Происхождение праздников Казанской иконы Пресвятой Богородицы в связи с историей покорения Казани и смутного времени Московского государства Источник В Православной Русской Церкви есть два праздника в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы: один – 8-го июля, другой – 22-го октября. По происхождению своему праздники эти отечественные, русские. Они не известны ни Греческой Церкви, ни православным чужестранным Церквам Славянским племенам. На Руси оба эти праздника, особенно праздник 22-го октября 1 , весьма почитаются. Между тем происхождение праздников в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы мало известно на Руси, особенно мало известно в тех частях России, которые присоединены к ней после смутного времени Московского государства: в Киевщине, Волыни, Подолии и Белой Руси. В этих частях России не только некнижный народ, но и много грамотеи вовсе не знают происхождения праздников 22-го октября и 8-го июля, в чем мы убедились из наблюдений. Во всех русских историях, даже самых полных, как нарочно, ни слова не говорится происхождении сих народно-государственных празднеств, хотя они и непосредственно связаны с народно-государственной историей. Считаем делом нелишним пополнить «по сказаниям летописи» то, что не умышленно или умышленно пройдено молчанием. Исторические события народно-государственной жизни, послужившие основанием праздников в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы так много говорят русскому сердцу и так полны нравственных правил... Явление и прославление большей части святых чудотворных икон не только в России и Греции, но и ни Западе стоит в живой, тесной и непосредственно близкой связи с событиями народно-государственной жизни. Явления сии, нося на себе печать действия небесных, сверхъестественных, благодатных сил, показывали народу в особенно тяжелые или очень важные периоды народно-государственной жизни явное участие Промысла Божия в судьбе народа. Так, важные события Киева, Владимира и Москвы (крещение Руси, победа над Болгарами в 1164 г. и освобождение от Тамерлана в 1395г.) стоят в живой связи с образом Божией Матери Владимирской (Празд.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

1945 год. ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ! 18-го июня был освобожден. 5-го июля получил назначение быть мне Архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским. С 21-го августа был в Москве до 17/IХ. 22 октября выбыл в Алма-Ату, куда прибыл 26-го Х. Был встречен о. благочинным Михаилом Серебряковым, протодиаконом о. Михаилом и членом ц/с. Накануне 28-го служил первую Всенощную и Литургию в Казанской церкви. Вступительная речь – о трудностях служения пастырского; просьба молиться за нас, пастырей, приглашение сделать сбор нп сирот Священной войны. Собрано 1200 р. Ноябрь. 8 . Среда. Престольный праздник в селе Тургень, куда был приглашен послужить. Туда и обратно ехал на грузовой машине, в грязи и пыли. Слово: о сотворении Ангелов; их служение роду человеческому в Ветхом Завете и Новом; Случай служения. Они укрепились в святости и не могут согрешить. И мы должны стремиться к этому. Нужно веру соблюдать крепко, [неразборчиво]; надежду, любовь. Смирение и под. 19 . Воскресение. Служил Божественную Литургию в Казанском храме. Слово: среди болезней самая тяжелая – беснование: теряется образ Божий у одержимого; исцеление б. гадаринского – это один из случаев подобных исцелений. Как народ к этому отнесся? Как книжники? Слова Иисуса Христа о хулении на Духа Святаго (См. Мф. 12 ). Что есть хула на Сына человеческого? Что хула на Духа Святаго? Примеры: Арий, Несторий и др. еретеки. И мы можем не похуляя Господа впадать в сей грех: пьянство, разврат и под., если делаем сознательно и не каемся. Может ли Господь простить хулу? Да! При условии покаяния; Господь и Иуду простил бы, и демона, если бы покаялись. Как мы должны относиться к неверующим (ближним нам), или впадшим в грех хулы? Убеждать кротко, силою Истины и слезной молитвой. Пример: молитва Моники об Августине. Не гоните их, не оставляйте их, молитесь о них, «всяк просяй приемлет». Сие буди, буди... Декабрь. 31 . Воскресение. Служил Литургию в храме Казанской Божией Матери. Отдание Рождества Христова. Как во время Святок вспомнилось детство милое, как впервые вошел в храм на Рождество Христово, обстановка храма – чудное состояние души – почему этих переживаний у нас нет теперь? Суета, грехи, мир и т. п. похитили. 1946 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

VI. Материя и величина антиминсов, нашивные углы на них и развертывание антиминса на литургии Антиминсы в России приготовлялись в древности из холста. Россия приняла от Греции обычай употреблять холщевые антиминсы. Симеон Солунский , писатель XV-ro века, говорит, что в его время в Греции были антиминсы из «льна». Он указывает и основание тому: «Антиминсы делаются не из камней, но из ткани, преимущественно из льна, в знамение того, что на них священнодействуются страдания Христовы, каковые действия происходили на земле и от земли. Ибо лен из земли, равно как и гроб Христов был на земле» (гл. 127). Самый древний русский антиминс, сохранившийся от XII-ro века, был холщевый. Холщевые антиминсы употреблялись в России до конца XVIII-ro столетия. В XVIII-м веке даваемы были приказания, чтобы антиминсы были из холста. Так в указе 1766 года, сказано: С граммате на построение и освящение церквей никаких сборов не взимать, кроме 50 копеек за холст, при отдаче антиминсов. (Полн. собр. зак., т. XVII, М 12379). Много сохранилось холщовых антиминсов от конца XVIII-ro 88 века. Холст, в описаниях антиминсов, обозначается славами: «простой холст», «холст белого цвета» и т. п. 89 В XII-м веке, когда еще употреблялись холщовые антиминсы, стали входить в употребление и шелковые. В указе 1722 г. апреля 6-го, предписывавшем иметь антиминсы печатные на приличной материи, не исключалась, а скорее подразумевалась шелковая материя. В начале же восемнадцатого века ясно было указано, чтобы антиминсы были на атласе. (Указы 1704 г. июля 16-го, 1753 г. июня 31-го и 1794 августа 28-го). Впрочем атласные антиминсы бывали в употреблении и прежде этих приказаний. В Ростове, в Авраамиеве Богоявленском монастыре, находится шелковый антиминс 1655 (7163) года 22-го октября, священнодействован Митрополитом Ионою (Святыня и древности Ростова М. Толстого . Москва. 1866, стр. 66); и в Костромском кафедральном Ипатиевском монастыре есть, между другими, антиминс, освященный при Патриархе Никоне , в 1652 году, для церкви Воскресения Христова, печатанный на атласе, обыкновенной величины. (Дело Архив. Св. Синода, 1841, 693). Атлас для антиминсов, как прежде бывал, так и ныне употребляется цветной – разного цвета 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Часть II I. Землевладельцы Водской пятины Дряхлел, слабел Великий Новгород к концу XV столетия. И не внешние враги ослабляли его, – болезнь его была болезнью организма: внутренняя несогласия и междоусобицы лишили его прежнего здоровья и величия. – Москва, для которой существование самостоятельного, свободного города не могло быть приятным, видимо зорко следила за слабеющим старцем и очень точно определила его болезнь: «земля она от много лет в своей воли живяху, а о великих князех, отчине своей, небрежаху и не послушаху их, и много зла бе в земли той, межи себе убийства и грабежи и домом разорение от них напрасно, кой с которого сможаше» (Соф. Лет. II, Спб. 1853 г., стр. 202). Конечно, трудно сказать, во всей ли полноте справедлив такой отзыв о новгородской жизни; но если довериться летописи, Москва знала даже и наиболее виновных во внутренних беспорядках новгородцев: «Ведомо тебе богомольцу нашему и всему Новугороду, отчине нашей, колико от тех бояр и наперед сего лихо чинилося; а и нынеча что ни есть лиха в нашей отчине, то все от них чинится» (ibid, стр. 203). Не насилие производить, а по московскому воззрению мир водворять и отправился в Великий Новгород Иоанн III Васильевич в 1475 году. 22 октября оставил он Москву, 21-го ноября приехал в Новгород и остановился на Городище. Любопытно было это шествие Великого Князя в свободный Новгород. 5-го ноября, на Волочке, встречают его новгородцы Кузма Яковлев с товарищами и приносят жалобу на своих же новгородцев. Здесь же Вас. Микиф. Пенков подносит поминки от новгородского владыки. 7-го ноября на Виру, встречают В. Князя с поминками подвойский Назар и Лошинской; ноября 15-го, на Волме, подносят В. Князю поминки новгородские посадники Фефилат Захарьин, Яков Федоров, Кузма Фефилатов и житьи Ульян Плюснин, Федор Иевль, Матфей Деревяшкин; здесь же – с починками Федор Исаков: ноября 16-го в Васильеве, встретили В. Князя посадники Вас. Казимир и его брат Яков, Лука Федоров. Григорий и Иван Михайловы, Григорий Тучин, Богдан Есипов, Олферий Офонасов; старые тысяцкие Матфей Селезнев, Андрей Исаков, бояре Ив.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Шульги. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты В деревне Шульги Невельского района. Построена в середине 19 века. Деревянная, рубленая, крестообразная в плане. Состоит из основного четверика, притвора, первого яруса колокольни, семигранного алтаря. Летом 2002 года церковь сгорела. Возле церкви - кладбище. Источник: Псковская энциклопедия. Псков, издательство " Псковская энциклопедия " , 2007 В память о чудесном спасении жизни Императора Александра III с его Августейшим семейством 17 октября 1888 года прихожане Новохованской церкви Еменецкой волости из селений Шульги и Кулёво на свои собственные средства в размере 1000 рублей построили кладбищенскую церковь в Шульгах во имя Казанской Божией Матери, которая 1-го июня 1891 года была освящена согласно своего чиноположения. Почему именно Казанская? Всё очень просто. Дело в том, что в те времена имена давали по ближайшему празднику в святцах. Спасение Государя произошло 17-го числа и ближе к нему – 22 октября (Казанская), разумеется, даты следует рассматривать по старому календарю летоисчисления. В августе 1891 года крестьяне трёх деревень: Шульги, Кулёво и Самухино, в числе 36 дворов, с населением в 250 человек (119 муж. пола и 131 жен. пола) возбудили ходатайство об образовании самостоятельного Шульгинского прихода. Ведь до этого времени Шульгинская церковь считалась приписной к Новохованской, 1-го благочинного округа Невельского уезда, была кладбищенской, своим видом и вместительностью немногим отличалась от обычного дома. Однако епархиальное начальство данное прошение отклонило в апреле 1892 года, по причине отсутствия средств к содержанию причта (группы священнослужителей храма). Крестьяне не согласились с отказом и обратились в Святейший Синод, который, в свою очередь, рекомендовал им отмежевать причту законное количество земли и возвести на ней причтовые постройки. Крестьяне от этого отказались, в результате чего в начале 1894 года Указом Святейшего Синода просителям было отказано в ходатайстве.

http://sobory.ru/article/?object=12964

10 и 22 октября Для Москвы октябрь – месяц исторических воспоминаний по преимуществу. В октябре она пережила много светлых, но еще больше тяжелых дней. В этих случаях москвичи, верные заветам старины, всегда широко пользовались теми средствами утешения, которые предлагала им православная Церковь . Совершая всенародные моления, они старались и для потомков своих увековечить память великих событий своей жизни и завершали крестные ходы построением обетных храмов-памятников. Их храмы стоят и теперь, их крестные ходы совершаются неопустительно из года в год, – вот почему так любопытна история их возникновения, в некоторых случаях, к сожалению, почти всеми забытая. 1612 год отмечен лихолетьем в истории Москвы. Католический Запад, в лице поляков, хотел не только полонить, но и духовно поработить давно ненавистную ему православную Москву, и Москва пережила страшные измены, убийства, грабеж, разрушение и дикое попрание своих заветных святынь. Тогда отважно поднялись русские люди на защиту поруганного православия, и горячие молитвы их даровали им славный успех. В рядах князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, осаждавшего засевших в Москве поляков, находилась новоявленная (1571 года) чудотворная икона Казанской Божией Матери. С наступлением холодного времени, ее взяли обратно в Казан. Когда, на обратном пути, она была принесена в Ярославль, ее встретило здесь знаменитое нижегородское ополчение, с Минином и князем Пожарским во главе. Князь Дмитрий Михайлович, услышав о глубокой вере московских воинов в чудотворную икону и о том, что ее «прибытием» взят был у неприятелей Новодевичий монастырь, велел немедля снять для Казани копию, а самую икону взял с собой под Москву. Собравшись здесь, воеводы прежде всего решили молить Бога и Его Пречистую Матерь и для этого установили по всему русскому войску трехдневный пост: «Всею ратью начаша плакати и пети молебны, чтобы московское государство Бог избавил от погибели». Между прочим, тогда же был дан обет поставить храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. И молитвы их были услышаны. Преподобный Сергий явился в сонном видении пленному архиепископу Арсению и объявил, что Господь, по молитвам Богоматери и великих чудотворцев московских Петра, Алексия и Ионы, в следующий день низложит врагов н возвратит первопрестольный град российский православным. Ободренные известием об этом чудесном видении, воины с новою силой приступили к Москве. Шаг за шагом отбивали они у неприятеля различные ее части и, наконец, 22-го октября приступом взяли Китай-город. Стесненные отовсюду поляки сдались и без боя оставили Кремль.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Указатель к житиям святых за все месяцы Праздники господни Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – 14 сент. Вознесение Господне, переходящ. (в конце мая месяца). Воскресение Христово, переход. – (в конце апреля месяца). Воскрешение Лазаря, переходящ. – (в конце марта месяца). Вход Иисуса Христа в Иерусалим, переходящ. – (в конце марта месяца). Знамение креста Господня – 7 мая. Крещение Господне – 6 января. Обновление храма Воскресения – 13 сентября. Обрезание Господне – 1 января. Перенесение нерукотворенного Образа – 16 августа. Перенесение ризы Господней в Москву – 10 июля. Перенесение части креста в Гатчину – 12 октября. Праздник Всемилостивому Спасу – 1 августа. Преображение Господне – 6 августа. Рождество Христово – 25 декабря. Сретение Господне – 2 февраля. Сошествие Святого Духа – в неделю Пятидесятницы, переходящ. – (в конце мая месяца). День Пресвятой Троицы, переходящ. – (в конце мая месяца). Происхождение древа Честного и Животворящего Креста Господня – 1 августа. Праздники богородичные Зачатие Пресвятой Богородицы – 9 декабря. Рождество Богородицы – 8 сентября. Введение во храм – 21 ноября. Благовещение Пресвятой Девы – 25 марта. Успение Пресвятой Девы – 15 авг. Собор Пресвятой Богородицы – 26 декабря. Покров Пресвятой Богородицы – 1 октября. Положение ризы Пресвятой Богородицы – 2 июля. Положение пояса Пресвятой Богородицы – 31 августа. Праздники в честь икон Пресвятой Богородицы Абалацкой, близ Тобольска – 27-го ноября. Ахтырской – 2 июля. Боголюбской – 18 июня. Братской в Киеве – 10 мая и 6 сентября. Ватопедской – 21 января. Виленской – 14 апреля. Владимирской – 26 августа, 23 июня и 21 мая. Влахернской – 7 июля. Волоколамской – 3 марта. Всех Скорбящих Радости – 24 окт. Всех Скорбящих радость – 24 окт. Галицкой – 20 июля. Гребневской – 28 июля. Грузинской – 22 августа. Далматской – 15 февраля. Донской – 19 августа. Елецкой – 11 января. Елецкой Черниговской – 5 февраля. Ефесской или Корсунской – 9 октября. Жировицкой – 7 мая. Знамения Новгородской – 27 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иркутск. Церковь Николая Чудотворца в память воинов 28-го Сибирского стрелкового полка. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца (дерев.) 1910 г., воинская, арх. Ф.Ф. Каштял. Сооружена в память воинов 28-го Сибирского стрелкового полка, погибших в боях за Порт-Артур. Утрачена. Находилась на территории казарм в районе 5-й Иерусалимской улицы (ныне район ул. Пискунова и Ядринцева) Еще задолго до начала строительства, с благословения архиепископа Иркутского Тихона, начался сбор средств на возведение храма. Был образован комитет, который возглавил командир полка полковник П.Р. Брейкш. К 1910 г. собрали более 10 тысяч рублей, а также различную церковную утварь и облачения. Ко дню окончания строительства сумма пожертвований возросла до 25 тысяч рублей. Немалые пожертвования внес Вознесенский монастырь, передавший для будущей церкви престол и жертвенник, изготовленные еще в начале XIX в. Управление государственных имуществ бесплатно выделило строевой лес. Полковым священником служил отец Павел Крахмалев, немало сил употребивший на устройство храма. На его плечи легли все организационные тяготы. Современники вспоминали, что он даже отказался от выгодного назначения благочинным в другом городе, поскольку это могло невольно приостановить строительство. Проект деревянной полковой церкви, рассчитанной на одновременное посещение до 1000 человек, составил инженер Ф.Ф. Коштял. Работа была выполнена им бесплатно, в качестве личного пожертвования в это богоугодное дело. 22 марта 1910 г. состоялась торжественная закладка храма. Работы шли очень споро, всего за один месяц стены возвели почти до карнизов. Еще за месяц, к празднику св. Пасхи, церковь вчерне была сооружена. К декабрю того же года, то есть спустя всего 9 месяцев, строительство закончили как снаружи, так и изнутри. Дата освящения нового храма – 19 декабря – совпала с днем последней геройской защиты Порт-Артура, когда часть потеряла особенно много своих солдат и офицеров. Накануне праздника из иркутского мужского Вознесенского монастыря перенесли икону Св. Иннокентия с частицею от гроба Святителя и установили в новом храме рядом с иконой Св. Николая. Была отслужена панихида по героям полка с поименным поминанием более тысячи погибших воинов. Торжество, на которое пригласили более ста почетных гостей, отличалось пышностью. Присутствовали командующий войсками Иркутского военного округа генерал А.В. Брилевич, командир 3-го Сибирского армейского корпуса генерал-майор Радкевич, Иркутский генерал-губернатор Л.М. Князев и другие высшие военные чины и представители гражданской власти. Освящение храма совершали Иркутский архиепископ Тихон и Киренский епископ Иоанн. Год спустя, после завершения внутренней отделки, храм был вторично освящен 20 октября 1911 г.

http://sobory.ru/article/?object=37759

ПРИИДИТЕ, ВОЗРАДУЕМСЯ ДЕРЖАВНОЙ ЗАСТУПНИЦЕ РОДА НАШЕГО, ЦАРИЦЕ БОГОРОДИЦЕ... Так взывает Святая Церковь в нынешний день великого праздника в честь одной из самых прославленных и любимых святынь русского народа – чудотворной иконы Божией Матери Казанской: … Приидите к тихому Ея чудному, почитаемому Ангелы, честному поклонимся Образу … (Стихира 22 октября). … Источает бо нам неоскудные милости Пречистая Богородица, предваряет нам помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравным и богобоящимся рабы Своя …  (Кондак). О, если бы все русские люди услышали этот призыв Матери своей Святой Церкви и всем сердцем откликнулись на него. Кончилась бы эта великая смута на русской земле, поглотившая многие миллионы человеческих жертв, и вновь возстала бы во всей своей духовной красоте прежняя наша Святая Русь. Многознаменателен и дорог сердцу каждого истинно-русского человека нынешний день 22-го октября. И учит он нас весьма многому – самому важному, о чем порядком забыли современные русские люди. Страшное «смутное время» переживала русская земля более 350-ти лет тому назад. Царский род прекратился, наступило «междуцарствие» и, вследствие того, общая разруха и безначалие. В святая-святых Руси – священном Кремле первопрестольного града Москвы засели лютые враги св. Православия и русского народа латиняне-поляки, поставившие себе целью посадить на русский престол своего королевича Владислава и чрез него уничтожить св. Православие, обратив русский народ в латинско-папскую веру. С севера надвигались другие враги – шведы, захватившие уже Новгород и Финское побережье. По всей стране безчинствовали, грабили и убивали разбойничьи «воровские» шайки. Казалось, наступал неизбежный конец русскому государству. Спасения было ждать неоткуда. Но это спасение пришло чудесным образом предстательством Богоматери, по усердным молитвам верующих русских людей перед Ея чудотворным образом Казанским. В это поистине страшное время всеобщего нравственного развала, малодушия, измены и предательства, только Церковь наша Российская с ее Первосвятителем Святейшим Патриархом Гермогеном и боголюбивыми иноками Троице-Сергиевой Лавры оставалась на высоте. Святейший Патриарх Гермоген, не дававший своего благословения на воцарение в Москве польского королевича Владислава, за что его поляки взяли потом под стражу и уморили голодом, а за ним и иноки Троице-Сергиевой Лавры, во главе с архимандритом Дюнийем, разсылали по всем концам русской земли грамоты с призывом подняться на спасение Церкви и Отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В 1471 году, Севастиян Кушелев послан был Иоанном Великим в Псков, собирать псковскую рать против Новгородцев, которую он 31 июля и привёл к Великому Князю, на берега Шелони. Он участвовал также, в качестве воеводы, в новгородском походе 1477 года. Василий Борисович Кушелев получил от Иоанна Великого, в земле новгородской, в вотской пятине, в погосте Егорьевском-Теребовльском, на Перебожье, отписные вотчины Новгородцев Дмитрия Победитцкого и Тимофея Иевлева. Иван чепец и Иван меньший Кушелевы находились, в 1495 году, в числе детей боярских, сопровождавших в Литву княжну Елену Иоанновну, нареченную супругу Литовского Великого Князя Александра. Из данной грамоты, Иоанном Великим, сыну его князю Юрию Иоанновичу на Дмитров и на Рузу видно, что Андрей Кушелев владел, в 1504 году, в Дмитровском уезде, деревнею Залесскою. Юрий Никитич убит в казанском походе 1550 года, а Дмитрий Данилович и Тимофей Иванович убиты при взятии Казани (2 октября 1552): имена всех трёх вписаны в синодик Успенского собора, на вечное поминовение. Фёдор Никитич и Пётр Григорьевич подписали, в 1571 году, поручную запись по боярине князе Иване Фёдоровиче Мстиславском, первый в 35 рублях, второй в 40 рублях. Ляпун и Дмитрий Фёдоровичи жалованы поместьями в 1583 году. Иван Иванович служил, при Императоре Павле Петровиче, сенатором; при Императоре Александре действительным тайным советником Егор Андреевич (рождение 1763 † 1826) служил, при Императоре Павле Петровиче, генерал-лейтенант, а при Александре I сенатором; сын его Сергий Егорович (рождение 1821), ныне полковник и флигель-адъютант. Григорий Григорьевич служил в Гатчине, при Великом Князе Павле Петровиче, полковником, и пользовался особенным благоволением Великого Князя; по восшествии Государя на престол получил чин генерал-майора и Анненскую ленту; несколько месяцев спустя чин вице-адмирала; 24 окт. 1798 г. пожалован адмиралом и вице-президентом адмиралтейств-коллегии; 22 февраля 1799 года возведён в Графское Российской Империи достоинство; и 29 июня того же года получил Андреевскую ленту. В 1801 году он оставил службу, и скончался в глубокой старости, в 1833 году. От первого брака он имел одну дочь, графиню Александру Григорьевну, за сенатором князем Алексеем Александровичем Лобановым-Ростовским; от второго брака с графинею Любовью Ильинишною Безбородко († 14 июля 1809) имел двух сыновей: Александра и Григория († 16 февраля 1855, бездетным); из них старший, граф Александр Григорьевич (рождение 1800 † 6 апреля 1855), сенатор, исправляющий должность государственного контролера, по указу 6-го апреля 1816 года принял имя и герб графов Безбородко и именуется графом Кушелевым-Безбородко 176 . От брака с княжною Александрою Николаевною Репниною-Волконскою († 8 октября 1836), он имеет несколько человек детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010