И дух, и душа, и тело наше сохраняется без порока Богом ( 1Фес.5:23 ). 18. Учением о страданиях Иисуса Христа неверующие соблазняются, а верующие во Христа, как в Божию премудрость, спасаются ( 1Кор.1:23, 24 ). 21. Видимый мир сей есть дело Божией премудрости, но когда человек в премудром творении Божием не уразумел премудрого Творца, то Бог благоволил спасти нас учением людей немудрых ( Рим.1:19–22 ). 23–25. Страдание и смерть Иисуса Христа ради нашего спасения мудрые мира сего почитают безумием, но сие, по-видимому, безумное Божие, и немощное, мудрее и сильнее человеков. 23–24. Страдание и распятие И. Христа есть сила Божия во спасение всякому верующему, ( Рим.1:16 ), и Божия премудрость. Иисус Христос, предавший себя за грехи наши вольному страданию, распятию и смерти, есть Бог сильный и Бог премудрый ( Рим.1:4 ). 27. Сильный и Премудрый избирает в орудие действий Своих не мудрых мира сего и сильных, но презренных и не имеющих человеческой мудрости. 30. Пострадавший за нас и умерший Христос есть Божия для нас премудрость, праведность ( Рим.8:3, 4 ), освящение и искупление ( 1Кор.6:11 ). 30–31. Спасение наше не от дел наших; ибо благодатию мы спасены через веру, чтобы никто не хвалился делами ( Еф.2:8, 9 ). Мы Божие творение, созданное во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам, чтобы мы их исполнили ( Еф.2:8–10 ). Гл. 2. Ст. 1–2. Познание Иисуса Христа или познание учения о нашем спасении должно предпочитать всякой человеческой премудрости. 4–5. Убедительные слова человеческой мудрости для веры в Бога не имеют духовной силы; но Слово Божие живо и действенно ( Евр.4:12 ). 6–8. Философия или заповеди и учение человеческое ( Кол. 2:8, 22 ) есть мудрость земная, преходящая; но откровенное учение о Боге есть мудрость небесная, духовная ( 1Кор.2:14 ), вечная ( 1Пет.1:25 ). 9. Чего не видит в настоящей жизни глаз, не слышит ухо, не чувствует сердце: то будут видеть, слышать и чувствовать праведники в будущем веке ( Еф.1:3 ; 1Ин.3:2 ). 10. Тайна спасения нашего чрез И. Христа и будущее в Нем блаженство есть глубина Божией премудрости ( 1Пет.1:12 ); но в ком есть Дух Божий, тот постигает и глубины Божии ( Мф.16:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

8:10 Сотник был язычником, и потому, пользуясь случаем, Иисус говорит об ожесточении Израиля и что Евангелие Царства достигнет и язычников. 8 возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом. Здесь Иисус имеет в виду трапезу с Помазанником, о которой говорит Исаия (25,6–9). Теперь вместо родных сыновей появляются язычники. Тема эта возникает снова в притчах о злых виноградарях (21,33–44, особ. ст. 43) и брачном пире (22,1–14). Здесь впервые звучит принцип, изложенный в Послании к Римлянам (9,30–32): Израиль тщится достичь праведности делами – и не достигает ее, а язычники, знающие, что достойны лишь осуждения, ищут у Бога милости и получают ее. 8 во тьму... плач... скрежет зубов. Изображается беспредельная и безнадежная мука тех, кто окончательно извержен из Царства. 8 Он взял на Себя наши немощи. У Исаии (53,4) недуги и болезни – наказание за грехи (53,5). Иисус пришел взять на Себя поношения как кару за греховность. Демонстрируя Свою власть над явлениями природы, Он не обещал избавить мир и Церковь от болезней и страданий до Своего Второго пришествия (8,20–23; 1Кор. 15,26 ; Откр. 21,4 ). 8 Сын Человеческий. В Новом Завете только в трех случаях этот титул встречается не в Евангелиях ( Деян. 7,56 ; Откр. 1,13; 14,14 ). Употребление его в Евангелиях можно разбить на три смысловые группы. Сын Человеческий – это человек вообще. Именно в этом смысле Бог, обращаясь к Иезекиилю, называет его «сын человеческий» ( Иез. 2,1 ). В аналогичном значении это выражение использует и Павел ( Еф. 3,5 ). Иисус именовал Себя так, когда подразумевал Свои страдания, смерть и Свое воскресение ради человечества (17,22.23). Наконец, так именуется апокалиптический Сын Человеческий, Который придет в конце времен для совершения суда (24,30; 26,64). В последнем значении этот титул встречается у Даниила (7,13.14), где «как бы Сын человеческий» появляется перед «Ветхим днями». Иисус мог называть Себя Сыном Человеческим, поскольку слово «мессия» ассоциировалось у евреев с политическим и военным лидером. 8:21–22 См. ком. к Лк. 9,59 и 9,60.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

20) Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 21) Аристотель называет голубя " воинственным существом " и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7, 613 а 8; II 15, 506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 22) См. Быт. 8,11. 23) См. Исх. 14,3-29. 24) См. Исх. 15,25. 25) См. Числ. 20,11. 26) См. Матф. 3,16. 27) См. Иоан. 2,7; 7; 7,37; Матф. 10,42; Иоан. 4,6; 6,19; 13,14; Матф. 27,24; Иоан. 19,34. 28) См. Матф. 21,25. 29) См. Матф. 11,10 сл. 30) См. Деян. 19, 1-7. 31) См. Матф. 11,3. 32) См. Римл. 6,4-5. 33) Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 34) См. Матф, 8,24; 14,29-30. 35) См. Быт. 15,6-7. 36) О ком идет речь, неизвестно. 37) Имеется в виду апокрифическое сочинение " Деяния Павла и Феклы " . Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3,5). Фекла, как следует из текста " Деяний... " , - ученица и последовательница ап. Павла. 38) См. Деян. 8,26. 39) См. Деян. 8,29-39. 40) См. Деян. 9,15. Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона-кожевника гостил ап. Петр (9,43). 41) См. Лук. 6,30. 42) Пятидесятница - иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2,4-12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог-Отец и Бог-Сын, праздник носит более употребительное название " Троица " . 43) Апостол Петр - см. Иоан. 18,10. 44) См. Матф. 26,31 сл.; Лук. 8,13 сл.: 2 Кор. 13,5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/552/...

О даровании Воскресшим Духа ученикам сообщает из евангелистов только Иоанн. „Иисус сказал ученикам: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся“ ( Ин.20:21–23 ). Здесь с даром Духа соединяется свобода духовной жизни, свободная нравственная жизнь. Западные толковники (Августин 1156 и Григорий Двоеслов) , в объяснении на это место Евангелия, обращают наше внимание на дар любви как преимущественный дар Св. Духа. И правильно. Этот союз дара любви Христовой с даром Его Духа ( Рим.8:9 ) был предуказан уже Самим Господом в прощальной беседе с учениками: „Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек“ ( Ин.14:15,16 ). В этом же смысле пишет св. апостол Иоанн: „Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего... Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа, и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нём и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам“ ( 1Ин.3:23–24,4:12–13 ). —45— Так и апостол Павел говорит о любви в духе ( Кол.1:8 ; Рим.15:30 ), что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:5 . Ср. Гал.5:22 ; 2Тим.1:7 ). Другие евангелисты, хотя не говорят о даровании ученикам Господом духа Его при вознесении Его, однако дают ценное указание на другую сторону духовного дарования – именно на универсальность духа Христова ( Мф.28:19 ; Лк.24:47 . Ср. 1Тим. 3:16 ). В полноте своей связи с страданиями Господа Иисуса, с одной стороны, и с верой учеников, а также указанными духовными дарованиями, с другой стороны, воскресение Христово открывается нам во всём величии. Вера в воскресение Христово делает для нас живой действительностью смысл Его дела и учения, делает для нас реальной Его духовную жизнь. „Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься“ ( Рим.10:9 ). По самой этой вере мы уже оживотворены со Христом ( Еф.2:5 ; Кол.3:1 ), так что поистине Он воскрес для оправдания нашего ( Рим.4:25 ). Кратко сказать, мы возрождены воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах ( 1Пет.1:3,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как те нечестивцы поступают наши сектанты, восставая на православное священство и отвергая Богом поставленных православных пастырей? И если милосердый Господь не наказывает их лишь потому что, будучи многомилостив, Он «долготерпит, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет.3:9 ). С пришествием на землю Сына Божия и наступлением Нового Завета положено было начало новозаветному священству. Начало это положил Сам Господь наш Иисус Христос, избравши особых лиц, названных апостолами. «Он, – повествует евангелист Марк, – позвал к себе, кого Сам захотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь » ( Мк.3:13–14 ). Для того же, чтобы служение святых апостолов было благотворно, Господь на помощь их человеческим силам преподал им благодатный силы Св. Духа. «Мир вам, – сказал Он апостолам, – как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит: «Примите Духа Святаго» ( Ин.20:21–22 ). Посвятив апостолов, Господь облек их высокою властью учить людей, управлять и руководить их ко спасению. »Идите, – сказал Христос апостолам, – в мир весь, проповедуйте евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). Всем же христианам Господь повелел подчиняться и слушаться избранных Им пастырей. «Слушающей вас, – сказал Он апостолам, – Меня слушается; отвергающиеся вас, Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). Таким образом, и новозаветные пастыри появились не сами собой, а были поставлены и посвящены Самим Богом. " Бог, – говорит апостол Павел, поставил в церкви одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф.4:11 ). Но, так как апостолы не могли жить на земле до скончания мира ( Флп.1:21–23 ), то они в свою очередь поставили себе преемником пастырей церкви, которым и передали полученные от Бога дары Святаго Духа с тем, чтобы те пастыри в свою очередь передавали эти дары своим преемникам дальнейшим пастырям церкви. «Для того я оставил тебя в Крите,– писал св. Апостол Павел своему ученику Титу, – чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит.1:5 ). «Не неради, – писал тот же Апостол ученику своему Тимофею, о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). »По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположенье» ( 2Тим.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

10) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о недостойных пастырях: Мф. 23:2;4;6:11–12;14:38–39 ; Иоан. 9:31 ; Филип. 1:1819 ; 2Тим. 1:6 ; 1Цар. 10:1–10;16:1–14 ; Ис. 28:7–8 ; Иерем. 6:13;10:21;12:10;50:6; Иезек. 22:26. XXV. О таинствах вообще 1) В таинствах чрез видимые действия подается действит. невидимая благодать. 2) В Слове Божием о семи таинствах более или менее ясно говорится: а) О крещении – «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»: Иоан. 3:5 . б) О миропомазании – «тогда возложили руки на них, и они прииняли Духа Святаго»: Деян. 8:17 . «Вы имеете помазание от Духа Святаго»: 1Иоан. 2:20–27 ; ср. 2Кор. 1:21–22 . в) О причащении: «И возблагодарив преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вы ломимое»: 1Кор. 11:24–25 ; Мф. 26:26–28 . г) О покаянии – «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»: Иоан. 20:23 . д) О священстве: «дунул и говорит им: приимите Духа Святаго»: Иоан. 20:22 ; «не неради о пребывающем в тебе даровании... с возложением рук священства»: 1Тим. 4:14 . е) О браке – «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут одною плотию», «что Бог сочетал, того человек да не разлучает»: Мф. 19:56 ; ср. Ефес. 5:25 . ж) О елеосвящении – «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви... помазав его елеем во имя Господне»: Иак. 5:14 . 3) Помимо свящ. Писания, важнейшее свидетельство о семи таинствах можно видеть в согласии всех древних христианских Церквей; не только в Церкви православной греко-римской и друг., но и в различных отделившихся от православия церквах: западной римской, армянской, коптской, несторианской и друг. признавалось семь таинств. 4) Установление семи таинств, а не большего или меньшего числа их, есть дело Божие. Восточные отцы о сем говорят: «Таинства не суть знаки только обетований Божиих, а суть орудия, которые действуют благодатью на приступающих к оным». (Посл. вост. патр. о прав. вере, гл. 15). 5) О действиях благодати Божией в таинствах должно сказать, что здесь подается Божеств. благодать не по одной вере принимающего таинства и не по благочестию совершающего их, но чрез самые таинства, чрез сообщенную таинствам навсегда от Бога силу. Св. Григорий Богослов говорит: как печать, независимо от того, из золота она или из железа, отпечатлевает одно и тоже изображение на воске, так и в таинствах получается одна и та же благодать, независимо от достоинства совершающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

12 дух благодати и умиления. Вероятно, так говорится о Духе Божием, Который дается по благодати и рождает смирение в народе Божием. Ветхозаветные пророки подчеркивают, что восстановление Богом завета ( Иер. 31,31–33 ) подразумевает обновление в Духе Его ( Ис. 59,21 ; Иез. 36,26.27; 39,29 ; Иоил. 2,28.29 ). Умиление означает мольбу людей о благодати Божией ( Деян. 2,37 ). воззрят. Т.е. взирать на Мессию как на источник спасения. См. Ин. 3,14.15 . на Него, Которого пронзили. Эти слова относятся к Самому Богу (ср. «изолью»). Но как Бог может быть пронзенным? В лице посланного Им Помазанника ( Ин. 19,37 ), в Котором явлена слава Божия ( Ин. 1,14.15 ). Глава 13 13:1–6 Скорбь Иерусалима приносит земле очищение от скверны. 13 В тот день. День, когда Бог спасет Свой народ (3,9 и ком.). источник... для омытия греха и нечистоты. Метафора передает всю полноту прощения. В Иер. 2,23 Бог называет Себя «источником воды живой». Окончательно мы находим полноту прощения в Иисусе и Святом Духе ( Ин. 7,37–39 ). 13:2–6 В этих стихах говорится о следствиях очищения, предсказанного в ст. 1. Первым следствием станет истребление идолопоклонства и низвержение лжепророков (ст. 4–6). 13 ложь... во имя Господа. Ложное пророчество, помимо прочего, может произноситься во имя ложного бога, или быть самозванным выступлением от имени Господа ( Втор. 13,1–18; 18,21.22 ). Лжепророку была уготована смерть ( Втор. 13,15 ). В данном случае очищение из источника избавляет землю от влияния идолопоклонства. 13:4–6 Вторым следствием очищения (ст. 1) станет то, что лжепророки устыдятся признания в своем обмане. Лжепророки откажутся считать себя пророками из страха возмездия. 13 власяницы. Традиционный атрибут пророка ( 3Цар. 1,8 ; Мф. 3,4 ). 13 отчего же на руках у тебя рубцы? Вероятно, раны, нанесенные самим себе во время поклонения идолам. Ветхий Завет свидетельствует, что такая практика была обычной в языческом культе ( Лев. 19,28; 21,5 ; Втор. 14,1 ; 3Цар. 18,28 ). били в доме любящих меня. Обвиняемый в лжепророчестве объясняет происхождение рубцов тем, что избит своими близкими, а не ритуальными причинами, о которых говорится выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

209 Другие формулы цитации встречаются в речах: синедриотов (2:5) и Господа (11:10; 26:24; 26:31). 212 Т.е. написать евангелие, согласно тщательному исследованию преданных самовидцами Слова известий о жизни и учении Господа, – изложить сначала, все, точно и по порядку, – причем предполагается, что в тех, бывших до Луки, известиях сообщалось не все, не по порядку, не сначала и не подробно, или же не полно и не ясно в некоторых отношениях. 215 См. 1–2 главы, (9:51–18:14 – и 3:10–15; 4:16–30; 5:1–11; 7:11–17, 36–50; 8:1–3; 19:1–26, 39–44; 22:24–45; 23:4–15; 24:13–35, 41–53 и др.). 217 При самом крещении в Корсуни великого князя Владимира, для ограждения его от учений и обычаев латинских, ему сообщено было от Греков в точных словах исповедание веры, и взято с него обязательство: принять и хранить «церковная преданья» и постановления «седми сбор святых отец», с кратким изложением истории сих соборов, см. ПСРЛ Летоп. по Лаврен. списку, стр. 109–1 13 (изд. третье). 218 Густин. лет. в Полн. Собр. Рус. лет. II, 259. Срав. Татищева Рос. Ист., 1773 г. кн. 2, стр. 75, 76; также в Лаврен. лет. (изд. 3-е) стр. 116. Очень любопытно сообщение Длуюша о Владимире под 992 годом «pueros Ruthenorum applicat literis artifices insuper ex Graecia adductossalareat, et plures ecclesias ex mure et latere aedificat»: Лет. Занят. Археогр. Ком. вып. IV, прилож. стр. 81. Во второй половине XI века сделались известными в юго-западной Руси еще две епархии Переяславская – в 1072 году и Юрьевская – в том же году Город Юрьев (Гюргев), на реке Роси, впадающей в Днепр южнее Киева (см. Барсова «Очер. рус. ист. георг. 1885 г. стр. 298). Об этих двух епархиях см. Макария «Ист. рус. церк.» т. II. стр. 21, т. III. стр. 30, т. IV, стр. 107. В Смоленске епископская кафедра учредилась позднее, именно в 1137 году, в Галиче и Перемышле тоже в XII веке, а в Холме – в ХΙΙΙ веке. О первых русских епархиях см. тоже Голубинского, Ист. рус. цер., Москва 1880 г., т. I, часть I, стр. 545, а также стр. 291. О Полоцкой епископии см. «Витеб. Стар.» Сапунова т. I. стр. 518, 597: т. V, часть 1, глав 1.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не сами христианские общины поставляли себе священнослужителей, но Апостолы поставляли их, как видно из слов книги Деян. Св. Апостолов, «рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви» ( Деян.14:23 ), или со слов Апостола Павла: «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение ( 2Тим.1:6 ), еще: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное, и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Апостолы ясно высказывают, что не все Апостолы, но только они одни; «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11 ). «Все ли Апостолы? Все ли Пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). Значит, им одним исключительно принадлежит иерархическая власть. Положительно ниоткуда из Слова Божия не видно, чтобы Иисус Христос иерархическую власть передал христианской общине, а последняя передала бы ее Апостолам, как уполномоченным от нее. А если сама христианская община не получала этих прав, то она не могла передать их и другим. Известно, что Иисус Христос Сам, без посредства других, призвал и установил Апостолов в их Апостольском достоинстве. Это видно из следующих слов: Он увидел двух братьев, Симона и Андрея... и говорит им: идите за Мною и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последователи за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев Иакова Заведеева и Ионна и призвал их. И они последовали за Ним» ( Мф.4:18–22 ). У Евангелиста Марка мы читаем такие слова: «потом взошел на гору, и позвал к Себе, кого Сам хотел, и пришли к Нему. И поставил из них 12, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь (3:13–14). В Евангелии Инна Богослова Иисус Христос Апостолам говорит: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил» (15–16). Только об одних Апостолах и не о ком другом говорит Иисус Христос, когда говорить о сообщении власти ( Мф.16–19, 28:19 ; Ин.20:21 ). Известно также, что Святые Апостолы Матфей и Павел избраны Самим Иисусом Христом, а не общиной ( Деян.1:24, 9:4–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

8 приняли Духа Святаго. Уверовавшие самаряне еще не получили явного свидетельства живого внутреннего присутствия Святого Духа, хотя Он обитал в них, верующих ( Рим. 8,9 ). 8 серебро твое да будет в погибель с тобою. Букв.: «Иди в вечную погибель, в ад, ты сам и твои деньги» ( Мф. 7,13 ; Откр. 17,8 ). 8:22–23 Своими словами и поступками Симон доказал, что его вера во Христа не истинна. Он все еще был в «узах неправды» (ср. Рим. 6,16; 8,8 ) и полон «горькой желчи» (ср. Втор. 29,18 ; Рим. 3,14 ). Исповедание веры на словах, без покаяния, указывает на отсутствие истинной веры. 8 муж Ефиоплянин. Это был министр финансов Эфиопии, современной Нубии, области, простиравшейся от современного Ассуана до Хартума. евнух. Это слово указывает на то, что он либо был скопец, занимавший официальную должность при дворе, либо важное правительственное лицо; в Септуагинте слово «евнух» часто означает правительственного чиновника. Кандакии. Титул царицы-матери, которая правила вместо сына. Царя, как сына солнца, считали слишком священной особой, чтобы он лично вникал в мирские дела. 8 читал пророка Исаию. Если ефиоплянин читал сказанное о милости Господней к евнухам ( Ис. 56,3–5 ; ср. Втор. 23,1 ), он, естественно, должен был прочитать гл. 53 из Книги пророка Исаии (см. ком. к 8,35). 8 услышав, что он читает. В древности общепринято было читать вслух. 8 об Иисусе. Филипп начал с гл. 53 пророка Исаии и показал, что раб, о котором говорится в этом отрывке, и есть Муж скорбей, Иисус. Из текста Луки можно заключить, что Филипп обратился и к другим местам ВЗ, чтобы подтвердить, что Иисус и есть Мессия. 8 в Азоте. См. 1Цар. 5,1 . Один из пяти древних филистимских городов, расположен на побережье Средиземного моря, между Газой и Кесарией. Филипп проповедовал Евангелие во всех городах вдоль побережья, пока не дошел до Кесарии, большого города, перестроенного Иродом Великим (на месте Стратоновой башни, «укрепленной башни»). Здесь была прекрасная гавань, которую Ирод расширил для нужд морской торговли (21,8). Город служил резиденцией римским прокураторам Пилату, Феликсу (23,33 24,4) и Фесту (25,5). Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010