Познав же, что иначе не могу овладеть ею, как если дарует Бог, – и то уже было делом разума, чтобы познать, чей это дар, – я обратился к Господу и молился Ему от всего сердца моего (VIII, 17 – 18, 21). Апостол, говоря о буйстве или юродстве в делах веры и называя себя, равно как и других апостолов, буиими Христа ради, в то же время свидетельствует: мы ум Христов имамы 65 ( 1Kop. II:16 ); аще и невежда (аз) словом, но не разумом ( 2Kop. XI:6 ). Будите убо мудри яко змия, – учит Спаситель ( Мф. Х:16 ) и в писаниях апостолов между другими важными наставлениями и правилами находим также увещание, чтобы мы заботились об усовершенствовании своего ума: вся искушающе, доброго держитесь ( 1Coл. V:21 ), не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть ( 1Uh. IV:1 ); апостол молится о Колоссянах, да исполнятся в разуме воли Божией во всякой премудрости и разуме духовнем, яко ходити вам достойне Богу во всяком угождении и во всяком деле блазе, плодоносяще и возрастающе в разуме Божии ( Koл. I– II ) 66 ; заповедуется, чтобы мы постоянно возрастали в разуме Господа нашего Иисуса Христа ( 2Nem. III:18 ), чтобы не были детьми по уму, но младенствовали злобою, умом же были бы совершении ( 1Kop. XIV:20 ), чтобы мы на всяк день обновлялись духом ума своего, – так как в этом обновлении заключается восстановление образа Божия и воскресение духовного человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины ( Eф. IV:22,23 ); совлекшеся ветхого человека с деяньми его, облецытеся, – убеждает апостол, – в нового, обновляемого в разуме по образу создавшего его ( Koл. III:10 ). «Если я, почитаемый безумным и проповедником безумия, говорит святой Златоуст, победил мудрых, то победившая мудрость есть не безумие, но мудрость совершеннейшая и столь превосходнейшая внешней мудрости, что она кажется безумием» 67 . Рассматривая жизнь юродивых и особенно исключительное отношение их к этой высшей познавательной силе человеческой души, к разуму, – мы с очевидностию убеждаемся, что они действительно были истинно мудрыми, «имели ум Христов», «разум правый и истинный».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потому люди, которые здесь предаются удовольствиям плоти, не смогут быть зачтенными в стадо «овец» там. Там отделит Судья от смеренных тех, которые здесь возвышают себя гордостью словно рогом. Все причастные к небесной вере в этой жизни, но ищущие при этом земного во всех своих желаниях, не могут войти в Царство Небесное 37 ». Спаси Вас Христос! Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим две темы по 20-й главе Евангелия от Матфея: Третье предсказание о смерти и воскресении (17–19) и Просьба сыновей Зеведеевых (20–28). И мы читаем 17-й стих: Мф.20:17 . «И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им». Слова: « восходя в Иерусалим », означают не только нечто духовное, но и реальное. Описанное здесь восхождение происходит из Иерихона (274 метра ниже уровня моря) в Иерусалим (762 метра над уровне моря, выше всех равнин Израиля). Еврейское слово алия, означает: «подъем», «восхождение», и по отношению к Иерусалиму, и Израилю в целом. Сказано: «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек» ( Пс.124:2 ); и еще: «Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью…» ( Ис.66:10 ). Иерихон был проклятым городом, а Иерусалим благословенным. И восхождение Христа из Иерихона в Иерусалим глубоко символично. Здесь и раскрывается смысл Его грядущих страданий: Он берет на себя проклятие мира, и восходит на жертвенник Креста в Иерусалиме. Пророчески было предсказано: «…“пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме”?» ( 4Цар.18:22 ). Таким образом, восхождение в Иерусалим означает для Христа и начало восхождения на древо Креста. Слова: « отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им » означают, что тайна Креста не доступна посторонним, и только верующие в Иисуса из Назарета, как в Сына Божия (Богочеловека), могут быть посвященными в нее. Сказано: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор.1:23 ). И действительно, вера в распятого Бога – величайший соблазн для погрязших в казуистике заповедей иудеев; и безумие для слишком рационалистичных эллинов (греков). Но и наши современники, готовые принять нравственно-этические постулаты Евангелия, не способны принять адекватно проповедь о распятом Боге, как слишком драматичную и оскорбительную для их рафинированного слуха. Как же так, Бог, и умирает на древе, как какой-нибудь восставший раб.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Такая молитва дается Господом в награду тому, кто усердно исполняет первую, – т.е. внешнюю молитву – и терпеливо выполняет все условия ее успешности. А условия успешности молитвы следующие: 1) «Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя» ( Сир.18:23 ), постой некоторое время молча, лучше с закрытыми глазами, пока рассеянные мысли не соберутся воедино, а на сердце, волнующемся чувствами, не ощутишь тишину: не в буре Господь, но в тихом веянии духа ( 3Цар.19:12 ). 2) Представь себя пред Лицем Милосердного Бога, на тебя взирающего и приемлющего молитву твою: «всегда видел я пред собою Господа» ( Пс.15:8 ). Помни, что перед тобой – Отец Милосердный, дающий блага просящему у Него ( Лук.11:13 ). И ты притекай к Нему, припадай как бы на перси Господа, подобно возлюбленному ученику и ап. Иоанну. «Близок Господь... ко всем призывающим Его в истине» ( Пс.144:18 ). 3) Молись с крепкой верой, ибо «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф.21:22 ). 4) Молись с постоянством, с неустанностью – нынче, завтра, год, два и т.д. – до тех пор, пока наконец получишь, если не за добродетель, то за неотступность свою ( Лук.11:8 ). 5) Молись со смирением, с сокрушением о грехах: «на кого воззрю,» – говорит Господь, – «токмо на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущаго пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). 6) Молись всем сердцем, пламенно, горячо, если можешь то молись со слезами, а не одними устами и языком, чтобы не была напрасна твоя молитва: «приближаются ко Мне люди сии устами своими… сердце же их далеко отстоит от Меня… тщетно» (напрасно) «чтут Меня» ( Мф.15:8 ). 7) Молясь и о потребностях земных, о насущном ( Мф.6:11 ), не молись о чем-нибудь суетном, скоропреходящем, что для гордости и что от лукавого, как-то: богатство, власть, слава и пр., но проси благ вечных, духовных и не гиблющих, переходящих и за гроб, как то: веру, надежду, любовь, смирение, дар молитвы, мудрость духовную, преданность воле Божией и т.п. ( Мф.6:33 ). 8) Молись с серцем примиренным с твоими недругами, иначе напрасна будет твоя молитва: «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого... Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» ( Мк.11:25–26 ). Поэтому молитесь и за врагов ( Мф.5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Во фрагменте 63:7–64:11 вспоминается о милости Яхве (63:7) и призывается эта милость (63:15). Это милость Отца (63:16; 64:7) и Искупителя (63:9,16). Она обращена к «детям», к «Его народу» (63:8). Подчеркнутое обращение к Яхве «наш Отец» соответствует прямому сравнению Яхве с матерью в главе 66:13. Внутренняя связь глав 63–66 обеспечивается единой темой народа Божия в 63:7–64:11 (63:8, 11, 14, 18; 64:8) и 65 (65:2, 3, 10, 18, 19, 22). В главе 66 эта тема соседствует с мотивом «народов» (66:8, 12, 18, 19, 20). Кроме того, молитве (63:7–64:11), являющейся человеческой речью, соответствует речь Бога в главах 65–66 (65:1, 6, 8, 13, 26; 66:12, 19, 20, 21, 23). Речь Яхве (главы 65–66) отвечает на вопрос, которым заканчивается молитва (64:12). В конце книги происходит возвращение к теме 56:1–8: «Яхве и народы». Но этого мало: речь ведется подчеркнуто обо «всех народах», и этим завершается тема, поднятая в 2:2. То, что 2:2b и 3а существенным образом отклоняются от Мих.4:1 , возможно, связано с тем, что здесь специально устанавливалась взаимосвязь между 2:2 и 66:18, иначе говоря, между началом и концом книги. Таким образом, композиция глав 56–66 может быть представлена в следующей схеме: Правда-суд; спасение-правда: 56:1–63:6 Суд и правда: 56:1–59:15а Месть как правда и спасение: 59:15b–18(19–21) Правда и спасение: 60:1–62:12 Месть как правда и спасение: 63:1–6 Бог – Отец и Мать своего народа: 63:7–66:24 Речь человека: Бог – наш Отец: 63:7–64:11 Народ Божий: 63:8 и 64:8 Речь Бога: Бог как мать: 65:1–66:24 Служение Богу народа Божьего и (иных) народов Нужно понимать, что, как и в других частях книги, композиция в разделе 56–66 построена на базе не одного принципа. Рамки, образованные темами «Яхве и народы» (56:1–8 и 66:18–24) и «мышца Яхве» (59:16–19 и 63:1–7), показывают, что, наряду с заданным в 56:1 линейным принципом расположения частей композиции, в тексте глав 56–66 в качестве композиционного приема используется также концентрическая структура. Это исследователи констатировали уже неоднократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Флп. 2,12 ; 1Ин. 2,17 ). 66:3–4 Пустые проявления внешней религиозности так же неприятны Богу, как и многобожие (ср. 1,11–14; 65,3–5). 66 задушающий пса. Так поступали жители Карфагена. свиную кровь. См. 65,4. собственные... пути. Несмотря на щедрость жертвоприношений, они сделаны не от чистого сердца. 66 Я звал. См. 65,12. 66 ненавидящие. Противостояние грешников и праведников, намеченное в гл. 65, данный стих изображает в более резких тонах. 66 возмездие врагам Своим. Данное пророчество исполнится окончательно во время Второго пришествия Христа ( 2Тим. 1,7–10 ). 66 Еще не мучилась... родила. Появление нового сообщества избранных будет стремительным и безболезненным (65,25). разрешилась. Это пророчество сбылось в рождении Церкви (ст. 5; Деян. 2; 8 ). 66 мать. Господь уподобляет Свою любовь к людям материнской любви к детям. 66 в огне, и колесницы. Образы пламени и бури ( Втор. 33,26 ; Пс. 17,6.11 ) сопровождают почти все ветхозаветные описания Бога, совершающего Свой суд (10,17.18; 29,6;30,27.28;64,1–3). как вихрь. Божественная кара будет стремительной и яростной ( Иер. 4,13 ). 66 все народы и языки. Все живущие на земле увидят торжество Царства Божиего (ср. Зах. 8,23 ; Откр. 7,9 ). славу. Т.е. славу Божию, открывающуюся в Его храме ( Иез. 11,22.23; 44,4 ). 66 из спасенных. Речь идет о людях, которые вопреки гонениям (ст. 5; Мф. 24,9–14 ) будут проповедовать народам славу Божию ( Ис. 66,18 ). в Фарсис. См. ком. к 23,5. к Пулу и Луду. Названия племен Северной Африки. к Тубалу. Область к северо-востоку от Чермного моря. Явану. Одно из названий малоазийских народов (ср. Иез. 27,13.19 ; Иоил. 3,6 ). возвестят народам. Все народы покорятся Господу и возрадуются при виде Его могущественных деяний (см. ком. к 24,14–16). 66 представят всех братьев ваших. Вместе с язычниками пребывающий в рассеянии народ Израиля возвратится к Богу (43,5; 60,4.9; Рим. 11,13 ). 66 новое небо и новая земля. Ср. 2Пет. 3,13 ; Откр. 21,1 . семя ваше и имя ваше. Народу Божиему, радующемуся в лучах вечной славы, никогда больше не придется испытывать невзгоды или быть укоряемым (65,18.19; ср. Иер. 31,35.36 ; см. ком. к 43,1). 23 из месяца в месяц и из субботы в субботу... всякая плоть. С наступлением нового века вся вселенная будет славить Господа (ср. Зах. 14,16 ). В христианской церкви откроется возможность вечного и непрерывного богослужения, в котором будет деятельно участвовать «всякая плоть». 24 червь... огонь. В НЗ этот образ геенны места, где предаются огню нераскаявшиеся грешники, стал ключевой метафорой вечных мук и казней (48,22; 57,20; Мк. 9,47.48 ). Читать далее Источник: Новая женевская учебная библия/под ред. Цорна В.А. – Изд.: Свет на Востоке, 1998. – 2052 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ер.69.2 1.37-38 (P.G.32.433A). 61 Ер.151.1 1.3-5 (613С). 62 Ер.114 1.1-9 (528В). 63 Там же, 1.11-13 (там же). 64 Ер.113 1.15-24 (525CD). 65 Там же, 1.32-41 (528А). 66 Ер.188.1 1.7-24 (665АВ). 67 Ер.125.2 1.16 (548D). 68 Ер.188.1 1.25-26 (665В-668А). 69 Там же, 1.28-31 (779А). 70 Там же, 1.50-65 (668-669А). 71  Там же, 1.69-74 (669). 72 Там же, 1.77-80 (669ВС). 73 Ер.161.1 1.17-19 (629В). 74 Ер.251.4 1.3-9(937B). 75 Там же, 1.22-26 (937D). 76 Ер.204.7 1.1-4 (753С). 77 Там же, 1.77-80 (669ВС). 78 Ер.69.1 1.4-8 (429В). 79 Там же, 117-20(429C). 80 Ер.66.1 1.14-15 (424С). 81 Ер.80.1 1-10 (456А). 82 Ер.82 1.5-7 (460В). 83 Ер.90.1 1.4-5 (472С). 84 Ер.82 1.19-22 (460В). 85 Ер.154 1.23-25 (612А). 86 Ер.266.1 1.1-4 (992В). 87 Ер.258.3 1.15 (952А). 88 Ер.66.2 1.6-13(425B). 89 Ер.258.3 1.3-6 (949С-952А). 90 Ер.21.3 1.3-4 (772А). 91 По этому вопросу см. отличное исследование д-ра Амана де Мендиеты (сноска 1). В настоящей статье мы рассматриваем преимущественно идеологическую сторону спора св. Василия с Дамасом. 92 Ер.66.1 1.15-24 (424ВС). 93 Там же, 1.32-35 (424D-425A). 94 Ер.91 1.25-27 (476С). 95 Ер.92.3 1.16-19 (481ВС). 96 Ер.263.2 1.17-27 (977АВ). 97 Ер.701.1-9 (433В). 98 Там же, 1.32-34 (436А). 99 Там же, 1.43-52 (436В). 100 Как правильно замечает д-р Аман де Мендиета: " C " est la lettre l " un collegue a un autre eveque... Ce n " est certes par la lettre qu " aurait ecrite un fils fidele et obeissant de l " Eglise romaine, un Jerome ou un Ambroise, par exemple, ni meme un Augustin " (цит. соч. с.155). Это письмо коллеги к епископу, а никак не письмо, какое написал бы верный и послушный сын римской церкви, скажем - Иероним или Амвросий, или даже Августин (франц.). 101 δσκολον, т.е. " трудный " , а не " неприятный " , как переводит Куртон на с.162. 102  Ер.69.1 1.33-40 (432А). 103 См. сн.77. 104 Ер.214.2 1.4-11 (785А). 105 ib. 1.20-33 (788А). 106 См. Amand de Mendieta, цит. соч. Divergence theologique en matiere trinitaire. La querelle des hypostases, c.137-141. 107 Ep.213 1.8-20 (792AB). 108

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Вот каким рядом исторических свидетельств подтверждается подлинность последнего спорного отдела книги пророка Исаии. Наконец подлинность 40–66 гл. решительно подтверждается сходством их по содержанию и языку с неоспоримо-подлинными речами Исаии. Так в 40–66 главах иудейский народ представляется разоренным и разграбленным, связанным по темницам и подземельям и не имеющим избавителя ( 42:22). Отрицательная критика видит здесь прямое указание на вавилонские тюрьмы, душившие Иудеев своею тьмою. Но и пророк Исаия в своих неоспоримо-подлинных речах скорбел о том, что иудейские вожди связаны вместе (22:3) . Исаия желал, чтобы современный грабитель и опустошитель иудейского народа был разграблен и опустошен (33:1); он желал, чтобы народ с «невнятною речью и языком странным», сбиравший дань с Иудеев, более не существовал и не раздавал своих приказаний Иудеям (33:11–12). Таким образом, если пророк Исаия не говорит определенно о Халдеях и вавилонском плене, то представляет состояние своих соотечественников близких к этой печальной эпохе (особенно, по объяснению Ис.33:1 у Авв.2:7–8 ). 42:22, 24 – =17:14. 42:22 – =5:24. 42:7 – – связанный=10:4. Более в Библии это слово не употребляется. Если в 40–66 главах говорится о том, что Иерусалим и города иудейской святыни сожжены (64:10), тο и Исаия считает Иерусалим сторожевой одинокой палаткой в саду с обобранными плодами. Он уподобляет Иерусалим осажденному городу, одиноко оставшемуся после падения других городов. Иудею Исаия считает опустошенною врагами, города – сожженными (1:7–8). Таким образом, состояние его современников очень близко к описываемому в 64:10. 64:10 – =1:7, 9:4. 62:4 – = 1:7, 7:16, 17:9, 32:14 . Но несравненно больше сходства в описании духовного, религиозно-нравственного, состояния еврейского народа в 40–66 главах и в неоспоримо-подлинных речах Исаии. Писатель 40–66 гл. преимущественно останавливается на идолопоклонстве, распространенном среди его соотечественников. Обличая и описывая различные виды его, пророк упоминает о священных рощах и дубравах, о высотах и пещерах с идолами, о разных золотых, серебряных и деревянных идолах, пред которыми израильский народ совершал мерзости богоотступничества (41:22–23, 57:5–7, 65:3–4). Чтобы отвлечь современников от глупого идолопоклонства, пророк подробно описывает процесс изготовления идолов металлических и деревянных и говорит о бессилии идолов пред могуществом Иеговы (40:18–20, 41:22–23, 44:11–17, 46:6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

а) Согласно отрывку 63, 7–64, 11 – Иерусалим и храм в развалинах, т.е. указывается на время после катастрофы 587 г. б) Но из других отрывков следует, что храм восстановлен (56, 5, 7, 60, 7), хотя городских стен еще нет (60, 10), и ожидается их восстановление (62, 6), что указывает на время после построения храма в 516 году, но до восстановления стен при Неемии 445 г. в) Обличительный отрывок (57, 1–13), скорее всего, надо отнести к допленной эпохе. Из-за отсутствия хронологической последовательности и четко выраженного литературного единства мнения толковников расходятся. Один приписывает авторство этой части т.наз. Исаии III (ученику Исаии II), другие Исаие II. Последнее мнение находит себе подтверждение: а) в сходстве ряда отделов книги (60–62 глл.=40–65), б) единстве словарного состава всех 27 глав (с 40–66) и отличие их от словарного состава 1–39 глав. Это недавно подтверждено при помощи электронного компьютера. Следовательно, II и III части могли быть написаны одним автором – Исаией II в Вавилоне (II ч.) и по возвращении из плена в Палестине (III ч.). Важно отметить, что согласно выводам современной критики соединение и окончательная редакция всех пророчеств, вошедших в книгу, были завершены до перевода 70-ти (285 г.) и до Сираха (180 г.) ( Сир. 48, 24–25 ), где все части приписаны великому Исаие. Это же утверждается и в Новом Завете: в свидетельстве Иисуса Христа, что писание Исаии ( Ис. 61, 1–2 ), прочитанное Им в Назаретской синагоге, исполнилось на Нем ( Лк. 4, 17–22 ) и в ссылках Христа на «пророчества Исаии» об иудеях ( Мф. 15, 7–9 =ср. Ис. 29, 13 ; Лук. 22, 37 = Ис. 53, 12 ); в цитировании евангелистами пророчеств Исаии ( Мф. 3, 3 = Ис. 40, 3 ; Мф. 4, 4–6 = Ис. 9, 1–2 ; Мф. 8, 17 =53, 4; Мф. 12, 17–21 = Ис. 42, 1–4 ; Ин. 1, 23 = Ис. 40, 3 ; Ин. 12, 38–40 = Ис. 53, 1 ); в цитировании книги Исаии другими апостолами в новозаветных книгах ( Деян. 8, 28, 32–33 Ис. 53, 7–8 ; Рим. 9, 27 Ис. 10, 22–23 и др.). Следуя текстам Нового Завета отцы и учители Церкви в своих толкованиях и многочисленных ссылках также признавали подлинной всю книгу Исаии. Этому воззрению не противоречит некоторое различие языка и стиля 1–39 гл. и 40–66 глл. Его можно объяснить, во-первых, тем, что Исаия в течение полувекового служения мог усовершенствовать свой стиль и, во-вторых, тем, что в глл. 1–39 преобладают угрозы, а в глл. 40–66 – утешительные пророчества. Кардинальной же разницы в языке этих частей книги Исаии нет; каждая из них написана прекрасным поэтическим языком и стилем, вследствие чего вся книга Исаии (66 гл.) считается классическим образцом ветхозаветной пророческой письменности. Наконец, как в 1–39 глл., так и в 40–66 глл., многократно употребляется наименование Бога «Святой Израилев» (13 раз – 1–30; 12 раз – 40–66), которое редко встречается в других ветхозаветных книгах и свидетельствует о единстве автора всей книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

поход Навуходоносора на Тир, малоуспешность осады и т. п. В отделе же 40–66 гл. встречаем мы полную общность изображения; и потому пророк Исаия, не живя в Вавилоне действительно, живя за долго до плена, мог написать все то, что мы видим в 40–66 главах. – Уже и в первой половине книги не только предполагается 274 и предсказывается плен (5:13; 6:13; 10:4; 39:5–8; ср. такие места, как Осии, 1:11; 6:11; Ам.9:14 ; Мих.4:10; 7:11 ), но отчасти встречается изображение «развалин» Иерусалима, его разорения, как бы уже наступившего. Напр. 3:8: «так рушился Иерусалим, и пал Иуда»; в 22-й главе осада Иерусалима вавилонянами представляется, как бы уже совершающаяся; в гл. 37:26, 27, ср. 32:14 ( – «навсегда»), мы видим как бы те «пустыни вековые» и развалины, о которых идет речь в 40–66 главах (58:12), тот же «трепет от притеснителя», как и в 51:13; в 1:7–8 встречаем картину опустошения страны, подобную 64:10–11; в 28:22 пророк грозит нечестивым правителям Иерусалима «узами» 275 . Следовательно, в 1-й части книги встречаются многие из тех общих черт, какими в 40–66 гл. описывается плен. С другой стороны, и во второй части книги плен не всегда представляется, как событие наступившее, но иногда, как событие будущее. Так, в 42:23 пророк призывает выслушать внимательно его речь о предстоящем плене (22, 24 стихи) 276 и получить отсюда назидание «для будущего» 277 : мысль о предстоящем плене должна вразумить и удержать от грехов; последствием их будет плен народа (24:25 ст.), тогда как Израиль не должен бы быть в плену, – ибо «Господу угодно было возвеличить и прославить данный Израилю закон» (21). Призыв пророка получить из его слов о плене (22 ст., 24 ст.) научение «для будущего» более естественен, если пророк, говоривший эти слова, жил еще до плена. То же следует сказать о словах пророка в 44:8: «не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал?» Эти слова подходят более ко времени до плена, когда действительно мысль о плене могла внушать страх. – Указывается в 1-й части – правда, неясно – и на возвращение из плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В 41:8 говорится об Израиле, как «семени Авраама» (ср. 51:2; 63:16); то же и в 29:22: «Господь, Который искупил Авраама». – Начиная с 41:14 Господь нередко называется «Искупителем» , и часто говорится об искуплении (или или ), то же и в 35:9, 10; 29:22; 1:27 (первая глава, как и 35 и 29-я, близка к отделу 40–66 гл. по времени происхождения). «Излияние Духа» Господом «на иссохшее» в 44:8 ср. с 32:15. – Наконец, сами черты, в которых изображается в 42-й главе Раб Господень Мессия, представляют противоположность (как и в 11:1 и дал. 32:1...) характеру надменного царя ассирийского (а не берутся, напр., от пленного Израиля). «Вот, Раб Мой не возопиет и не возвысит голоса Своего», как царь Ассирийский (37:23) 297 – и посланный им Рабсак (36:13) 298 , – «и не даст услышать его на улицах», как «кричали на улицах сильные» царя Ассирийского (33:7). «Трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит», как поступил с жителями Иудеи Сеннахерим (37:27) 299 . «Не ослабеет и не изнеможет», как жители Иерусалима, трепетавшие от Сеннахерима (см. там же). – Все указанные черты сходства отдела 40 гл. и следующих (особенно первых из них) с отделом историческим 36–39 гл. и предшествующими главами, близкими по времени написания к году нашествия Сеннахерима, показывают, что отдел 40–66 гл. отделен от года нашествия лишь таким небольшим промежутком времени, при котором события 14-го года Езекии составляли еще предмет живого воспоминания для пророка (именно Исаии) 300 , и в уме последнего не перестал еще господствовать один и тот же определенный круг представления, одни и те же чувства и мысли 301 . Но странно было бы думать, что позднейший писатель при написании отдела 49–66 гл. нарочно подделывал указанное сходство 40 и следующих глав с ближайшими именно отделами книги; или, что позднейший редактор поместил главы 35-ю и предшествующие, а также исторический отдел пред 40–66 гл. на основании их сходства в образе речи, на первый взгляд представляющегося случайным; или что редактор находил между отделом 40–66 гл., историческим и предшествующим, внутреннее родство (которое даже теперь не все исследователи книги усматривают единогласно), несмотря на различие предмета содержания и другие, по-видимому, весьма значительные различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010