1920 г.//ГАРО. Ф. Р-97. Оп. 1. Д. 229. Л. 6. Заявление председателя Донского Епархиального Совета прот. В. Чернявского в Донской облисполком (6/19 августа 1920 г.)//ГАРО. Ф. Р-97. Оп. 1. Д. 229. Л.10. Заявление настоятеля Кафедрального Богородице-Рождественского Собора Ростова-на-Дону прот. П. Верховского заведующему отделением церкви от государства в Донской области (11/24 июня 1921 г.)//ГАРО. Ф. Р-97. Оп 4. Д. 52. Л. 206-207. Заявление представителей православной общины при Спасо-Преображенской церкви села Воронцово-Александровского Терского округа в Северо-Кавказский крайисполком, 13 ноября 1925 г.//ГАРО. Ф. Р-97. Оп. 4. Д. 53. Л. 61. Курдюмов М. [Каллаш М.А.] Православие и большевизм//Православие: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 332, 566. Беглов А.Л. Православное образование в подполье: страницы истории//Альфа и Омега. 2007. 3(50). С. 153-172. См.: Обзор деятельности ведомства православного исповедания за 1915 год. СПб., 1917. 109 с. [Прилож.: 146 с.). - Содерж.: 1-2. Об архиерейских домах, мужских и женских монастырях и монашествующих в них за 1915 г. (С. 4-5); 3. Об церквах за 1915 г. (С. 6-7); 9. О белом духовенстве (С. 24-25); 10. О числе лиц православного вероисповедания за 1915 г. (С. 26-27); 31. Ведомость о числе учащихся в духовных училищах в 1914-15 учебн. году к 1 сентября 1914 г. (С. 94-101); 27. Ведомость о числе учащихся в духовных семинариях в 1913-14 уч. году (к 1 сентября 1913 г.) (С. 74-77); 35. Ведомость о числе учащихся в епархиальных женских училищах в 1914-14 уч. году (к 1 сентября 1914 г.) (С. 115-119); 1. О церковных школах и учащихся в них к 1916 г. по епархиям (без Варшавской, Гродненской, Литовской и Холмской) (С.

http://bogoslov.ru/article/716419

461 Нодендали (соврем. Нантали, Финляндия) – город на берегу Ботнического залива. В 1913 г. М. М. Богословский отдыхал там вместе с семьей своего брата С. М. Богословского. Об этом позже вспоминал его племянник Александр Сергеевич Богословский (один из «Липушат»): «У нас была зафрахтована четырехвесельная килевая лодка, и мы часто вчетвером, папа, д[ядя] Миша, Миша и я, совершали на ней поездки. Д[ядя] Миша любил и умел обставлять наши поездки некоторой таинственностью, будто мы путешествуем по неизведанным местам, где никто не бывал..» (См.: Архив РАН. Ф. 636. Оп. 2. Ед. хр. 9-а. Л. 6). 462 Золотая Липа – левый приток Днестра. Описываемые события относятся к периоду наступления Юго-Западного фронта. 464 Имеется в виду наступление турецких войск против 1-го Кавказского кавалерийского корпуса ген. Баратова. С октября 1915 г. корпус (до июня 1916 г. именовался русским Экспедиционным корпусом в Персии) успешно продвигался вперед, имея задачей соединиться с англичанами. Однако, после капитуляции ген. Таунсгендена в Кут-эль-Амаре, соотношение сил изменилось. Баратов вынужден был оставить занятые ранее города Ханекин, Керманшах и Хамадан, после чего, наступление турок было остановлено. Позднее, русские войска вновь перешли в наступление, и к марту 1917 г. вернули города Керманшах и Ханекин. 465 Великий князь Николай Николаевич (младший) с 23 августа 1915 г. – наместник Кавказа и главнокомандующий Кавказской армией. 466 Богословский несколько опередил события: в августе 1916 г. наступление армий Брусилова еще продолжалось. Но оно уже выдыхалось и не принесло желаемых результатов. 468 К 13 августа 1916г. русские войска заняли город Муш (Турция) и вышли к хребту Куртик-Даг (в нескольких километрах от Муша). Продолжалось также преследование остатков 4-й турецкой армии, отступающей в южном направлении от района озера Ван к городу Мосулу (соврем. Ирак). 469 Богословский вспоминает именной указ Петра I от 2 октября 1718 г., данный царем президентам Коллегий. В нем, в частности, говорилось, чтобы во время присутственных дней «лишних слов и болтанья не было, но то время ни о чем ином, только о настоящем говорить; также, кто станет говорить речи, другому не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабам-торговкам».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

29 Холмский Илья Гаврилович. Окончил Псковскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1895), к. б. С 24 августа 1896 по 10 октября 1902 преподаватель латинского языка Костромской ДС. 57, 71 Холопов Иродион Дометианович; (8 апреля 1881 – 1942). Окончил Тульскую ДС (1904) и С.-Петербургскую ДА (1908), к. б. Для дальнейшей специализации в области философии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, зачислен на 3-й курс, прослушал его, но университета не окончил. Преподавал в петербургских гимназиях. Принимал участие в заседаниях Петербургского Религиозно-философского общества. В 1918 переехал в Омск; сначала работал секретарем транспортного отдела, а с 1919 по 1922 – преподаватель психологии Института народного образования и заведующий библиотекой института. В конце 1922 возвратился в Петроград, с 1 октября 1923 – преподаватель общеобразовательных классов Государственной академической Капеллы, вел психологию художественного воспитания. Читал апологетику на Курсах Центрального городского района. Уклонился в обновленчество. С 1924 – преподаватель апологетики, затем профессор обновленческого Ленинградского Богословского института, с 18 мая 1925 – магистр богословия. С 1 апреля 1926 – помощник библиотекаря, затем библиотекарь Государственной Публичной библиотеки, с 25 мая 1931 – 1934 – библиограф Ленинградского отделения Центральной Книжной палаты. См.: Шилов Л. А. Холопов Иродион Дометиевич.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 619–620. 295, 303, 304, 306, 345, 347 Хомяков Алексей Степанович; (1 мая 1804 – 23 сентября 1860) – русский писатель, публицист, философ, общественный деятель. Один из идеологов славянофильства. 61, 260, 354 Хост Алексей Евгеньевич; (12 февраля 1900 – не ранее 7 июля 1936). Окончил Гатчинское реальное училище (1917), в 1918 окончил дополнительный класс в нем же. С 1918 преподавал в школах. В 1920 – сотрудник 5-го ротного участка Отдела Всевобуча в Гатчине. 9 ноября 1920 зачислен на математическое отделение физико-математического факультета Петроградского университета. 12 июня 1923 снова подал заявление в университет, где писал: «Не мог заниматься ввиду страшно тяжелого материального положения, теперь имея некоторое улучшение, прошу перевести меня на правовое отделение Ф[акультета] О[бщественных] Н[аук]». Уволен при проверке из числа студентов в июне 1924. Окончил Петроградский Богословский институт (1923).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010