Трофима в Арле XII в. 414 , в рукописи пизанского собора (Exultet) 415 , в стенописях церкви Урбана в Риме XII в., где возле Богоматери, сидящей с веретеном, находится служанка 416 ; на новгородских, так называемых, корсунских вратах 417 , на древней митре, принадлежащей г. Буржуа в Кельне 418 и др. Перевод этот удерживается на Западе не только в памятниках XIV в. (лат. Библия нац. библ. 1378–1394 гг. lat. 18, fol. 348, где благовещение напоминает памятники Византии: Богоматерь в синих одеждах и красных сапожках сидит на троне с веретеном в руке; перед ней стоит архангел с жезлом и жестом), но и в XV в., как, например, в рукописи нац. библ. 1167 (л. 31), где Богоматерь представлена с ткацким станком 419 . Перевод благовещения без рукоделья – явление также нередкое в памятниках западных. В латинском Евангелии нац. библ. IX в. 8850 Богоматерь с распростертыми руками сидит на византийском троне; архангел держит в левой руке жезл с крестом на верхнем конце его 420 . В Евангелии Оттона X в. в Ахенском соборе: Богоматерь, в разноцветном одеянии, простирает руки к архангелу, одетому в белую тунику и сероватую верхнюю одежду; тип архангела старческий 421 ; вся миниатюра напоминает византийские образцы худшего достоинства. Напротив, очень приятное впечатление производит миниатюра латинской рукописи нац. библ. X в. 9448 (graduale, fol. 1); ее простые и изящные формы отражают в себе красоту древнехристианского искусства. Несколько простых изображений в трирском кодексе Эгберта 422 , в рукописной французской Библии Филиппа Смелого XV в. (нац. библ. fr. 167), одно в рукописи XII-XIII вв., изданной Бастаром 423 , где не только Богоматерь без рукоделья, но и архангел без жезла, и одно в эскизах Чимабуэ во флорентийской галерее Питти 1 и 5 424 . В мозаическом изображении алтарной апсиды в храме Марии Великой ранее XIV в. находится уже вверху Бог , от которого исходит по направлению к Богоматери Св. Дух в виде голубя 425 ; в рукописи нац. библ. 9591 (л. 129) есть также Св. Дух, а благовествующий архангел стоит на коленях; на иконе христианского музея в Ватикане 1445 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Неправомерно, однако, совсем отказывать авиньонским папам в стремлении к реформе. Так, Бенедикт XII попытался ограничить финансовые злоупотребления в курии, повысить образовательный уровень духовенства, провел важные реформы орденской жизни. Авиньонские папы стремились возобновить крестоносное движение, активно развивали миссионерскую работу на Востоке от Чёрного м. до Китая, интенсифицировали (особенно начиная с понтификата Урбана V) переговоры об унии с правосл. Церковью. В 1369 г., впервые за 700 лет, визант. имп. Иоанн V посетил Рим. Несмотря на пребывание по др. сторону Альп, авиньонские папы стремились укрепить свое положение в церковном гос-ве, поддерживали постоянное сообщение с Римом, к-рое морским путем требовало тогда не менее недели. Подготовка к возвращению в Рим началась при Иннокентии VI , к-рому с помощью кард. Альборноса удалось восстановить власть на большей части папского гос-ва в Центр. Италии. В 1365-1370 гг. Урбан V впервые предпринял попытку лично закрепиться в Риме, но вынужден был под давлением правителя Милана из рода Висконти вернуться в Авиньон. Григорий XI , едва сумев преодолеть сопротивление Висконти, скончался в Риме еще до завершения мирных переговоров. Неопределенность положения папы в городе, противоречия в коллегии кардиналов между итальянцами и французами подготовили начало Схизмы в католич Церкви на рубеже XIV-XV вв. Лит.: Deprez E. Les préliminaires de la guerre de Cent ans: La Papauté, la France et l " Angleterre (1328-1342). P., 1902; Renouard Y. La Papauté à Avignon. P., 19622; Vries W. de. Die Päpste von Avignon und der christliche Osten//OCP. 1964. Vol. 30. P. 85-128; Mollat G. Les papes d " Avignon (1305-1378). P., 1966; Genèse et débuts du Grand Schisme d " Occident (1362-1394). P., 1980; Miethke J. Kaiser und Papst im Spätmittelalter. Zu den Ausgleichsbemühungen zwischen Ludwig dem Bayern und der Kurie in Avignon//Zschr. f. hist. Forschung. 1983. N 10. S. 421-426. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова: ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ название, к-рое получили события в Париже в ночь с 23 на 24 авг. (т. е. перед днем памяти ап. Варфоломея) 1572 г., «избиение» гугенотов

http://pravenc.ru/text/62770.html

1376 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района Сумской области по состоянию на 1 января 1956  г. 1377 Там же. Список священнослужителей с указанием наград. Декабрь 1957 г. 1378 АСЕУ. Дело иеромонаха Симеона (Нестеренко). 1379 Там же. Письмо епископа Сумского и Ахтырского Евстратия архиепископу Черниговскому и Нежинскому Андрею от 23 апреля 1958 г. 1380 Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Терицкаройский//ЖМП. 1985. 6. С. 58. По данным послужных списков Глинской пустыни за 1918 г. митрополит Зиновий родился в 1895 г. в семье мещанина (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 76). 1381 ГАСО, ф. 454. оп. 1, д. 3, л. 76; ГАКО, ф. 750, оп. 1. д.266, л. 3 об. 1382 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 75 об. — 76. 1383 ГАКО, ф. 750, оп. 1, д. 266, л. 4. (Дело о проведении обряда посвящения в монашеский сан послушников Глинской пустыни 16—17 марта 1921 г.). 1384 Там же, л. 6. В книге архиепископа Мануила «Каталог русских архиереев за последние 60 лет (1897—1957)». Чебоксары, 1959. Ч.Ш на с. 68 ошибочно указано, что митрополит Зиновий принял постриг в монашество в 1917 г. 1385 Личный архив автора. Письмо игумена Исаии (Коровая). 1386 Там же. Письма митрополита Зиновия архимандриту Иоанну (Маслову). 1387 До 1960 г. Владыка Зиновий был епископом Степанаванским, затем Тетрицкаройским. 1388 Православный церковный календарь, 1980. Издание Московской Патриархии, 1979. С. 150. 1389 Личный архив автора. Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша) архимандриту Иоанну (Маслову). 1390 Там же. Письма митрополита Зиновия (Мажуги) архимандриту Иоанну (Маслову). 1391 Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Тетрицкаройский//ЖМП, 1985, 6. С. 59. 1392 В архиве Сумского епархиального управления сохранилась справка о крещении Ивана Сергеевича Маслова. Его крестным отцом был Симеон Котляров, а крестной матерью — Евфросиния Никифорова. 1393 Отец Иоанн с детства был очень болезненным, а в армии болезненность сильно обострилась. Он девять месяцев лежал в больнице с диагнозом ревматизм. 1394 Махно Лев, прот. Светлой памяти моего друга игумена Марка (Лозинского). Машинописный текст. Книга игумена Марка (Лозинского) «Отечник проповедника» издана в Москве в 1996 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Евр. 1:3. 1378 Точное изложение православной веры 3, 18 — PG 94, 1076D. 1379 Афанасий Александрийский, Против эллинов, 42 — PG 25, 84В. 1380 Там же, 44 — 88С. 1381 Лк. 6:19. 1382 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 4,18 — PG 94,1181 С. Ср.: Кирилл Александрийский (псевдэпиграф), О Троице, 23 — PG 77, 1164D 1383 Григорий Богослов, Слово 25, 16 — PG 35, 1221С. 1384 Он же, Песнопения таинственные, 3, 84–89 — PG 37, 414D–415A. 1385 В упомянутом сочинении Григория Нисского таких слов нет. См., также, выше: примечание к 2, 19, 93. 1386 Григорий Нисский, К Евномию 1, 46 — Jaeger 1, 161–162 — PG 45, 393D–396A. 1387 Мф. 26:64. 1388 Лк. 24:49. 1389 Максим Исповедник, Προς Μρινον — PG 91, 200А. 1390 Афанасий Александрийский [Sp.], Sermo in annuntiationem deiparae, 9 — PG 28, 929A. 1391 См.: там же, 3 — 920С. 1392 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 19; 20 — PG 26, 573С–576А. 1393 Там же, 580А. 1394 Иоанн Дамаскин. Изложение православной веры 4, 18 — PG 94,1181С; Кирилл Александрийский (псевдэпиграф), О Троице, 23 — PG 77, 1164D. 1395 Григорий Нисский, Adversus Apollinarem, 5 — PG 45, 1132D. 1396 Он же, Contra Eunomium, 3, 1 — PG 45, 593 С/W. Jaeger (ed.), Gregorii Nysseni opera, vols. 1.1 & 2.2. Leiden: Brill, 1960, p. 437. 1397 Василий Великий, Против Евномия 5 — PG 29, 772D. 1398 1 Кор. 1:24. 1399 Василий Великий, О Святом Духе, 8, 19 — Bruche, 141/PG 32, 104А. 1400 См.: Кирилл Александрийский, De sancta trinitate dialogi, 7 — PG 75, 1097B; Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 33 — PG 75, 573C. 1401 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 8, 2 — PG 3, 889D. 1402 Пс. 92:1. 1403 Афанасий Александрийский [Sp.], Disputatio contra Arium, 37 — PG 28, 488C. 1404 Он же, Orationes très contra arianos, 3, 35 — PG 26, 400C. 1405 Там же, 3, 36 — 401В. 1406 Ср.: Кол. 1:17. 1407 Ин. 1:3. 1408 Афанасий Александрийский, Orationes très contra arianos, 3,61 — PG 26,452BC. 1409 Притч. 8:23. 1410 Афанасий Александрийский, Orationes très contra arianos, 3, 65 — PG 26, 460B. 1411

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Так, в 1454 г. Джон Мей, архиеп. Арма, отлучил правителя Энри О Нейла за покушения на церковное имущество. Передача церковных должностей внутри рода, конкубинат, а в гэльских областях фактически легализованные браки духовных лиц настолько распространились, что церковные власти редко пытались искоренить злоупотребления. Широко практиковались ходатайства к Папскому престолу о диспенсациях . Движение за духовное возрождение выразилось в распространении обителей странствующих орденов, преимущественно францисканцев-обсервантов. Несмотря на возражения англо-ирландских монахов, в 1445 г. провинциалом францисканцев в И. впервые был назначен ирландец Уильям О Рагаллаг (О " Рейли). Викарием-провинциалом обсервантов, особенно популярных в гэльских и англо-ирландских землях, в 1460 г. стал ирландец Неемия О " Донохью. Стремление к независимости от англ. руководства проявляли и др. ордены (доминиканцы, августинцы, госпитальеры св. Иоанна), обители к-рых находились на территории колонии. Францисканский мон-рь Мойн. XV в. Францисканский мон-рь Мойн. XV в. Экспедиция Лайонела и провозглашение Килкеннийских статутов не привели к существенному облегчению положения колонии. Уже в 1378 г. парламент постановил заплатить выкуп правителю Томонда Мурхаду О Бриану, разорявшему Лейнстер, однако колонисты не смогли собрать необходимую сумму. В 1393 г. юстициарий и примас И. гарантировали уплату дани Шану О Рагаллагу (О " Рейли), угрожавшему разорением Мита. Крупные военные экспедиции, предпринятые в 1394-1395 гг. и в 1399 г. кор. Ричардом II, а также принцем Томасом Ланкастером (в 1401-1402), Джоном Толботом (в 1415) и Эдмундом Мортимером (в 1424-1425), не изменили положения. В 1398 г. в стычке с ирландцами погиб Роджер Мортимер, наследник англ. престола. К XV в. территория англ. колонии значительно сократилась, бóльшая часть острова находилась под властью англо-ирл. магнатов и гэльских правителей. Территории, подвластные англ. короне, получили название Пейл (Пэль; от позднелат. palus - ограда).

http://pravenc.ru/text/674067.html

200 . Урбан V (Гильом де Гримор) (28 сентября/6 ноября 1362 – 19 декабря 1370) 201 . Григорий XI (Пьер Роже де Бофор) (30 декабря 1370/3 января 1371 – 26 марта 1378) 202 . Урбан VI (Бартоломее Приньяно) (8/18 апреля 1378 – 15 октября 1389) Климент VII (Роберт, граф Женевский) (антипапа) (20 сентября 137816 сентября 1394) 203 . Бонифаций IX (Пьетро Томачелли) (2/9 ноября 1389 – 1 октября 1404) Бенедикт XIII (Педро де Луна) (антипапа) (28 сентября 1394 – 26 июля 1417) Климент VIII (10 июня 1423 – 26 июля 1429) Бенедикт XIV (12 ноября 1425–1430). 204 . Иннокентий VII (Козимо Мильорати) (17 октября/11 ноября 1404 – 6 ноября 1406) 205 . Григорий XII (Анджело Коррер) (30 ноября/19 декабря 1406 – 4 июля 1415) Александр V (Петр Филарго) (антипапа) (26 июня 1409 – 3 мая 1410) Иоанн XXIII (Балтазар Косса) (антипапа) (17 мая 1410 – 29 мая 1415) 7. Папы эпохи Ренессанса 206 . Мартин V (Оддо Колонна) (11/21 ноября 1417 – 20 февраля 1431) Климент VIII (Гил Санчес Муньос) (антипапа) (10 июня 1423 – 26 июля 1429) Бенедикт XIV (Бернард Ганьер) (антипапа) (1425–1430 [?]) 207 . Евгений IV (Габриэле Кондульмер) (3/11 марта 1431 – 23 февраля 1447) Бенедикт XV (Жан Карьер) (антипапа) (1433–1438 [?]) Феликс V (Амадей, герцог Савойский) (антипапа) (5 ноября 1439 – 25 апреля 1449) 208 . Николай V (Томмазо Парентучелли) (6/19 марта 1447 – 24 марта 1455) 209 . Калликст III (Алонсо де Борха) (Борджа) (8/20 апреля 1455 – 6 августа 1458) 210 . Пий II (Энеа Сильвио Пикколомини) (19 августа/3 сентября 1458 – 14 августа 1464) 211 . Павел II (Пьетро Барбо) (30 августа/16 сентября 1464 – 26 июля 1471) 212 . Сикст IV (Франческо делла Ровере) (1/9/25 августа 1471 – 12 августа 1484) 213 . Иннокентий VIII (Джамбаттиста Чибо) (29 августа/12 сентября 1484 – 25 июля 1492) 214 . Александр VI (Родриго де Борджиа) (11/26 августа 1492 – 18 августа 1503) 215 . Пий III (Франческо Тодескини-Пикколомини) (22 сентября/1,8 октября – 18 октября 1503) 216 . Юлий II (Джулиано делла Ровере) (1/26 октября 1503 – 21 февраля 1513)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

275 Св. благовер. Александр Невский, сыновья его Димитрий и Андрей (Воскр. 9, 267. 272), Иоанн Калита (Степ. 1, 402), сыновья его Иоанн (Соф. Вр. о 1359 г.) и Симеон (Ник. 3,202. Духовная его в Собр. грам. N 24). Княгини инокини: св. Анна вдова В. К. Михаила – мученика, св. Феодосия, в иночестве, Евфросиния, вдова В. К. Ярослава и мать Александра († 4 мая 1242 г.); В. Княгиня Мария, в иночестве – Марина († 1262 г.); Мария вдова убиенного Кн. Димитрия Мих. Тверского) В. Княг. Александра († 1365); Анастасия вдова Кн. Андрея Сузд. († 1378), В. К. Мария – в иночестве Фотиния († 3 мар. 1399). (Соф. Bp. 1, 223. Ник. Лет. 4, 9. 18). 276 Рост. Лет. у Карамз. 4. пр. 140. Троицк. Лет. 226. Он погребен в Юрьевском Михаиловом монастыре; как он, так и отец его Святослав († 1253), сын В. Кн. Всеволода 3, в старинных Святцах поставлены между святыми. 278 Без соотношения к Сергию основались в XIV в. только Новгородские монастыри, еще два, три в других местах. Святителем Моисеем основаны: а) Архангельский на Сковородке в 1348 г. б) Волотов Успенский 1352 г. в) Воскресенский на Деревеницах, 1354 г. г) женский Иоанна Богослова 1354 г. д) Св. Духа в 1357 г. в) Успенский в Радоковицах с 1357г. Наставником Моисея благоч. Макарием построены Колмов Успенский с 1310, Николаев Белый с 1313. Кроме того, известны Новг. монастыри – Рождественский на Десятине девичий с 13290г., Спасский на Ковалеве с 1345, св. Андрея на Ситечке с 1370 г., Сырьинский Успенский Пр. Киприана с 1385 г., Николаевские-на Лятке прежде 1357 г., на Сокольей Горе с 1389 г., на Понеделье прежде 1386 г., на Чудинцевой улице с 1390 г., на Папоротке с 1403 г., Рождественский на Лисичьей Горе с 1389 г., на Щилове Покровский прежде 1386 г., на Козмодемьянской улице Спасский с 1394 г., на Видогоще Троицкий общий с 1402 г., на Веренде Спасский с 1406 г., на Видогоще Спасский с 1406 г. (Собр. Лет. т. 3, 59. 84–86. 103. 132. 57. 181. 182. т. 4, 34–37. 106. 109). Во Пскове Снятогорский ок. 1310 г.. Николаевский на Валку с 1395 г. В Архангельске Архангельский, Георгиевский на Городце Шелонском, Михаилов на Шелони прежде 1352 г., Каргопольский Спасский с 1350 г., Каргопольский Успенский девичий ок. 1355 г. В Твери Спасский за городом с 1360 г. Желтиков с 1394 г. Афанасьевский; в Перми Ульяновский; в Туле Веневский Николаевский; в Нижнем Новгороде Печерский, основанный собеседником Сергия Дионисием Суздальским , в Суздале Спасский пр. Евфимия, ученика Диоинсиева. В Ростове Св. Иакова и Григорьевский. В Рязани Солотчинский. О других выше пр. 67. 68. 69. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

13. Памт стою карпа и папула… мн и стыхъ гоже начло помнути по хс постра 1376 . —122— 18. Оусъпени стго и прхвальнаго апла и еванглта лукы… чтьть памт том у аплу аще правьдьнаго памт съ похвалою 1377 . 20. Стго мка артеми… мни го гоже начло по вънесении га и спса нашего на нбс 1378 . 21. Памт прпбнаго оц наше илариона… житие прпбнаго го нач в палестин градъ сть 1379 . 22. Жити прпбнаго оц наше аверки гоже начало марку антонину 1380 . 23. Памт ста икова брат гн… понимани тому ап лу муже начло не тако сласть добродтелнлюбьцю 1381 . 24. Стго мка ареы и иже съ нимь… мни ихъ гоже начло лто убо б 1382 . 26. Стго великаго мнка димитри… мучени стго гоже нач имше скимптры максиминъ еркули 1383 . 31. Житие прпбнаго оц наше аврами муже начло мужь добродтелнлюбьць 1384 . Ноябрь . 1. Памт стма безмьздникома козмы и дамиана… чтьтс памт стма 1385 . —123— 2. Памт ста анкюдина и иже съ ин… мни ихъ 1386 . 3. Памт стхъ мн къ акепсимы и иже съ нимь… мни ихъ 1387 . Въ ть днь памт прподобнаго оц наше иоаникин чьтеть и того жити 1388 . 6. Памт стго паула исповдьника… жити ста . 11. Памт сты мкъ мины и виктора и викенти… мни ихъ 1389 . Въ тъ днь сътворть памт прп бнаго оц наше еодора студиискаго… жити прпбнаго оц. 13. Памт въ стхъ оц наше златоуста… жити го. 14. Памт стго ап ла илипа… въспоминани о апл. 15. Чю и мни стхъ исповедникъ 1390 . 16. Памт ста и еуалиста мате… въспоминани о апл. 17. Памт стго григори чюдотворьца… жити стго 1391 . 18. Памт стою мни ку платона и романа… мни стго платона 1392 . 23. Памт ста григори еппа акраганьскаго… жити го 1393 . 25. Памт ста сщномка петра папы альандрьска и ста сщномка климента папы римьска… об мучении стою. 26. Памт ста мка мьркури и прпбнаго алумпи стълньник… жити стго алумпи 1394 . 27. Памт ста икова пьрснина… мини го гоже начло аркадиви 1395 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

161 . 3. Alia precatio. TLG 2022/60. CPG 3035. PG 37, 521–522. 162 . 4. Itinerarium Constantinopolitanum. TLG 2022/61. CPG 3036 (Carmina de se ipso). PG 37, 1020–1021. Плач u моление ко Xpucmy. C. 10–14. [T. II. C. 109–111.] TLG 2022/61. CPG 3036. 163 . 1. Luctus. PG 37, 1384–1385. 164 . 2. De Dei desiderio. PG 37, 1433. 165 . 3. Carmen lugubre pro sua anima. PG 37, 1396. 166 . 4. Lamentatio ad Christum. PG 37, 1406. 167 . 5. Lamentatio ad Christum. PG 37, 1422. 168 . 6. Alia lamentatio. PG 37, 1423. 169 . 7. Supplicatio ad Christum. PG 37, 1421. 170 . 8. De se ipso. PG 37, 1408. Плач Григория o себе самом. C. 14 –17. [T. II. C. Ill –113.] TLG 2022/61. CPG 3036. 171 . 1. Luctus. PG 37,1286. 172 . 2. Carmen supplex. PG 37, 1282. 173 . 3. Ad Christum. PG 37, 1305. 174 . 4. Lamentatio. PG 37, 1397. 175 . 5. Lamentatio alia. PG 37, 1397. 176 . 6. Lamentatio. PG 37, 1430–1431. K самому себе. C. 17–19. [T. II. C. 113–114.] TLG 2022/61. CPG 3036. 177 . 1. Ad se ipsum 25 . PG 37, 1427. 178 . 2, 3. Lamentatio. PG 37, 1404–1405. 179 . 4. In secessionem (XXXIII) 26 . PG 37, 1283:13–16. 180 . 5. In mortuum mundo. PG 37, 1383. К душе своей. С. 19–20. [Т. II. С. 114–115.] TLG 2022/61. CPG 3036. 181 . 1. Ad animam suam (LXXVIII 27 ). PG 37, 1425. 182 . 2. Ad animam suam (LXXXI). PG 37, 1427. 183 . 3. Ad animam suam (LXXIX). PG 37, 1426. Плач о душе своей. C. 20–22. [T. II. C. 115–116.] TLG 2022/61. CPG 3036. 184 . 1. Carmen lugubre pro sua anima. PG 37, 1394–1396. 185 . 2. Adhortatio ad se ipsum, ut mentem ad Deum convertat. PG 37, 1431–1432. 186 . Упреки неразумным стремлениям души. С. 22–24. [Т. II. С. 116–117.] Objurgatio adversus partem animae rationis expertem. TLG 2022/61. CPG 3036. PG 37, 1381. Ha плоть. C. 24–26. [T. II. C. 117–119.] TLG 2022/61. CPG 3036. 187 . 1. Adversus carnem. PG 37, 1378–1381. 188 . 2. Carmen elegiacum. PG 37, 1287. Ha лукавого. C. 26–30. [T. II. C. 119–121.] TLG 2022/61. CPG 3036. 189 . 1. Adversus diabolum. PG 37, 1397. 190 . 2. Diabolum a se dipellit, ac Christum invocat. PG 37, 1399.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Паки ж[е] за некое несгласие святый 1362 старец глаголаше ж[е], к некоим: «разумно да будет вам, як[о] не до конца имат быти Иларион настоятелем зде», – еже и збысться 1363 во время свое 1364 . Себе ж[е] святый 1365 яко единаг[о] от новоначалных 1366 вменяше и безлобием 1367 вся крамолы прехожаше 1368 . Некогда ж[е] и тайно хотяше отити в Пахнутьев манастырь. И в един от днии изыде из манастыря, никому [же] 1369 от братии ведущу 1370 . И прииде л.116. во другий манастырь свой 1371 Христова Рожства 1372 , иже бяше внутрь града 1373 . И ту едину нощь преьыс[ть] 1374 , всячески мышляше 1375 пути касатис[я] во свое пострижение, но от некоего приходящих к нему едва умолен быв до конца во своем манастыри пребыти 1376 . Он же преклонся молению его, да не отскорбит чад своих, вкупе с ним пойде из града в манастырь свой. Братиям же всюду ищущим ег[о], и не обретаху. И вси в велицей скорби бяху, яко и живота отчаявшеся, и недоумеваху, что сотворити, и всюду рыщущу 1377 ; и приидоша близ града, об. и увидеша старца 1378 , идуща в манастырь свой, и падше со слезами покланяхуся 1379 ему, лобызающе 1380 его радостными 1381 душами, яко некое великое б[о]гатество 1382 обретше. Прочее 1383 живяше конечно смиренномудрием 1384 и долготерпением. И уведавшу ж[е] 1385 преподобному яко от некоего извещения свое 1386 к Богу преставление, призва ученика своего, именем 1387 Касяна 1388 , реч[е] ему: «чадо, возми от руку моею грешную две сия власеницы 1389 , ихже ношах на теле моем 1390 грешнем, и едину неси и дай повару, инок[у] 1391 Евстратю 1392 , а другую – дай другому 1393 повару, иноку Илинарху 1394 . Весте сами вы 1395 все Евстратиевы л.117. бродетели: отнеле ж[е] пострижеся, конечное послушание стяжа, посту ж[е] и молитве неленосно прилежа; [и] 1396 без рптания вся службы манастырьские 1397 проходя, напиач[е] же в поваренной службе обещася работати на святую братию 1398 и до кончины живота своего. Бе бо велико умиленье стяжал, як[о] же древний Ефросим 1399 : всегда взирая на огнь, во уме помышляше негасимый огнь и муку вечную 1400 грешником; и сим смиряя душу свою и всегда себе укаряя 1401 и повинна творя себе 1402 негасимому 1403 огню, и от сего велию ползу [себе] 1404 об. обрете, яко ж ми сам поведа, егда [ж] 1405 хотях его пременити от тое 1406 службы 1407 . Он же паде на землю пред ногама моима грешныма, и полия землю слезами, и 1408 моля мое недостоинство 1409 , еже не пременитис[я] от такоя 1410 службы и не лишену быти великия ползы. Аз ж[е] удивихся усердию его и оставих 1411 его в поварни работати 1412 Богу и святой братие 1413 . Внимай, брате Касяне 1414 , егда по моем преставлении изволит архимандрит Иларион пременити его от службы сея, рцы ему, дабы не пременял его 1415 . Тако ж и другий повар Илинарх 1416 , сему л.118. ревнуя добродетельному житию, подвизается трудодюбным подвигом. Сего ради надеюся, да и о мне грешнем помолят Бога, да молитвами их милостивый 1417 человеколюбец, Христос Бог нашь и мне простит многая моя согрешения».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010