Не только наше человеческое тело, но все материальное творение однажды преобразится:«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали»(Откр 21:1). Искупленное человечество не будет исторгнуто из остального творения, но все творение спасется и прославится наряду с нами, людьми (как мы уже видели, иконы являют собой начатки такого искупления материи).«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих… в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне»(Рим 8:19–22). Эта идея космического искупления, опирается, подобно православному учению о человеческом теле и об иконах, на правильное понимание воплощения: Христос облекся плотью, то есть материей, и тем самым сделал возможным искупление и преображение всего творения — не только нематериального, но и физического. Это ощущение глубинной святости земли (которую Бог сотворил благой, но которая подверглась порче по причине грехопадения, а потом была искуплена вместе с нами во Христе) в последние годы пробудило во многих православных лидерах нарастающее беспокойство в связи с загрязнением окружающей среды. Нынешний экологический кризис особенно заботил Вселенского патриарха Димитрия. В своем рождественском послании 1988 г. он призывал:«Давайте будем считать себя, каждый на своем месте, лично ответственными за этот мир, вверенный нам Богом. Все, что Сын Божий воспринял и сделал своим телом через Воплощение, не должно погибнуть, но должно стать евхаристической жертвой Творцу, животворящим хлебом, преломляемым в праведности и взаимной любви, гимном мира для всех Божьих тварей». В 1989 г. патриарх Димитрий издал специальное окружное послание, где призвал каждого христианина явить»евхаристический и аскетический дух», а также предложил провозгласить 1 сентября — начало церковного года в Православной церкви — Днем защиты окружающей среды. Он надеялся, что этот день будут соблюдать не только православные, но и другие христиане. Как говорил афонский старец Силуан,«сердце, научившееся любить, жалеет всякую тварь». Наша человеческая привилегия состоит в том, чтобы не эксплуатировать эгоистически мир, а бережно лелеять его и быть как бы космическими священниками, принося творение обратно Творцу в жертву благодарения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Он передал монастырь доминиканцам, целиком перестроил его (работы были поручены знаменитому архитектору Микелоццо Микелоцци, который завершил их в 1443 г.) и снабдил богатой библиотекой. В послании о францисканцах и доминиканцах Максим Грек пишет: «Честнйших и смирнейши норовомъ и чистйши житиемъ сут, иже от правила отца ихъ и началника Доминика, иже и предикатори наричются...» 609 ...нкый священый инокъ Иеронимъ званиемъ... – Иероним Савонарола (1452–1498), знаменитый флорентийский церковный проповедник, пытался бороться со злоупотреблениями духовенства; был казнен как еретик. 611 ...подражающимъ Закхя, началника мытаремъ, иже въ Евангелии... – Согласно Евангелию начальник мытарей и богач Закхей, когда к нему в дом вошел Иисус, сказал: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк. 19, 2–8 ). 612 ...паче хвалимыя въ Евангелии двух ради лптъ, их же връгла въ даръ Божий! – В Евангелии рассказывается, что Иисус смотрел, как народ собирал деньги в сокровищницу храма. «Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников своих, Иисус сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» ( Мр. 12, 42–44 . Ср. Лк. 21, 2–4 ). Лепта – мелкая греческая монета. 615 ...яко и съборную ихъ заповдь послати ему... -– Бреве (папское послание), приглашающее Савонаролу в Рим, помечено 21 июля 1495 г. Бреве, запрешающее Савонароле проповедь, послано 8 сентября 1495 г., бреве с отлучением Савонаролы – 13 мая 1497 г. 620 ...избравше нкоего зенерала именемъ Иакымъ... – Джиоакимо Турриано, генерал ордена доминиканцев. Наряду с ним в процессе Савонаролы принимали участие Франческо Ромолино, позднее кардинал. 622 Им же повинувшеся, неправеднии онии судии сугубою казнию осудишя его и ины два священныя мужа... – Приговор Савонароле вместе с фра Доменико и фра Сильвестро был вынесен 22 мая 1498 г.; на следующий день они были казнены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перевод архимандрита Ианнуария Братия, 18 Слово о Кресте для погибающих - безумие, а для нас, спасаемых, - сила Божия. 19 Ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». 20 Где мудрец? где книжник? где спорщик века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира в безумие? 21 Ведь мир в Премудрости Божией не признал Бога посредством мудрости. Поэтому Бог соблаговолил посредством безумия Вести спасти верующих. 22 Иудеи знамений требуют, эллины мудрости ищут, 23 а наша Весть провозглашает Христа распятого: для иудеев кощунство, для эллинов безумие, 24 для самих же призванных - для иудеев и эллинов - Христа - Божию Силу и Божию Премудрость. На Божественной литургии 27 сентября мы услышим величественное Евангелие о Кресте. Пожалуй, в Писании Нового Завета нет другого, подобного ему Слова, которое с такой яркостью и силой выразило бы непостижимую и в то же время действенную суть христианского Благовестия об Иисусе Христе распятом. Здесь - нервный центр, сердцевина Евангелия, тот узел, который не разрешается человеческой логикой, никакими мыслительными усилиями философов и ученых. Здесь апостол Павел облекает в слова универсальную христианскую истину, побуждаемый к этому конкретной ситуацией. Так он поступает и в прочих своих посланиях: от конкретного к универсальному, от частного к общезначимому. Коринфская церковь, к которой обращается апостол, в то время находилась на грани раскола. Причиной разделений была человеческая гордыня, выражавшаяся в том, что одни христиане считали себя выше и лучше других. Они наивно и безосновательно видели себя достигшими совершенного духовного знания во Христе. Факт своего крещения они считали гарантией спасения, пропуском в Царство Божие. «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас» (4, 8), - с горькой иронией пишет им апостол. Сегодня мы сказали бы, что коринфяне, о которых идет речь, находились в состоянии «прелести», ложного религиозного энтузиазма и самодовольства. При этом решающую роль в их религиозных представлениях о себе играли понятия «силы» и «мудрости во Христе». Но, уповая на свою мнимую «силу» и «мудрость», они забывали о жестокой реальности Креста и не считались с неизбежным крестоношением в этой жизни, в этом мире. Все с той же горькой иронией апостол Павел напоминает коринфянам об этом: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии» (4, 10).

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/22...

По окончании молебна, лишь только я пришел к себе на квартиру, как приходят ко мне и говорят, что прибывшие сюда гиляки желают креститься и потому хотят со мною поговорить об этом. Гиляки пришли ко мне и объявили свое желание. Я сказал им, что «я очень рад этому, но крещение есть дело очень важное: об этом надобно подумать хорошенько и спешить не нужно. Вот с вами ныне же к вам пойдет сын мой на короткое время, а на будущий год я пошлю его к вам вместе с его женою на житье с вами. Я желаю вам всем всякого благополучия и добра; и что потому отдаю его вам: и если вы пожелаете креститься, то он окрестит вас». Они благодарили меня за то и другое, сказав, что они рады этому и что будут любить его, и что если он будет у них жить, то многие станут креститься. От меня пошли они в гости к сыну моему, который потчевал их чаем, а жена его подарила им по вещице. Причины, которые возбудили в них желание креститься, как передали нам толмачи, были во-первых наше богослужение, которое их весьма поразило. Капитан Королев сказывал мне, что когда он спросил их: что же такое они видели в церкви и понимают ли они, чего желают? Старший из них отвечал: «я не дурак; я бывал у маньчжуров и у других в их городах и видел, как они молятся и служат, но ничего подобного не видал». Капитан корабля обо всем этом хотел писать официально, принимая во внимание особенно то, что все это случилось в день торжества по случаю совершившегося двадцатипятилетия Государя нашего. Другая причина была та, что якобы старшему из них кто-то в белой одежде являлся во сне и велел ему креститься 21 . Августа 24 дня 1851. Аянский порт. 6 Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! 22 Сверх всякого чаяния я еще и по сие время нахожусь в Аяне в ожидании судов для отплытия в Америку; и вот уже сентябрь, – и еще нет ни одного из трех ожидаемых нами судов, а четвертое компанейское, на котором я располагался плыть в Америку, повредилось совершенно. При таких обстоятельствах я начинаю уже колебаться – идти ли мне в Америку или нет? ибо чем далее, тем труднее и опаснее становится наше плавание; как вдруг сегодня получена почта и с нею частные письма из Иркутска и Якутска, в которых меня уведомляют, что Якутская область причислена к Камчатской епархии. И хотя официальных о том бумаг, следующих ко мне, я не получил (оне, вероятно, провезены в Охотск); но я решился ныне в Америку не идти и оставаться в Аяне; тем более, что, быть может, мне придется провести зиму в Камчатке.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Посему «блаженны, которые сохраняют» Премудрость (18б.), LXX: κα τος περειδομνοις π´ ατν, ς π κριον, σφαλς, слав.: «И восклоняющымся на ню, яко на Господа, тверда». Надеющиеся на Господа, у Него ищущие Премудрости в Господе и Его Премудрости ищущие опоры и умудрения, всегда остаются тверды подобно непреступной Сионской крепости (ср. Пс 124.1 ). Сказанное в ст. 18 о Премудрости, как древе жизни, Церковь применила к древу креста Христова: «lignum vitae crux Christi», поскольку на кресте была распята сама воплотившаяся Премудрость (ср. Мф 11.19 ; Лк 11.49 ; 1Кор 1.24 ), и в событии распятия Христа Спасителя открылась высочайшая Премудрость Божия, нашедшая столь необычайное средство примирения людей с Богом. Поэтому отдел Притч 3.11–18 читается в качестве паримии в праздники в честь креста Христова – 1 августа (происхождение честных древ Креста Христова) и 14 сентября (Воздвижение честного Креста). Притч.3:19 .  Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Притч.3:20 .  Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. Притч.3:21 .  Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, Притч.3:22 .  и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Притч.3:23 .  Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется. Притч.3:24 .  Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет. Притч.3:25 .  Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; Притч.3:26 .  потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления. Человек тем более должен стремиться к мудрости, что она не есть только человеческое качество, но сила присущая, – конечно, в бесконечной степени, Самому Богу: высочайшая мудрость составляет печать всей творческой и мироправящей деятельности Божией. Высочайшая премудрость Бога, так творца и промыслителя мира, выразилась в том, что «Господь премудростью ( бехокма) основал землю, небеса утвердил разумом: Его Премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Почивший страдалец положен в усыпальнице храма, издавна готовой; печальный храм поныне цел, хотя и запустел. – Блаженный, будучи 31 года, пострадал 2 декабря 1367 года 20 . Вулкашин недолго пользовался плодами тайного злодейства. Хотя силой заставил он признать себя главным властителем Сербии, тогда как даже мать не знала об убийце сына, но скоро потеряно было все. – Султан Сулейман явился в Сербию с 70 тысячами войска. Необходимость собрала сербов около Вулкашина. На Косовом поле сербы были разбиты; братья Вулкашина, Углеш и Гойко, были убиты; Вулкашина вынес из кровавой сечи конь; но, когда злодей лёг отдохнуть, оруженосец, прельщённый богатым нарядом его, отрубил ему голову. Это было в сентябре 1370 г. на том же месте, где злодей носился со злодейским замыслом 21 . Между тем, тело праведного страдальца оказалось нетленным, и слава его проявлялась в исцелениях. Его с почестью положили в Неродимльском храме. Впоследствии от ужасов магометанского фанатизма перенесено оно было в Сремский Язакский монастырь 22 . Святого пророка Аввакума Аввакум, из колена Левиина, был певцом при храме и пророчествовал около 650-го года до Рождества Христова о нашествии Вавилонян, которое и совершилось при нем и во время которого он удалялся в Аравию, откуда возвратился в своё отечество по удалении от него врагов. Предсказывал и о падении врагов и ободрял благочестивых надеждою на спасение, готовое для них у Бога. – Доколе, Господи, я буду взывать к Тебе, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? – обращается к Богу Аввакум, изнывающий душою о нечестии своего народа, – для чего даёшь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? «Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь… – прозирает пророк ответ Господа, – ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали… Ибо, вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; издалека прибывают всадники его, прилетают, как орёл, бросающийся на добычу. Весь он идёт для грабежа; устремив лицо своё вперёд, он забирает пленников, как песок. И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеётся: насыплет осадный вал и берет её… Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его – бог его».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Утратив веру в Единого Истинного Бога, люди делаются послушными орудиями и пленниками зла. Более того, они избирают зло, как свое, и служат злу, предавшись обману, уже не умея различить, где зло, где добро. Но и сейчас, как тысячи лет назад, звучит голос Церкви: «Обратитесь к Богу и покайтесь! Изберите добро и живите по заповедям Божиим, а не по своим измышлениям!» «Почему вы не понимаете речи Моей? — взывает Господь Иисус Христос. — Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 43-44). Только обратившись к Богу, мы сможем прозреть и твердо противостоять обману и гибели. Только с истинной Христовой Церковью мы сможем мы воспитывать своих детей в добре и чистоте. Безнадежны и лживы попытки утвердить новую нравственность, новую мораль и этику, отвергая сам источник добра — Единого Бога. Только смертельным соблазном окажутся эти проекты, и пусть их авторы услышат наконец грозные слова Иисуса Христа: «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17, 1-2). 1997 г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 октября, 2017 24 октября, 2017 26 января, 2021 30 января, 2020 21 сентября, 2019 3 августа, 2019 22 января, 2018 11 января, 2018 31 октября, 2017 25 октября, 2017 24 октября, 2017 26 января, 2021 30 января, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами.

http://pravmir.ru/vavilon-daleko-li-do-s...

Это чистое священное, церковное предание сохранилось, как совершенно согласное со всем духом и смыслом Священного Писания , и незыблемо утверждено в Церкви Христовой в каждогодних праздничных воспоминаниях 8 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы), 21 ноября (Введение Ее во храм) и 15 августа (Успение). 5. Почитение святых, как основание почитания Девы Марии Почитание Пресвятой Девы Марии имеет общее основание с почитанием всех святых и занимает только первое место в этом почитании. Небесная жизнь святых Это общее основание состоит прежде всего в том факте, свидетельствуемом Словом Божиим, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ), то есть мертвых у Бога совсем нет. Смерть есть только разлучение души с телом и жизнь души, оживлявшей и оставившей тело, сохраняется в Боге. В святые души, достигшие сейчас же после смерти «первого воскресения» ( Откр.20:5 ), то есть блаженства жизни вечной еще до второго воскресения, воскресения тел, «пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:30 ). Святые души и Ангелы на небесах, как подлинно живые, все слышат, все видят, что происходит на земле, сорадуются, сострадают, молятся, просят за мир, предстательствуют. «Авраам, отец ваш, – говорит Спаситель, – рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Он увидел наше спасение. Но святые люди на небесах и именно «души убиенных за слово Божие» скорбят о торжестве неправды на земле и жаждут победы истины и суда Божия, молясь: «доколе, Владыко, Святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:9–10 ). Ангелы глубоко сострадают людям в их страданиях и молятся за судьбу целых народов. «Ангел Господень сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды»... ( Зах.1:12 ). Исполненный сам милосердия к людям, ангел молится о милосердии Божием. Как драгоценна каждая душа человеческая для чутко любящих Ангелов видно из того, что на небесах «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном кающемся грешнике» ( Лк.15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

25-27 апреля, 26-28 июля – Киевскую; 6-7 мая – Донецкую; 7-8 мая – Харьковскую; 28-30 мая, 20-21 сентября – Санкт-Петербургскую; 2-5 июня – Екатеринодарскую; 25-26 июня – Брянскую; 20-22 июля – Саранскую; 22 июля – Ардатовскую; 29-31 августа – Абаканскую; 31 августа – 2 сентября – Магаданскую; 2-3 сентября – Иркутскую; 11 сентября, 18 декабря – областную часть Московской епархии; 14-15 сентября – Луганскую; 16-17 сентября – Белгородскую; 17-18 сентября – Воронежскую; 1-2 октября – Черновицкую; 8-10 октября – Кишиневскую; 10-14 октября – Калининградскую; 4 ноября – Нижегородскую. В 2012 году (23 визита в 20 епархий России, Украины, Белоруссии, Японии): 29-30 мая – Астанайскую; 26-28 июля – Киевскую; 18-19 апреля, 21-22 мая – Санкт-Петербургскую; 30 июня – 1 июля – Брянскую; 14-15 июля – Смоленскую; 23 июля – Екатеринодарскую; 1 августа – Нижегородскую; 12 августа, 8 сентября, 6 декабря – областную часть Московской епархии; 25 августа – Саранскую; 11-12, 14 сентября – Красноярскую; 13 сентября – Енисейскую; 14-15 сентября – Сендайскую; 16-18 сентября – Токийскую; 18, 20 и 21 сентября – Владивостокскую; 19 сентября – Находкинскую; 14 октября – Минскую; 28 октября – Калужскую; 12-13 декабря – Ставропольскую; 13-14 декабря – Пятигорскую; 21-23 декабря – Калининградскую. В 2013 году (21 визит в 18 епархий России, Украины, Белоруссии, Эстонии, а также визит в Китайскую Народную Республику): 20-21 апреля – Новороссийскую; 27-29 мая, 11-12 июля, 11-15 сентября – Санкт-Петербургскую; 15-19 мая – Екатеринбургскую; 14-16 июня – Таллинскую; 15 июня – Нарвскую; 26-28 июля – Киевскую; 28-29 июля – Минскую; 23-24 августа – Новосибирскую; 24 августа – Кемеровскую; 25 августа – Новокузнецкую; 31 августа-1 сентября – Смоленскую; 7-8 сентября – Кишиневскую; 8-9 сентября – Тираспольскую; 18-21 сентября – Ханты-Мансийскую; 21-22 сентября – Томскую; 23 октября – Козельскую; 25 и 31 октября – областную часть Московской епархии; 15-18 ноября – Калининградскую. Кроме того, 10-15 мая 2013 года Святейший Патриарх посетил Китайскую Народную Республику.

http://religare.ru/2_117103.html

Гербовецкая(1/14 октября) Глинская (8/21 сентября) Горбаневская (30 июня/13 июля) Гребневская (28 июля/10 августа) Грузинская (22 августа/4 сентября) Далматская (15/28 февраля) Девпетерувская (28 февраля/13 марта; переносится с 29 февраля) «Державная» (2/15 марта) Дивногорская (Сицилийская) (5/18 февраля) Домницкая (8/21 сентября) Донская(19 августа/1 сентября) «Достойно есть» («Милующая») (11/24 июня) Елецкая (11/24 января) Елецкая (Владимирская) (26 августа/8 сентября) Елецкая (Харьковская) (6/19 февраля) Елецкая (Черниговская) (5/18 февраля) «Живоносный Источник» (в пяток Светлой седмицы) Жировицкая (7/20 мая) Заоникиевская (23 июня/6 июля) «Знамение» Абалацкая (20 июля/2 августа; 27 ноября/10 декабря) «Знамение» Курская-Коренная (8/21 марта; 8/21 сентября; 27 ноября/10 декабря и в 9-ю пятницу по Пасхе) «Знамение» Серафиме-Понетаевская (27 ноября/10 декабря) «Знамение» Царскосельская (27 ноября/10 декабря) Иверская (12/25 февраля; 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы) Игоревская (5/18 июня) Игрицкая (28 июля/10 августа) Иерусалимская (12/25 октября) «Избавительница» (17/30 октября; 4/17 апреля) Изборская (22 марта/4 апреля) Ильинская (Черниговская) (16/29 апреля) Исааковская (8/21 сентября) Казанская (8/21 июля; 22 октября/4 ноября) Казанская (Высочиновская) (8/21 июля) Казанская (Вышенская)(8/21 июля) Казанская (Вязниковская) (8/21 июля) Казанская (Каплуновская) (8/21 июля, 11/24 сентября) Казанская (Нижнеломовская) (8/21 июля) Казанская (Пензенская) (8/21 июля; 4/17 августа) Казанская (Песчанская) (8/21 июля) Казанская (Тамбовская) (8/21 июля) Казанская (Тобольская) (8/21 июля) Казанская (Ярославская) (8/21 июля) Калужская (2/15 сентября; 12/25 октября; 18/31 июля) Каплуновская – см. Казанская (Каплуновская) Касперовская (29 июня/12 июля; 1/14 октября; и в среду Светлой седмицы) Киево-Братская (10/23 мая; 2/15 июня; 6/19 сентября) Киево-Печерская – см. «Успение» Киево-Печерская Кипрская (20 апреля/3 мая; и в День Святого Духа) Кипрская (Стромынская) (9/22 июля и в 1-ю неделю Великого поста)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010