Димитрий Иоаннович и Евдокия Димитриевна воспитывали своих детей «в благочестьи» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 498). Поэтому можно предполагать, что в детстве такое воспитание получил и К. Д., по-видимому проживавший вместе с матерью в Кремле и загородных селах. 1 февр. 1394 г. вместе с Евдокией Димитриевной и старшими братьями К. Д. присутствовал на торжественном освящении митр. Киевским св. Киприаном каменной ц. Рождества Пресв. Богородицы в Московском Кремле ( Присёлков. Троицкая летопись. 1950. С. 444). В 1-й пол.- сер. 1406 г. вел. кн. Василий Димитриевич подписал докончальную грамоту с К. Д. (Описи Царского архива XVI в. и Архива Посольского приказа 1614 г./Ред.: С. О. Шмидт. М., 1960. С. 50-51). По-видимому, она была заключена на условиях старшего брата. Между 16 сент. 1406 и нач. 1407 г. К. Д. был включен в самое раннее из известных завещаний Василия I. Он благословлял «брата своего и сына (указание на подчиненное положение.- А. К.)» К. Д. и давал ему «в удел Тошню да Устюжну, по душевнои грамоте отца нашего, великого князя», кроме того, К. Д. получал права один раз в неск. лет собирать пошлины с московской трети (ДДГ. С. 57. 20). Несмотря на то что в число гарантов выполнения этого завещания, которые должны были «печаловаться» о его выполнении, К. Д. не вошел, реализация условий великокняжеской духовной делала его одним из удельных князей, что позволило ему сформировать свой военно-служилый двор. 13 февр. 1407 г. по поручению старшего брата, откликнувшегося на просьбу псковских послов, К. Д. был отправлен на княжение из Москвы в Псков, куда прибыл 15 марта. Поэтому 7 июня того же года он не смог быть на похоронах матери в ц. Вознесения в Московском Кремле. Во время эпидемии в Пскове 29 марта 1407 г. по приказу К. Д. в течение дня в городе была построена деревянная ц. во имя свт. Афанасия Иерусалимского. Службу в церкви «сотвориша всем священым собором», чтобы «преставил Бог належащую болезнь смертную» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. С. 30). В отсутствие союза с Новгородом К. Д., к-рый, по словам псковского летописца, в это время был «еще ун... но умом совершен», решил «со псковичи» предпринять военные действия против Ливонского ордена, столкновения с к-рым к тому времени продолжались уже несколько лет. 26 июня 1407 г. войско во главе с К. Д. выступило в поход. Псковская рать далеко продвинулась в Ливонскую землю; К. Д. с богатыми трофеями вернулся в Псков, где вскоре «мор преста». 20 июля князь покинул город и отправился в Москву.

http://pravenc.ru/text/2057070.html

Кто встанет в один ряд с убиенным Царем? Кто из новомучеников? Все встанут. Но только после него. И хронологически, так сказать, а главное по величию его жертвы. Кто-то скажет, что ко времени казни Царской семьи многие уже пострадали от новой власти и в 1917, и в 1918 годах. Так-то оно так, но не будем забывать, кто первым из новомучеников Церкви вступил на свой голгофский путь, кто первый сделался жертвой сначала измены, трусости и обмана, так называемых «верноподданных», а потом только жертвой ритуального заклания и всесожжения от врагов Христовых. Без царской христоподражательной жертвы не было бы и тех сонмов новомучеников и исповедников, коих имена мы далеко не все знаем. А с чем сравнить чудеса царские от святых его икон и по молитвам к нему и семье? Кого из новомучеников Господь так прославил как мучеников царских? Вспомним как это было в канун их церковного прославления. Вот когда многоценный бисер царский щедрою рукою предложен был народу некогда мятежному, а ныне, вроде бы опомнившемуся. Можно было подумать - вот оно, торжество правды Божией. Царь вернулся, как и было предсказано святой его супругой. Вернулся уже в качестве небесного заступника и покровителя Земли Русской. Вот тут бы и припасть к стопам царским с горячей и покаянной молитвой, чтобы лилась она непрестанной рекой народной веры, надежды и упования. Однако, идут годы. Вот уже почти 20 лет как прославлен Государь. Вот уже 100 лет минуло со дня его мученической кончины. Было время, когда он в земной жизни по долгу своего служения и по любви к Отчизне делал все возможное и невозможное ко благу народному. Народ тогда не понял этого и не оценил. Теперь же спустя 100 лет, после всех горьких лишений и невосполнимых потерь, можем ли мы опять не узнать времени посещения своего, пройдем ли мимо отцовских объятий, останемся ли в далекой стране для того, чтобы делить пищу со свиньями? Мы слишком часто сами себе бывали врагами. Но сегодня необходимо помнить, что внешние враги России никуда не делись. Наоборот, за истекший век они только усилились.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/16/be...

Летом нынешнего года, о. Иоанн (Крестьянкин) два месяца молился в уединении на одном из деревенских приходов в Эстонии, как он это делает уже несколько десятков лет. Никто из его духовных детей даже не дерзает в это время беспокоить его. Но вот один из священноиноков, довольно высокого сана, без благословения батюшки прибыл в Эстонию и стал домогаться встречи с ним. Ему объяснили, что о. Иоанн не принимает никого, тем более, что вопрос мог вполне подождать. В ответ на это люди, преданные духовные дети старца, были названы гебистами, предателями православия, лишающими православный народ общения со старцем. Поскольку подобные обвинения келейники отца Иоанна слышали не раз, то они даже не обратили на это внимания. Но каков же был их ужас, когда в их домик ворвались детины из эстонской полиции, учинили форменный допрос, потом вломились в келью старца, который спал в этот час с тем, чтобы " освободить его " и передать письмо от приехавшего священника... Отцу Иоанну больше девяноста лет! Его не раз арестовывали. Ему это как бы не впервой, и он рассказывал потом об этом случае с улыбкой. Но все же... После этого " ареста-освобождения " у него был микроинсульт, и два дня все трепетали за его жизнь. Почти 20 лет назад, когда я впервые попал к отцу Николаю на остров, у него не было ни келейниц, ни охраны. Да и ездили к нему тогда немногие. Нанять лодку стоило три-пять рублей. Потом, к концу восьмидесятых, когда к батюшке стали наведываться состоятельные богомольцы, лодочники стали ломить аж по 25 рублей. И простой бабульке из Пскова, всю жизнь окормлявшейся у старца, добраться до него стало труднехонько. Потом, когда батюшке исполнилось, кажется, 82 года, появилась мать Валентина. Потом Татьяна. Они ухаживали за отцом Николаем, готовили ему. В столице начался странный паломнический бум на остров. Я ни в коем случае не хочу хоть в чем-то упрекнуть тех, кто стремится к старцу: это благодатный подвижник, и для всякого православного великое счастье повидать его и тем более получить благословение. Иногда благословение на всю жизнь. Так случилось и со мной. Именно о. Николай предсказал мне монашеский путь и благословил на него, когда я даже и не помышлял о монашестве.

http://zavet.ru/inn-tihon.htm

  20 января 2021 г. 14:30 Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-bepcuя. Дмитрий Анохин 30 декабря 2020 г. 14:45 29 декабря 2020 года исполнилось 40 дней со дня кончины митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова). В своем последнем интервью, данном «Журналу Московской Патриархии», глава   Татарстанской  митрополии , человек энергичный и полный разнообразных планов, подробно рассказал о перспективах развития вверенного ему удела Божия. С особой радостью владыка Феофан сообщил об открытом в Казани православном детском саде «Родник» — проекте, которому было суждено стать последним завершенным делом неутомимого архипастыря. PDF-bepcuя. Дмитрий Анохин 29 декабря 2020 г. 12:25 Ровно 400 лет назад на Московском Соборе Патриарх Филарет и его царственный сын Михаил Федорович учредили Сибирскую епархию с центром в Тобольске. Она стала первой православной епархией в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. С годами Сибирская епархия стала самой обширной в Русской Церкви, а сегодня это одна из крупнейших митрополий в Сибири. Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал о том, как развивается возглавля­емая им митрополия. PDF-bepcuя. Николай Терентьев 28 декабря 2020 г. 14:00 Переславская епархия отмечает в этом году пятилетие своего возрождения, а образована она была в 1744 году. В Переславле родился святой благоверный князь Александр Невский, юбилей которого страна будет отмечать в следующем году. В чем главная задача правящего архиерея, почему служить здесь мечтают многие священники и есть ли необходимость в специальной повседневной светской одежде для духовенства, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов). PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/interviews/page/6/

В своем выступлении казачий генерал, атаман Мещерского войска, депутат Касимовской Городской Думы Валерий Камшилов сказал, что Запад ведёт против России войну нового типа — ментальную. Задача этой войны — одолеть Россию без единого выстрела, без единого ракетного пуска, свести на нет превосходство России в ракетно-ядерном вооружении. Смысл такой войны — в разрушении глубинных представлений русского народа о себе, о своих литературе, истории, о государственных деятелях и о самом государстве. Если противнику удастся уничтожить глубинные представления народа, которые определяют место этого народа в истории, то исчезнет народ, исчезнет его национальная история. После круглого стола состоялся концерт. О прошедших в Касимове мероприятиях, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому, рассказал в телефонном интервью «Русской народной линии» один из их организаторов, вице-президент РОО «Рязанское Землячество», депутат Касимовской городской думы, член Совета Международного фонда славянской письменности и культуры, председатель Совета атаманов России, генерал-полковник казачьих войск Валерий Васильевич Камшилов: Более 20 лет тому назад скульптор Вячеслав Михайлович Клыков привёз бюст основателю города Юрию Долгорукому. Но, к сожалению, по объективным причинам в ту пору нам не удалось установить памятник. Однако всё это время меня не оставлял в покое вопрос: почему мы не поставили памятник основателю города? Но вот вчера мы освятили бюст святого благоверного князя Александра Невского, в честь его 800-летия. В тот же день состоялся круглый стол, на котором историками была высказана мысль, что по преданию святой благоверный князь скончался именно в Касимове – Городце Мещерском. Я по жизни исповедую поговорку «один в поле – воин», поэтому всегда беру всё на себя. У меня есть благословение старца Илии (Ноздрина) на будущие проекты. Поэтому я продолжу свою работу. Буду трудиться над созданием и установкой памятника святому князю Андрею Боголюбскому. В этом году исполняется 910 лет со дня его рождения. Также в планах – установка памятника основателю Касимова Юрию Долгорукому. Кстати, по преданию Городец Мещерский основан на сто лет раньше Москвы .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/31/li...

Владыка Иоанн В ноябре 2014 г. Собор православной интеллигенции, возглавляемый В.Е. Семеновым, обратился к тогдашнему губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой поспособствовать установке памятника митрополиту Иоанну (Снычеву) в северной столице. «Существенный вклад в духовное возрождение Санкт-Петербурга и его жителей в свое время внес Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Иван Матвеевич Снычёв). Только в течение пяти лет он возглавлял Санкт-Петербургскую епархию, но за это время количество православных в нашем городе выросло более чем в два раза и достигло 57,5% горожан, о чем свидетельствуют данные опросов социологов Петербургского государственного университета. Мы помним смутное криминальное время начала 90-х, когда всевозможные местные и зарубежные " проповедники " и сектанты наводнили город. Именно тогда Владыка Иоанн решительно вступил в борьбу с деструктивными силами, вселяя в души потерявших духовно-нравственные ориентиры людей надежду», – подчеркивалось в обращении. Тем не менее, отмечалось в письме, историческая справедливость торжествует. «В октябре этого года в Самаре, несмотря на сопротивление так называемой либеральной интеллигенции, был установлен памятник  Владыке Иоанну и его духовному наставнику Митрополиту Мануилу (Лемешевскому). Вместе с тем, в Самаре уже много лет находится еще один, так и неустановленный памятник Митрополиту Иоанну, работы известного скульптора В.М.Клыкова (автора монумента маршалу Жукову на Красной площади в  Москве  и многих других значимых скульптур), где Владыка изображен как мудрый учитель, народный пастырь. Это последнее монументальное произведение известного скульптора – своего рода завещание потомкам», – указывали авторы документа. «Многоуважаемый Георгий Сергеевич! Мы обращаемся к Вам с просьбой задействовать силы Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга, а самое главное, Ваш авторитет для того, чтобы  памятник Митрополиту Иоанну  обрёл свое заслуженное место в нашем городе. Православное большинство петербуржцев поддержит Вас. И стоит вспомнить, что ровно через год, 2 ноября 2015 года исполняется 20 лет со дня безвременной кончины этого выдающегося православного подвижника, пастыря и патриота России», – подчеркивалось в обращении.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/28/vl...

Решение о помиловании и замена на пожизненное принесли сперва облегчение, но ненадолго. С этого момента стала точить мысль: да, тебе сохранили жизнь, но свободы не видать. Прошение об освобождении ты можешь подать лишь через 25 лет со дня вынесенного приговора, и неизвестно, что решит суд. Самое тяжелое в ситуации, когда тебе выносится смертный или пожизненный приговор, - это когда от тебя отказываются близкие. Но милость Божья ко мне была незаслуженно велика. И хотя после приговора жена сразу подала на развод, от меня не отреклись мои родители. К своей первой в жизни исповеди я готовился год. Исповедовал и причащал меня о. Николай Ведерников. Вы спрашиваете, какие радости могут быть в такой жизни, когда ты сидишь с одним и тем же человеком много лет, гуляешь час в день в специальной камере два на три метра с решеткой вместо двери и крыши? Элементарное письмо с воли. Прогулка не час, а два, свидание с близкими. А для верующего человека радость - это еще и приход священника, исповедь, причастие, участие в строительстве храма. Нас, пожизненников, не выпускали, но мы прямо в камере шлифовали деревянные детали для иконостаса. Мне повезло: из окон нашей камеры виден купол нашей церкви. И когда садится солнце, купол сияет в его лучах. И это тоже приносит радость и умиление. Это чудо, что у нас есть такое утешение - потому что пять лет назад об этом и подумать было нельзя. Если у тебя нет веры в Бога, то просто деградируешь. Все интересы сводятся к животным потребностям: покурить, поесть. Один, например, в письме написал, чтобы прислали 20 кг сала. Его на еде заклинило, он все время думает только об этом " . Иерей Михаил Урсов, настоятель храма пророчицы Анны в селе Жуковка Зубовополянского района Мордовии, окормляет осужденных колонии ИК N1: " Пожизненники - как больные, у них все время печаль в глазах и тяжесть на душе. Озлобление, отчаяние, уныние - эти чувства они переживают чаще всего. Но увидеть другого человека, поговорить с ним - для них уже радость, отсюда и постоянная потребность в таком общении.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Сам я искренне считаю, что получил Патриаршую литературную премию за то, что прожил сорок лет в Церкви, двадцать лет проработал в монастырском издательстве… Еще в молодости мой первый духовник протоиерей Геннадий Огрызков своим примером показал, как следует поступать в жизни, на какие принципы опираться, чтобы с полным правом считать себя верующим человеком. И если в какой-то мере получается идти по выбранному когда-то пути, — конечно, ошибаясь, конечно, греша, конечно, оступаясь, — то Господь, может быть, видя все эти слабые мои усилия, захотел поддержать меня. — Как Вы думаете, может ли Патриаршая премия повлиять на развитие литературы в нашей стране? — Это очень сложный вопрос, но, мне кажется, что не только может повлиять, но и должна. Посмотрите хотя бы на то, что желающих принять участие в этом конкурсе в 2021 году стало в два раза больше, чем в прошлом. И обострение борьбы за эту премию мне лично показывает, что такая премия нужна, она может и, я очень надеюсь, будет влиять на развитие литературы. — Как главный редактор монастырского издательства, как писатель, драматург, преподаватель Литинститута, какие мысли, идеи, переживания Вы хотите донести сегодня своему читателю, студенту, зрителю? — Вы знаете, когда я читаю тот или иной курс в институте, пишу сценарий или работаю над книгой, я, прежде всего, хочу сказать о том, насколько необходимо нам всем оставаться людьми — верить в Бога, быть мужественными, чтобы защищать образ Божий в человеке, человеческое достоинство и противостоять разложению общества. Настоящий писатель во все времена призван отстаивать принципы духовного устройства жизни. Для меня образцом в этом смысле является Федор Михайлович Достоевский, который никогда не отступал от этих принципов. — В этом году наша страна отмечает не только 200-летний юбилей Федора Михайловича, но 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Вы более 20 лет возглавляет издательство монастыря, который был основан его сыном, великим князем Даниилом Александровичем Московским. Кто для Вас эти святые? Есть ли у Вас личные отношения с ними, чувствуете ли Вы их заступничество?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5813229...

скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Тарас 15 января 2014, 18:10 А если говорить именно об описываемой в приведённом выше " Сказании... " встрече, то в книге Анатолия Мацукевича, вышедшей, в 2004 году, автор предполагает, что не получил тогда благословения у старца один из двух братьев Волконских - генерал-майор князь Сергей Александрович Волконский (1788 - 1865), бывший членом Союза благоденствия и Южного общества (осуждён впоследствии по 1-му разряду на 20 лет каторжных работ, потом срок сократили до 15 лет, отправлен на Нерчинские рудники, а затем переведён на поселение). Правда, очевидец того события из книги А. Мацукевича свидетельствует о том, что к старцу приходили оба брата, один из которых удостоился благословения, а второй - нет. Информацию привожу из книги " Всюду Серафим! " о Всероссийском праздновании в 2004 году 250-летия со дня рождения в городе Курске преподобного Серафима Саровского чудотворца. Составитель - Андрей Александрович Эдоков. С уважением и наилучшими пожеланиями, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Тарас 15 января 2014, 18:08 Понимаю, что мой ответ вряд ли будет прочитан Павлом, автором предыдущего сообщения, так как оставлено оно было около полутора лет тому назад, однако, надеюсь, что справедливости ради, предположу, что Павел имел в виду лжеученика преподобного Серафима и гонителя дивеевских сестер Ивана Тихоновича Толстошеева. Что же касается " сомнительного " посещения, то и здесь, я полагаю, вмешались отголоски воспоминаний о другом - о ставящемся многими под сомнение факте посещения батюшки Серафима императором Александром Первым предположительно перед тем, как стать старцем Фёдором Кузмичом (эта " встреча " даже вдохновила художника М. Маймона на написание в начале ХХ века живописного полотна). Павел 1 августа 2012, 19:26 Насколько я припоминаю более-менее серьезные исследования жизни отца Серафима, там эта история с декабристом ставилась под сомнение. А насчет иеромонаха Иоасафа было бы не лишним напомнить, что он, насколько мне известно, завидовал отцу Серафиму и интриговал против него, а после его смерти попытался захватить власть в Дивеевской общине и тем самым нанес ей вред. Впрочем, надеюсь что меня поправят более знающие люди, если я ошибаюсь.

http://pravoslavie.ru/55215.html

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине. По окончании Литургии настоятель храма архимандрит Серафим (Шемятовский) обратился к митрополиту Илариону со словами приветствия. «Сегодня мы отмечаем 20-летие со дня открытия подворья здесь, в Москве, которое осуществляет отношения между нашими Поместными Церквами. В этот день хотел бы Вас сердечно поблагодарить за Вашу любовь, внимание, которое Вы оказываете нашему представительству», — отметил, в частности, отец архимандрит. На молитвенную память архимандрит Серафим преподнес владыке Илариону святую панагию. Настоятель храма также сердечно поблагодарил представителей Поместных Православных Церквей за участие в праздничном богослужении. Поздравительное послание Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава по случаю 20-летия основания представительства Православной Церкви Чешских земель и Словакии огласил архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил. В послании, в частности, говорилось, что в 1999 году Святейшим Патриархом Алексием II и Блаженнейшим Митрополитом Дорофеем было совершено великое освящение храма святителя Николая в Котельниках и утверждено представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле. «На протяжении двадцати лет представительство служит братскому единству наших Поместных Церквей вокруг одной Чаши Христовой. Уповаю, что и в дальнейшем общим трудом и молитвой наше единство будет только крепнуть», — отмечалось также в послании. Архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил вручил архимандриту Серафиму (Шемятовскому) награду Православной Церкви Чешских земель и Словакии — орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (II степени). Поздравительное послание Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Тихона огласил протоиерей Даниил Андреюк. «Православная Церковь в Америке имеет свое представительство в Москве — храм святой Екатерины . Мы верим, что задача представительства является очень важной: это задача поддержания общей веры через диалог, сохранение согласия через дружественные отношения и поддержание единства через Евхаристическое сослужение. По молитвам святой Екатерины, святой мученицы за веру, и святителя Николая, который является выдающимся примером истинного христианского пастыря, да будут наши усилия по сохранению православной веры, дружбы и единства в Теле и Крови Христовых благословенны и успешны», — в частности, отмечалось в послании.

http://patriarchia.ru/db/text/5529683.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010