Сейчас обратимся к другой части церковно-политического спектра — к представителям так называемой “правой” оппозиции 7 , отошедшей от церковного общения с митрополитом Сергием (Страгородским) после 1927 года. Наша цель — рассмотреть, как складывалась судьба этих оппозиционных движений в Русской Православной Церкви в 40-е годы ХХ века. Мы не будем давать каноническую характеристику этих движений, поэтому отдаем предпочтение выражению “церковная оппозиция”, а не “церковный раскол”. Кроме того, мы не касаемся взглядов отдельных иерархов — возглавителей тех или иных оппозиционных течений. Нас интересует не личная их позиция, а те процессы, что охватывали массу последователей этих иерархов, и причины этих процессов. Прежде чем обратиться к событиям 40-х гг., необходимо сделать краткий экскурс в историю оппозиционных движений двух предыдущих десятилетий. Оппозиция в 20–30-е гг. Краткий обзор Эта часть не представлет собой самостоятельной работы, а только подводит итог тому, что мы сейчас знаем о “правой” оппозиции митрополиту Сергию и Временному Патриаршему Синоду в конце 20-х–30-х гг. Нас будут интересовать прежде всего общие тенденции, определявшие поведение значительных групп верующих и духовенства, а не позиции отдельных, даже самых выдающихся церковных деятелей. Мы рассмотрим оппозиционные движения в двух системах координат: географическом и идейном. Эти различия будут важны для понимания процессов, имевших место в среде церковной оппозиции в 40-е гг. 1. География оппозиции Сейчас мы можем выделить следующие важнейшие центры оппозиционных движений в 20–30-е гг., там, где от общения с Русской Церковью Московского Патриархата отошла значительная часть духовенства и верующих во главе с епископами. Прежде всего — это российский северо-запад с центром в Ленинграде. Северная столица стала родиной “иосифлянской” оппозиции, получившей свое название по имени митрополита Иосифа (Петровых), который был не столько лидером, сколько знаменем этого движения. В действительности его возглавили несколько викарных епископов Ленинградской епархии, а идейными вдохновителями выступил ряд профессоров закрытой Духовной академии.

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

Закрыть Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке. Краткая предыстория вопроса 09.04.2020 1619 Время на чтение 14 минут Источник: Благодатный Огонь Народившийся в начале ХХ века церковный модернизм, или обновленчество, не исчез в 20–30-е гг., хотя и потерпел сокрушительное поражение. К середине 40-х годов большая часть обновленческих архиереев и священников, принеся покаяние, присоединилась к Патриаршей Церкви. Это было время окончания Великой Отечественной войны и временного возрождения Русской Православной Церкви после двух с половиной десятилетий кровавых гонений. Было восстановлено Патриаршество, стали открываться храмы, монастыри, духовные семинарии... Однако в то время церковной разрухи не хватало священников, архиереев, многие из которых погибли в лагерях, не хватало преподавателей во вновь открывавшихся духовных школах. На кафедры, приходы и в качестве преподавателей в семинарии приходилось посылать епископов, священнослужителей и профессоров, разделявших реформаторские идеи и ранее находившихся в обновленческом расколе. Современные церковные историки подтверждают, что процент бывших обновленческих клириков, среди епископата в особенности, и среди городского духовенства в послевоенные годы был очень велик. Количество отрекшихся тогда от священного сана, при том, что уже не нужно было идти в тюрьмы и лагеря, было, увы, очень и очень велико. Это в значительной степени и были обновленческие клирики, которые после войны вернулись в Московский Патриархат, становились преподавателями и профессорами в открывающихся духовных академиях и семинариях. В результате обновленчество, казалось бы, уже навсегда отвергнутое, на самом деле как бы растворилось в среде православного духовенства и мирян, изнутри незаметно влияя на верующих, в первую очередь на учащихся духовных школ. Постепенно взращивалась небольшая плеяда будущих пастырей, симпатизирующих идеям церковного реформаторства, склонных к критической переоценке Священного Предания и святоотеческого понимания духовной жизни в Православии.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/09/sovrem...

Сейчас новая Россия полна имперских амбиций направленных на мировое лидерство. Но в нынешней ситуации, когда ее зависимая сырьевая экономика занимает 14-ое место в мире, а количество населения - 9-ое, весьма уместно вспомнить работу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», в которой он описывает ситуацию 100-летней давности, показывая, что Россия является слабым звеном империализма. Чем закончились тогда имперские амбиции для царской России хорошо известно, этим же они закончились и для СССР после вторжения в Афганистан и падения мировых цен на нефть. Имперский шапкозакидательский, великодержавный патриотизм сыграл в ХХ веке для России злую шутку - как в 1905 и 1914 гг., так и накануне Великой Отечественной. По сути, он является проявлением тяжкого греха - гордыни, наказуемого Богом. Народ России одерживал великие победы благодаря национально-освободительному патриотизму, всколыхнувшему всю страну после вторжения в нее захватчиков как в 1812, так и в 1941 г. Продолжение такой имперской политики будет все больше толкать новую Россию на поиски новых союзников в Азии, поскольку в Европе их уже не осталось. Азиатские черты все более и более начинают проявляться в новой России. Это ощутимое количество азиатских гастарбайтеров проникающих в отличие от Европы практически через прозрачную границу и становящихся «новыми россиянами». (Данная ситуация начинает весьма напоминать Францию 70-80-х годов.) При этом, все больше появляется фактов об участии уроженцев средней Азии в структурах ИГИЛ. Так, по сообщению телеканал Alsumaria , военное командование группировкой «Исламское государство» возглавил бывший глава ОМОНа Таджикистана. Приток таких «россиян» неизбежно толкает политическую российскую систему на все большую жесткость и «азиизацию». Т.о. нынешняя политическая ситуация все более и более начинает соответствовать лихим джигитам, гарцующим сейчас «где-то в ордынских степях». (Кто-бы из российских политиканов начала ХХ века мог предположить, что всего через 20 лет страной будет управлять бывший террорист с Кавказа?) На бытовом уровне азиатские черты все более и более проявляются среди молодежи. Наркомания, поразившая целые регионы, имеет азиатские корни и подпитку, ею сейчас Азия «прорубает окно в Европу». Сюда относится и бытовой мат, который, как известно, пришел к нам из Орды (Баданин, 2014). Среди тех, кому до 40 он стал практически бытовым слоганом, а одной из самых топовых рок-групп страны является «Ленинград», отличающаяся широким использованием ненормативной лексики! Курение наркотических травок, кальяны, татарское кушанье под названием «шашлык», обильно сдабриваемое матом, становятся все более и более популярными.

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/10/...

Несмотря на то, что указанные монографии В. А. Лисичкина написаны на основе материалов ГАТО, однако значительная часть документальных цитаций и воспоминаний очевидцев уже была введена в оборот тамбовскими авторами 18 . Кратко излагается тамбовский период жизни архиепископа, прежде всего в качестве хирурга-консультанта,      в монографиях Ю. Л. Шевченко и В. Глущенко 19 . О пребывании архиепископа Луки в Тамбове в своей монографии повествует и Б. Ф. Колымагин в главе под оригинальным названием «Тамбовский волк» 20 . Отметим, что, хотя тамбовский период жизни святителя, а также период общения его с тамбовской паствой после назначения на Симферопольскую кафедру освещается в вышеназванных монографиях биографического плана, текст исследований строится, в основном, на письменных свидетельствах самого разного происхождения. Можно заметить, что довольно часто одна и та же информация повторяется из публикации в публикацию без какого-либо уточнения контекста. Некритическое цитирование некоторых предшественников порождает многочисленные мифы, коррекция которых является неотложной задачей современного уровня изложения истории и анализа жизни и деятельности святителя Луки. В свете сказанного определяются роль и ценность региональных исследований, которые имеют возможность дать более детальную и объективную историко-культурную картину жизни и деятельности архиепископа Луки в её пространственно-временных границах. Одной из первых работ, раскрывающих архипастырскую деятельность архиепископа Луки на Тамбовской кафедре, была монография В. А. Кученковой «Житие архиереев тамбовских» 21 . Тамбовский период жизни святителя отражён в уникальной научной монографии кандидата исторических наук С. А. Чеботарева «Тамбовская епархия 40–60 гг. ХХ века» 22 , где впервые были опубликованы рассекреченные тамбовские архивные материалы, рассказывающие о деятельности на местах уполномоченных по делам Русской Православной Церкви, о сложных взаимоотношениях госорганов с архиепископом Лукой и красноречиво иллюстрирующих обстановку внутри возрожденной Тамбовской епархии 23 . В научный оборот был введён целый ряд архивных документов 24 . Результатом обобщения архивных и опубликованных материалов является монография А. А. Баранова и Ю. К. Щукина 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

По некоторым оценкам к концу XIX-ro в. в Корее насчитывалось около 40.000 католиков и до 6.000 протестантов. В начале ХХ-го столетия наблюдается значительный рост числа католиков. Так, в русской печати отмечалось, что на 1904 год " в Корее число всех христиан равняется приблизительно 120 тысячам, причем почти все они католики, число протестантов не доходит и до тысячи, а число православных даже до двухсот " . Но со временем соотношение изменилось в пользу протестантов: к концу 1970-х гг. в (Южной) Корее христиане составляли около 20% от общего числа приверженцев различных религий, причем 16% из них это протестанты и лишь 4% - католики. Русско-корейские отношения в конце XIX-ro века В 1884 году Россия установила с Кореей дипломатические отношения, и вскоре началось систематическое изучение Кореи русскими научными экспедициями, направлявшимися главным образом в северные, совершенно ранее не исследованные районы. Наиболее значительными были экспедиции И. И. Стрельбицкого (1895-1896), В. Л. Комарова (1897), А. Г. Лубенцова (1898) и А. И. Звегинцева (1898). В экспедиции Звегинцева принимал участие писатель Н. Г. Гарин-Михайловский. В своих записках отечественные путешественники делились своими наблюдениями о религиозной стороне жизни корейцев. Так, князь К. Н. Дадешкалиани (состоял при канцелярии Приамурского генерал-губернатора), совершивший поездку по Корее в 1885 году, писал: " Корейцы - последователи учения Конфуция, но религия эта, некогда идейная, до того ими искажена, что их смело можно назвать идолопоклонниками; как храмы, так и проезжие дороги заставлены множеством изображений злых, добрых, мудрых, коварных и тому подобных богов...Меня уверяли, что католическим миссионерам легко удается обращать корейцев в христианство; я действительно видел этих крещеных корейцев, но они столько же христиане, сколько были последователи Конфуция " . Российское влияние в Корее усиливалось, и в 1885 г. между обеими странами был заключен договор, 4-я статья которого гласила, что в корейских портах, открытых для иностранцев, русским подданным " предоставляется право свободного отправления богослужений " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

18 См., например,: Кученкова, В. А. Житие архиереев тамбовских. – Тамбов, 1998; Чеботарев, С. А. Тамбовская епархия 40–60 гг. ХХ века. Тамбов, 2004; Лисюнин, В. Ф. История Покровского собора города Тамбова. Тамбов, 2001; Лисюнин, В. Ф., свящ. Подвиг архипастырского служения на Тамбовской земле святителя-исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) //Тамб. епарх. ведомости. 2008. 1. С. 34–47. 19 Шевченко, Ю. Л. Приветствует вас святитель Лука, врач возлюбленный. СПб., 2007; Глущенко, В. Панагия и белая мантия. Святитель Лука – взгляд в будущее. Краснодар, 2001. 22 Чеботарев, С. А. Тамбовская епархия 40–60 гг. ХХ века. – Тамбов, 2004; См. также: Чеботарев, С. А. Возрождение Тамбовской епархии. Церковное служение архиепископа Луки в Тамбове (1944–1946 гг.)// Церковь и государство: ХХ век. Тамбов, 2002. С. 31–44; Он же. Скорбященский храм. Несостоявшееся возвращение//Вестн. православия. Тамбов, 2002. 11 С. 24–30. 23 См. также: Чеботарев, С. А. Возрождение Тамбовской епархии. Церковное служение архиепископа Луки в Тамбове (1944–1946 гг.)// Церковь и государство: ХХ век. Тамбов, 2002. С. 31–44; Он же. Скорбященский храм. Несостоявшееся возвращение//Вестн. православия. Тамбов, 2002. 11 (85). С. 24–30. 25 Баранов, А. А., Щукин, Ю. К. Жизнь архиепископа Луки, профессора (В.В. Войно-Ясенецкого) на Тамбовской земле. – Тамбов, 2010. 26 Феодосий, еп. Тамбовский и Мичуринский. Гомилетические труды архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Тамбовской Епархии//Тамб. епарх. ведомости. 2011. 7. С. 26–29; Его же. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и актуальные вопросы медицинской этики//Тамб. епарх. ведомости. 2008. 3. С. 20–23; Его же. Профессия врача в свете учения святых отцов и трудов святителя-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого) //Тамб. епарх. ведомости. 2011. 4. С. 21–25; Феодосий, митр. Тамбовский и Рассказовский. Святитель Лука – архиепископ Тамбовский и Мичуринский//Тамб. епарх. ведомости. 2016. 11. С. 32–39. 27 Лозовский А., свящ. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о духовной стороне врачебного дела//Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. Тамбов, 2016. Вып. 4. С. 24–30; Лисюнин, В., прот. Подвиг архипастырского служения на Тамбовской земле святителя – исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) //Там же. С. 31–46; Орлова, В. Д. Военный быт жителей Комсомольской улицы города Тамбова//Там же. С. 47–59.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

МДА А. Ф. Лаврова-Платонова (впосл. архиеп. Литовский и Виленский Алексий ), П. А. Лашкарёва, прот. Михаила Горчакова , М. Е. Красножена , ученых ХХ в. П. В. Гидулянова , сщмч. Илии Громогласова , проф. кафедры церковного права Варшавского ун-та М. В. Зызыкина, протопр. Николая Афанасьева. Серьезными исследованиями по устройству древней Церкви являются написанные в 20-х гг. статьи архиеп. Лоллия (Юрьевского) , опубликованные посмертно в «Богословских трудах» (1978. Сб. 18. С. 136-179; 1980. Сб. 21. С. 181-220; 1983. Сб. 24. С. 46-96; 1984. Сб. 25. С. 57-153) и изданные в 2001 г. в виде монографии «Александрия и Египет». Наряду с Бенешевичем одним из самых крупных канонистов XX в. был С. В. Троицкий , первые работы которого появились в начале века, а последние опубликованы в 60-х гг. Его исследования посвящены вопросам автокефалии, критике папистических тенденций в церковной политике К-польского Патриархата, проблеме расколов, брачному праву, истории канонических источников. Большим вкладом в развитие церковного правосознания явились статьи патриарха Сергия (Страгородского), как написанные в дореволюционный период, так и помещенные в церковных изданиях в 30-40-х гг. ХХ в., а также его переписка с рус. архиереями, относящаяся к 30-м гг. Предметом особого интереса патриарха Сергия были вопросы устройства высшего церковного управления. Ряд статей он посвятил проблемам взаимоотношений правосл. Церкви с инославными обществами. В разработке этой экклезиологической темы он опирался на церковные каноны, давая им глубокое богословское толкование. В 90-х гг. ХХ в. опубликован ряд работ по церковному праву, свидетельствующих о начале возрождения в России этой науки. Среди них могут быть упомянуты книга свящ. Алексия Николина «Церковь и государство» (М., 1997), работы М. Ю. Варьяса, архим. Саввы (Тутунова), А. Г. Бондача, К. А. Максимовича, прот. Владислава Цыпина . Крупнейший сербский канонист - Далматинско-Истрийский еп. Никодим (Милаш). Его «Каноны Православной Церкви» с продуманными, обширными комментариями (Правила православне цркве с Нови Сад, 1895-1896.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Тема славянской взаимности остается по-прежнему актуальной в ХХ и XXI веках. Королевство Югославия стало не только геополитическим центром русской эмиграции после революции 1917 года, но и, по замыслу Александра I Карагеоргиевича, оплотом славянства на Балканах. На эту тему вышло три книги: одна написана мной, две других — совместные монографии, посвященные русской эмиграции в Королевстве Югославия. Первая книга, написанная по благословению протоиерея Виталия Тарасьева, настоятеля Церкви Святой Троицы в Белграде, где по завещанию похоронен барон Врангель, называется «Славянский вопрос и сербско-русское содружество в 20–40-х годах ХХ века в Королевстве Югославия» (2017, 2018 гг.). В ней сделана попытка связать славянский вопрос с темой русской эмиграции. В книгу вошла известная работа «Русские в Бане Врнячке», написанная сербскими специалистами на основе скрупулезного изучения документов в архивах. В книгу также вошла и молитва сербов о русском народе, найденная мной в Архиве Югославии. Вторая — «Русская эмиграция: Запад-Россия-Восток» включает доклады участников международной конференции «Сербско-русское содружество: 20–40-е годы ХХ века и современность», статьи, посвященные святителю Иоанну Шанхайскому (Максимовичу), имевшему русские, сербские и польские корни, соединившему своей деятельностью не только Россию, Югославию и Китай, но Францию и Америку. Впервые были опубликованы на русском языке недавно обнародованная материалы из тайных архивов УДБЕ (Управление государственной безопасности Югославии). И наконец, моя брошюра «Послания трех русских эмигрантов с Дальнего востока королю Александру I Карагеоргиевичу: русский мир в голографических зеркалах истории» (Москва, 2020, издательство МПГУ), показавшая, что связь с Королевством Югославия представителей русского мира, разбросанных по всему миру после революции, осуществлялась не только на церковном, политическом и культурном уровнях, но и на простом, бытовом. Королю могли написать и бывший полковник, и студент, и есаул, и многие другие, чтобы попросить помощи. Поражает то, что даже в экстремальных ситуациях русские беженцы ставили проблему православного образования и воспитания на первый план. Мне удалось впервые издать на русском языке монографию Томы Миленковича «Образование детей русских эмигрантов в Югославии: 1919–1941 годы» (2019). В предисловии я провожу параллель между русской эмиграцией между двумя мировыми войнами и современной. К сожалению, проблемы эмиграции остаются до сих пор актуальны.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/23/beite_...

В ПСТГУ пройдет вечер памяти выдающегося церковного историка М.Е. Губонина 20 ноября 2007 г. 17:01 В среду 21 ноября в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоится вечер памяти, посвященный 100-летию выдающегося церковного историка Михаила Ефимовича Губонина. Начало вечера в 16.00 в конференц-зале ПСТГУ (Новокузнецкая ул., 23 Б). М.Е. Губонин родился в Москве. На его духовное становление особенно значительное влияние оказал Преосвященный Петр (Руднев), епископ Коломенский. Будучи иподиаконом епископа Петра, он невольно становился участником богослужений Святейшего Патриарха Тихона, когда они совершались в сослужении архиереев. Михаил Ефимович окончил Московское художественное училище живописное отделение. В 1927-28 гг. и 1935-40 гг. выполнял договорные художественные работы в различных госучреждениях. В 1947-48 гг. и 1953-57 гг. при Московской Патриархии занимался реставрационно-художественными работами в храмах Москвы и пяти епархий. В 1961-. работал художником на кондитерской фабрике «Красный Октябрь» и по совместительству в Издательском отделе Московской Патриархии (1960-е гг.). Участвовал в создании сени над ракой святителя Алексия, митрополита Московского, в кафедральном Богоявленском соборе в Москве. Им были выполнены рисунки резьбы по дереву для всей сени. Воевал в Великую Отечественную войну — 22 июля 1941 г. был призван на фронт. После окончания Тульского оружейно-технического училища он в составе седьмого Гвардейского кавалерийского корпуса в должности начальника топографической службы дошел до Берлина. Войну окончил в звании гвардии старшего лейтенанта с тремя орденами и пятью медалями. Всю свою жизнь Михаил Ефимович посвятил созданию многотомного научно-исторического архива, материалы которого связаны с жизнью и деятельностью Святейшего Патриарха Тихона и историей Русской Православной Церкви ХХ века. Общий объем архива — около 14 тыс. страниц машинописного текста. Это один из самых крупных исторических архивов, собранных в условиях гонений на Церковь в ХХ веке. Он включает в себя: Перед самой кончиной он успел закончить еще одну огромную свою работу — составил продолжение строевского словаря архиереев Русской Православной Церкви и епархиальные списки иерархов. Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/326649.htm...

Вечер памяти выдающегося историка М.Е. Губонина пройдет в Москве Москва, 20 ноября 2007 г. 21 ноября в Свято-Тихоновском университете состоится вечер памяти, посвященный 100-летию выдающегося церковного историка Михаила Ефимовича Губонина. М.Е. Губонин родился в Москве. На его духовное становление особенно значительное влияние оказал Преосвященный Петр (Руднев), епископ Коломенский. Будучи иподиаконом епископа Петра, он невольно становился участником богослужений Святейшего Патриарха Тихона, когда они совершались в сослужении архиереев. Михаил Ефимович окончил Московское художественное училище живописное отделение. В 1927-28 гг. и 1935-40 гг. выполнял договорные художественные работы в различных госучреждениях. В 1947-48 гг. и 1953-57 гг. при Московской Патриархии занимался реставрационно-художественными работами в храмах Москвы и пяти епархий. В 1961-67гг. работал художником на кондитерской фабрике " Красный Октябрь " и по совместительству в издательском отделе Московской Патриархии (1960-е гг.). Участвовал в создании сени над ракой Святителя Алексия, Митрополита Московского, в Кафедральном Богоявленском соборе в Москве. Им были выполнены рисунки резьбы по дереву для всей сени. Воевал в Великую Отечественную войну – 22 июля 1941 г. был призван на фронт. После окончания Тульского оружейно-технического училища он в составе седьмого Гвардейского кавалерийского корпуса в должности начальника топографической службы дошел до Берлина. Войну окончил в звании гвардии старшего лейтенанта с тремя орденами и пятью медалями. Всю свою жизнь Михаил Ефимович посвятил созданию многотомного научно-исторического архива, материалы которого связаны с жизнью и деятельностью Святейшего Патриарха Тихона и историей Русской Православной Церкви ХХ века. Общий объем архива – около 14 тыс. страниц машинописного текста. Это один из самых крупных исторических архивов, собранных в условиях гонений на Церковь в ХХ веке. Он включает в себя: • свод материалов для биографии Святейшего Патриарха Тихона; • акты Святейшего Патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917-1943гг.; • воспоминания современников о Святейшем Патриархе Тихоне. Перед самой кончиной он успел закончить еще одну огромную свою работу – составил продолжение строевского словаря архиереев Русской Православной Церкви и епархиальные списки иерархов. Начало вечера в 16-00 в Конференц-зале ПСТГУ (Новокузнецкая ул., 23Б) 20 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24937.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010