Лк.24:19 .  И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; Лк.24:20 .  как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. Лк.24:21 .  А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Лк.24:22 .  Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба Лк.24:23 .  и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. Лк.24:24 .  И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. На вопрос Христа, о чем путники так горячо рассуждают и в чем причина печали, отражающейся на их лицах, они, вероятно, один вслед за другим, взаимно друг друга пополняя, рассказывают Христу о своих несбывшихся надеждах на Мессию. Но сначала (стих 18) только один из них выразил удивление по поводу того, что подошедший к ним незнакомец спрашивает их о том, что должно быть известно всякому бывшему на празднике в Иерусалиме (а незнакомец, по мнению Клеопы, возвращался именно с праздника Пасхи домой). Имя Клеопа сокращено из имени Клеопатр ( Κλεοπτρος). Это совсем не то, что имя Клопас у Ин.19:25 . Там по нашим русскому и славянскому текстам оно обозначено неправильно: Клеопа. «Неужели Ты... не знаешь...» (стих 18). Клеопа всецело занят мыслью о судьбе Христа, и потому он удивляется, что незнакомец еще спрашивает, о чем они рассуждают. «Конечно, – как бы говорит Клеопа, – о Христе! О чем же теперь еще можно рассуждать? И вопрос твой как будто бы показывает, что ты и не был в Иерусалиме, иначе ты и не спрашивал бы, о чем мы рассуждаем». «И сказал им: о чем?» (стих 19). Ревиль (т. 2, с. 321) ставит в некоторый укор Христу, что Он «притворялся» незнающим о событиях в Иерусалиме. Но Господь просто давал возможность путникам высказать все свои недоумения, чтобы потом их разрешить. Точно так же и далее, делая вид, что хочет уйти от них, Он этим самым давал им возможность проявить к Нему чувство расположения, которое в них пробудилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нек-рые исследователи выделяют в книге позднейшие вставки: 44. 15 (о Енохе), 48. 9-11 (об Илии) и 49. 16-18 (об Адаме и о др. праотцах) ( Mack. 1985. P. 199). Содержание и основные темы Творец и Премудрость Божия Богословие И., с. С., к. близко во мн. темах к богословию Книги Притчей Соломоновых. Бог - Творец и Промыслитель всего мира (Сир 17. 1-17; 18. 1-14; 42. 15-43) и человеческой жизни (2. 10), каждому Он «по всеведению Своему» назначил свой путь (33. 7-14, особенно ст. 11). Центральное место в богословии И., с. С., к. занимает учение о Премудрости Божией, во многом сходное с учением Книги Притчей Соломоновых (ср.: Притч 1. 20-33; 8-9). Премудрость Божия вечно пребывает с Господом (Сир 1. 1; ст. 4: произошла «прежде всего») и свидетельствует о себе в деяниях Господних. Сама Премудрость говорит о Господе: «Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь вовеки» (24. 10). Господь «излил ее на все дела Свои» (1. 9); она «вышла из уст Всевышнего» (24. 3) и может быть познана в природе (14. 21 - 15. 10; 24). Премудрость открывает человеку закономерности мироздания: «Я показываю тебе учение обдуманное и передаю знание точное. По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он разделил части их. Навек устроил Он дела Свои, и начала их - в роды их» (16. 25-27). Закон и мудрость человека Мудрость человека проявляется в его вере в Бога и покорности Богу. Начало и конец всякой человеческой мудрости есть страх Божий (Сир 1. 11-28). В истории домостроительства Премудрость явлена как данный народу Божию закон (24. 8-9), соблюдение к-рого отождествляется автором со страхом Божиим. Отсюда постоянный призыв автора исполнять заповеди. Явленная в творении Премудрость и данный в синайском Откровении закон - лишь различные выражения единой Божественной воли (24. 3-11). Премудрость, пребывавшая «по всей земле и во всяком народе и племени» (24. 6-7), «укоренилась» в народе Божием и имеет особую власть в Иерусалиме, «в наследственном уделе Господа» (24. 12-13). Если природа подчинена уставам Премудрости, то человек имеет свободу выбора и сам несет ответственность за свои поступки. «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (15. 14-15, 17). Нравственные наставления

http://pravenc.ru/text/293952.html

Превратив одну часть коренного населения в рабство, другую поработители избили. Кровь убитых требует отмщения, но Бог не обращает на это внимания. Иов.24:13 .  Есть из них враги света, не знают путей его и не ходят по стезям его. Иов.24:14 .  С рассветом встает убийца, умерщвляет бедного и нищего, а ночью бывает вором. Иов.24:15 .  И око прелюбодея ждет сумерков, говоря: ничей глаз не увидит меня, – и закрывает лице. Иов.24:16 .  В темноте подкапываются под домы, которые днем они заметили для себя; не знают света. Особого рода преступники, совершающие свои дела под покровом ночи, дети ее, враги света (ср. Рим 13.12 ). К ним относятся, во-первых, убийцы, встающие «с рассветом», точнее «пред рассветом» (евр. «лайор»), когда преступлению благоприятствует полумрак; во-вторых, прелюбодеи, ждущие темноты вечера ( Притч. 7.8–9 ) и для большей безопасности закрывающие свое лицо, и, наконец, воры, легко подкапывающиеся под стены восточных домов, благодаря отсутствию у них фундамента. Иов.24:17 .  Ибо для них утро – смертная тень, так как они знакомы с ужасами смертной тени. Убийцы, прелюбодеи и воры избегают света, он для них ужасен, как ужасна сень смертная. Днем им грозит опасность быть открытыми и наказанными. Иов.24:18–21 . Данные стихи содержат описание гибели грешника, чего до сих пор не признавал Иов. Ввиду этого большинство экзегетов видит в них изложение взгляда друзей, к которому сам страдалец относится иронически. И действительно, в противном случае Иов впадает в странное самопротиворечие (ср. ст. 12). По тексту LXX, Вульгаты и Пешито гибель грешника представляется Иову только желательною. Иов.24:18 .  Легок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных. Нечестивый «легок... на поверхности воды» – его счастье не имеет постоянства, так же быстро проходит, как быстро уносится водою легкий предмет (ср. Иов 9.26 ; Ос 10.7 ); его имущество подвергается проклятию ( Иов 5.3, 18.15, 20 ), и он не может наслаждаться миром и спокойствием: «не смотрит на дорогу садов виноградных» (ср. 3Цар 4.25 ; Мих 4.4 ; Зах 3.10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.24:12 .  Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Пс.24:13 .  Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю. Пс.24:14 .  Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им. Здесь перифраз основной мысли Второзакония, по которой верный Богу будет наслаждаться как духовными благами, так и внешне-материальными. – «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им», т. е. Господь настолько близко становится к благоговеющим пред Ним, что сообщает им все, скрытое от других. Здесь нужно разуметь непосредственное воздействие Бога на человека сообщением ему откровения и внутреннее руководство им. Пс.24:18 .  призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. «Призри на страдание» – посмотри на мое унижение и «прости все грехи мои» – вызвавшие эти бедствия. Давид преступление с Вирсавией ставит в связь с настоящими бедствиями. Пс.24:20 .  Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю. «Да не постыжусь, что я на Тебя уповаю» – спаси меня от врагов, чтобы моя вера в защиту от Тебя не была осмеяна врагами. Моя гибель может быть истолкована врагами, как показатель Твоего бессилия спасти тех, кто в Тебя верует; оказанием защиты не допусти оскорблять Твое великое имя. Пс.24:21 .  Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь. После прощения моего греха и очищения «непорочность и правота да охраняют меня», пусть я никогда не уклонюсь от истины и не впаду в грех. Пс.24:22 .  Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его. Этот стих представляет литургическую прибавку, может быть появившуюся во время вавилонского плена, когда евреи в положении угнетенного и кающегося Давида могли видеть образ своих страданий в плену и молиться об избавлении от них словами своего искренне кающегося благочестивого предка. В богослужении этот псалом входит в состав 3-го часа, дополняя содержание XVI псалма искренней и горячей молитвой к Богу о духовном очищении молящегося ( Пс. 24:1, 7, 11 ) для достойного присутствия при совершении литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава 24 Пророчество Господа о разрушении Иерусалима, втором пришествии Своем и кончине мира ( Мф.24:1–43 ). Притча о рабе и господине ( Мф.24:44–51 ). Мф.24:1 . И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. «Шел от храма»: к горе Елеонской (ст. Мф.24:3 ). – «Показать ему здания храма». «Когда Иисус Христос сказал: «се, оставляется дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ), и еще прежде сего предвозвестил бесчисленные несчастья, то ученики, услышав сие, с удивлением приступили к Нему, указывая на красоту храма и недоумевая, каким образом будет уничтожена толикая красота, драгоценное вещество и невыразимое разнообразие искусства» (Злат.). – «Здания храма»: не только самый храм, но и пристройки его, притворы, дворы и пр., – что все в совокупности носило название храма (см. прим. к Мф.21:12 ). Мф.24:2 . Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. «Не останется здесь камня на камне»: разрушение этого места будет полное и совершенное, так что и следов этого великолепного храма, со всеми его пристройками, не будет. Так действительно и исполнилось это, лет ок. 36 спустя по произнесении этого пророчества (в 70 г. по Р. Хр.), когда Иерусалим был взят римлянами, храм разрушен и превращен в развалины, а чрез несколько времени (при Траяне) уничтожены и самые следы его. Предводитель римлян Тит желал было, при взятии Иерусалима, сохранить храм, но – воля человеческая не в силах нарушить определение Божие. Иудеи сами зажгли притворы храма, а один из римских солдат, вопреки приказанию военачальника, бросил пламя чрез окно в самый храм, и он тотчас был объят пламенем. Напрасно Тит дал приказание потушить огонь – оно не было исполнено; солдаты бросились грабить горящее святилище, и ни приказания, ни угрозы, ни удары не могли остановить их; храм был сожжен и разграблен (Флав. Bel. Jud. 6, 4, 5–7). Мф.24:3 . Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Слова эти убеждают всех вас внимать тому, что говорится. Ибо это не история о делах прошедших, но пророчество о будущем и непременно случиться имеющем. Мы не пророчествуем, ибо мы недостойны, но признаки, находящиеся в Писании, открываем и объясняем. Примечай же ты, что случилось уже и что должно случиться, и предостерегай сам себя. 5 . Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: я Христос, и многих прельстят ( Мф.24:5 ). Это отчасти случилось; ибо говорили уже это Симон волхв, и Менандр, и некоторые другие нечестивые ересеначальники. И будут говорить и еще в наше время, и после нас. 6 . Другой признак: Также услышите о войнах и о военных слухах ( Мф.24:6 ). Идет ли ныне у персов с римлянами о Месопотамии война или нет? ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, или нет? и будут глады, моры и землетрясения по местам ( Мф.24:7 ). Это уже было. И в другом месте: и ужасные явления, и великие знамения с неба ( Лк.21:11 ). Итак, бодрствуйте, говорит Христос, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ). 7 . Но мы ищем своего признака касательно пришествия; принадлежа к Церкви, церковного ищем признака. Спаситель говорит: и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга ( Мф.24:10 ). Если услышишь, что епископы даже до кровопролития идут против епископов, причетники против причетников и миряне против мирян, то не смущайся: ибо об этом предсказано в Писании; не на то смотри, что происходит ныне, но на то, что написано. И хотя бы я, научающий тебя, погиб, ты не погибнешь вместе со мной; можно и слушателю быть лучше Учителя и быть первым пришедшему после, поскольку принимает Владыка приходящих и в одиннадцатый час. Когда в апостолах открылось предательство, то чему дивиться, если в епископах откроется братоненавидение? Но знамение касается не правителей только Церкви, но и мирян. Ибо говорит Христос: и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ( Мф.24:12 ). Похвалится ли кто из предстоящих тем, что он имеет к ближнему нелицемерную любовь? Не большей ли частью лобзают устами, являют веселый вид и радостный взор, а в сердце строят ковы, замышляют зло, говоря слова мира (см. Пс.27:3 )? 8 . И вот еще знамение: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец ( Мф.24:14 ). Почти весь уже мир, как мы видим, исполнен учением о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Ср. Мф.23:37–39 ); 3)Иудеи отведутся в плен во все народы и Иерусалим будет попираем язычниками ( Лк.21:24 ); настанут «времена язычников». Под язычниками здесь должно разуметь вообще всех не – иудеев; если период ветхого завета может быть назван временем иудеев, новозаветный период до того времени, когда «Израиль спасется» и не принявшие некогда Мессию воскликнут: «благословен Грядый во имя Господне!», – очевидно, называется «временем язычников». 45 Имея в виду выражения евангелия «прежде же всего того» ( Лк.24:12 , и «этому надлежит быть прежде» (ст. 9), мы в ряду признаков, предшествующих пакипришествию Господа, должны далее поставить войны, военные слухи, глады, моры, землетрясения по местам ( Лк.24:9–11 ; Мф.24:6–8 ; Мк.13:7–8 ); это все – начало болезней, но еще не конец. Появятся лжеучители, лжепророки, во многих охладеет любовь, Евангелие будет проповедано всем народам и тогда придет конец ( Луки 21:8 ; Мф.24:10–14 ; Мк.13:6 ; Мк.13:10 ). «И будут знамения на солнце, луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море возшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесныя поколеблются и тогда увидят Сына Человеческаго, грядущаго на облаке с силою и славою великою» ( Лк.24:25–27 ; Мф.24:27–31 ; Мк.13:22–27 ). Нужно заметить, что слово ττε – тогда, встречающиеся в речи Господа, указывает на связь предсказываемых событий: при разрушении Иерусалима были, по свидетельству Иосифа Флавия войны, голод, землетрясения, появление кометы; эти предвестники гибели былого значения священного иудейского города и храма в миниатюре, в малом виде являются типом, или образом того, что будет пред кончиной мира – в чрезвычайных великих размерах. Сектанты – адвентисты настойчиво утверждают, что признаки второго пришествия Христова сбылись – именно: землетрясение имело место в Лиссабоне в 1755 году, темный день и ночь – 19 мая 1780 года и необычайное падение звезд, наблюдавшееся в С. Америке, – 13 ноября 1833 года.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми и обнаружатся не только все человеческие дела и слова, но даже тайные желания и мысли. Нередко можно услышать вопрос: на какую конкретно дату ожидать Второе пришествие Христово? История знает немало случаев, когда мучимые любопытством люди пытались вычислить время наступления «великого дня». Однако о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24:36; Мк. 13:32; Мф. 24:42), — говорит Господь. Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил во своей власти (Деян. 1:7). День Господень так придет, как тать ночью (1 Фес. 5:2), — пишет апостол Павел о внезапности великого события. Такая сокровенность времени пришествия Господа побуждает нас быть постоянно готовыми ко встрече с Ним: Итак бодрствуйте, призывает Он нас, — потому что не знаете в который час Господь ваш приидет (Мф. 24:42). Первые христиане с нетерпением ожидали возвращения Христа. Об этом свидетельствуют часто употребляемые краткие формулы, встречающиеся на страницах Нового Завета: Маран-афа, что в переводе с арамейского значит «Господь придет, пришествие Господне близко» (1 Кор. 16:22); Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22:20). Время второго пришествия Сына Божия сокрыто от нас, но в Священном Писании указаны признаки его приближения. Они следующие. Перед вторым пришествием Христовым Евангелие будет известно всем народам: Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф. 24:14). Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам: и тогда придет конец. Мф. 24:14 В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским. 1 Тим. 4:1 Среди людей наступит крайнее развращение (угасание веры и любви к ближнему): По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24:12); Соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга (Мф. 24:10); Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их (Мк. 13:12; Лк. 21:16; 2 Тим. 3:1–5).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Во-вторых, великое ослабление веры и любви христианской, усиленная деятельность антихриста, который многими чудесными действиями прельстит многих и объявит себя Христом, но, в конце концов, будет побежден силою Иисуса Христа ( Мф.24:24, 24:10–12 ; 2Фес.2:3, 4, 8, 9, 11 ; Откр.19:19–21 ). В-третьих, усилившиеся бедствия народов, странные знамения в природе ( Мф.24:29 ); наконец, после всего этого явление Сына Божия на небесах во славе с Ангелами ( Мф.24:30–31 ). Тогда соберутся все народы от четырех ветров, от края небес до края их ( Мф.24:31 ). В этих последних словах указывается на воскрешение тел человеческих, которое имеет быть в «последний день». Воскрешение тел совершится таким образом: разрушенное, вследствие смерти, на составные части тело, будет восстановлено и воссоединится снова с той самой душой, которая обитала в нем во время земной жизни его. Конечно, для такого восстановления тела и воссоединения его с душою не требуется, чтобы абсолютно все материальные частицы тела были восстановлены, так как и при жизни тела от него часто отделяют материальные части, однако тело не прекращает своего существования. О воскрешении тела Слово Божие учит ясно и определенно. В Ветхом Завете праведный Иов надеялся на воскрешение плоти (19:25–26). Эта же надежда укрепляла в страданиях и семерых братьев с матерью, о которых рассказывается во второй книге Маккавеев (7:9). Эта же надежда утешала Марфу при гробе Лазаря ( Ин.21:24 ). Сам Иисус Христос обещал воскрешение тела в «последний день» тем, которые достойно будут причащаться Его тела и крови ( Ин.6:54 ). Он говорит: «наступит время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Особенно ясно говорит Апостол Павел о воскрешении тел в 15 главе первого послания Коринфянам; здесь он, между прочим, высказывает такие слова: «сеется тело душевное, восстает тело духовное... ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (15:44:53).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Для большинства людей Пришествие Христово будет неожиданным, день Господень «придет, как тать ночью» (1 Фес.5,2), «в который час не думаете» (Мф.24:44; Лк.21:36). Внезапность Второго пришествия будет подобна пришествию потопа во дни Ноя (Мф.24,37–39). Однако если время второго пришествия Сына Человеческого сокрыто для нас, то признаки его приближения открыты нам в Евангелии и апостольских Посланиях. Так, Господь Иисус Христос говорит, что прежде Его пришествия «проповедано будет… Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф.24:14). Он также указывает, что «многие лжепророки восстанут и прельстят многих, и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24:11–12). На обилие лжеучителей, а также оскудение веры и сильное падение нравов в последние времена указывает также и апостол Павел (1 Тим.4:1–3; 2 Тим.3:1–5). Появление таких лжеучителей будет свидетельствовать об упадке нравственного состояния человеческого общества последних времен. Ибо если общество безразлично к истине, то наравне с нею оно готово принять и то, что ей враждебно. При этом общество, пребывающее в нравственном оскудении, будет считать своим долгом защиту любого, даже заведомо ошибочного и опасного, учения, любой разрушительной доктрины. Но нравственно здоровое общество отвергает ложь.Может ли человек, постоянно лгущий, делающий гадости ближним или иным способом вносящий дисгармонию в жизнь окружающих, найти свое место в нравственно здоровой среде? Конфликты с ним будут происходить прежде всего потому, что нравственно здоровая среда отторгает морально уродливое, ущербное, нечистое. То же и в обществе. Здоровое общество способно оттолкнуть от себя порочное начало, а нравственно больное принимает заведомые ложь и обман. Будут иметь место общественные бедствия и войны: «Также услышите о войнах и военных слухах…ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф.24:6–7); мятежи (смятения) (Мк.13:8); природные катаклизмы: «…будут глады, моры и землятресения по местам» (Мф.24:7), «знамения в солнце и луне извездах,…море восшумит и возмутится» (Лк.21:25).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010